26.04.2012 8423

Проблема изучения рефлексивных механизмов

 

Многие исследователи, изучающие рефлексию, обозначают ее как психологический механизм, но этот механизм остается мало изученным в содержательном плане, при этом рефлексивные механизмы понимаются как способ реализации процесса деятельности.

В отечественной психологии существует два аспекта изучения рефлексивных механизмов. К первой группе относятся описания этапов процесса разворачивания рефлексивных механизмов в деятельности (А.А.Тюков, Н.Г.Алексеев, Б.И.Хасан, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов).

Например, А.А.Тюков описывает рефлексивный механизм, относительно кооперативной деятельности, следующим образом: при «разрыве» деятельности, когда она далее не может выполняться, происходит рефлексивный выход с целью понять содержание этой деятельности. Это свойство рефлексивного процесса определяется автором как «интеллектуальный компонент» механизма рефлексии. В данном случае, рефлексивный механизм реализуется в следующих этапах:

- Первичная категоризация задает набор мыслительных средств, с помощью которых « осуществляется рефлексивное освоение деятельности.

- Конструирование системы рефлексивного отображения деятельности. Используемые средства должны быть соотнесены как с конкретными материальными и идеальными объектами, так и между собой, и, кроме того, взаимосвязаны в некоторой конструкции.

- На следующем этапе система средств рефлексирования должна быть представлена как картина деятельности и схематизирована. Схематизация, по мнению А.А. Тюкова, имеет важнейшее значение, так как «только представленная знаковыми средствами рефлексируемая деятельность получает свое осознанное инобытие».

- Для того чтобы результаты рефлексии могли включиться в коммуникацию, а не остались в сфере сознания, схематизированное содержание рефлексии должно пройти четвертый этап объективации, который замыкает рефлексивный процесс, и результаты рефлексивного осмысления деятельности могут становиться основаниями для ее изменения.

В рамках изучения мышления Н.Г.Алексеев описывает механизм рефлексии - ее этапы с операциональной точки зрения. Первый этап – «остановка»: прекращение содержательной работы. Человек может приостановить ее в случае невозможности двигаться дальше. Второй этап – «фиксация»: четкое представление хода и результатов предшествующей работы (здесь осуществляется выделение основных моментов деятельности, содержательного движения) и представление их в качестве объекта рефлексивной работы. Третий этап - «отстранение», где происходит описание своих действий. «Я» отстраненное начинает исследовать «Я» действовавшее. Четвертый этап - «объективация»: анализ своего действия в системе иных возможностей или уже существующих действий. Пятый этап - «оборачивание»: соотнесение своих целей в данной деятельности и своих действий, направленных на достижение этих целей. «Оборачивание» предполагает «столкновение» того, что субъект делает на самом деле, с тем, что он хочет делать и как он это делает (и как осознает, представляет себе).

И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов рассматривают механизмы рефлексии относительно творческой деятельности, с точки зрения перестройки субъектом своего сознания, где выделяют пять основных этапов:

- Актуализация смысловых структур «Я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании.

- Исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия.

- Их дискредитация в контексте обнаружения субъектом противоречий.

- Инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостности «Я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново - собственно фаза «переосмысления».

- Реализация этого заново обретенного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации. Осуществление механизма рефлексии в процессе деятельности описывает Б.И.Хасан. Рефлексивный механизм начинает функционировать, тогда, когда осуществляемая деятельность не приводит к желаемому результату, происходит спонтанное включение рефлексивного уровня рассуждения. Когда человек встает на позицию «Я-другого» или «Я-рефлексивного» по отношению к «Я-деятелю». «Я-рефлексивное» становится актуальным и действует в пространстве настоящего, оборачиваясь к «Я-деятелю», которое находится в пространстве прошлого. То есть происходит построение рамок рефлексируемого содержания, т.е. фиксация временных границ ситуации в прошлом и будущем. Происходит соотнесение желаемого результата с ситуацией деятельности, что характеризует процесс как рефлексивный.

При по стадийном описании рефлексивного механизма исследователи обращают свое внимание на ряд ключевых моментов. Во-первых, это невозможность совершать прежнюю деятельность: «остановка», «разрыв» деятельности, проблемно-конфликтная ситуация, отсутствие желаемого результата деятельности. Во-вторых, это занятие человеком рефлексивной позиции: «отстранение», «рефлексивный выход», «Я-рефлескивное». С такой позиции человек может отслеживать свою деятельность и себя в ней. Именно на данном этапе в наибольшей степени отражается суть рефлексии, где она раскрывается как обращенность человеком на себя. В-третьих, авторами подчеркивается момент встраивания рефлексивного опыта в систему имеющегося опыта, а также апробация результатов рефлексирования в реальной деятельности. В-четвертых, исследователями подчеркивается причастность рефлексивного механизма к переоформлению внутреннего мира человека, а именно, его ценностно-смысловых образований: «рефлексивное осмысление деятельности», «актуализация смысловых структур», «реализация заново обретенного смысла».

Ко второй, условно выделенной группе, можно отнести исследования, направленные на понимание сущностного содержания рефлексивных механизмов, где раскрываются его отличительные особенности и основные функции (В.И.Слободчиков, Ю.Н.Кулюткин, А.С.Шаров).

Например, В.И.Слободчиков представляет рефлексивный механизм как единство психологических механизмов интеграции и дифференциации личности, задающих возможности ее роста и развития. Ю.Н.Кулюткин, рассматривая рефлексию в структуре саморегуляции, определяет рефлексивный механизм как направленность на поиск, строительство средств (гипотезы, антиципированные схемы, модели), с помощью которых можно было бы достичь поставленной цели. При этом он выделяет в личности человека функции «Я-исполнитель» и «Я-контролер», которые проявляются на разных уровнях рефлексивного отображения, где рефлексия выполняет функцию многоуровневой обратной связи.

Попытка объяснить суть рефлексивных механизмов осуществляется и в рамках регулятивного подхода (А.С.Шаров). Рефлексия в данном русле исследуется в онтологическом аспекте как сложный иерархичный психологический механизм простраивания границ психики и сознания человека.

Под психологическим механизмом здесь понимается, постоянно действующая или ситуативно возникающая, целостная психологическая организация или (система), которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций. Другими словами, психологический механизм - это система внешневнутренних ограничений, которые выполняют регулятивную функцию. Рефлексивное простраивание внутреннего мира человека происходит посредством глобальных процессов интеграции и дифференциации границ. Различение или дифференциация происходит за счет выделения организмом значимых элементов среды, которые являются для него внешними границами существования или ограниченной значимостью. При усвоении информации о внешнем мире, у субъекта формируется внутренний эквивалент значимых факторов среды, процесс интеграции границ. Эти эквиваленты или рефлексивные модели взаимодействия помогают ориентироваться человеку во внешнем мире, человек отождествляет внутренние эквиваленты с внешними предметами, образами, материальными и идеальными вещами.

Человек, живя в социокультурных условиях, имеет определенный запас знаний умений и навыков, которые необходимы ему для жизни. Разумеется, что это не только знания, полученные им в ходе обучения, но явный и неявный опыт жизни (М.Полани), который человек использует тем или иным образом в своей деятельности. Память человека хранит много важного и второстепенного, однако память - это антология наших рефлексивных моделей о том, с чем мы встречались, с чем взаимодействовали, что -для нас важно и ценно (М.Хайдеггер). Рефлексивные модели взаимодействия с объектами, людьми и знаниями - это и есть интенциональный опыт, как-то ограниченный и оформленный в психике человека, в его внутреннем мире. И человек обращается к своему внутреннему миру, к тому, что для него в данный момент актуально и значимо. В рамках кооперативной деятельности данный этап в проявлении рефлексии называют «разрыв», обнаруживаемый в структуре деятельности субъекта, когда он вынужден выйти за пределы выполняемой деятельности. Тогда интенциональная психическая активность направляется на саму деятельность или на тот интенциональный опыт, который, так или иначе, связан с регуляцией взаимодействия субъекта с объектами. Человек - это пристрастное существо, он всегда заинтересованно смотрит на мир, взаимодействует с ним, причем, эти взаимодействия многомерны и зависят от того, что человеку надо, как в данный момент, так и в будущем. Поэтому интенциональная психическая активность, которая направлена на выполненную или выполняемую деятельность, не только её как-то «непосредственно» отражает и ограничивает для субъекта, но и неким образом конструирует, под углом своей пристрастности. Человек собирает и связывает границы рефлексируемой деятельности в зависимости от поставленных задач и целей. Процесс собирания границ детерминирован не только пристрастностью человека, но и стремлением целостного отражения объекта в процессе регуляции выполняемой деятельности. Однако, при этом, сама деятельность актуализирует для человека смысловые образования, которые оформляют и связывают границы выполняемой деятельности с учетом доминирующих смыслов. Конечно, законы связывания границ могут быть различны (причинно-следственные, целостно-смысловые, организационно-системные), но это дает дополнительные возможности человеку переоформлять рефлексируемую деятельность с учетом проблем, целей и задач. В процессе связывания границ, впервые для человека, деятельность становится целостной и завершенной. Отсюда, в рефлексивном процессе смыслового связывания границ для человека впервые возникает возможность заглянуть, как в будущее, так и в прошлое. Так как смысл несет в себе предел активности, а значит и предельную границу той или иной деятельности (М.Хайдеггер, А.С.Шаров). Относясь к последнему пределу или предельным границам собственной деятельности, человек рефлексивно начинает её осмысливать, т.к. всякое осмысление возможно только в определенных рамках, в перспективе будущего, будь то теория или метафора (М.Полани, К.И.Алексеев). Да и сам процесс осмысления невозможен без того, чтобы не прослеживать взаимосвязи между отдельными компонентами деятельности.

В этом процессе, особенно когда для человека важно качество выполнения деятельности, он старается её оптимизировать, как-то упорядочить и сделать универсальной. Возникает проблема организации деятельности и её системного простраивания. Конечно, все это возможно только в процессе рефлексирования, которое уже должно опираться на иные, которые исходят из более обобщенных и универсальных принципов организации. А именно, оптимальности и красоты, перспективы и учета контекста, системности и самоорганизации. В этом отношении ещё очень много непонятного и неизвестного, но теории организации и самоорганизации сейчас находятся на подъеме, хотя А.А. Богданов опубликовал свой труд по организации ещё в начале двадцатого века. По сути, чтобы что-то организовать необходимо, исходить из какой либо идеи, а, следовательно, принципа организации. Причем не просто некоего универсального принципа, например, системности, а того конкретного принципа, который выражается в основополагающей идее, лежащей в основании деятельности. Поэтому человек в рефлексивной деятельности направляет свою активность на поиск этой основополагающей идеи, которая задает организацию всей деятельности. Здесь рефлексия, рефлексивная активность совершает, если говорить образно, вертикальное движение, от деятельности к её основанию и обратно. В чем-то подобную мысль высказывал Ж. Пиаже, когда говорил о рефлексивной абстракции или Ю.Н.Кулюткин, рассуждая о рефлексивном проигрывании хода решения задачи, в процессе самоорганизации мышления.

Обобщая сказанное, можно сказать, что рефлексивный механизм -это самоорганизация интенциональной психической активности, которая осуществляется на различных уровнях психики (сознания, бессознательного), для достижения в процессе взаимодействия человека с миром синергизма и проявляется в простраивании и связывании границ, их организации в ходе движения к основаниям собственной деятельности (А.С. Шаров). Выше обозначенный рефлексивный механизм можно изобразить таким образом.

Содержательное разворачивание рефлексивного механизма, отображено в исследованиях А.С.Шарова в этапах организации границ человеком собственной психической активности. Так на первом этапе, который можно назвать интенциональным, психическая активность носит интенциональный характер и направлена на значимый для человека объект и его границы. А так как этот объект интенционален по природе своей, то необходима децентрация источника активности или регулятивного центра, в качестве которого чаще всего выступает «Я» человека. Вот как раз на данном этапе человек и выходит за рамки выполняемой им деятельности. Происходит выделение рефлектируемого объекта или деятельности, т.е. можно сказать, что осуществляется первичная категоризация. Следующий этап - определение и простраивание границ рефлектируемой активности. Выделяя объект, мы тем самым определяем границы его взаимодействия с другими объектами, а значит, отмечаем качества и свойства объекта, его особенности и атрибуты. Другими словами, за счет конструирования и реконструирования содержания объекта идет выделение элементов деятельности и её структуры. Простраиваются границы между элементами и деятельность определяется в целом. Процесс децентрации находит свое воплощение в рефлексивной позиции субъекта, его «особой» точке зрения. Третий этап - это собирание и связывание границ. На данном этапе рефлексивная активность направлена на конструирование и реконструирование целостного процесса, а не на его отдельные элементы. Вектором рефлексивной активности выступают смыслы и смысловые образования, которые реализуются в процессе регуляции взаимодействий. Поэтому для человека важно понять рефлексируемую деятельность, разобраться в ней. С этой целью прослеживаются взаимосвязи между элементами, они собираются и объединяются в некоторые группы и затем связываются между собой, причем это, прежде всего, смысловые связи. За счет рефлексивной абстракции схематизируется деятельность, строятся модели знаний и действий, с которыми человек может работать, как с особыми объектами. Организация и систематизация границ реализуется на четвертом этапе рефлексивного механизма. В процессе осмысления и переосмысления взаимосвязей между элементами, смыслы оплотняются и обобщаются. В этом движении человек выходит на системообразующее начало или основание своей активности. Само движение к основанию требует от человека как-то по особому упорядочить и организовать свою деятельность. И эта особенность связана с целостным её рассмотрением в более широком контексте, вплоть до контекста жизнедеятельности или мировых процессов. Отсюда, предвосхищение временных границ, планирование и прогнозирование, как процесса деятельности, так и её результата. Последний, пятый этап разворачивания рефлексивного механизма, который можно условно назвать этапом объективации процесса и результата рефлексивной активности, характеризуется тем, что процесс и результат рефлексивной активности становится как-то доступен человеку, т.е. репрезентируется ему. Это может быть чувство или переживание, боль или сновидение. Сам процесс объективации заключается в доведении до человека, в различных формах и видах, рефлексируемой деятельности, будь то на уровне сознания или сновидений, чувств, переживаний или образов. А так как процесс рефлексии может прерваться на любом из этапов, то в силу значимости этого этапа он может быть объективирован (А.С. Шаров).

Содержание рефлексивного механизма с позиций регулятивного подхода и теории границ заключается в самоорганизации интенциональной психической активности на разных уровнях психики (бессознательный и сознательный уровни), для достижения в процессе взаимодействия человека с миром определенного единства, синергизма. В процессе самоорганизации реализуются функции рефлексии, в соответствии с этапами разворачивания рефлексивного механизма. Посредством этого, человек обращается на себя, свои основания, простраивает свой внутренний мир, свои ценности, смыслы, то есть регулятивное начало или ядро. Простраивание происходит за счет дифференциации и интеграции границ, ценностно-смысловых образований. Ценностно-смысловые образования являются тем содержанием, на оформление которого направлена работа рефлексивных механизмов.

 

АВТОР: Деева Н.А.