29.04.2012 5668

Особенности воспитания гражданственности в полиэтнической группе студентов

 

В современном мире воспитание толерантности у своих граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята Декларация принципов терпимости, в которой говорится о необходимости укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Укоренение в системе образования духа толерантности, формирование отношения к ней как важнейшей ценности общества - значимый вклад профессионального образования в развитие культуры мира на Земле. В числе приоритетных задач в Национальной доктрине образования РФ определено воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений. Принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Толерантное сознание определяет устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, является

основой гражданского согласия в демократическом обществе. Программа ориентирует на обучение миролюбию и пониманию других людей со школьной скамьи. Образовательные учреждения являются самым прямым способом приобщения к социальным ценностям. Они принимают на себя большую часть ответственности за воспитание, направленное на решение общественно значимых задач. Поскольку толерантность - важный фактор устойчивости не только образовательного учреждения, но и общества в целом, образовательное учреждение является в некотором роде центром общества. В нём происходит прогнозирование и планирование будущего.

Но обладает ли образовательное учреждение, в первую очередь первого уровня образования, существенным потенциалом для формирования установок толерантного сознания, гражданского поведения у подрастающих поколений?

Чтобы в образовательном учреждении развивались взаимоотношения, построенные на ценностях толерантности, необходимо придерживаться определенных правил:

- поликультурное образование;

- позитивное отношение к национальному своеобразию;

- ответственность за воспитание толерантности;

- развитие понимания другого;

- внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей;

- создание позитивной атмосферы в образовательном учреждении. Образовательное учреждение должно собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их, должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.

Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Воспитание толерантности предполагает формирование у студентов навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к социальным конфликтам.

А как обучать толерантности и из чего она складывается? Выделяется семь направлений обучения толерантности:

- знакомство,

- терпимость,

- уважение различий,

- понимание индивидуальной неповторимости,

- взаимодополняемость как основная черта различий,

- взаимосвязь как основа совместных действий,

- культура мира.

Эти семь направлений толерантности характеризуются постепенным подходом к обучению толерантности и миру. Толерантность - всего лишь порог, через который обучающиеся могут шагнуть в более широкие и глубокие области знания, пройдя которые, они многое поймут и смогут своим поведением создать те отношения, на основе которых формируется гармоничное общество.

Проблема становления культуры толерантности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнического Ставропольского края. На занятиях по общественным дисциплинам ведётся воспитание установок толерантного поведения, изучаются культурно-исторические традиции народов Северного Кавказа, что способствует более глубокому изучению краеведческого материала, повышает патриотическую активность среди молодёжи, навыки межкультурной коммуникации и способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни в полиэтническом регионе.

В педагогической теории и практике российского образования всё более настойчиво утверждается мысль о необходимости внедрения в систему общего образования этнологических, этнокультурных знаний, о стратегической важности повышения этнокульторологической компетентности молодёжи. Речь идёт о целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межэтнического общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с традициями своего и других народов, в первую очередь проживающих на данной территории. В последнее время в России всё активнее используются понятия поликультурного и мультикультурного образования.

Идеи поликультурного и мультикультурного образования не новы. Они обозначались отечественными и зарубежными учёными (Л.С. Выготский, Н. Данилевский, Я.А. Коменский и др.). В настоящее время понятия поликультурное образование и мультикультурное образование наукой трактуются неоднозначно.

Поликультурное образование определяется как составная часть общего образования, способствующая усвоению обучающимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию в духе уважения инокультурных систем.

Термин поликультуризм в образовании определяется как построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Поликультуризм в образовании помогает обратить многообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. В нашем исследовании мы будем придерживаться определения поликультурного образования как процесса освоения студентами этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от их собственных.

Мультикультурное образование в Педагогической энциклопедии (1966), определяется как «образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе, и на передачу этого наследия молодому поколению». Одной из целей мультикультурного образования является развитие кросс-культурных способностей, помогающих адаптироваться личности в различных культурных средах.

Анализ содержания педагогических категорий, раскрывающих суть понятия мультикультурное образование, позволяет выявить признаки мультикультурного подхода в образовании:

- диалог культур в историческом и современном контексте;

- проблемный подход, позволяющий студентам анализировать развитие современной культуры;

- выявление не столько когнитивных, сколько этических и моральных ценностей знания.

Анализ понятий поликультурного образования и мультикультурного образования, имеющихся в литературе, позволил заключить, что по содержанию они близки между собой. Исходя из этого, в своём исследовании мы будем использовать их как синонимы. Проблема поликультурного образования ставилась по инициативе Министерства образования РФ предметом дискуссий отечественных педагогов. Этому было посвящено несколько Всероссийских конференций и научно-методических семинаров в Санкт-Петербурге (2003 г.).

Как показывает анализ литературы, проблемой образования в полиэтнической среде первыми стали заниматься страны с крайне высоким уровнем миграции, в частности США, Канада, ФРГ. Необходимость обучения и воспитания большого количества молодёжи из разных стран, разных культур, с разным уровнем освоения доминирующего в стране иммиграции языка, обучавшихся ранее по разным программам и к тому же имеющих трудности социальной адаптации к иной социокультурной среде, ставила перед педагогами новые проблемы. Исторически первым способом их решения для Америки и Западной Европы, в частности в ФРГ, стала концепция так называемого «плавильного котла», в которой акцент делается на необходимости достижения всеми членами полиэтнического общества некоторой общей, коллективной идентичности через утверждение совместного, разделяемого всеми образа жизни, на гармонизации отношений между различными этническими группами. Современный мир мыслился как некий плавильный котел, стирающий межнациональные различия.

Альтернативой идее плавильного котла стала идея создания национальных школ, в основе которых лежала определенная трактовка полиэтнического общества - в данном случае как состоящего из мозаики различных культур, сохраняющих своё разнообразие, несмотря на все интегративные процессы. Это предполагало, что в таких школах дети и учителя принадлежат к одной культуре, а процесс обучения ведётся на родном для них языке, нередко с учётом преобладающей в данной культуре религии. Как для Америки, так и для Западной Европы это в большинстве случаев были школы дополняющие процесс образования в основной школе. Однако при всех очевидных плюсах подобной модели формирующаяся по принципу двух половин дня идентичность затрудняет процессы личностного и социального самоопределения подростков и юношей, искусственно закрепляет их маргинальность, приводя в итоге к трудностям социальной адаптации.

С начала 80-х гг. в большинстве стран Западной Европы, а также США и Канаде все большую популярность завоевывает концепция мультикультурного образования. Цели мультикультурного образования американские учёные А. Джакоба, В. Менчан, С. Морсе, П. Хаммер, Д.Бэнкс видят в следующем:

- разработке образовательной политики с учетом мультикультурализма; совершенствовании содержания многокультурного образования, программ подготовки педагога;

- установлении отношений между участниками образовательного процесса на уровнях, при которых каждый школьник или студент, независимо от этнического происхождения, цвета кожи и разреза глаз, умственных способностей и физических черт, языковых, политических и речевых отличий, имел бы возможности для своего интеллектуального, социального и психологического развития.

Западноевропейские специалисты выделяют следующие цели среднего и старшего звеньев мультикультурного образования:

- углубление этнической и культурной грамотности молодёжи, то есть определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп;

- акцент на личностное развитие каждого студента, что предполагает индивидуальный подход к нему;

- формирование мультикультурной социальной компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса, то есть умений взаимодействовать и понимать людей, этнокультурно отличных.

Следует отметить, что в работе американских школ и колледжей используется понятие поддержка, которое означает создание определенной атмосферы, среды или экологии класса или группы, учитывающих культурное и лингвистическое разнообразие, культурные традиции, ценности и перспективы мультикультурного образования.

По мнению американского учёного Д. Бэнкса, мультикультурное образование тогда достигает цели, когда этнический компонент содержания интегрирован во все преподаваемые предметы - и не только в общественные науки, литературу, искусство, домоводство, но и в естественные предметы и даже в математику. Этнический компонент содержания заключается и в том, что в любом вопросе необходимо иметь в виду исторический опыт народа, его вклад в развитие всего общества или отдельного региона; проблемы, с которыми сталкивается данная национальность в повседневной жизни, условия её существования в повседневной жизни и в полиэтническом обществе.

Концепцию глобального образования, которая также интенсивно внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы и Америки, разработали специалисты из США Р.Хенви и Э.Боткин. При этом, глобальное образование предусматривает включение в учебные планы школы и вуза таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся и студентов интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными различных точек зрения на мировые явления.

В Германии проблема поликультурного образования после объединения двух стран ФРГ и ГДР приобрела чрезвычайно большое значение, так как общая численность иностранцев, проживающих в ней, превышает 5 млн. человек.

В Польше, как показали исследования, получили распространение лишь отдельные формы работы с детьми национальных меньшинств или детьми-мигрантами. Школам для национальных меньшинств Закон гарантирует сохранение национальной, этнической, языковой и религиозной идентичности, возможность изучения родного языка, национальной истории и культуры.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показал, что в практике работы школ и учебных учреждений среднего и высшего звена имеется определённый положительный опыт по использованию отдельных форм и методов работы с детьми школьного возраста и молодёжью:

- национальная школа, которая функционирует на исторической территории государствообразующей нации, реализующая на этой территории свою суверенную образовательную политику и свободно формирующая у учащихся национальный характер и духовный мир своего народа на основе родного языка, тактических и стратегических национальных идей;

- поликультурное воспитание, включающая решение трёх взаимосвязанных задач: обеспечение личности возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции; создать условия для включения личности в общероссийский и общерегиональный стандарт образования; обеспечение интегрирования личности в современную мировую цивилизацию;

- мультикультурное воспитание, в основе которого заложено предоставление равных возможностей для всех, включая учащихся разных этнических, расовых и социальных групп.

Обобщая зарубежный опыт работы психологов, педагогов, социальных работников по обеспечению поддержки и защиты детства и юношества, можно выделить его основные особенности: прочная законодательная база, обеспечивающая защиту прав и интересов ребёнка и молодого человека; хорошее или достаточное финансирование всех программ по защите детей-мигрантов как важнейший инструмент государственной политики; активное привлечение к проблеме защиты детства и юношества представителей смежных с педагогической профессий (психотерапевтов, врачей-педиатров, детских адвокатов и т. д.); широкое вовлечение различных общественных организаций в работу по проблемам детей и молодёжи; систематическое использование достижений науки в вопросах социальной зашиты и поддержки детей и молодёжи.

В контексте нашей работы мы обратились к отечественным исследованиям в педагогике А.В. Багдасаровой, А.В. Беляева, Х.Х. Боташевой, З.Т. Гасанова, Г.М. Гогоберидзе, В.И. Горовой, В.Н. Гурова, И.А. Малашихиной, А.Е. Шабалдас, И.А. Шаповаловой, В.А. Шаповалова.

Анализ этих исследований позволил нам определить имеющиеся подходы к решению данной проблемы. Мы предположили, что реализация формирования этнического самосознания студентов и воспитания их в поликультурной среде может быть осуществлена через глобальное образование. Как отмечает З.Т. Гасанов, «перед учебными учреждениями ставится задача через глобальное образование преодолеть этот пробел в знаниях учащихся, приобщить их к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей и молодёжь социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание гражданского мира» [Гасанов З.Т., 1994].

Проанализировав литературу, мы пришли к заключению, что содержание образования в учебно-воспитательных институтах с полиэтническим составом учащихся и студентов должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:

- Обеспечение каждому возможности само идентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций;

- Создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;

- Вовлечение взрослеющей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.

При разработке концептуальных подходов к формированию современной личности ребёнка, подростка, молодого человека в поликультурной среде (на примере такого региона, как Ставропольский край) надо исходить из многонациональное и поликультурности Ставрополья. Здесь проживают представители ста четырёх национальностей. «Особую остроту ситуации придаёт геополитическое положение Ставрополья: соседство с Чечней, Дагестаном, Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкесией, Адыгеей и др., что определяет соответствующую социально-экономическую и социально-политическую ситуацию в крае. Следует выделить также вынужденную миграцию населения. По данным Ставропольского краевого комитета государственной статистики, к началу 2001 года на Ставрополье прибыло более 70 тысяч вынужденных переселенцев. Кроме того, наличие более 40 разных национально-культурных объединений - греческой, немецкой, армянской, дагестанской, грузинской, чеченской, украинской и других диаспор - определяет разнообразие и богатство бытовых, обрядовых, производственных, семейных культур, их взаимосвязь и влияние на образовательный процесс. Массовая миграция, нарушение устоявшегося в крае соотношения славянских и кавказских этносов, перераспределение территорий проживания и недвижимости, урбанизация, не связанная с развитием промышленного производства, маргинализация и люмпенизация части населения, а также противоречия вследствие противостояния религиозных сообществ - все это реалии современной социальной жизни Ставрополья. В школах Ставропольского края учатся дети коренных жителей, мигрантов, потерявших кров при трагических обстоятельствах, офицеров, выполняющих боевую работу, и лиц, приехавших в регион для удачного вложения капитала. На состояние поликультурной и полиэтнической образовательной среды края, учебный процесс и воспитательную работу существенное влияние оказывает культура возрождающегося казачества» (Шабалдас А.Е., 2001).

Правовой основой поликультурного образования российской высшей школы с полиэтническим, поликультурным составом студентов являются: Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании» Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

С принятием закона РФ «Об образовании», выделением базового федерального, национально-регионального и локального компонентов образования и обеспечением системой образования защиты национальных и региональных культурных традиций в национальных субъектах федерации стал активизироваться поиск этнокультурной направленности местных законов. В законах РФ «Об образовании» ряда республик - субъектов Российской Федерации (Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Марий-Эл, Татарстан, Хакасия, Чувашия) установлены различные типы школ. В зависимости от национального состава населения провозглашены двуязычие в образовании, право выбора языка обучения и обучения на родном языке, светский характер образования и т.д.

Действующий закон РФ «Об образовании» (1996), содержит исходные установки основ взаимоотношений национальных культур и образования. Например, в статье 2 отмечается, что развитие национального самосознания личности основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, и в статье 14 провозглашена, интеграция личности в системы мировой и национальной культуры как принцип государственной политики в области образования.

Тайчинов М.Г., (1999), указывает, что решение проблем, поставленных в этих документах, возможно при соблюдении следующих условий:

- содержание учебных планов с научных позиций учитывает особенности детей и молодёжи разных этносов в поликультурном обществе;

- личность школьника, учащегося, студента является не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, соответствующего его интересам и потребностям, национально-психологическому укладу;

- образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, этнокультурных явлений, как единство среды и обучаемого.

Анализ теории и практики формирования регионально-национального компонента образования позволяет выделить следующие общекультурные принципы, являющиеся основой определения его этнокультурной направленности:

- учёт мнений национального состава населения данной местности при формировании национальных школ;

- свобода выбора языка изучения на всех ступенях образования;

- светский характер образования и право в использовании религиоведческих дисциплин в пределах возможностей, представляемых законом;

- право образовательного учреждения определять курсы истории и культуры этноса в рамках республиканского государственного образовательного стандарта;

- развитие национального самосознания обучающихся на основе приоритета общечеловеческих ценностей;

- этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в российское и мировое сообщество;

- приобщение населения к ценностям мировой культуры через национальные учебные заведения;

- сотрудничество и взаимодействие образовательных учреждений, семьи и общественности в формировании самобытности личности.

И.А. Арабов и Г.Ю. Нагорная, (1999), выделили принципы отбора содержания этнического материала, включаемого в учебно-воспитательные системы, которые, на наш взгляд, являются достаточно обоснованными. К ним они относят следующие:

- принцип историзма, историко-культурный и социокультурный анализ педагогических явлений;

- хронологический анализ элементов духовной и материальной культур;

- дифференциация этнического опыта и знаний в зависимости от их значимости в направлениях личностном и социальном, национальном и общечеловеческом, республиканском и локальном;

- концентричность изучения материала, обеспечивающего меж предметные связи на основе содержания учебных дисциплин;

- опора на народную национальную педагогику при идентификации стереотипов этнических общностей;

- типологизация знаний и национальных технологий на базе прогностического мониторинга, определяющего их созвучие с соответствующими стандартами образования.

В числе главных направлений выделяется, в частности, формирование общетеоретических знаний: о единстве и специфике культурно-исторического развития народов и о характеристиках и условиях формирования этнических особенностей в целом. Обе эти цели предполагают не только расширение ряда курсов гуманитарного цикла в системе общего образования, но и соответствующую корректировку в организации материала учебников и программ. Для этого предлагается:

- Введение в учебный процесс как ряда новых дисциплин гуманитарного профиля, способствующих осознанию единства мировой специфики и национальной культуры, так и специального учебного предмета - этнологии.

- Углубленное изучение истории и культуры своего народа. Знание собственной истории и культуры формирует убеждения, помогает понять смысл происходящих процессов настоящего. Не подавление другого, не стремление переделать его на свой лад, а уважение в нём присущего ему права быть самим собой позволит человеку свободно чувствовать себя в любой культурной среде.

- Знакомство учащихся и студентов с языком, культурой, бытом других народов. Это позволит на практике утверждать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний молодёжи о народах, живущих в одном крае, даёт возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность каждого человека к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию.

- Выработка разных форм организации воспитания этнического сознания. Это различные формы и методы работы с молодёжью разных национальностей.

Заслуживает внимания адаптивная мультикультурная модель, успешно реализуемая в муниципальной национальной греческой школе г. Ставрополя и предполагающая разноплановую работу с детьми и молодёжью, отличающимися как по уровню развития, так и по принадлежности их к другому этносу. В школе обучается 20 % детей и молодёжи, не принадлежащих к греческому этносу (преимущественно армяне и русские). В основе адаптивной модели лежит идея этнокультурного воспитания, поэтому дети и молодёжь школы занимаются в языковых классах и классах углубленного изучения дисциплин эстетического цикла. В школе действуют национальные театры (драматический и кукольный), спектакли проходят на греческом и русском языках. В школе имеется музей греческой культуры и истории диаспоры, где накоплен богатый краеведческий материал. Дети разных национальностей участвуют в фольклорном хоре, танцевальных ансамблях, художественной изостудии.

В г. Ставрополе существует также национальная культурная автономия российских немцев. В «Wiedergeburt» при активном участии студенческой молодёжи и специалистов-педагогов из Германии проводятся языковые курсы для детей, молодёжи и взрослых, работает кукольный театр «Regenbogen», проводятся праздники Рождества, Пасхи, Троицы для всех желающих, а не только лиц немецкой национальности. Работают клубы для молодёжи «Jugendbrunnen» и «трудармейцев» - «Сеньоры», «Память» и «Поиск».

Анализ нормативных документов, теории и практики образования позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, моно предметную, комплексную и дополняющую.

Межпредметная модель включает национально-региональный компонент в содержание образования путём равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам общеобразовательной и высшей школы. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным темам.

В качестве примера можно привести опыт школ Татарстана по проектному обучению в процессе изучения литературы. В работе по формированию этнического самосознания проектная технология помогает переставить ученика с позиции созерцателя другой национальной культуры в позицию носителя этой культуры, способного полноценно оценивать её достижения.

Как показал опыт педагогов средней общеобразовательной школе № 14 г. Невинномысска Ставропольского края, география как образовательный предмет содержит богатый материал для широкого включения в него национально-регионального компонента. На занятиях учителя географии создают у школьников целостное представление о Земле как планете людей, знакомят со странами и народами, используя комплексное страноведение.

При таком подходе молодёжь получает знания не только о народах мира, но и об их материальной и духовной культуре, учится разбираться в особенностях взаимодействия человека и природы, оценивать важность формирования геоэкологического сознания как необходимого качества каждого гражданина новой России. При изучении страны или региона учителя и преподаватели знакомят молодых людей с народом, особенностями языка, одежды, обрядов, обычаев, быта и жилища, национальной кухни, культурных ценностей, его происхождением, а также с именами лучших представителей, внесших вклад в развитие своей страны и мировой цивилизации. Модульная модель национально-регионального компонента общего образования реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона.

Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнической культуры, родного языка, истории, географии республики (региона) на специально выделенных для этой цели учебных предметах. Этнокультурная направленность содержания образования реализуется в ходе изучения специализированных курсов по выбору. В СФ МГОПУ им. Шолохова, например, кроме этнопедагогики, существует курс педагогики казачества.

Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т. д.

Дополняющая модель представляет реализацию национально-регионального компонента в ходе развлекательно-воспитательных мероприятий. Так, в Шолоховском педуниверситете существуют связи с вёшенскими казаками, студенты поют в казачьем хоре старинные песни, шьют сами казачьи костюмы по старинным образцам, во время университетских праздников готовят национальные блюда, работают экскурсоводами в созданном университетском музее казачества и М.А. Шолохова. Многие студенты участвуют в работе молодёжных клубов немецкой и греческой национальных культурных автономий.

Старший школьный возраст и студенчество наиболее сенситивны для формирования этнического самосознания, поскольку в этом возрасте укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется мотивация выбора национальности, становятся более прочными отношения к своей этнической группе. Актуальность подготовки молодёжи к жизни и деятельности в поликультурном обществе требует от педагогов и других специалистов серьёзного внимания к развитию этнокультурной составляющей образования. Выбор оптимального соотношения основных подходов к осуществлению образовательно-воспитательного процесса, в том числе этнологического, культурологического, конфликтологического и др., является важной проблемой организации системного модельного подхода в этническом и межэтническом воспитании.

Следовательно, необходимо выявить организационно-содержательные оптимальные условия, выбрать формы и методы работы, способствующие эффективному формированию этнического самосознания старшеклассников и студентов. Это позволит выделить общее и особенное для каждой из моделей и на основе этого определить наиболее оптимальные содержание, организацию, формы, методы и средства формирования этнического самосознания молодёжи в полиэтническом общеобразовательном учреждении. Мы пришли к выводу о том, что модельный подход, основанный на структурных компонентах педагогической системы, может быть использован нами в качестве реального инструмента, способствующего достижению оптимальных результатов. Целевая установка разработанной модели предполагает формирование этнического самосознания студентов, и на его основе воспитание этнической толерантности как логического продолжения здорового этнического самосознания. Содержательный компонент модели должен включать этнокультурное, конфликтологическое, эмоциональное, этическое, правовое и межкультурное образование. Эффективными формами реализации цели формирования этнического самосознания молодёжи являются специально разработанные спецкурсы, факультативы, интегрированные занятия, кружки, деятельность музея прикладного искусства. В качестве оптимальных методов могут выступать дискуссии, метод примера, тренинг, проблемно-поисковый метод, метод создания воспитывающих ситуаций. Педагоги, как субъекты модели деятельности полиэтнического общеобразовательного учреждения, должны обладать этнопедагогической компетентностью и в своей работе реализовывать функции, связанные с формированием этнического самосознания молодёжи.

 

АВТОР: Лисак С.В.