03.05.2012 16178

Сущность и содержание личностно ориентированного подхода в теории и истории педагогики

 

По мнению ЮНЕСКО, XXI в. должен стать веком, в котором культура и человек будут развиваться по гуманитарной, этнопсихолого-педагогической концепции личности, основанной на идеях природо- и культуросообразности, индивидуально-личностностного развития.

В европейских языках понятие «личность» произошло от латинского «персона» - маска актёра в театре, социальная роль человека. В русском языке «лик» - изображение лица на иконе. В восточных культурах понятие «личность» относится не только к лицу, но и ко всему телу человека. Это понятие имеет множество значений: отдельный человек, индивидуалист; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных норм, сознания и поведения, общественно-исторического опыта (личностью становятся под влиянием сообщества, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

В гуманистической философии личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Личность есть единое целое, она «сложна как микрокосм» (Е.И. Рогов), в ней все свойства и компоненты, субъективное и объективное связаны «в чрезвычайно трудно поддающейся расчленению, неразложимой целостности. Согласно Р. Линтону, личность - это «организованная совокупность психологических процессов и состояний, переживаемых индивидом, из которых вытекает его поведение». Личность - это эксклюзивное «повторение» мира в самом себе, проявление себя как субъекта, в котором внешние феномены-значения обретают форму смыслов; она не существует вне системы своих выборов, ими конструируется и создаётся. Это уникальный, не имеющий аналогов в живой и неживой природе комплекс энергетических и информационных процессов и преобразований со сложной структурой взаимоотношений между ними.

Личность - социальна и выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического; возникает в результате культурного и социального развития, это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия и отношений с миром. Уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите пространства этой индивидуальности; инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку правил поведения в этом пространстве (А.В. Чечулин). Понятие «личность» - социальная характеристика индивида, указывающая нате его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, а более позднее образование - личность - это сознательный субъект деятельности (Б.Ф. Ломов). Человек становится личностью в процессе достижения определённого уровня развития, который позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Он должен проявить, раскрыть свои свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

По мнению А.А. Бодалёва, какие бы жёсткие требование не предъявлялись к личности, какими бы они ни были по своему содержанию и форме, она всё равно принимает их и трансформирует для себя в соответствии с характером и степенью своей субъективности - уровнем развития сознания, сформированности потребностей, развития способностей воспитанности характера. И ни кто-то другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути для их достижения и приходит к тем или иным результатам. «С определённого возраста, становясь суверенной личностью, неповторимой индивидуальностью, человек начинает строить себя сам, самосовершенствоваться, развивает заложенные в нём природой, Богом и предшествующим воспитанием способности и задатки души и тела».

Личность способна не только присваивать мир предметов и идей, но и производить, преобразовывать, созидать, рефлексировать. Она обладает «интегративной активностью» (К.А. Абульханова-Славская), предполагающей активную позицию личности в различных проявлениях, начиная от осознанного целеполагания, диалектического оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности во всех (от традиционных до принципиально новых) ситуациях, заканчивая стремлением и способностью интуитивно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений (В.В. Горшкова). Главная же сущностная черта - сознательно и свободно поставленная цель, стремление к её достижению через реализацию адекватной деятельности, высокая активность и последовательность в этом.

Свобода личности, - когда в процессе целеполагающей деятельности детерминация действий происходит в самом человеке, когда налицо способность человека самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность и обстоятельства, ей сопутствующие, с учётом поставленной цели, когда есть право и возможность не только самостоятельно выбирать задачи, способы и условия их решения, но и креативно создавать и интегрировать их, созидать принципиально новые (В.В. Горшкова). Личность как субъект характеризует внутренняя независимость «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в значении устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, мотивов, их коррекции, изменения (а с ними и поведения, стиля, образа жизни, конкретных поступков) только при серьёзных основаниях, самоубеждении в этом. В единстве с важнейшими процессуальными характеристиками (полнота и разносторонность умений, самостоятельность, творческий потенциал и др.) эти смыслы, взгляды, мотивы, убеждения образуют ту самую уникальность (В.В. Горшкова), неповторимость, оригинальность личности, которые являются основой для плодотворных меж субъектных отношений, стимулируют стремление к взаимодействию, сотрудничеству, общению.

Прежде всего, личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.

По мнению В.В. Зайцева, личность - это своеобразный закон устройства собственного бытия, поведения и отношений с миром. В личности - особом качестве человека, порождении социокультурного контекста - замыкаются социальное и культурное начала, они-то и формируют её. Социальная природа человека проявляется в процессе усвоения им социальной культуры, в результате чего у него вырабатывается конкретная система интересов, устойчивая цепь мотиваций. В то же время, - как справедливо отмечает А.Я. Гуревич, в любую историческую эпоху люди обладают определённым образом мира, специфическим мировидением, и ведут себя не только и не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. Под сознанием здесь приходится понимать не одни лишь отрефлексированные и продуманные системы мысли, но и всю магму неясных и автоматизированных реакций человеческого сознания, мир воображения. Ориентиры поведения и ценности жизни даются человеку в огромной мере его языком, религией, воспитанием, примером окружающих.

Можно представить себе человека без сознанной идеологии, которая сделалась бы его осмысленной жизненной позицией, но нельзя помыслить человека без ментальное. Она в огромной мере детерминирует его социальное поведение.

По Г. Хофстеде, личность - это уникальный набор ментальных программ, которые не повторяются никаким другим человеческим существом. Личность базируется на чертах, частично унаследованных уникальным набором генов индивида и частично усвоенных в процессе обучения, в ходе которого личность модифицируется под влиянием коллективной программы (культуры), равно как и уникального опыта самой личности. Поведение личности только частично предопределено её ментальными программами. Личность, как подчёркивает Г. Хофстеде, имеет врождённую способность отключаться от своих ментальных программ и реагировать способами, которые могут быть новыми, креативными, деструктивными или неожиданными.

«Ментальные программы» или «программное обеспечение ума»- это модели мышления, ощущений и поведения. Каждый человек несёт в себе несколько слоев ментальной программы, соответствующих различным уровням культуры:

- национальный;

- региональный и/или этнический, и/или религиозный, и/или уровень лингвистической общности;

- определяющий половую принадлежность;

- уровень поколений, разделяющий дедов и родителей, родителей и детей;

- уровень социального класса, связанный с образовательными возможностями, с родом занятий или профессией индивида;

- для работающих - организационный или корпоративный уровень, соответствующий тому, как сотрудники социализируются в трудовом коллективе.

Источники ментальных программ личности находятся в той культурно-социальной среде, в которой эта личность выросла и набралась жизненного опыта. Программирование личности начинается в семье, продолжается в местах проживания, в школе, в молодёжных группах, на работе и в коллективе. Феномены культуры, подлежащие личностному усвоению, уже изначально осуществляются в личностной форме - в форме проявлений личности посредством диалога.

Ментальные программы меняются так же быстро, как и социальная среда, в которой они были приобретены. Мир личностной ментальности - не материальная и даже не знаково-символическая реальность. Личностный способ существования индивида, его личностные функции могут быть актуализированы любым проявлением материального или духовного мира. Он лишь должен обладать по отношению к данному субъекту способностью вызывать смыслопоисковую, смыслоориентировочную деятельность. В такой роли для личности, вероятно, может выступать другая личность, акты её сознания, «ментальности», её проявления в материальных и духовных сферах, продукты человеческого духа - познавательного и практического творчества, искусство, само созидание. Личность следует рассматривать как единое целое, в котором присутствуют все типы потребностей (биогенные, психофизиологические, культурно социальные, личностные). Личность - это носитель конкретных исторических общественных отношений, оказывающий активное воздействие на них своими индивидуальными способностями и наклонностями, активностью. Сочетание биологических особенностей организма, индивидуальной биографии, культурно социальной среды, общего уровня развития, направленности и, наконец, противоречивость ролевой структуры делают каждую личность уникальной. Эта уникальность и целостность личности, рассматриваемая с её субъективной внутренней стороны, отражается понятием Я (И.С. Кон). Каждому человеку присущи свойственные только ему системы отношений, которые определяют его индивидуальность. В различных источниках встречаются упоминания о почти 1500 свойствах и качествах личности, 500 из них - весьма часто. Это предопределяет высокие компенсаторные возможности качеств и свойств личности, когда неразвитость или отсутствие одних из них «перекрываются» высокой степенью развития и влиянием других, давая им возможность взаимозамены, взаимодополнения, и в итоге - получения не меньших результатов (Л.И. Анциферова, Ф.Н. Гоноболин и др.). В итоге каждая личность - неповторимый ансамбль свойств и качеств.

Выявлению механизма личностного развития посвящены многие крупные исследования в области психологии (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Г.А. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Концептуальные положения о личностном начале человека - результат фундаментальных исследований в области психологии личности. 3. Фрейд разработал психодинамическую теорию личности, подчёркивающую неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения. Формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития и происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные влечения. Таким образом, психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах (в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т.д.) дают о себе знать в течение всей человеческой жизни. С учётом этого этнологи делают вывод о том, что различия в системах воспитания разных народов приводят к формированию у них своеобразных черт характера.

А. Адлер разработал индивидуальную теорию личности, подчёркивающую уникальность каждого индивида и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки, стремятся к достижению жизненных целей. К.Г. Юнг - автор аналитической теории личности, придающей большое значение противоборству сил внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуализации. Э. Эриксоном сформулирована концепция восьми стадий развития Эго, берущая начало в теории Фрейда. Эго - теория личности, базирующаяся на психоаналитической, но развивающая новые направления и пути понимания поведения человека. Э. Фромм разработал концепцию «социальной личности», которая определялась как более или менее осознанная система идей - верований, установок, ценностей, чувств, в которой подчёркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивида. Однако установки и ценности не идентичны личности как таковой; они отражают некоторый поверхностный пласт личности.

К. Хорни создал социокультурную теорию личности или теорию оптимизации межличностных отношений, нацеленную на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости или эмоциональной обособленности от других людей. Г. Олпортом разработана диспозициональная теория личности, выделяющая устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство его поведения со временем и с изменением ситуации. Р. Кеттел создал структурную теорию черт личности, постулирующую существование основополагающих склонностей или характеристик, инициирующих и направляющих поведение; Б.Ф. Скиннер - теорию оперантного научения: форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятной; А. Бандура -социально-когнитивную теорию личности, подчёркивающую, что поведение является результатом сложного взаимодействия между когнитивными (познавательными) процессами и влиянием окружения; Д. Роттер -теорию социального научения; Дж. Келли - когнитивную теорию личности, придающую особое внимание когнитивным процессам (мышление, сознание, суждение) в понимании поведения человека; А. Маслоу гуманистическую теорию личности, подчёркивающую уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно предлагались различные стадийные модели для понимания фаз роста и развития в жизни человека: Г. Айзенк. Кроме того, многими учёными подчёркивалась роль взаимоотношений между ребёнком и родителем как значимого фактора в понимании проблем развития. Исходя из того, что в каждой ситуации личность должна как бы балансировать между требованиями «быть как все» и «быть как никто другой», т.е. одновременно быть идентичной и уникальной, они (Кольберг) ставят задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам, развития у индивида стремления к «контактам с материальной и общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. К. Роджерс придавал особое значение тому, как формируется «Я-концепция» индивида (и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении) под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Это феноменологическая теория личности, подчёркивающая важность субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, личной точки зрения на мир и себя.

Категория развития, постоянно подвергаясь переосмыслению и трансформации в зависимости от экономической, политической и культурной жизни, становится базовой в гуманистической парадигме образования. Развитие личности происходит под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов, в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития. Пока поведенческие или психологические новообразования не становятся предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием. Ещё одним аспектом механизма личностного развития является «вмешательство» сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. Основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение к культуре. Принадлежность к определённой культуре приводит к нормативным моделям мышления, эмоциям и поведению, формирует отношение к окружающему миру.

Механизм развития личности Л.И. Анцыферова определяет как закрепившиеся в её психологической организации способы и инструменты само преобразования. Способами «работы» индивида со своей чувственной сферой выступают словесный отчёт; внутреннее высказывание; формулировка собственного мнения, что, как правило, неотделимо от, стремления противопоставить его иному мнению; сознательное выполнение «личностного действия» - выбор, принятие ответственного решения, заявление о своей позиции т.п. Этот важнейший аспект личностных новообразований есть внутренний диалог, не в последнюю очередь зависящий от освоенности реальных диалогических отношений.

Говоря о механизме личностного развития, В.В. Сериков подчёркивает в нём аспект скрытости, «интимности». Он считает, что нужно отличать то действительное содержание внутренней работы человека от того, как он эту «работу» презентует другому. Интимность процесса личностных новообразований приводит к тому, что личностный опыт индивида является продуктом его саморазвития, а не влияния извне. Развитие функций избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построения образа Я, принятия ответственности, творческой самореализации в избираемой деятельностной сфере, обеспечения автономности и индивидуальности бытия субъекта возможно лишь при условии, что они будут востребованы ситуацией жизнедеятельности индивида, найдут в ней приложение. «Без ведома» личности нельзя решать, какой ей быть (не следует это смешивать с когнитивной сферой, где стандарты образования определяются в значительной мере из других соображений). Одна из функций личности -непрерывный поиск, обоснование и ревизия смысла её деяний и жизни вообще. Невыполнение этой функции, её недостаточная представленность в жизнедеятельности индивида есть признак его недостаточного личностного развития. «Смысл жизни человека состоит в реализации его сущностных сил». Отсутствие смыслопоисковой политики ведёт к экзистенциальному вакууму, обезличиванию индивида и, в конечном счёте, - к утрате жизненного смысла, бессмысленности.

Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешивание двух начал - императива и свободы. Императив для личности - это, прежде всего общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается в собственных притязаниях личности на достижения, утверждающие образ Я. Личность ищет гармонию этих инстанций.

Развитие личности представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностного опыта (смыслов) и таких жизненных событий, которые обесценивают или, напротив, усиливают какие-то из этих смыслов, требуют рефлексии или даже ревизии накопленного опыта под воздействием нелюбых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Речь идёт о становлении индивидуальной гармонии личности, об обеспечении базового уровня культуры, необходимого для саморазвития личности.

«Педагогика личности» (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, М.В. Кларин, СВ. Кульневич, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов) рассматривает развитие личности как деятельность, выполняемую педагогами на основе целенаправленной передачи воспитанникам определённого опыта личностной самоорганизации.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и др. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие. Личностная парадигма требует универсальности, нравственной целостности. Её нельзя образовать частично, стандартизировать. Личность в этой системе не является чем-то, что нужно «активизировать» для выполнения заданной учебной программы, т.е. выступает не как средство, а как самоцель образовательного процесса.

Личностный подход в образовании, провозглашённый ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания (Л.Андерсон, В. Белль, Е.В. Бондаревская, П. Брендвайн, В.В. Горшкова, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Р. Дрейвер, B.C. Ильин, М.В. Кларин, И.А.Колесникова, Дж. Найсбитт, Л.И. Новикова, М. Полани, В.И.Слободчиков, А.П. Тряпицына, Г.А. Цукерман, Дж. Шваб и др.). Поэтому есть все основания вести речь о множественности концепций личностно ориентированного образования. Выделим некоторые наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена.

- Личностный подход в образовании на уровне обыденного, наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребёнка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли - Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др., так и современные педагоги-новаторы, придавшие этому принципу форму так называемой педагогики сотрудничества.

- Личностный подход рассматривается как принцип синтеза направлений педагогической деятельности вокруг её главной цели - личности. Всё, что происходит в педагогическом процессе, педагогично лишь в той мере, в какой работает на эту цель.

- Личностный подход истолковывается как объяснительный принцип, раскрывающий механизм личностных новообразований в педагогическом процессе. Смысл этого принципа в том, что никакие изменения в жизнедеятельности человека не могут быть объяснены без понимания их места и роли в самореализации личности.

- Данный подход трактуется как принцип свободы личности в образовательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательных «маршрутов», формирования собственного, личностного восприятия изучаемого содержания (личностного опыта).

- Долгое время бытовало понимание личности в образовании как некоего эталона, модели «нового человека». Речь шла о воспитании личности «с заданными свойствами». Так трактовался личностный подход в советской педагогике.

- Личностный подход трактуется как приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию.

- Ещё одно значение понятия «личностный подход» связывают с представлением о целостности педагогического процесса. Ориентация на личность позволяет преодолеть суммативность, функционализм в построении образовательной системы.

- Наконец, личностный подход может рассматриваться как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

За каждой из этих трактовок стоит определённая модель педагогической деятельности, по-своему оправданная и эффективная в той или иной социокультурной ситуации. Поэтому, вероятно, личностный подход, как и сама личность, - сложный, трудноуловимый предмет многих наук, - не может быть сведён к одному-единственному способу его понимания. Вследствие этого необходима не конкуренция идей, а иная методология, ориентированная на полипарадигмалъное видение проблемы, на многомерное пространство идей личностно ориентированного образования.

Полипарадигмальность не исключает при этом создания конкретных концепций образования, разрабатывающих те или иные аспекты данной проблемы.

Своеобразным интегратором этого пространства выступает идея множественности сущностей, бытийностей, культур и укладов личности. Полипарадигмальность в этом случае означает открытость исследователя всевозможным новым видениям проблемы личности в образовании. Важно лишь при всех вариантах и трактовках этого подхода сохранить его сущностную установку, его главный критерий, который состоит в востребованности личностного (целостного, свободного) жизнепроявления человека в идеале во всех ситуациях образовательного процесса. Образовательный процесс наполняется такими задачами и видами деятельности, выполнение которых вне актуализации целостных, жизненно-смысловых функций человека невозможно.

Личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике, которая корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. В соответствующих трудах ссылаются, как правило, на Протагора («мера всех вещей - человек»), Сократа, Платона, Аристотеля и более поздних римских мыслителей - Плутарха, Сенеку и др. Расцвет гуманизма связывают с преодолением религиозно-канонических и тоталитарных систем средневековья, когда произошёл необыкновенный взлёт человеческого духа, чем ознаменовалось

Возрождение. В связи с этим обычно называют имена Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Сирано де Бержерака, Этьена Кабе, Гильберта X. Честертона, Франсуа Рабле, Яна Коменского и др. Позднее к этой плеяде стали причислять представителей нового времени - Мишеля Монтеня, Жан-Жака Руссо, Льва Толстого.

Великий гуманист Я.А. Коменский утверждал, что «...Каждый, кто родился человеком, стремится существовать осмысленно, т.е. желать и избирать то, что понято как доброе...».

Идея о том, что цель образования не только проистекает из ограниченного историческими рамками «социального заказа», но и является следствием познания сущности человека, развивается в трудах последующих европейских гуманистов и просветителей. «Цель воспитания, - по определению И.Г. Песталоцци, - заключается в том, что человек сам поднимается до ощущения внутреннего достоинства своей природы».

В отеческой педагогике гуманистическая традиция изложена в работах представителей практически всех исторических эпох (П.Ф. Каптерев, Мономах, В. А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Т.Шацкий).

Таким образом, личностный подход представляет собой парадигмальный принцип гуманистической педагогики. Возник же он как принцип исследования явлений психологии, этнолингвистики, феноменов педагогической практики. Суть его в том, чтобы проектировать педагогические процессы, учитывая их направленность на развитие «индивидной» и «личностной» сущности человека. Как индивид, он идентичен социальным нормам, эффективен в отношении ожидаемых социальных ролей. Это внешнее соответствие человека культурному идеалу совершенного человека.

Изучением личностного подхода в своё время занимались В.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн,

Б.М. Теплов, и др. А.В. Мудрик отмечал, что личностный подход может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить своё взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему может оказывать помощь в развитии личности воспитанника и развивать себя как личность.

Личностный подход является дальнейшим развитием и углублением индивидуального подхода и имеет свои существенные особенности. При индивидуальном подходе учитель видит в школьнике ученика. Суть личностного подхода - открыть и развить личность каждого школьника: необходимо изучать и знать личность школьника во всём многообразии и единстве её свойств; выбирать цели, содержание, методы, формы и средства воспитания с учётом личностных особенностей воспитанников; уважать личность, её права и свободу, проявлять гуманное отношение к личности; видеть в личности определённый социально-психологический тип и её неповторимую индивидуальность; исходя из того, что только личность может сформировать личность, учителю необходимо учитывать и особенности своей личности, вырабатывать свой личностный стиль педагогической деятельности.

Многообразие трактовок «личностный подход» можно сгруппировать:

- Гуманистический феномен, подразумевающий уважение прав, свобод и достоинств ребёнка, его семьи при выборе образовательной траектории.

- Определённая цель, программа педагогической деятельности, предполагающая формирование личности с «заданными» свойствами.

- Образование, основа которого - создание определённой системы (ситуации, пространства, среды), «запускающей» механизмы функционирования и развития (саморазвития) личности.

Концепция личностно ориентированного подхода основывается на трёх базовых категориях, через призму которых осмысливается и конструируется педагогическая реальность: цель, содержание, метод.

В отечественной и мировой педагогике с 90-х годов XX в. утверждается концепция, обосновывающая замену учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную систему образования и воспитания человека XXI в., органично соединяющая всё конструктивное и перспективное, наработанное в образовании и социокультурной деятельности. Разработка модели образования, ориентированного на развитие личности - стратегическое направление мировой педагогической мысли на рубеже II и III тысячелетий, отмеченное фундаментальными исследованиями (И. А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.И.Данильчук, B.C. Ильин, М.В. Кларин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И.Слободчиков, И.С. Якиманская). Личностно-развивающее образование предполагает изменение идеологии образования, разработку новой философии образования, поворот к ценностям мировой и национальной культуры, основывается на вариативности путей его получения, развитии разнообразных видов образовательных учреждений, предоставлении человеку свободы выбора образования в зависимости от интересов и возможностей личности, предполагает дифференциацию и индивидуализацию, поддержку одарённости, психолого-педагогическую коррекцию развития, гуманистическую направленность образовательного процесса в школе и вузе.

В условиях личностной методологии образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития. Цели деятельности образовательных структур всегда были связаны с развитием человека. Личность как феномен культуры всегда входила в престижные цели образования или же объявлялась в качестве таковой. Но обычно личность была средством, а не целью образования. Личностный потенциал ребёнка активизировался для достижения внешней для него цели.

Сущность личностно ориентированного подхода в образовании состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации субъектов образовательного процесса, в максимальном учёте возможностей конкретного индивида, в т. ч. врожденных качеств, в ориентации на самобытность и уникальность каждого человека, развитие его способностей к предвидению, целеполаганию, самосозиданию, самосовершенствованию, саморегуляции, рефлексии (В.И. Загвязинский).

В концепции личностно ориентированного подхода в обучении в качестве основных функций личности выделяются следующие:

- Сознательное обоснование деятельности и поведения на основе мотивов и диспозиций.

- Опосредование внешних воздействий и внутренних импульсов поведения.

- Проблематизация и конфликтизация действительности - видение в ней непосредственно невоспринимаемых коллизий и несоответствий.

- Критическая ревизия норм - ориентиров поведения.

- Рефлексия и построение системы смыслов (смыслотворчество).

- Выработка инструментария (системы категорий и эталонов) для личностного «измерения» действительности, построения личностной картины мира (мировоззрения личностного знания).

- Автономизация от окружающей действительности, выработка устойчивости и независимости внутренней психологической среды.

- Творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности.

- Стремление к самореализации, к воплощению в предметном и духовном мире своих представлений о нём, намерений и образа Я.

- Поддержание жизнедеятельности человека на определённом уровне духовности; предотвращение редукции жизненных проявлений человека к «вещизму», прагматике, реактивности.

Таким образом, гуманистическое направление центрировано на человеке (главная ценность), культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребёнка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в её контексте личностно ориентированных моделей образования.

Рассмотрим подробнее вариативные модели личностно ориентированного образования, существующие на данный момент в педагогической теории и практике.

Модель личностно ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.

Человек, по К. Роджерсу, является субъектом своей жизни, он свободен в своих выборах, принятии решений, стремится к саморазвитию и личностному росту. Для раскрытия и реализации человеческого потенциала необходимы благоприятные условия жизни и обучение, ориентированное на личность и её жизненные проблемы.

В связи с этим К. Роджерс выделяет два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов, и значимое учение, дающее обучающимся действенные знания, необходимые им для самоизменения и саморазвития. Обучение второго типа, помогающее человеку быть личностью, это и есть личностно ориентированное обучение.

К. Роджерс исходит из того, что источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

К. Роджерс выделил пять условий личностно ориентированного (значимого) учения.

Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся. Второе условие обозначается как «реальность личности учителя», который должен проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками. Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. Четвёртое условие характеризуется тем, что ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы. Наконец, пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся.

В результате человекоцентрированного образования, по Роджерсу, в развитии и росте личности происходят следующие изменения:

- человек начинает воспринимать себя по-иному;

- он более полно принимает себя и свои чувства;

- становится более уверен в себе и автономен;

- начинает принимать и понимать других людей и т.д.

В современной отечественной педагогике концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С.Якиманской. Она подчёркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. Субъектный опыт приобретается ребёнком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

«Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса».

В концепции исследователя основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, целью которой является развитие индивидуальности ученика. Принцип субъектности образования реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию и организации личностно ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал обеспечивает выявление содержания субъектного опыта ученика;

- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения происходит постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования и саморазвития в ходе овладения знаниями;

- учебный материал организуется с учётом возможности выбора учеником знаний;

- учащиеся стимулируются учителем к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- в содержание обучения вводятся знания о приёмах выполнения учебных действий;

- обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого выделяются «единицы учения», которые используются учителем на уроке, в индивидуальной работе.

Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика.

В основу модели личностно ориентированного образования, разработанной В.В. Сериковым, положена теория личности С.В.Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в её способности занимать определённую позицию. Личностно ориентированное образование - это такое образование, считает В.В. Сериков, которое создаёт условия для проявления личностных функций учащегося. К числу последних он относит следующие:

- проявление избирательности - функцию выбора;

- мотивацию - функцию принятия и обоснования деятельности, поступка;

- рефлексию - функцию самооценки, критики, самокритики, конструирования образа Я;

- самореализацию - функцию реализации образа Я;

- ориентацию - функцию построения личностной картины мира -индивидуального мировоззрения;

- смыслотворчество - функцию определения системы жизненных смыслов личности и др.

Цель личностно ориентированного образования и состоит в том, чтобы создать условия для проявления этих функций, или универсальных личностных способностей ребёнка.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В.В. Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой требуется проявление личностных функций: возникает необходимость искать смысл, подумать о себе, выбрать творческий вариант решения проблемы и т.д. В такой ситуации формируется субъектный опыт ребёнка. Содержание личностно ориентированного образования должно включать различные виды такого опыта.

Основное внимание в концепции В.В. Серикова уделено педагогической технологии создания личностно ориентированных ситуаций.

Предлагаемая технология основывается на идее реализации трёх основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии её участников. Триада «задача - диалог - игра» образует базовый технологический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле меж субъектного общения в личностно ориентированном образовательном процессе.

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Проектирование личностно ориентированного обучения - особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учёт:

- типа психического развития учащихся;

- личностных возможностей и особенностей педагога;

- психологически адекватного представления для учащегося специфики предмета.

Тип психического развития учащегося, по Н.И. Алексееву, детерминирован направленностью обучения - инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются когнитивные способности личности: память, внимание, мышление и активность в познании; во втором - развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, её личностные отношения к миру, себе. Такой подход привёл исследователя к различению субъектно-ориентированного и личностно ориентированного обучения.

Включение личностных качеств педагога в процессе проектирования личностно ориентированного обучения - вторая особенность дидактической модели Н.И. Алексеева, однако технология реализации этого компонента автором в достаточной степени не раскрыта. Основное внимание сосредоточено на «препарировании» учителем учебного материала в контексте организации личностно ориентированного образовательного процесса. Основаниями для работы с содержанием стали выделенные исследователем механизмы развития и функционирования личности (рефлексия, персонализация, стереотипизация) и классификация учебных предметов по критерию способа их освоения учащимися.

Н.И. Алексеев выделяет три группы предметов, которые условно обозначает как структурно-ориентированные (математика, физика, химия, биология и др.), позиционно-ориентированные (история, родной, иностранный язык, право и др.), смысло-ориентированные (литература, предметы искусства). Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск «нового» знания, вторых - стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих - персонализация, поиск смыслов (Я - в - мире). Такая «личностная» классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию личностно ориентированного обучения, адекватную как задачам личностного развития, так и возможностям содержания обучения в их реализации.

Таким образом, появление различных концепций личностно ориентированного образования в отечественной и зарубежной педагогике знаменует начало нового этапа развития мировой педагогической мысли, особенности которой состоят в следующем:

- меняется общий взгляд на образование в направлении всё более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников;

- изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъектными свойствами, характеризующим её автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д., в связи, с чем меняется и её роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;

- подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью. Создание условий для развития индивидуально-личностных способностей, свойств и педагогическая поддержка детской индивидуальности рассматриваются как главные цели образования;

- в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности. Наряду с интериоризацией (переводом внешних воздействий во внутренний план личности), которая прежде рассматривалась как главный механизм личностного развития (социализации), важное значение придаётся персонализации, самоидентификации, стремлению к самоактуализации, самореализации и другим внутренним механизмам индивидуального саморазвития.

Всё это знаменует отход педагогики и образовательной практики от парадигмы формирования личности с заданными свойствами и их поворот к разработке теории образования как личностно ориентированного культуросообразного процесса.

Речь идет о том, что имеющее место субъективное проектирование образовательной модели и ее реализация отражают признаки актуальной культуры, естественно сопрягаясь с ее основными атрибутами. Только в этом случае образование выполняет свою созидательную функцию как механизм культурогенеза.

 

АВТОР: Кравцова Н.П.