07.05.2012 2695

Современные подходы к организации социально - экономической подготовки студентов ВУЗа

 

Главным средством подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе является социально-экономическое образование (СЭО). Научные подходы к его организации на современном этапе рассматриваются в работах П.В.Акинина, З.К.Бока, Г.С.Ботвинниковой, А.И.Василевского, Г.Черниковой, П.Я.Савинова, Р.Фатхутдинова, Ф.Русинова, В.Шишкина и др.

Значимость роли СЭО обеспечивается включением блока соответствующих дисциплин в Федеральный компонент вузовского образования. В исследованиях последних лет установлено, что основными тенденциями, определяющими развитие СЭО являются междисциплинарная интеграция как внутри социально-экономического знания, так и между естественнонаучной и гуманитарной составляющими содержания образования; усиление альтернативности и вариантности СЭО; переход от дисциплинарной к системной модели содержания экономического образования, развитие системы многоуровневого образования, усиление практической составляющей в подготовке специалистов к экономической деятельности.

Системообразующим фактором СЭО является его цель - формирование экономической культуры специалиста как условия его успешной деятельности в личных и общественных интересах.

Экономическая культура необходима не только специалистам-экономистам, но и всем участникам социальных и производственных отношений.

Т.Старостина в содержании понятия «экономическая культура» выделяет следующую совокупность наиболее важных компонентов:

- экономическая грамотность, формирование системы представлений о законах и механизмах функционирования экономики;

- умение работать с экономической информацией;

- владение «экономическим» языком, экономическим мышлением, «правилами» экономического поведения;

- выработка черт характера, обеспечивающих грамотные «экономические поступки»;

- наличие экономической интуиции.

Экономическая культура закрепляется в одной из форм общественного сознания - в форме экономического сознания. Экономическое сознание - это не только понимание сущности экономических явлений, но и сформированность активного личностного отношения к ним, к лежащим в их основе закономерностям, понимание собственной роли в экономических связях, осознание и удовлетворение личных потребностей, соотносимым с возможностями.

Для общества и отдельного человека имеют значимость любой его экономический поступок, его экономическое решение, поэтому каждого следует воспитывать, обучать тому, как принимать решение, что при этом учитывать, как преодолевать барьеры непонимания экономических процессов. Основу экономического сознания составляет экономическое мышление, воспитанное на прочных методологических основаниях. Среди этих оснований выделим следующие:

- знание, понимание законов конкуренции и экономии времени - вытеснение с рынка некачественных товаров и услуг; закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта объекта за его жизненный цикл;

- понимание сущности и особенностей закономерных эволюционных изменений в экономике, трансформации социально-экономических систем, обновление их новых форм, структур, соблюдение принципа преемственности;

- знание, учет закономерностей формирования региональных хозяйственных систем, факторов конкурентной борьбы;

- учет возникающих противоречий как на международном, региональном, так и микроуровнях;

- понимать способы перевода теоретических концепций на язык практических решений, программ, действий.

Сформированность экономического мышления сможет обеспечить способность подчинять тактические решения стратегическим целям, не следовать за событиями, а направлять их ход на основе прогнозирования действий.

Экономическое мышление реализуется в экономической деятельности, или экономическом поведении - «совокупности действий в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ».

Особое значение данное положение имеет для деятельности экономиста-профессионала, предпринимателя. Видами их деятельности являются бизнес, коммерция, предпринимательство, в основе которых лежит стремление людей к самостоятельности, обогащению, престижности и самоутверждению. Данные потребности, мотивы составляют внутренний, объективный источник развития конкурентоспособности.

Разработанная модель конкурентоспособной личности специалиста требует конкретизации применительно к деятельности предпринимателя. Анализ и обобщение литературы позволили выявить комплекс необходимых качеств, умений:

- обладать необходимыми организационными качествами предпринимателя, иметь соответствующую квалификацию и деловые качества;

- знать и совершенствовать качество цивилизованного предпринимателя;

- выбрать соответствующую нишу в отечественном и международном рынках;

- изучить и знать организационно-правовые основы предпринимательской деятельности;

- выбрать соответствующую форму предпринимательства;

- выбрать стратегию и тактику экономического поведения предпринимательства;

- разработать программу предпринимательской деятельности и определить пути ее реализации;

- сформировать творческий и управляемый коллектив единомышленников;

- создать деловую и творческую атмосферу в предпринимательском коллективе, совершенствуя его организационную культуру;

- освоить методы социального партнерства, уметь устанавливать и поддерживать деловые, научно-производственные, личные коммуникации;

- совершенствовать стиль и методы работы, ориентируясь только на потребителя на основе изучения спроса и предложения;

- создать и постоянно совершенствовать информационную систему маркетингового обслуживания;

- знать методы принятия рисковых решений, уметь осуществлять комплексный анализ хозяйственной деятельности фирмы. Совершенствовать систему бухучета;

- уметь разрабатывать текущий и перспективный бизнес-планы, корректировать их и реализовывать.

Выявленные цели и задачи предъявляют новые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста.

Изучение опыта модернизации социально-экономического образования позволило выявить ряд подходов к организации процесса социально-экономического обучения и воспитания в вузе: 1) акмеологический; 2) проблемно-концептуальный; 3) проективно-полилогический; 4) координационно-управленческий.

Акмеологический подход основывается на введении и разработке такого качества личности, как «зрелость» - интегрального критерия видов зрелости человека как индивида, личности и субъекта деятельности, достижения определенной стадии в данном случае социально-экономической, профессиональной зрелости. Зрелость «предстает как интегральная характеристика развития всех жизненных сил человека на определенном этапе его взросления... как гармоническое сочетание природных, личностных и субъективных показателей целостного развития человека».

С позиции данного подхода управление качеством образования - это прежде всего стимулирование и регулирование деятельности субъектов образовательного процесса для достижения поставленных целей.

Педагогическая акмеология - это наука о закономерностях высших достижений в целостном развитии человека на каждом его возрастном этапе в процессе непрерывного образования. Зрелость - это и социально-педагогический результат, возникающий в процессе взаимодействия социальной и педагогической среды, развития и профессионального становления специалиста.

Профессиональная деятельность специалиста в течение его жизни имеет стадии, на каждой из которых необходимо достижение вершины профессиональной зрелости, то есть конкурентоспособности.

Задача социально-экономического образования в вузе - создать предпосылки для достижения успеха в последующие 10-15 лет для успешного включения в деловую жизнь. Достижение профессионализма на следующем этапе - задача последующих ступеней образования.

Акмеологический подход ориентирует образование на усиление воспитательной работы по формированию «акмеологической позиции» специалиста как условие его высокой конкурентоспособности - «устойчивого стремления человека к успеху, самореализации творческого потенциала в гуманистически оправданных видах деятельности».

Реализация данного подхода предполагает подчинение воспитательного процесса формированию жизненной стратегии устойчивого развития личности специалиста в нестабильных условиях (социально устойчивой личности); создание условий для высоких личных достижений, обретения успеха. Последнее связано с формированием у студентов экономического поведения, включения в экономическую деятельность посредством обеспечения вторичной занятости.

Проблемно-концептуальный подход направлен на овладение способами решения социально-экономических проблем. Такой подход связан с:

- пересмотром номенклатуры специальностей и специализации по экономическим и управленческим направлениям с целью их ориентации на обеспечение (повышение) конкурентоспособности специалистов и вузов;

- унификацией и стандартизацией программ, систем ключевых понятий, изучением научных подходов к управлению экономикой;

- применением рациональных форм и методов обучения. Данный подход будет способствовать, отмечают исследователи,

- преодолению одного их характерных недостатков - отсутствие целенаправленной, специальной подготовки специалистов по управлению конкурентоспособностью.

В качестве одной из существенных мер предлагается ввести в содержание экономического образования ряд специализаций: например, общее управление конкурентоспособностью, обеспечение конкурентоспособности социально-экономических и производственных систем, обеспечение конкурентоспособности учебных заведений и специалистов.

Для усиления фундаментализации социально-экономического образования экономических специальностей целесообразно ввести такие дисциплины, как логика, психология и социология управления, статистика, международная конкуренция, основы управления конкурентоспособностью, управление качеством.

Таким образом, одним из способов реализации указанных задач предлагается междисциплинарный подход.

Для представителей других специальностей, отраслей хозяйства следует не привязывать, а готовить профессионалов по проблемам. Это означает, что в основу подготовки специалистов должны быть положены «реальные хозяйственные и организационно-управленческие ситуации локального (функционального) и системно-комплексного характера», так как следует обучать не готовым истинам, отражающим устаревшую практику хозяйствования, а учить, как искать истину. Только на этой основе можно принимать социально-экономические решения.

Проективно - полилогический подход направлен на использование взаимного обучения, то есть использование знаний, полученных студентами не только в вузе, но и вне формального образования, из опыта участия в экономической, предпринимательской деятельности, когда происходит обмен информацией, знаниями. Сущность проективного социально-экономического образования в том, что человек не только получает образование, но и проектирует свой путь в жизни, карьере.

Одним из путей реализации этого подхода является «метод проектов» - проектирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой по логике своих интересов, потребностей (образование как проекция на среду).

Другим путем реализации подхода является организация адаптивного обучения, когда обучающийся активно строит свой учебный процесс, а преподаватель занимает позицию наставника, помощника.

Координационно-управленческий подход. Ядром понятия «менеджмент» является достижение цели стратегического маркетинга - нормативного обеспечения конкурентоспособности объектов. Следовательно, менеджмент - система обеспечения конкурентоспособности управляемых объектов.

В рыночных условиях с позиции теории менеджмента управление в вузе осуществляется на нескольких уровнях: управление учебным процессом, организация и координация работы преподавателей кафедры, координация учебно-методической работы, организация всех направлений работы вуза.

Управленческие функции ставят перед преподавателями задачу формирования студента как субъекта учебной деятельности - обучать умению планировать, организовывать свою деятельность.

Управлять СЭО в вузе следует, прежде всего средствами мотивации: «профессионализм базируется и формируется, - отмечают ученые, - на основе ценностных ориентации и интересов будущего специалиста, которые формируются всем образовательным процессом».

Однако сложившаяся предметная система подготовки (и переподготовки тоже) специалистов ориентирована на «замкнутые», жестко сконструированные учебные дисциплины, характеризуется недостаточной гибкостью образовательно-профессиональных программ, не обеспечивает требуемого уровня мотивации и активизации работы студентов, слушателей. В качестве выхода предлагается идея перехода от дисциплинарной к системной модели экономического образования.

Данные положения актуализируют и комплекс требований к преподавателю как субъекту управления. Преподаватель должен обладать деловыми качествами, организованностью, ответственностью, критическим мышлением, коммуникативными, прогностическими, организаторскими и другими умениями. Одним из направлений модернизации системы управления является усиление ее адаптивных свойств, придание гибкости, оперативности с учетом фактора регионализации.

Создание гибкой (адаптивной) системы управления в вузе, отмечают исследователи, предполагает, наряду с линейно-административным построением структуры управления, организацию подвижных, гибких структур, способных и готовых к решению не столько оперативных, сколько прогностических задач, имеющих долгосрочный характер.

Задача заключается в том, отмечает Г.В.Гутник, чтобы перейти от традиционного сбора сведений к образовательному мониторингу, предлагающему постоянное слежение за состоянием системы образования на основе целостной, оптимальной информации, добываемой научно обоснованными методами и обрабатываемой с использованием современных технологий, то есть управление качеством требует организации мониторинга образовательного процесса, трудоустройства выпускников, их перемещений на рынке труда, отслеживание карьерных достижений. Гибкость системы управления зависит и от успешности реализации принципа менеджерской мобильности - перехода, сочетания различных видов управления: управления по задачам (программно-целевое управление); по отклонению (устранение отклонений от стратегического плана); по расходам (приведение в соответствие с маркетинговым анализом); по прогнозированию; по кадрам.

Управление, мониторинг требуют адекватной системы измерения, контроля качества подготовки.

В.Н.Максимова выделяет следующие уровни педагогической диагностики:

- Социально-педагогический, или программно-целевой (соответствие гос. стандартам);

- Организационно-дидактический (анализ организации учебно-воспитательного процесса);

- Личностно-деятельностный (анализ результатов учебно-воспитательного процесса).

С точки зрения Е.И.Сахарчук, управление качеством подготовки специалистов сферы образования представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов:

1.этап. Изучение запросов потребителей образовательных услуг вуза. Для реализации данного этапа разрабатываются диагностические методики и проводится маркетинг.

2.этап. Проектирование актуальных требований к специалисту.

3.этап. Соотнесение требований к специалисту вуза и корректировка на этой основе целевых, содержательных и технологических компонентов педагогической системы.

4.этап. Становление коллективного субъекта педагогической деятельности в вузе.

5.этап. Выбор образовательной парадигмы.

6.этап. Выбор критериев, по которым будет оцениваться качество подготовки специалистов.

7.этап. Разработка и реализация диагностики профессионального становления каждого студента.

8.этап. Прогнозирование целей подготовки специалиста в соответствии с выбранными параметрами.

9.этап. Сравнение полученных результатов с оперативно поставленными целями и установки качества профессиональной подготовки (на промежуточных этапах и в целом).

Важнейшей составляющей подготовки конкурентоспособного специалиста является включение студентов в экономическую (хозяйственную, коммерческую деятельность). По результатам социологических исследований, проведенных в МГУ, 44 % имеют вторичную занятость. Причем одна треть из них работает с целью приобретения опыта работы по специальности. В то же время для 23 % работающих учеба стала не главным делом. И все же установлена закономерная связь: успешность обучения в вузе во многом зависит от имеющихся у студентов представлений об их будущей профессии. Если студенты хорошо осведомлены о ней, значит, в своих действиях они знают, чего хотят, если нет, то интересы еще окончательно не сформированы или не нацелены на профессию. Исследования также показали, что уровень представлений о будущей работе гораздо выше у работающих. Это говорит о том, что совмещение учебы с работой - хороший способ овладения профессией. Из тех, кто работает, конкурентоспособными себя считают лишь 39 %, около половины (46 %) считают, что полученных знаний недостаточно. Установлена и другая зависимость: те, кто учится с интересом, кто выбор факультета (специальности) считает правильным, видят себя более конкурентоспособными, чем те, кто учится без интереса, кто считает выбор факультета (специальности) не совсем удачным. Последние в качестве выхода предлагают введение новых курсов, которые могли бы повысить их конкурентоспособность на рынке труда (курсы по выбору, юридические науки, экономика, этика и психология, компьютерные технологии, иностранные языки).

Авторы проведенного исследования приходят к выводу: характер желаемой послевузовской деятельности напрямую зависит от уровня представлений студентов о выбранной профессии; те, кто собирается работать по специальности, более осведомлен о своей профессии.

Другие исследователи обнаруживают и некоторые негативные последствия вторичной занятости. Указывается, что 45 % студентов экономического факультета МГУ совмещают работу с учебой, в результате сокращается время для межличностного общения. Между студентами возникает конкуренция в профессиональной сфере, та как каждый стремится занять свое место в ней, достигнуть успехов, получить заработок, то есть каждый из старшекурсников поставлен перед необходимостью выстраивать перспективу своей жизни собственными силами.

Не востребованность ряда профессий способствует тому, что часть выпускников ориентируется на создание собственного «дела», так формируется новая социальная группа - предприниматели и бизнесмены, то есть экономическая нестабильность становится фактором формирования новой социальной группы. Другой фактор - внутренний: предпринимательство в более полной мере отвечает потребности человека в свободе и независимости, формирует уверенность в своих силах, позволяет реализовать свой творческий потенциал.

Наиболее значимыми терминальными (целевыми) ценностями для студентов сегодня являются «успех», «уверенность в себе», «интересная работа», «свобода», «деньги», «развитие», «самосовершенствование».

По результатам исследований часть мотивов учебной деятельности и деятельности коммерческой совпадают.

Коммерческая деятельность для части студентов - способ выяснения собственных способностей, самостоятельности, активности. Для части студентов и учеба, и коммерческая деятельность рассматриваются как источник благополучия.

Что касается обновления содержания подготовки конкурентоспособных специалистов, то для студентов неэкономических специальностей предлагается изучение цикла экономических дисциплин. К ним относятся маркетинг, теория организации систем, экономика и анализ бизнеса, теория принятия решений, психология партнерства и делового общения, право и налоговое законодательство, промышленный менеджмент. К специализированной подготовке отнесены бухгалтерский и управленческий учет и финансовый анализ, инвестиционная политика и ее эффективность, управление проектами, стратегический и информационный менеджмент, оценка технического уровня и качества продукции, управленческий контроль и внешнеэкономические операции.

Однако возможен не только экстенсивный путь, но и актуализация содержания социально-экономических дисциплин в целях подготовки конкурентоспособной личности, постановка комплексных проблем, влияющих на сознание, на систему мотивации, определяющих выбор деятельности, ориентирующих на успех, на самовоспитание и самообразование в плане повышения конкурентоспособности.

 

АВТОР: Оганесов В.А.