17.01.2011 36138

Принципы морали и этические категории нравственности (лекция)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Гуманизм

2. Патриотизм

3. Нравственные аспекты отношения к труду

4. Этические категории

 

ГУМАНИЗМ

 

Гуманизм (от лат humanus - человечный) - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность, как личности, заботу о благе человека и его всестороннем развитии.

В основе гуманизма лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно становиться конечной целью общества.

Само становление и развитие нравственности в решающей степени зависело от осознания и принятия гуманизма в качестве практической нормы социальной деятельности. В Центральной Азии гуманизм возникает в IX-XII веках. Выдающимися гуманистами этой эпохи были Фараби, Бируни, Ибн Сина, Омар Хайям.

Как оформленное идейное движение гуманизм складывается в Европе в эпоху Возрождения (XV XVIBB.). В этот период гуманизм выступает как идеология, боровшаяся с феодально-патриархальными порядками. Гуманисты провозгласили свободу человеческой личности, выступали против аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей.

В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали гуманисты Возрождения Петрарка, Леонардо да Винчи, Монтень, Н. Коперник, Шекспир и др. провозгласили человека венцом природы, центром мироздания.

В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное (природное) и духовное начала: он имеет право на счастье в земной жизни, и его естественное стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности. Мораль понимается ими как осуществление мирских целей - освобождение человека от всякого гнета, избавление от несправедливости и пороков, невежества, понимается как совершенствование человеческой личности.

Как это ни парадоксально, гуманистические нормы поведения формируются именно тогда, когда отношения между людьми становятся в высшей степени бесчеловечными.

В настоящее время гуманизм составляет общую основу для выявления проблем, включая глобальные, и формулу их решения. Гуманизм при этом выдвигается в качестве нормы человеческой солидарности. В докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам отмечается, что «определение общих ценностей», из которых надлежит строить систему норм человеческой солидарности, зависит от более широкого консенсуса относительно значения гуманизма и его роли в содействии благополучию людей». Авторы доклада выражают надежду, что гуманизм сможет и должен разорвать круг конфронтации и конфликтов. По их мнению, признание основополагающей ценности человеческой личности и этических ценностей; разделяемых всеми обществами, должно явиться той силой, которая направляет и определяет совместные действия ради человеческого общества и блага.

Гуманизм современности включает три аспекта: глобальность, что является сущностью нашего мира; любовь к справедливости и отвращение к насилию. В последних докладах Римскому Клубу почти все авторы само решение глобальных проблем и, следовательно, будущее человечества ставят в прямую зависимость от изменений его гуманистических целей, сознания, морали. Большинство глобальных проблем существует сегодня как актуальная угроза. Эта угроза не снимается во многих случаях и тогда, когда мы рассматриваем перспективу XXI века. Под влиянием возникающих угроз изменяется шкала ценностей, причем вес явственнее обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей.

Надежды, которые возлагаются на гуманизм, достаточно велики. Один из крупнейших ученых современности, видный общественный деятель Дж. Хаксли писал о ЮНЕСКО так: «Её мировоззрение должно основываться на какой-либо форме гуманизма, который должен быть всеобщим и вполне стремления соединить узами дружбы все народы мира, и в плане отношения ко всем народам и всем индивидам в рамках любого народа как к равным, если речь идёт об их человеческом достоинстве, взаимном уважении и возможностях получения образования».

На современном этапе в развитии человечества речь идет па столько о росте материальной и научно-технологической мощи, а главное - о его мышлении и психологии, ценностных ориентациях и гуманистических устремлениях. Почему это главное? Да потому, что всё другое теперь уже больше подавляет, чем высвобождает основное в человеке и человечестве - его разум и гуманность, элементарное чувство самосохранения. Надо вспомнить вечные истины, на которых зиждется жизнь человеческого рода. Это разум, соединённый с гуманностью.

Всемирный философский конгресс в г. Брайтоне (Великобритания, 1988 г.) выявил гуманистические устремления, ставшие ныне преобладающими в мировой философской мысли. Представители большинства философских течений были едины в признании приоритета социальных аспектов глобальных проблем и сделали акцент на человеке его сохранении и развитии как глобальной проблеме, центральной при анализе всех остальных технологических, экологических, демографических, ресурсных и др. проблем глобального характера. Это позволило логично подойти к идее о приоритете гуманистических ценностей. Огромную роль в решении глобальных проблем играет наука. Однако эта новая социальная функция мировой науки требует возрастания социальной и гуманистической ответственности учёных. Наука для человека и человечества, наука в целях решения глобальных проблем современно - вот истинная гуманистическая ориентация, которая должна вдохновлять учёных всего мира.

Моральный прогресс состоит в нарастании меры гуманности, в переходе от менее гуманного к более гуманному типу отношений. Гуманизм, понимаемый как уважение, любовь к людям, как сознание необходимости сделать человечными формы общения между ними, является одной из наиболее глубоких тенденций нравственного развития.

 

ПАТРИОТИЗМ

 

Патриотизм (patris - Отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

На основе развития материального производства складывается определенная политическая, культурная, социальная среда, которая именуется Отечеством и имеет важное значение в общественном бытии индивидов. Нравственное сознание давно зафиксировало единство человека и Отечества, выразив его в требовании патриотизма. Это сложное, богатое, исторически изменчивое социально-нравственное и нравственно-психологическое явление. По своему объективно-социальному содержанию патриотизм, призван практически способствовать, сплочению людей в рамках определенных отечеств.

Взятый в исторической перспективе, патриотизм выражает очень важную качественную ступень на пути развития, углубления общественной природы человека. Выражая принадлежность человека к данному Отечеству, к данной социальной среде, патриотизм формирует в нём сознание слитности с ними.

Патриотизм созвучен с такими понятиями, как национальная гордость, национальное самосознание. Но понятие патриотизма - более широкое понятие, так как оно имеет не столько этнический смысл - сколько означает преданность стране, государству (т. е. статический смысл):

В настоящее время практически отсутствуют моноэтнические государства, поэтому патриотами могут быть не только представители основной национальности, а люди любой национальности, являющиеся гражданами страны. Есть и другой срез патриотизма. Патриотизм как любовь к месту, где человек родился, к местности, где он живет, к тому, что принято называть малой родиной. С чувством патриотизма глубоко созвучна - гордость за свою семью, за свою фамилию. Это, прежде всего, бережное сохранение и приумножение семейных традиций, стремление не запятнать доброе имя отцов и дедов, желание своим трудом, знаниями упрочить авторитет фамилии, заслужить признание и уважение людей.

Отношение к Родине - это ценность особого свойства. Она священна. Нельзя выбирать Родину, но можно по-разному понимать и проявлять любовь к ней. Патриотизм несовместим с бездумно-апологетическим отношении ко всему, что охватывается понятием «Родина». Он предполагает трезвое отношение к достижениям и недостаткам своей страны. Нельзя любить своё только за то, что оно своё. Но в то же время критическое отношение к недостаткам не должно перерастать в национальный нигилизм, "но должно лишь побуждать к стремлению, сделать Родину лучше, способствовать её развитию.

На современном этапе общественного развития патриотизм несовместим с национальной узостью. Благо одного народа неотделимо от блага другого народа, всего человечества - эта идея издавна высказывалась передовыми мыслителями.

Другой аспект проблемы заключается в том, что грань между патриотизмом и национальным эгоизмом относительна и её легко перейти. Такие переходы нередко встречались в истории общества. Такое превращение имеет и нормативные причины - это происходит в том случае, когда патриотизм рассматривается как нравственный предел, высшее проявление моральных возможностей человека. Конечно, отождествление патриотизма с социально-нравственным идеалом не всегда и необязательно ведёт к казённому патриотизму, но создаёт такую возможность.

Человек высокого достоинства не станет националистом. Народ, уверенный в своей силе и в своём будущем, великодушен. Справедливое отношение к представителям всех наций и народностей, забота о них становятся у нас нравственным долгом. Патриотизм в условиях независимости заключается в том, чтобы поднять на подобающий уровень честь и достоинство нашей страны. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать настоящего человека, патриота своей Родины, воспринимающего свой народ равноправным среди мирового сообщества наций.

 

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

 

Труд - деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, на обеспечение общественного развития. В процессе труда возникают формы общественного сотрудничества, формируются представления о солидарности и дисциплине, о добре и зле, о любви и ненависти. В труде возникают обычаи и традиции взаимопомощи. Труд является основой формирования нравственного облика человека. Только в процессе трудовой деятельности возможно становление человека, развитие его природных задатков. Без труда индивид теряет свою человеческую сущность. Таким образом, труд является обязательным условием существования общества. Он способствует формированию таких нравственных качеств, как мужественность, дисциплинированность, сплоченность.

Такое понимание труда и такое отношение к труду возникло не сразу, Так, в эпоху Античности физический труд считался уделом рабов и свободный человек, оказавшись в затруднительном положении, предпочитал нищенство физическому труду. Но уже в XV веке один из гуманистов Центральной Азии Алишер Навои признавал нравственную ценность любого труда, полезного для общества-

Во все времена прогрессивные мыслители связывали труд с нравственным обновлением, считали, что только благодаря благородству труда жизнь становится прекрасной. Таким образом, постепенно осознаётся не только экономическая сущность труда, но и его психологические и нравственные аспекты.

Например, Л. Н. Толстой говорил, что писал благодаря осознанию общественного значения труда и потребности в творчестве. Ничто так не возвеличивает человека, как труд, утверждал он. Постепенно отношение человека к труду усложняется. Это проявляется в том, что труд рассматривается как основной вид человеческой деятельности, как средство выражения человеческой индивидуальности. Общественная и нравственная ценность личности связывается с качеством и социальной значимостью её труда.

На современном этапе социальная практика развитых стран показывает, что возможно, обладая определенным капиталом, лично не заниматься трудовой деятельностью. Но такой праздный образ жизни вызывает множество психологических проблем. Люди, ведущие праздный образ жизни, теряют понимание осмысленности жизни и не находят удовлетворения ею. В конечном итоге приходят к осознанию необходимости заниматься социально полезным трудом в какой-либо форме.

«Труд в интересах человека и в интересах общества должен стать нормой, потребностью каждого человека», - этот тезис признаётся всеми философскими школами современности.

 

ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

Этические категории - это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат - реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

Следует отметить, что обширный категориальный аппарат требует определенной систематизации. В отечественной этической теории доминируют два способа систематизации категорий.

Одни исследователи считают, что категории этики логичнее подразделять в соответствии со структурой нравственности. В этом случае они дифференцируются следующим образом: 1) категории нравственного сознания (идеал, норма и т.д.); 2) категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т.д.); 3) категории нравственного отношения (конфликт, авторитет и т.д.).

Другие исследователи считают, что сосредоточивать внимание только на одной структуре нравственности непродуктивно, так как она не раскрывает полностью все богатство и своеобразие нравственной жизни. Они предлагают классифицировать категории этики по следующим видам:

1) структурный вид - это вид категорий, отражающих структуру нравственности, ее основные элементы: нравственные формы сознания, практики, отношения (норма, соревнование и др.);

2) сущностный вид - это вид категорий, отражающих качественную определенность нравственности, отличие ее от других социальных явлений (добро, долг

и др.);

3) методологический вид - это вид категорий, отражающих критерии нравственности человека, уровни его развития (цель и средства и др.).

Существуют и иные способы классификации этических категорий.

В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых направлений.

Основным понятием этики является категория добра. С ее помощью выражается положительная нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, - понятие ада. Естественно, что положительные или отрицательные характеристики даются исходя из определенных нравственных представлений. Вместе понятия добра и зла образуют категориальную пару, охватывая тем самым практически весь нравственный универсум.

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала. Идеал - это некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности. Этический идеал можно представить как совершенную личность, служащую примером для подражания. Он может отражать и представления о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве (например, утопии Платона, Т. Мора и др.). В этом случае важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и ее оценкой другими людьми, обществом.

С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. Ведь чтобы соответствовать выбранному образцу, человек должен соблюдать определенные условия. Норма и есть такое условие, своеобразное требование к человеку. Норма не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.

Нормы могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам, а следовательно, необходимые, и в таком качестве стать внутренним побуждением. В этом случае соблюдение нормы становится долгом, т.е. личной задачей человека, его обязанностью. Долг - это нравственная форма осознания необходимости действия. Человек совершает должный поступок добровольно, из уважения к идеалу, закону (моральному) и к себе. Значимость долга в нравственной жизни такова, что в этике существует специальный, посвященный этой категории раздел - деонтология (т.е. наука о должном). Важной характеристикой долга является его связь с волевыми качествами человека. Чтобы исполнить свой долг, ему часто приходится преодолевать многочисленные трудности как во внешнем мире, так и в мире внутреннем (например, чувство страха и т.п.).

Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни. Способность человека понимать, кри-1ически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному характеризуется понятием совести. Совесть - это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки, по мнению многих философов, есть главная характеристика личности.

Категория свободы является ключевой в этике, так как нравственная реальность основывается на способности человека к самостоятельным поступкам. Совершенное под принуждением деяние не может считаться ни добрым, ни злым. Оно вообще вне сферы нравственности. В результате за вынужденный поступок человек фактически не несет никакой моральной ответственности. И наоборот, за свободно совершенное действие он ответствен в полной мере. Иными словами, свобода есть неотъемлемое качество субъекта нравственности.

Категория справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.

Кроме перечисленных выше категорий в этике есть много других общих понятий.

Добро и зло - центральные понятия морали

В самом общем виде добро - это то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни индивида и общества. Добро есть то, что позволяет индивиду и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью - злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - добродетели, справедливости и др.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага как того, что позитивно, ценно и значимо для людей.

Понятие добра соотносится с производными от него понятиями - добротой и добродетелью.

Доброта и добродетель - это моральные качества человека. Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, милосердие, благоволение и т.д.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различаются. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочу минующая любовь, которая обращена даже к spaiaM. Л гордость- гордыня- напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра. Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокооценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого.

Для уяснения морального смыслопонятия добра важно отличать его от понятия пользы. В этике существует утилитаристско-прагматическая традиция, которая ставит знак равенства между добром и практической пользой. В соответствии с этими взглядами добро есть все, что полезно, т.е. все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье.

В моральном же сознании добро - это то, что является добром для всех, для каждого индивида и человечества как целого.

Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания, интересы. Поэтому понятие добра как способ оценки поведения человека выступает в форме высшей ценности. В религиозной морали - это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоническое взаимодействие с миром, творчество. Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые соединяют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной, приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремлении к абсолютной творческой уникальности или индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, никогда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». Еще один момент, который отличает пользу от добра, это бескорыстие добра.

Зло - морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, наиболее общей и абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как человеконенавистничество, обман, вероломство, малодушие, низость и т. д.).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда деструктивно. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в общество, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Таким образом, добро и зло в этике интерпретируются как особого рода ценности. Но эти ценности не относятся к природным или стихийным событиям. То, что совершается or природы, само по себе, стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, что оценивается в понятиях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло как нравственные понятия характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Нравственным добром и нравственным злом называют то добро и зло, которое совершается при непосредственном участии внутреннего мира человека - его сознания и воли, по его выбору. Человек должен сам выбрать свои поступки, линию поведения в пользу добра или зла.

Содержание добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро - это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло - то, что отделяет от него.

Таким образом, мы видим, что в реальной жизни понятия добра и зла могут приобретать относительный характер. Однако все поступки и деяния человека следует соразмерять с высшим критерием Добра. А это возможно только тогда, когда человек обладает высокой нравственной культурой.