07.05.2012 19943

Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития)

 

Сущность понятия тестирования. Существует несколько дефиниций этого понятия. На языке науки тестирование - это исследовательский метод, в основе которого лежат определенные правила. Так, К. Ингенкамп определяет тестирование как «метод педагогической диагностики, с помощью которого выборка поведения, репрезентирующая предпосылки или результаты учебного процесса, должна максимально отвечать принципам сопоставимости, объективности, надежности и валидности измерений, должна пройти обработку и интерпретацию и быть готовой к использованию в педагогической практике».

И. П. Подласый также определяет тестирование как аспект диагностики, где тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса, эффективно обеспечивают различные виды контроля. Г.У. Матушанский рассматривает тестирование как метод в контексте внедрения контролирующих технологий, одним из самых перспективных методов, по его мнению, является тестовый метод.

В.С. Аванесов называет тестирование одной из наиболее технологических форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Тестирование в контексте контролирующих технологий рассматривает и С.И. Денисенко, понимая под тестированием часть современных педагогических технологий и одно из направлений совершенствования системы контроля знаний, умений и навыков обучаемых, когда представляется возможность, «формализовать учебный материал отдельных тем и разделов учебных дисциплин».

С.И. Григорьев, анализируя современные технологии образовательной деятельности, рассматривает проблему мониторинга качества образования в контексте развития практики тестирования, в формализации оценочных средств обучения, называет тестирование как форму контроля качества знаний, а тестовые методики как современную технологию качества образования. Тем самым С.И. Григорьев развивал концепцию А.Н. Майорова, который рассматривает тестирование как инструмент, средство мониторинга эффективности работы образовательных систем, где в качестве тестового инструмента используются тесты учебных достижений (другие синонимичные названия - тесты школьных достижений, педагогические, дидактические и т.д.).

П. И. Пидкасистый рассматривает в качестве эффективного метода контроля в современной образовательной практике дидактические тесты (тесты достижений), называя их сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. С точки зрения понимания контроля в широком смысле, как педагогическую диагностику, то такой метод проверки, контроля, как дидактические тесты, П. И. Пидкасистый рассматривает в качестве метода научного исследования педагогического процесса.

Следующая, данная В. А. Хлебниковым, дефиниция понятия тестирования связана с процедурой оценки учебных достижений, являющейся важнейшим показателем качества образования, который важен как для всей системы, так и для каждого отдельного ученика.

В русле данного тезиса объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.

Таким образом, под тестированием можно понимать процедуру предъявления теста, проведения тестирования, оценки и интерпретации результатов его выполнения.

Педагогическое тестирование - это «совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью и требованиями к педагогическому тесту и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления этого теста тестируемым, обработки, анализа, интерпретации и выдачи результатов педагогического тестирования».

Таким образом, тестирование является педагогическим явлением, имеющим многоаспектное определение, несколько дефиниций, сущность которых сводится к пониманию тестирования как исследовательского метода, как наиболее эффективного и объективного средства контроля, как часть современных образовательных технологий и как понятие, существующее независимо от нас.

Для нашего исследования важно понимание тестирования в русле концепции В. С. Аванесова и определение педагогического теста, приведенного в проекте «Стандарта отрасли».

Согласно этой концепции и вышеуказанному определению тестирование в инструментальном отношении представляет собой совокупность последовательных педагогических действий, направленных на выявление эффективности образовательной системы.

Сущность понятия тестирования тесно связана с понятием «тест» (от англ. Test - «проба, испытание, исследование»). Тесты рассматриваются как «стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого».

Тесты являются «... наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией».

В работах ученых - исследователей (В. С. Аванесов, А. Анастази, В.П. Беспалько, Б. Блум, С.И. Григорьев, Н. Гронлунд, В. В. Гузеев, С.И. Денисенко, В.В. Зиновьев, К. Ингенкамп, Г.С. Ковалева, В.П. Левин, А.Н. Майоров, Г.У. Матушанский, Т.Г. Михалева, В.И. Огорелков, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Г. Полуаршинова, В.М. Соколов, Г. А. Стрюков, А. О Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова, С.Е. Шишов и др.) признается, что тест - наиболее объективный инструмент, используемый для педагогических измерений, и современная научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики.

В русле данного исследования нам представляется целесообразным остановиться на некоторых аспектах истории становления и развития педагогического теста как одного из методов педагогической диагностики с целью выявления формирования основ методики разработки педагогических тестов и более глубокого теоретического и методологического обоснования понимания сущности тестирования.

Анализ научной педагогической и психологической литературы, практического опыта школ показал, что интерес образовательной общественности к достижениям классической и современной тестовой теории, к методам разработки высококачественных педагогических тестов, к оценке их надежности и валидности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах исследуется известными отечественными (В.С. Аванесов, Б.А. Ашарин, В.Г. Кузнецов, А.Н Майоров, А.И. Огорелков, С.С. Степанов, И.А. Цатурова, М.Б. Челышкова, и др.) и зарубежными (Д. Вилфорд, Д. Гласс, К. Ингенкамп, Дж. Стенли и др.) учёными.

История возникновения тестологии. Теория и методика современного педагогического тестирования имеет более чем столетнюю историю. Развитие психологии и педагогики в конце XIX века до начала первой мировой войны было тесно связано со становлением тестовых технологий.

Известно, что история любого предмета начинает прослеживаться четко только тогда, когда достаточно хорошо определен сам предмет. В связи с этим, если тест определять как простой перевод английского слова «test» (проверка или испытание каких-либо качеств, способностей), то можно утверждать, что тесты появились в древние времена. Если же исходить из определения педагогического теста как совокупности взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности, то следует признать, что « настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом, поразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеалистический фундамент психологии и педагогики. Они стали основой новой методологии этих наук».

Педагогическое направление в развитии тестологии определилось с начала ХХ века. Американец В. А. Маккол разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические - по определению уровня умственного развития (Intelligence Test). Основной задачей педагогических тестов являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный период обучения, а также успешность применения определенных методов преподавания и организации.

В. А. Маккол определил цель использования педагогических тестов - объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объему материал и усваивающих его с одинаковой скоростью.

История педагогически тестов началась ранее, чем психологических. Еще в 1864 году в Англии Дж.Фишер создал «A scale book» - градуированную книгу, где были даны вопросы и варианты ответов для выбора. Книга содержала вопросы по правописанию, арифметике, чтению, грамматике, навигации. Шкалированные книги по школьной успеваемости Джорджа Фишера признаются отечественными (В.С. Ава-несов, А.Н. Майоров) и зарубежными учеными-педагогами (К. Ингенкамп и др.) предтечей теста школьной успеваемости.

Согласно результатам исследований А.Н. Майорова, И.А. Цатуровой и др., начало систематических измерений в педагогике относится к 1894 году, когда появился первый педагогический тест доктора Райса по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов. Райс считается одним из первых создателей тестов, при помощи которых определялся уровень усвоения отдельных учебных дисциплин. В 1894-1895 гг. были разработаны два теста по орфографии, которые должны были измерить эффективность более длительного или менее длительного обучения навыку письма, а затем тест по арифметике.

Однако разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Торндайку (1874-1949) - ученику известного американского психолога Д. Кеттела. Он считается основоположником педагогических измерений. Э. Торндайку принадлежат первые настоящие педагогические тесты.

Первый стандартизированный педагогический тест, вышедший под руководством Э. Торндайка, был тест Стоуна на развитие арифметических задач, впервые снабженный « нормами».

В 1909-1914 гг. выходит шкала оценки детского почерка Э. Торндайка, шкала оценки сочинений на английском языке Хиллегаса, шкала правописаний Бекингема, оценочная шкала почерка и правописания Айреса, арифметические тесты С.А. Кортиса, определяющие знание 4 арифметических действий.

В 1915 году Йеркс создал свою серию тестов, главное отличие которой - изменение системы подсчета. Вместо возрастных долей, предложенных Бине, испытуемый получает за каждый правильно решенный тест известное количество баллов. Это повысило удобство в отношении проведения и подсчета результатов теста. Количество полученных баллов переводилось по приложенным стандартам и определялся коэффициент одаренности или успешности.

Анализ научной педагогической литературы показал, что важный вклад в развитие теории тестов принадлежит Ф. Гальтону (1822-1911) -английскому психологу и антропологу (В.С. Аванесов, С.С. Степанов), который считается основателем тестологии. В конце XIX века он разработал и широко применил ряд заданий для индивидуальных особенностей человека. Ф. Гальтон полагал, что измеряя элементарные сенсорные показатели, можно получить данные об интеллектуальном уровне человека. Именно Ф. Гальтон писал, что «практика вдумчивого и методичного тестирования - не фантазия, она требует рассмотрения и эксперимента». По мнению В.С. Аванесова, это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей для физической науки своими остроумными экспериментами. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX века как вполне приемлемая альтернатива идеализму, а эксперимент - как настоящий фундамент науки. В трудах Ф. Гальтона прозвучала мысль о необходимости внешнего критерия, независимого от эксперимента, что позволило бы «узнать, какой тест является наиболее информативным».

Существенным вкладом Ф. Гальтона в развитие теории тестов является, согласно результатам исследований А. Н. Майорова и М. Муравьева, определение следующих трех основных принципов: 1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; 2) статистическая обработка результатов; 3) выделение эталонов оценки.

Эти принципы используются и сегодня - на основе проведения серий испытаний получаются различного рода нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены на основе статистической теории измерений, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.

Теоретические воззрения Ф. Гальтона в значительной степени определили последующее развитие тестов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы по истории развития метода теста (В. С. Аванесов, А. А. Бодалев, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, А.И. Цатуров, М.Г. Ярошевский и др.) показал, что стремительному развитию тестологии способствовали труды американского психолога, первого в мире профессора по психологии Дж. Кеттелла (1860-1944). Дж. Кеттелл первым употребил слово «тест» (испытание) в качестве термина, обозначающего психодиагностическую методику.

Дж. Кеттелл - пропагандист тестового метода, внес серьезный вклад в развитие идеи применения измерений для определения индивидуально-психологических качеств и обработки результатов с помощью статистического анализа. Статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался Дж. Кеттеллом как средство преобразования психологии в точную науку. Дж. Кеттелл считал тест средством для проведения эксперимента с соответствующими требованиями к его чистоте. Такими требованиями он считал: одинаковость условий для всех испытуемых; ограничение времени тестирования приблизительно одним часом; отсутствие зрителей в лаборатории, где проводится эксперимент; оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию; одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать; результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.

Обозначенные идеи, выдвинутые Дж. Кетеллом, составляют в настоящее время основу для современной тестологии. На эти идеи мы опирались в процессе исследования; ведущими среди них являются следующие: одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми - принципы, положенные в основу стандартизации процедуры проведения тестирования; ограничение времени в зависимости от возраста испытуемых и особенностей применения инструментария; идеи статистической обработки результатов.

С.И. Денисенко определяет тестологию как науку о технике педагогических (дидактических) измерений с помощью тестов.

В процессе нашего исследования мы руководствовались определением тестологии, данным В.С. Аванесовым.

Значительный вклад в дальнейшее качественное развитие тестоло-ги внесли, согласно исследованию А. Н. Майорова, известные психологи конца XIX в. и начала ХХ в. из разных стран: А. Бине, (Франция), Гилберт, Йеркс (США), В.А. Макколл, Минстенберг (Германия), И.Т. Симон (Франция), Э. Торнадайк, Л. Термен, А. Отис, Уиппл, Хаггерти. В работах этих ученых тест рассматривается как вспомогательный инструмент изучения интеллекта и определения коэффициента интеллектуального развития. Термин «интеллектуальный коэффициент» (Intellectual quotient) был введен В. Штерном в 1911 году, а процедура его определения предложена Д. Векслером.

Переход от индивидуального к массовому тестированию приводит к необходимости разработки групповых тестов. Основные принципы, использованные при составлении этих тестов, были систематизированы М. Бернштайном и впоследствии легли в основу всей методологии групповых тестов. «К этим принципам относятся следующие:

- Принцип ограничения во времени - только 5% испытуемых могут окончить проработку всего теста, т.е. показатель развития прямо зависит от скорости выполнения заданий испытуемым.

- Принцип детализированной инструкции - как в отношении произведения, так и в отношении подсчета.

- Введение тестов с выборочным методом формирования ответа с указанием подчеркивать наугад в случае незнания или сомнения.

- Подбор тестов после тщательной статистической обработки и экспериментальной проверки».

Исследования на рубеже XIX - XX веков К. Пирсона, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Г. Томсона в области тестовых систем, методики обработки результатов тестирования приводят к созданию метода корреляции и факторного анализа, которые находят свое применение и в современных исследованиях по проблемам совершенствования качества теста, программной обработки результатов тестирования.

Согласно исследованию К. Ингенкампа, на работы в области тестологии по созданию первых тестов по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов по арифметике повлияло то, что в 1944 г. Союз американских школьных советов отстоял использование объективных методов оценки с помощью тестов школьной успеваемости. Настоящий бум тестов по школьной успеваемости захлестнул США. Этот фактор стимулировал дальнейшее развитие педагогического направления в тестологии.

На каждом этапе развития науки менялось требование к тестам, и они сами менялись. Игнорирование этого диалектического момента нередко приводило к упрощенчеству в его оценках. Появившись на рубеже ХХ века, педагогические тесты довольно быстро завоевали себе популярность. Появившиеся работы Э. Торндайка по стандартизации и нормированию тестов способствовали дальнейшему развитию педагогических измерений.

Таким образом, на рубеже ХХ века американскими тестологами были заложены научно-теоретические основы педагогического тестирования, включающие в себя:

- обоснование тестирования как наиболее объективного метода в педагогических измерениях;

- систему принципов, требований по конструированию педагогических тестов, методов оценки и анализа результатов тестирования;

- требования к процедуре тестирования.

Развитие тестологии в России (исторический аспект). Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития тестологии в России (В.С. Аванесов, В.Г. Кузнецов, А. Н. Майоров, С.С. Степанов, И.А. Цатурова и др.) показал, что в России тесты начали применяться в начале ХХ века. Одна из первых методик была предложена Г.И. Россолимо (1860-1928) в 1910 году. Он разработал систему психологических профилей - графических представлений тестовых измерений психических процессов. А.П. Болтуновым в 1928 году была создана «измерительная шкала ума». М.Ю. Сыркин исследовал соотношение тестовых показателей и социальных факторов (1929г.). Однако, согласно результатам анализа работ отечественных ученых, по данной проблеме вопросам тестирования уделялось в России до 1917 года недостаточное внимание.

В развитии системы тестирования в России в русле исторического аспекта хронологически можно выделить, на наш взгляд, два этапа: I этап (1917-1936 гг.) и II этап - начало 70-х гг. ХХ века по настоящее время.

Первый этап, начавшийся сразу после революции 1917 года, был связан с деятельностью педологов и тестологов. Закончился этот этап после постановления ЦК ВКП (б) от 4.7.1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

Тесты получили наиболее широкое распространение в России в 20-30-х гг. В 1925 году при педагогическом отделе Института методов школьной работы была организована тестовая комиссия. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. Весной 1926 года Комиссия составила и выпустила на основе американских образцов стандартизированные тесты для школы по природоведению, обществознанию, счету, решению задач, знанию географической карты, на понимание чтения и правописание.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: П.П. Блонский, А.П. Болтунов, М.С. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт и др. В 1927 г. вышла книга С.М. Василевского «Введение в теорию и технику психологического и психотехнического исследования», где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию, тестов. Это был первый учебник в России, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов (включая корреляцию), методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.

Под руководством П.П. Блонского в педагогическом кабинете Академии коммунистического воспитания осуществлялась проверка шкалы Бине-Симона, создание школьных тестов и построение собственных стандартов. В Ленинградском научно-педагогическом институте им. А.И. Герцена и Детском обследовательском институте им. А.С. Грибоедова разрабатывались тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

П. П. Блонский в своем выступлении на I-й Всесоюзной конференции педагогов в 1927 г., где активно обсуждались вопросы тестирования, отметил, что «огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика « Так мне кажется» заменить словами «Я это знаю или я это не знаю» [Цит. по И.А.Цатуровой].

Однако к тридцатым годам в печати развернулась критика этого метода. По мнению В. С. Аванесова, это объясняется тем, что поскольку тесты получили признание и развитие только в рамках прикладных направлений - так называемой педологии (комплексной науки о развитии ребенка) и психотехники, размежевание между представителями этих направлений, с одной стороны, и традиционной педагогики и психологии - с другой, шло, в первую очередь, вокруг тестов. Помимо этого, обе стороны приступили к затяжным дискуссиям со взаимными обвинениями.

Методы и результаты педологии и психотехники лежали в сфере практики, в то время как методы, результаты традиционной педагогики и психологии были направлены на создание теории. Разрыв между фундаментальными и прикладными направлениями проявился болезненно как в психологии, так и особенно в педагогике.

В условиях набиравшего в 30-е годы силу субъективизма и авторитарного стиля руководства любой случай неправильной практики применения тестов легко идентифицировался с ошибочностью самого метода. Положительные примеры их применения во внимание не принимались Вышедшее в 1936 г. постановление ЦК ВКП (б) « О педологических извращениях в системе Наркомпроса» негативно сказалось на развитии педологии в целом и тестологии, в частности. Метод тестов был признан буржуазным орудием дискриминации учащихся; на применение тестов был наложен официальный запрет. И в дальнейшем в течение многих лет тестирование официально не признавалось объективным методом и не находило практического применения, что надолго затормозило развитие психодиагностических исследований. Этот период, который можно условно назвать периодом «застоя» в развитии и применении тестов в России, длился фактически до конца 60-х - начала 70-х гг.

К концу 60-х годов в отечественной педагогической теории и практике сформировалась в окончательном своем варианте традиционная система педагогического контроля учебных успехов учащихся общеобразовательной школы. Анализ научно-педагогической литературы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.Н. Скаткин и др.) и практического опыта школ показал, что для данной системы контроля наряду с положительными аспектами были присущи и ряд серьезных недостатков. Прежде всего, эта система была недостаточно эффективной, т.к. не всегда позволяла получать достоверную, полную и объективную информацию о достижениях учащихся и причинах ошибок, «сбоев» и отклонений в их деятельности. Недостатки этой системы наиболее отчетливо проявляли себя в аспекте оценок и оценивания учащихся: они не всегда позволяли достичь требуемого уровня объективности и достоверности оценки, иногда допускали неоднозначную их трактовку и применение различными учителями. Все это стимулировало развитие в начале 70-х гг. ХХ века объективных предпосылок, обусловивших поиски путей совершенствования традиционной системы контроля и учета знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательной школы. Одним из перспективных путей решения этой проблемы стала разработка тестов и тестовой технологии контроля уровня обученности учащихся.

С начала 70-х годов начинается второй период в создании педагогических тестов и тестовых систем; возобновляются исследования и разработки по этой проблеме. Для реализации тестовых технологий широко используются современные программные средства, что расширяет возможности оценки качества обучения на разных уровнях, делает ее более совершенной. Эта проблема вновь актуализируется в конце 80-х гг. ХХ века в связи с реформированием российской системы образования на принципах гуманизации, демократизации, регионализации и дифференциации, обозначенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992). И сегодня эта проблема не потеряла своей значимости в связи с модернизацией образования в русле «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ученые-педагоги и практические работники школ вновь обращаются к тестированию как к одному из наиболее объективных методов оценки и контроля результатов обучения, отвечающего главным критериям современности; научности, технологичности, эффективности.

Большая исследовательская и практическая работа по созданию и применению тестов проводится в зарубежных педагогических поисках, особенно в США. В этой стране ежегодно знания и способности учащихся проверяются с помощью 47 миллионов тестовых бланков, выпускаемых примерно 400 тестовыми компаниями, среди которых самой крупной является компания ETS (Education Testing Service), со штатом сотрудников 2000 человек. В течение 1977-1978 гг. тестовый контроль прошли 1.488.300 студентов.

Американские авторы тестов обычно применяют так называемую эмпирическую стратегию, т. е. создают как можно больший набор тестовых задач без какой-либо системы или внутренней логики, а после применения этой экспериментальной формы на большом количестве испытуемых результаты подвергаются корреляционному и факторному анализу. Практически во всех странах Европы для нужд системы образования активно используются американские тесты. Только во Франции осуществляется попытка создания оригинальных тестовых методик, основанных на концепции Р. Заззо.

Специальные теоретические и экспериментальные исследования по созданию педагогических тестов, проводившиеся в период 60-80-х гг. в ряде западных стран, выявили существенные недостатки сложившейся классической теории тестов. Эти недостатки были в основном связаны с измерениями уровня трудности тестовых заданий и с вопросами объективных значений параметров трудности заданий теста. В этот период начинается использование другого подхода к созданию тестов на основе, так называемой современной теории педагогических измерений и конструирования педагогических тестов. Под современной теорией понимается распространенная на западе Item Response Theory (IRT), нацеленная на оценивание латентных качеств личности и параметров заданий теста на основе математико-статистических моделей измерения (М.Б. Челышкова).

В целом IRT рассчитана на создание индустрии тестов и требует как значительных финансовых, технических усилий, так и подготовленных специалистов. Попытки использования IRT при создании педагогических тестов тестовой технологии в России связаны с экспериментом по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который начался в 2001 г.

Таким образом, в начале ХХ века появляется новая наука тесто-логия на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Зарубежные психологи называют ее психометрией (теория педагогических и психологических тестов), педагоги - педагогическим измерением.

По определению В.С. Аванесова, тестология призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики. Ключевыми понятиями тестологии являются: измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и т.д.

В процессе исследования мы руководствовались тем, что рассматривали тестовую технологию как разновидность педагогической технологии. Это продиктовано тем, что исследования многих ученых, например, Л.В. Загрековой, Г.К. Селевко, и др., позволяют использовать понятие «педагогическая технология» в образовательной практике на трех взаимосвязанных уровнях: педагогическом, частно - методическом, локальном и тем, что педагогическая технология «представляет собой интегративную систему, включающую упорядоченное множество операций и действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационные, предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств обучаемых, заданными целями». Исходя из вышеизложенного, мы понимаем под тестовой технологией такую, которая включает в себя необходимые элементы:

- тест как инструмент педагогического измерения;

- процедуру, алгоритм, способы использования этого инструмента для объективизации эффективности, репрезентативности измерения уровня обученности, подготовленности обучающихся;

- программную обработку, интерпретацию результатов тестирования.

Данное определение мы рассматриваем как не противоречащее приведенному определению педагогической технологии и включающее ее основные положения, а также базирующееся на разработанных научно-теоретических основах тестирования.

 

АВТОР: Зайчикова Т.Н.