11.05.2012 4736

Расцвет греческой философии и зарождение науки+Литература и драматургия высокой классики+Искусство классического периода

 

ПЛАН

 

1. Расцвет философии и зарождение науки. Система образования и воспитания

2. Литература и драматургия высокой классики: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

3. Искусство классического периода

Список литературы

 

1. РАСЦВЕТ ФИЛОСОФИИ И ЗАРОЖДЕНИЕ НАУКИ. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Термин «античность» происходит от латинского слова antiqus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени.

Традиция приписывает Пифагору первое употребление термина “философия”. В слове “софия” есть религиозный оттенок, так как мудрость и всеведение как таковые даны Богу, а человеку – стремление и любовь к мудрости. Так что же хотели греки, возлюбившие мудрость? С момента рождения философия предстает как триединство содержания, метода и цели.

Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Предмет философии - бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.

Малое число источников, относящихся к периоду становления греческой философии, их разрозненность и связанная с этими обстоятельствами необходимость пользоваться позднейшими свидетельствами, содержащими, помимо фактов также и их интерпретацию, зачастую модернизирующую древнейшие философские памятники, - все это сильно затрудняет ответы на многие вопросы Может сложиться впечатление, будто речь идет лишь о развитии познания о сугубо интеллектуальном, умозрительном процессе. Однако едва ли это было так. Брожение умов V1I1-V1I вв. до н.э., кризис ритуальной олимпийской религии и отход от нее (во всяком случае, от буквального ее истолкования) наиболее образованной, мыслящей части элинского общества являлись, как об этом свидетельствуют сходные ситуации в истории других цивилизаций (сохранивших больше свидетельств о распаде ритуальных религий), следствием острого осознания в первую очередь духовно-практических, экзистенциальных проблем - проблемы смысла человеческого существования, соотношения индивида и Вселенной и т.д. Именно нерешенность этих вопросов, сама постановка которых была невозможна на языке традиционной народной религии, вызывала к жизни целый спектр религиозно-этических течений. В их рамках со временем и зародилась философская мысль.

Скудость источников, упомянутая выше, сама по себе примечательна. Она свидетельствует о быстром забвении, исчезновении промежуточных форм духовного творчества, о стремительном прохождении этапов, о поразительной скорости процесса формирования философии в Древней Греции. Поэтому многие формы духовной деятельности, характеризующие переход от старого, мифологического мировоззрения к философскому, не сохранились (как это было, в частности, в Индии), а в позднейших изложениях нередко предстают в модернизированном, слишком “философизированном” виде. Прежде всего, это относится к тем, кого принято считать первыми греческими философами. Античная традиция донесла до потомков память о “семи мудрецах”. Существует несколько списков этих древних ученых мужей, самых авторитетных для греческого сознания. Однако во всех вариантах непременно присутствовало имя Фалеса Милетского. Его-то и принято считать первым философом Эллады. Таково, во всяком случае, было мнение Аристотеля. Правда, Аристотель жил двумя столетиями позже и - что еще более существенно - в совершенно иную эпоху. Что же касается более близких к времени жизни Фалеса сообщений, то, анализируя их, мы находим в его образе не слишком много черт, отличающих этого философа от остальных “мудрецов”. Всех их - и законодателя Солона, и Клеобула, и Хилона - занимала, судя по сохранившимся свидетельствам, проблема правильного - т.е. нравственного и разумного - поведения человека. И в основе их воззрений лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало, согласно общим представления, счастье и преуспевание людям.

“Мера - наилучшее!” - утверждал Клеобул. “Ничего сверх меры!” - вторил ему Солон. Понять границы своих возможностей, осознать пределы самого себя - вот условие истинно благого образа жизни. И, наоборот, зло ассоциировалось у семи мудрецов с безмерностью, в потворством человеческим страстям, с беспредельностью, с переходом границы допустимого. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии.

Здесь, однако, необходимо снова обратиться к вопросу об источниках, находящихся в распоряжении исследователя античной философской традиции. С этой точки зрения всю историю греческой философии принято подразделять на два периода: досократовскич (творчество философов, живших до Сократа) и послесократовский. О воззрения досократиков мы можем судить лишь по немногим сохранившимся фрагментам (от них до нас не дошло ни одного целостного произведения) и позднейшим пересказам. С мыслителями-постсократиками дело обстоит иначе. Их труды сохранились и не только дают возможность детально охарактеризовать построения зрелой греческой философии, но и представляют собой важнейший источник для изучения взглядов ее предшественников - досократиков, которые при этом неизбежно воспринимаются до известной степени по образу и подобию своих духовных наследников.

Важность и воспитательное значение детства понимали во все времена и во всех народах. Древнегреческий философ Демокрит (460 - 370 г. до Р. Х.) считал воспитание и обучение единственными возможностями улучшить, возвысить человека, склонного от рождения ко многим слабостям. «Хорошими людьми, - писал он, - становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу». А знаменитый Платон (427-347), которого почитают отцом классической педагогики, так объяснял в «Диалогах» важность лет детства: «В каком направлении кто воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь. Во всяком деле самое главное - это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного».

Лучшие умы человечества трудились над вопросами: в чем состоит воспитание и какова его цель? Платон усматривал эту цель вне пределов земного, материального существования. Он говорил о необходимости совершенствоваться онтологически, [1] к высшему миру, «к истинному бытию - бестелесным идеям». Приобщиться к нему, по его учению, предполагалось возможным через воспитание и развитие интеллектуальных способностей: постепенно приучаясь восходить умом от идей частных и чувственных ко все более общим и бесстрастным, лежащим в основе всего мироздания. Другие античные философы - Сократ (470/469-399 г. до Р. Х.), Демокрит, Эпикур (341-272) - тоже считали важным познавать мир, но уже для решения вполне земных задач личного совершенства и общественного блага.

Какова вообще цель педагогики? Очевидно, что это - часть более общего вопроса о человеке и цели его жизни. Достигло ли воспитание успеха, можно судить по тому, решены ли задачи всего жизненного пути. Поэтому, хотя педагогика и направлена на детей, находится она совсем недалеко от вполне «взрослых» философских проблем, опирается на представления зрелого сознания об окружающем мире и месте человека в нем. Совсем не одно и то же, воспитывать ли ребенка с мыслью о главенстве общественной пользы или же «для себя», представлять человеческую природу изначально доброй и мудрой или усматривать в ней, преимущественно, дурные наклонности. Так уже самые небольшие мировоззренческие различия способны серьезно менять акценты в воспитательной практике.

В свою очередь, развитие мировоззрения практически на всем пути человечества, вплоть до новейшего времени, протекало в религиозном русле. [2] Тысячи лет человечество свято верило в существование, помимо земного материального мира, высшей духовной реальности, а значит, и ответ на вопрос о цели и смысле земной жизни неразрывно связывался с этой верой, с тем, какими представлялись людям их взаимоотношения с миром невидимым. Также и воззрения древности на воспитание детей, как показывает история, повсеместно являлись как бы отражением, проекцией на педагогическую плоскость общих религиозных и философских идей.

Это хорошо заметно, в частности, на примере педагогики античности, которая достигла небывалых высот - на какие только возможно своими силами взойти безрелигиозному педагогическому гению - однако так и не сумела преодолеть противоречий и ошибок, свойственных греческой мысли и религиозности в целом.

 

2. ЛИТЕРАТУРА И ДРАМАТУРГИЯ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ: ЭСХИЛ, СОФОКЛ, ЕВРИПИД, АРИСТОФАН

 

Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида и указывает на 334 г. до н.э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий». Еще раньше, в 494 г. до н.э., поэт Фриних якобы поставил трагедию «Взятие Милета». Эти произведения первых трагиков не сохранились.

Нам известны трагики V века до н.э. - Эсхил, Софокл и Эврипид.

Эсхил(524 - 456 гг. до н.э.) написал, говорят, 90 произведений, от которых сохранилось только семь, и 72 пьесы известны по заглавиям и небольшим фрагментам.

Софокл(496 - 406 гг. до н.э.) написал, говорят, 123 пьесы, из которых сохранилось опять только семь.

Все семь трагедий Софокла были известны уже в XV, веке, когда Ауриспа перевел их для Козьмы Медичи. В 1912 г. в «Оксиринхских папирусах» была опубликована новая драма Софокла «Следопыты».

Эврипид(480 - 406 гг. до н.э.) написал, говорят, 92 драмы, из которых до нас дошло 19.Кроме того, от не сохранившихся целиком трагедий дошло большое количество отдельных фрагментов.

Известны также имена трех трагических поэтов конца V века до н.э.: Агафона, Ахея и Ионаиз Хиоса.

После V века до н.э. трагических поэтов в Греции не было.

Первым творцом сатирических драм для афинского театра традиция называет Пратина из Флиунта (в Северном Пелопоннесе). Жил он в конце VI века до н.э.

В это время жил Эпихарм. «Деятельность этого поэта протекала в Сиракузах в конце VI и первой половине V века... До нас дошли только заглавия и незначительные фрагменты».

Во второй половине V века до н.э. мы имеем уже трех авторов: Кратина, Эвполида и Аристофана. Первые два известны нам только по фрагментам. От Аристофана (427 -388 гг. до н.э.) из 44 пьес сохранилось полностью 11. К XV веку были известны еще не все комедии Аристофана. Так, Виссарион, известный распространитель древнегреческой литературы, вообще не знал Аристофана, а в библиотеке Козьмы Медичи было только три его комедии.

Известны имена (не упоминаемые Тронским) еще трех авторов этого периода: Магнета, Евмолпа (445 г. до н.э.) и Сусариона (480 г. до н.э.).

ВIV веке до н.э. известны Антифан и Алексид, от творчества которых до нас дошлобольшое количество заглавий и ряд фрагментов, Дифил (род. в 350 г. до н.э.) и Филемон (360 - 262 гг. до н.э.), от творчества которых остались лишь фрагментыи римские переделки Плавта и Теренция.

Где-то в конце IV века до н.э. жили пародист Ринфон и комик Евбул.

Продолжателем традиций Филемона и Дифила был Менандр (342 - 292 гг. до н.э.). О Менандре донедавнего времени мы знали только по переделкам Плавта и Теренция и отдельным фрагментам. Положение изменилось в 1905 г., когда в Оксиринхе были найдены папирусные фрагменты его произведений. Почти одновременно Лефевр на месте прежнего Афродитополя на левом берегу Нила, среди развалин деревянного жилища, нашел папирусную книгу (кодекс) из 17 листков, содержащую до 1300 стихов Менандра. В 1911 г. этот папирус Менандра был снова опубликован с некоторыми новыми добавлениями.

Считается, что Менандр написал более ста комедий.

Мыобъединяем эти два жанра ввиду незначительного числа авторов.

Феокрит(род. около 300 г. до н.э.) писал «пастушеские», буколические стихотворения.

«Ученые» поэмы писал Арат (315 - 240 гг. до н.э.).

Во втором же веке до н.э. Никандр писал дидактические поэмы, которые потом явились образцом для Вергилия. В этом же веке творил Парфений.

В середине II века Мосх, а в конце этого века Бион из Смирны воспроизводят идиллии Феокрита.

Сюдаже следует отнести ряд лирических поэтов с дидактическим уклоном: Антимаха (начало IV в. до н.э.), Каллимаха (310 - 240 гг. до н.э., Аполлона Родосского(начало III в. до н.э.), Эвфориона (род. в 276 г. до н.э.).

 

3. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

 

Для греческих храмов эпохи классики характерно сочетание ионического и дорического ордеров, Парфенон и Пропилеи в Афинском Акрополе, дорическо-ионические сюжеты в Олимпии.

Храмы всегда обращены на восток, чтобы первые лучи солнца сразу освещали статую, стоящую в глубине, поэтому в храмах высокие двери. Из неаттических наиболее известен храм Аполлона в Бассах, построенный Эктимом, который позже работал в Парфеноне. Храм в Бассах ориентирован на север, поэтому статуя - в углу, дверь - тоже в углу.

Обычно в качестве примера классических храмовых комплексов приводят Афинский Акрополь. Но он не вполне может быть примером, там полно асимметричных храмиков: Пропилеи, сделанные после Парфенона; Эрехтейон, построенный в конце Пелопонесской войны.

Другой классический храм - Артемиды Эфесской, сожженный Геростратом. Он был одним из чудес света: больше сотни колонн (число нечетное). После пожара он был восстановлен еще шикарнее.

Помимо храмовой архитектуры существовали другие общественные здания полисов классической эпохи.

«Стоя» - торговые ряды. На Афинской Агоре было две стои - Большая и Малая. Современные греки попытались восстановить стою - получился длинный, некрасивый сарай из камня, там сейчас музей Агоры.

«Булевтерий» (здание городского совета). Они есть даже в полисах с недемократическим правлением (вроде тирании). В любом случае были выборные лица, составляющие совет. Типичная формула: «совет и народ постановили». Здания Булевтерия очень разные, есть лишь одно общее: зал заседаний - везде в виде амфитеатра со скамьями, вокруг которого по периметру распложены служебные помещения (архив и др.) Дикастерий (суд). На все греческие города Средиземного и Черного морей найдено только два дикастерия: в Афинах и в Ольвии. По архитектуре напоминают жилой дом, но больших размеров и без внутреннего двора. В них находят специальные приспособления для голосования: бронзовая или каменная доска с рядами прорезей и бронзовые колесики на длинной оси. Голосовавшие вставляли эти жетоны в прорези голосовальной доски. В Афинах найдены фрагменты доски и «жетоны», в Ольвии - только «жетоны». Латрина - общественные туалеты, типа наших вокзальных.

Портики похожи в чем-то на стою, но одноэтажные, без глухой задней стены и перегородок. По сути - это крытая колоннада, там стояли статуи, там народ прогуливался, беседовал. Театры и стадионы. Театры известны в большинстве городов Греции, Италии, Сицилии. Они все строились по стандартной схеме: центр - «орхестра», вокруг - амфитеатр каменных скамей, разделенных на секции. Напротив центрального ряда - алтарь «анфилема». Сами ряды называются «театрон». Сзади - глухая стена «скене», к которой с двух сторон примыкают хозяйственные пристройки «парод». В большинстве театров для амфитеатра использованы естественные складки местности.

Театральные действия развились из древних культовых действий в честь Диониса, покровителя винограда. Свита Диониса совершает страшненький ритуал раздирания козла - «трагос» - отсюда «трагедия». Первые театры представляли собой размещение людей по склонам холма, чтобы эту радость наблюдать. Потом на склоны стали ставить скамьи. Древнейший, самый знаменитый, театр - в Эпидавре - именно такой, т.е. на естественном склоне.

А вот на ровном месте приходилось делать подсыпки (южная Италия, Метапонт). Театры, как и все перечисленные выше виды построек, находились в центральной части города. Театр Диониса в Афинах расположен рядом со склонами Акрополя. В Причерноморье известен лишь один театр - в Херсонесе. Театры известны и в мелких городках, находящихся на территории крупных полисов. Оборонительные стены. Обязательный признак центра греческого полиса. В после архаический период стены строились с башнями. Оборонительные стены обычно имели два панциря из тесаного камня, пространство между ними заполнялось каменной забутовкой.

Известна и другая модель. Укрепления из сырцовых кирпичей в виде довольно толстых квадратных плит известны на Таманском полуострове. Сырцовая стена обычно сооружалась на каменном цоколе или надстраивала каменную стену; между рядами кирпичей фиксируются прослойки глиняного раствора.

Фортификация из обожженных кирпичей - явление довольно редкое, на рубеже поздней классики и эллинизма зафиксировано в Аполлонии Иллирийской, возможно, традиция пришла из Фракии, где в это время отмечены самые разные по форме и технике обжига кирпичи, по форме близкие сырцовым, есть фигурные.

Скопления ремесленных мастерских. Составляют целые кварталы, в первую очередь керамические, типа Афинского «керамик» или Херсонесского «внешнего керамика». Изготовляли в первую очередь амфорную тару стандартных размеров под вино и масло.

В эпоху классики в частных домах появляется «ангарон» - внутренний двор. Ближе к эллинизму он с четырех сторон оформляется колоннадой. Второй этаж (если есть) делали деревянным. После греко-персидских войн городская планировка становится регулярной (Гипподамова система).

Весь классический период господствует краснофигурная керамика, она появляется около середины VI в. до н.э. Черным лаком заполняется фон, фигуры остаются красного цвета - цвета сосуда, который достигается обжигом в условиях доступа кислорода. Внутреннее членение фигур прорисовывается тем же черным лаком. Формы сосудов остаются прежними, а сюжеты становятся более светскими - масса бытовых сцен, вплоть до эротики. Очень показателен, например, такой сюжет: молодая рабыня поддерживает паренька, которого тошнит. Чтобы не оставалось сомнений, все тут же подписано. Писали также имена изображаемых, что они держат в руках, что делают. Лежит персонаж и пьет; над ним надпись - «гражданин», над сосудом, из которого он пьет - «килик».

Много надписанных сосудов с именем мастера, но в отличие от VI века, в V веке надписи уже не от первого лица, все проще, типа: «Эфроний сделал». Различаются школы росписи, личности мастеров, даже элемент соперничества. Так, например, соперниками были Ефроний и Эртемид. Последний особенно не стеснялся в подписях: «Хорошо расписал Эртемид», или даже «Эртемид расписал так, как Ефронию никогда не расписать». Краснофигурная вазопись проходит через всю классику, переходя в эллинизм. Еще один тип росписи, характерный исключительно для классики (V в. до н.э.) и только для лекифов. Это т.н. белофонные лекифы. Их делают только в V в. и только для погребальных целей, сюжеты росписи соответствуют целям: похороны, души умерших перед Хароном, девушки, кормящие водоплавающих птиц - символы мира мертвых.

Для поздней классики (последняя четверть V в. - первая четверть IV в. до н.э.) характерны рельефные сосуды. На них в дополнение к краснофигурной росписи налепляются рельефные изображения. Рельефы делались отдельно, по стандартным штампованным формам. Иногда рельефные изображения вовсе вытесняют краснофигурные. Рельефы - белые, с выделением отдельных деталей золотом. Золотой краской выделяются и некоторые формы ваз, например, перегиб на границе горлышка и тулова, сделанный в виде реалистичного венка или ожерелья, раскрашивали надписи под горлом сосуда. Тогда же в Греции появляются рифленые сосуды, целиком чернолаковые, без росписи - подражание металлическим сосудам, их также часто украшали венком или ожерельем, а к ручкам прикрепляли имитации сережек.

Гордость классики: фигурные сосуды типа «фанагорийский сфинкс», «Афродита» и др. Формально - это лекифы.

Выделяется южноиталийская краснофигурная керамика классического периода, где много театральных сцен.

Конец вазописи - в эллинизме. Там ищут новые решения, сосуды расписываются красками после обжига. Есть отдельные попытки вернуться к чернофигурным сосудам.

2. Скульптура

Для классической скульптуры характерны мотивы и разработки, так или иначе, восходящие к трем мастерам ранней классики: Фидию, Мирону, Поликлету; и еще трем поздней классики: Скопасу, Лисиппу, Праксителю.

Поликлет - автор «Канона», работал по теории искусства. Наиболее известные статуи «Копьеносец» и «Амазонка». Поликлет выделяет мускулатуру изображаемых, причем позы его статуй достаточно вольные, опорная - одна нога. Поликлет подчеркивает анатомически правильное тело человека. Он работал и в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость): изображение Геры в Аргосе.

Мирон - автор «Дискобола», композиции «Афина и Марсий». В его работах подчеркивается движение: полуобороты, повороты, переплетения. Последнее - принципиально, ранние греческие скульптурные группы не переплетаются, просто стоят рядом: «Гармодий и Аристогитон». Мирон работал преимущественно в бронзе. В «Палатинскую антологию» (Рим) входят 30 эпиграмм, посвященных статуе «Коровы», работы Мирона.

Фидий - друг Перикла, известен не только как скульптор. Враги Перикла возбудили против него процесс по поводу якобы имевшей место растраты золота, выделенного на украшение статуи. Фидий - автор «Зевса Олимпийского» и «Афины Промахос» (Афина стояла на Акрополе, была сделана из бронзы, достигала 17 м в высоту), «Афины Парфенос». Зевс и Афина Парфенонская выполнены в хрисоэлефантинной технике. Фидий руководил скульптурным оформлением Парфенона, многие статуи делал сам. Его сквозная творческая идея - божественная мощь.

Пракситель (поздняя классика, вторая треть IV в. до н.э.) продолжает поликлетовский канон изображения человеческого тела, но без подчеркнутого выделения мускулатуры. Сквозная идея - «гедонизм», эдакое самолюбование. Множество очень изящных, но похожих друг на друга юношей или богов в образе юношей, стоят, опершись на какой-нибудь пенек, и с легкой улыбкой смотрят куда-то себе под ноги. В Эрмитаже находятся 5 таких скульптур в римских копиях. Довольно декоративные статуи, они крайне популярны всю эпоху эллинизма и римское время. Более ранние скульптуры - публичные, их место - на Агоре, в Акрополе, в общественных зданиях. Такие скульптуры, как у Праксителя, больше подходят для украшения личных покоев. Наиболее известны: «Отдыхающий Сатир». «Аполлон Совкратон» (стоит, опершись на дерево, и с легкой задумчивостью мучит ящерицу), «Аполлон кормит младенца Диониса», последняя статуя сохранилась в подлиннике.

Большое достижение Праксителя - он совсем раздел богинь. Его Афродита Книдская настолько откровенна, что заказчики отказались от статуи, тогда жители Книда оставили ее у себя. Пракситель предпочитал работать с мрамором, а не с бронзой.

Скопас (середина IV в.). Работал над галикарнасским мавзолеем, его скульптурным фризом. Там у него - сплошное движение: все скручено, перекручено, перевернуто.

Эта традиция движения переходит в эллинизм. В эллинистической скульптуре нет ничего спокойного, сплошные мучения, движения, Лаокоон с сыновьями борется со змеями, галлы убивают жен и т.д.

Лисипп - любимый скульптор Филиппа и Александра Македонских. Это по времени - уже эпоха эллинизма, но по стилю - еще классика. Продолжал линию Фидия, пытался показать внутренний мир героя: «Я показываю человека не таким, каков он есть, а таким, каким он хочет быть». Известны статуи: «Апоксиомен» (атлет, очищающий с себя песок), «Геракл, борющийся со львом».

По жизнеописанию Александра Македонского, Лисипп изваял статуи 20 или 30 его друзей-телохранителей, погибших в первом сражении с персами на р. Граник. Лисипп не пользовался каноном, каждую работу делал по-новому.

В классике можно отметить некоторую динамику скульптурных образов: так на время Пелопонесской войны в 10 раз уменьшаются изображения военных. В поздней классике появляется натуралистический портрет с индивидуальными неканоническими чертами. В ранней классике не признавали никаких эмоций, черты всех лиц сглаженно-красивые. Если у Перикла голова большая - его в шлеме ваяют. Но при этом существовал своеобразный профессиональный канон: комедиантов всегда изображали полностью и лысыми, классиков - с лысым лбом, философов - с прической в соответствии со школой, к которой он принадлежал. В поздне классическом портрете всегда есть движение, мысль, чувство. Кроме того, отмечают увеличение количества фигур в композициях более позднего времени.

Еще одно направление в греческой скульптуре, и не только классической - это погребальные стелы. Имена авторов неизвестны, зато стелы подлинные, выполнены в невысоком рельефе, сюжет - сцены прощания. Печаль - единственная эмоция, которая до рубежа классики/эллинизма удавалась грекам.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура.- М.,1981.- С.43.

2. Левада Ю.А. Традиция.//Философская энциклопедия.- М., 1970.- Т.5.- С. 253.

3. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.

4. Небо// Мифы народов мира.- М., 1982.-Т.2.- С.208.

5. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.,1990.-С.3

6. Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.

7. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. – 46