29.04.2012 15099

Педагогическая характеристика коллектива старшеклассников в профильной школе

 

Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности. В коллективистских отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Он обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное. Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверждал, что воспитательный коллектив - это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием содержания жизни, многообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через воспитательный коллектив ребенок входит в жизнь общества. Содержательно коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах.

Экономический аспект. В трудовой жизнедеятельности коллектива дети знакомятся с тем, что трудящиеся являются хозяевами всех видов общественной собственности. Через трудовой коллектив каждый человек включается в экономические отношения, становится их активным участником. Школьники узнают об экономических проблемах хозрасчетных предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Политический аспект. Через коллектив дети вовлекаются в школьное самоуправление, в борьбу за мир, в проведение политических кампаний, какими являются выборы в органы власти, перепись населения, всенародный референдум, подготовка праздников и фестивалей. Благодаря коллективу школьники приобщаются к общественно-политической жизни народа, ценностям углубляющейся гласности, открытости, плюрализма и демократии.

Социальный аспект. Детский коллектив проявляет постоянную заботу о жизни, всестороннем развитии и бытовых условиях каждого ребенка. Этим закладываются в детях такие черты характера и качества, как стремление к социальной справедливости, согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность и ответственность. Каждому школьному коллективу необходимо ощущать себя звеном в социальном развитии общества. Коллектив интересуется условиями жизни своих членов в семье, их нуждами, отношениями и делами. Детский коллектив создает школьникам условия для развития способностей и дарований. Дети привыкают видеть в коллективе источник получения социальных благ, работать для него, развивают в себе понимание важности сочетания интересов коллективных и личных.

Нравственный аспект. В воспитательном коллективе возникают условия для понимания ребенком морали как общественного явления. В процессе коллективного труда, организационных зависимостей, дружественных отношений школьники осознают общественную мораль как ответственность друг перед другом, самим собой, коллективом и обществом. Практика реальных отношений в коллективе убеждает их в необходимости честного товарищества, добросовестного труда, охраны общего достояния и общественного порядка. Коллективная жизнь, сопровождающаяся горячим нравственным убеждением, формирует прочные основы нравственности личности.

Общественно-ценностный аспект. Коллектив - идейное, ценностно ориентированное единство людей, для которых организационная структура является средством достижения общих целей. Духовное единство выражается сегодня в общем стремлении к обновлению общественной жизни.

Культурно-эстетический аспект. Сфера духовной жизни коллектива - одна из важнейших. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, образов, знаний, к содержательному обмену духовными ценностями, к повышению эстетического уровня повседневных отношений, к эстетической организации всей жизни и деятельности. Особое внимание уделяется художественному творчеству школьников в коллективе как средству содержательного использования свободного времени детей и развития.

Юридический аспект. Взаимоотношения в детском коллективе затрагивают и правовую сторону жизни. В разнообразных ситуациях ребенок учится осознавать не только суть нравственного или безнравственного поступка, но и отличие моральных правил от правовых. В отдельных случаях, переступая через нравственные нормы, он нарушает закон и может быть наказан. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Целеустремленность коллектива рождает здоровый нравственный климат, мажорный тон отношений. Каждый ребенок, добровольно участвующий в общих стремлениях и делах, испытывает потребность в коллективном общении, психологическую совместимость с другими детьми в деловом и дружеском общении. Детей стимулирует то, что в коллективе интересно жить и трудиться, радостно чувствовать свою защищенность и доброжелательность товарищей, получать помощь, поддержку инициативы и творческих начинаний.

Организационный аспект. Организация как средство подчинения, лишенная духовно-нравственного содержания, всегда вырождается в бюрократию и мертвящий формализм. Но духовно - нравственная жизнь людей, ее цели и стремления вне организации остаются не реализованными. Дети интуитивно стремятся к организации. В их педагогически неорганизованной среде стихийно возникают свои лидеры и иерархия отношений, ставящие большинство ребят в трудное подчиненное положение. Вот почему педагогическая организация, наполненная глубоким идейным смыслом, ставящая детей в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи, обогащая свободное общение, является ведущей воспитательной силой.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Ему необходимо побыть одному для того, чтобы оглянуться вокруг, заглянуть в себя, осмыслить свои отношения с окружающим миром. Временное обоснование способствует самоосознанию, формированию внутреннего нравственного мира личности. Духовные богатства - всегда результат творчества, большой внутренней духовной работы по анализу и оценке впечатлений жизни и искусства. Уединение - одно из важнейших условий творчества. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.

Педагогический аспект. Воспитательное воздействие и взаимодействие в коллективе организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Коллектив как педагогическая организация является средством введения детей в жизнь общества. Педагогически организованный коллектив создает возможности для формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности.

В советской социальной психологии разрабатывалась страто - метрическая концепция групповой активности, суть которой в идее деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. В социально-психологический эксперимент включаются: содержание деятельности коллектива, ее значимые цели и ценности, опосредующие межличностные отношения. Концепция берет начало от макаренковского понимания «...коллектива как группы людей, объединенной общественно значимыми целями деятельности...». А. С. Макаренко различал стадии развития коллектива в зависимости от степени социальной ценности его целей, содержания труда и отношений, уровня дисциплины, организованности деятельности и межличностных отношений. Эти стадии, уровни именуются в психологической теории стратами. В концепции предпринята попытка рассмотрения педагогической теории коллектива сквозь призму проблем межличностных отношений, психологической совместимости детей в группе, группового климата, общения, взаимоотношений лидера, типологии групп.

Воспитательный коллектив не просто группа детей, а педагогически организованная система отношений. Он,- утверждал А. С. Макаренко,- обладает органами самоуправления и координирования, уполномоченными представлять интересы всех детей и общества; объединяет школьников общей целью и организацией труда. Он неразрывно связан с другими, прежде всего трудовыми коллективами нашей страны, и стоит на принципиальной позиции мирового единства трудового человечества.

В процессе общественной жизни люди вступают в такие взаимоотношения, которые требуют от каждого проявления коллективистских качеств. Чтобы воспитывать коллективизм, надо систематически упражнять ребенка в коллективной жизни и деятельности. Педагогический процесс необходимо сделать процессом глубоко содержательной гуманистической организации всей детской жизни в коллективе.

Коллектив необходим и как среда взаимодействия, средство эффективного влияния на детей. Он является формой целостной организации детской жизни, дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга. Организация воспитательного коллектива в школе и классах как единой целостности является первоочередной задачей воспитателей.

В структуре детского воспитательного коллектива развиваются общешкольные и первичные коллективы. Общешкольный коллектив - единая организация всего учебно-воспитательного учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы. Первичные коллективы формируются по возрастному и разновозрастному признакам и действуют в виде учебной группы, бригады, отряда, кружка. Первичный коллектив также имеет органы самоуправления, актив, своих представителей в общешкольных органах. Они являются органической частью, живой клеткой общего коллектива школы. Если в общешкольном масштабе слабо ведется работа по организации воспитательного коллектива, то и первичные не становятся полноценной воспитательной силой. У них не образуются необходимые связи с другими первичными коллективами и общественными организациями, они замыкаются в групповых интересах.

Такое структурное построение детского воспитательного коллектива дает возможность учесть возрастные особенности и интересы детей, наладить содержательные взаимоотношения между первичными коллективами старших и младших школьников, а также разновозрастными отрядами и группами. Взаимодействие активизируется в результате шефской работы, совместной деятельности ребят в общешкольных органах и кружках, сводных отрядах или бригадах в процессе общественно полезного труда, во время посадки зеленых насаждений, работы на пришкольном участке, по оказанию помощи подшефным организациям, колхозам, совхозам. После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяются.

Главной функцией детского воспитательного коллектива является введение детей в систему общественных отношений и организация накопления ими опыта этих отношений. Детский коллектив аккумулирует основные черты и требования жизни общества. Он дает детям практический опыт «присвоения» существующих в обществе многообразных общественных отношений, особенно за счет их взаимодействия с коллективами взрослых. Трудовые коллективы являются основной общественной питательной средой развития общественной и нравственной жизни детского коллектива.

Вторая функция детского воспитательного коллектива заключается в том, что он является основной формой и фактором организации детской деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой. В процессе выполнения детьми главных видов деятельности: учебной, трудовой, игровой, общественной - в коллективе формируются деловые отношения по типу деловых отношений общества. Отношения деловой зависимости, ответственности, контроля, взаимопомощи, руководства, подчинения и требовательности являются основными, тем необходимым организационным каркасом всякого коллектива, благодаря которому достигается эффективность процесса коллективного воспитания. На этой основе между детьми развиваются многосторонние отношения дружбы, товарищества, человеческой симпатии, доверительного общения, товарищеского взаимодействия. Чем крепче и четче организационно-деловая структура коллектива, тем лучше условия для создания в нем высоконравственной атмосферы, здорового морального климата.

Для организации и выполнения различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления. Все дети учатся выступать в роли, как организаторов, так и исполнителей. Организационная структура коллектива становится орудием формирования деловых качеств, средством воспитания и всестороннего развития личности ребенка. Он действует и воспринимается всеми как форма делового сотрудничества.

Третья функция делового воспитательного коллектива состоит в том, что он всем комплексом межличностных деловых, эмоциональных, дружеских отношений формирует моральную сущность личности, ее нравственно-эстетическое отношение к миру и к самой себе. Отражая и преломляя в себе все общественные отношения, личность на этой основе развивает свои материальные и духовные потребности, формирует мотивы поведения и деятельности. Эгоизм, равнодушие отражают систему антигуманных отношений, формирующую в определенной социальной среде привычное антиобщественное сознание. Воспитание коллективиста требует задействованности ребенка в системе коллективистических отношений, создающих неисчерпаемые возможности для проявления им гуманистических качеств. Богатство коллективистических отношений создает нравственное богатство личности, участвующей в них. Коллективизм есть результат постоянного активного участия развивающейся индивидуальности в системе коллективистических отношений. В сознании школьников складывается система привычного коллективистического сознания, коллективистических действий и привычных эмоционально-психических состояний. Эта система определяет ведущий строй мотивов деятельности формирующейся личности. Ее несформированость порождает хаос и случайность в потребностно - мотивационной сфере детей, импульсивность и непредсказуемость поступков.

В практике нередко приходится сталкиваться с таким явлением, когда ребенок, живя и действуя в коллективе, проявляет черты эгоизма. Они порождаются плохой организацией, в которой пробивают себе дорогу ловкие неофициальные лидеры, преследующие эгоистические цели. Отрицательно сказывается и то, что некоторые школьники на все время своего пребывания в коллективе избираются ответственными председателями, звеньевыми, старостами. Это обрекает ребенка на односторонность в общественном развитии и дает ему основание рассматривать себя в качестве незаменимого должностного лица, превращает в маленького бюрократа и подталкивает к использованию данных ему прав в личных целях.

Четвертой функцией детского коллектива является его способность оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность. Органическая связь с жизнью общества, стремление к достижению целей и разнообразие нравственных отношений позволяют сформировать общественное мнение коллектива как тончайший и чуткий по отношению к отдельной личности инструмент педагогического воздействия: В основе общественного мнения детского воспитательного коллектива лежит общественный интерес к делам, успехам и неудачам коллектива, общественный интерес к личности, ее положению в обществе, ее радостям и огорчениям. Ребята очень нуждаются во внимании, понимании, сочувствии, поддержке, поощрении со стороны своих товарищей. Все это дает им общественное мнение в хорошо организованном воспитательном коллективе. Его эффективность, формы проявления и сила воздействия зависят от качественного состояния деятельности и взаимодействия, уровня развития и характера отношений. Педагогическое воздействие в коллективе и с помощью коллектива имеет целью достижение положительного результата в поведении, организации и деятельности детей. Параллельным же результатом всегда является позитивное нравственное изменение личности.

Воспитательный коллектив в своем становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы педагогического воздействия на личность.

Первая стадия характеризуется борьбой коллектива за свое самоутверждение. В процессе содержательной деятельности появляются первые признаки сплоченности, формируются организационные структуры. Характерным является возникновение противоречий между интересами коллектива и отдельной личности. В целях укрепления и самоутверждения, накопления материальных и духовных ресурсов коллектив прибегает к дисциплинарным требованиям, к постановке коллективных интересов впереди и выше личных стремлений и желаний отдельных детей.

Игнорирование желаний отдельных членов коллектива в интересах успешного завершения общего дела создает большие сложности. Однако необходимость укрепления в детях коллективного интереса, сплоченности, налаживания делового взаимодействия педагогически оправдывает возникновение конфликтов, требует тактичного их разрешения. Самоутверждение через преодоление противоречий - нормальный путь движения коллектива к новому качественному состоянию, к более гармоничному взаимодействию личных и общих интересов. Коллектив накапливает материальные и духовные возможности, развивает в детях ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности, приводит в движение систему коллективных нравственных отношений.

Вторая стадия развития воспитательного коллектива характеризуется полнотой проявления его основных функций. Главная цель коллектива - развитие, удовлетворение многообразных потребностей, интересов каждого отдельного индивида, взаимообогащение личностей в процессе деятельности, общения, отношений. Возникает ситуация, делающая сам коллектив и весь процесс его жизни гармоничными, а педагогические взаимодействия - активно способствующими расцвету свободной индивидуальности и творческой личности. Качественно меняется функция педагогического взаимодействия. На начальной стадии их смысл был в торможении неправильного поведения отдельных школьников, в развитии у них умения подчинять свои стремления и желания интересам коллектива, согласовывать их с нуждами коллектива. Вторая стадия характеризуется позитивностью педагогического взаимодействия, стимулирования, побуждения к активной, особенно творческой деятельности в интересах коллектива и развития собственной личности.

Таким образом, от борьбы за утверждение обще коллективных интересов в целях укрепления, развития воспитательного коллектива к выдвижению на первый этап задач по формированию всесторонне развитой личности, ее способностей и дарований - таков диалектический путь превращения коллектива в эффективное средство, фактор воспитания. Коллектив и его дисциплинирующее влияние являются целью педагога в период превращения его в инструмент воспитания. Когда же начинается полноценное функционирование всех его систем, коллектив становится основной содержательной формой целостного учебно-воспитательного процесса, ядром воспитательной системы, мощным фактором и средством воспитания, всестороннего развития личности каждого ребенка.

Становление воспитательного коллектива, управление его развитием невозможно без глубокой и всесторонней диагностики. Педагогу и самим детям нужно хорошо знать, что представляет собой каждый ребенок: каковы его потребности, интересы и способности, отношения с миром, что ему нужно и какие средства коллектив может дать для его развития. Важно также знать и осознавать, в каком состоянии находится коллектив.

Стадии развития коллектива являются результатом педагогических усилий, сознательного использования законов формирования коллектива.

Движущей психологической силой развития коллектива и одновременно методом его организации является перспектива. В ней выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека или коллектива, уровень развития, их моральный облик. Под воспитательной перспективой имеются в виду общественно значимые задачи, цели, дела, отвечающие потребностям развития личности, группы детей, коллектива, стимулирующие деятельность, соответствующие возрастным, индивидуальным особенностям школьников.

Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, основанных на непосредственном и опосредованном детском интересе; общественно полезной ценностью задач, целей, конкретных дел и их связанностью с трудом и жизнью народа; четкой организацией деятельности, направленной на достижение перспективы, педагогической целесообразностью, воспитанием у учащихся высоких моральных качеств.

Задача педагога заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, увлекательной деятельности, отношений, восхождение коллектива от решения одной задачи к другой. В практике педагогической работы перспективами становятся различные трудовые дела, борьба в соревновании, помощь подшефным организациям, походы и экскурсии, спортивные состязания, праздники, творческие отчеты студий, ансамблей, кружков. Перспективы выдвигаются по инициативе, как детей, так и педагогов. Организация движения к перспективе включает в себя: обсуждение планов, проектов, предложений и практическую работу, направленную на реализацию перспективы. В этой деятельности осуществляется налаживание связей, сплочение воспитательного коллектива. Разумное распределение поручений между всеми членами коллектива - основной путь вовлечения детей в активное и творческое выполнение увлекательного перспективного дела.

В качестве педагогического закона и метода организации, укрепления и развития коллектива выступают единые педагогические требования к школьникам. В начале организации воспитательного коллектива, когда в среде ребят образуются новые товарищеские деловые и дружеские связи и отношения, все основные педагогические требования и импульсы исходят от педагога. Он - полномочный представитель общества в детской среде, носитель передовых общественных идеалов демократии, гласности, специально подготовленный к педагогическому труду. Выполнение школьниками общественно ценных единых требований закрепляет первые успехи в их совместной деятельности, углубляет дружеские связи, формирует жизненный опыт, необходимые привычки нравственного поведения и взаимоотношений в коллективе. Когда появляются первые успехи в борьбе за достижение перспектив, дети проникаются верой в стремление педагога сделать их жизнь радостнее и интереснее, многие ребята проявляют инициативу и активность. Наступает время перехода к усложнению содержания жизни коллектива, совершенствованию организации новой стадии отношения к единым требованиям. Часть функций по предъявлению педагогических требований в коллективе передается активу. Своим авторитетом педагог поддерживает требования активистов. В организации различных дел и контроле за выполнением общественных поручений принимают участие все больше ребят, поддерживающих воспитателя и актив. Решающей силой нравственного воспитания детей становится общественное мнение самого коллектива. Достижение этого уровня отношений свидетельствует о высшей стадии развития единых педагогических требований в коллективе. Активное выражение школьниками общественного мнения ведет к тому, что каждый ребенок приучается предъявлять требования к самому себе на фоне общих требований коллектива. Центральным звеном в становлении школьного воспитательного коллектива является ученическое самоуправление. В условиях развития демократии в школе возможны две взаимодействующие системы самоуправления. Одна - как звено государственно-общественного управления школой - школьное самоуправление. В его различные органы входят учителя, учащиеся, родители, представители базовых предприятий и общественных организаций. (О его сущности будет сказано при рассмотрении воспитательных функций директора школы как главного организатора единого школьного воспитательного коллектива). Другая система - собственно ученическое самоуправление как самодеятельная организация детской жизни. Через него и с его помощью школьники входят в школьное самоуправление и решают свои собственные проблемы: активного усвоения знаний, организации общественно полезного труда, порядка в школе, развития внеклассной работы и здорового досуга. В нем принимают участие буквально все учащиеся школы, оно защищает и обеспечивает права каждого. Оно формирует гражданственность, приучает детей к гласности, демократическому решению вопросов и социальной справедливости. В результате детского творчества ученическое самоуправление может приобретать самые разнообразные формы. Учащимся важно дать реальные права в школе; взять школу на сохранность, знать бюджет, пополнять его, учиться экономному расходованию средств. Детей надо вовлекать в планирование и организацию учебно-воспитательного процесса, давать большие возможности высказывать мнения о работе учителей и поведении своих товарищей.

Высшим органом ученического самоуправления является общешкольное собрание или ученическая конференция выборных представителей. На них заслушивают отчеты о работе органов самоуправления, составляют наказы, избирают органы управления. Исполнительным органом ученического самоуправления являются ученический комитет (учком, совет старост, совет командиров) и его комиссии. Наиболее крупные общешкольные мероприятия: общешкольное соревнование, участие школы в районных или городских мероприятиях, работа в колхозах, общешкольные воскресники, праздники и дни отдыха учком проводит совместно с общественными организациями. Учком отвечает за состояние успеваемости, порядок и дисциплину, дежурство и чистоту, прилежание и активность учащихся в школьных делах. Практическое руководство жизнью коллектива осуществляет с помощью комиссий, занимающихся организацией того или иного конкретного участка в жизни школы. Количество комиссий и направление их работы зависят от уровня развития коллектива, содержания его жизнедеятельности, наличия реальных дел и нужды в управлении ими. Вот почему в разных школах число их неодинаково. Организуются такие комиссии, как культурная, производственная, хозяйственная, стенной печати, шефская, туристская, досуговая и другие. В комиссиях работают ребята, организующие данное дело в своем классе.

Коллективным органом самоуправления в классе является классное собрание. На нем избирается староста, входящий в состав школьного учкома. Для школьника избрание старостой - почетное и ответственное поручение. Староста следит за успеваемостью, прилежанием учащихся, организует дежурство в классе и по школе, когда дежурит класс, координирует работу классных организаторов - культоргов, физоргов, туроргов, хозоргов, стенгазеты.

Вовлечению всех учащихся в активную жизнь общешкольного коллектива способствует трудовое соревнование. Различные группы школьников участвуют в соответствующих их возрасту и интересам формах соревнования: работа на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, на пришкольном участке, сбор макулатуры, тимуровская благотворительная работа, шефская помощь дошкольникам. Соревнование стимулирует деятельность, развивает инициативу, укрепляет коллективные связи и зависимости.

Эффективным средством формирования воспитательного коллектива является посильное участие школьников в самообслуживании. В процессе его организации учитываются возрастные особенности детей, не разрешается допускать перегрузки и безалаберность.

Важную роль в жизни детского воспитательного коллектива играют традиции. А. С. Макаренко считал, что ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиция в детском коллективе проявляется как установившийся, поддерживаемый всеми обычай. Традиции возникают в процессе трудового соревнования между классами; в ритуалах организации, проведения и подведения итогов дежурства по школе; в отношениях сотрудничества с базовым предприятием, колхозом, совхозом, с другими школами и ПТУ; в проведении физкультурных соревнований, смотров художественной самодеятельности, вечеров, походов, встреч с ветеранами войны и труда; в чествовании ребят, добившихся успехов в учебе, труде, техническом или художественном творчестве, на конкурсах и олимпиадах.

А. С. Макаренко открыл закон параллельного педагогического действия в коллективе. В интересах дела (учебы, общественно полезного труда) педагог предъявляет требования всему коллективу, апеллирует к его общественному мнению. Первичный коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый школьник чувствует себя ответственным перед ним.

Большое значение для морального климата, самочувствия детей в коллективе имеет педагогически оправданный тон и стиль отношений. Интересная, радостная жизнь рождает у школьников бодрое, оптимистическое настроение, творческую активность, деловитость, постоянную готовность к действию. Каждый школьник испытывает гордость за такой коллектив, в нем формируется чувство собственного достоинства. Он чувствует себя в таком коллективе свободным, равноправным и защищенным членом. Он имеет возможность смело критиковать своих товарищей, требовать от них выполнения общественных поручений.

Для того чтобы успешно воспитывать ученический коллектив, педагогу необходима систематическая диагностика его состояния, самочувствия детей в нем. А. С. Макаренко считал, что воспитатель обязан знать, как относится воспитанник к своему учреждению, хочет ли активно участвовать в улучшении его жизни или настроен по отношению к нему враждебно и у него преобладают какие-то эгоистические, асоциальные перспективы. Воспитателю необходимо знать, как представляет себе ребенок свое место в коллективе, не преобладают ли у него желания лишь к сегодняшнему развлечению и удовольствию без учета коллективных интересов. Нужно знать, отчего это происходит, чтобы вовремя усилить работу по воспитанию разумных потребностей и педагогических ценных перспектив. Опытные педагоги следят за тем, как обстоят дела у ребенка с учебой. Это сильно влияет на его настроение, отношение к коллективу, в целом к школе. Особенно важно хорошо знать о возникающих у детей личных проблемах и помогать в их решении, в приведении в состояние гармонии личных и общих интересов.

Функционирование детского воспитательного коллектива как целостной системы обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования личности - воспитательных отношений. Они оказывают решительное влияние на воспитание у детей системных коллективных нравственных качеств, мотивов и стимулов поведения, потребностей и интересов. Исходя из этого, в целях диагностики состояния коллектива могут быть установлены следующие критерии его формирования. Организационный критерий требует наличия общей цели - перспективы развития коллектива; общего труда (учебного, производительного), общественно полезного и общей его организации; взаимосвязи общешкольного с трудовыми коллективами страны; развитой системы самоуправления; единой идейно-политической позиции. Качественный критерий предполагает ряд косвенных показателей: качество успеваемости; производительность труда; эффективность соревнования; конфликтность в отношениях; эстетика поведения и интерьера; социальная активность. Нравственный критерий проявляется в нравственно-психологическом климате коллектива и психологическом состоянии каждой детской личности: ее целеустремленность; мажорное эмоциональное состояние; защищенность в коллективе; творческое отношение к делу, индивидуальность; дисциплинированность и ответственность.

Наряду с детским воспитательным коллективом в школе в нашем обществе активно функционируют многочисленные самодеятельные группы и так называемые «неформальные» объединения. Работа подавляющего большинства самодеятельных объединений направлена на развитие, реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие объединения собирают под свои знамена людей добрых, ищущих, духовно щедрых, самоотверженных. Например, студенты биофака МГУ создали дружину по охране природы, по образцу которой стали возникать дружины в других университетах и пединститутах. По месту жительства объединяются для проведения совместных игр, походов, проведения свободного времени. К числу самодеятельных объединений относится парная и групповая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и самодеятельности, бесконтрольного, со стороны взрослых, общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Школа стремится к сближению целей детских официальных и неофициальных объединений, разнообразию их содержания, форм и методов работы. Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций. За счет их обогащаются, расширяются, демократизируются официальные государственные и общественные организации. Поэтому «неформальные» объединения по их главным признакам и характерным чертам - самодеятельному характеру и самоуправляющейся организации, правильнее назвать «самодеятельными самоуправляющимися объединениями» (ССО). Помимо естественной тяги детей как субъектов воспитания к самодеятельности, одной из причин их возникновения является противоречие между увеличением свободного времени и уровнем развития общей культуры молодежи старших классов. Другая причина - психолого-педагогические противоречия, подталкивающие ребят к изолированной от взрослых самодеятельности. С одной стороны, резко возросла активность ребят, их потребность в самодеятельном проявлении, с другой,- углубился педагогический формализм в, организации воспитательной работы. Деятельность школьников жестко регламентируется, используются формы, в которых все заранее продумано, подготовлено, отрепетировано. Остается исполнить, продемонстрировать, произнести. Такое исполнительство не дает выхода творческой энергии, активной деятельности детей. Она проявляется в стихийной самодеятельности, в самоуправляющихся объединениях. Третье противоречие связано с вызревающей в ребятах духовностью, которая требует для своего развития свободного, раскрепощенного проявления в среде близких товарищей, в общении с друзьями. Подросток стремится к престижности, хочет быть человеком значительным, которым интересуются, прислушиваются, считаются с его мнением. Но в школьном коллективе учеба, общие дела и мероприятия буквально поглощают все, не оставляя времени на то, чтобы остановиться, оглядеться, одуматься, тем более уединиться для обмена впечатлениями, мыслями, чувствами. Внутренние переживания и интересы ребенка как зреющей личности пробиваются в его сознание, подталкивают к поискам форм удовлетворения духовных потребностей. Ими и становятся самодеятельные и самоуправляющиеся объединения, в которых можно найти друга, излить душевные переживания, пообщаться с кем и как хочется, послушать кого и что хочется, почувствовать себя свободно и комфортно. В опыте личностного свободного общения формируется самосознание, представление ребят о самих себе, нравственно-эстетический образ своего «Я» и своих друзей. Жизнедеятельность ССО, если они образуются на социально полезной основе, становится органической частью целостного педагогического процесса, помогает решению важнейших воспитательных проблем детского общения, без которого нет нормального формирования человеческой личности.

К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только отмеченные противоречия и естественные стимулы, но и застойные явления в общественной жизни. Коварную роль в становлении части молодых людей сыграли элементы общественного лицемерия, формализм и заорганизованность в жизни общественных детских и молодежных организаций. С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях. Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность положением дел в школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привела часть подростков и молодежи сначала просто к отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престижные. Среди них наиболее распространенными являются: самореализация, получение удовлетворения от свободного, неконтролируемого общения и от разнообразной (особенно творческой) деятельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социальных проблем на основе собственного их понимания и самодеятельности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе своих представлений об идеале человеческой красоты и красоты поведения; получение доступного эстетического и эмоционально-физиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно-массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эгоистических потребностей и интересов; совершение правонарушений и асоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).

Подростки, юноши и девушки хотят самостоятельности, самоуважения и уважения их личности окружающими людьми. Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в ярких, романтических формах. Они стихийно протестуют против формализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни. Они бунтуют против серой обыденности и мещанских традиций в семье. Их привлекает наполненная событиями жизнь. Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объединений и групп, за исключением асоциальных, являются нормальным способом заполнения вакуума, замены формально-значимых, утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм личностно-значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития.

Самодеятельные самоуправляющиеся объединения существуют в форме сравнительно небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, приятельских или дружеских отношениях. Нередко они объединяются для проведения общих мероприятий, совместных действий, ритуалов, массовых актов и зрелищ. Так, «фанаты» объединяются на стадионах под флагом спортивного общества «Спартак»; «металлисты» образуют из своих контактных групп целые формирования; приверженцы авторской песни многочисленными группами съезжаются для ее исполнения и слушания. В момент скопления возникает феномен массовой психологии, поведения толпы, которая отличается от законов поведения индивида. Собрания, в зависимости от их цели, содержания, организации, могут протекать спокойно или проходить бурно, неуправляемо. Всплески эмоций могут захлестывать сознание, приводить в действие инстинктивные механизмы поведения толпы. Так ведут себя, например, любители «тяжелого рока», которые под воздействием опустошающих и оглушающих ритмических звуков и бессмысленных фраз впадают в психическое состояние массового внушения, психоза, транса.

В малых контактных группах стихийно складывается паритетная, демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые (талантливые исполнители песни, умеющие играть на гитаре; обладатели модных дисков, записей, кассет). Практически каждый имеет равные возможности, может рассчитывать на внимание к себе группы, может стать лидером. Эта ситуация психологически привлекает многих ребят, особенно активных, не имеющих, в связи с малой подвижностью структуры школьного самоуправления, никаких шансов занять там лидирующее положение. В группах, не обладающих хотя бы в малой степени социально значительными целями и ориентирами, устанавливается авторитарное управление. Ребята, попадающие в систему зависимостей, получающие вместо свободы урок духовного и физического закабаления, втайне мечтают вырваться из нее и из страха за свою безопасность нередко обрекаются на мучительные моральные страдания. Такие группы перестают быть самодеятельными и самоуправляющимися, все более и более уподобляясь шайке с ее асоциальной организацией и законами поведения.

Педагогическим и социально-психологическим законом является положение: чем менее социально значимые, безнравственные или правонаруши-тельские цели стоят перед группой, тем более она утрачивает характер самодеятельного и самоуправляющего объединения, ее члены утрачивают свободу и независимость, ради которых они в нее вступили, тем жестче становится в ней структура зависимости и режим, тем труднее подростку или юноше выйти из нее.

Диагностика состояния самодеятельных объединений может быть осуществлена в нескольких направлениях и аспектах. Социологические исследования дают представление о том, в каких регионах и насколько это движение распространено; какова тенденция его развития и социальная направленность; мотивы участия в нем ребят. Задача философии - в обобщении фактов, объяснении сущности общественного явления, его социально-политической, нравственной, правовой, эстетической оценке. Какие социальные противоречия способствовали образованию самодеятельных объединений; каков уровень духовности в них; состояние идеалов молодых людей, их ценностных ориентации, какие именно идеалы и почему утратили для них свой ценностный смысл, насколько новые идеалы и ориентации превосходят, противоречат или ниже прежних по своей социальной значимости.

Психологические исследования дают возможность более глубоко понять мотивы и стимулы деятельности молодежных объединений, механизмы психологического действия личности в группе и законы группового поведения. Психологи раскрывают картину группового сознания и конформного мышления; уровень самосознания и характер Я - концепции, образа своего «Я», представлений о самом себе; они помогают понять, в каких групповых ситуациях подросток или юноша испытывает состояние комфорта, удовлетворения, эмоциональной и психологической раскрепощенности, а в каких - состояние тревожности, неуверенности, страха, закрепощенности; они объясняют, как в сознании ребенка возникает состояние отчужденности от школы и семьи или как в нем уживается одновременно привязанность и к самодеятельной группе. Педагогика изучает содержание жизни самодеятельных объединений и групп, оценивает его воспитательную направленность, ценность форм и методов деятельности, взаимодействия. Она исследует и педагогически обосновывает систему форм, методов, способов переключения деятельности самодеятельных молодежных групп на более ценное социальное содержание, на установление живых и тесных контактов между молодежными общественными организациями с социальным статусом и самодеятельными группами. Немаловажное значение имеет и медицинский аспект изучения ССО в разработке средств и способов борьбы с порочными увлечениями.

В целях создания единого, целостного эффективно действующего учебно-воспитательного процесса необходимо налаживать контакты с самодеятельными объединениями. Коллектив должен стать для ребенка ареной не только делового проявления, но и удовлетворения интересов, желаний, страстей, самолюбия, дружбы, любви. В этом случае осуществляется совпадение, органическое соединение школьного воспитательного коллектива с «неформальным» самодеятельным объединением. Диалектика воспитания в том и заключается, чтобы не изолировать и не противопоставлять друг другу воспитательный коллектив и самодеятельные объединения молодежи, не обострять противоречия между ними, а находить общее, сближать, объединять, совершенствуя, вживлять друг в друга, используя все лучшее в них и постепенно устраняя наносное, подменяя и заменяя его духовно ценным. Это будет способствовать подлинной целостности учебно-воспитательного процесса, превращению детского воспитательного коллектива в его основную содержательную форму и фактор воспитания.

Успешность введения профильного обучения в школе возможна только при наличии условий, обеспечивающих заинтересованность учителей в достижении этой цели: в эффективной реализации ими учебно-воспитательного процесса, в его совершенствовании, в повышении собственного культурного и профессионального уровня, участия в управлении. При этом основных задач руководства две: формирование кадрового потенциала и обеспечение продуктивности его деятельности. И если фактическое организационное поведение учителей, определяемое направленностью и величиной усилий, которые они готовы вкладывать в общее дело, существенно отличается от желаемого, то это значит, что эти задачи не решаются или решаются неудовлетворительно. Важнейшим моментом при этом является обеспечение мотивации учителей.

Анализ практики показывает, что на сегодняшний день большинство учителей школ осознают необходимость перехода к профильному обучению. Более того, не менее чем в 46% школ России но инициативе самих педагогических коллективов уже открыты классы с углубленным преподаванием отдельных предметов - прообраз будущей профильной школы. При любых, даже самых неблагоприятных для инновационного развития условиях всегда остаются люди, для которых развитие является постоянной внутренней потребностью. Обычно эта группа новаторов в педагогических коллективах немногочисленна и составляет не более 4%. Для большинства учителей мотивирующим фактором введения профильного обучения служит его практическая полезность для решения многих школьных проблем: повышения мотивации учения старшеклассников, качества освоения учебных программ; подготовки учащихся к продолжению образования в вузе.

Однако это не означает, что проблемы мотивации кадров на введение профильного обучения не существует вообще. Педагогические коллективы неоднородны по своему составу; их интерес к различным новшествам не одинаков. Большинство учителей считают продуктивными только те новшества, которые направлены на повышение качества знаний по предмету, позволяют добиться их более полного, глубокого и прочного усвоения.

В связи с этим сначала необходимо выявить степень мотивации педкадров на введение профильного обучения.

Большую роль в мотивации учителей играет их подготовка для преподавания в профильных классах. Как показывают результаты мониторинга, проведенного в 2001 -2002 гг. во всех федеральных округах, участвующих в эксперименте по профильному обучению, около 60 процентов учителей не проходили переподготовку для преподавания в профильных классах. Полноценный цикл переподготовки для преподавания в профильных классах (годичные, полу годовые семинары) прошли только 14,7% учителей, краткосрочную переподготовку (месячные курсы) - 1,6%. Следовательно, реальную переподготовку для преподавания в профильных классах прошли около четверти учителей, участвующих в эксперименте.

Данные результаты свидетельствуют о серьезных пробелах в организации переподготовки учителей для профильного обучения. Действительно, ее отсутствие в некоторых регионах, а также сведение к разовым семинарам или к самоподготовке учителей не может считаться достаточной для повсеместного перехода на профильное обучение. Мнение самих учителей по поводу расширения системы переподготовки для преподавания в профильных классах единодушно - практически все учителя хотели бы пройти такую переподготовку.

Важна также для повышения мотивации активного участия учителей в введении профильного обучения их информированность относительно целей, задач, содержания предстоящей деятельности. Учителям необходимо предложить ознакомиться с перечнем инноваций и их содержанием, а затем выразить свое отношение к их введению в школе.

Характер мотивационных проблем трудового коллектива наиболее явно выявляется, когда начинается непосредственный переход к освоению новшеств.

Перед началом работы обнаруживается скрываемое ранее сопротивление. Оно становится наиболее сильным, когда инновационный процесс проходит свою начальную фазу. В ней сопротивление нацелено на его остановку или минимизацию. Меры по преодолению сопротивления в каждом конкретном педагогическом коллективе будут зависеть от его форм, среди которых нередко встречается «кусочное», «отчетное», «параллельное» внедрение, а также вечный эксперимент. Предполагается, что сопротивление введению профильного обучения учителей будет состоять в искажении его основных идей, вызванном наличием у них уже сложившегося опыта и представлений.

Можно спрогнозировать следующие основные виды такого искажения вводимой системы.

Отношение к профильному обучению как к системе, создаваемой только для успешно обучающихся школьников. Зачисление в профильные классы преимущественно на основе успешного выполнения контрольных тестов.

Зачисление в 10 классы наиболее способных и мотивированных на обучение школьников. Формализм в работе с детьми, не проявляющими явных способностей к обучению по школьным программам.

Определение содержания образования, исходя из кадровых потребностей региона. Преобразование личностно ориентированной концепции профильного образования в социально ориентированную, рассматривающую ребенка как средство для решения социально-экономических проблем регионов.

Стремление ограничиться при проведении элективных курсов старыми наработками раннего углубленного изучения предметов и факультативных курсов. Нежелание разрабатывать новые программы и стремление учителей вернуть высокий статус своим более ранним наработкам. Экономия усилий педагогов на разработку новых программ элективных курсов.

Желание сохранить преимущественно собственный контингент школьников.

Стремление за счет введения профильного обучения укомплектовать классы своей школы наиболее способными к обучению ребятам. Стремление учителей с помощью предпрофильного обучения «завербовать» успешно успевающих учащихся на свой профиль.

Препятствие переходу «своих» успешно успевающих учащихся 9, 10, 11 классов в другие школы.

Нежелание принимать в 10 класс слабоуспевающих учащихся из других школ.

Затягивание инновационных процессов. Нежелание переходить на изменения в ранее сложившейся системе углубленного обучения.

Сохранение ранней профилизации, приводящей к тому, что учащиеся 9 классов будут практически лишены выбора.

Сохранение ранней профилизации как способа сохранения собственного контингента школьников.

Ориентация содержания обучения преимущественно на подготовку к ЕГЭ.

Обоснование ранней профилизации сложностью программ 10-11 классов.

Нежелание родителей старшеклассников отпускать учащихся в профильные школы, находящиеся далеко от места проживания школьников, из боязни за своих детей.

Перечисленные здесь, а также другие виды сопротивления будут в разных условиях проявляться с разной силой, поэтому вначале нужно выявить возможное сопротивление, а затем спланировать меры по его преодолению.

Современные научные теории мотивации указывают на то, что основным источником, побуждающим человека к деятельности, являются его потребности. Помимо них, человека мотивируют ожидания, а также осознание степени справедливости ситуации соответственно достигнутым результатам и вложенным усилиям. С точки зрения содержательных теорий мотивации, человек включается в инновационный процесс с позиции субъективной оценки той пользы, которую он получит в результате приложения требуемых для освоения новшества усилий. То есть он становится активным участником освоения нового, если уверен:

- в достижимости результата;

- в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата;

- в полезности (привлекательности) этих последствий.

Педагог, осознав задачи и возможные вознаграждения за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, определяет свое поведение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату.

Для формирования заинтересованности всех учителей в качественной деятельности по реализации системы профильного обучения, с позиции современных содержательных (А.Маслоу, Гериберга и др.) и процессуальных (ожиданий В. Врума и справедливости Адамса и др.) теорий мотивации, должны быть созданы необходимые условия. Совокупность этих условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых учителями для достижения целей школы, называют мотивационной средой школы.

Мотивационная среда должна обеспечивать учителю положительную оценку ожидаемых последствий за результаты своей деятельности, если эти результаты соответствуют общим целям функционирования и развития школы. Чтобы иметь возможность адекватно оценить эти последствия, каждый учитель должен видеть связь между результатом и ожидаемыми значимыми для себя вознаграждениями.

Таким образом, общий механизм формирования мотивации к труду состоит в том, чтобы предоставить человеку возможность извлекать из своей работы максимум положительных эмоций посредством удовлетворения всею набора своих потребностей, превратив работу в занятие по реализации собственных потребностей. Задача руководителя в этом случае состоит в том, чтобы оценить состояние мотивационной среды с точки зрения того, насколько она благоприятна для формирования заинтересованности учителей в продуктивной работе в интересах школы, чтобы затем скорректировать ее в нужном направлении.

Учителя не должны сомневаться в том, что:

- Ожидаемые от них результаты деятельности по введению системы профильного обучения четко определены, что позволит поставить четкие и ясные цели которые могут служить средством для сравнения с достигнутыми результатами.

- Они будут ознакомлены с перспективами своего участия в работе по созданию системы профильного обучения и будут четко знать, какие задачи им предстоит решить в будущем.

- При распределении задач будут учтены их профессиональные интересы и потребности.

- Задачи введения профильного обучения будут соответствовать их возможностям, и их решение не приведет к приложению сверхусилий.

- Будут созданы все условия (организационные, научно-методические, финансовые, материально-технические) для хорошей работы и достижения положительных результатов.

- Руководители найдут возможности для рациональной загрузки учителей и высвобождения времени на инновационную деятельность и профессиональное развитие.

- Будут введены всем известные вознаграждения за введение профильного обучения и достижение высоких результатов.

- Эти вознаграждения будут ценными.

- Статус учителей школы будет напрямую зависеть от степени участия в создании новой системы профильного обучения.

- Будет введена объективная система оценки и контроля работы учителей в профильном обучении.

- Оценка работы педагогических кадров будет напрямую зависеть от результатов их участия во введении профильного обучения.

- Результаты работы будут хорошо известны всем участникам образовательного процесса.

- Недостаточно эффективная работа в интересах создания системы профильного обучения будет обязательно вести за собой неприятные последствия.

Создание перечисленных условий должно быть подкреплено формированием у учителей критического отношения к своим прежним достижениям и позитивного - к новым.

Как показывает практика, мотивационная среда - это достаточно устойчивый элемент жизнедеятельности социальной организации и в том числе - школы. Ее основу составляют стиль, направленность, ценностные установки работы администрации. Опыт оценки учителями мотивационной среды показывает, что они выше там, где для работы всегда имелись благоприятные условия. При этом условия инновационной деятельности могут оцениваться педагогами даже в более позитивном свете, чем они есть на самом деле. Там же, где у учителей нет доверия к обещаниям администрации, оценки мотивационной среды и, следовательно, сама мотивация ниже, чем объективно существующие условия. В этом случае задачи по ее созданию будут особенно актуальными.

Таким образом, наличие данных условий, субъективно оцениваемых учителями школы, можно считать научно обоснованными показателями качества выполнения функции мотивации кадров со стороны руководства.

К числу распространенных недостатков, в наибольшей степени создающих неблагоприятную мотивационную среду, относятся:

- недостаточно четкие представления учителей об ожидаемых от них результатах и отсутствие уверенности в объективности оценки их работы;

- отсутствие четко сформированных критериев оценки достижения высоких результатов;

- неудовлетворенность справедливостью поощрения;

- недостаточная информированность о том, какие поощрения за какие результаты даются;

- малая привлекательность используемых форм поощрения.

Решая задачу создания условий для повышения заинтересованности учителей в достижении целей школы, руководитель должен четко представлять, как связаны между собой результаты деятельности и ее мотивационные условия. Ему необходимо ответить на вопрос о том, какие именно результаты его не удовлетворяют и где, в первую очередь, необходимы изменения.

Для создания необходимых мотивационных условий нужно решить комплекс задач.

Задачи создания мотивационной среды введения профильного обучения.

- Четко определить цели профильного обучения и включить их в планы методической работы учителей.

- Разработать систему вознаграждений за достижение высоких результатов в профильном обучении.

- Разработать и ввести систему оценки (экспертизы) качества программ авторских элективных курсов.

- Обеспечить регулярное информирование педагогических коллективов о результатах работы учителей по профильному обучению.

- Создать эффективную систему контроля результативности профильного обучения.

- Создать матерально-технические, организационные, методические и др. условия, необходимые для успешного введения системы профильного обучения.

- Провести необходимую подготовку управленческих и педагогических кадров.

- Ввести оценку (аттестацию) труда учителя с учетом его участия и результатов профильного обучения.

- Создать такую систему поощрения работы учителей, при которой положительные эмоции будут преобладать над отрицательными.

- Разработать и ввести специальные меры преодоления сопротивления учителей введению системы профильного обучения.

Итак, создание условий успешной мотивации начинается с постановки перед учителями четких и ясных целей их инновационной деятельности. Отсутствие конкретных целей, как правило, ведет к вечному эксперименту.

Нередко большинство педагогов преувеличивают сложность инновационной деятельности, так как она ассоциируется с большим напряжением сил, нервными перегрузками, боязнью переучиваться.

Ожидаемые руководством результаты должны соответствовать возможностям кадров и не требовать приложения сверх усилий для их достижения.

Часто мотивация на освоение новшества снижается из-за того, что от учителя объективно требуют слишком больших усилий. Руководство должно позаботиться о том, чтобы педагогические кадры имели все необходимые средства для введения новшеств: учебники, программы элективных курсов профильного обучения, методические рекомендации, технические средства и др. Если учителям предстоит разрабатывать или создавать программы самостоятельно, то администрация должна оказать всю необходимую помощь: выделить время для работы, стимулировать затраты усилий учителей ценными для них вознаграждениями и компенсациями и т. д.

Заинтересованность педагогов может поднять наличие у них выбора содержания деятельности, так как в этом случае под нее учитываются их индивидуальные профессиональные интересы и сам процесс, приносящий учителю чувство удовлетворения от работы и улучшения результатов, будет служить вознаграждением.

В работе по-новому есть определенная доля риска, так как можно получить не только положительный, но и отрицательный результат. В связи с этим руководителю важно уметь не просто ставить перед подчиненными разумные и посильные цели, но и владеть средствами повышения самооценки в процессе освоения нового. Большую роль в этом играет правильность проведения внутри школьного контроля, который должен носить мотивирующий характер.

Основные правила мотивирующего контроля следующие. Оценка работы сотрудника будет для него значимой и привлекательной, если он уверен в справедливости и реалистичности требований, предъявляемых проверяющим. Слишком высокие стандарты воспринимаются как недостижимые, а слишком низкие не порождают чувства успеха.

Оценка, высказываемая проверяющим, будет восприниматься как справедливая, если:

- все сотрудники, достигшие равных результатов, оцениваются одинаково;

- стандарты или нормативы, с позиции которых проводится оценка работы, достаточно обоснованы и объективны.

Справедливость контроля достигается также введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом; обоснованностью и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля; предоставлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда; уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.

Контроль должен завершаться формулированием предложений по устранению выявленных недостатков. Очень важно, чтобы они соответствовали реальным возможностям контролируемых, помогали решать действительно насущные проблемы их деятельности, рождали чувство уверенности в достижимости желаемых результатов.

Наименее эффективны с точки зрения мотивации: нерегулярный контроль, имеющий характер единичного инцидента; тотальный контроль, при котором сотрудники освобождаются от личной ответственности; скрытый контроль (он вызывает досаду, так как служит выражением недоверия); контроль для проформы (в этом случае руководитель демонстрирует, что не интересуется достижениями своих сотрудников); замалчивание выводов контроля (негативные результаты контроля бесплодны, если не становятся предметом обсуждения).

Чтобы контроль побуждал сотрудников к эффективной работе, при проведении проверок от руководителя требуется использование специальных методов и приемов. Решение задачи мотивации облегчается, если в процессе организации и проведения контроля руководствоваться правилами мотивирующего контроля.

При планировании работы, кроме долгосрочных целей, нужно определить промежуточные результаты. Подведение итогов по промежуточным результатам создает возможности для корректировки процесса, формирует чувство уверенности в правильности избранного направления изменений, закрепляет ощущение успеха. Контроль завершается оценкой результатов деятельности.

Как уже было сказано выше, оценка - это завершающий этап процесса контроля. Она выявляет соответствие результатов реальной деятельности, а организационного поведения подчиненных установленной в организации норме. В систему оценки входят следующие элементы: критерии и показатели оценки труда учителя, процедуры оценки, объекты, субъекты, методы сбора и анализа информации, нужной для оценки.

Хорошо известно, сколь велико влияние значимой для человека внешней оценки. Характер ее влияния зависит от степени жесткости или, наоборот, мягкости, следующих за ней административных санкций в виде различных отрицательных для сотрудника последствий, а также от того, насколько работа в данной организации и установившиеся отношения являются для работника ценными. Чем, например, больше учитель ценит работу в конкретной школе, тем большая вероятность того, что внешняя оценка будет для него значимой. Многим педагогам, например, свойственна мотивация избегания неудачи, высокая степень тревожности относительно оценки результатов их труда со стороны начальства и коллег. Они стремятся избежать отрицательных оценок, позора, публичных замечаний и т. д. Однако влияние оценки на деятельность учителя можно использовать и в положительном плане. Как показывают исследования, многие учителя очень дорожат положительной оценкой их работы в коллективе, постоянно стремятся к завоеванию наивысшего статуса не только среди родителей и учащихся, но и ценят мнение коллег и руководства.

Практически в каждой школе, а также в районе и городе уже имеется какая-то сложившаяся система оценивания труда учителя. Однако, как показывает анализ, она подчас складывается стихийно и не рассматривается руководителями как сознательно применяемый метод мотивации трудовой деятельности кадров. В большинстве школ, например, она в основном сводится к процедурам аттестации персонала, которые с годами рутинизируются и приобретают все более формальный характер. В связи с этим при введении профильного обучения во многих школах систему оценки нужно будет проектировать заново, ставя перед ней цели создания благоприятной мотивационной среды, побуждающей учителей не только к введению системы профильного обучения, но и к активизации инновационной деятельности в целом.

Чтобы оценка была эффективной и носила мотивирующий характер, то есть побуждала к качественной работе, нужно, чтобы она соответствовала следующим требованиям:

- проводилась по значимым для учителя показателям;

- достижимой для успешно работающего учителя;

- поправимой в случае неудачи.

Перечисленные требования выводятся из основных мотивационных теорий, созданных учеными-психологами в 40-60-х годах, в том числе теории ожиданий, справедливости, содержательных теорий классификации потребностей, а также модели мотивации Портера-Лоулера.

В этой работе не ставилась цель раскрыть в полной мере вопрос проектирования систем оценки педагогического труда. Остановимся только на том, что нужно и важно учесть при оценке труда учителей, занятых в профильном обучении. Прежде всего, важен вопрос содержания показателей, по которым: следует оценивать педагогический труд. Обычно выделяют три группы показателей для оценки: показатели, характеризующие результаты, методы деятельности и организационное поведение исполнителей, то есть их отношение к труду. Помимо показателей, которые непосредственно связаны с результатами профильного обучения, в общий перечень необходимо включить и те, с помощью которых будет оцениваться текущая учебно-воспитательная деятельность. Это обеспечит комплексность оценки. При разработке системы показателей оценки труда нужно учитывать, что слишком большое их количество может зарегламентировать деятельность. Однако детальность разработки будет также способствовать повышению объективности оценки, так как их совокупность задает критериальную основу качества инновационной деятельности.

Дополнительные показатели для оценки труда педагогических и управленческих кадров:

- Сформированность у школьников зрелости в выборе способа образования после школы.

- Подготовленность школьников к реализации их жизненных планов продолжения образования.

- Активность и инициативность участия во введении системы профильного обучения.

Разработка и апробация новой системы оценки требует проведения следующего комплекса действий:

- разработки новых показателей для оценки деятельности учителей;

- внесения изменений в действующую систему оценки:

- информирования педагогов об изменениях в оценке и аттестации;

- внесения изменений в состав оценочной комиссии школы, района (города);

- обновления методов сбора информации в соответствии с новыми показателями оценки;

- проведения оценки деятельности учителей по новым показателям и анализа ее эффективности.

Изменения в оценке должны повлечь соответствующие изменения в системе вознаграждений. Немаловажную роль в мотивации кадров, а также в снятии их сопротивления играет своевременное обучение. В программу обучения педагогических кадров на базе образовательных учреждений и муниципальных методических служб необходимо включить следующие вопросы:

- основные идеи создания профильного обучения;

- методика разработки элективных курсов;

- инновационные методы преподавания элективных курсов;

- основы выбора учащимися профиля обучения;

- инновационные методы оценивания достижений учащихся. Рассмотрение данных тем становится предметом деятельности учителя и завуча школы.

Помимо перечисленных, руководителям нередко приходится проводить специальные мероприятия, направленные на снятие или нейтрализацию сопротивления подчиненных. Наиболее эффективны такие меры, как создание «стартовых площадок» по обеспечению кадров всеми необходимыми для работы ресурсами, проведение специального обучения; ускорение темпов осуществления инновационных процессов; проведение контроля и др.

Результаты деятельности школы по введению профильного обучения определяются не только усилиями ее педагогов (каждого по себе), но и скоординированностью их совместных действий. Поэтому важно, чтобы учителя профильной школы были не просто группой совместно работающих людей, а составляли педагогический коллектив. Далеко не всякая группа образует коллектив. Даже если руководителем при создании школы подобраны хорошо «подходящие» друг к другу сотрудники, они еще должны будут «притереться» друг к другу, прежде чем станут слаженно действующей командой. Но, может быть, и не станут. Как показывают специальные исследования, в процессе становления коллективов они проходят ряд важных стадий: «смятения», «нормирования», «стабилизации».

Стадия смятения начинается после формирования команды. Для нее характерно частое возникновение конфликтных ситуаций. Каждый член команды, так или иначе определяет свои интересы, цели, нормы. Члены команды устанавливают, что у них общего, и выявляют важные для них различия.

На стадии нормирования члены команды конструктивно приспосабливаются к индивидуальным особенностям коллег. Они вырабатывают общие нормы поведения, выбирают и принимают роли в команде, вырабатывают общий язык.

На стадии стабилизации команда поддерживает созданную структуру отношений.

Коллектив - это итог развития группы, ее высшая стадия. Но коллективы не остаются на одном и том же уровне развития. Чем более развит коллектив, тем более высоких результатов он способен достигать. Для оценки уровня развития коллектива может быть использована описанная ниже структура его характеристик.

Общая характеристика коллектива - уровень его развития (уровень зрелости) отражает способность коллектива ставить реалистичные общие цели, формировать структуру индивидуальных целей, соответствующих общим, строить и гибко изменять структуру взаимодействий и взаимоотношений, обеспечивающих достижение поставленных целей с максимально возможной эффективностью. Уровень развития коллектива определяется как функция трех других характеристик: ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности.

Ценностно - ориентационная зрелость коллектива. У коллективов существуют три типа целей:

- цели достижения в текущей образовательной деятельности;

- цели развития школы;

- цели саморазвития педагогического коллектива.

Наиболее развитые коллективы ставят перед собой цели всех трех типов. Менее развитые коллективы стремятся достигать высоких результатов в текущей работе, но мало заботятся о развитии. Ценностно-ориентационная зрелость коллектива - это характеристика, отражающая степень готовности его членов прилагать усилия для достижения высоких текущих результатов, обеспечения развития предприятия и саморазвития коллектива. Уровень ценностно-ориентационной зрелости определяется значениями трех первичных характеристик коллектива: ориентированности на достижения в текущей деятельности, ориентированности на развитие и ориентированности на саморазвитие.

Ориентированность на достижения в текущей деятельности характеризует готовность членов коллектива прилагать усилия для того, чтобы максимально использовать потенциал школы.

Ориентированность на развитие деятельности показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения стимулируют активность его членов в совершенствовании содержания, организации и методов своей работы.

Ориентированность на саморазвитие коллектива показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения способны стимулировать активность его членов в повышении своего профессионального и культурного уровня.

Организованность коллектива. Постановка общих целей, во-первых, еще не гарантирует их достижения, а во-вторых, в зависимости от организации взаимодействия между членами коллектива цели могут достигаться с разными затратами усилий и за разное время. В жизни каждой школы существует много ситуаций, требующих от ее сотрудников самоорганизации без участия руководителя.

Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление.

Ответственность характеризует, насколько добросовестно относятся члены коллектива к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны руководства, а также их готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности.

Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю. Если координация действий осуществляется только через руководителя, то вероятность успеха будет невысокой.

Включенность в управление характеризует степень влияния рядовых членов коллектива на принимаемые руководителем решения.

Сплоченность коллектива. Сплоченность коллектива - это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность формировать рациональную структуру взаимодействия, то сплоченность - способность сохранять эту структуру. Сплоченность зависит от единства ориентации, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Единство ориентации показывает степень принятия членами коллектива его целей и способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций сотрудников по отношению к различным моментам совместной работы, прежде всего в их согласии с организацией работы, в удовлетворенности той напряженностью, с которой она ведется.

Совместимость - это характеристика коллектива, отражающая, в какой мере существующие отношения между сотрудниками несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и конфликтов.

Потенциальная стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем для его членов. Она проявляется в удовлетворенности сотрудников различными аспектами своей работы.

Стиль руководства должен быть адекватен характеристикам коллектива. Проведя оценку уровня развития педагогического коллектива, участвующего во введении профильного обучения, с использованием методики, руководитель может выбрать адекватные методы руководства своим коллективом.

При высоком уровне развития коллектива наиболее целесообразен делегирующий стиль, т. е. такой, при котором руководитель в общем виде сообщает о том, что требуется, предоставляя подчиненным самим ставить цели и разрабатывать способы их достижения. В зрелом коллективе уже сформированы нормы и ценности, которые регулируют поведение его членов. Поэтому не требуется жесткое контролирование с угрозой «кнута». Здесь задача руководителя в том, чтобы поддерживать существующую субкультуру и поощрять активность сотрудников, воздействуя на высшие уровни мотивационной структуры - мотивы самоутверждения и самореализации. Периодичность контроля невысокая, и основная его задача, чтобы получить информацию о том, нужна ли какая-то помощь рабочим группам.

При среднем уровне развития коллектива выбор стиля должен учитывать соотношение между оценками зрелости ориентации и способности их реализовать.

Если ценностно-ориентационная зрелость у коллектива высокая, а оценки организованности и сплоченности средние, то в таком случае следует реализовать организующий стиль. Руководители уже не могут полагаться на возможности подчиненных самоорганизоваться. Должны быть формализованы основные правила взаимодействия между сотрудниками.

Контроль должен быть с периодичностью, позволяющей не только отслеживать ход работ, но и своевременно выявлять организационные напряжения. Вознаграждать следует не только за достижение результатов, но и за активное участие в управлении, поддержание хорошей атмосферы в коллективе, взаимопомощь и поддержку.

При среднем уровне ценностно-ориентационной зрелости и высоком уровне организованности следует реализовать иной стиль, который называют побуждающим. В такой ситуации основное внимание руководителей должно быть обращено на поощрение участия в инновационной деятельности. Следует четко и детально ставить задачи перед рабочими группами, убеждать в важности их решения для интересов школы и ее сотрудников, предоставляя им возможность самим решать, как организовать достижение требуемых результатов. Нужно создать систему поощрений за достижения в текущей и инновационной деятельности, обеспечить информирование членов коллектива о предлагаемых вознаграждениях, контролировать действенность созданной системы стимулирования и корректировать ее.

В том случае, когда и ценностно-ориентационная зрелость коллектива и его способность самоорганизовываться и поддерживать организованность находятся на среднем уровне, рекомендуется комбинированный организующе-побуждающий стиль руководства.

Если же коллектив находится на низком уровне развития, то в таком коллективе руководитель вынужден будет реализовать директивный стиль, предполагающий четкую постановку перед подчиненными хорошо структурированных задач (с обязательным учетом их способностей), выдачу конкретных инструкций о том, что, когда и как нужно делать, жесткий контроль хода их решения, материальное и моральное стимулирование решения задач. Иначе говоря, руководитель должен будет исполнять роль «локомотива».

 

АВТОР: Лозовая О.Н.