05.05.2012 6743

Состояние проблемы духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической науке

 

В отечественной педагогике всегда особое внимание уделялось вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. Как замечает Б.Т. Лихачев в XIX и XX столетиях в России расставлялись далеко не одинаковые акценты. Так, в XIX веке особое внимание уделялось духовным ценностям, государственной (самодержавие, православие, народность), религиозной (любовь, всепрощение, покаяние, непротивление), этнической (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов), этической (искусство как выразитель и носитель идей истины, добра и красоты) идеологий.

В XX веке, особенно после революции, приоритетными стали идейно-политические императивы в результате чего произошло перемещение вектора исследований в сторону нравственности. Дабы снять противоречие многие авторы отождествляют духовность и нравственность, а с педагогических позиций речь ведут о нравственном воспитании.

М.Г. Казакина, касаясь процесса воспитания нравственных идеалов, в свое время писала: «Идеалы - это высшая духовная ценность нашего общества. Необходимость целенаправленно воспитывать нравственные идеалы у подрастающего поколения диктуется не только психологическими особенностями формирования личности, но имеет и более широкое социально-политическое обоснование».

Анализируя практику семидесятых-восьмидесятых годов, автор делает несколько выводов: во-первых, о необходимости специально направлять процесс формирования нравственных идеалов; во-вторых, о необходимости не ограничиваться путем «сверху» - созданием у детей образов, представлений как таковых через приобщение воспитанников к сопереживанию героям литературы и искусства, к таким событиям, участниками которых они по естественным причинам не могут быть, а и путем действия одновременно «снизу», то есть в опыте нравственных отношений, путем организации практической жизни и деятельности детского коллектива, его участие в настоящей борьбе с трудностями; в-третьих, о необходимости выбора таких дел и способов их организации, которые, будучи увлекательными для детей, вместе с тем, созвучные воспитываемому идеалу.

На рубеже семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века глубокий анализ проблемы нравственного воспитания сделан Т.Е. Конниковой, в котором она увязала два вопроса: формирование направленности личности школьника и реализация воспитательной функции организованного детского коллектива. В частности, она выступила против усиления интеллектуалистического подхода к содержанию и путям формирования нравственной личности, чрезмерного преувеличения роли многократного повторения действий в образовании привычек нравственного поведения и переоценки требования как внешнего стимула.

Уже в этот период Татьяна Ефимовна Конникова говорит о том, что успешное решение некоторых спорных вопросов нравственного воспитания (его сущность, особенности) напрямую связано с пониманием нравственной воспитанности, с тем, каковы ее критерии: те или иные отношения или набор необходимых качеств?

Еще одним актуальным вопросом, который именно в этом периоде активно обсуждается в педагогической науке, становится формирование нравственной устойчивости (А.В. Зосимовский), отношения школьников-подростков к нравственным нормам (З.И. Васильева).

По мнению автора, приобщение учащихся к нравственным нормам предполагает такую организацию деятельности, которая обеспечивает усвоение знаний в области морали и рождение нравственных отношений, адекватных общественному значению этой деятельности.

Бесспорными и значимыми показателями ценностного отношения подростков к нравственным нормам являются усвоенные знания и оценки в области морали, осознание, оценка и самооценка своего нравственного опыта, поступков, действий, мотивов поведения людей и самого себя в реальных условиях. Полученные в ходе исследования данные закрепили эти выводы и, в целом, вся деятельность ученых на данном этапе привела к наполнению понятия нравственное воспитание определенными смыслами.

В «Российской педагогической энциклопедии» нравственное воспитание рассматривается как одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе и подчеркивается, что в истории культуры сложилось четыре его понимания: патерналистское (почитание старших); религиозно-церковное (поддержание авторитета веры); просветительское (результат освоения научных знаний подверженных суду разума); коммунитарное (как формирование чувства коллективизма).

В практике разных лет существует разное понимание нравственного воспитания: а) в буквальном смысле его трактуют как обучение нравственности; б) в узком значении - как обучение нормам общественного приличия.

М.И. Рожков, определяя области содержания совершенного воспитания, выделяет духовную, которую рассматривает как формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманистических поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях.

К задачам нравственного воспитания автор относит:

- обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

- вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм;

- формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

- систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся через организацию их практической деятельности и построение системы отношений с учителями, родителями и товарищами;

- организацию нравственного самовоспитания детей. Нравственное воспитание, подразумевает включение следующих компонентов:

- целенаправленную работу по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);

- актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель -ученик, учитель - родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);

- включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

- оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.

В целом, можно, в том числе опираясь на выше приведенную информацию констатировать, что социально-экономические преобразования в стране конца девяностых годов вновь способствовали повышению внимания к вопросам духовности и нравственности, к теории и практике духовно-нравственного воспитания. Это выразилось не только в увеличении числа исследований и публикаций по данному вопросу сугубо педагогической направленности, но и в расширении изучаемой проблематики.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета в своей докторской диссертации исследует С.Г. Макеева. Исходя из понятия духовности как интегральной характеристики ценностно-смысловой сферы личности, означающей приоритетность духовных ценностей, отмеченных нравственной доминантой и отражающихся в жизненных смыслах, стремлении личности к самосовершенствованию на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (любовь, добро, истину, красоту) в их национально-культурном выражении, автор предлагает содержательную конкретизацию духовности в качестве цели духовно-нравственного воспитания и обосновывает критерии ориентации личности на духовно-нравственные ценности.

В ходе исследования проверялись следующие педагогические условия, обеспечивающие становление духовно-нравственных ориентации личности:

- усвоение ценностей через их переживание детьми в едином ценностно-смысловом поле с педагогом, в общении с ним, опирающемся на совместную деятельность и возвышающемся в своем духовно-нравственном содержании на основе творческой идеализации мира и друг друга, соустремлении к идеалу;

- педагогическое содействие овладению детьми механизмами ценностно-ориентирующей деятельности (поиском, оценкой, выбором проекцией ценностей в жизнедеятельность с их интегрированием, расширением отношенческой сферы);

- обеспечение актуализации и направленного развития ценностных отношений с постепенным усилением опоры на их сознательное усвоение детьми, самодеятельное переосмысление ими своего прежнего опыта с целью самовоспитания;

- целенаправленность педагогического процесса по усвоению детьми системы ценностей на основе определения задач-доминант каждого этана процесса с его коррекцией на особенности развития ценностно-смысловой, потребностной сферы детей;

- целостность педагогического процесса, предполагающего единство обучения и воспитания, опирающегося на воспитательную систему, функционирующею в определенном воспитательном (культурно-ценностном) пространстве, размыкающегося в социальную реальность.

В итоге автором была охарактеризована система принципов духовно-нравственною воспитания на основе обеспечения ценностно-ориентирующей функции образования, среди которых гуманистического по характеру воспитывающего обучения, этнокультурной направленности в опоре на «чувство народности» у детей, сочетания гуманистического универсализма и индивидуализации воспитания, творческой идеализации в общении, единства культурно-ценностного пространства и его переживания, опоры на актуальные потребности учащихся с ориентацией на зону их ближайшего развития.

Интересна для нас также публикация О.Н. Бондаревой, в которой она исследует культурно-исторический опыт становления духовно-нравственных качеств российских горных инженеров в XIX в. Автор исходит их того, что такое становление в студенческом возрасте, во-первых вузовский этап предполагает дальнейший рост того, что свершилось и было заложено на этапе нравственного становления в подростковом и юношеском возрасте, преобразование ранее сформированных качеств и установок личности, которые позволят будущим специалистам решать активные личностные проблемы перехода к выполнению профессиональной, активной, самостоятельной и ответственной социальной роли на основе сложившихся нравственных преобразований.

Поскольку студенчество является той социальной группой, которая профессионально занимается духовным производством и выступает в качестве субъекта данного производства, то он должен овладеть знаниями, умениями в условиях специального обучения, освоить культурное наследие, делая его достоянием своего внутреннего мира, а затем в рамках профессиональной деятельности распространять на других. Таким образом, процесс профессиональной подготовки предполагает целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств и мировоззренческих позиций. Следовательно, студенческий возраст является благоприятным периодом для усвоения нравственных ценностей, что очень важно для личностно и профессионально зрелого специалиста как будущего представителя интеллигенции страны.

Структурными компонентами нравственности могут выступать:

- совокупность нравственных качеств: искренность, откровенность, толерантность, порядочность, благородство, доброжелательность, дружелюбие, уважение и понимание других людей, сочувствие, тактичность, интеллигентность, самокритичность, принципиальность, гуманность;

- самоконтроль как рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок;

- ответственность моральная как осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью человека, принимаемыми решениями с точки зрения выполнения им принятых норм и правил;

- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

- стремление к самосовершенствованию (саморазвитию);

- нравственные убеждения и ценности (ценностные ориентиры);

- навыки нравственного поведения;

- адекватный и объективный анализ жизненных ситуаций. Важным представляется нравственная и гражданская позиция преподавателей, их моральные качества, культура, педагогическое мастерство, умение создать социально-психологические условия для проявления творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, самореализации личности, адекватного отношения к профессии.

Обращение к историческому опыту в этой области (является на сегодняшний день практически единственным путем для выработки современных методов и средств воспитания духовно-нравственных качеств детей и юношества.

На одной из таких уникальных систем и ее роли в становлении нравственных качеств учащихся она останавливается. Это Санкт-Петербургское горное училище - первое в России высшее, техническое учебное заведение. Оно было основано Указом императрицы Екатерины II 21 октября (1 ноября) 1773 г.

В указе, подготовленном сенатором Алексеем Ивановичем Корсаковым при преобразовании Горного училища в Горный кадетский корпус в 1804 г., в параграфе 44 было сказано следующее: «...для вящего утверждения воспитанников в законе веры, предмета столь священного и необходимого, учредить и содержать впредь, в Горном Кадетском Корпусе церковь...».

Таким образом, мы видим, что духовно-нравственная компонента была задекларирована в первых нормативных актах нового учебного заведения.

Горный институт не был призван к подготовке специалистов-гуманитариев, однако вместе с тем выпускников его можно было встретить на различных поприщах государственной службы: «в артиллерии, в Свите Его Величества, морской службе, в Иностранной Коллегии, в числе литераторов и ученых сословий».

Горный институт стал одним из первых вузов России, готовящих не только инженерно-технические кадры высшей квалификации, но и являющихся «кузницей» государственных служащих высшего ранга.

Следовательно, для преподавателей вуза, помимо передачи знаний и умений студентам по базовому техническому профилю, также важно было воспитать у них чувство гражданской ответственности, дух государственности, основанный на глубоких моральных началах.

Немало нравственному воспитанию, как отмечает О.Н. Бондарева, служил и круг гуманитарный наук и искусств, процветавших благодаря стараниям директоров.

«...Свободные искусства ни в одном казенном заведении не процветали так, как в Горном Корпусе. Любо было посмотреть на собрание во второй день ежегодных открытых испытаний, в июне месяце производимых в огромной прекрасной конференц-зале среди блистательной публики. Чего тут не было? Маршированье, фехтованье, балеты, оркестры, хоры, образцы живописи, речи на четырех языках. Родители избранных радовались, разглашая славу заведения, превозносили успехи и порядок, его отличающие, говорили о преимуществах, какие имеет этот корпус пред другими корпусами, в том, что сообщает образование не столько основательное, но - что для многих дорого - и светское, а пред частными пансионами и в направлении, и в нравственном надзоре», - писал в своих воспоминаниях бывший воспитанник Горного кадетского корпуса архиепископ Леонид (Краснопевков).

И хотя позднее блок гуманитарных дисциплин из учебной программы был изъят, однако традиции представлений о горном инженере как носителе высокой нравственности и интеллектуального потенциала были сохранены на протяжении всего XIX в.

Таким образом, описанный выше опыт духовно-нравственного воспитания студентов подсказывает возможные пути его осуществления и в высшей военной школе, указывает на значимость предметов гуманитарного, культурологического цикла в обеспечении духовно-нравственного становления курсантов.

Дальнейший анализ научной литературы убедил нас в том, что в ряде публикаций обосновываются модели духовно-нравственного воспитания.

В.А. Беляева в структуре процесса духовно-нравственного воспитания выделяет следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, оценочно-эмоциональный, поведенческий и потребностно-мотивационный. Их взаимодействие друг с другом направлено на формирование духовного идеала и системы духовных ценностей подростка. Причем каждый из компонентов выступает в качестве самостоятельного критерия эффективности данного процесса и имеет собственные показатели.

Динамика процесса духовно-нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно-нравственных ценностях, затем следует включение

подростка в духовную деятельность (С.Ф. Анисимов), в процессе которой происходит обретение новых духовных ценностей. Такой непрерывный спиральный процесс и есть процесс духовно-нравственного воспитания при данном подходе.

В.Г. Зябрева, понимая под духовно-нравственным воспитанием целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика по формированию духовно-нравственной сферы личности ребенка, необходимой ему для осознания собственного места в мире, развития и самореализации, сущность процесса духовно-нравственного воспитания состоит в формировании у подростка духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.

Сам процесс такого воспитания автор представляет как движение по условно выделенным этапам, из которых характеризуется первый, формированием у учащихся представлений о духовно-нравственных ценностях, накопления знаний о них.

Педагогическая интерпретация духовных ценностей состоит в том, что они представляют собой совокупность духовных проявлений, связанных с ними реалий внутренней и внешней жизни человека, поведенческих форм, представлений и концептуально-содержательных положений, которые вызваны к жизни определенными потребностями человека, прошли апробацию в ходе их практической жизни.

Духовные ценности мы рассматриваем как продукт духовной деятельности. В зависимости от своего субстанциального характера они предстают как духовные и материальные, от масштабов функционирования -как общечеловеческие и национальные, по своему содержанию - как нравственные, религиозные, эстетические, социально-политические, экологические и другие.

Проблема ценностей привлекает все большее внимание современных ученых-педагогов. Подходов здесь бесчисленное множество.

Так, например, набор ценностей, которые выделяет В.А. Караковский, следующий: человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир.

Второй этап - этап включение человека в духовную деятельность, направленную на создание духовных ценностей и усвоение их людьми.

В ней различают две стороны: духовно-продуктивную и духовно-практическую.

Под духовно-практической деятельностью мы понимаем такую морально мотивированную деятельность, которая направлена на сознательное освоение духовных ценностей и их утверждение в реальных отношениях, а также стремление к добру (деятельность «для других») и способность к творческой деятельности как одной из форм проявления духовности. Для духовной деятельности человека характерно ее бескорыстие, причем бескорыстие двоякого характера. Деятельность «для других» осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание (освоение духовных ценностей) не преследует конкретных прагматических целей.

Третий этап - этап, на котором сформированное^ духовно-нравственных понятии проявляется в процессе деятельности личности, а эта деятельность приводит к возникновению определенных духовных ценностей. Последние служат основанием для представлений о духовно-нравственных понятиях на более высоком уровне.

С другой стороны, на данный процесс попытался посмотреть СВ. Поляков в своей книге «Реалистическое воспитание». Он считает, что для того, чтобы понять проблемы, правильно расставить акценты в содержании современного нравственного воспитания, надо определить его сущность. Хорошее определение, по мнению автора, есть в психологии у

A.M. Прихожан, который предлагает нравственно-воспитанным человеком считать того, который хорошо себя чувствует при соответствии своего поведения моральным нормам. Поэтому нравственное воспитание С.Д. Поляков определяет как воспитание этого чувствования, этого отношения к себе как человеку, который оглядывается на моральные нормы, сопоставляет свои действия, мысли, чувства с этими нормами.

Тезисно, по его мнению, нравственность - это сфера норм отношений с людьми, с обществом, функционирующая не на основе «писаных» правил, юридических документов, а на основе сложившихся идеалов, оценок, образцов, существующих в общественном и групповом сознании, с соответствующими общественно-групповыми - индивидуальными санкциями, оценками, одобрением, осуждением.

Нравственные (они же моральные) нормы отталкиваются от идеалов добра, справедливости, долга.

В нравственности можно рассматривать три слоя: базовый - общечеловеческий слой моральных норм определенной культуры и перемежающийся с культурным слоем слой социально-групповых норм, свойственных определенным социальным группам (классам, социальным слоям, профессиям), а так же психологическим группам-общностям (семье, школьным классам, компаниям и пр.).

Следовательно, содержанием современного отечественного нравственного воспитания должно стать вечное: забота о близких; преданность близким, своим; честность в личных отношениях - как идеалы, ценности.

Главная характеристика современных социальных процессов в нашем обществе - его нарастающая дифференциация: количество групп, слоев с отличными друг от друга интересами, культурами растет, и будет расти. Мораль, нравственность на групповом уровне становится все более пестрой и разной. Об этом надо помнить, говоря о современном нравственном воспитании, считает С.Д. Поляков.

Кроме того, как отмечает автор, происходит наращивание значимости внутренних, внутриличностных направленностей нравственных отношений. Идеи «Я сам как объект Моей заботы», «Честности по отношению к Себе», «Преданности Себе» понемножку приживаются, оформляются в сфере современной отечественной морали. Поэтому появляются две новые проблемы нравственного воспитания: что есть нравственное в отношении с другими, иными, «не моими» и что есть нравственное в отношении с собой.

Автор предполагает, и с этим нельзя не согласиться, если мы хотим формировать человека, способного жить в современном обществе, в нравственном воспитании необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от него анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Проблемность - это идеал не только современного развивающего обучения, но и современного развивающего воспитания.

В классической педагогике, считает С.Д. Поляков, соединяют воспитание нравственности с нравственным воспитанием, которое является обобщенным названием нескольких направлений содержания воспитания учащихся:

- морального;

- этического;

- патриотического;

- национального и интернационального;

- политического просвещения.

В свою очередь, каждое из этих направлений включает:

- формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;

- нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики;

- развитие механизмов нравственного самовоспитания, самообразования, самообучения, саморегуляции поведения;

- воспитание морального и другого творчества, чувства свободы человека и ответственности за нее.

В основе содержания нравственного воспитания, продолжает свои рассуждения С.Д. Поляков, лежат понятия о морали, этике, идеологии, политике, мировоззрении, убеждениях.

Мораль (нравственность) - форма общественного сознания, отражающая этические основы общественного бытия. Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, производству, обществу.

Этика - совокупность норм поведения людей определенной группы, профессии. В этом смысле можно говорить о рабочей этике и даже этике учащихся профтехучилищ.

Идеология - это отражение объективного бытия с позиции потребностей и интересов определенного класса или общественных групп.

Политика комплексно (целостно) отражает тип общественных отношений (национальных, территориальных, классовых, экономических, производственных, воспитательных, правовых и др.) их связь с государством, правительством, правящей партией.

Кратко рассмотрим содержание каждого из входящих сюда направлений. Моральное воспитание есть опыт формирования сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения. Нравственное сознание обеспечивает знание нравственных принципов и норм поведения. Нравственные чувства - это переживание своих отношений к нравственным и безнравственным действиям окружающих и себя лично. Нравственное поведение - это следование нравственным нормам и принципам на практике.

Этическое воспитание - воспитание правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений.

Патриотическое воспитание - воспитание чувства любви, исторического родства и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа, желания и умения помогать нуждающимся. Патриотизм всегда гуманен.

Национальное и интернациональное воспитание - воспитание чувства собственного национального достоинства, уважения к другим нациям и народам.

Политическое воспитание (просвещение) есть формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, воспитание умения разбираться в них с позиций нравственных и этических.

Все направления воспринимаемого опыта тесно связаны между собой. В практике их невозможно разделить. Все вместе они способствуют формированию сознания как знания и понимания мира, это знание затем ложится в основу формирования мировоззрения как системы устойчивого взгляда на мир.

Отдельные взгляды и отношения человека бывают настолько прочны, что превращаются в убеждения. Убеждения - это глубокая вера человека в идеи, взгляды, отношения.

Таково в общих чертах содержания человеческого опыта, который мы передаем подрастающим поколениям. Оно вмещает в себя гуманитарное и естественнонаучное содержание, духовное и физическое и направлено на все стороны жизни человека, захватывает и побуждает к развитию всю его внутреннюю природу, все его возможности.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что во все времена зарубежные и отечественные исследователи считали важнейшими источниками формирования духовности и нравственности у подрастающих поколений: религию, искусство, историю, которые обеспечивали усвоение общечеловеческих и национальных ценностей, освоение, обобщение, сохранение и передачу традиций, способствовали постижению человеком смысла жизни и правил деятельности.

 

АВТОР: Неробеев А.Б.