26.04.2012 3897

Рефлексивные механизмы переживания кризиса, их содержание и этапы разворачивания

 

Представляя рефлексию как одну из базовых характеристик психики человека и как механизм простраивающий и оформляющий психику, имеющую свои закономерности, еще раз отметим ее онтологичность. Рефлексия является не только центральным феноменом внутренней активности человека, но, прежде всего, базовым механизмом самоорганизации психической активности, а значит механизмом регуляции взаимодействий человека в мире. Эта функция заключается в том, что каждый раз посредством обращения интенциональной психической активности на себя идет: поиск истока направленной интенциональной активности; критерия, на основе которого можно оценить эффективность действия; тех принципов, посредством которых возможно существование интенциональной активности. Когда человек ищет те основы своей жизнедеятельности, на которых строится его жизнь. Основание человека, это то на чём он стоит, первое в ряду его жизненной активности. Таковым может выступать ценностно-смысловая сфера (потребности, мотивы, смыслы и ценности), которая всегда в пространстве и во времени содержательно ограничена и как-то рефлексивно оформлена и организована в масштабе жизни человека. Ценностно-смысловая сфера в своей целостности оформляется как основание человека и проявляет себя вовне, но, чтобы действительно быть основанием, необходимо не только рефлексивно собирать и связывать свои проявления или границы взаимодействия с миром, а, прежде всего в процессе рефлексирования простроить ценностно-смысловую сферу как реальное и действенное основание. Однако для человека его основание не дано как таковое непосредственно в феноменах жизнедеятельности, во взаимодействиях человека и мира. Поэтому дойти до основания своей жизненной активности очень важная для человека задача, т.к. только основание является той исходной мерой, с которой человек может сверять свою линию жизни. Сам процесс соотношения, сопоставления основания и явления рефлексивен, по сути, и заключается в простраивании, связывании и организации внешних и внутренних границ самости, а значит ценностно-смысловой сферы в процессе переживания.

Переживание, в данном случае, понимается как внутренняя рефлексивная деятельность, направленная на преодоление «разрыва жизни», изменение существующих ценностей и смыслов. Непосредственно в переживании происходит изменение ценностей и смыслов человека, переживая что-либо человек, может меняться. В данном случае, переживание является тем процессом, в котором представляется онтологическая природа^ рефлексии. В процессе переживания задействованы различные уровни и сферы психики. Переживание включает в себя одновременно все компоненты регуляции и представляет их человеку. Человек как бы обращается к своим основам, к своему «ядру», то есть к ценностно-смысловым образованиям, и соотносит их с ситуацией жизнедеятельности. Внутреннюю логику этому процессу задает рефлексия, а именно рефлексивные механизмы. Особенно ярко это проявляется в ситуации кризиса жизнедеятельности.

Кризис мы понимаем как невозможность собрать и завершить себя, своё «Я» целостным и непротиворечивым образом, когда стремление к собственном значимости блокируется, и человек это остро переживает. Из наиболее существенных признаков жизненного кризиса можно назвать следующие: 1) невозможность собрать себя (неустойчивость образов и мыслей о себе, о собственном «Я», размытая временная перспектива или её отсутствие, блокада рефлексии, потеря чувства идентичности); 2) блокада стремления к собственной значимости (пониженное стремление к саморазвитию, самоутверждению, самореализации, ощущение своей ненужности и никчемности); 3) смысложизненные переживания, размышления и поступки. В кризисе человек не понимает, как и зачем жить и не может объяснить для себя возникшие трудности, он не в состоянии соединить свое прошлое и будущее в настоящем, собрать границы своего «Я» целостным и непротиворечивым образом. Происходит нарушение непрерывности линии жизни, возникает конфликт между «Я» в прошлом и «Я» в будущем, который не может сразу разрешится, посредством существующих рефлексивных механизмов связывания границ «Я». На это необходимо время, в течение которого осуществляется процесс переживания сложной жизненной ситуации.

Процесс переживания кризиса разворачивается непосредственно в активности человека. Феноменологически в процессе переживания кризиса можно выделить несколько этапов.

Так, в начале кризисной ситуации у человека возникают негативные бурные, эмоциональные переживания. Они сигнализируют о том, что произошло событие, затрагивающее какие-либо значимые ценностно-смысловые образования, которые являются для человека «координатами жизни», целостность которых находится под угрозой разрушения, а человек стремится их собрать, не дать развалиться. Это выражается в отвержении ситуации, в стремлении во что бы то ни стало доказать свою правоту, в обвинении других людей, в ссылке на обстоятельства. Ведущими эмоциями и чувствами здесь являются обида, злость, гнев, эмоциональный шок и т.п. Необходимо сказать, что такого рода переживания интегративны и целостны, они локализуют «стягивают» рефлексию на отдельных ценностно-смысловых образованиях, как бы сужают сознание человека до определенной точки, когда он обращен только к этому эмоциональному переживанию и «не видит» ничего вокруг, не представляет свою жизнь целостно. Это может приводить к зацикливанию человека на проблеме, когда он попадает в эмоциональную ловушку. Например, обида возникает, когда не оправдываются ожидания человека по отношению к кому-либо, он чувствует себя недооцененным, ущемленным, страдает ценность его «Я». В таком случае происходит обращение человека именно к тем ценностям и смыслам, которые оказываются уязвленными, поставленными под сомнение. Угроза потери той или иной ценности вызывает всплеск ее значимости. Такого рода переживания поглощают всего человека, вбирают в себя, он интегрируется с этими чувствами и эмоциями, в результате может возникать блокировка процесса рефлексии, когда нет возможности дифференцировать свои чувства, понять что происходит, 1 как назвать это, выйти на новые горизонты осмысления проблемы. В данной ситуации именно дифференцированность эмоциональной сферы и сформированность рефлексивных механизмов, навыков рефлексии дает возможность перейти на следующий этап переживания.

Суть следующего этапа переживания раскрывается через процесс дифференциации, который направлен, главным образом, на то, чтобы осмыслить ситуацию, понять, почему она является важной, пересмотреть смыслы и ценности жизнедеятельности и может быть осознать несостоятельность некоторых из них. При этом может нарушаться целостность, иерархичность ценностно-смысловой сферы, происходить разрыв взаимосвязей между ценностями и смыслами. Нарушение целостности может иметь как положительную, так и отрицательную роль для жизни человека. Отрицательная 'сторона проявляется в том, что жизнь человека становится как бы фрагментарной, исчезает целостная картина, стратегия и глобальная цель жизни, что может приводить к потере смысла жизни. Однако без таких разрывов невозможно простроить связи между ценностно-смысловыми образованиями, перестроить их иерархию, привести в соответствие с внешним миром, заполнить пустоты утраченных ценностей и смыслов и, таким образом, восстановить целостность и иерархичность ценностно-смысловой сферы. Можно сказать, что такого рода «не состыковки» являются толчком к дальнейшему развитию личности, и формированию ценностно-смысловой сферы как целостной системы. Успешность этих процессов обусловлена развитостью у человека стратегической рефлексии, умением обосновывать причины и выходить на более обобщенные уровни осмысления происходящего.

Далее происходит восстановление утраченных связей между ценностно-смысловыми образованиями, что позволяет человеку взглянуть на свою жизнь в целом, обобщенно-интегративно, но уже с иной позиции и решить, как жить дальше. Например, как устроить свою жизнь после развода, потери работы, смерти близкого человека. Целостное, интегративное представление о дальнейшей жизни позволяет простроить иерархию ценностно-смысловой сферы, определить основные направления жизни, привести в соответствие свои ценности и смыслы с картиной жизни.

Сочетание и особенности) реализации приведенных этапов переживания обусловлены индивидуально-личностными, возрастными и социокультурными особенностями. Наиболее длительным по времени является этап переживания, связанный с дифференциацией, переосмыслением значимости. Успешность переживания кризиса зависит от того, смог ли человек пройти все эти этапы, где особую сложность представляет выход на целостное представление и определение основных направлений жизни. Во многом исход переживания кризиса зависит от рефлексивных механизмов, которые реализуются на обозначенных этапах.

В самом общем виде рефлексивные механизмы переживания можно определить как некие функциональные органы, работа которых осуществляется при обращении человека на себя, на свой внутренний мир, в результате чего происходит простраивание, собирание - связывание и отражение границ психики. В данном случае, границами выступают ценностно-смысловые образования, которые сами по себе выражаются в форме ограниченной значимости чего-либо для человека.

Рефлексивный механизм переживания начинает функционировать при встрече активности субъекта с некой внешне-внутренней границей, которая является воплощением одного и иного, является не присвоенной. При этом происходит отражение границы в виде возникающих противоречий, проблемно-конфликтной ситуации, невозможности далее осуществлять жизнедеятельность. Это приводит к внутренней напряженности, притяжению значимости к данной границе, сосредоточение регулятивного центра человека возле нее. Регулятивный центр представлен в виде огрниченной значимости, которая включает в себя значимые ценностно-смысловые образования, разворачивающиеся в активности. На данном этапе напряженность и уплотнение регулятивного центра приводит к тому, что человек начинает рефлексировать, отражать границу, тем самым, обнаруживая свой регулятивный центр. Обнаружение своего регулятивного центра возможно только при выходе за его пределы, то есть при отражении человеком его с другой, рефлексивной позиции. Освоение рефлексивной позиции возможно при децентрации человеческого «Я». Децентрация, в данном случае, понимается, как способность человека занять рефлексивную позицию, осуществить рефлексивный выход за пределы наличной ситуации, деятельности. Занимая децентрированную позицию, возможно, обнаружить свой регулятивный центр, отразить значимые ценностно-смысловые образования и особенности разворачивания активности. Важно также отметить, что при децентрации происходит смещение регулятивного центра. Можно сказать, что регулятивный центр человека как бы раздваивается на позиции Я-рефлексивное и Я-регулятивное (Я-исполнитель и Я-контролер и т.п.). Только с позиции Я-рефлексивного, содержащего в себе в снятом виде регулятивный центр, можно изменять ценностно-смысловые образования в процессе обращенной активности. С позиции Я рефлексивного, в децентрированной позиции, возможно обращаться на себя, на свои ценностно-смысловые образования и изменять их. Благодаря этому происходит переоформление границ ценностно-смысловых образований, присвоение, освоение напряженной границы, освоение иного и включение его в свой субъективный опыт за счет действия законов связывания границ. Разворачивание рефлексивного механизма и специфика проявления его в переживании обусловлена индивидуально-личностными особенностями.

Эти особенности складываются из специфики проявления и взаимодействия качественных характеристик рефлексии, уровней разворачивания рефлексивного механизма относительно жизнедеятельности, а также доминирующего вида активности, в которой разворачивается рефлексивный механизм.

Внутреннюю логику рефлексивным механизмам переживания задают определенные качества рефлексии, такие как осмысленность, простроенность и обоснованность. Простроенность - это качество рефлексии, которое выражает то, насколько человек последовательно, относительно контекста, осуществляет рефлексию. Последовательно ли человек вспоминает события, связывает ли одно с другим, воспроизводит факты. Простраивает ли он связи с будущим, исходя из этого события. Насколько последовательны, логичны, мотивированы его поступки в настоящем. Осмысленность, как рефлексивное качество, направлена на оформление смысла, характеризует то, насколько целесообразна деятельность субъекта, насколько он осмысливает, осознает ситуацию, значимое событие. Дает ли он ответ на вопрос, зачем это все произошло, зачем он именно так поступил. Обоснованность - это рефлексивное качество, благодаря которому, субъект находит основания (причины) произошедшего события и своей деятельности в нем, оценивает значимость, ценность события для себя, для жизни в целом.

Данные качества рефлексии участвуют в оформлении и изменении ценностно-смысловой сферы, а также направляют движение человека к своим основаниям. Так, за счет простроенности оформляются и изменяются, в большей степени, мотивы, за счет осмысленности - смыслы, а за счет обоснованности - ценности человека. Качества рефлексии могут соотноситься друг с другом по-разному, имея различную степень взаимосвязи, причем какие-то являются наиболее развитыми, а какие-то наименее. Например, человек воспроизводит последовательно хронологию события, связывает его с другими событиями своей жизни, но не может обосновать причину события, не видит в нем смысла.

Специфика рефлексивного механизма также проявляется и в зависимости от уровней рефлексирования относительно жизнедеятельности. Так, рефлексия может осуществляться на ситуативном (операциональном), деятельностном (тактическом) и жизнедеятельностном (стратегическом) уровнях. На операциональном или предметно-ситуативном уровне рефлексивный механизм изменения ценностно-смысловой сферы активизируется при невозможности осуществлять какой-либо конкретный вид деятельности. На деятельностном или же целостно-личностном уровне рефлексивный механизм функционирует при возникновении внутренних конфликтов, при рассогласовании системы Я человека. На стратегическом, обобщенно-философском уровне, рефлексивный механизм реализуется при рассогласовании глобальных контекстов, когда человек выходит на проблемы бытия. Например, человек может осуществлять рефлексию ситуации, либо какой-то деятельности, но при этом не выходить на стратегический уровень, не представлять своей жизнедеятельности целостно и того, какую роль для его жизни играет данная ситуация или деятельность.

Качества и уровни рефлексии проявляются в различных видах активности. Это эмоциональные переживания, отчаяние, страх, тревога, вина, обида, гнев (аффективная активность); навязчивые мысли и образы, искажение перцепции, проигрывание одних и тех же ситуаций, отсутствие перспективы (когнитивная активность); нарушения в поведении, алкоголизм, наркомания, акцентуации, пассивность, либо чрезмерная хаотичная активность и др. (конативная активность). Через активность человек может обратиться к себе, можно сказать, что это «обращенная, интенциональная активность», которая направлена посредством рефлексии на оформление и изменение особо значимых ценностно-смысловых образований в период переживания кризиса.

Специфику рефлексивным механизмам переживания кризиса задают способы их реализации и разворачивания, которые обусловливаются особенностями проявления обращенной активности, качеств и уровней рефлексии.

Таким образом, в нашей работе мы определяем рефлексивный механизм переживания как психологический механизм, который разворачивается в обращении активности человека на переоформление значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. В процессе онтогенеза происходит становление структурных компонентов рефлексии, формирование связей между ними, что задает специфику рефлексивным механизмам, в частности в юношеском возрасте.

 

АВТОР: Деева Н.А.