25.04.2012 12729

Значение труда в Исламе как средства воспитания

 

Ключ для понимания истории человечества и развития общества мы видим и в роли труда. Поэтому для познания истории Ислама, как части истории общественно-этической мысли, необходимо определить место и значение труда в учении Ислама.

Проведя анализ мусульманских источниках, мы пришли к выводу о том, что в Исламе категория «труд» считается основополагающей. Труд это способ удовлетворения потребностей общества, основа его богатства. По Исламу труд - творец общества, и, если Бог сотворил человека, то развитие человека на основе труда считалось продолжением творения Бога. Труд является средством воспитания самого человека, который только с помощью труда становится мыслящим человеком. А когда человек мыслит, он может отличить добро от зла, пользу от вреда. Тем самым он может найти свой путь к самосовершенствованию. Таким образом, труд занимает центральное место в учении и практике Ислама. В ходе исследования мы выявили, что в Исламе проповедуется идея приобщения человека к активному созиданию жизни. Общество, как известно, немыслимо без труда и без производства материальных благ, так как «кроме молитвы люди должны заниматься трудом, ибо жить за счёт чужого труда грешно». «Тот, кто не трудится, - не встречается с трудностями, не встретившись с трудностями, - он забывает Бога». Поэтому такой человек сбивается с пути (тариката). Следовательно, богоугодные деяния также связаны с трудом.

Пророк Мухаммад говорил, что «творящий - любимец Аллаха». Отсюда видно, что в основе учения Ислама лежит именно учение о труде, о созидательном и сознательном труде. По Исламу, для занятия честным трудом необходимо соблюдать следующие правила:

- «твоё ремесло не должно основываться на базе похищенного (нечестно присвоенного, чужого) имущества;

- ремеслом надо заниматься для удовлетворения своих потребностей, а не для обогащения;

- ремесло считать источником своих доходов (благ), а благо происходит от Бога;

- с тем, кто нечестным трудом приобретает богатство, не вступать в деловые отношения;

- в процессе своей трудовой деятельности (не допускать) не совершать грехов.

По Исламу воспитание в труде - это, прежде всего «воспитание любви к труду», при этом в проводится сравнение, что это то же самое, что поддержка любви к учению, к знанию, воспитание любви к людям, к природе, ко всему живому, сущему, прекрасному, ведь если не поработать во благо людей, красоты, то, как же их можно полюбить. Труд - это и развитие склонностей, воспитание характера, нравственности, убеждений - все педагогические задачи и цели сводятся к одному - к труду. Одна из главных целей Ислама - привитие человеку любви к труду. Как известно, труд входит в духовную жизнь человека, и первым шагом в исламском воспитании является предельное сближение умственного и физического труда. Ведь, общеизвестно, что умственный труд имеет такое же значение для воспитания, как и физический. В Священной книге мусульман Коране есть высказывание о том, что «нужно сочетать оба вида труда, развивать как (раас) голову, так и (аядин) руки». Согласно Исламу человеку нужно привить любовь к «будничной работе». И эта подготовка, т.е. подготовка к труду, сказано в Коране, должна проводиться по всем линиям воспитательной работы, а важнейшей из них является сознание, мысль, духовная жизнь. Человек должен понимать, что и для чего он делает. Труд перестаёт быть обыденным, банальным, скучным, он начинается с замысла, с мысли, с мечты и заканчивается появлением чувства удовлетворения и гордости. Человек должен научиться переживать радость труда, понимать его значение. Ведь, там, где труд, там и слово Бога воспитателя, там размышление о величии труда, там его осмысление. Трудовое воспитание - это отличительная черта Ислама.

В Исламе труд имеет две стороны - личную, индивидуальную и общественную. Вполне естественно, говорят исламские источники, что труд должен приносить удовольствие, через создание каких-то ценностей, чего-то такого, чем можно пользоваться. В меру своих возможностей человек создаёт себе комфортные условия, накапливает материальные богатства. Но в обществе люди, как известно, разные по своим возможностям как физическим, так и умственным. Поэтому Исламом предусмотрено следующее, на наш взгляд очень важное положение. Часть произведенного или накопленного посредством своего труда, человек обязан жертвовать ради общества, в пользу этого общества, в его благо. Это, прежде всего забота о настоящем человеческом счастье, то есть о жизни.

Согласно Исламу без труда, во всей его сложности и многогранности, человека очень сложно воспитать, так как отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. При этом любовь к труду, то есть трудолюбие, как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляется у него наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности. Воспитательная роль труда, по Исламу, зависит от того, как он отражается в духовной жизни, как преломляется в мыслях и чувствах, насколько глубоко затрагивает волевую сферу. Ведь, как известно, соединение умственного труда с физическим - это не увеличение физической нагрузки рядом с умственной, а постоянное применение интеллектуальных усилий в физическом труде.

Трудолюбие - это, прежде всего сфера эмоциональной жизни людей. Человек стремится работать тогда, когда труд даёт ему радость. Радость труда - сильная воспитательная сила, благодаря которой человек осознаёт себя членом общества.

Однако радость труда, несравнима ни с какими другими занятиями, приносящими радость. Эта радость невообразима без ощущения, переживания прекрасного, красоты, но здесь прекрасное - не только то, что получает человек, но, скорее всего то, что он создаёт. Радость труда - это красота человеческого бытия, в процессе изучения которой, человек переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. А важная воспитательная задача, согласно Исламу, заключается в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости, каждого человека основывалась на трудовом успехе. И по Исламу педагогическая мудрость воспитания посредством труда заключается в том, чтобы утвердить в сердце человека отношение к труду. Ведь труд - это не только жизненная необходимость, без которой немыслимо человеческое существование, но и сфера проявления духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрываются богатства человеческих отношений.

По Исламу, труд мобилизует человека, является дисциплинирующей силой, которая воспитывается только в процессе выполнения продолжительного трудового задания. Ведь чем сильнее человек понимает возвышенную цель труда, тем меньше он нуждается в контроле. Труд является и возможностью совершенствоваться, в нём открываются возможности двигаться вперёд, развиваться. Однако следует помнить, по Исламу, воспитательным является тот труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы. Хотя, конечно надо воспитывать готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для общества. Но это моральное качество само является о результатом воспитания. Итак, человек, может, сознательно трудиться и будет готов выполнять всякую работу, только после того, как он научится осознавать необходимость выполнять самые неприметные трудовые операции, а этого можно достигнуть только в целенаправленном воспитательном труде.

Мы сосредоточили наше внимание на прояснении содержания многогранного нравственного потенциала «исламской педагогики» и ее системного представления. Провели историко-педагогический анализ становления этической системы Ислама от истоков до настоящего времени, изучили его социально-педагогические позиций в современном мире.

 

АВТОР: Гильмутдинов Б.Р.