11.05.2012 15601

Культура Беларуси в составе Полоцкого княжества

 

ПЛАН

 

Введение

1. Культура Беларуси в составе Полоцкого княжества

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проникновение человека на территорию Беларуси началось около 100 тыс. лет назад, ее постепенное заселение - около 35 тыс. лет до н.э. Самые древние поселения человека эпохи верхнего палеолита выявлены возле деревень Юровичи (Калинковичский район) и Бердыж (Чечерский район). Их возраст 26-23 тыс. лет. Археологические материалы этих поселений позволили реконструировать жилища из костей мамонта, шерстистого носорога и других исчезнувших впоследствии видов животных. В послеледниковый период, в 9-6-м тыс., до н.э., территория Беларуси была заселена полностью. В эпохе неолита (5-4-е тыс, до н.э.) археологи различают существование до 5 этнических общностей (крупных археологических культур), выявлено более 600 их поселений. Сохранились кремне добывающие шахты этой эпохи возле пос. Рось Волковысского района. Под влиянием проникших сюда в конце 3-го тыс. до н.э. индоевропейских племен начался переход к бронзовому веку, а с 8-6 вв. до н.э. - к железному веку. Медь и бронзовые изделия были привозными, а железо выплавляли из местной болотной руды. Со времени железного века сохранились остатки более 1000 укрепленных поселений (городищ), погребальные курганы. По сведениям древнегреческого историка Геродота, на украинско-белорусском пограничье (бассейн р. Припять) в 6-5 вв. до н.э. жили племена невров, а на север от них - андрофагов. Наиболее ранние славянские памятники археологи относят к 5-7 вв. (пражская археологическая культура). До 9 в. на землях Беларуси сформировались племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей.

 

1. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ ПОЛОЦКОГО КНЯЖЕСТВА

 

Кривичи-полочане стали ядром первого государственного образования на территории Беларуси - Полоцкого княжества, входившего в Киевскую Русь. Город Полоцк по летописям известен с 862 г. Первым известным князем в Полоцке в 10 в. был Рогволод, самым прославленным - князь Всеслав, воспетый в поэме «Слово о полку Игореве». В конце 10 в. на юге Беларуси возникло Туровское княжество. До 12 в. на наших землях известно более 30 городов, из крупных княжеств выделилось более 10 мелких удельных, в которых правили князья из династии Рогволодовичей и Рюриковичей.

С конца 10 в. начало распространяться христианство. Это содействовало развитию культуры - строительству монументальных храмов, развитию живописи, литературы. Первые христианские епархии основаны в Полоцке (992) и Турове (1005). Пережитки язычества сохранялись еще многие столетия. Первое монументальное каменное сооружение - Полоцкий Софийский собор - построено в 1050-е гг. В 12 в. сложились своеобразные архитектурные школы - полоцкая и гродненская. В 1161 г. мастер-ювелир Лазарь Богша создал для просветительницы св. Евфросинии Полоцкой уникальный крест - шедевр восточнославянского прикладного искусства. С 11 в. сохранились наиболее древние памятники письменности, в их числе Туровское евангелие. Среди христианских писателей-проповедников 12 в. особенно прославился епископ Кирилл Туровский, автор многочисленных «слов»-проповедей, повестей-притч, молитв-исповедей и др. В 13 в. начали складываться белорусская народность и белорусский язык. Культивируемая консервативными кругами православного духовенства политика откровенного изоляционизма привела к тому, что национальная письменность все более замыкалась в узкие рамки религиозной догматики и православной схоластики. В этих условиях многие представители господствующего класса Белоруссии утрачивают интерес к литературе на родном языке, обращаются к латинскому и польскому языкам как средству, дающему возможность приобщаться к светским знаниям, науке, художественной прозе и поэзии, философской и социально-политической мысли, к античной и ренессансно-гуманистической культуре.

Первые христианские миссионеры появились на Беларуси, видимо, еще в IX столетии. Их становилось тем больше, чем скорее принимали веру Христову соседние европейские народы. Одним из таких миссионеров был исландец Торвальд Странник, который в Х веке проповедовал христианские идеи в Полоцке и позже был похоронен здесь в основанном им монастыре Иоанна Предтечи.

Христианами были наши славные властители: княгиня Рогнеда (в монашестве Анастасия), её сын Изяслав и все последующие полоцкие князья. Христианство шло на Беларусь как с Запада (из Рима), так и с Востока (из Константинополя), хоть до середины XI века существенной разницы между этими двумя течениями не было

Около 992 года была основана Полоцкая епархия (в дальнейшем православная), в начале XI века - туровская (католическая) Первым полоцким епископом, о котором упоминает летопись, был Мина (1104 год). Но, вероятно, были священники и до него в те времена, когда полоцкий князь Всеслав Чародей построил в нашей древней столице, Полоцке, церковь Святой Софии (1055 год).

Христианство на Беларусь пришло в то время, что и во многие другие страны Европы (Данию, Швецию, Норвегию, Польшу, Хорватию). Господствующей же религией оно стало только в конце XII - XIII столетия, потому что столкнулось здесь с сильными языческими традициями. Тысячелетнее сосуществование язычества и христианства явилось основанием для веротерпимости, толерантности нашего народа к разным религиям.

 Белорусская архитектура берет свое начало в далеком прошлом. Она богата различными архитектурными стилями и направлениями, но наибольшее влияние на нее оказало русское зодчество. Столь сильное влияние объясняется исторической близостью Беларуси и России, тесным переплетением многих аспектов жизни этих двух стран.

 На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х-ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV-XVI в.), Мире (XIV-XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI- началу XVII вв. появляются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

Ефросиния, в миру Предислава, была дочь князя Полоцкого Святослава-Гергия Всеволодовича, правнука Равноапостольного князя Владимира. Эта набожная княжна, с юных лет посвятила себя изучению священного писания. К ней святались многие женихи, и родители хотели выдать ее за одного из князей. Но чистая дева, отвергнуты все блага мира сего, тайно удалилась в женский монастрырь, где игумению была тетка ее, супруга князя Романа Всеволодовича. Вследствии неотступной просьбы княжны, она не смотря на юный возраст, была посвящена в иночество с именем Ефросинии. Потом Ефросиния испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь, после молитв, она занималась спысиванием священных книг, разделяя получаемую за это плату с бедными. затем, по особенному видению ей и епископу, она решилась основать свой монастырь и переселилась на место называемое Сельце близ Полоцка, где была церковь Спаса и где погребены были Полоцкие епископы. Там соородила она каменную церковь и устроила женский монастырь постригла родную сестру Градиславу (Евдокию) и двоюродную Звениславу, также двух племяниц, дочерей брата ея, Вячеслава. Кроме того, она соорудила другую еще каменую церковь во имя Покрова Богоматери и при ней мужской монастырь. В преклонных уже летах, Ефросиния посетила св. места в Палестине. В Иерусалиме, она занемогла и после 24-х дневной болезни предала свой дух Богу 23 мая 1173 года. Тело ея, согласно завещанию, погребено в обители преподобного Феодосия. В последствии св. мощи Ефросинии перенесены были в Киев и ныне нетленно почивают в Феодосиевской пещере.

В энциклопедии «Асветнікі Беларусі» о ней пишут:

3 цемры мiнулых стагоддзяỳ дайшлі да нас iмёны выдатных дзеячаỳ беларускай культуры. Сярод іх асобае месца займае імя Ефрасінні Полацкай. З ёй асацыiруецца не толькі духоỳнае жыццё на ỳсходнеславянскіх землях у XII ст., але і ỳся шматвяковая гісторыя Беларусі. Аб унучцы славутага князя Усяслава Чарадзея, князеỳне, ігуменні, настаỳнiцы, выдатнай асветніцы, расказваецца ỳ «Жыцціi Еỳфрасінні Полацкай». Гэты найкаштоỳнейшы помнік старажытнабеларускай літаратуры, створаны ỳ канцы XII ст. невядомым аỳтарам, дайшоỳ да нас у шасці радакцыях, больш чым ста спісах.

Са старонак Жыція паỳстае велічная постаць Ефрасінні Полацкай. Нарадзілася яна ỳ стольным горадзе Полацкага княства ỳ 1110 г., вучылася ỳ школе пры Сафійскім саборы. Калі дзяўчыне споỳнілася дванаццаць гадоỳ, бацькі вырашылі аддаць яе замуж. Аднак князеỳна выбірае iншы шлях: адмовiỳшы сватам, яна пастрыглася ỳ манастыр і пачала займацца перакладчыцкай дзейнасцю, перапiсваннем кніг Святога Пісання («нача книгы писати своими руками»). Ефрасіння Полацкая сама пісала арыгінальныя творы (малітвы,казанні) і, на думку некаторых даследчыкаỳ, удзельнічала ў стварэнні Полацкага летапісу.

Паблізу Полацка Ефрасіння заснавала мужчынскі і жаночы манастыры, дзе былі арганiзаваны школы і скрыпторыi - майстэрні па перапісванні кніг. Асветніца з роду Усяслава выступала супраць княжацкіх усобіц, братазабойчых войнаў. Багатыя славілі яе за мудрасць, бедныя - за спагаду і дабрыню. Як сведчыць аỳтар Жыція, Ефрасіння была «памочніца пакрыỳджаным, зажураным суцяшэнне, распранутым адзенне, хворым наведванне цi, проста кажучы, - для ỳсіх была ỳсім... Еỳфрасіння - неỳвядальная кветка райскага саду. Еỳфрасіння - арол, што, лунаючы ў небе, праляцеў ад захаду да усходу, як прамень сонечны, прасвятлiỳшы зямлю Полацкую».

Ефрасіння Полацкая нястомна абірала вакол сябе таленавітых людзей, з'являлася адной з першых нашых мецзнатак. Па яе заказе дойлід Іван пабудаваỳ сусветна вядомы Спасаўскі сабор, распiсаны унікальнымi фрэзскамі. Фрэскавыя замалеўкі XII ст. амаль цалкам захаваліся. І сення яны Уражваюць сваей дасканаласцю, хвалююць багаццем палітры, адухоўленасцю. З імем асветніцы звязана і стварэнне У 1161 г. майстрам-ювелірам Лазарам Богшам славутага крыжа - шэдэўра старажытнабеларускага ювелірнага мастацтва. Крыж быў упрыгожаны 21 залатой пласцінкай, каштоўніцкімi камянямі, арнаментальнымі кампазіцыямі і 12 эмалевымi абразкамі з выявамі святых.

У сярздзіне крыжа ў пяці квадратных гнёздах былі змешчаны рзліквіі: кавалачак крыжа Гасподняга з кроплямі Ісусавай крыві, драбок каменя ад дамавіны Багародзіцы, часткі мошчаў святых Стэфана і Панцеляймона, а таксама кроў святога Дзмітрыя. На крыжы быу выбіт тэкст, у якім паведамлялася імя яго стваральніка, кошт дарагіх металаў і камянеў, што пайшлі на яго аздабленне, а таксама змяшчаўся праклён тым, хто украдзе цi прадасць святыню. І ўсе ж праклён не падзейнічаў на сучаснікаў і нашчадкаў Ефрасінні Полацкай. Пасля смерці князеўны-ігуменні крыж быў вывезены у Смаленск, пазней - у Маскву. Полацкая рэчаіснасць была вернута на ранейшае месца у 1563 г.

Кирилл, святой Туровский - знаменитый проповедник и писатель XII века (1130 - умер около 1182). Родился в городе Турове (в нынешней Минской губернии); приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями святых отцов и приобрел большой авторитет среди братии, «уча и научая» словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Здесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения - мира. Результатом этого периода в жизни Кирилла Туровского явилось его сочинение: «Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового» и, может быть, поучение «О подвиге иноческого жития» и «Последние к печорскому игумену Василию», с большей или меньшей вероятностью приписываемые святому Кириллу. Своей подвижнической жизнью Кирилл стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом Киевским в епископы города Турова. Ко времени епископства святого Кирилла относятся нелады великого князя Андрея Боголюбского с епископом Феодором. Кирилл принял сторону князя и предал епископа Феодора анафеме за ересь. Кириллу Туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памятников XII века, восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны «Молитвы на всю седмицу». Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова, «Рукописи графа Уварова» (том II, выпуск I, Санкт-Петербург, 1858); К. Калайдовича: «Памятники русской словесности XII века» (Москва, 1821); в «Памятниках древнерусской церковно-учительной литературы» (выпуск I, издание журнала «Странник», 1894). В переводе на русский современный язык все творения Кирилла туровского изданы преосвященным Евгением Минским и Туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство произведений Кирилла Туровского весьма различны. С одной стороны - в нем видят народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изящество формы его произведений. Кирилл Туровский был вполне сыном своего века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях преобладает красноречие, торжественное над учительным; образы, теснящиеся в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей Кирилла Туровского. Что касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает профессор Пономарев, «прямых и буквальных заимствований из них в поучениях Кирилла Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих поучений». Насколько поучения Кирилла поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося кратким славословием, но по содержанию представляют значительное разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходящие через все молитвы Кирилла, являются ярким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведения, в виду чего молитвы только приписываются Кириллу предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, Кирилл Туровский - один из крупнейших писателей XII века.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х-ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV-XVI в.), Мире (XIV-XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI- началу XVII вв. появляются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

Ефросиния, в миру Предислава,была дочь князя Полоцкого Святослава-Гергия Всеволодовича, правнука Равноапостольного князя Владимира. Эта набожная княжна, с юных лет посвятила себя изучению священного писания. К ней святались многие женихи, и родители хотели выдать ее за одного из князей. Но чистая дева, отвергнуы все блага мира сего, тайно удалилась в женский монастрырь, где игумению была тетка ее, супруга князя Романа Всеволодовича. Вследствии неотступной просьбы княжны, она не смотря на юный возраст, была посвящена в иночество с именем Ефросинии. Потом Ефросиния испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь, после молитв, она занималась спысиванием священных книг, разделяя получаемую за это плату с бедными, затем, по особенному видению ей и епископу, она решилась основать свой монастырь и переселилась на место называемое Сельце близ Полоцка, где была церковь Спаса и где погребены были Полоцкие епископы. Там соородила она каменную церковь и устроила женский монастырь постригла родную сестру Градиславу (Евдокию) и двоюродную Звениславу, также двух племяниц, дочерей брата ея, Вячеслава.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сыны і пасынкі беларусі, составитель С.В.Барыс. Минск: “Полымя”, 1996;

2. Энциклопедический справочник “Живописная Россия”. С.-Петербург, 1882;

3. Тарасаў К. “Памяць пра легенды”. Минск;”Полымя”, 1994.

4. Гісторыя Беларусі. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст. Мн.: РІВШ БДУ, 2000 г.

5. Гісторыя Беларусі. Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. Ю.Л. Казакова і інш. Мн.: НКФ Экаперспектыва, 1996 г.

6. Грыцкевіч В. Нашы славутыя землякі. Мн.,1984 г.

7. Гісторыя Беларусі. У2 ч. Пад рэд. Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Мн:. Універсітэцкае, 1998 г.

8. Из истории школы Белоруси и Литвы». М., 1964. «Общеобразовательная школа БССР на современном этапе». Мн., 1978.

9. Андрэева Е., Лыч Л. «Асвета i мова». Мн., 1990