21.04.2012 18353

Разработка идеи русской национальной школы ведущими представителями отечественной педагогики

 

К.Д. Ушинский: основные элементы «народной школы». Одним из первых попытку рассмотреть идею русской национальной школы в применении к начальной школе предпринял К.Д. Ушинский. По мнению педагога, национальное есть необходимый и существенный компонент народности. Это означает, что каждый народ должен строить свое воспитание и образование, исходя из национальной идеи своего народа. «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и его направление, различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут переходить и часто переходят от одного народа к другому», - утверждает К.Д. Ушинский.

Выдвинув идею народности как ведущую в своей педагогической теории, К.Д. Ушинский попытался показать, что народ не есть целое. Он понимал, что в жизни воспитание должно быть неодинаково для разных социальных групп. Оторванное от народных, национальных корней воспитание, по его словам, не только отрывает отдельные социальные группы от народа, но и противопоставляет их ему. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим, - писал К.Д. Ушинский, - выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, - с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим».

По мнению К.Д. Ушинского, истинное воспитание сохранилось в простом народе, впитавшем в себя все «лучшие национальные черты»: язык, устное народное творчество, песню, природные особенности, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли, - пишет педагог, - что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет даже в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

С позиций принципа народности анализирует К.Д. Ушинский русское воспитание и образование. Наиболее важное ключевое значение из публикаций, посвященных анализу отечественного воспитания и образования, имеют статьи: «О нравственном элементе в русском воспитании», «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова».

В первой статье преимущественно анализируется русское воспитание. В ней он выделяет воспитание простого народа и дворянства. К.Д. Ушинский считает, что основой воспитания простого русского народа является патриархальность, соединенная с древним христианством.

Однако уже с середины XIX века началось быстрое разрушение патриархальности, и К.Д. Ушинский с горечью пишет: «Сознавая вполне жизненную необходимость движения народа вперед по пути образования, так и проникновение этого образования в самые низшие слои народонаселения, мы вместе с тем не отвернемся от того печального явления, что цивилизация действует разрушительно на патриархальную нравственность всякого народа, если сама цивилизация не вносит с собой новой, уже не патриархальной, а гражданской и общечеловеческой нравственности».

К.Д. Ушинский доказывает, что именно теперь, когда общественные реформы принесли свободу миллионам граждан и когда на народ обрушились все отрицательные стороны цивилизации, от водки до безнравственной литературы, а потому грамотность «грозит сойтись с подонками нашей литературы», но, с другой стороны, сам народ «высказывает потребность нравственного преобразования - должно, наконец, серьезно подумать об устройстве русской народной школы».

Русская национальная школа, как утверждает педагог, бесспорно, должна аккумулировать все передовые знания и открытия в области педагогики, «но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы и созданы нами, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии». Такая школа, по мнению К.Д. Ушинского, должна органически соединить в себе светское и духовное начало, должна быть построена на христианских началах и началах науки, которые следует соединить не только в учебных планах и программах, но прежде всего в народных учителях, «... народных не потому, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие характеристические свойства и привязанности истинно христианским европейским образованием».

За основу содержания образования в русской национальной школе К.Д. Ушинским взято положение о необходимости изучения начал русской народной жизни и народного характера, дабы осуществлять воспитание детей в соответствии с национальными особенностями и традициями народа.

В своих работах К.Д. Ушинский делает попытку дать характеристику, правда, довольно общую и отвлеченную, русского народа, которая, по его мнению, должна стать основой воспитания русского ребенка: «Глубинные, задушевные принципы патриархального быта, чуждые юридической строгости, меркантильной жестокости и расчетливости западных народов; преобладание то льющегося непрерывным ручьем, то разливающегося широкой рекой славянского чувства, порывистого, неровного, но имеющего достаточно силы, чтобы иногда одним натиском вынести человека из самой глубины нравственного омута не вершины человеческого достоинства, необыкновенное обилие инстинктов, скорее, угадывающих, нежели изучающих, необыкновенная, изумляющая иностранцев, восприимчивость ко всему чужому, льется ли оно с Востока или с Запада, и вместе с тем стойкость в своей национальности, хотя часто бессознательно; наконец, древняя православная религия с ее всемирно-историческим значением, религия, превратившаяся в плоть и кровь народа, - вот что заложено в народности русского воспитания».

- Целевые установки воспитания педагог отразил в своих т. н. «требованиях национального воспитания», которые включали в себя следующие положения: Общей системы народного воспитания не существует не только на практике, но и в теории, и германская теория есть не более как теория немецкого воспитания;

- У каждого народа своя особенная система воспитания, потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем становится невозможным;

- Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы она ни была стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен «пытать свои собственные силы»;

- Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она является «общей для всех народов и не для всех людей составляет цель и результаты жизни»;

- Общественное воспитание не решает само вопросов жизни и «не ведет за собой истории, но следует за нею». Не педагогика и не педагоги, а сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее; «воспитание только идет по этой дороге», и, «действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней» отдельным личностям и новым поколениям.

По мнению К.Д. Ушинского, у каждого народа есть свой идеал человека, на основе которого возникает идеал воспитания. Раскрыть содержание этих идеалов «призвана каждая народная литература и народный язык», которые являются лучшими выразителями народности. «Язык народа, - утверждает педагог, - лучший, никогда не увядающий... цвет всей его духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся его родина... Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более».

Обнародовав свои взгляды на роль родного языка в развитии национальной культуры в статье «Родное слово», К.Д. Ушинский глубоко обосновал идею необходимости в фундаменте образования иметь родной язык и родную культуру, прежде всего литературу, а иностранные языки должны были теперь стать уже дополнительными предметами обучения.

Но мало теоретически доказать, что в основе всего образования, а если быть точным, в основе содержания образования должен быть родной язык, - надо еще и создать это содержание.

К.Д. Ушинскому удается решить эти задачи - он пишет учебники, в основе которых лежит родной язык, родная литература, культура, природа, отечественная история. Автор показал средства национального воспитания, доказав, что в основе содержания образования в народной школе должна лежать родная культура, и прежде всего - родной язык.

Следует заметить, что во всей педагогической системе К.Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.

В учебных книгах К.Д. Ушинского, и особенно в «Родном слове», разнообразно представлена большая часть жанров русского фольклора. Столь широкое обращение к народной поэзии не может объясняться лишь ее доступностью и привлекательностью для детского восприятия, но связано с принципиально новым содержанием образования, построенном на принципах и идеях народности.

Закладывая основы русской национальной школы, К.Д. Ушинский решающую роль в содержании образования отводит труду, показывая его значение в формировании нравственного облика учащегося. К.Д. Ушинский увещевает, что, пока в обществе каждый человек трудится, общество развивается, но как только в обществе складывается ситуация, когда значительная часть людей может переложить свой труд на других (римское общество, американское - в южных штатах), так сразу же начинается духовная и моральная деградация общества.

Чем дальше от труда члены данного общества, тем отвратительнее в умственном, духовном и нравственном отношении это общество.

Отсюда К.Д. Ушинский делает принципиально важный для педагогики вывод: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни, зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достаточной, ни счастливой».

Основываясь на этом выводе, К.Д. Ушинский излагает общие принципы такого воспитания и обучения, которое должно развивать в ребенке любовь к труду и умение трудиться. С одной стороны, это должно быть серьезное отношение педагогов к обучению и воспитанию, а с другой, «преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы». Идеи трудового воспитания были развиты автором во многих своих работах, в т. ч. «Труд в его психическом и воспитательном значении», а затем положены в основу «Педагогической антропологии», главная мысль которой сводилась к объяснению принципа природосообразности в новом проявлении.

Таким образом, в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского четко прослеживается идея русской национальной школы, которая зиждилась на основе народного воспитания - национальная идея воспитания. Его отражение в содержании образования русской народной (национальной) школы - залог успеха в воспитании и обучении молодого поколения. Собственно обучение в такой школе, по мнению К.Д. Ушинского, должно было осуществляться через непосредственный контакт детей и «народного учителя» - выходца из народной среды, носителя и транслятора национальных идей. К средствам взаимодействия учителя и учеников К.Д. Ушинский относил изучение родного языка и литературы, родной истории, особенностей природных и климатических, приобщение к труду и народному творчеству. Однако на пути создания русской национальной школы К.Д. Ушинский вычленил комплекс проблем. Самую трудную проблему представляло народное образование, да и вообще все первоначальное образование.

В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» К.Д. Ушинский писал об отсутствии материальных и моральных средств для создания народной (национальной) школы и даже самого понятия «народная школа». Об этих же проблемах говорил К.Д. Ушинский в статье «Вопросы о народных школах»: «В основу всяких прочных улучшений в народном быте, в основу всякого движения вперед цивилизации сельского населения должна, необходимо, неизбежно, лечь народная школа, которая бы, внося в наши села и деревни здравое первоначальное воспитание, открыла зрение и слух, душу и сердце народа урокам великих наставников человечества: природы, жизни, науки и христианской религии».

Для появления народных школ, считает К.Д. Ушинский, необходимо, чтобы «в народе пробудилась потребность учиться» и «средства удовлетворить этой пробудившейся потребности». И хотя, по утверждению К.Д. Ушинского, такая потребность в народе уже пробуждается, государственное финансирование происходит не достаточно эффективно, перераспределяя средства в сфере образования.

Существует и еще одна трудность: «...Нет решительно учителей для народных школ», нет еще и самой идеи народной школы, хотя первоначальных школ по родным ведомствам существует много. «Но это не народные школы, соответствующие тому понятию о народной школе, которое, вслед за Песталоцци, выработано Германией; а училища, устроенные для различных, иногда вовсе не воспитательных целей и более или менее удовлетворяющие своему назначению: это не школы, которые бы полагали прочные начала умственному и нравственному развитию народа».

Чтобы реализовать идею народной школы, нужно было решить целый комплекс вопросов. Главный вопрос: кто и как должен заниматься народным образованием? К.Д. Ушинский отвечает - сам народ: «Мы видим, что наша народная школа, как ни слабы еще до сих пор ее начатки, уже действительно начинается у нас, и начинается самым естественным образом, из понимания народом необходимости образования для жизни и из теплого источника любви родителей детям, которых отцы хотят приготовить к жизни лучше той, которую они сами вели».

Говоря о народной школе, К.Д. Ушинский подчеркивал, что школа должна «всецело» принадлежать «самому народу». Такой виделась К.Д. Ушинскому земская школа, наиболее прогрессивная в педагогическом и материальном отношении, наиболее быстро развивающаяся школа.

Таким образом, опираясь на теорию народности в воспитании, К.Д. Ушинский не только проанализировал историю и современное состояние мирового и Российского образования, но и разработал основы идеологии и теории русского народного (национального) воспитания и образования отечественной школы; разработал содержание образования; методики обучения в начальной (народной) школе; определил характер воспитания и обучения; разработал теорию подготовки русского учителя; организацию школы.

Согласно теории К.Д. Ушинского, при создании русской национальной школы необходимо учитывать следующие положения:

- Соединяя в себе духовное и светское начала, школа аккумулирует и транслирует передовой опыт с целью развития основ традиционной русской народной педагогики;

- Национальная идеология является основой образования, ибо предполагает развитие умственных, нравственных и этических качеств представителей определенной этнокультурной среды;

- Построение учебно-воспитательного процесса осуществляется с учетом геоэтнических (влияние природных и климатических условий конкретного региона на развитие личности) и этнокультурных особенностей;

- Содержание, методы и формы воспитательной работы не могут быть однотипными для различных социальных групп; содержание образования в русской национальной школе обусловлено усилением русского национального компонента в предметном блоке для обеспечения сохранения и передачи этнокультурного опыта;

- Народный учитель выступает носителем и транслятором национальных традиций.

Теоретическое обоснование идеи русской национальной школы, представленное К.Д. Ушинским в своих трудах, не получило полного воплощения в педагогической практике дореволюционной России, что не умаляет его значимости для развития современного отечественного образования. Современная российская школа функционирует в условиях «существенного возрастания роли этнического фактора».

Это условие находит свое отражение в задачах воспитательной деятельности современного образовательного учреждения как стремления «выявить социализирующий потенциал этнической среды и снивелировать негативное восприятие инонациональной культуры».

Выводы, сделанные К.Д. Ушинским относительно роли русского национального компонента как базовой основы образования, могут быть использованы для решения образовательных задач на современном этапе:

- Характерной особенностью современной школы является воспитание учащихся в духе культуры мира, способности к межэтническому взаимодействию. Высокий уровень межэтнического взаимодействия предполагает этнокультурный обмен, который обусловлен изучением, аккумулированием и трансляцией традиций собственной этнической среды. В этом контексте идея сохранения и передачи национальных традиций поколениям посредством развития русской народной педагогики является актуальной, хотя применительно к реалиям современности опирается исключительно на светскость школы.

- Выбор национальной идеологии как базовой основы образования имеет место в современной школе. Другое дело, каково ее истинное содержание. Современная российская школа, как правило, учреждение многонациональное.

Отсюда приоритеты национальной идеологии должны носить общероссийский характер с тенденцией развития этнических особенностей.

- Новым и малоизученным аспектом жизни школы является учет этнокультурных и геоэтнических особенностей при моделировании учебно-воспитательного процесса, что подчеркивает бесспорную значимость данной идеи К.Д. Ушинского для развития современной педагогики и школы.

- При выявлении потенциала конкретной этнокультурной среды для воспитания и социализации личности особое внимание следует обратить на механизм трансляции этнокультурных традиций через процесс взаимодействия педагогов и учащихся. Учитель в данном случае выступает не только как носитель и транслятор национальных традиций, по словам К.Д. Ушинского, но и создатель новых средовых условий, в которых национальная традиционность получает свое развитие.

- Для современной школы не вполне приемлем смысл социального воспитания, встречающийся у К.Д. Ушинского. Бесспорно актуальна вариативность содержания форм и методов воспитательной работы образовательных учреждений. Однако уповать на необходимость организации воспитания в зависимости от установок и потребностей различных социальных групп может пагубно отразиться как на социально-политической жизни общества, так и на развитии образования в целом.

- Крайне осторожными необходимо быть и с идеей усиления русского национального компонента в отечественном образовании.

В.Я. Стоюнин: основы «русской национальной школы «. Последователем К.Д. Ушинского в разработке идеи русской национальной школы был известный педагог второй половины XIX века В.Я. Стоюнин.

В основе педагогической системы В.Я. Стоюнина лежат «любовь к человеку и уважение личности, индивидуальный подход в воспитании». Эти принципы он считал главными для школы, если она ставит своей целью образование и воспитание человека, полезного обществу, своей стране.

Путь воспитания человека-гражданина он видел не только в создании бессословной школы, но и в изменении структуры и содержания образования, новых методов преподавания с использованием воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. При этом непременным условием должно быть использование творческого труда учащихся, воспитание нравственной связи с народом и чувство патриотизма на уроках истории и литературы, развитие самосознания учащихся. «Государству, - писал В.Я. Стоюнин, - нужны такие же люди, как и обществу, т. е. честные, развитые граждане; следовательно, приготовление хорошо школой для общественной жизни и годных для службы государственной, интересы которой должен понимать каждый образованный гражданин».

В своих педагогических исканиях В.Я. Стоюнин опирался на достижения прогрессивной педагогической мысли 40-60-х годов, основные направления которой были сформулированы в трудах В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Вслед за В.Г. Белинским и Н.И. Пироговым, он поддерживал и развивал идеи воспитания человека-гражданина, «любящего правду и готового стоять за нее горою», гуманизма в воспитании, всеобщего образования и демократизации школы, сближении ее с жизнью, воспитывающего обучения и необходимости сознательного усвоения учащимися изучаемого предмета.

С большим одобрением В.Я. Стоюнин отнесся к исканиям К.Д. Ушинского в контексте определения содержания задач и значения принципа народности в воспитании, педагогического значения родного языка и труда как основы воспитания и обучения. Он решительно поддерживал программу журнала Министерства Просвещения, провозглашенную его редактором К.Д. Ушинским. «Новая программа журнала Министерства народного Просвещения чрезвычайно обширна, - отмечает В.Я. Стоюнин,- она вмещает почти все, что только можно вместить для пользы и успехов русской педагогики».

В борьбе за создание русской национальной школы и педагогики В.Я. Стоюнин выступал против механического перенесения школьного опыта и педагогической науки западных стран в Россию. Он утверждал, что нельзя осуществлять воспитание по иностранным образцам, «оно должно быть в тесной связи с характером и духом народа, с условиями его жизни». Он соглашался, что для успехов правильного воспитания знание трудов западных педагогов и психологов нужно, однако, «это только половина знаний, другую нужно непременно добывать в глубоком изучении жизни русского общества, жизни не только современной, но и прошедшей... «, а значит нужно наряду со знанием европейской педагогики создать свою отечественную педагогику.

Неоднократно в своих публицистических выступлениях, делая упор на то, что «живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам», В.Я. Стоюнин призывал «сделать русскую школу русской». Для этого необходимо основать ее на почве народной психологии и истории, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экологические, климатические и другие условия нашей народной жизни. Нужно согласовать школу с «русскими общественными потребностями», она должна отвечать им, она должна удовлетворять их.

В.Я. Стоюнин был убежден в необходимости изменить характер деятельности школы, системы обучения и воспитания. Несмотря на рост численности школ по сравнению с началом 60-х годов и появлении ее новых типов, такой как «народный», уровень обучения и воспитания в них и в других учебных заведениях остается, по его мнению, неудовлетворительным. Те «образовательно-воспитательные» средства, которые применялись для образования и воспитания детей, чтобы подготовить человека к реальной жизни, явно не соответствовали духу общества и требованиям времени, несмотря на то, что все проекты («к нашему стыду») посылали на одобрение немецких педагогов.

По мнению В.Я. Стоюнина, для создания живой национальной школы, помимо знания законов общей психологии, необходимо изучать и свою народную психологию, национальные особенности, быт и историю народа. Возглавлять школу должны люди хорошо образованные, «понимающие святость школьного дела, с чистыми помысла об общенародной пользе». Педагог ставит вопрос о национальном воспитании практически во всех своих работах. Однако, в отличие от К.Д. Ушинского, идея русской национальной школы в трактовке В.Я. Стоюнина касается не только начальной народной школы, но преимущественно среднего (гимназического) образования.

По представлениям В.Я. Стоюнина, русская национальная школа должна разрешить комплекс проблем, нависших над российским образованием XIX века:

- воспитания человека-гражданина;

- преемственности образования;

- целеполагания в учебно-воспитательном процессе;

- взаимоотношения школы и государства;

- взаимоотношения школы и церкви;

- взаимосвязи школы и семьи.

Целью образования В.Я. Стоюнин считает воспитание людей, полезных обществу, « желающих осваивать закон и подавлять власть произвола». Для этого необходимо органичное взаимодействие трех составляющих начал гражданского национального воспитания: семьи, школы и общества. Такое взаимодействие в России или очень слабо, или вовсе отсутствует, по мнению педагога.

Воспитание в семье ведется, справедливо отмечает В.Я. Стоюнин, либо по патриархальным законам, либо по западноевропейскому образцам, бездумно перенесенным на русскую почву. Эти традиции настолько сильны, что даже в славянофильских кругах принято давать детям иностранное образование, а вместе с ним и воспитание. В.Я. Стоюнин не определяет подобное явление как западноевропейское: в каждой стране Западной Европы дети в семьях воспитываются «вполне в национальном духе». Скорее, как ни парадоксально это звучит - это чисто русское явление.

Пороки нравственного воспитания В.Я. Стоюнин видит в социальном устройстве России, все слои общества которой пронизаны чиновничьим аппаратом, диктующим свой способ общения, свои законы. Успехи в чиновничьей карьере являются мерилом социального статуса личности, поэтому даже общественные деятели меряют все чиновничьими, бюрократическими стандартами, переступая нравственные нормы. Отсюда и школа развивает и культивирует в детях карьеризм, стремление получить не знания, а диплом, позволяющий устроиться на службу; в школе царит подозрительность, основанная на недоверии к учащимся, а следовательно, остается основа лжи. «Школа, - пишет В.Я. Стоюнин, - никак не влияет на нравственность общества и народа». Когда все три звена скоординируют действия в воспитательном процессе, тогда и возможно будет создание национальной воспитательной системы, учитывающей интересы и традиции всех членов общества.

По идеальной модели В.Я. Стоюнина общество создает сеть независимых от политики и идеологии школ, которые посредством своей деятельности влияют на семью и воспитательные идеалы общества. Образуется замкнутая воспитательная система, которая вбирает в себя национальные элементы, поскольку они отвечают ее собственной национальной природе. Отличительными особенностями такой школы, по мнению В.Я. Стоюнина, являлись:

- Выбор структуры и содержания учебно-воспитательного процесса русской национальной школы в соответствии с потребностями русского общества, всецелого удовлетворения их.

- Национальная основа воспитания предполагает создание целостной воспитательной системы, ориентированной на сохранение и развитие русской национальной самобытности, а также способствующей «подготовке детей к реальной жизни».

- Необходимость взаимодействия школы с обществом (семьей, общественными, культурными и благотворительными организациями) с целью развития и закрепления механизма трансляции национальных традиций.

- Приоритет гражданского воспитания на основе национальных традиций через осознание и развитие в детях «нравственной связи с народом»; чувства патриотизма посредством углубленного изучения русской истории и литературы; развития творчества и национального самосознания учащихся с целью воспитания людей, полезных обществу, своей стране.

- Изучение и развитие национальных традиций осуществляется на основе народной психологии, быта, истории народа; повышения значимости родного языка в процессе обучения.

- Динамика развития русской национальной школы требует использования передового педагогического опыта западных стран с целью обогащения традиций отечественной педагогики.

Предложенная В.Я. Стоюниным концепция русской национальной школы не получила полного воплощения в педагогической практике своего времени. Согласно ей, учебно-воспитательный процесс в школе носил социально-ориентированный характер, а собственно школа являлась открытой педагогической системой, системообразующим компонентом которой выступала русская национальная культура. К понятию «открытость школы» в официальной педагогике относились осторожно, воспринимая его как синоним свободомыслия.

С развитием отечественной школы и педагогики педагогические идеи В.Я. Стоюнина не потеряли своей значимости. Современная школа, ориентированная на «сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, развитие культуры межэтнических отношений» стоит перед необходимостью педагогической организации среды; создания воспитательной системы, системообразующей составляющей которой может и должно стать сохранение и развитие национальной самобытности.

Однако приоритет русских национальных традиций в образовательном процессе, предлагаемый В.Я. Стоюниным в своей концепции русской национальной школы, уступает место паритету межнационального этнокультурного взаимодействия, «воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».

Ребенок (подросток, молодой человек), будучи главным субъектом воспитательного процесса, является носителем не только индивидуально- психологических, физиологических особенностей, но и этнических традиций, культивируемых в отдельной семье. Следовательно, одной из задач школы является создание условий для развития «этнофорных» характеристик учащихся через открытое взаимодействие с иной этнокультурной средой и сохранение автохтонного начала воспитанников.

В современной педагогической науке под этнофорностью понимается тяготение человека к этнической изменчивости, преобразованию устоявшихся этнических традиций определенного национального сообщества. Автохтонность, в свою очередь, определяется этнической статичностью, консерватизмом, устойчивостью национальных традиций.

Таким образом, в современной школе должен быть продуман механизм трансляции национальных традиций, равно как их обогащение посредством межэтнического взаимодействия. Очевидно, что в данном контексте идеи В.Я. Стоюнина имеют неоспоримую ценность и могут служить одним из вариантов создания подобного механизма, основой которого, по мнению педагога, должна стать эффективная организация взаимодействия школы и общества в различных направлениях.

С.А. Рачинский: сущность национального образования. Взгляды К.Д. Ушинского и В.Я. Стоюнина в контексте разработки идеи русской национальной школы во многом нашли отражение в практической деятельности школ С.А. Рачинского. Главная отличительная особенность сельской школы, по убеждению С.А. Рачинского, состоит в том, что она, прежде всего, учреждение воспитательное. В школе Рачинского господствовал дух народной культуры, традиции, сельской общинности. Его школу можно назвать школой «добрых нравов». Ее учебная программа имела художественно-эстетическую направленность. Жизнь в школе основывалась на творческом труде, большую роль выполняла игра, праздники.

С.А. Рачинский предпринял попытку изменить процесс обучения и воспитания в начальной народной школе. Воспитательная задача школы, по мнению педагога, состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа. «Та высота, - пишет С.А. Рачинский, - та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу, которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении всякого подвига..., которая в натурах страстных... ведет к ненасытному исканию...; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия...; которая во всяком русском человеке обуславливает возможность победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, - вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке».

Будучи человеком религиозным, С.А. Рачинский утверждал, что основой русской национальной школы может и должна быть православная вера, ибо в крестьянской среде она тесно переплетена с обычаями и бытом русского человека. Он впервые в педагогической практике применил «народный способ патриотизма» - путешествия по русским святым местам. Предприняв попытку показать, чего ищет народ в школе и что должна дать русскому народу сельская школа, С.А. Рачинский с горечью увещевал, что «начальная школа в России велась по образцу школ иностранных; это была, во-первых, школа совершенно светская и, во-вторых, ее программа не сообразовывалась нисколько с запросами русской народной жизни».

Отсюда С.А. Рачинский формулирует цели воспитания:

- развитие умственных сил ребенка и его воли;

- гармоничное развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований;

- создание нравственно цельного характера.

Реализация этих целей, по мнению педагога, должна осуществиться через следующие задачи:

- учить детей для последующей жизни;

- воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности;

- развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для «жизненной борьбы».

Школа С.А. Рачинского активно осваивала окружающую среду. Это выражалось в ее участие во всех сельских событиях, дабы приобщить детей к истокам русской народной жизни. В характеристике русской народной жизни С.А. Рачинский усматривал некую дуальность, а потому «школе, отрешенной от церкви», по его мнению, решение воспитательных задач не по силам, «ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, в самом широком смысле этого слова и духовных и светских».

С.А. Рачинский, увидев в народе высоту нравственного идеала, выразившуюся в стремлении жить по благодати Нового Завета, утверждал, что та высота, которая присуща русскому народу в целом, не в меньшей степени присуща русскому ребенку крестьянского сословия. Богатый материал для изучения духовных запросов русского крестьянского ребенка давали ему сочинения его учеников.

Анализируя сочинения детей, в которых они писали о том, как бы желали провести свою жизнь, С.А. Рачинский отметил тот ведущий мотив, который был в этих сочинениях - мотив поступления в монастырь: «Да, монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя - вот что совершенно искренно представляется конечной целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим мальчикам. Эта мысль не могла быть им навязана учителям, ни мало не сочувствующим нашим современным монастырям. Монастырь они и не видали. Они разумеют тот таинственный, идеальный, неземной монастырь, который рисуется перед ними в рассказах странников, в житии святых, в собственных смутных алканиях их души».

Идея религиозного воспитания пронизывает весь замысел создания русской национальной школы в сельской среде. Основу системы национального воспитания С.А. Рачинского составляли нравственные идеалы христианства и гуманизма в совокупности с понятиями «русского идеала, патриотизма, исполненного долга».

Согласно воззрениям педагога, единственно стимулирующим образование фактором в крестьянской среде может быть русская национальная школа, а в ней педагог. Школа должна развивать и укреплять позитивные традиции социума, основу которого в крестьянском сообществе составляет семья. Родители, в большинстве своем по безграмотности, не способны адекватно оценивать ситуацию, могут лишь воздействовать на ребенка через религиозное воспитание.

Таким образом, школа по отношению к обществу играет особую роль в обучении и воспитании детей, в формировании у них православного самосознания и развитии национальной гордости учеников.

Специфичность обращения С.А. Рачинского к идее создания русской национальной школы состоит в том, что ориентиром педагога выступала сельская школа, где, по его мнению, наиболее полно отражены особенности русского национального менталитета. К характерным отличительным чертам русской национальной школы С.А. Рачинский относил:

- Школа - усилитель складывающихся в народе национальных традиций, отсюда цель: осмысление, закрепление и развитие их через трудовую деятельность, обучение и тесное взаимодействие с семьей.

- Обязательный приоритет воспитания над обучением.

- Основа воспитания в русской национальной школе - православная вера как составляющая русского национального начала, где во всем многообразии проявляются нравственные идеалы христианства и гуманизма.

- Содержание учебно-воспитательного процесса имеет ярко выраженную художественно-эстетическую направленность.

Необходимой составляющей воспитательного процесса является освоение окружающей среды. Идеи, положенные С.А. Рачинским в основу своей концепции, притягивают внимание современных педагогов. Совершенно нетривиальным для своего времени и насущным для сегодняшнего дня является взгляд педагога на школу как на учреждение, в первую очередь, воспитательное. Школа как социальный институт обеспечивает реализацию социального заказа по формированию и развитию личности выпускника с условием дальнейшей востребованности ее обществом.

Выпускник образовательного учреждения не только должен владеть системой базовых знаний для реализации профессионального потенциала, но и обладать достаточным уровнем культуры, обеспечивающим возможности эффективного социального взаимодействия, социальной адаптации и самоопределения личности школьника. Решение этой задачи предполагает обновление процесса воспитания в современной школе «на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта».

Будучи формой общественного устройства, современная школа быстрее иных социальных институтов аккумулирует традиции социума, в том числе и этнические. В современных условиях вполне справедливым выглядит замечание С.А. Рачинского о том, что школа должна усиливать и развивать позитивный этнокультурный багаж. Однако предлагаемые педагогом направления деятельности школы, в русле которых идет национальное воспитание, не следует считать единственно правильными. Трудовое и художественно-эстетическое воспитание, взаимодействие школы и семьи и, наконец, собственно обучение, бесспорно, остаются важными составляющими учебно-воспитательного процесса, но с учетом современных условий развития системы образования отнюдь не единственными.

Выбор направлений деятельности образовательного учреждения, посредством которых определяется стратегия образовательного процесса и осуществляется осмысление, закрепление и развитие национальных традиций на современном этапе не может быть универсальным и зависит от множества факторов (специфики средовых условий функционирования образовательного учреждения; этнического и социального состава контингента учащихся и их семей; возможностей педагогического коллектива и прочее).

Абсолютно неприемлемым для современной школы является тезис С.А. Рачинского о роли православия как идеологической базе русского национального воспитания. Во-первых, согласно Закону об образовании, воспитание и обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации носят светский характер. Во-вторых, многонациональный и поликультурный состав учащихся школ не допускает унитарной религиозно-национальной основы воспитания.

 

АВТОР: Криворотова Т.А.