28.04.2012 8388

Самообразование как ведущий фактор развития профессиональных компетенций преподавателя физической культуры в военном вузе

 

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Преподавателю в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня от преподавателя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития будет выступать самообразование.

Преподавателю физической культуры в военном вузе для высокой эффективности своего педагогического труда крайне важно обладать и самое главное поддерживать высокий уровень различного рода компетенций.

Если остановиться непосредственно на его педагогической деятельности, то помимо теоретической и методической подготовки преподавателю учебной дисциплины «Физическая культура» необходима высокая практическая подготовленность, заключающаяся в индивидуальном физическом совершенстве.

Одной из основных задач педагога на практических занятиях, составляющих 90% от общего бюджета времени программы обучения, является обеспечение двигательного представления у обучаемых о разучиваемых упражнениях.

По нормативным и руководящим документам в учебную программу дисциплины «Физическая культура» для курсантов военно-инженерного вуза включены пять специфических разделов: гимнастика и атлетическая подготовка, рукопашный бой, преодоление препятствий, ускоренное передвижение и легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, военно-прикладное плавание.

Согласно тематике данных разделов преподавателю необходимо образцово показать, технически грамотно объяснить и эффективно тренировать порядка 30 специальных физических упражнений.

В соответствии с этим, преподаватель обязан уметь образцово выполнять все упражнения, обладать достаточным объемом знаний во всех спортивных разделах для объяснения наиболее рациональной техники выполнения упражнения и, помимо прочего, уметь осуществить применение оптимальных методов тренировки на практике. Одним из условий успешного преподавания, является знание физиологических, анатомических и психологических особенностей физического воспитания для осуществления индивидуального подхода к каждому курсанту.

Постоянная физическая готовность, включающая в себя техническую и функциональную подготовку, является основной составляющей специальной компетенции преподавателя физической культуры в военном вузе.

Таким образом, важной предпосылкой профессионального самосовершенствования преподавателя физической культуры должна выступать его направленность на профессиональные установки и ценностные ориентации, обеспечивающие формирование положительной установки на эффективную профессиональную деятельность.

В связи с этим можно предположить, что образование педагога должно быть непрерывным процессом, в котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одним из важнейших условий сохранения и повышения его профессиональных компетенций является установка на самообразование, наличие умений и навыков самостоятельной работы над собой.

Непрерывное образование предполагает воспитание и самовоспитание личности, развитие всевозможных способностей и талантов у человека, стремление к непрерывному совершенствованию интеллекта через реализацию собственных потребностей, умений и навыков учиться приобретать и систематизировать знания.

Самообразование сегодня характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного образования.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована: на развивающиеся потребности личности, общества, государства, расширение пространства образования современных педагогов, вариативность подготовки педагогов нового поколения, научно-методическое обеспечение профессионально-личностного становления педагога на различных этапах его жизненного пути.

Анализ педагогических исследований показывает, что самообразование педагога более эффективно в том случае, если оно связано не только с узко дидактическими целями, а исходит из идеи его всестороннего развития как личности. Следовательно, самообразование должно являться опорным элементом всестороннего развития личности педагога, а также требованием обеспечения высокого уровня профессиональной компетентности.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития преподавателя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Таким образом, эффективная преподавательская деятельность, базирующаяся на развитии определенного характера компетенций, требует реализации принципа непрерывности обучения в течение всей жизни. Концепция образования в течение всей жизни (непрерывного, пожизненного образования) начала формироваться около тридцати лет назад как отражение растущего осознания важности и постепенного повышения значения образованности населения в успешном развитии общества и его граждан и продолжает развиваться до настоящего времени. Следует подчеркнуть, что под непрерывным образованием в нашем исследовании будем считать систему самообразования педагога.

Если следовать методологии теоретического исследования педагогического явления, а также для выявления частных особенностей, касающихся формирования компетенций педагога, занимающегося физическим воспитанием военнослужащих, необходимо провести анализ исследований сущности, функций, структуры и, самое главное, современных технологий самообразования.

Различные аспекты самообразования достаточно подробно рассмотрены в отечественной педагогике. В трудах А.Я. Айзенберга, В.Б. Бонадревского, А.К. Бушли, И.Г. Барсукова, А.К. Громцевой, Н.Д. Ивановой, Г.А. Казанской, Н.А. Лошкаревой, Н.А. Рубакина, И.И. Колбаско, П.И. Пидкасистого и других исследователей.

Данные ими определения «самообразования», рассмотрение истории и сущности самообразования как социальной категории, дидактических и методических основ самообразования, разработанные педагогические и методические аспекты реализации самообразования, а также вопросы пропедевтики самообразования помогут в нашем исследовании адаптировать систему самообразования для преподавателя физической культуры в военном вузе.

Дифиниционный и соответственно сущностный анализ актуальнее начать с педагогической энциклопедии, где под самообразованием понимается: «образование, приобретенное вне учебных заведений, путем самостоятельной работы».

П.И. Пидкасистый определяет самообразование «как непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов познания как основу сформированной у человека потребности в знаниях». Автор полагает, что оно является составным элементом учебной деятельности, сердцевиной которой является интерес к углубленному изучению основ наук, выработке потребности к знаниям. Самообразование предполагает вооружение навыками и умениями организации умственного труда, направленного на приобретение новых знаний.

А.Я. Айзенберг обращает внимание на то, что «самообразование как система овладения знаниями не требует придерживаться установленных программ в учебных заведениях, т.е. система получения образования без жесткой регламентации объема учебного материала». Отличительное качество самообразования - свободный выбор круга проблем, подвижный объем знаний, ограниченный степенью насыщения интереса к избранному предмету, разнообразие источников информации.

Однако, как отмечается педагогами, несмотря на гибкость и индивидуализированность, самообразование не является стихийным процессом, так как занимающиеся самостоятельным приобретением знаний ставят перед собой конкретные цели, принимая во внимание объем изучаемого материала, следуют определенному плану работ.

А.Я. Айзенберг также считает, что самообразование может развиваться при соблюдении двух кардинальных условий: наличия потребности в самообразовании - доминирующей причины самостоятельного усвоения знаний и определенной ситуации для ее удовлетворения. Следовательно, по его мнению, необходимыми условиями для развития самообразования являются: опыт всей предыдущей познавательной деятельности, наличие и решение познавательных задач, интеллектуальная активность и эмоциональный настрой. В его понимании самообразование это «систематическая познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личностными потребностями, выходящая за пределы учебных заведений системы образования».

Как указывает А.К. Бушля «самообразование не просто разновидность образования, а особая система образования, имеющая относительную самостоятельность и законченность и поэтому нуждающаяся в особой педагогической организации».

Вывод А.К. Громцевой интересен тем, что, по ее мнению, «самообразование в любом случае - такая деятельность, которая управляет самим человеком при самостоятельном анализе и оценке своих способностей, знаний. Мнение автора, что самообразовательная деятельность должна включать не случайную, эпизодическую (дополнительную к учебной) деятельность, а целенаправленную, систематическую познавательную деятельность, с постановкой целей, осознанием средств их достижения». А.К. Громцева указывает также на социальную обусловленность самообразования, поскольку, по ее мнению, каждая личность усовершенствуется не произвольно, а исходя из общественных потребностей и интересов.

Самообразование, таким образом, в понимании многих ученых отличается от организованного академического образования тем, что здесь нет внешнего контроля, регламентируемых занятий, обязательности их посещения. Иначе говоря, подчеркивает Н.Д. Иванова, в самообразовательной работе план, методы, средства и время занятий определяются самими обучающимися.

В.В. Сериков полагает, что в настоящее время, когда возрастает скорость приращения знаний, значение самообразования возрастает. При этом наблюдается смещение акцентов в его содержании. В условиях острого дефицита времени важно не только своевременно получить новые знания, но и выбрать рациональный способ их приобретения.

Считается, что стремление к самообразованию находится в тесной связи с уровнем нравственного умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека.

Для формирования умений и навыков самообразовательной деятельности особую роль играет пропедевтика самообразования. И.Г. Барсуков определяет ее как особый вид образования, включающий целенаправленную деятельность педагога или другого компетентного лица по формированию у обучающегося определенных знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, повышение у них культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на приобретение наиболее рациональных способов повышения своего общего, политического и социального образования, общественно-значимых и полезных для данной личности.

Дидактами обращается внимание на необходимость включения в самообразовательную деятельность элементов ценностного подхода к расходованию своего времени, знание особенностей своей памяти, мышления, воображения, знание теоретических основ самообучения (сюда относятся: умение быстро читать, обрабатывать и систематизировать учебный материал, выработка общелогических умений: анализа, синтеза, сравнения, библиотечно-библиографические умения и навыки, связанные с самостоятельным обращением к книге, периодической печати, организационно-познавательные, обеспечивающие минимум знаний о научной организации учебно-познавательной деятельности (гигиена труда, режим дня и т.д.).

Интересные мысли о рациональных приемах самообразования высказал Н.А. Рубакин. Видя в самообразовании всестороннее ознакомление с жизнью, он особо подчеркивал необходимость дифференцированного подхода к источникам знаний, чтобы «достигнуть наибольшего при наименьшей затрате сил». Причем эффективное самообразование непосредственно связано с рациональным отбором информации, который обусловлен целевой установкой, мотивами, определяющими поиск нужных знаний. Автор считает, что активное и сознательное восприятие материала - одно из непременных условий успеха в самообразовательной работе.

Как считает А.Я. Айзенберг, самообразование ведет к качественным изменениям в духовном мире личности, возникновению новых структур ее психической деятельности, что оказывает воздействие на мировоззрение, убеждения, позволяет творчески применять теоретические принципы в повседневной практике.

Самообразование, таким образом, рассматривается исследователями в качестве важного условия личностного развития и, что касается педагогической деятельности, направлением формирования профессиональной готовности, поскольку именно знания являются основой каждой компетенции, входящей в состав профессиональной компетентности.

Анализ научной педагогической литературы также позволяет заключить, что современное самообразование преподавателей носит в большей мере стихийный характер.

В то же время следует признать, что в отечественной и зарубежной педагогической теории создано достаточно предпосылок для организации целенаправленного самообразования преподавателей и разработки технологического обеспечения этого процесса.

Однако прежде чем приступить к проектированию содержания самообразования преподавателя физической культуры в военном вузе, необходимо выявить структуру процесса его самообразовательной деятельности.

В работах исследователей акцентируется внимание именно на образовании преподавателя как поли субъектном процессе, организуемом и направляемом извне. Специфика же самообразования состоит в том, что это образовательный процесс, инициатором, организатором и одновременно главным участником (субъектом) которого выступает одно лицо, в данном случае - преподаватель.

Анализируя самообразование с этой точки зрения, следует особо акцентировать внимание на том, что самообразование может рассматриваться многосторонне.

С одной стороны, самообразование выступает как специфический образовательный процесс, с присущими ему целями, содержанием, принципами, формами организации и методами. С другой стороны, самообразование предстает в качестве своеобразной деятельности обучающегося, направленной на его саморазвитие через самостоятельное овладение знанием.

Наиболее полное представление о структуре и соответственно функциях самообразования педагога присутствует в исследовании И.О. Ганченко, который считает что: «профессиональное самообразование педагога - это многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, и методическое самообразование, каждое из которых представляет многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга».

Исходя из этого представления, самообразование выполняет следующие функции:

- дополняет, углубляет, уточняет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;

- компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;

- способствует формированию стиля индивидуальной педагогической деятельности;

- помогает осмыслению передового опыта и работы и собственной самостоятельной деятельности;

- является средством самопознания и самосовершенствования.

Соответствующий вывод определяется в том, что ведущей функцией самообразования, на основе всех обозначенных выше, является формирование и самое главное - сохранение и рост профессиональной компетентности преподавателя.

Кроме того, в структуру самообразования преподавателя физической культуры военного вуза, в соответствии с предложенным в нашем исследовании личностно-социально-деятельностным подходом, необходимо включить формирование трех ведущих компонентов компетентности: личностного, социального и деятельностного.

Таким образом, в нашем понимании, самообразование выступает как деятельность педагога, направленная на обеспечение развития профессиональной компетентности, включающая личностный, социальный и деятельностный компоненты.

Самообразование преподавателя в формировании личностной компетентности включает в себя следующие компетенции: психологическую, интеллектуальную, индивидуальную и аутопсихологическую.

Формирование деятельностного компонента компетентности посредством самообразовательной деятельности преподавателя физической культуры в военном вузе, по нашему мнению, содержит в себе педагогическую, военно-профессиональную, и специальную компетенции.

Если обратиться к самообразованию в направлении социальной составляющей профессиональной компетентности военного педагога, то здесь можно выявить следующие наиболее характерные для педагогической профессии особенности и компоненты (компетенции): аксиологическая и ком-

Успешность любой деятельности, в том числе самообразовательной, требует от преподавателя определенного уровня готовности к ее выполнению.

В исследованиях по проблемам самообразования готовность определяется как «состояние, характеризующееся единством положительного отношения субъекта к самообразовательной деятельности и практического владения умениями в этой деятельности». Примерно такая же сущность готовности к самообразованию определяется Б.Ф. Райским, Г.В. Насоновой, И.А. Редковец.

Лаконична формулировка А.К. Громцевой: «Готовность к самообразованию - овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности».

Таким образом, готовность к самообразовательной деятельности педагога обеспечивается, согласно анализа у исследователей И.О. Ганченко (2004), А.К Громцевой (2003), следующими компонентами, которые в принципе присущи любой деятельности.

Прежде всего речь идет о когнитивном, мотивационном, целеполагающем (ориентировочном), процессуальном, организационном, нравственно-волевом компонентах.

Поскольку самообразование выступает добровольной деятельностью, в нем особенно значим мотивационный компонент. Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов являются главной силой развития побудительных сил самообразования. Осознанная мотивация самообразовательной деятельности является важнейшим условием развития интереса к знаниям и успешности ее выполнения. Например, П.М. Якобсон выделяет следующие типы мотивов учения:

- отрицательная мотивация (побуждение к учению вызвано тем, что обучающийся осознает неприятности, которые его ждут, если он не будет учиться);

- положительная мотивация, вызванная не самой учебной деятельностью, а гражданскими широко социальными мотивами или узколичными мотивами;

- мотивация, вызванная самой учебной деятельностью: «в основе стремления овладеть знанием лежит любознательность, неудержимое стремление познавать все новое и новое».

Некоторые из ученых в качестве главного мотива учения выделяют познавательный интерес (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, СЛ. Рубинтштейн, Г.И. Щукина и др.). В. Оконь рассматривает интерес как мотив, возникающий в процессе обучения, и замечает, что сильнее, чем общественные мотивы (сотрудничество, соревнования), здесь воздействуют индивидуальные мотивы, такие как заинтересованность и вера в собственные возможности.

Когнитивный компонент готовности к успешному самообразованию определяется базовой культурой личности, а также уровнем базового профессионального образования, наличием определенного багажа знаний и умения их применять на практике.

В системе самообразования не менее важны процессуальный и организационный компоненты.

К задачам процессуального компонента относятся: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, формирование операций умственной деятельности, умений самоанализа.

Организационный же компонент готовности к самообразованию предполагает наличие у педагога умений выбрать источник информации и формы самообразования, умение планировать свою деятельность и время, организовывать свое рабочее место, осуществлять саморегуляцию, самоконтроль и самооценку.

В нравственно-волевой компонент готовности к самообразованию относят личностные характеристики, задача которых - обеспечение волевых и эмоциональных сторон данного вида деятельности, таких как: любознательность, критичность, трудоспособность, ответственность.

Рассмотренные компоненты готовности педагога к осуществлению им самообразовательной деятельности лишь подчеркивают весьма сложный механизм данного процесса. Только взаимосвязь и взаимодополнение элементов друг другом как внутри компонента, так и между собой может гарантировать успешность в достижение желаемого результата в самообразовании педагога.

Нельзя не подчеркнуть, что в системе самообразования преподавателя физической культуры в военном вузе одним из основных аспектов должна стать индивидуальная физическая подготовка, включенная в нашем исследовании в специальную компетенцию.

Следовательно, помимо самостоятельного приобретения теоретических знаний для обеспечения высокого уровня профессиональной компетентности, в систему самообразования преподавателя обязана быть включена практическая составляющая.

Следующим этапом нашей работы должен стать анализ существующих современных технологий самообразования педагога как в теоретической, так и практической составляющей его профессиональной компетентности.

Анализ современных процессов самообразования позволяет говорить о значительном углублении и приобретении новых ее обликов. Информационная революция, коренным образом преобразуя всю систему социальных отношений, трансформирует и самообразовательные процессы, создавая новый тип технологий самообразования.

Во-первых, меняется «визави» самообразовательной деятельности субъекта. Если в доиндустриальный период общественного развития самообразование преимущественно осуществлялось в контексте межличностных отношений (как аспект коммуникативной деятельности), а в индустриальном обществе доминировал «книжный» тип самообразования, реализуемого в рамках текстовой деятельности, то в постиндустриальный период новые информационные и коммуникативные технологии породили «экранную» культуру, основанную на компьютерно-космических средствах связи и обработки информации. Монитор компьютера, мгновенно раздвигающий пространство и сжимающий время, надежно хранящий и быстро преобразующий информацию, становится универсальным средством самообразовательной деятельности.

Во-вторых, новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью последнее в качестве активной составляющей внедряется в любой вид деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной (обучающие программы), досуговой и любой другой деятельности.

В-третьих, информационные технологии трансформируют способы организации самообразования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, в то же время, предоставляя соответствующие инструментальные средства работы с ней: логические, математические, статистические и прочие. Совмещенность этих процедур оптимизирует и расширяет возможности самообразовательной деятельности, создает условия для творчества.

Технические и технологические достижения имеют далеко идущие социальные последствия, связанные с интеграцией самообразования. Она выражается в объединении различных видов текстовой деятельности (работа с «книжными», аудиовизуальными: художественными, музыкальными и другими текстами) с элементами коммуникативной деятельности (диалог с «экраном» в рамках существующего программного обеспечения либо с реальным оппонентом с помощью Интернета).

В информационном обществе происходят интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях. При этом прежние способы самообразования, характеризующие традиционные механизмы воспроизводства и трансляции знания, не уходят из арсенала человечества, а локально функционируют в рамках отдельных элементов культуры либо воспроизводят определенные типы субкультур.

Итак, можно говорить о возникновении в информационном обществе нового типа самообразовательной технологии - компьютерной, характеризующей переход самообразования на качественно иной уровень, когда оно становится фактором материального и духовного производства.

Однако использование предыдущих «книжных» и «коммуникативных» технологий самообразования, как считают ученые, будет оставаться ведущим звеном в системе формирования профессиональной компетентности преподавателя вуза еще долгое время.

На сегодняшний день необходимо говорить о комплексной системе самообразования педагога, включающей в себя три технологии получения знаний: «компьютерной» «книжной» и «коммуникативной».

К коммуникативной технологии самообразования преподавателя относят: научно-практические конференции, различного характера форумы, съезды, конкурсы, мастер классы, показные и открытые занятия.

«Книжная» технология самообразования педагога отражает его самостоятельную деятельность по изучению специальной литературы: научные статьи, учебники, учебные пособия, диссертации, научные журналы и газеты.

Компьютерная или экранная технология самообразования преподавателя включает в себя следующие направления: использование Интернет-ресурсов (различные виды непрерывного образования, например, дистанционное и т.д.), Интернет-форумы, просмотр специальных телепередач.

В самообразовании преподавателя физической культуры военного вуза необходимо также определить виды самообразовательной деятельности и их предназначение в формировании профессиональной компетентности.

Согласно представлениям таких ученых как И.О. Ганченко, А.К. Громцевой, Н.Г. Ковалевской, И.А. Редковец, система самообразования педагога условно разделяется на следующие виды самообразования: фоновое общеобразовательное, фоновое педагогическое, перспективное профессиональное, актуальное педагогическое.

Фоновое общеобразовательное самообразование - это самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая становится естественной частью его жизни и не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы, просмотр отдельных телепередач, посещение театра и кинотеатра, музеев, выставок и т.д.

Фоновое педагогическое самообразование - просмотр и чтение специальной периодики, новых учебных изданий по педагогике, психологии и т.д., создание личной библиотеки и ее систематизация.

Перспективное профессиональное самообразование - это познавательная деятельность преподавателя над определенной психолого-педагогической или методической проблемой, рассчитанная на достаточно продолжительный срок (работа над кандидатской, докторской диссертациями, научными статьями, учебниками, учебными пособиями и т.д.).

Актуальное педагогическое самообразование - это самостоятельная работа преподавателя над личностной, социальной или деятельностной проблемой индивидуального совершенствования, наиболее важная на реальном этапе профессиональной деятельности, или проблема, вызвавшая определенного рода затруднения в педагогическом процессе.

Итак, система самообразования педагога, представленная на рисунке 6, в своей многокомпонентной, полифункционалыюй и многоуровневой структуре играет роль проводника, в результате которого возможно обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности преподавателя, а в итоге повышение результативности и эффективности педагогической деятельности в учебном заведении.

 

АВТОР: Кульчицкий В.Е.