29.04.2012 7360

Состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

 

Одной из важнейших социально-политических задач современного развития в России является создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни в условиях перехода от одной общественно-политической и экономической системы к другой. Данный переход сопряжен с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура населения России, оставшаяся в наследство от того периода истории страны, когда право и соответственно правовая культура не были в числе ведущих общественных ценностей. Развивались правовой нигилизм и цинизм, массовой была общественно-политическая пассивность людей. Трудности в осуществлении перехода к демократии и рыночной экономике усугубили негативные настроения отдельной части населения в отношении реализации конституционных прав и исполнения обязанностей. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания граждан Российской Федерации и, в первую очередь, подрастающего поколения.

Нет необходимости доказывать, что последнее ставит особые задачи в области образования детей и молодежи, просвещения населения в целом. При этом центральным вопросом нужно ставить не только расширение и углубление правовых знаний учащихся и населения, но и в первую очередь, культивирование правового поведения, выработку прочных правовых традиций, преодоление правового нигилизма. Данная линия четко обозначена в концепции модернизации российского образования. Однако нужно признать, что сегодня мы не готовы в полном объеме на практике воплотить эту линию.

За время реализации проекта Российского фонда правовых реформ в сфере образования издано немало современного и достаточно качественного учебно-методического материала по правовому образованию. На сегодняшний день основными в системе среднего общешкольного образования являются курсы: «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, «Граждановедение» Я.В. Соколова, «Обществознание» А.И. Кравченко и Е.А. Певцова и др. Вместе с тем, единая концепция правового образования, в настоящее время не выработана, нет однозначного ответа на вопрос о месте курса права в содержании школьного образования. Но и одновременно становится ясно, что педагоги и ученые ищут ответы на эти вопросы, понимают смысл, содержание и особенности организации правового образования.

Принципиальными основами работы в этом направлении видятся:

- поддержка складывающейся практики обучения основам права в школах, различных вариантов региональных моделей правового образования (в виде самостоятельной дисциплины или части широкого обществоведческого курса);

- разработка и включение правоведческого компонента в общий стандарт школьного обществоведческого образования;

- формирование системы подготовки педагогических кадров для правового образования, отвечающих потребностям общеобразовательной сферы;

- дальнейшее преобразование уклада жизни образовательного учреждения, которое предполагает укрепление гражданско-правовых основ и принципов его деятельности, развитие инфраструктуры гражданско-правового воспитания, существенное повышение роли внеурочного компонента в работе с учащимися.

Существенной особенностью нынешнего этапа является необходимость создания (по крайней мере, в области гражданско-правового обучения и воспитания) принципиально новой системы взаимодействия школы и общества. Вместо привычной трансляции и освоения установленного свода знаний и обоснованных ими ценностей современное образовательное учреждение осуществляет изменение сложившейся политико-правовой культуры. Гражданско-правовое образование может и должно готовить молодежь к встрече с обновляющейся реальностью. Заслуживает в данной связи дополнительного внимания развитие проблемно-рефлексивного подхода (включая создание целостных курсов этого типа). Особенностью его является построение образовательного процесса в виде последовательного осмысления, анализа и принятия решений по наиболее актуальным социально - и политико-правовым проблемам. Позитивные результаты отмечены в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, согласовано с их реальными жизненными проблемами и интересами (например, работа с законодательством по защите прав потребителей, изучение и создание правовой базы деятельности своей школы, класса и др.).

В условиях быстрого роста объемов правовой информации и ее нестабильности задачи правового образования не могут сводиться к изучению действующего законодательства или «юридическому ликбезу». Смысл его в том, чтобы при последовательном изучении оптимального минимума юридических сведений выйти на освоение права как важнейшего социально-культурного феномена, определяющего жизнь общества и гражданина. Таким образом, может обеспечиваться поэтапное становление нравственной и правовой позиции учащихся, а далее - формирование правового поведения и превращение его в привычку.

При этом сохраняются задачи обеспечения единства прав и обязанностей детей и молодежи. Акцент сегодняшнего гражданского воспитания на приоритет прав и свобод человека должен сопровождаться четким разъяснением принципов ответственности за принимаемые решения и действия. Неотъемлемой остается профилактическая функция правового образования, предупреждающая от сознательного или неосознанного нарушения законодательных и нравственных норм.

Самостоятельной, но неразрывно связанной с другими линией правового образования выступает работа с детьми, находящимися в особо сложных ситуациях. Это - сироты и опекаемые, инвалиды, вынужденные переселенцы и мигранты, дети из социально слабых и неблагополучных семей. Правовое образование выступает здесь фактором их социальной поддержки. А, кроме того, анализ и поиск решений в таких ситуациях поможет становлению гражданской культуры и у ребят, проходящих с ними совместную подготовку.

Новая роль и новое содержание правового образования требуют построения современной системы их информационно-методического обеспечения.

Прежде всего, следует отметить необходимость единства словесных и деятельностно-практических методов в обучении и воспитании. Причем, в ближайшей перспективе роль последних будет все более возрастать. Предстоит работать над созданием целостного правового пространства школы, в котором учебный материал опирается на реальную жизненную практику учебного заведения и школьную инфраструктуру.

Чрезвычайно высока также роль современных информационных средств и использование мультимедийных систем. Это диктуется, с одной стороны, огромным объемом и нестабильностью правовой информации, а с другой - приоритетом интерактивных форм деятельности в процессе правового образования.

При этом ощущается и явная необходимость развития традиционных механизмов коммуникации педагогов.

Новые цели и приоритеты образовательной политики, обозначенные в концепции модернизации образования, актуализируют необходимость анализировать накопленный в 90-е годы опыт, решить проблемы в области правового обучения и воспитания школьников, определить направления дальнейшей работы в этой области.

Проект Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» начал свою работу в июле 1997 г. Его появление было обусловлено рядом факторов. В первую очередь, к ним можно отнести обозначившееся противоречие между провозглашенными и реализуемыми на практике задачами России как правового государства; ростом практического интереса к праву и правовым институтам; востребованность правовой информации, с одной стороны, и низким уровнем правового сознания и правовой культуры населения, большая часть которого выросла в условиях преобладания политической целесообразности над законом, - с другой.

Проект «Правовое образование в школе», реализуемый Российским фондом правовых реформ по поручению Правительства Российской Федерации, был направлен на решение этой проблемы. Задачами и содержанием проекта является создание и апробация образовательной программы по праву для учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, соответствующего учебно-методического обеспечения и современных методик преподавания права в школе, а также соответствующая переподготовка учителей.

В ходе первого этапа проекта (1997-99 гг.) был разработан систематический курс права для 7-11 классов и необходимое учебно-методическое обеспечение, включающее учебно-методический комплект для 7 класса «Основы правовых знаний. Беседы о праве» (учебник и пособие для учителей), учебно-методический комплект для 8-9 классов «Основы правовых знаний» (учебник, пособие для учителей, пособие для учащихся, хрестоматия), учебно-методический комплект для 10-11 классов «Право и экономика» (учебник, пособие для учителя, хрестоматия); пособие для внеурочной работы «Право и лево», юридический словарик, учебные видеофильмы, тесты, кроссворды, ряд пособий по организации обучения учителей и соответствующий обучающий аудиокомплект (25 лекций).

При подготовке концепции образовательной программы и учебников на первом этапе проекта наиболее трудной задачей было найти баланс между системным научным знанием и «правом на каждый день», между сложной правовой терминологией, правовым содержанием и простой, занимательной формой изложения. Авторами курса приоритет был отдан темам, связанным с механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, применением права, тем его областям, которые востребованы в повседневной жизни. Особенностью курса, с педагогической точки зрения, является ориентация на активную познавательную деятельность учащихся на уроке, широкое применение новых педагогических технологий, активных форм обучения, основанных на взаимном диалоге учителя и ученика.

Проведенная в течение 3 лет апробация учебных пособий и методик, разработанных на первом этапе проекта, подтвердила актуальность избранного педагогического подхода, показала, что изучение права только путем передачи правовой информации через книгу или лекцию на уроке, заучивание правовых норм неэффективны. Наиболее результативным является обучение, при котором ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть правовую ситуацию как поле возможных собственных действий по ее разрешению или преобразованию.

Одним из результатов апробации учебно-методического комплекта для 7-11 классов стал вывод о необходимости разработки пропедевтического курса социально-гуманитарного характера для учащихся 5-6 классов, опирающегося на идею о происхождении человека как общественного существа. Задача этого курса - сообразное возрасту развитие чувствительности к ситуациям, регулируемым правом, развитие способности обнаруживать в ситуациях взаимодействия людей нормативный аспект, получение опыта действия в ситуациях, требующих договоренностей и взаимных ограничений. Фактически результатом изучения этого курса должно стать обнаружение связи между действиями человека, их условиями и последствиями в нормативном аспекте и заложение основ компетентности в социальной сфере.

Программа такого курса, получившего название «Общество и я» серии «Начала права», экспериментальное учебное пособие и методическое пособие для учителей были разработаны и прошли апробацию в пилотных школах проекта в 2001-2002 годах. По материалам анкет, по результатам апробации этот курс в целом получил очень хорошую оценку учителей, учащихся пилотных школ и их родителей. Одной из наиболее значимых оценок для сотрудников проекта стало мнение одного из учеников, написавшего в анкете, что изучение этого курса необходимо, так как позволяет человеку стать личностью.

Большое внимание на втором этапе проекта (2001-2002 годы) было уделено модернизации учебно-методических комплектов для 7-11 классов, приведению их в соответствие с современной нормативной базой и совершенствованию методического обеспечения. Одним из шагов в этом направлении стало создание на основе учебно-методического комплекта для 8-9 классов «Основы правовых знаний» электронного учебного пособия по праву.

Кроме того, учебно-методический комплект для 7-11 классов пополнился новым учебником под названием «Основы правоведения» и соответствующим методическим пособием для учителя. Этот комплект предназначен для учащихся 10-11 профильных классов с углубленным изучением права, ориентированных на поступление в юридические вузы.

Наряду с выше указанными, в рамках второго этапа проекта группой авторов из г. Красноярска был разработан курс для 8-9 и 10-11 классов «Введение в современные социальные проблемы». Курс, основанный на проблемно-рефлексивном подходе, состоит из тематических модулей по актуальным для подростка проблемам жизнедеятельности в обществе, изучение которых предполагает большую самостоятельную (индивидуальную и групповую) работу учащихся. Его главной задачей является создание на основе исследования конкретного случая, являющегося наиболее ярким, характерным примером той или иной социальной проблемы, условий для приобретения школьниками умений различать и анализировать социальные процессы и явления, прогнозировать результаты их развития, выявлять условия, необходимые для осуществления наиболее благоприятных прогнозов. Параллельное изучение отдельных модулей этого курса наряду с курсом РФПР «Основы правовых знаний» позволяет школьникам сформировать готовность и способность к жизни в гражданском обществе и правовом государстве, самостоятельному и ответственному принятию решений, конструктивному взаимодействию.

Таким образом, на сегодняшний день в рамках проекта разработана концепция структуры и содержания правового образования в школе, создана комплексная образовательная программа для учащихся 5-11 классов, в которой право представлено не фрагментарно, а как полноценный учебный предмет, гармонично встроенный в контекст социально-гуманитарного образования в школе; а также единая линия учебно-методических комплектов, ориентированных на использование современных педагогических технологий и методов обучения, обеспечивающая формирование гражданской и правовой культуры, правосознания, а также навыков правового поведения школьников.

Социологическое обследование уровня правовых знаний школьников, проведенное Фондом «Общественное мнение», показало достаточно высокий уровень разработанной в проекте методики преподавания права.

Учебники и пособия по праву, созданные в рамках проекта, получили высокую оценку специалистов, учителей, учащихся и их родителей. Они прошли Федеральный экспертный совет и им присвоен гриф Минобразования России, учебник для 8-9 классов стал победителем конкурса Минобразования России среди учебников нового поколения в номинации «Право».

Особое внимание на втором этапе проекта уделялось работе по организации внешкольной и внеурочной деятельности учащихся в области права, рассматриваемой в качестве важного условия обеспечения эффективности правового образования в школе. В рамках этого направления на конкурсной основе разработан ряд методических пособий по организации социальных проектов в школе, технологии создания демократического правового пространства, организации классных часов и учебно-воспитательных мероприятий в школе, издание которых планируется в июне-июле 2002 года.

В 2001-2002 годах совместно с Минобразованием России организована и проведена Всероссийская олимпиада школьников по праву, в которой приняло участие 56 субъектов Российской Федерации. Десять победителей олимпиады приняты без экзаменов в высшие учебные заведения России.

Однако сохраняется и целый ряд проблем, связанный как с социально экономическим положением в стране, так и с современным состоянием правового образования и особенностями организации учебного процесса в российских школах, которые затрудняют внедрение системы правового образования в школах, работу по тиражированию итоговой продукции проекта.

В первую очередь, к ним относится отсутствие права как обязательного предмета в Базисном учебном плане, утверждаемом Минобразованием России, что затрудняет выделение учебных часов и нагрузки учителям, средств на закупку учебников, организацию обучения учителей.

В апреле 2000 г. на организованной Российским фондом правовых реформ совместно с Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, Минобразованием России, Минюстом России Всероссийской конференции по проблемам преподавания права в общеобразовательных учреждениях приняли участие около 300 человек. На ней впервые в 90-е годы был поставлен вопрос о ведущей роли системы образования в формировании правовой культуры подрастающего поколения россиян, необходимости создания концепции и эффективных моделей преподавания права в школе и была принята резолюция в поддержку введения в школах права как самостоятельного учебного предмета. Настоящая конференция - вторая Всероссийская конференция, проводимая в рамках проекта Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе». И сегодня можно подвести некоторые итоги.

Очевидно, что за два года ситуация претерпела значительные изменения: активизировалась работа на местах по созданию региональных концепций и программ правового образования, проводятся конференции и семинары по проблемам преподавания права в школе, разрабатываются авторские программы, оригинальные методики и формы обучения праву.

По мнению школьников, обучавшихся по разработанным в рамках проекта учебникам, введение права в школьные программы как учебной дисциплины позволяет учащимся приобрести остро необходимые в современной жизни правовые знания и уважение к праву, обучиться основным действиям по защите собственных прав, сформировать навыки обращения за квалифицированной юридической помощью.

Отмечается возросший интерес работников образования, родителей и детей к преподаванию в школе права, в положительную сторону меняется отношение органов управления образованием к праву как к учебной дисциплине, о чем свидетельствуют письма, проведенные опросы. Фактически сформировался общественный заказ на участие в работе по внедрению правового образования в школе.

В Концепции модернизации образования, одобренной Госсоветом и Правительством Российской Федерации, правовое образование названо среди приоритетных направлений деятельности современной школы.

Таким образом, это, с одной стороны, дает шанс изменить сложившееся положение с правовым образованием в школе, с другой - безусловно требует активизации усилий по разработке и совершенствованию концептуальных подходов к правовому образованию, определению его места в стандарте общего образования, включения учебно-методических пособий и методик, разработанных в проекте, в проводимый Минобразованием России широкомасштабный эксперимент, их обновления и адаптации к новым реалиям, возникшим сегодня в российском образовании.

Говоря о необходимости правового образования, особое место следует уделить вопросу изучения учащимися Правил дорожного движения - одной из составляющих обязательных правовых знаний. Именно эти правовые знания в силу объективных причин выступают в числе первых, с которыми сталкивается человек практически сразу после рождения. Еще в коляске маленький гражданин уже является участником дорожного движения, а по прошествии 6-7 лет это самостоятельный пешеход, даже если маршрут без контроля со стороны старших еще достаточно невелик. Именно изучение данной дисциплины, как ни одной другой, имеет ярко выраженный «прикладной характер».

Согласно прогнозам специалистов пик аварийности достигается тогда, когда автомобилизация вырастет до 300 единиц автотранспорта на 1000 человек населения. Сегодня при имеющихся уже 150 автомобилях наше общество находится на полпути к критическому значению. И если сегодня общество в целом, и каждый дееспособный гражданин этого общества не представят и не осознают всей глубины проблемы, то необратим тот факт, что через определенное время мы столкнемся с такими потерями от аварийности на дорогах, когда можно будет говорить о настоящей войне на истребление наших граждан.

В свою очередь, выводы экспертов указывают, что главным фактором резкого ухудшения ситуации, проявления негативных факторов дорожного движения является человеческий фактор. И если работа над человеческим фактором не будет проведена, то ждать видимого улучшения дорожной ситуации не приходится.

В этой связи роль и место образования и, в первую очередь, системы школьного образования расценивается основополагающим в системе общегосударственной политики обеспечения безопасности дорожного движения.

Достижение этой цели в сфере и средствами общеобразовательных школ предусматривает реализацию следующих принципиально важных направлений деятельности работников образования.

Необходимо обеспечить высокий уровень обучения детей и подростков Правилам дорожного движения в общеобразовательных школах. Данные тематические курсы должны занять подобающее место в учебных планах. Интегрированные обществоведческие курсы уместно насыщать достаточной правовой информацией в области обеспечения безопасности дорожного движения, способной обеспечить системность знаний учащихся о такой норме права, как Правила дорожного движения.

Повышение общего уровня правовых знаний по данной тематике в школах способно создать тот долговременный фундамент, опираясь на который можно реально содействовать развитию правовой культуры участников дорожного движения, что в свою очередь положительно отразится на снижении показателей дорожно-транспортного травматизма.

Сегодняшнее общество нуждается в умных и грамотных организаторах действенной и жизнесберегающей системы государственного обеспечения безопасности в области дорожного движения. Дать обществу таких людей призвана и обязана система образования. Данные обязательства закреплены ст.29 ФЗ № 196 ФЗ -1995г. «О безопасности дорожного движения». Путь к решению этой проблемы обязательно лежит через повышение качества учебно-воспитательного процесса, обеспечив который возможно рассчитывать на воспитание нового поколения общества в духе уважения как к закону вообще, так и отдельным (в том числе и закону дорог) его составляющим.

Dura lex, sed lex - закон суров, но это закон. Только единообразное исполнение этого категорического императива способно заставить нас жить так, как живут люди во всех так называемых цивилизованных странах: без страха перед законом, уважая закон и людей его исполняющих.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.