07.05.2012 8578

Процесс диверсификации образования как объект педагогических исследований

 

Демократизация жизни, переход к рыночной экономике вызвали смену системы ценностей, социальных приоритетов. В условиях диверсификации к образованию предъявляются иные социально-экономические требования, одно из которых - формирование новых жизненных установок личности, гуманизация общественно-экономических отношений. В документах отмечается, что образование «становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина».

Образование становится инициативной силой, фактором превращения общества в открытую, вариативную, диалогичную, толерантную систему, обеспечивающую становление гражданственности и патриотизма. Модернизация образования должна сыграть ключевую роль в обеспечении социальной стабильности, высокого уровня жизни, гражданско-правовой и бытовой культуры. За прошедший после 90-х годов период произошла адаптация системы образования к новым условиям, достигнута реальная академическая автономность вузов, обеспечено многообразие образовательных учреждений, вариативность программ. Эти процессы получили юридическое закрепление в Законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В то же время профессиональное образование не в полной мере способно удовлетворить потребности общества в новых квалифицированных специалистах, так как уровень требований значительно возрос, а выпускники вузов не могут найти себе работу, определить собственную «нишу» в современной экономической жизни.

Современная система профессионального образования, указано в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», основывается на принципах суверенности прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего образования (ВО) в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; альтернативности - возможности создания негосударственных вузов; свободы выбора форм получения образования, предоставления автономии вузам, академических свобод. Стратегической целью высшего образования является не только профессиональная подготовка, но и удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, что в свою очередь предполагает формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, готовности к сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей.

Данный закон закладывает юридические основы разгосударствления образования, обеспечивает его относительную самостоятельность от произвольного вмешательства административных органов во внутреннюю жизнь, чрезмерной регламентации педагогического процесса.

Задача развития процесса диверсификации связана с приведением системы образования в соответствие с рыночными отношениями в государстве, демократизацией общества, что требует разработки механизмов реализации принципов альтернативности и вариантности, обеспечения качества образования, что является важнейшим условием для востребованности специалиста на рынке труда.

Основными направлениями развития диверсификационных процессов на современном этапе являются следующие:

- модернизация содержания, технологий подготовки специалистов, системы управления качеством образования;

- разработка механизмов интеграции вузов в социально-экономическую и социально-педагогическую среду;

- совершенствование механизмов усиления практической направленности подготовки в соответствии с потребностями региона;

- разработка механизмов обеспечения единства федерального и регионального компонентов в содержании образования, усиления его воспитательной составляющей;

- разработка системы мониторинга педагогического процесса;

- проведение маркетинга рынка педагогического труда, разработка способов оперативного и стратегического реагирования на его изменения;

- постоянное обновление моделей социального и профессионального облика специалиста в соответствии с социальным заказом;

- создание условий для формирования (с учетом региональных условий, возможностей вуза) личности специалиста, обладающего профессиональной и социальной мобильностью, конкурентоспособностью;

- организация системы трудоустройства выпускников, обеспечения их вторичной занятостью.

В философско-педагогическом аспекте вектор процесса диверсификации образования направлен в сторону гуманизации и демократизации образовательных систем. Это потребовало перехода от идеологии подготовки узкого специалиста, встроенного в систему

производственных отношений (технократический подход), что вело к абсолютизированности роли знаний, умений, навыков (знаньевой подход), к идеологии ориентации на развитие личности специалиста, развитие у него таких качеств, как самостоятельность, проблемное мышление, творческая активность. Модернизация идеологии образования обусловлена необходимостью преодоления объективно существующих противоречий: противоречия между сложившейся технологией обучения, ориентированной преимущественно на усвоение знаний, и потребностью общества, самого человека в творчески активной, интеллектуально развитой личности; между увеличивающимся объемом знаний, количеством изучаемых дисциплин и способностью человека к их усвоению, поиску нужных знаний, способностью ориентироваться в информационных потоках.

Перед российским образованием встала дилемма: либо отобрать самые необходимые дисциплины (изучать основы знаний), либо готовить узких специалистов какой - либо отрасли. Стало очевидным, что узкий специалист не сможет вписаться в новые, постоянно изменяющиеся условия, не сможет быть профессионально мобильным. В новых условиях нужен образованный специалист, обладающий высоким уровнем познавательных способностей, умеющий самостоятельно ориентироваться в изменяющемся мире, способный принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях, добиваться максимально возможных результатов.

Задачи современной высшей профессиональной школы - обеспечить сочетание, взаимодополнение образования (развития личности как субъекта культурной деятельности) и подготовки (обеспечение квалификационной подготовленности, достижение профессиональной компетентности).

«Собственно высшее образование, - отмечает И.Арановская, - и подготовка - различные по своей природе образовательные процессы, но не альтернативные, а дополняющие и в какой-то мере обусловливающие друг друга».

Возникновение рынка труда в условиях рыночных отношений актуализировало в отечественном образовании понятия «конкуренция», «конкурентоспособность вуза».

Конкуренция (от лат. concurrere - бежать вместе, соперничать) - обусловленная общественным разделением труда и обособленностью производителей, борьба между ними за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, одна из экономических форм развития сил в условиях производства. Развитие конкурентных отношений - объективный экономический закон, действующий в системе производственных отношений и регулирующий пропорции общественного воспроизводства. Особое значение приобретает сегодня «неценовая» конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции и услуг, а также конкуренция в решающих областях научно-технического прогресса. Особую роль сегодня приобрела конкуренция в области информационных технологий. Лидерство в этой конкуренции приобретает стратегическое значение.

Возникает реальная конкуренция на рынке труда, успех в которой зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять свое место в социальной структуре общества, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации/

Возникновение рынка образовательных услуг, появление негосударственных вузов, филиалов, увеличение контингента приема, введение платного обучения обострили конкуренцию вузов, их борьбу за студентов.

Конкурентоспособность вуза - это его способность занять свое место (найти свою нишу) на рынке образовательных услуг посредством предоставления студентам качественного образования. Качество достигается не столько соответствием образовательным стандартам, сколько «соответствием потребности общества и обеспечением конкурентоспособности выпускника на рынке труда». Качественное образование должно дать возможность удовлетворения потребностям в самоудовлетворении и достижения финансового благополучия, а также удовлетворения потребностям общества. То есть сегодня необходимо не абстрактное образование, а образование, привязанное к рынку труда. Востребованность выпускника на рынке труда - один из решающих критериев оценки качества образования и специальной подготовки. Один из путей достижения указанных задач - формирование у студентов целостного, интегрального, системного мышления путем уменьшения объема изучаемого материала без потери качества получаемых знаний, преодоление отчужденности базисных дисциплин от реального процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Механизмом реализации данной идеи является комплекс организационно-педагогических мер:

- переход от позиции «преподаватель - информатор» к позиции «преподаватель - мыслитель», «преподаватель - интегратор знаний», обеспечивающих целостное развитие специалистов;

- воспитание потребности и умения использования научного содержания дисциплины в дальнейшей учебе и практике как средство целостного решения познавательных и профессиональных проблем;

- воспитание направленности на непрерывное самообразование, повышение своей конкурентоспособности.

Р.А.Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с лучшим аналогичным объектом, представленным на данном рынке или конкурентоспособность - это способ выдержки конкуренции в сравнении с аналогичными объектами других производителей».

В более широком смысле конкуренцией называется соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами). Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос (это требование закона функционирования рынка). Конкурентоспособность - это свойство товаров и услуг по своим потребительским параметрам превосходить товары и услуги конкурирующих производителей. Конкурентоспособность - это способность выдерживать лидерство на рынке товаров и услуг за счет своевременного реагирования на все ситуации рыночного поведения, совершенствование товаров и услуг. Обеспечить конкурентоспособность - это значит ответить на вопрос о том, насколько эти конкурирующие услуги обеспечивают удовлетворение потребителей, в каком отношении они находятся к перспективным требованиям потребностей по потребительским свойствам, то есть в центре внимания должно быть выяснение потребностей потенциальных заказчиков.

Применительно к вузам, уже вступившим в рынок образовательных услуг, понятие «конкуренция» вытекает из того факта, что данный вуз и его соперники стремятся овладеть вниманием потребителей и побудить их в приобретению образовательных услуг. Поскольку каждый вуз принимает меры, чтобы предпочтение отдать услугам нашего вуза, то мы обязаны соперничать (конкурировать) с другими вузами.

Творческая активность, самостоятельность, конкурентоспособность способны проявляться и развиваться в условиях демократических свобод. Однако свобода не означает вседозволенности; а порой требует ответственности и дисциплины, толерантного сознания, не только корпоративной солидарности, но и товарищества, взаимовыручки, взаимо поддержки, что предполагает усвоение и воспроизводство социально значимых ценностей, ориентации на достижение не только личного, но и общественного благополучия.

Образование в таком случае становится средством проектирования человеком своей жизни, обретение ответственности, личного достоинства. Иными словами, чувство долга, достоинство - обязательное условие достижения вершины профессионального мастерства. Данное положение меняет взгляд и на характер педагогического (дидактического) взаимодействия: на первое место выходят опора на индивидуальный опыт учащегося, его самостоятельность; активный диалог преподавателя и студента, совместная выработка методологии интеллектуального поиска, что обеспечивает навыки получения нового знания, а впоследствии для поддержания конкурентоспособности.

Это диктуется, прежде всего, необходимостью «не утонуть» в информационном потоке: чтобы сегодня принимать правильные управленческие решения, превосходящие решения конкурента, необходимо правильно и быстро перерабатывать информацию, оценивать ее качество.

Информатизация образования - один из могучих факторов ускорения процесса диверсификации образования, так как свободный доступ к информатизации значительно повышает самостоятельность вузов в принятии управленческих решений, определять стратегию и тактику обновления образовательного процесса, оперативно реагировать на коньюктуру рынка, осуществлять маркетинговые исследования.

Чем быстрее, качественнее осваивается информатизация, тем больше преимущества получает вуз на рынке образовательных услуг. Маркетинг - это система стратегического управления деятельностью в условиях рынка, прогнозирование тенденций развития, чтобы иметь в своем «портфеле» набор альтернативных стратегических решений.

Система непрерывного сбора и обработки информации - одна из важнейших основ ситуационного управления, реализация которого в современных условиях немыслима без использования коммуникационных систем. В нее входят такие параметры, как объем и структура требуемой информации, способы ее эффективного поиска и сбора, методы передачи, обработки и хранения, направления передачи информации после обработки. В нее входят такие параметры, как объем и структура требуемой информации, способы ее эффективного поиска и сбора, методы передачи, обработки и хранения, направления передачи информации после обработки. Следует иметь в виду, что конкурентоспособность вуза определяется не только приспособлением, адаптацией к рыночным условиям, но и способностью вуза активно воздействовать на рынок предложения услуг потребителю. Это требует в свою очередь разработки новых конкурентоспособных идей, организации рекламной деятельности по их распространению, внедрению. Ориентация на достижение долгосрочного успеха представляет собой относительную независимость от коньюктуры рынка (например, в период демографического спада), что связано с поддержанием имиджа, престижа вуза - его «образовательного брэнда». Конкуренция сферы образовательных учреждений не исключает, а напротив, предполагает привлечение потенциальных конкурентов в качестве партнеров по маркетингу, что делает возможным объединение образовательных учреждений по региональному или профильному основанию. Однако при этом важно исходить из гуманистической и демократической позиции: помнить, что образовательные услуги являются лишь средством достижения цели, а не самой целью.

Маркетинг позволяет и самим потребителям образовательных услуг лучше понять свои потребности, способы их удовлетворения, то есть маркетинг позволяет потребителям стать более информированными, избирательными, влияя на их общую культуру, образ жизни. В этой связи важно формировать у работников образования культуру межличностных отношений.

В системе высшего профессионального образования, следует обратить внимание, определенное место занимает некоммерческий маркетинг, то есть вузы, его научные подразделения действуют в общественных интересах или выступают за какую-нибудь идею, не обязательно стремясь к получению материальных и финансовых прибылей.

Процесс диверсификации, подготовка специалистов в условиях рыночных отношений актуализируют такие понятия, как «корпоративная культура», «стиль деятельности», «имидж» (престиж) вуза, что в свою очередь связано с разделяемой педагогическим коллективом системой ценностей, норм, правил деятельности. Маркетинг рынка труда и образовательных услуг связан с учетом не только контролируемых, но и неконтролируемых факторов. Поэтому специальные маркетинговые службы вуза постоянно следят за внешней средой: конкурентами, стратегией и тактикой министерства образования, экономическим положением региона, экономикой, СМИ.

Добавим, что конкурентоспособность вуза, его успех зависят не только от экономической службы вуза, но и от всего коллектива, от активности в разработке и предложении альтернатив, их демократического обсуждения и коллективного принятия решения.

Одним из важнейших средств учета образовательных потребностей и влияния на их формирование является сегментация рынка образовательных услуг, то есть возможность группировать потребителей по некоторым признакам: географическим (особенности в образовательных ориентациях в разных регионах, например, в городе и в сельской местности); национальным; возрастным; профессиональным (принадлежность родителей к определенной профессии); материальным (материальное положение семьи).

Важной составляющей маркетинга является изучение деятельности конкурирующих вузов, научных подразделений. Для этого проводится анализ конкуренции на рынке, который осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации о деятельности конкурирующих образовательных учреждений, предлагающих потребителям образовательные услуги, научную и учебно-методическую продукцию. Объектами анализа могут быть отзывы студентов, выпускников, родителей о качестве подготовки в образовательных учреждениях, рекламные проекты, дни открытых дверей, ежегодные отчеты и тексты выступления руководителей, обзоры в научно-педагогической и массовой печати, материалы конференций, участие в конкурсных проектах, хоздоговорная деятельность.

В последние годы наблюдается возрастание мобильности стратегических ориентации образовательных учреждений, которая становится основной для целей анализа конкурентов.

Отметим особенность конкуренции в науке и образовании. Если в предпринимательской, производственной сферах победа над конкурентом ведет к его уничтожению, то в образовании, науке победа одного конкурента над другим не ведет к его обязательному уничтожению, а напротив, стимулирует коллективы на пересмотр своей деятельности, на активизацию своих потенциальных творческих возможностей. В условиях рыночной экономики компетентность, высокий уровень квалификации кадров являются важнейшими факторами выживания и реализации стратегии маркетинга.

В условиях рынка меняется и характер кадровой политики в вузе: отношение к работникам вуза как к самостоятельным исполнителям; расстановка кадров в соответствии со способностями; развитие коммуникации в вузе, улучшение морального климата. Особенно важным становится стиль деятельности: имидж (престиж) вуза, стиль руководства, ценностные установки для преподавательско - профессорского состава, символика, ритуалы, традиции.

Результаты исследования ученых современного состояния рынка высшего образования свидетельствуют о стремлении ряда его субъектов перейти к более перспективному рынку потребителей. Для него характерны:

- обострение конкуренции в борьбе за потребителей;

- широкий выбор вузов и вузов образовательных услуг, предлагаемых абитуриентам;

- изменение поведения на рынке наиболее продвинутых вузов и их стремление учитывать запросы предприятий;

- возвращение к организации производственной практики и трудоустройства выпускников;

- локальные маркетинговые исследования, проводимые некоторыми вузами.

И все же, отмечают исследователи, рынок образования еще не достиг цивилизованного состояния, хотя потребитель становится главным источником финансирования образовательных услуг и диктует свои условия. Успех на рынке образовательных услуг зависит в первую очередь от качества образования, его соответствия потребностям общества и самого человека.

Понятие «качество», как философская категория, получает дальнейшую конкретизацию в сфере экономики и производстве. Качество - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные личностные и производственные потребности в соответствии с ее назначением.

Уровень качества зависит от многих факторов: имеющихся ресурсов (возможностей образовательного учреждения: научной, учебно-материальной базы); применяемых технологий, кадров, оптимального управления, дисциплины и т.д. Качество измеряется системой показателей: назначения, надежности, стандартизации, экономические и др.

Качество профессионального образования - это уровень развития личности выпускника профессионального учебного заведения, отражающий его личностный потенциал и способный удовлетворить требования работодателя, соответствующие государственным стандартам.

Исследования в области качества образования выделяют следующие его под структурные компоненты: качество образовательных услуг, качество процесса обучения, качество организации управления.

В социологическом аспекте качество профессионального образования «проявляется при обращении к природе и характеристикам социального заказа на специалиста, отражающего требования общества к уровню содержания и результативности процесса профессиональной подготовки, ее соответствия потребностям и ожиданиям различных социальных групп в развитии и формировании гражданских, профессиональных и бытовых компетенций личности».

Качество образования определяется наличием у студентов профессиональной мобильности, готовности к непрерывному самообразованию. Непрерывность подготовки специалиста предполагает, с точки зрения Л. В. Заниной, «диверсификацию, т.е. создание гибкой системы, создающей условия для выбора, построения и реализации студентом индивидуальной образовательной траектории».

С точки зрения социологов, единицей социального анализа качества образования могут выступать цели образовательного процесса, так как именно в них содержится та «совокупность реальных общественных потребностей, которая определяет образовательные системы, а взаимодействие «потребность - цель - идеал» обусловливают динамику образования». На уровне индивида цели образования трансформируются в средства социальной адаптации и самореализации, а в более узком смысле - в средства обретения социального статуса. В качестве задачи образования в условиях диверсификации, таким образом, ставится задача создания условий для свободного выявления и реализации задатков в способностях и социальных достижениях индивида.

Для характеристики качества образования вводятся определенные показатели, которые можно разделить на три группы: показатели вложения в образование, показатели качества учебного процесса и показатели результатов обучения.

Таким образом, система качества образовательных учреждений - это один из гарантов минимизации рисков потери рыночной ниши на рынке образования.

Качество образования зависит не только от деятельности вуза, потенциала кадров, среды, но и от потенциала самого потребителя, то есть личности будущего специалиста (степени его самостоятельности, подготовленности, ценностных ориентацией, способностей, профессиональных намерений и т.д.).

С точки зрения С. В. Коротова и С. И. Солонина, в содержание понятия конкурентоспособности любого вуза входят следующие компоненты:

- способность удовлетворять запросы, ожидания потребителей (внешнее качество);

- снижение издержек и удовлетворение работников (внутреннее качество);

- разработка и коммерциализация инноваций; управление объектами интеллектуальной собственности. При таком понимании управление качеством подготовки связано с идентификацией потребителя, его требований. К потребителям относят: само государство (его потребность в квалифицированных работниках), общество (удовлетворение потребности в стабильности) и личности (потребности в новых знаниях с целью развития, самореализации и получения материального благополучия).

Личность, благодаря образованию, развивает свою способность занять социальную, экономическую, производственную нишу в качестве производителя и потребителя. Таким образом, происходит опережающее влияние на рынок путем формирования посредством образования будущих потребностей личности. Вот почему основой учебного процесса является не знаньевой подход, не передача информации, а формирование базы знаний и воспитание способности к самостоятельному поиску знаний, выбору моделей поведения.

В качестве условия, определяющего успешность такого процесса, является использование возможностей среды (среды обучения, информационной среды, среды жизнедеятельности), в которых результат процесса связан с успехом на рынке труда.

Вместе с тем обращается внимание на типичный недостаток: большинство потребителей на рынке образовательных услуг не могут четко осознать и сформулировать свои требования.

Могучим фактором, способствующим диверсификации образования, повышению роли самостоятельности вузов в выборе управленческих решений является информатизация образования как на внешнем уровне (информация о среде), так и на внутреннем уровне (информатизация педагогического процесса).

Помимо маркетинговых исследований процессы информатизации связаны с активным формированием, целенаправленным «практическим моделированием действующих образовательных проектов, принятием и поддержкой ценностей нового мышления и опыта, распространением новых культурных сред образования, созданием новых сообществ, ориентированных на совместное развитие образования».

Если образование - это инвестиция в стартовые возможности человека, то информационные технологии - одно из средств преодоления последствий социального и культурного неравенства, то есть информатизация обеспечивает доступ человека к современным образовательным сетям и системам подготовки. В этом смысле задача образовательной политики состоит в том, чтобы выровнять стартовые условия различных социальных групп и индивидов пользования свободой.

Равенство стартовых возможностей обеспечит равенство в свободопользовании на рынке труда, позволит иметь успех в конкурентной борьбе за счет личных способностей, усилий в труде.

Децентрализация высшего профессионального образования связана с увеличением разнообразия организационно-правовых форм, расширением академических свобод, экономической самостоятельности. В условиях диверсификации вуз обязан «доказать свою необходимость и состоятельность в сфере услуг не только перед государственными органами, но и перед обществом и частными лицами, которые являются потребителями этих услуг». Диверсификация строится на основе соблюдения меры между государственным контролем и свободой, что предполагает соответствие стандартам, требованиям потребителя, потребностям вуза в саморазвитии. Новым понятиям, определяющим меру диверсификации, служит понятие «инвестиции образования». «Под инвестициями в образование следует понимать, - отмечает В. Белов, - не только финансовый капитал... но и человеческий, кадровый, духовный капитал, который в равной мере способен обогатить престижное образовательное учреждение». В условиях рынка студент - это не просто человек, получающий образование, это инвестор, заинтересованный в правильном вложении средств в наиболее надежное учебное заведение, способное обеспечить качество обучения, дать диплом, который откроет выпускнику широкие возможности получения престижной работы. Следовательно, необходим общественно-государственный контроль за качеством образования, за «весом» выдаваемого диплома.

Одним из важнейших критериев потенциала вуза (наряду со специализированными показателями) являются показатели личностных достижений, так как именно личностные показатели становятся гарантией конкурентоспособности, то есть собственно рыночных качеств, имеющих направленность на определенные целевые группы инвесторов и потребителей.

В этой связи важно, отмечают исследователи, оценивать личную компетентность учащихся по другим методикам, нежели проводить оценку знаний, так как оценка последних рассчитана на минимально годную для практики компетентность. По этой причине возникла необходимость создания внутри вузовской системы контроля качества. «Условия резко возросшей автономии вузов и диверсификации образовательно-профессиональных программ делает ее, - отмечает В. Филиппов, - особо актуальной».

Участие в конкуренции, проявление гражданской активности возлагается прежде всего на молодые поколения - поколения людей «не засоренных отжившими идеологическими стереотипами, способных к дерзанию, творчеству».

Одной из характеристик качества является жизненный цикл образовательной услуги. Такая услуга в своем цикле имеет (как минимум) четыре этапа: маркетинг (изучение) рынка образовательных услуг; проектирование образовательной услуги; предоставление услуги; анализ исполнения и повышения качества образовательных услуг.

Обобщение результатов анализа научных источников позволяет выделить основные составляющие понятия «инвестиционный потенциал»: воспроизводство культурных ценностей, норм; прогнозирование рынка труда и образовательных услуг; поиск своей «ниши» на рынке образовательных услуг; гибкое реагирование на изменения «социального заказа»; обновление образовательного процесса; организация системы непрерывного образования; ориентация на формирование профессионализма и развитие личности; формирование генерации специалистов, способных осуществлять качественные изменения в сфере своей деятельности, в системе хозяйствования, в культуре труда, в социальном устройстве.

В то же время инвестиционный потенциал вуза, образования в целом зависит от наличия благоприятных условий в обществе: наличия рабочих мест, занятости населения, распределения доходов, структуры и содержания свободного времени, доступности информации, востребованности «образовательного продукта» и др.

В условиях диверсификации становится возможным превращение вуза в сферу инновационной предпринимательской деятельности молодежи: создание учебно-научных комплексов, инновационных структур, ориентированных на производство и реализацию наукоемкой продукции, молодежных центров инновационной предпринимательской деятельности с целью создания обновляющейся, конкурентоспособной продукции.

Таким образом, образование, благодаря процессам диверсификации, превратилось в мощный фактор ускорения экономического развития России, повышения конкурентоспособности производственной и научной сфер, подготовки квалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивый рост благосостояния нашего общества и государства.

 

АВТОР: Оганесов В.А.