29.04.2012 3389

Непрерывное образование как модель преемственности педагогических знаний по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

 

Анализ процесса обеспечения безопасности дорожного движения в бывшем СССР и сегодняшней России показывает, что по ряду объективных (бурное развитие автомобилестроения в СССР началось лишь в 60-70 годы XX столетия, что существенно повлияло на увеличение интенсивности дорожного движения) и субъективных (неадекватная оценка руководством страны роста степени интенсивности движения, положения дел в стране с аварийностью на дорогах и попытка в этой связи «побороть» ее командным методом) причин не удалось достичь желаемых результатов. Население страны, особенно крупных городов, оказалось слабо подготовленным к безопасному участию в дорожном движении. Новые пути решения данной проблемы в основном связаны с реализацией системного подхода к организации работы и созданием эффективной системы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Многовековая педагогическая практика в России и за рубежом убедительно доказывает, что образовательный успех всецело зависит от того, насколько взаимосвязано построена и функционирует та или иная система обучения и воспитания.

Системный подход к решению проблем жизнедеятельности способствует преодолению фрагментарности человеческого восприятия. Он исходит из целостности окружающей реальности и оперирует следующими понятиями: система, компонент, связь, структура и т.д.

Л.В. Занков в работе «Дидактика и жизнь» дает следующее определение системы: «Система - это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимозависимость ее частей и связей между ними. Требование, заключающееся в том, чтобы части и стороны учебно-воспитательного процесса представляли собой единое целое, является особенно существенным. Их место в школьном образовании и возрастные особенности школьников служат основанием этому». Данное определение позволяет выделить два основных дидактических принципа построения любой системы:

- Принцип взаимосвязи и взаимозависимости частей и целого.

- Принцип ориентации на возрастные особенности детей.

Рассматривая системно-логический метод как условие эффективной организации подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, следует сделать вывод, что одним из наиболее перспективных для качества обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге в современных условиях представляется идея непрерывного образования юных участников дорожного движения.

Принимая во внимание точку зрения Т.Б. Захараш в работе «Педагогическое единство индивидуального и коллективного опыта в преемственности поколений», непрерывное образование по обучению детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде, возможно расценивать как модель преемственности педагогических знаний по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Учитывая, что впервые системные знания дети начинают получать в дошкольных образовательных учреждениях, предлагается рассмотреть систему обучения детей дорожной грамоте в дошкольных образовательных учреждениях.

Исходя из поставленных задач, работа по изучению Правил дорожного движения должна проводиться в течение всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. В дошкольных учреждениях она осуществляется на специальных занятиях, во время досуга, целевых прогулок и экскурсий, частично на занятиях по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физкультурных занятиях с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников.

Программа ознакомления (преждевременно говорить об обучении) первых младших групп с Правилами дорожного движения строится по трем основным направления:

- формирование у детей представления об окружающем пространстве;

- знакомство с некоторыми видами транспорта;

- игры на ориентировку в окружающем пространстве.

Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных транспортных средств, используя которые воспитатель имеет возможность обучать детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут?», «Кто управляет автомобилем?» и др.

Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу, необходимо использовать возможности подвижных игр, например: «Беги ко мне», «Поезд» и др. В ходе этих игр у ребят формируются и закрепляются знания о направлении (вперед - назад).

С детьми 3-4 лет (вторая младшая группа) должна продолжаться работа по расширению представлений о пространстве и умению в нем ориентироваться, изучению и закреплению таких понятий, как «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Большое место в ознакомлении детей четвертого года жизни с некоторыми понятиями Правил дорожного движения отводится прогулкам. В ходе прогулок у детей необходимо развивать умение наблюдать за дорожной ситуацией, обращать их внимание на движение транспорта и пешеходов, указывая, что пешеходы передвигаются по тротуару, а машины - по проезжей части, активизировать их память просьбами узнать транспортные средства, ранее виденные ими на рисунках. На прогулках необходимо уделять внимание установлению простейших причинно-следственных связей, например, таких, как: на светофоре загорелся зеленый свет - пешеходы стали переходить дорогу.

В средней группе (4-5 лет) пространственная ориентировка детей расширяется и продолжается. В этом возрасте более широко используется программа целевых прогулок. Детей уже знакомят с конкретными Правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении предупреждающего (желтого) сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов, знакомят с понятиями «проезжая часть», «одно - и двустороннее движение», «пешеход», «пешеходный переход».

В старшей группе представления детей о Правилах дорожного движения уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках детей целесообразно знакомить с понятием «перекресток» и основными дорожными знаками, давать более полные знания о правилах поведения пешеходов и пассажиров транспортных средств.

Дошкольное образовательное учреждение призвано подготовить детей к самостоятельному движению по улицам и дорогам. Необходимо, чтобы вступая в школьную жизнь, ребенок привык рассматривать окружающую его транспортную среду с двух позиций: «полезной» и «опасной», имел основные навыки безопасного поведения на дороге, обеспечивающие сохранность его здоровья и жизни, в первую очередь, на маршруте «дом - школа», «школа - дом». На данном примере просматривается преемственность передачи педагогических знаний в виде спирали прогрессивных изменений внутри «единичной образовательной системы - системы дошкольного образования».

Более масштабный виток передачи педагогических знаний можно наблюдать при рассмотрении системы обучения детей в школе.

Учитывая тот факт, что согласно статистике в возрасте от 7 до 14 лет дети наиболее часто становятся участниками дорожно-транспортных происшествий, именно школа является площадкой, на которой закрепляются знания и умения детей, полученные в ранний и дошкольный периоды, имеющийся багаж знаний трансформируется в комплекс правовых знаний (так как Правила дорожного движения - одна из норм права) и устойчивых навыков безопасного поведения детей на дороге.

К окончанию школы юное поколение, входящее во взрослую жизнь, должно уметь предвидеть опасность на дороге, располагать навыками самоконтроля и концентрации внимания, прогнозировать дорожную ситуацию и определять свое место в ней.

В подростковый период нередки случаи демонстративного нарушения детьми Правил дорожного движения, когда тинэйджеры переходят дорогу в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора, демонстративно перебегают проезжую часть перед близко идущими транспортными средствами. Эти негативные проявления в поведении подростков, в первую очередь, связаны с довольно сложными, трудными личностными изменениями и активным поиском своего места во взрослой жизни, большими сомнениями по поводу каждого поступка.

Именно в подростковом возрасте подвергаются сомнениям авторитет взрослых и правила поведения, которых ребенок придерживался до недавнего времени. Особую тревогу вызывают случаи дорожно-транспортных происшествий с участием подростков в качестве водителей транспортных средств, не имеющих водительских прав, элементарного водительского опыта. На дороге их формирующееся «Я» нередко проявляется в агрессивной и скоростной манере вождения, что в свою очередь приводит к трагическим результатам.

Поэтому именно школа должна вносить положительные коррективы в формирование личности подростка, предусмотрев для этого те учебно-воспитательные мероприятия, которые будут не только пополнять багаж знаний, но и способствовать раскрытию личностных качеств, формированию самоуважения и авторитета у окружающих сверстников и взрослого коллектива.

Такие мероприятия, как тематические дискотеки, «круглые столы» и брейн-ринги, «мозговые штурмы» и олимпиады дадут возможность в активной, позволяющей проявить свое «Я» форме обеспечить изучение вопросов безопасности дорожного движения, тем самым создав устойчивую взаимосвязь соблюдения Правил дорожного движения как жизне сберегающего фактора и как нормы права, требования которой обязательны для каждого члена общества.

Преемственность педагогических знаний по обучению детей Правилам дорожного движения возможно рассматривать и как диалог (Т.Б. Захараш) различных возрастных групп, передающих полученные знания, трансформированные через возрастную призму. Это могут быть меж возрастные учебные занятия, акцентированное использование педагогами произведений детей разных возрастов. Необходимо выстраивать такие сферы активности, где участвующие представители разных возрастных групп могли бы эту разность демонстрировать, где она была бы затребована.

Например, на стыке младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста. В качестве примера можно рассматривать работу школьных отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), которые формируются из учащихся младшего подросткового возраста (10-14 лет). Организация отрядной деятельности сосредоточена не только внутри единичного класса, а выносится, как в более младшие коллективы школьников, так и в коллективы старшеклассников (проведение тематических бесед, участие в общешкольных мероприятиях).

Встречи школьников и сотрудников Госавтоинспекции (ГИБДД) позволяют не только видеть свое возможное будущее, но и пробовать себя в будущей деятельности (например, совместные дежурства с инспекторами ГИБДД по надзору за дорожным движением), в будущих типах совместности, укреплять в себе голоса прошлых возрастов. Это позволяет ребенку осознать свой возраст как предмет собственной активности, и как то, на что можно влиять.

В качестве весьма показательного примера совокупности преемственности полученных знаний и диалога различных возрастных групп возможно рассматривать опыт работы отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел г. Омска.

В 1995г. на базе средней школя № 17 был открыт учебно-методический центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Центр включал в себя детский автогородок и оборудованный современной техникой класс по изучению Правил дорожного движения. За годы существования в нем прошли обучение более 30 тыс. ребят, большинство из которых стали активными членами школьных отрядов и кружков ЮИД.

Согласно Положению об отрядах юных инспекторов движения в данных отрядах организуются только дети 10-14 лет. Данная проблема была решена: «старшие юидовцы» стали проходить летнюю практику в своем автогородке - чинить велосипеды, готовить юную смену к участию во Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо», принимать участие в подготовке и проведении агитационных пробегов по Омской области. Результаты велопробегов трудно переоценить приобретенные навыки транспортной культуры трансформируются в обязательную норму поведения. Работа в автогородке нашла свое творческое продолжение. В 1998 г. был открыт ВМХ - стадион. В 1999 г. на этом стадионе были проведены самые престижные соревнования - «Гран - при России», собравшие более 300 участников.

Взаимное, увлекательное дело под руководством педагогов и сотрудников госавтоинспекции позволило сформировать интересный творческий детско-юношеский коллектив, в котором организованы и студенты омских техникумов и вузов.

Обращаясь к примеру организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Ставропольском крае, следует указать, что данный процесс организуется н с различными возрастными группами детей в соответствии с поставленными целями и с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей. Ежегодные обследования дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений подтверждают наличие в крае системы учебно-педагогических мероприятий, направленных на обучение детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде. Данная система включает в себя образовательные программы, реализуемые в течение учебного года, и обязательное проведение итоговых конкурсных мероприятий в рамках краевых смотров-конкурсов детских садов и школ. Подведение результатов конкурсной работы следует рассматривать в качестве закрепляющих, итоговых мероприятий, позволяющих определить как уровень знаний детей по Правилам дорожного движения, так и дать общую оценку деятельности учреждений образования. Полученные детьми знания в процессе учебной деятельности находят закрепление в рамках системы дополнительного образования в виде кружковой работы юных инспекторов движения, обучения в автошколах и автоклубах. Преемственность педагогических знаний прослеживается через:

- комплекс совместных факультативно-семинарских занятий среди педагогических работников и сотрудников гос. автоинспекции края, в рамках которых происходит обмен опытом работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

- совместной работы системы образования и гос. автоинспекции края; обеспечение планирования организации и проведения социально-профилактических мероприятий Всероссийского и регионального уровней;

- совместных методических пособий по обучению детей Правилам дорожного движения.

Посредником между процессом усвоения социального опыта и обучающимися в образовательном процессе является педагог. Как правило, обучающий и обучаемый являются представителями разных поколений. Их взаимодействие отражает наличие в сфере образования мезопреемственности. Задача педагога в контексте рассматриваемой проблемы состоит в создании условий для принятия обучающимися коллективного опыта прошлого и трансформации его в индивидуальный опыт личности, с установкой в свою очередь на дальнейшую его передачу следующим поколениям. Стремление к созданию единого образовательного пространства, к реализации идеи личностно-ориентированного непрерывного образования позволяет упорядочить этот процесс с тем, чтобы он представлял не навязывание опыта одним поколением другому, а являлся естественным процессом взаимодействия поколений, основанным на диалоге, взаимном соблюдении принципов права, свободы и духовной ответственности, направленных на взаиморазвитие через самовыражение, самореализацию.

Очень важно, чтобы педагог тоже не останавливался в своем развитии. Часто в практике процесс дальнейшего развития педагога инициируют ученики, вступающие во взаимодействие с ним, имея определенный индивидуальный опыт, обретенный ранее. Принятие и поддержка этой инициативы педагогом, опора на нее - подтверждение преемственности поколений в векторе от младшего к старшему. В педагогической деятельности данный вектор позволяет в некоторой степени избавиться от стереотипов, излишнего консерватизма, стимулирует преобразующую деятельность среднего и старшего поколений, к коим в основной массе принадлежат учителя, позволяет сделать ее более продуктивной, поскольку появляется возможность взглянуть по-новому на привычные вещи.

Возвращаясь непосредственно к вопросу формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, следует сделать вывод, что именно в этой сфере особое значение приобретает понятие непрерывного образования, трактуемое Т.Б. Захараш как образование через всю жизнь, преемственность между ступенями образования, образование в процессе социализации.

Данная программа должна входить во все возможные разделы учебно-воспитательного процесса. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни, воспитать в них не только осознание себя индивидуальным членом общества, но и членом общества, несущим ответственность за жизнь окружающих людей.

Профилактику детского дорожно-транспортного травматизма можно представить в виде модели, базирующейся на идее адаптации детей к реально существующим дорожно-транспортным условиям. Одна из важнейших задач профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - воспитание у детей транспортной культуры, включающей такие, составляющие, как умение использовать знания по Правилам дорожного движения, высокая дисциплинированность и чувство ответственности не только за свою личную безопасность, но и за безопасность окружающих, уважение к другим участникам дорожного движения.

Изменить ситуацию с аварийностью можно только тогда, когда вырастет поколение, для которого соблюдение Правил дорожного движения станет нормой - высокая транспортная культура должна формироваться в человеке с момента его первых шагов в жизни.

Воспитание культуры поведения детей в условиях дорожного движения осуществляется семьей, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации и другими социальными институтами. Роли различных социальных институтов в формировании транспортной культуры детей не равноценны: здесь образовательные учреждения, безусловно, играют ведущую роль.

Обновленная система должна носить признаки саморазвивающейся, иными словами, развитие одного компонента должно повлечь за собой развитие других и всей системы в целом.

Система непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении должна разрабатываться с использованием межотраслевых факторов в определении содержания образования, меж предметных связей, принципов ситуационного и программированного обучения. Основная идея этой системы заключается не только в изучении Правил дорожного движения как таковых, но и в формировании знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте, воспитании дисциплинированности и высокой культуры поведения в дорожном движении. Данная работа должна строиться с учетом социальных, психологических и педагогических факторов.

 

АВТОР: Левшина Е.Н.