04.05.2012 54904

Социально-психологическая адаптация: сущность и функции

 

В психологической литературе межкультурную адаптацию рассматривают как разновидность адаптации социально-психологической. Во многих современных работах проводится анализ взаимоотношения индивида с социальной и культурной средой. Наиболее популярной темой исследования в этом плане являются межкультурная и этнокультурная адаптация.

Будучи процессом, позволяющим человеку приспособиться к новой культурной среде, межкультурная адаптация имеет все основные признаки освоения человеком новой социальной среды. Это прослеживается в определениях социально-психологической адаптации.

Социально-психологическая или социальная адаптация предполагает приобщение личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме. Этот вид адаптации понимается как результат процесса различных изменений, в частности, социальных, социально-психологических, морально-психологических, демографических и т.д.

Многими ведущими учеными социальная адаптация относится к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности, являясь показателем её зрелости. В этом случае подчеркивается активность субъекта в процессе освоения социального опыта, поскольку в ходе социализации индивид не просто усваивает социальный опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки, социальные ожидания, ценностные ориентации и т.п. Ценностные ориентации предполагают некоторое преобразование «чужого» опыта.

Социально-психологическая         адаптация является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма, поскольку предполагает включенность личности в социальную среду через обретение статуса, места в социальной структуре общества.

В исследованиях подчеркивается непрерывный характер социальной адаптации. Так, Н.А. Свиридов считает, что «социальная адаптация - активное освоение личностью новой для неё социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, так как постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих».

На примере изучения адаптации переселенцев в новой социокультурной среде В.В. Гриценко определяется социально-психологическую адаптацию как сложный и многомерный процесс взаимодействия представителей разных культур, в результате которого происходит формирование новой позитивной (общей с коренными жителями России) социальной идентичности, процесс развития личностного потенциала мигрантов по мере их активного включения в различные виды деятельности (в профессиональную деятельность), систему межличностных отношений, социокультурную и социально-политическую жизнь России, нахождение условий для реализации потребностей в самоуважении и самоактуализации личности.

В.В. Гриценко подчеркивает, что сущностью социально-психологической адаптации является сочетание устойчивости (сохранение идентичности, тождественности организма самому себе) с изменчивостью (достижением новых состояний), которое осуществляется на уровне способов его взаимодействия со средой и на уровне адаптивных механизмов.

Автор предлагает проводить дифференцированный анализ феноменов социально-психологической адаптации на двух уровнях: групповом и личностном. На групповом уровне анализа выделяются факторы, влияющие на выбор и реализацию переселенцами различных стратегий адаптации в условиях кризиса идентичности, в частности: установки на сохранение русскими своего культурного своеобразия, обусловленного длительным проживанием, прежде всего, в иноэтничном окружении, и установки на налаживание самых широких взаимоотношений с коренным населением принимающей территории и тем самым приобретение позитивной социальной идентичности, адекватной изменившимся социокультурным, экономическим и политическим условиям жизни в обществе.

На личностном уровне анализируется влияние на выбор и реализацию стратегий адаптации ценностно-смысловой структуры личности, выраженной в виде конкретных показателей: стремление к самоактуализации, удовлетворенность профессиональной деятельностью, осуществлением смысла жизни, а также факторов эмоциональной устойчивости и локуса контроля личности.

Этот подход развивает представления о функциях социально-психологической адаптации и позволяет выделить в качестве основных следующие функции: формирование средств, нахождение условий и форм для свободного прогрессивного развития личности в новой социокультурной среде. Также автором подчеркивается значимость исследования социальной идентичности, ценностно-смысловых структур личности для выявления эффективности адаптационного процесса.

В ряде подходов социальная адаптация рассматривается в соотношении с ведущей деятельностью личности и способности личности решать проблемную ситуацию. Так, А. Налчаджян определяет социальную адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности. В связи с этим автор выделяет нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации. В его работе прослеживается влияние психоаналитического подхода и направленности на психотерапевтическую помощь личности, оказавшейся в состоянии невроза.

Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений её структуры и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Автор считает, что эта адаптация может быть защитной, незащитной и смешанная. В защитной адаптации проявляется действие основных защитных механизмов личности (агрессии, рационализации, регрессии, проекции и других). Актуализация того или иного защитного механизма зависит от того, насколько ситуация является сложной для данной личности, а также от внутренних условий, особенностей и общего психологического состояния человека. Незащитная адаптация происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Эти процессы идут без использования защитных механизмов, с помощью познавательных операций, механизмов целеполагания, групповых социально-психологических процессов и решения задач, различных форм социальной уступчивости (например, конформного поведения, но без защитных механизмов) и тому подобного. Смешанная адаптация происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями. Тогда могут одновременно или в какой-либо последовательности актуализироваться либо защитные, либо когнитивные механизмы. То, насколько эффективно и быстро справится человек со стоящей перед ним задачей, зависит от удачного сочетания и применения обоих видов адаптации.

Девиантная адаптация - это те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии, что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. Выделяют два типа девиантной адаптации: неконформистская и новаторская. Неконформистская адаптация - это такой процесс, благодаря которому личность преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами и вследствие этого оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями, так как последние испытывают постоянную фрустрированность, связанную с реализацией человеком неконформистской адаптации. В данном случае личность может либо оказаться выключенной из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов. Новаторская адаптация - это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями. При этом человек должен обладать очень высокой степенью активности и в то же время устойчивостью к воздействиям окружающих, высокой личностной силой, личным потенциалом.

Патологическая адаптация - это такой социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. Патологизирующее поведение, однако, может быть и адаптивным тогда, когда в группе ожидается именно такое поведение, т.е. когда группа имеет патологизированные нормы.

В качестве специфических особенностей социальной адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов.

Сложным является вопрос о показателями социально-психологической адаптации. В наиболее общем виде такими показателями являются состояние психического здоровья человека и степень биологического воспроизводства определенной этносоциальной группы. Это значит, что показатели адаптации определяют жизнеспособность и выживаемость как индивида, так и группы. Также отмечаются показатели, связанные с переосмысление ситуации, эффективности решения трудных ситуаций, в том числе в учебной и профессиональной деятельности.

В литературе встречается два основных диадных термина относительно показателей адаптации: адаптивность -неадаптивность и адаптированность - дезадаптированность, которые в принципе означают одно и то же, а именно, результат адаптационного процесса с точки зрения успешности его завершения. Первая диада чаще рассматривается по отношению к анализу функционирования целеустремленной системы. Например, В.А. Петровский в качестве показателей адаптации рассмтаривает соотношение адаптивности - неадаптивности, которое определяется соответствием (несоответствием) между целями личности или системы и достигаемыми в процессе деятельности результатами. Показателем социальной адаптации является согласование целей и результатов, что лежит в основе анализа самодостижения деятельности. При этом вводится новый оценочный компонент результатов адаптации через представления о позитивном характере неадаптаивности. Неадаптивность означает существование противоречивых отношений между целью и результатами, которое с одной стороны, неизбежно, но с другой стороны, является источником динамики деятельности, ее реализации и развития.

Вторая диада чаще используется авторами, которые исследуют личностный и групповой уровни адаптации. Например, в подходе Л.А. Петровской социальная адаптированность предполагает наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими, по мнению автора, являются: свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека; осознание своих потребностей и ценностных ориентации, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей); способность человека осознавать свои стереотипы в восприятии других людей, реакции переноса, свои проекции и интроекции; способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли. Кроме того, к навыкам и способам адаптивного поведения относят умение конструктивно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления.

В то же время это и результат этого процесса, который получил название адаптированности. В социальной сфере у конкретного индивида уровень развития данного свойства (т.е. адаптационных способностей) определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация.

Исследователь социально-психологической адаптации переселенцев Л.В. Ключникова, под этим видом адаптации понимает процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, предполагающий ориентировку в ней, осознание проблем, возникающих в ходе этого взаимодействиями нахождение путей их разрешения, выбор наиболее адекватной для нее деятельности в данных условиях с целью достижения соответствия между собой (своими интересами, потребностями, возможностями) и социальной средой. Автор подчеркивает наличие двух аспектов адаптации как процесса и как результата. В первом случае исследуется процессуальная сторона взаимодействия личности со средой. Во втором случае -результат этого взаимодействия, т.е. адаптированность.

Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Кроме того, значительность адаптационных способностей повышает вероятность нормального функционирования организма и его эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

Среди признаков и качеств адаптированности индивида к социальному окружению следует отметить: обретение статуса, места в социальной структуре общества; формирование средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности; сохранении устойчивости объекта; приобретение нового качества в результате изменчивости адекватных защитных механизмов; свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия; осознание деятельностной среды, способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями; установки на активное взаимодействие с социальной средой; принятие социальной роли; продуктивность, выраженность способности наслаждаться жизнью и психическое равновесие; конструктивное разрешение конфликтных и напряженных ситуаций; способность брать ответственность на себя за свои поступки, проявления; успешное принятие решений;

проявление инициативы; способность тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в сфере внеличностной социально-экономической активности; эмоционально-насыщенные связи с людьми, наличие эмпатии; принятие и эффективный ответ на социальные ожидания.

Выделяются объективные и субъективные критерии социальной адаптированности:

- объективные критерии отражают степень реализации индивидом в своем поведении норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе;

- субъективные - положительное отношение к членству в данной социальной группе, к существующим условиям для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Важным следствием успешности адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность. Чем выше уровень адаптированности человека к данной социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. При этом процессы успешного удовлетворения личностью собственных потребностей и ожиданий социальной группы становятся в такой степени бесконфликтными, спонтанными и естественными, что позволяет человеку достичь большей самореализации.

А.А. Налчаджян характеризует адаптированность и дезадаптированность в зависимости от временных параметров. В связи с этим он выделяет общую устойчивую, устойчивую ситуативную и временную ситуативную адаптированность и соответствующие им проявления дезадаптированности.

Общая устойчивая адаптированность проявляется как способность человека адаптироваться в широком спектре различных ситуаций, которые возникают в данной общественной среде. Дезадаптированность приводит к формированию патологических комплексов, неврозов, а также к любой форме «бегства в болезнь», постоянной фрустрированности, которая приводит к использованию патологических защитных механизмов, следствием чего являются неврозы.

Устойчивая ситуативная адаптированность характеризуется надежностью и долговременностью, но только в определенных типичных, повторяющихся ситуациях, в которых человек стремится оказываться как можно чаще. Устойчивая ситуативная дезадаптированность - это постоянная дезадаптированность в конкретной социальной ситуации (например, в составе какой-либо малой группы). Она не преодолевается, так как человек избегает, по возможности, таких ситуаций, хотя личность всё же совершает попытки улучшить свою адаптацию. При этом она использует специфический защитный комплекс, признаками которого являются искажение восприятия и осознания своего социометрического статуса.

Временная ситуативная адаптированность может легко перейти в дезадаптированность в результате внутренних изменений, например, актуализации новых потребностей и установок или при изменении важных параметров самой ситуации. Временная ситуативная дезадаптированность легко устранима при помощи адекватных защитных механизмов.

По мнению А.А. Налчаджяна признаком дезадаптации (которая возникает в случае сопротивления изменениям своей среды) является наличие длительных внешних и внутренних конфликтов при отсутствии у личности психических механизмов и форм поведения для их разрешения.

Слабо разработанным является вопрос о психологической структуре и уровнях социально-психологической адаптации. В качестве основных элементов выделяют, например, следующие составляющие структуры адаптации: познавательный компонент и психическую переориентацию.

Познавательный компонент состоит в восприятии и истолковании возникшей ситуации, требующей адаптации, и включает в себя также усвоение новых форм поведения, норм, ценностей, правил нового окружения. Он зависит, прежде всего, от установок, особенностей когнитивной сферы индивида, например, от того, насколько он является когнитивно простым или сложным, его общего интеллектуального уровня развития, от особенностей таких его психических функций, как внимание, мышление, общая подвижность и сила нервной системы.

Психическая переориентация личности представляет собой выработку оценок и представлений о ситуации (на основе эмоциональной и интеллектуальной обработки), которые соответствуют ценностным ориентация и образцам поведения новой группы. При этом происходят значительные внутриличностные изменения: изменяются социальные установки личности, которые подгоняются под уже имеющиеся в новом окружении, в различной степени, но все же видоизменяются взгляды, отношения, даже мотивы и цели личности. Психическая переориентация личности может быть революционной и затрагивать глубокие пласты душевного мира человека, но часто она происходит и на уровне сознательного конформизма. В подобных случаях человек лишь внешне ведет себя в соответствии с принятыми нормами, но не интериоризирует их в структуру своей личности. При этом достигается состояние нормальной адаптации, но глубокой психологической переориентации личности не происходит.

Наличие этих двух составляющих компонентов адаптации позволяет достичь нормальной адаптации, которая может осуществляться различными способами в зависимости от того, какие механизмы использует человек в этом процессе:

- преобразование и устранение проблемной ситуации, в процессе которых происходят незначительные личностные изменения, в основном в сторону личностного развития и совершенствования;

- адаптация с сохранением проблемной ситуации (приспособление), когда происходят более глубокие изменения в личности, но они мало или совсем не способствуют ее самоактуализации и росту.

Для понимания нормальной адаптации важно учитывать также и ее направленность: внешнюю и внутреннюю. Внешняя адаптация состоит в процессе приспособления к внешним ситуациям и осуществляется путем их сохранения или устранения. Внутренняя может направляться на различные цели: это может быть разрешение внутренних конфликтов и проблем личности, освоение и присоединение нового адаптивного механизма к уже имеющимся в арсенале человека, либо приспособление адаптивного механизма ко всей структуре личности.

А.А. Налчаджян приводит несколько уровней социально-психологической адаптированности личности в новой социальной среде. В зависимости от глубины психической переориентации существует: 1) начальная стадия - когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей; 2) стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; 3) аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой; 4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида и среды, (это происходит, например, когда успешно адаптировавшийся в стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды).

Л.В. Ключникова выделяет уровни адаптации в соответствии со следующими интегральными показателями адаптированности: социальное самочувствие (интернальность, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт); интеграция с местным населением; активность (собственная активность в достижении целей, доминантность); согласованность индивида и среды; оптимизм. Поэтому основными показателями социально-психологической адаптации автор считает такие как: оценка самочувствия; включенность во взаимодействие с местным населением (по типу интеграции); активность в достижении целей; согласованность индивида со средой; оптимизм.

Таким образом, социальная адаптация выступает как процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, в результате которого происходит принятие целей, норм группы, социальных ролей и других характеристик социальной среды. Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть от многих факторов, прежде всего, таких как целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Эффективность социально-психологической адаптации во многом зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает свою социальную позицию, свои качества и социальные связи.

В этом большая роль отводится идентификационным характеристикам. Искаженное или неправильное представление о своем месте в социальном мире приводит к нарушениям адаптации, крайним проявлением которых может быть патологическая адаптация, отказ от взаимодействия с социальным окружением, а также различные невротические и психосоматические расстройства.

Проведенный анализ выявил значимость изучения динамики идентичности и ценностно-смысловых структур личности в условиях смены социокультурной среды для определения эффективности процесса социально-психологической адаптации.

 

АВТОР: Мнацаканян И.А.