11.05.2012 7428

Витебский авангард и его характеристика

 

ПЛАН

 

Введение

1. Витебский авангард и его характеристика

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Художественное видение мира в начале XX века неожиданно получило свое дальнейшее развитие и новую эстетическую окраску в 1918-23 гг. в небольшом провинциальном городе Беларуси. Приезд Казимира Малевича в 1919 году в Витебск на преподавательскую работу в организованную Марком Шагалом Народную художественную школу изменил не только саму школу, систему преподавания, культурную жизнь города, но и повлиял на дальнейший художественный процесс в мире. В это время Витебск называли вторым Парижем, сегодня этот период с легкого пера Е. Ковтуна носит название «Витебский ренессанс», или просто «Витебская школа».

 

1. ВИТЕБСКИЙ АВАНГАРД И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА

 

К началу 20-х годов в России завершили свое становление два главных стилевых направления беспредметного искусства: конструктивизм Татлина и Родченко и супрематизм Малевича.

К Витебскому периоду деятельности Малевича идеи супрематизма были завершены теоретически и концептуально. Им требовалась новая среда для дальнейшего развития. Этой средой стал Витебск, а базовой художественной основой - сознание провинциальных талантливых юношей и девушек, не тронутое столичными борениями в искусстве. Они восприняли супрематизм как неотъемлемую часть бытия и жизни. Организовавшись в УНОВИС, одаренная молодежь пошла за своим вождем и раздвинула рамки традиционного восприятия мира и представления о пространстве.

В 1923 году Малевич вместе с УНОВИСом уезжает в Петроград и возглавляет Государственный институт художественной культуры. Лаборатория УНОВИСа становится основой для дальнейших новаторских поисков в изобразительном искусстве в ГИНХУКе. Там же проходит последняя выставка членов объединения.

После отъезда Малевича и его учеников витебские власти закрывают созданный на базе Народной художественной школы Художественно-практический институт и преобразовывают его в художественный техникум. Художественный техникум сменяет художественное училище, потом на его базе создается художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Позже в технологическом институте открывается художественный факультет промышленного искусства. С середины 20-х годов, когда культуру сосредотачивали в центре и не развивали в регионах, имеющих свои традиции и этническую окраску, художественная жизнь Витебска мало чем отличалась от жизни других провинциальных городов. Витебский авангард зародился в середине 60-х годов, с приездом в город Александра Соловьева. Его искусство, мировоззрение и личное обаяние позволили сплотить вокруг себя молодых художников и повлиять на культурную жизнь города.

В 1987 году в Витебске организовалось творческое объединение «Квадрат» - духовный преемник УНОВИСа. В задачу его входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов классического авангарда и постмодернизма в художественной жизни республики. В «Квадрат» вошли 10 художников разных стилевых направлений (от беспредметного искусства до фигуративной живописи) и разных видов искусства (декоративно-прикладное, скульптура, графика, живопись); А. Малей, А. Слепов, А. Досужев, В. Чукин, В. Шилко, Т. и Ю. Руденко (до 1990 г.), Н Дундин, В.. Михайловский (до 1990 г.), В. Счастный.

Организация Утвердителей нового искусства (УНОВИС) существовала в Витебске с февраля 1920 года на базе знаменитой Витебской художественной школы. Ее лидером был Казимир Малевич. Бурное, красивое время. Увы, надолго вычеркнутое из нашей культуры.

На самом деле значение его столь велико, что сегодня исследователи подчеркивают важность идей УНОВИСа для следующих поколений.

Витебский период Казимира Малевича считается одним из самых плодотворных в его творчестве и занимает особое место в истории авангарда. Всего три года, но какие! До сих пор это время исследуется, о нем пишут и пытаются отыскать в Витебском областном архиве еще неизвестные документы о Малевиче и его сподвижниках. Академик Дмитрий Сарабьянов, известный в мире исследователь русского авангарда, при входе в знаменитый дом на улице «Правды», 5 потрогал стены, поклонился входной двери с восклицанием: «Так вот, значит, откуда все и начиналось!».

Осенью 1918 года Марк Шагал вернулся в свой родной город с мандатом комиссара, подписанным А.Луначарским, и начал создавать здесь народную художественную школу, чтобы его любимый Витебск вошел в историю мирового искусства. Ему дали бывший дом банкира Вишняка по улице Бухарина,10, с полуколоннами при входе, в три этажа, не такой уж большой с виду, но вместительный и удобный внутри. В те годы это было большой удачей. И в январе 1919 года школа начала работать. Над ее крышей реял зеленый флаг с всадником и надписью «Шагал - Витебску». А под ней Марк Шагал собрал замечательный педагогический состав: художники Добужинский, Ермолаева, Богуславская, Лисицкий. Последний пригласил Казимира Малевича.

Весной 1920 года Малевич создал в Витебске УНОВИС, творческое объединение Утвердителей нового искусства. Эта организация вошла в историю искусства как школа Малевича, как партия Малевича, со своим Уставом, программой, задачами и целями, органами управления. УНОВИС стал творческим, учебным, практическим, теоретическим и даже философским центром: его систему складывали агитационный, литературный, живописный, архитектурный, строительно-технический факультеты-отделы; абстрактная кубофутуристическая, графическая, декоративная мастерские. Члены УНОВИСа, сподвижники Малевича и совсем еще юные его ученики создавали проекты рекламы, вывесок, набивок тканей, обоев, проектировали посуду, работали в архитектуре и скульптуре. А сам Малевич читал лекции и писал. В это время он создал два своих главных теоретико-философских труда. Казимир Малевич творил космос. Он сам себя называл Председателем Пространства. Действительно, художник чувствовал пространство с его глубинами, он прозревал мир в его единстве. И это единство он смог зафиксировать, найдя нужную изобразительную формулу.

Именно Малевич изменил представления об искусстве в ХХ веке. Он вывел его за художественные границы и возвел в ранг философии.

Творческое объединение «Квадрат» стало средой для индивидуального творческого процесса, ориентированного на определенные эстетические ценности. Работа объединения строилась в форме акций и акций-выставок. Первой такой акцией была выставка «Эксперимент» (1988), посвященная 110-летию Казимира Малевича (Витебск), где кроме произведений художников была представлена и введена в экспозицию информация о Малевиче и УНОВИСе. На акцию были приглашены художники объединения «Плюралис» (Минск) и художники из Ленинграда. На их выставке в фойе кинотеатра «Спартак» был представлен перфоманс Игоря Кашкуревича (Минск) «Воскрешение Казимира». Затем последовали выставки-акции - «Природа и культура», «Цветы и живопись», «Человек и Вселенная». Проводились совместные выставки художников андеграунда Минска, Москвы, Ленинграда - выставка белорусского андеграунда, на которой была представлена коллекция А. Плесанова (Минск), выставка «Панорама» (Минск, Варшава), выставка, посвященная 110-летию К. Малевича (Минск), выставка с «Товариществом экспериментального искусства» (Ленинград) и другие. За семь лет своего существования «Квадрат» (до 16 марта 1994 г.) представлял витебскую культуру и искусство в Москве, Ленинграде, Берлине, Варшаве, Гданьске, Зеленой Гуре (Польша), Теруэле (Испания). Художники «Квадрата» выставлялись в Италии, Финляндии, Южной Корее, Канаде, США, Израиле, Австралии. Их произведения находятся в музеях современного искусства Зеленой Гуры (Польша), Нарве (Эстония), Сеуле (Ю. Корея), Национальном художественном музее и Витебском художественном музее (Республика Беларусь), а также в коллекциях более 10 стран мира. Последняя акция творческого объединения «Квадрат» - проведение 1 Международного пленэра «Малевич. УНОВИС. Современность», который проходил под эгидой международной общественной организации Фонда Сороса. Концептуально первый пленэр проводился на основе творчества витебских художников, так как сам пленэр был посвящен Витебскому периоду творчества Казимира Малевича и УНОВИСа. Витебские авангардисты старшего и среднего поколения хотели воссоединить прерванную связь между художественной историей города 10-20-х годов и современностью, восстановить историческую справедливость и обогатить культуру Беларуси.

В пленэре, который проходил с 20 августа по 15 сентября, приняли участие витебские художники А.. Бобров, А. Лосужев, Г.Васильева, В. Васильев, И. Казак, А. Малей, П. Кирилин, Н. Дундин, В. Счастный, А. Соловьев, В. Шилко, А. Слепов, В. Чукин, а также московские художники Л. Степанов и А. Айги. Первая часть пленэра проходила на турбазе «Липки» возле Витебска (15 дней), вторая - в Витебске (8 дней). Итоговая выставка была открыта в Краеведческом музее Витебска с 1 5 сентября по 10 октября. На ее открытии присутствовали гости из Государственного Русского музея (С.-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Фонда Малевича (Москва), Национального художественного музея (Минск), представители Витебского отделения Белорусского Фонда Сороса, критики и искусствоведы журналов «Мастацтва» (Минск), «Декоративное искусство» (Москва), независимого издания «Супремус» (Москва), а также представители зарубежной и отечественной прессы.

Пленэр «Малевич. УНОВИС. Современность» - пленэр концептуального искусства, но творческой мастерской для художников стала сама природа и окружающая среда. Московский художник Лев Степанов показал перфоманс «Красный насос», используя местную среду: красную водонапорную башню, стоящую среди леса как символ вторжения человека в природу. Трансформаторную будку художник сделал частью инсталляции, трансформировав ее в ТрансФорму и организовав ее внутреннее пространство. Василий Васильев использовал остатки быта и деятельности человека, заставив их стать произведениями искусства. Александр Бобров и Валерий Чукин сделали ставку на эмоциональное восприятие натуры. Но дело не в том, кто как работал и какие приемы и способы использовал для того, чтобы пленэр и «концептуальное искусство» обрели единство. Работы, вошедшие в каталог, выполнены за очень короткий срок. Возможно, в них нет «основательности» высказывания, которая обычно достигается в мастерской художника, но есть легкость и свежесть, есть эмоциональное восприятие иного пространства и иной окружающей среды. Без сомнения, здесь есть предмет для анализа творчества художника и тех явлений, которые характеризуют состояние постмодернистской культуры в регионах и столице республики. Инсталляция, беспредметная живопись, геометрическая абстракция, перфоманс, фигуративная живопись, цветовой экспрессионизм, супрематические композиции, - весь этот спектр стилей и направлений имеет место на выставке.

В нем отражены рациональное и иррациональное Гадины Васильевой, поверхность и организация пространства Льва Степанова, музыкально-цветовая образность Алексея Айги, психологический конфигуративизм Петра Кирилина, концентрация интуитивного чувства Валерия Чукина, плоскость - рельеф - объем - знак - пространство - мера Василия Васильева, движение цвета Александра Боброва, философская метафора Николая Дундина, пластические структуры Александра Слепова, космическая напряженность Ивана Казака, знаковый конструктивизм Валерия Счастного, цветовая гармония Виктора Шилко, ПЛИПы (поверхность, линия, пятно) Александра Досужева. Все они создают временной, пластический и образный срез уходящего XX века с его проблемами в искусстве, обществе и в человеке. Витебские художники старшего и среднего поколения являются частью этого процесса, прерванного в 20-е годы. Разумеется, пленэрная выставка не представляет полный перечень имен художников постмодернистской культуры города. С середины 80-х годов выросло новое поколение художников, которым уже не нужно «реабилитировать» концептуальное искусство или заполнять вакуум прошедшего времени. Впереди снова надежда - надежда на поиск новых форм, дерзаний и свободы творчества.

Пэн Иегуда (Юрий) Моисеевич (1854-1937), художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в белорусском искусстве первой трети 20 в.

Родился в Новоалександровске (ныне Зарасай, Литва) 24 мая (5 июня) 1854, рано осиротел. С 1867 работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 отправился в Петербург, в следующем году поступив в Академию художеств, где учился в классе П.П. Чистякова. По окончании Академии (1886) сменил несколько мест жительства (Двинск, Рига, имение барона Н.Н. Корфа - на полпути между Витебском и Двинском), пока не обосновался в Витебске (1891). В 1892 открыл здесь частную Школу рисования и живописи, которая стала первым в России еврейским художественным училищем, прежде всего в силу того, что евреи составляли более половины населения Витебска.

Однако исторически-этапное значение этой школы заключалось не только в национальном составе учеников (большинству из которых получить нормальное художественное образование на территории Российской империи помешала бы пресловутая квота, ограничивавшая прием «инородцев»), но и в самом характере его искусства и, следовательно, преподавания. Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными жанрами («Развод», 1907). Важную роль в его живописи занимали также типажные портреты (Старый портной, начало 1910-х годов; Часовщик с газетой, 1914) и автопортреты. Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского« 17 в. Среди учеников Пэна были Л.М. Лисицкий, М.З. Шагал и С.Б. Юдовин.

Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних (Сапожник-комсомолец, 1925). Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные Шагалом и К.С. Малевичем в период «Уновиса» (1919-1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал сперва и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище. Выйдя на пенсию, был удостоен в 1925 (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника». Продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934; все - Художественный музей Белоруссии, Минск).

Пэн был убит у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и самого преступления, и следствия до сих пор остаются во многом загадочными.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С приездом Малевича изменилась вся жизнь школы. Он словно вдохнул в эту разношерстную, разномастную толпу новую энергию. Человек-лидер. Мастер, вождь и диктатор по натуре, он не терпел работы «ни шатко ни валко» -- все завертелось, закрутилось. Организовали выставку на Соляных складах за Двиной слева от моста. Сейчас там размещается авангардистский выставочный зал. Малевич собрал вокруг себя почти всех учеников школы и начал учить их по своему педагогическому методу: не просто рисовать, а изучать все художественные системы, начиная с импрессионизма, заканчивая супрематизмом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андрэева Е., Лыч Л. «Асвета i мова». Мн., 1990.

2. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. «История Беларуси. Вопросы и ответы», Минск, «Беларусь», 1993.

3. Грыцкевіч В. Нашы славутыя землякі. Мн.,1984 г.

4. У.М.Игнатоускi «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi», Мн. «Беларусь», 1992.