25.04.2012 2812

Возможности и особенности использования педагогической мысли Ислама в общеобразовательной школе

 

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение приобретает характер складывающихся отношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих убеждений, религиозных вероисповеданий и их отношений с государством в лице законодательной власти. При этом вопрос о значимости роли религии, а также определения ее места в обществе является немаловажным. Изучая, поставленную, тему мы полагаем, что проблема взаимодействия светского образования и религиозного просвещения как передачи суммы научных знаний о религии находится в поле зрения представителей российского просвещения и требует глубокого изучения и проработки.

Российская конституция и законодательные акты о свободе совести создают необходимые правовые основы для формирования такого типа общественного устройства, при котором каждый человек имел бы возможность реализовывать свои права на свободу мыслить, иметь свои убеждения и реализовывать их в практической деятельности. Российское законодательство создает, как правовые, так и практические предпосылки для реализации этих прав.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года, нашли свое конституционное закрепление в основном законе страны - Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В Статье 2 Главы 1 утверждается, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 14 провозглашает Российское государство светским государством, причем никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Согласно статье 14 религиозные объеденения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 утверждает следующее: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В соответствии со статьей 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства.

Согласно статье 19 государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности на равне со всеми гражданами.

В законе «О свободе вероисповеданий» четко сформулирован светский характер государственного образования. На основе этого закона доступ к образованию представляется всем одинаково: верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение закону Божьему, разъяснение основ вероучения, хотя не исключается изложение истории религии, ее функций в жизни общества и человека. В равной мере не допустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному вероучению и получение религиозного образования возможно только на вне государственной основе. С этой целью региональные организации имеют возможность создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых и детей. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями разных религий.

Соответственно светскому характеру государства деятельность религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается. Однако, религия, долгое время оттеснявшаяся на периферию общественной жизни, теперь стремится играть активную роль, в том числе и в сфере образования. При этом выясняется, что вопрос о светском характере школы содержательно не проработан и остается общей декларацией.

С целью изучить процесс организации религиозного просвещения и образования в других странах, мы провели исследование, согласно которому выявили следующее. В демократических странах Западной Европы вопрос о светском характере государственной школы интерпретируется с позиции их конституциональных предписаний в отношении религиозного просвещения и образования.

Во всех странах Западной Европы сохранилась возможность получения религиозного образования при государственной поддержке. Религиозное образование трактуется как один из существенных элементов, составляющих концепцию свободы совести, вероисповедания и религии.

В европейских государствах система обязательного религиозного образования принята в Бельгии, Дании, Финляндии, Норвегии, Греции, Германии. В Греции школьные программы включают обязательное обучение религии (в данном случае православной). При этом признается, что дети, чьи родители принадлежат к другим конфессиям или являются атеистами, имеют право не посещать таких уроков и не участвовать в общей утренней молитве без каких-либо отрицательных последствий для себя.

Согласно Конституции Германии, преподавание религии в общественных (государственных, муниципальных и т.п.) школах, за исключением нерелигиозных, считается нормальным предметом. При сохранении права на государственный контроль преподавание религии может осуществляться в соответствии с принципами религиозных объединений.

Во Франции допускается использование школы для религиозного обучения, несмотря на то, что там акцентируется светский характер страны. Кроме возможности изучения религии в школьном здании в объеме одного часа, гарантируется также один день, свободный от уроков, для обеспечения возможности получать религиозное образование вне здания школы.

Воспитание подрастающего поколения представляет собой неотъемлемую часть истории человеческого развития, а история педагогических идей неотделима от истории развития культуры и образования.

Демократические преобразования, происходящие в России, затронули и сферу образования, которое идя путем прогресса, в то же время переживает не легкие времена.

Безусловно, положительной тенденцией можно считать наступление эры вариативного образования с развитой сетью разнообразных типов учебных заведений. В частности, появилась возможность и для получения желающими в специальных частных школах конфессионального образования. Этих школ хотя и немного, но они безусловно являются положительным свидетельством серьезных перемен в отечественном образовании. Тем не менее, вопрос о месте религиозного просвещения (в более широком смысле, чем религиозное обучение) является для России весьма сложным.

Проведя историко-педагогический анализ становления этической системы Ислама от истоков до настоящего времени, изучив его социально-педагогические позиции в современном мире и, в особенности, ознакомившись с прогрессивным опытом в условиях обновленного Российского общества, можно прийти к определенным выводам о тенденциях развития нравственно-воспитательного потенциала Ислама в современном обществе.

- В условиях общества, демократического типа, религия как сфера духовного обогащения личности претендует на самостоятельную позицию в системе социального воспитания граждан.

- Гуманизация образования как приоритетное направление его развития повысило авторитет традиционных религий (в особенности христианства и ислама) по признакам насыщенности идеями гуманистического отношения к человеку.

- Время «переходности» вызвало у граждан России состояние отчужденности, растерянности, социального неверия и т.п. В этих условиях идеи ислама и христианства оказываются весьма востребованными как фактор идеологической компенсации, позволяя заполнить душевные «пустоты» человека.

- В условиях военных конфликтов, экстремистских проявлений со стороны отдельных религиозных группировок, углубления настроения недоверия между народами Востока и Запада возрастает значимость активных действий религиозных представительств и использования благотворного влияния мировых традиционных конфессий в целях укрепления между людьми отношений консолидации, взаимопонимания, милосердия, веротерпимости и т.п.

- Обострение проблем семьи как главного места воспитания детей повышает роль религиозных традиций, в частности, Ислама с его развитой семейной этикой, основанной на взаимоуважении и высокой ответственности за воспитание детей.

- Для социокультурной жизни последних десятилетий России стали привычными праздники и обряды религиозного происхождения («Ураза байрам», Курбан байрам», «Науруз», «Маулюд» и другие). Следование религиозным обрядам и предписаниям способствует физическому и духовному здоровью народа, стремлению личности к самосовершенствованию, выступает средством экологии души.

- Стратегия свободного развития образования в России проявляет себя в новой позиции отношения школы к религии - на замену конфронтации пришли отношения общности по критерию уважения к нравственным ценностям.

Проблема феномена религиозной культуры коснулась как предмет острых дискуссий и светской российской школы.

Сегодня многие деятели науки и просвещения считают, что государство, стремящееся быть демократическим, не может игнорировать ценностей религии, как великой культуры, что предполагает также создание возможностей ознакомления школьников с ней на культурологическом уровне, начиная со школьного возраста.

Вышеназванные вопросы, несомненно, заслуживают исследовательского интереса. Областью нашего научного интереса выступила «исламская педагогика», имеющая различные регламенты своей «прописки» в отечественной российской школе - от абсолютизации в условиях конфессиональной школы до качества «одного из средств воспитания личности» с наложением определенных ограничений. На наш взгляд заслуживает большого внимания погружение в историю вопроса.

Первые мусульманские школы возникли при мечетях. Впервые же такие школы упоминаются при правлении династии Аббасидов, причем тогда употреблялось слово куттаб, множественное число кататиб, так еще называются некоторые школы в Мекке. Школы, по-видимому, тогда не были исключительно духовными учебными заведениями, в них учились не только дети мусульман, но и дети последователей других религиозных конфессий. Школы, руководимые мусульманским духовенством, делились на два основных типа: начальную школу - мактабы и высшую школу - медресе. Мактабы открывались преимущественно при приходских мечетях. Но обучение детей имело место еще до появления этих школ. В.В.Бартольд в своей работе « Ислам» подчеркивает, что еще при Аббасидах знаменитый учитель Ходжжадж приходил к деревенским детям по вечерам и утрам, т.е. учил их на дому. Предметом учения тогда были только азбука и Коран. Знавший Коран считался закончившим свое образование. Мактабы создавались в связи с распостранением Ислама и мечетей. Основная задача этих школ тогда заключалась в религиозном воспитании детей в духе Ислама. В мактабы - начальную школу принимали детей пяти - шестилетнего возраста.

И если в самом начале школьные программы мусульманского Востока (примерно VIII-1X вв., по христианскому летоисчислению) состояли из таких предметов как: Коран, кираат (искусство чтения Корана), тафсир (комментарии к Корану), хадис (изречения пророка Мухаммада), то впоследствии к вышеупомянутым постепенно добавлялись предметы, изучающие основы различных наук: арабский язык и литература, правоведение (фикх), история Ислама, география, геометрия, астрономия, философия, музыка, каллиграфия, риторика, стихосложение, исламская цивилизация, страноведение, основы педагогики и психологии.

В ходе исследования мы выявили, что уже в это время в описываемых школах существовали определенные дидактические подходы. Например, в учебно-воспитательный процесс указанных школ входило изучение наизусть молитв, заповедей и символов веры, чтение Корана, списывание в тетрадь текстов. Такая методика, с одной стороны была догматической, а, с другой -содействовала прочному усвоению материала. На занятиях не только читали Коран или какой-либо другой обучающий чтению учебник, но и переводили молитвы, выполняли письменные задания к текстам, к примеру записывали наизусть имена пророков и халифов. Непременным требованием к уроку было то, что он сопровождался живым непосредственным воздействием на всех питомцев школы в интересах их религиозно-нравственного развития. Таким образом, привлекая всех детей к дружной работе преподаватель старался овладеть их вниманием, за счет повышения интереса к предмету и влияния на их настроение и волю. Преподаватели применяли и общепедагогические технологии. Таковым, например, было применение вопросно-ответного метода преподавания, при котором открывалась возможность повышать внимание детей и сосредотачивать его на изучаемом материале. Еще одним средством поддержания внимания и интереса было применение наглядных пособий в виде картин при изучении священной истории и объяснении изучаемого материала.

Введение Коранического чтения и напев молитв имели целью подготовить учеников к сознательному и действенному участию в молитвах. Хотя общей задачей и целью обучения было живое участие в общественном богослужении, но вместе с тем уделялось внимание и методам индукции и дедукции, т.е. переходу от простого к более сложному и наоборот. При чтении учебных текстов обязательным требованием было понимание прочитанного. Учащиеся, прочитав стих, переводили его, а если возникали какие-либо затруднения с переводом, то на помощь одному ученику приходили другие. Необходимым требованием было знание всех лексических и грамматических правил. Цель такого приема состояла в повышении активности и самодеятельности учащихся, что в свою очередь способствовало прочному усвоению материала и вниманию в классе.

Изучение исторических источников позволило выявить, что арабский язык и тогда считался одним из самых трудных языков из числа предметов религиозно-учебных заведений. Вследствие этого занятия проводились часто и имели следующие цели: научить обучающихся бегло, выразительно и сознательно, писать орфографически правильно, приучить к изложению своих мыслей на изучаемом языке, сообщить сведения по грамматике, обогатить их запас слов и выражений путем заучивания наизусть и сознательного усвоения стихотворений из числа лучших по своим литературным достоинствам и доступных для учеников по содержанию и изложению. Таким образом развивалась любознательность и любовь к чтению. Кроме того, ставилась и задача воспитания моральных качеств, что связывалось с повышением уровня нравственного просвещения учащихся, для чего считалось необходимым использование статей нравоучительного характера, которые содержались в книгах для чтения. Для того чтобы выработать красивый почерк учащиеся посещали предмет каллиграфия и систематически выполняли письменные упражнения.

Изучение и анализ большого количества источников позволяет сделать вывод, что методы и формы учебно-воспитательной работы религиозных учебных заведений носили прогрессивный характер. Этому способствовали учебные программы. По предметам, которые ориентировали учителя на творческие поиски, с целью формирования у учащихся за годы обучения по всем предметам знаний и умений. В программах четко определялся объем знаний по годам обучения по каждому предмету. В объяснительных записках были прописаны не только задачи курса, но и показывались пути его изучения, особенно теоретически и практически значимого учебного материала. В учебном процессе реализовывались принципы наглядности и доступности, последовательности и учета возрастных особенностей учащихся. Все это свидетельствует о серьезном для того времени научно-методическом уровне преподавания.

Исходя из условий и требований жизни, отличительной особенностью религиозных школ было обучение некоторым ремеслам и мастерству, наиболее пригодным для той местности, где находились школы. Серьезное место отводилось практической прикладной части обучения - труду и ознакомлению учащихся с различными отраслями хозяйства.

В ходе исследования также было выявлено, что большое значение в исламской теории образования придавалось идее трудового воспитания. Этот вывод подтверждают многочисленные аяты и ссылки на отдельные хадисы о том, что «Ислам - религия, прославляющая труд», «любая работа, продиктованная благими намерениями, считается освященной религией», «истинный мусульманин - труженик и во имя счастья на земле должен трудиться» и многие другие.

Несомненно, это доказывает, что в исламской системе образования трудовое воспитание заключает в себе высокий нравственный смысл и что в основе исламской трудовой этики лежит принцип справедливости, призывающий к воспитанию в духе взаимопомощи и уважения.

Особенностью жизни характеризуемых учебных заведений являлось стремление создать в них семейные устои, а также такие исламские традиции, на основе которых развивались чувство ответственности за поступки, осознание необходимости труда, напряжения своих сил. От учителя зависело не только не дать угаснуть этим драгоценным задаткам, но и укрепить их и направить в правильное русло.

Учитель стремился не только научить учащихся правильно и выразительно читать, грамотно писать, но и рассуждать. При обучении большое внимание уделялось развитию наблюдательности, формированию умений и навыков устного рассказа, заучиванию на память стихов. Изучение фольклора, составление устных рассказов, сочинения из личной жизни учащихся, ведение дневников, летописи школы давали возможность овладеть в совершенстве языком как орудием мысли.

Такой подход воспитывал у учащихся любовь к Родине, родной природе, народу.

Стремясь прояснить своеобразие исламской системы ценностей, можно оттолкнуться от слов генерального секретаря лиги исламского мира Абдаллы Омара Насифа, подчеркнувшего, что «ядро мусульманской цивилизации» служит благоприятной почвой, как для духовного, так и для интеллектуального развития личности.

Интеллектуальному развитию в системе исламского воспитания отводится очень значительная роль. В частности, нем делается упор на то, что «Аллах создал человека, обладающего верой, равно как и знанием». Вера, не подкреплённая знаниями, как подчёркивают исламские авторы, поверхностна.

По мнению Абдаллы Омара Насифа в основе исламской теории образования лежит идея о «всемирном гуманистическом характере исламской культуры, отличающейся универсализмом, сбалансированностью и стремлением к развитию и прогрессу. Первоисточники исламской цивилизации Коран, сунна, хадисы, а также научные и культурные достижения ранних мусульманских ученых просветителей (Ибн-Сины, Насирад-Дина, Туси, Ибн Рушда, аль-Газали) должны стать, как полагает преподаватель мусульманского университета им. короля Абдаль-Азиза Мухаммад Куттб, основой рассматриваемой теории.

В исламской педагогической теории образование понимается как процесс, в котором тесно переплетены функции воспитания (тарбийят), обучения (таалим) и перевоспитания (таадиб), охватывающие все аспекты развития - духовные, интеллектуальные, физические, научные, лингвистические и способствующие к совершенствованию. Основная цель этой теории - формирование моральных качеств, соблюдение личностных и общественных интересов, воспитание активности, выдержки, терпимости, самообладания и других качеств, способствующих благополучию и процветанию.

Для успешного выполнения всего вышесказанного необходима постоянная работа над собой, самосовершенствование.

Процесс самосовершенствования осуществляется на протяжении всей жизни в семье, обществе и включает в себя разные аспекты, например, такие как духовные, интеллектуальные, психические.

Большое значение придается духовному совершенствованию, способствующему, по мнению мусульманских педагогов, развитию воли человека и ориентации его на путь милосердия.

Описанная система вполне самодостаточна и включает в себя все необходимые компоненты, давая полное процессуальное представление о ней. В таком виде система существовала с давних времен и может быть сопоставлена со взглядами на эту систему наших современников.

 

АВТОР: Гильмутдинов Б.Р.