26.04.2012 9143

Особенности понимания рефлексии в психологии

 

К вопросу понимания рефлексии обращались философы и психологи на протяжении всей истории развития этих научных областей. Генезис изучения проблемы рефлексии начинается со времен античности (Платон, Сократ) и представляет собой разноплановые исследования с неоднородными смысловыми содержаниями.

Термин «рефлексия» происходит от «reflexio» (лат.) - «обращение назад» и обозначает отражение, а также исследование познавательного акта. Понятие «рефлексия» в современном смысле одним из первых было употреблено и наполнено психологическим содержанием английским

философом сенсуалистом Дж. Локком в 17 веке. Так, Дж. Локк считал рефлексию источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания - тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. «Называя первый источник (опыта) ощущением, я назову второй «рефлексией», потому, что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются душою при помощи рефлексии в своих собственных внутренних деятельностях». Рефлексия, по Локку, прежде всего, предполагает интроспекцию, обращение сознания на самое себя и представляет собой механизм, посредством которого человек исследует свою познавательную деятельность. В 1930-х годах А.Буземаном было сформулировано «психологическое» определение рефлексии как перенесения переживания с внешнего мира на себя. Автор также предложил выделить психологию рефлексии в самостоятельную область исследований.

В дальнейшем проблема рефлексии развивалась в двух-аспектах: гносеологическом и онтологическом. В настоящее время в отечественной и зарубежной психологии превалирует именно гносеологический аспект понимания рефлексии,однако онтологический аспект рассмотрения данной проблемы раскрывает рефлексию в содержательном плане, позволяет понять ее генезис.

В зарубежной психологии складывается четкая традиция изучения рефлексии в гносеологическом аспекте в рамках когнитивистски-поведенческого направления исследований (Ж.Пиаже, В.Вундт, В.Джемс). Рефлексия часто понимается как мышление о мышлении и представляет собой процесс наблюдения со стороны за когнитивными процессами и работой сознания, «как раскрывающая в безличном описании объективно идеальную структуру истинного знания и без личностные процедуры познания». В рамках мета когнитивной психологии впервые были описаны такие, по сути, рефлексивные феномены, как мета память (память о собственной памяти), мета мышление (мышление о собственном мышлении). Это послужило основой для формирования понятия о классе регулятивных мета процессов, как особой подструктуры системы переработки информации в русле современной когнитивной парадигмы исследования рефлексивных процессов.

В отечественной психологии понимание рефлексии является более многозначным и сложным. При анализе проблемы изучения рефлексии авторами уже почти традиционно выделяются следующие аспекты ее рассмотрения (А.З.Зак, Е.Н.Емельянов, В.И.Слободчиков, А.С.Шаров, С.Ю.Степанов). Первый аспект представляет рассмотрение ее в связи с изучением теоретического, творческого мышления; второй - социально-психологический, связан с изучением рефлексии в различных сторонах совместной деятельности людей; третий - предполагает выделение эмоционального, личностного аспекта, изучение рефлексии в связи с исследованием саморегуляции, самосознания и условий его формирования. Каждое направление имеет свою специфику и вносит немаловажный вклад в изучение проблемы рефлексии в целом. Для доказательности вышесказанного целесообразно привести более подробный анализ данных направлений.

Первое направление - рассмотрение рефлексии в связи с изучением творческого и теоретического мышления - имеет более продолжительную историю и берет начало в немецкой классической философии. Здесь рефлексия выступает в качестве личностного компонента мышления, что позволяет преодолеть узко когнитивистские ориентации в исследовании мыслительного и творческого процессов. В рамках изучения творческого мышления рефлексия трактуется как осмысление субъектом собственного поискового движения мысли, которое образует особый смысловой план мышления. И.Н.Семеновым вводится и исследуется схема уровней организации мышления - операциональный, предметный, рефлексивный, личностный. Причем продуктивность мышления будет зависеть не только от адекватности предметно-операционального уровня, а также от характера рефлексивно-личностной регуляции. В данном случае подчеркивается конструктивная функция рефлексии, т.к. происходит осознание субъектом оснований и средств собственной деятельности с последующим их изменением с целью управления состоянием, его оптимизации, лучшего и более полного достижения цели. Осознавая свои действия и их основания, рассматривая их как аспекты особого рода, мы становимся свободны, можем их изменить, заменить, усовершенствовать, регулировать свою деятельность.

Ю.Н.Кулюткин рассматривает рефлексивную регуляцию как основной механизм реализации мыслительных процессов. Рефлексия мыслительной деятельности, как ее самоорганизация, есть не только необходимая сторона мышления, но и базовый психологический механизм. С этой же точки зрения к пониманию рефлексии подходит ряд других авторов: А.М.Матюшкин, О.К.Тихомиров, И.С.Ладенко и др. Например, И.С.Ладенко указывает, что рефлексия является «своего рода самонаблюдением, средством самоконтроля и саморазвития мышления».

Второе направление изучения рефлексии связано с кооперативной деятельностью людей, которое задает социально-психологический контекст индивидуальной рефлексии (Г.П.Щедровицкий, В.В.Рубцов, А.З.Зак, Е.Н.Емельянов, В.А.Лефевр, А.В.Карпов и др.). В качестве объекта рефлексии, в данном случае, выступают явления сознания не только самого человека, но окружающих его людей. Рефлексия здесь это механизм постижения «чужого» сознания; познание человеком явлений чужого сознания и их моделирование в собственном сознании. Рефлексия возникает при анализе принятия решения человеком в ситуации социального взаимодействия и является механизмом развития деятельности. При этом Г.П.Щедровицкий предполагает схему «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности осуществления этой деятельности: «человек должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, и по отношению к будущей проектировочной деятельности», только тогда человек обретает средства «строить смыслы». Необходимость рефлексии возникает, по мнению автора, в том случае, когда деятельность индивида протекает неуспешно, т.е. «либо он получает не тот продукт, который хотел, либо не может найти нужный материал, либо вообще не может осуществить необходимые действия». В этой ситуации деятель ставит перед собой вопросы, обращенные к его деятельности: почему она не получилась и что нужно сделать, чтобы добиться успеха. Перейдя в позицию новой деятельности,

В русле данного направления авторами обозначается социальная природа рефлексивного процесса по отношению к самосознанию личности. Так, И.С.Кон отмечает: «рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе». Данную мысль продолжает В.И.Сосновский и трактует рефлексию как переосмысление человеком связей и отношений его с социально-предметным миром, которое выражается « в функциональной полноте построения новых образов себя, проявляющейся в саморегуляции собственных поступков» и их адекватной реализации. В рамках данного направления рефлексия выделяется как базовый механизм организации совместной деятельности и как механизм регуляции собственной деятельности в отношении с социально предметным миром, формирования самосознания. Например, А.В.Карпов, работая в рамках данного направления, а именно, изучая рефлексивные процессы в управленческой деятельности, отмечает онтологичность рефлексии. Он предлагает рассматривать рефлексию через классическую триаду: психические процессы, свойства и состояния. «Рефлексия - это одновременно и уникальное свойство, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания». Рефлексивность, в данном случае, понимается как «системное психическое свойство, принадлежащие к когнитивной подсистеме психики, и являющееся, в свою очередь интегрированным симптомокомлексом более простых психических свойств, характеризующееся собственной динамикой, способами развертывания и положением в подсистеме способностей».

В рамках выше представленного направления, наряду с такими важными функциями, как приобретение внутреннего опыта и обращенности на себя, обозначается и такая функция рефлексии как адаптация к внешнему миру через регуляцию своего поведения и изменения себя.

Третье направление изучения рефлексии касается личностного аспекта ее рассмотрения в связи с саморегуляцией самосознания, поведения, оценки человеком своих поступков. Наиболее глубокое понимание рефлексии в данном русле представлено в работах С.Л. Рубинштейна. Он пишет: «существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом». «Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее». С появлением такой рефлексии, по Рубинштейну, связано ценностно-смысловое определение жизни. «С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни». С этого разрыва непосредственных связей жизни и их восстановления на новой основе заключается второй способ существования человека. Другими словами, за счет рефлексии происходит преобразование ценностей и смыслов человека. Рефлексия представляется как «специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя -предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования...». понимание рефлексии присутствует в работах В.И.Слободчикова, К.С.Абульхановой-Славской, Г.А.Цукермана, В.С.Мухиной. Рефлексия, в данном случае, понимается как психологический механизм» изменения индивидуального сознания, то есть рефлексия - это, прежде всего, воздействие человека на самого себя целостно, а не только на свои мысли и чувства. Воздействуя на самого себя, человек изменяет себя, координирует свою деятельность, эмоции, мысли в соответствии с другими людьми, с ценностно-смысловыми основаниями, своими и других людей, общечеловеческими ценностями. Можно сказать, что рефлексия выступает смысловым (или регулятивным) центром человеческой реальности, а возможно, и всей жизнедеятельности человека. Это придает онтологическое значение проблеме изучения рефлексии.

С позиции регуляции жизнедеятельности рефлексия рассматривается как необходимый элемент всякого развития и понимается как «психологический механизм» организации и простраивания целостности психики и сознания человека, то есть ограничения, с целью более эффективной регуляции взаимодействия человека с миром. При этом конечно же, изменяются ценностно-смысловые образования (И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов, 1983, Д.А.Леонтьев, 1997, Ф.Е.Василюк, 1984; А.С.Шаров, 2000). Рефлексия, являясь подсистемой регуляции человека, связывает воедино остальные подсистемы регуляции, обеспечивает их согласование (например, адекватное выражение ценностно-смысловой сферы в активности); простраивает каждую подсистему. Так, по Гегелю природа рефлексии в различении и тождестве. Это различение и тождество касается психики и сознания человека. Рефлексия различает, дифференцирует психику человека в пределах целого, тем самым, оформляя и простраивая ее.

Самоотражение, обращенность на себя, создает основу для реализации регулятивной функции рефлексии. В процессе регуляции рефлексия «простраивает», оформляет внутренний мир человека с целью наиболее эффективного взаимодействия его с внешним миром. В данном случае, рефлексия является предпосылкой для целенаправленного изменения себя и перехода на новый, более высокий уровень развития. Внутренний мир человека представлен содержательными элементами ценностно-смысловой подсистемы регуляции. Ценности, смыслы и мотивы являются границами внутреннего мира человека. Они служат базой, основанием регуляции, источником активности человека. За счет рефлексии происходит интеграция и дифференциация внутренних границ человека, оформление значимости. Раздваивая, различая внутренний мир в пределах целого, рефлексия создает напряженность границ, когда человек различает одно и иное, тогда и образуются, изменяются смыслы и ценности. Но здесь возникает вопрос: всегда ли рефлексирующий человек может легко адаптироваться к миру, всегда ли он живет во внутреннем согласии с самим собой? Или же наоборот, много думая, переживая по поводу какой-либо проблемы, субъект то и дело оборачивается на себя, само отражает, но не может выйти из замкнутого круга. А действительно ли такого рода «само копания», «мыслительную жвачку», можно назвать рефлексией? Или это рефлексия, но особого рода, особый рефлексивный механизм?. Например, в исследованиях А.В.Карпова отмечается, что развитие рефлексии, как индивидуального качества психики, на высоком уровне, равно как и на низком тормозит деятельность человека, снижает ее эффективность. Высокий уровень рефлексии связан с такими личностными качествами, как нейротизм, тревожность и т. п. На наш взгляд, рассматривая рефлексию как свойство или качество, действительно, можно увидеть общий уровень ее развития, но рефлексия, являясь одной из подсистем регуляции, базовой характеристикой психики человека, сама имеет сложную структуру, осуществляется посредством различных механизмов. Находятся ли в зависимости различные рефлексивные механизмы с общим уровнем развития рефлексии.

Итак, в личностном аспекте рефлексия рассматривается как механизм самоизменения, самопростраивания в процессе регуляции жизнедеятельности, что, главным образом, происходит за счет изменения ценностно-смысловых образований. В связи с этим, целесообразно исследование рефлексивных механизмов, за счет которых происходит данное изменение, как осуществляется рефлексия человеком и какова ее содержательная сторона.» Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса, а точнее -специфики рефлексивных процессов в разных видах деятельности, но не в достаточной мере раскрывают содержательную сторону рефлексии и ее механизмов.

Наряду с вышеописанными направлениями, встречаются и другие тематические разделения направлений и аспектов изучения рефлексии.

С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов полагают, что можно выделить четыре основных направления изучения рефлексии, в каждом из которых определяется тот или иной ее, тип; интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная.

Н.И. Гуткина считает, что, изучая рефлексию в эксперименте, исследователь, как, правило, имеет дело не самим рефлексивным процессом, а с его феноменами, Соответственно выделяются логическая, личностная и межличностная формы рефлексии.

В.И. Слободчиков выделяет три контекста, в которых разрабатывается проблема рефлексии:

- при исследовании теоретического мышления (в науковедении, философии, методологии);

- при исследовании процессов коммуникации и кооперации действий участников этих процессов;

- при исследованиях самосознания личности, связанных с проблемами формирования личности, воспитания и самовыражения.

А.В.Карпов указывает на комплексность и «распределенность» рефлексивной проблематики в целом по психологической проблематике в зависимости от интегративности и «всепрникаемости» самого свойства рефлексии и предлагает выделить следующие базовые направления изучения рефлексии:

- Деятельностное направление, суть которого состоит в рассмотрении рефлексии как компонента структуры деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).

- Исследование рефлексии в контексте проблематики психологии мышления (Ю.Н.Кулюткин, И.Н.Семенов, В.Ю.Степанов и др.).

- Изучение рефлексивных закономерностей организации коммуникативных процессов (В.С.Библер, С. Ю.Курганов, АЛипман).

- Анализ рефлексивных феноменов в структуре совместной деятельности (В.А.Недопасова, В.В.Рубцов).

- Педагогическое направление, представители которого понимают рефлексию в качестве инструментального средства организации учебной деятельности (О.С.Анисимов, М.Э.Боцманова, А.З.Зак, А.В.Захарова). Е) Личностное направление, где рефлексивное знание рассматривается как результат осмысления своей жизнедеятельности (Ф.Е.Василюк, М.Р.Гинзбург, Н.И.Гуткина, А.Ф.Лазурский).

- Генетическое направление исследования рефлексии (В.В.Барцалкина, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков).

- «Системомыследеятельностный» подход, согласно которому рефлексия есть форма мыследеятельности (А.А.Зиновьев, В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий).

- Метакогнитивная парадигма исследования рефлексивных процессов (М.Келлер, М.Кэплинг, Дж.Флейвелл, М.А.Холодная).

- Исследование рефлексии как фундаментального механизма самосознания и само понимания (В.В.Знаков).

- Анализ рефлексивных закономерностей и механизмов управленческой деятельности и управления в целом (А.В.Карпов, Г.С.Красовский, В.Е.Лепский).

В результате анализа проблемы изучения рефлексии в психологии можно сделать следующие выводы. Содержательный анализ проблем рефлексии и их разработка, в отечественной психологии, осуществлялись Г.П.Щедровицким, Н.Г.Алексеевым, И.С.Ладенко, А.А.Тюковым, В.И.Слободчиковым, О.С.Анисимовым, И.Н.Семеновым, Н.И.Гуткиной, А.З.Заком, В.М.Розиным, В.А.Лефевром, В.Е.Лепским, А.В.Карповым, А.С.Шаровым и другими. В их работах отражен не только анализ и классификация философских и психологических подходов в исследовании рефлексии, но и собственные варианты решения отдельных проблем рефлексии. При этом заметим, что до сих пор в исследовании рефлексии преобладает гносеологический подход, идущий от Дж. Локка, хотя уже И.Кант вступил на путь продуктивного продумывания существа рефлексии в онтологическом смысле. Естественно исследователи в содержательном анализе рефлексии отмечают и её онтологические аспекты, только они по-разному называются. Это и быстрая рефлексия (В.А.Лефевр) и событие с другими (В.И.Слободчиков), и регуляция действия (В.П.Зинченко, Н.А.Гордеева) и особая функция политических и экономических систем, СМИ и др. (В.Е.Лепский). Таким образом, на основе анализа литературы по проблемам рефлексии, как философской (И.Кант, Г.Гегель и др.), так и психологической (А.Буземан, Г.А.Голицын, В.И.Слободчиков, В.А.Лефевр, Ж.Пиаже, В.П.Зинченко, Н.А.Гордеева и др.), мы пришли к мысли, что подлинное понимание существа рефлексии лежит в её онтологии, как том универсальном основании, на базе которого только и возможно целостное понимание и развитие рефлексии.

Исследователями определяются не только различные подходы к изучению проблемы рефлексии, но уже выделяются основания для классификаций многочисленных подходов, что свидетельствует о многоаспектности и сложности данной проблемы. В рамках каждого подхода рефлексия обозначается как психологический процесс и как психологический механизм. Рассматривая рефлексию как процесс и как механизм, авторы указывают нa его глобальность, базовость, онтологичность. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является изучение рефлексии в онтологическом аспекте. Именно с этих позиций представляется возможным более полно исследовать важную (или даже ведущую) роль рефлексии в регуляции жизнедеятельности человека. Эта роль заключается в простраивании, оформлении психики, сознания человека, и, главным образом, ценностно-смысловой сферы. Широко изучаемой также является проблема рефлексивных механизмов, которые бы раскрывали содержательную сторону рефлексии и то, каким образом рефлексия оформляет внутренний). Мир человека в процессе регуляции жизнедеятельности, в процессе взаимодействия человека с миром, а значит и в процессе переживания.

 

АВТОР: Деева Н.А.