30.04.2012 3693

Отражение дидактических условий конструирования рабочей тетради в типологии заданий для младших школьников

 

Возвращение к рабочим тетрадям, изданным в последние годы показывает, что в своем большинстве они направлены не на формирование, профилактику и коррекцию недостатков учебной деятельности школьников (в ее содействии общему развитию учащихся), а лишь на ознакомление с отдельными предметами учебной программы и формирование знаний по предметам. Те же рабочие тетради, которые имеют отношение к учебной деятельности, не содержат заданий, отражающих всех функций, всех составных частей этой деятельности и реализующих ее обще учебных интеллектуальных умений. В этих тетрадях недостаточно учтены (или не учтены) закономерности интеллектуального развития, связанные с индивидуальными особенностями детей (с их индивидуальной ориентацией на разные зоны коры головного мозга: зону актуального развития, зону ближайшего развития). Они составлены й без специального расчета на разнотепмовость развития личностно значимых высших психических функций ребенка, без ориентации на этапность их формирования (как интер - и интрафункций). Задания в основном не предусматривают также и возможные разные уровни усвоения учебного материала - репродуктивный, продуктивный и творческий. Не ориентированны они и на разные уровни социальной адаптации младших школьников.

Это свидетельствуют о том, что большинство современных рабочих тетрадей ориентированно на единую возрастную группу учащихся. В то время, как работать с ними приходится разноуровневым по развитию детям одного возраста: детям, с разными показателями здоровья, (следовательно, и с разной степенью утомляемости); социальной адаптации; академических возможностей - с разными по степени сформированности психологическими и психофизиологическими предпосылками к овладению учебной деятельностью.

Приходится еще раз, но уже более обосновано, констатировать, что определенные просчеты, допущенные при создании действующих рабочих тетрадей, связаны с не соединенностью в них ряда условий, содействующих решению проблемы обучения и развития, коррекции недостатков развития.

При разработке экспериментальной модели рабочей тетради нельзя не учесть многообразия условий в их влиянии на организацию процесса обучения и развития младших школьников. И необходимо свести эти условия к обобщенному единству, емко отражающему их содержательную значимость. Решению этой, в определенной мере противоречивой задачи, содействует то, что учебная деятельность школьников, сопровождая его личностное становление и развитие (охватывая аспекты физического и нервно - психического здоровья детей, соответствующей их возрасту социальной и академической зрелости), реализуется в обще учебных интеллектуальных умениях. В них обобщенно, комплексно и достаточно информативно проявляются особенности учебной деятельности, как и особенности её организации.

В соответствии с этим, при определении дидактических условий конструирования рабочей тетради предусматривается приоритет комплексного рассмотрения личностного развития младших школьников. Конкретно:

- в условиях учебной деятельности и развитии обще учебных интеллектуальных умений у младших школьников;

- с учетом психофизических особенностей развития младших школьников, (развитие систем «глаз-рука», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука»).

- с учетом особенностей развития мышления младших школьников (высшей психической функции, приоритетной в нашем интеллектуальном развитии).

Исходя из этого, задания в экспериментальной рабочей тетради прежде всего должны содействовать развитию обще учебных умений, реализующих все составные части и функции учебной деятельности школьников.

Начало учебной деятельности связано с наблюдением, слушанием, чтением (информационно-ориентировочными обще учебными интеллектуальными умениями).

Эти умения обеспечивают извлечение из учебного материала определенной информации, выбор которой обусловлен познавательной задачей, а также осознанием учащимися учебного задания, с планированием соответствующих действий (целеполаганием), с нахождением способов и средств его осуществления, решения.

Классификация (группировка) и обобщение (операционные обще учебные интеллектуальные умения) по своим внутренним, психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности человека - анализом и синтезом, абстрагированием и обобщением. Классификация как разграничение (объектов, предметов, явлений) связана с определением основания принципа и подчинением мыслительных действий заданному или самостоятельно найденному основанию, с установлением иерархии (оснований, принципов) при группировке данных.

В классификации реализуются возможности сравнения и достаточно точной дифференциации изучаемых объектов. Классификация как обще учебное интеллектуальное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно - из-за необходимости сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения задания и подчинения его решения заданному или найденному основанию в течение всей работы - активизируется внимание и воля детей.

Обобщение, т.е. нахождение общего в частном, основано на том сложном соединении актов анализа и синтеза, которое определяет перевод приобретаемых школьниками знаний из системы конкретного в систему абстрактного мышления. Именно в связи с этим умением формируется полноценная структура понятийных знаний. Умение обобщения вырабатывает способность к многоуровневому мышлению, одновременно как дедуктивную, так и индуктивную форму мышления (идти от описания и факта к обобщению и от обобщения к факту и описанию).

Самоконтроль – обще учебное интеллектуальное умение, соответствующее контрольно-коррекционной части учебной деятельности. В самоконтроле уже младший школьник приобретает личностно значимое начало рефлексии, взгляда на себя и объективной самооценки.

Выстраивание системы обще учебных интеллектуальных умений, выводящей на определение дидактических условий конструирования рабочей тетради для младших школьников, может быть соотнесено с определенной типологией учебных заданий:

- 1) Наблюдение, классификация, самоконтроль: Рассмотреть рисунок ж   (схему, чертеж) разделить содержащиеся в нем сведения по одному (или нескольким основаниям), проверить правильность выполнения задания.

- 2) Наблюдение, обобщение, самоконтроль: Рассмотреть рисунок (схему, чертеж), обобщить представленные в нем, сведения проверить правильность выполнения задания.

- 1) Слушание, классификация, самоконтроль: Прослушать текст, разделить содержащиеся в нем сведения по одному (или нескольким основаниям), проверить правильность выполнения задания.

- 2) Слушание, обобщение, самоконтроль: Прослушать текст и обобщить представленные в нём сведения, проверить правильность выполнения задания.

- 1) Чтение, классификация, самоконтроль: Прочитать текст, разделить содержащиеся в нем сведения по одному (или нескольким основаниям), проверить правильность выполнения задания.

- 2) Чтение, обобщение, самоконтроль: Прочитать текст и обобщить представленные в нём сведения, проверить правильность выполнения задания. (В реальном учебном процессе конкретные учебные задания могут совмещать умения - наблюдения, слушания и, или чтения, классификации и обобщения...).

Обще учебные интеллектуальные умения и наблюдения, и слушания, и чтения, отражаемые в каждом типе рассмотренных учебных заданий, в их систематическом формировании и развитии у школьников могут содействовать снижению академического риска детей и развитию систем: «глаз-рука»; «ухо-рука»; «глаз-ухо-рука». Эти задания полезны как для левополушарных, так и особенно - для правополушарных детей, с преимущественным развитием наглядно-образного мышления.

Умения классификации и обобщения также содействуют' снижению академического риска многих детей, выявляя и корректируя разную степень развития мышления - словесно-логического или наглядно-образного (ситуационного).

Все перечисленные в типах заданий обще учебные интеллектуальные умения, включая и умения самоконтроля, могут иметь отношение также и к снижению социального риска детей: при успешном самостоятельном выполнении заданий; в малых группах или фронтально под руководством учителя; при содействии родителей.

Анализ заданий, выявляющий процесс овладения школьниками обще учебными интеллектуальными умениями, позволяет обнаружить и разнотемповость развития высших психических функций - успешность детей на этапах развития интер и интра - функций.

Типология заданий, требующих реализации приоритетных для учебной деятельности обще учебных интеллектуальных умений (в частности, умения самопроверки и самоконтроля), могут положительно воздействовать и на эмоционально - волевую сферу развития детей, активизируя, совместно с овладением учебными умениями желание выполнить задание, ощущая себя в оздоравливающих условиях «педагогики радости», «педагогики успеха». Поэтому значение обще учебных интеллектуальных умений, представленных в определенных учебных заданиях, важно как для уменьшения академического и социального риска, так и для сокращения риска здоровья младших школьников.

Умения классификации и обобщения, применяемые при решении практически всех учебных задач, непосредственно связаны с их пониманием и принятием, как и с самоконтролем, осуществляемым в ходе решения, т.е. - комплексно отражают уровень сформированности цельной учебной деятельности. Поэтому, оценивание выполнения учащимися заданий в рабочей тетради можно рассматривать в диапазоне следующих четырех уровней:

- 1-ый уровень - высокий, учтены все условия и требования задания.

- 2-ой уровень - 1) ошибка при выполнении задания, связана с невыделением одного из нескольких существенных признаков, раскрывающих условие задания. 2) обобщение признаков произведено не на словесно-логическом, а на наглядно-ситуационном уровне.

- 3-ий уровень - ошибки при выполнении задания, связаны с невыделением двух из нескольких существенных признаков и их обобщением на наглядно-ситуационном уровне.

- 4-ый уровень - отсутствие выделения существенных признаков, раскрывающих условие задания, как и отсутствие их обобщения.

Уровневый подход к выполнению заданий, предлагаемых детям в рабочей тетради, дополнительно раскрывает и разные уровни самостоятельности учащихся:

- 1-ый уровень - продуктивный, когда учащийся самостоятельно находит пути решения сформулированной в рабочей тетради учебной задачи.

- 2-ой уровень - репродуктивно-продуктивный (уровень переноса), когда для выполнения задания ученику необходима опора на решение, подобное применяемым ранее.

- 3-ий уровень - репродуктивный, когда для решения задачи необходим конкретно заданный пример.

Два таких подхода к оценке результатов выполнения заданий учащимися дают возможность, учитывая психофизические особенности конкретного ученика, а также степень сформированности у него учебной деятельности, варьировать разно уровневые задания рабочей тетради, в оптимальном их сочетании для каждого ученика, продвигая его в перспективе к наиболее высокому уровню-

В целях подтверждения теоретически обоснованных дидактических условий конструирования рабочей тетради для младших школьников, в необходимом соотнесении с системой заданий, раскрывающих роль определенных обще учебных интеллектуальных умений (приоритетных в формировании учебной деятельности и коррекции ее недостатков у школьников), для экспериментальной рабочей тетради были разработаны следующие типы заданий:  Задания на Формирование общеучебных интеллектуальных умений-наблюдения, классификации, обобщения, самоконтроля.

Наблюдение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль; (с опорой на наглядно-образное мышление и систему «глаз-рука»).

Пример задания:

Используется рисунок, на котором изображены герои отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый...») - (Русалка, баба Яга, серый волк, богатыри) и персонажи других сказок, известных детям по урокам чтения, («Кот в сапогах», «Золотая рыбка»). Инструкция к заданию требует рассмотреть рисунок и разделить изображенное на нем на возможные группы. Каждую группу нужно раскрасить одним цветом карандаша и проверить себя.

- Наблюдение, классификация по заданному основанию, самоконтроль: (с опорой на наглядно-образное и словесно-логическое мышление и систему «глаз-рука»).

Пример задания:

- Используется рисунок, к заданию 1.1.

Инструкция к заданию требует рассмотреть рисунок, подчеркнуть только то, что иллюстрирует отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья...» и проверить себя.

- Наблюдение, обобщение, самоконтроль; (с опорой на наглядно - образное и словесно - логическое мышление и систему «глаз-рука»).

- Инструкция к заданию требует еще раз рассмотреть рисунок (группы, на которые дети разделили изображенное в процессе выполнения задания 1.1) и каждой группе дать название, записав его тем цветом, которым она была раскрашена в предыдущем задании, и затем проверить себя.

- Задания на формирование общеучебных интеллектуальных умений-слушания, классификации, обобщения, самоконтроля.

- Слушание, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль; (с опорой на словесно-логическое мышление и систему «ухо- рука»).

Пример задания:

- Используются названия произведений, также знакомых детям по урокам чтения: «Репка», «Гуси - лебеди», «Колосок», «Веселые чижи», «Дюймовочка».

Инструкция к заданию требует прослушать названия сказок и, судя по названиям, разделить их на разные группы. Каждую группу записать в отдельный столбик и проверить себя.

- Слушание, классификация по заданному основанию, самоконтроль; (с опорой на словесно-логическое и систему «ухо-рука»).

Пример задания:

- Используются названия тех же произведений, что и в задании 2.1. Инструкция к заданию требует еще раз прослушать названия сказок, записать в один столбик названия, в которых персонажи - люди, в другой, названия, где персонажи - птицы, затем проверить себя.

- Слушание, обобщение, самоконтроль; (с опорой на словесно-логическое мышление и систему «ухо-рука»).

- Используется рассказ В.Осеевой «Сыновья».

Инструкция к заданию требует прослушать рассказ В. Осеевой «Сыновья», придумать для него свое название, записать его и проверить себя.

- Задания на формирование общеучебных интеллектуальных умений-чтения, классификации, обобщения, самоконтроля.

- Чтение, классификация по самостоятельно найденному основанию, самоконтроль: (с опорой на словесно-логическое мышление и систему «глаз- рука»).

Пример задания:

- Используются названия произведений, знакомых детям по урокам чтения: «Лиса и тетерев», «Жаворонок», «Старик - годовик», «Котенок», «Филиппок».

- Инструкция к заданию требует прочитать названия произведений, разделить героев этих названий на разные группы, каждую группу записать в отдельный столбик и проверить себя.

- Чтение, классификация по заданному основанию, самоконтроль: (с опорой на словесно-логическое и наглядно-образное мышление и систему «глаз-рука»

Пример задания:

- Инструкция к заданию требует еще раз прочитать названия произведений и, рассмотрев рисунок, раскрасить только животных, о которых упоминается в этих названиях, затем проверить себя.

 

АВТОР: Младковская Е.А.