12.05.2012 16978

Белорусская средневековая культура

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Культура Беларуси в составе Киевской Руси

2. Культура Беларуси в составе ВКЛ

3. Роль Магдебургского права в развитии белорусской культуры

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Базисным основанием любого сформировавшегося этноса служит единство его культуры как в узком смысле, подразумевающем профессиональную деятельность просветителей: философов, литераторов и т.д., так и в непосредственной социальной роли культуры в жизни данного народа, его нравах, быте и ценностях, и, наконец, - в самом широком «общемировом» контексте в смысле роли конкретной культуры в деле развития человечества, в своем, особом месте данной этнической культуры среди других стран и народов. Осознание собственного участия в прогрессе мировой культуры, в частности, выковывание ядра «носителей личностного сознания», которые становятся проводниками такого рода веяний среди основной массы населения, является важнейшей предпосылкой формирования положительной самооценки любого этноса и любой нации. В этом контексте следует отметить, что выход белорусского народа в Европу совпал с эпохой ренессансного гуманизма в ее западных и центральных странах (середина 14 - 16 вв). В 16 в. в Западной Европе также начинается широкое движение по преобразованию католической церкви в церковь национальную (Реформация). В истории и культуре белорусского этноса нашли свое отражение оба эти культурные течения. Уже само географическое положение ВКЛ способствовало сравнительно раннему проникновению новых идей в белорусскую культуру, передаваемых через представителей аристократической белорусской молодежи, обучающейся в университетах Праги, Базеля, Падуи, Кракова и т. д., а также с помощью купцов, привозивших из Европы произведения литературы и искусства, заодно и новые общественные веяния.

У образованной части общества возникает и утверждается - не без ожесточенной идейной борьбы - понимание, что социальное и культурное развитие невозможны без ориентации на общеевропейскую культуру и общеевропейскую цивилизацию, а установка на сохранение и развитие собственной самобытности дополняет эту ориентацию не менее ясным пониманием необходимости би-ориентации - на Запад (Европа) и на Восток, т. е. на Русь (в отношении православия и традиций письменности). Эта би-полярная ориентация, трансферная установка на культурном, политическом и бытовом уровнях социальных отношений, постепенно становится отличительной чертой этнического самосознания белорусов, которая в той или иной форме продолжается на всем протяжении нашей этнической истории и во многом определяет соответствующий этнокультурный облик.

Одной из важнейших идей, общих для Возрождения и Реформации, является установка на формирование национальной культуры на национальном языке (исторически, как правило, предшествующая и способствующая формированию наций). В 15-16 вв. эта идея воодушевляла первых великих белорусских просветителей (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и др.) и оказала большое позитивное влияние на формирование белорусской этнической культуры уже на этом историческом этапе (задолго до формирования нации) как культуры национально устремленной. В то же время в силу достаточно благоприятных для белорусов социальных и политических условий их бытия в составе ВКЛ до Люблинской унии такой принципиальный аспект реформационных идей, как необходимость собственно национальной государственности, не нашел своего выражения в белорусском самосознании той эпохи.

Другая ренессансная идея - идея веротерпимости, наоборот, была очень легко воспринята и нашла отклик в сердцах подданных ВКЛ в силу разной их национальной принадлежности и исповедования ими различных религий. Тезис «Бог один, а вера разная» оправдался необходимостью поисков места под солнцем для всех «языков и народов» ВКЛ и их полного равноправия. Для выработки белорусского этнокультурного самосознания в тот момент были важны как контакты с иными народами, непосредственно входящими в состав ВКЛ, так и с народами-контактерами, поскольку культуральная самоидентификация членов любого этноса предполагает как сопоставление себя с Другим, так и взгляд Другого на себя. Кроме того, идея веротерпимости была сравнительно легко усвоена по той причине, что белорусская религиозная мысль издревле базировалась на языческих представлениях, проникнувших и в христианство и обеспечивших бытование религии для исторического белоруса, скорее, со стороны этического, нежели теологического ее основания, благодаря чему его значительно менее интересовали мистически-провиденциальные элементы религии, нежели ее морально-этическая сторона. Мало того, в специфических условиях ВКЛ идея веротерпимости способствовала укреплению такого аспекта белорусского менталитета, как терпимость национальная и социальная, что с тех пор является одной из наиболее привлекательных черт белорусского менталитета. Симон Будный, а еще в большей степени Василий Тяпинский, фиксируя начавшееся во второй половине XVI в. падение культурной роли белорусского языка, или, как выражался последний, «езыка своего славного занедбанне», ставили это в вину светским и духовным феодалам, которые пренебрегали родным языком, плохо заботились о распространении образования, просвещения и т. д. Следует отдать должное проницательности гуманистов, отметивших одну из весьма существенных причин процесса денационализации белорусской культуры. Как изветсно, во имя сохранения своей власти господствующие классы жертвовали всем: религией, свободой, родиной. Боязнь антифеодальных выступлений крестьян и горожан, ухудшающиеся взаимоотношения с Русским государством - все это толкало господствующий класс Белоруссии не только на социально-политическое, но и на религиозное, культурное сближение с польскими феодалами, заставляло их отказываться от традиционной религии, родного языка и т. д. Предавая национально-освободительное движение, белорусские феодалы развязывали руки воинствующему католицизму и контрреформации. Вдохновляемая Ватиканом феодально-католическая реакция сыграла решающую роль в подавлении национальной белорусской культуры.

Целью данной работы является рассмотрение белорусской средневековой культуры.

Задачами данной работы являются:

- Теоретический анализ литературных источников по проблеме культуры средневековья.

- Выделение основных факторов развития белорусской культуры средневековья.

- Анализ белорусской культуры средневековья на различных этапах развития.

- Предметом исследования является белорусская культура средневековья.

- Объектом исследования является белорусская культура.

 

1. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

Проникновение человека на территорию Беларуси началось около 100 тыс. лет назад, ее постепенное заселение - около 35 тыс. лет до н.э. Самые древние поселения человека эпохи верхнего палеолита выявлены возле деревень Юровичи (Калинковичский район) и Бердыж (Чечерский район). Их возраст 26-23 тыс. лет. Археологические материалы этих поселений позволили реконструировать жилища из костей мамонта, шерстистого носорога и других, исчезнувших впоследствии видов животных. В послеледниковый период, в 9-6-м тыс., до н.э., территория Беларуси была заселена полностью. В эпохе неолита (5-4-е тыс, до н.э.) археологи различают существование до 5 этнических общностей (крупных археологических культур), выявлено более 600 их поселений. Сохранились кремне добывающие шахты этой эпохи возле пос. Рось Волковысского района. Под влиянием проникших сюда в конце 3-го тыс. до н.э. индоевропейских племен начался переход к бронзовому веку, а с 8-6 вв. до н.э. - к железному веку. Медь и бронзовые изделия были привозными, а железо выплавляли из местной болотной руды. Со времени железного века сохранились остатки более 1000 укрепленных поселений (городищ), погребальные курганы. По сведениям древнегреческого историка Геродота, на украинско-белорусском пограничье (бассейн р. Припять) в 6-5 вв. до н.э. жили племена невров, а на север от них - андрофагов. Наиболее ранние славянские памятники археологи относят к 5-7 вв. из. (пражская археологическая культура). До 9 в. на землях Беларуси сформировались племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей.

Кривичи-полочане стали ядром первого государственного образования на территории Беларуси - Полоцкого княжества, входившего в Киевскую Русь. Город Полоцк по летописям известен с 862 г. Первым известным князем в Полоцке в 10 в. был Рогволод, самым прославленным - князь Всеслав, воспетый в поэме «Слово о полку Игореве». В конце 10 в. на юге Беларуси возникло Туровское княжество. До 12 в. на наших землях известно более 30 городов, из крупных княжеств выделилось более 10 мелких удельных, в которых правили князья из династии Рогволодовичей и Рюриковичей.

С конца 10 в. начало распространяться христианство. Это содействовало развитию культуры - строительству монументальных храмов, развитию живописи, литературы. Первые христианские епархии основаны в Полоцке (992) и Турове (1005). Пережитки язычества сохранялись еще многие столетия. Первое монументальное каменное сооружение - Полоцкий Софийский собор - построено в 1050-е гг. В 12 в. сложились своеобразные архитектурные школы - полоцкая и гродненская. В 1161 г. мастер-ювелир Лазарь Богша создал для просветительницы св. Евфросинии Полоцкой уникальный крест - шедевр восточнославянского прикладного искусства. С 11 в. сохранились наиболее древние памятники письменности, в их числе Туровское евангелие. Среди христианских писателей-проповедников 12 в. особенно прославился епископ Кирилл Туровский, автор многочисленных «слов» - проповедей, повестей-притч, молитв-исповедей и др. В 13 в. начали складываться белорусская народность и белорусский язык. Культивируемая консервативными кругами православного духовенства политика откровенного изоляционизма привела к тому, что национальная письменность все более замыкалась в узкие рамки религиозной догматики и православной схоластики. В этих условиях многие представители господствующего класса Белоруссии утрачивают интерес к литературе на родном языке, обращаются к латинскому и польскому языкам как средству, дающему возможность приобщаться к светским знаниям, науке, художественной прозе и поэзии, философской и социально-политической мысли, к античной и ренессансно-гуманистической культуре.

Первые христианские миссионеры появились на Беларуси, видимо, еще в IX столетии. Их становилось тем больше, чем скорее принимали веру Христову соседние европейские народы. Одним из таких миссионеров был исландец Торвальд Странник, который в Х веке проповедовал христианские идеи в Полоцке и позже был похоронен здесь в основанном им монастыре Иоанна Предтечи.

Христианами были наши славные властители: княгиня Рогнеда (в монашестве Анастасия), её сын Изяслав и все последующие полоцкие князья. Христианство шло на Беларусь как с Запада (из Рима), так и с Востока (из Константинополя), хоть до середины XI века существенной разницы между этими двумя течениями не было

Около 992 года была основана Полоцкая епархия (в дальнейшем православная), в начале XI века - туровская (католическая) Первым полоцким епископом, о котором упоминает летопись, был Мина (1104 год). Но, вероятно, были священники и до него в те времена, когда полоцкий князь Всеслав Чародей построил в нашей древней столице, Полоцке, церковь Святой Софии (1055 год).

Христианство на Беларусь пришло в то время, что и во многие другие страны Европы (Данию, Швецию, Норвегию, Польшу, Хорватию). Господствующей же религией оно стало только в конце XII - XIII столетия, потому что столкнулось здесь с сильными языческими традициями. Тысячелетнее сосуществование язычества и христианства явилось основанием для веротерпимости, толерантности нашего народа к разным религиям.

Белорусская архитектура берет свое начало в далеком прошлом. Она богата различными архитектурными стилями и направлениями, но наибольшее влияние на нее оказало русское зодчество. Столь сильное влияние объясняется исторической близостью Беларуси и России, тесным переплетением многих аспектов жизни этих двух стран.

На территории нашей республики наиболее древние памятники архитектуры датированы первым тысячелетием нашей эры и относятся к культуре древних славян. В Х-ХIII вв. Беларусь, как часть Киевской Руси, стала одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской архитектуры, своеобразно преломившей художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIV веке. Средневековая белорусская архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились замки в Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV-XVI в.), Мире (XIV-XVI в.) и Несвиже (XVI в.). К XVI- началу XVII вв. появляются особые типы церкви-крепости (Малое Можейково, Сынковичи) и дома-крепости (Гайтюнишки).

Ефросиния, в миру Предислава, была дочь князя Полоцкого Святослава-Гергия Всеволодовича, правнука Равноапостольного князя Владимира. Эта набожная княжна, с юных лет посвятила себя изучению священного писания. К ней святались многие женихи, и родители хотели выдать ее за одного из князей. Но чистая дева, отвергнуы все блага мира сего, тайно удалилась в женский монастрырь, где игумению была тетка ее, супруга князя Романа Всеволодовича. Вследствии неотступной просьбы княжны, она, не смотря на юный возраст, была посвящена в иночество с именем Ефросинии. Потом Ефросиния испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь, после молитв, она занималась спысиванием священных книг, разделяя получаемую за это плату с бедными затем, по особенному видению ей и епископу, она решилась основать свой монастырь и переселилась на место называемое Сельце близ Полоцка, где была церковь Спаса и где погребены были Полоцкие епископы. Там соородила она каменную церковь и устроила женский монастырь постригла родную сестру Градиславу (Евдокию) и двоюродную Звениславу, также двух племяниц, дочерей братьев, Вячеслава. Кроме того, она соорудила другую еще каменую церковь во имя Покрова Богоматери и при ней мужской монастырь. В преклонных уже летах, Ефросиния посетила св. места в Палестине. В Иерусалиме, она занемогла и после 24-х дневной болезни предала свой дух Богу 23 мая 1173 года. Тело ея, согласно завещанию, погребено в обители преподобного Феодосия. В последствии св. мощи Ефросинии перенесены были в Киев и ныне нетленно почивают в Феодосиевской пещере.

В энциклопедии «Асветнікі Беларусі» о ней пишут:

3 цемры мiнулых стагоддзяỳ дайшлі да нас iмёны выдатных дзеячаỳ беларускай культуры. Сярод іх асобае месца займае імя Ефрасінні Полацкай. З ёй асацыiруецца не толькі духоỳнае жыццё на ỳсходнеславянскіх землях у XII ст., але і ỳся шматвяковая гісторыя Беларусі. Аб унучцы славутага князя Усяслава Чарадзея, князеỳне, ігуменні, настаỳнiцы, выдатнай асветніцы, расказваецца ỳ «Жыцціi Еỳфрасінні Полацкай». Гэты найкаштоỳнейшы помнік старажытнабеларускай літаратуры, створаны ỳ канцы XII ст. невядомым аỳтарам, дайшоỳ да нас у шасці радакцыях, больш чым ста спісах.

Са старонак Жыція паỳстае велічная постаць Ефрасінні Полацкай. Нарадзілася яна ỳ стольным горадзе Полацкага княства ỳ 1110 г., вучылася ỳ школе пры Сафійскім саборы. Калі дзяўчыне споỳнілася дванаццаць гадоỳ, бацькі вырашылі аддаць яе замуж. Аднак князеỳна выбірае iншы шлях: адмовiỳшы сватам, яна пастрыглася ỳ манастыр і пачала займацца перакладчыцкай дзейнасцю, перапiсваннем кніг Святога Пісання («нача книгы писати своими руками»). Ефрасіння Полацкая сама пісала арыгінальныя творы (малітвы,казанні) і, на думку некаторых даследчыкаỳ, удзельнічала ў стварэнні Полацкага летапісу.

Паблізу Полацка Ефрасіння заснавала мужчынскі і жаночы манастыры, дзе былі арганiзаваны школы і скрыпторыi - майстэрні па перапісванні кніг. Асветніца з роду Усяслава выступала супраць княжацкіх усобіц, братазабойчых войнаў. Багатыя славілі яе за мудрасць, бедныя - за спагаду і дабрыню. Як сведчыць аỳтар Жыція, Ефрасіння была «памочніца пакрыỳджаным, зажураным суцяшэнне, распранутым адзенне, хворым наведванне цi, проста кажучы, - для ỳсіх была ỳсім... Еỳфрасіння - неỳвядальная кветка райскага саду. Еỳфрасіння - арол, што, лунаючы ў небе, праляцеў ад захаду да усходу, як прамень сонечны, прасвятлiỳшы зямлю Полацкую».

Ефрасіння Полацкая нястомна абірала вакол сябе таленавітых людзей, з'являлася адной з першых нашых мецзнатак. Па яе заказе дойлід Іван пабудаваỳ сусветна вядомы Спасаўскі сабор, распiсаны унікальнымi фрэзскамі. Фрэскавыя замалеўкі XII ст. амаль цалкам захаваліся. І сення яны Уражваюць сваей дасканаласцю, хвалююць багаццем палітры, адухоўленасцю. З імем асветніцы звязана і стварэнне У 1161 г. майстрам-ювелірам Лазарам Богшам славутага крыжа - шэдэўра старажытнабеларускага ювелірнага мастацтва. Крыж быў упрыгожаны 21 залатой пласцінкай, каштоўніцкімi камянямі, арнаментальнымі кампазіцыямі і 12 эмалевымi абразкамі з выявамі святых.

У сярздзіне крыжа ў пяці квадратных гнёздах былі змешчаны рзліквіі: кавалачак крыжа Гасподняга з кроплямі Ісусавай крыві, драбок каменя ад дамавіны Багародзіцы, часткі мошчаў святых Стэфана і Панцеляймона, а таксама кроў святога Дзмітрыя. На крыжы быу выбіт тэкст, у якім паведамлялася імя яго стваральніка, кошт дарагіх металаў і камянеў, што пайшлі на яго аздабленне, а таксама змяшчаўся праклён тым, хто украдзе цi прадасць святыню. І ўсе ж праклён не падзейнічаў на сучаснікаў і нашчадкаў Ефрасінні Полацкай. Пасля смерці князеўны-ігуменні крыж быў вывезены у Смаленск, пазней - у Маскву. Полацкая рэчаіснасць была вернута на ранейшае месца у 1563 г.

Кирилл, святой Туровский - знаменитый проповедник и писатель XII века (1130 - умер около 1182). Родился в городе Турове (в нынешней Минской губернии); приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями святых отцов и приобрел большой авторитет среди братии, «уча и научая» словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Здесь, может быть, создались некоторые из его произведений, исполненных высокого аскетического одушевления и стремления к познанию Божества в созерцании его творения - мира. Результатом этого периода в жизни Кирилла Туровского явилось его сочинение: «Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового» и, может быть, поучение «О подвиге иноческого жития» и «Последние к печорскому игумену Василию», с большей или меньшей вероятностью приписываемые святому Кириллу. Своей подвижнической жизнью Кирилл стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом Киевским в епископы города Турова. Ко времени епископства святого Кирилла относятся нелады великого князя Андрея Боголюбского с епископом Феодором. Кирилл принял сторону князя и предал епископа Феодора анафеме за ересь. Кириллу Туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памятников XII века, восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны «Молитвы на всю седмицу». Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста и других выдающихся проповедников. Лучшие издания: Сухомлинова, «Рукописи графа Уварова» (том II, выпуск I, Санкт-Петербург, 1858); К. Калайдовича: «Памятники русской словесности XII века» (Москва, 1821); в «Памятниках древне-русской церковно-учительной литературы» (выпуск I, издание журнала «Странник», 1894). В переводе на русский современный язык все творения Кирилла туровского изданы преосвященным Евгением Минским и Туровским (Киев, 1880). Взгляды на достоинство произведений Кирилла Туровского весьма различны. С одной стороны - в нем видят народного аллегоризатора в стиле современных ему византийцев; с другой - превозносят его за возвышенность его идеалов, за красноречие и за изящество формы его произведений. Кирилл Туровский был вполне сыном своего века и, имея от природы большой поэтический талант, развившийся в обстановке монашеской и затем затворнической жизни, не мог не подчиняться влиянию И. Златоуста и других проповедников. В его поучениях преобладает красноречие, торжественное над учительным; образы, теснящиеся в его воображении, затемняют логическую схему; порыв от прозы жизни в область отвлеченного лишает его проповедь практической применимости. Богатое воображение и одушевление, соединенное с восторженно-радостным настроением - вот характеристические черты проповедей Кирилла Туровского. Что касается зависимости его от византийских образцов, то, как справедливо замечает профессор Пономарев, «прямых и буквальных заимствований из них в поучениях Кирилла Туровского нет, хотя каждую его страницу можно было бы иллюстрировать соответственными местами из святоотеческих поучений». Насколько поучения Кирилла поражают подчас обилием образов и сравнений, настолько просты, но вместе с тем проникнуты одушевлением его молитвы. По форме они состоят из обращения и моления, заканчивающегося кратким славословием, но по содержанию представляют значительное разнообразие. Главным их предметом является человек, обремененный ношей грехов. Тяжелые думы о слабости и ничтожестве человека, скорбь о его греховности и немощности, проходящие через все молитвы Кирилла, являются ярким контрастом тому бодрому и жизнерадостному настроению, которым проникнуты все его ораторские произведения, в виду чего молитвы только приписываются Кириллу предположительно. По своей учености и богатству сведений в области греческой поучительной литературы, Кирилл Туровский - один из крупнейших писателей XII века.

 

2. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ ВКЛ

 

Грозная опасность со стороны агрессивных западных соседей - Ливонского и Тевтонского немецких орденов заставила литовцев объединиться вокруг одного военного вождя, которым в 30-х гг. XIII в. становится первый великий князь Литовский Миндовг.

Русское культурное влияние в новом государстве подчинило себе господствующую народность. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык (литовской письменности в то время не существовало).

Сын Гедимина Ольгерд с полным успехом продолжал территориальные приобретения. Уже при Гедимине киевские князья признали верховную власть великою князя Литовского. Ольгерд в 1362 г. привел Киев под свою непосредственную власть и посадил в нем наместником своего сына Владимира. Вскоре затем Ольгерд подчинил Литве почти всю Волынскую землю, в которой князем стал Любарт Гедиминович. В 1362-1363 гг. Ольгерд вел войну против татар, которые в то время непосредственно владели Подолией; он разбил татар в битве на Синей Воде, овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов Черного моря; князьями на Подолье стали его племянники, сыновья Кориата Гедиминовича (впоследствии Подолье долгое время было спорной областью между Литвой и Польшей). Кроме южнорусских областей, Ольгерд подчинил своей верховной власти Чернигово - Северскую землю и часть Смоленской земли. В то время как Ольгерд с таким успехом вел завоевательную политику на юге и востоке, его брат Кейстут действовал против немцев на западе, остановив их наступательное движение.

В результате военных и дипломатических успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в конце XVI в. в обширное государство, которое простиралось от Балтийского до Черного моря; в этом государстве западнорусские земли составляли 0,9 всей территории огромное большинство населения было русским. Эти поразительно быстрые и легкие успехи великих князей литовских объясняются как тем, что западнорусские земли охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар, так и тем, что, присоединяясь к Литве, русские области ни в какой мере не испытывали национального или религиозного гнета или какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья - Рюриковичи, признавшие над собой верховную власть великого князя Литовского; в некоторых областях их заменили литовские князья - Гедиминовичи, но за исключением этого, никаких существенных перемен не происходило. Таким образом, существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был его федеративный характер (в противоположность московской централизации). «Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое» (Любавский).

Русское культурное влияние все более усиливалось в Литве, и сами Гедиминовичи постоянно обрусевали, некоторые из них и крестились в «русскую веру». Однако в конце XIV века Литовско-Русскому государству пришлось пережить тяжелый и опасный национально-политический кризис. После смерти Ольгерда (1377 г.) в литовской великокняжеской семье начались раздоры и борьба за власть. Великим князем стало один из сыновей Ольгерда, хитрый и жестокий Ягайло, который погубил своего дядю Кейстута, но встретил сопротивление некоторых областных князей, своих братьев. В это время соседняя с Литвой Польша переживала династический кризис. После смерти короля Людовика Венгерского (1382 г.) в Польше была признана королевой его несовершеннолетняя дочь Ядвига, и польские паны хотели устроить ее брак с Ягайло, надеясь, что этот брак поведет к унии Польши с Литвою, точнее к присоединению обширного Литовско-Русского государства к королевству Польскому. Ягайло с радостью согласился жениться на Ядвиге, чтобы этим браком укрепить свою власть и обеспечить себе помощь Польши, как против немцев, так и против непокорных братьев. В 1386 году Ягайло принял католичество, женился на Ядвиге и стал королем польским, с именем Владислава. Перед этим (1385 г.) Ягайло выдал в Крево польским послам обязательство не только самому принять католичество, но привести в католическую веру также всех своих родственников и подданных и присоединить навсегда свои земли к короне Польской. Уния 1385-1386 гг. была инкорпорацией (или «втелением») великого княжества Литовского в Польское королевство. Однако требование уничтожения государственной самобытности великого княжества Литовского вызвало открытое восстание литовских князей и бояр, во главе которого стоял двоюродный брат Ягайла Витовт. Восстание встретило общее сочувствие населения Литовско-Русского государства, и Ягайло вынужден был пойти на уступки: в 1392 г. в Острове было заключено соглашение, по которому Витовт был признан пожизненным великим князем литовским под суверенитетом польского короля, с тем, однако, что после его смерти его владения должны были перейти под непосредственную власть последнего. Однако фактически Витовт держал себя как самостоятельный и независимый государь.

Неудача в войне с татарами, которые в 1399 г. нанесли Витовту страшное поражение на р. Ворксле, вынудила Витовта снова искать соглашения с Ягайло, и в 1401 г. договор об унии был подтвержден на условиях соглашения 1392 г. После этого оба государя действовали в согласии в вопросах внешней политики и в 1410 г. совместно вели войну против Тевтонского ордена, которому польские, литовские и русские полки нанесли страшное поражение при Грюнвальде.

В своей внутренней и внешней политике Витовт был сильным и деятельным государем. Встретив и подавив сопротивление некоторых областных князей, от которых он требовал «покоры» и послушания, Витовт упразднил крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Новгороде Северском, Киеве, на Волыни и Подолье; вместо прежних князей Рюриковичей или Гедиминовичей Витовт стал назначать в эти области своих наместников, которые управляли этими областями по-прежнему, при участии местного боярства.

В своей внешней политике Витовт также достиг значительных успехов. На рубеже XIV и XV вв. он присоединил к великому княжеству Литовскому княжества Смоленское и Вяземское, а также целый ряд так называемых верхнеокских княжеств. Таким образом, в начале XV в. великое княжество Литовское охватывало не только Литву, всю Северо-Западную и почти всю Юго-Западную Русь, но и западную часть Великороссии (целиком или частью губернии Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую и Курскую).

Хотя «втеление» Литовско-Русского государства и не удалось полякам, все же договоры об унии и «привилеи», явившиеся в результате этих договоров, оказали существенное влияние на социально-политический строй великого княжества Литовского. Они оформили и укрепили позицию литовской землевладельческой аристократии, предоставив ей все те социальные привилегии и политические права, которыми пользовались их «суседы» и «братья» в короне Польской. Городельской привилегией 1413 г. устанавливается участие литовской знати в избрании будущих великий князей Литовских (и королей польских), а также совещание знати с великим князем. Таким образом, уния с Польшей (хотя бы только личная или династическая), сделав власть великого князя Литовского избирательной, воспрепятствовала образованию в великом княжестве сильной наследственной монархии и сделала литовскую аристократию распорядительницею судеб государства. В великом княжестве Литовском создается ряд высших должностей по польскому образцу - воеводы, каштеляны, маршалки, гетманы, канцлер. Польский язык и польское культурное влияние в среде литовской аристократии начинают играть преобладающую роль. Часть русской аристократии, стремясь приобщиться к власти и привилегиям господствующего слоя, принимает католицизм и поддается полонизации, тогда как другая часть остается верна своей вере и народности, и таким образом возникает в Литовско-Русском государстве та национально-религиозная вражда и борьба, которой оно было совершенно чуждо в XIV столетии.

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси: Русь Московская и Русь Литовская. Три четверти древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие - попали в состав Литовской Руси. Начиная с ХIII века и до конца ХVIII века, история этих земель тесным образом связана с существованием Великого княжества Литовского.

Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Способы присоединения новых земель были различными. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского. Наряду с этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялись: новых порядков старались никому не навязывать.

Кроме того новое государство давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства.

Это тяжелая эпоха, пережитая Русью в ХIII веке, составляет переход от истории Киевского государства к истории тех государств, которые его заменили, а именно: Новгородского государства, Великого княжества Владимирского, а затем Московского, и Великого княжества Литовского.

В 1316 году великим литовским князем становится Гедиминас - основатель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских земель сильное государство. При нем русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Сам Гедиминас считал себя не только литовским, но и русским князем. Он был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Две трети всех земель Гедиминаса были русскими землями. Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. Гедиминас начал ее собирание, а его дети и внуки закончили этот процесс, который совершался быстро и легко, так как население русских земель само охотно шло под власть обрусевших Гедиминовичей.

Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации).

Сыновья Гедиминаса - Альгирдас и Кястутис - собрали под своею властью практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар и дав ей единую сильную власть - власть, русскую по своей культуре и по своим приемам.

По мнению русского историка М.К.Любавского «Литовско - Русское государство в ХIV веке представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое».

Ситуация в этом регионе начинает меняться в конце ХIV века. Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, разрешив противоречия, стоящие между этими государствами: борьба за русские земли Волынь и Галич и общее противостояние немцам, которые угрожали обоим государствам. Ягайло согласился на все поставленные ему условия, принял католичество сам, а в 1387 году окрестил в католичество языческую Литву, и заключил в 1385-1386 г.г. Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства.

Но это условие так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом решительно воспротивилась потере самостоятельности. Дошло до того, что Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон.

Витаутасу удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель: Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки).

Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси.

Усиление Витаутаса, его высокий авторитет были следствием того недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни.

По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, в состоянии взаимного озлобления и недоверия. Борьба этих партий и погубила постепенно силу и величие Литовско-Русского государства.

В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название «восстание Свидригайло». В ходе движения, возглавленного князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса - возникла ситуация, когда Великое княжество Литовское распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на «великое княжение Русское». В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным. Пока Сигизмунд подтверждал унию с Польшей, русские земли жили своей жизнью, пытались построить отдельное политическое здание. Однако «восстание Свидригайло» потерпело поражение, а после гибели князя Сигизмунда на престоле в Вильнюсе утверждается Казимирас, правление которого знаменовало новую эпоху в развитии Литовского государства. Он восстанавливает пошатнувшиеся основы униатской политики, в своем лице династически объединяет два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское.

Тем не менее до середины ХVI столетия, несмотря на усиление польского влияния в литовском обществе, литовской знати удавалось отстаивать самобытность и самостоятельность княжества от всяких попыток со стороны Польши усилить унию и крепче привязать Литву к польской короне.

До этого времени Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель. В середине ХV века в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады послов.

Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами. В них слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Все три статута были славяноязычными.

Великое княжество Литовское обладало своеобразной культурой, основу которой заложили восточные славяне. Просветитель из Полоцка, восточнославянский первопечатник Франциск Скорина, мыслитель Симон Будный и Василий Тяпинский, поэт Симеон Полоцкий, десятки других выходцев из Великого княжества обогатили своим творчеством европейскую и мировую цивилизацию.

В «золотые времена» Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. До ХVI века в религиозной жизни государства преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. Канцлер Великого княжества Литовского, политический деятель Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а в конце жизни стал католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. В ХV веке была подобная попытка у митрополита западнорусской православной церкви Григория Болгарина, которая окончилась неудачей. После принятия церковной унии ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение.

Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Литвы. В 1569 году была подписана Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое государство - Речь Посполитую. Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское государство нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства.

В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная, не бытовавшая до этого времени в мире форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.

По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли Великого княжества Литовского, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.

3 мая 1791 года Конституция Речи Посполитой, вторая в мире после Конституции США, ликвидировала федеративное утройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Однако по мнению литовских историков не 1791-ый, а 1795-ый год, год третьего передела Речи Посполитой стал последним, когда окончательно была закрыта первая страница истории Литовского государства, в результате включения территории и населения Литвы в состав Российской империи.

В середине ХVIII века внутренняя анархия в Речи Посполитой стала настолько явною и тяжелою, что соседние правительства с особым вниманием следили за ходом польско-литовских дел и были готовы к вмешательству в случае окончательного разложения государства. Из самой Польши и Литвы шел призыв к такому вмешательству. Так, к императрице Екатерине II в начале ее царствования обратился Белорусский епископ (Георгий Конисский) с мольбою о защите православного населения в Речи Посполитой, которое подвергалось не только насилию и поруганию, но и систематическому преследованию властей (так запрещалось не только строить, но и исправлять православные церкви; цензура православных церковных книг поручалась католикам; были установлены поборы с православных в пользу католического духовенства; православные были подчинены церковному католическому суду; у русских православных людей было отнято право занимать общественные должности и быть депутатами на сейме).

 

3. РОЛЬ МАГДЕБУРГСКОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ БЕЛОРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Самоуправление городов Беларуси взяло свое начало еще с времен Киевской Руси. В Полоцке и в Витебске, как в Киеве и в Новгороде всеми полномочиями обладало вече. Оно утверждало управителей города - “мужей”, старшин, тысячников, сотников и других представителей городской администрации. Эти традиции сохранялись и в 14-15 веках, особенно в восточно-белорусских городах.

Находясь в составе Великого Княжества Литовского, Беларусь осваивала многие приобретения Запада. На ее территории увеличился ряд типично европейских норм правовой и политичной культуры, в частности право организации жизни города на основе самоуправления. И происходило это не случайно. В средневековье население крупных городов Беларуси, особенно западных было уже полиэтичным, что само по себе благоприятствовало развитию культурных отношений между народами. В 13-14 вв. тут поселилось много иноземцев, особенно немцев. В Полоцке, например, была частная ганзейская фактория. Много немецких купцов и ремесленников поселяются в Гродно и Бресте. Формируя вольную общину, они управлялись своим, принесенным с немецких земель, правом, знакомым нам как магдебургское. Немецкое право давало им значительные преимущества по сравнению с другими горожанами.

Вече, особенно в первое время, еще собираются, но дела, обсуждаемые на них, все меньше и меньше касаются волости. Их интересуют почти что исключительно жизнь города. Только на востоке державы долго сохраняется древний вече вый обычай. Тут вече собирает на свои сходы не жителей городов, но и жителей округи, деревенских крестьян. Тут еще долго сохраняется мещанско-крестьянское самоуправление; старосты, выбранные вечем, собирают дань, распределяют между всеми жителями волости обязательные работы, ведут все судебные дела. Но и на востоке с течением времени в городах начинают вводиться новые порядки и обычаи, базированные на нормах магдебургское право.

Право Магдебургское (SACHSISCHAS WEICHBILD или magdeburger Weibildrecht)-сборник законов, появившийся около конца 13 века и образовавшиеся из “Саксонского Зеркало” и магдебургского городского шеффенского права. Особое городское право появляется в Германии после ознакомления германских императоров, совершавших походы в Италию, с итальянскими городами. Оттонь Великий основал на Одере, Эльбе, Заале саксонские города по обычаю и образцу городов римских. Города обычно основывались на том месте, где люди съезжались на торги и ярмарки: это место обозначалось особым знаком WEICHBILD (от слова WICH, одного корня с греческим словом, означавшим “дом, укрепленный дом”). Сначала эти города были непосредственно подчинены королевской власти. Впоследствии, когда города освободились от нее WEICHBILD стало означать городское право. Преимущественно под WEICHBILD подразумевается магдебургское право. Древнее магдебургское право шеффенов, вместе с Саксонским Зеркалом, Саксонским вейхбильдом и другими подобными сборниками Прав, послужило основанием гражданского и уголовного законодательства, судоустройства и судопроизводства в средневековой Гер-мании. В прусских владениях немецкого ордена Магдебургское право шеффенов под именем хелминского права, служило общим законом страны и сохранило это значение и после падения ордена, до 17 века.

Магдебургское право в Польше и Литве. Магдебургское право проникло и Польшу вместе с немецкими колонистами. Первой из славянских земель подверглась онемечиванию Силезия; сюда и перешло немецкое право. Из Силезии в 13 веке оно проникло в земли Великой и Малой Польши. С 1252 года немецкое право в Краковской земле Бохния, Заторь, Величка, Краков и др. Особенно благоприятным временем для распространения немецкого права было царствование Казимира Великого Усиленное внедрение немецкого права продолжается и в 14-15 веках. Лет через двести после Казимира Великого все “места и “местечки” в коренной Польше жили по немецкому праву (магдебургскому, хелминскому,). Из Польши немецкое право распространилось на Литву и Русь.

В Галиции Магдебургское право впервые появляется еще при русских князьях. Данил Романович призывал немцев-колонистов селиться в своих городах; его внук в 1320 году обещал торнским князьям право свободной торговли в своих владениях. Ко времени польского господства немецкое право здесь имело характер частной привилегии, данной немецким обитателям города. В русское время точно известна только одна попытка распространить немецкое право на целый город: В 1339 году последний голицкий князь, Болеслав-Юрий, пожаловал городу Сансоку привилегию на магдебургское право. С переходом под польское правление почти все галицко-русские города получают от королей привилегию на Магдебургское право. После первой унии Литвы с Польшей (1386) немецкое право начинает быстро распространяться и в литовско-русских городах. Польское правительство смотрело на распространение немецкого права, которое к тому времени сделалось уже обычным польским, как на средство полонизации, а потому охотно выдавало городам привилегии такого рода. В русских землях распространилось преимущественно Магдебургское право; другие же разновидности немецкого права встречались только в виде редких исключений.

Магдебургское право распространялось в Польше не путем узаконивания какого-нибудь сборника (его еще не было и в Магдебурге, когда оно появилось в Польше): распространялось и держалось оно путем предания. С появлением Ландрехта и Вейхбильда, двух сборников по Магдебургскому праву, они попадают в Краков-столицу Польши. В Краковской универсальной библиотеке сохранилась рукопись этих сборников на немецком языке от 1308 года.

При Казимире Великом Магдебургское право получило официальное признание. В Вислицком статуте король угрожал отнять привилегии у тех поселений, которые будут применять польское, а не немецкое право. Магдебургское право в Польше носило разные названия, заимствованные у городов, которые раньше других его получили и потом сделались образцами для других магдебургий. Право хелмское (хелминское) заимствовало свое название от города Хелмна, который получил Магдебургское право в 1251 году и был сделан апелляционной инстанцией для всех прусских городов. Хелмское право создавало общность имущества супругов, чем значительно отличалось от общего.

По вопросу о том, какие из памятников Магдебургского права применялись в русских городах Речи Посполитой, между ученными существует разногласие. В.Б.Антонович (19в) высказывал мысль, что было взято только внешнее устройство городов, руководящими же юридическими нормами в русских городах были местные обычаи.

Профессор М.Ф.Владимирский-Будаков (19в) держался противоположного мнения и полагал, что в русских городах действовали чужеземные источники, а не местные обычаи. А.Ф.Кистяковский (19в) занимал середину между этими двумя мнениями: он признавал применение судами ручных книг “Магдебургское право”,составленных польскими юристами, но находил, что “Магдебургское право терпело видоизменения от местных юридических обычаев и воззрений, которые нередко действовали наряду с ним и его заменяли”.

Белорусский исследователь Я.Юхо думает, что тут нашли отражение местное право обычаев и новые нормы, выработанные в процессе выделения горожан в обособленное сословие феодального общества - мещан, и, что города ВКЛ управлялись не немецким, а городским (мещанским) правом Беларуси и Литвы. Следовательно, белорусские города не просто переняли новые принципы жизни, но и прикрепляли их до своих условий и особенностей. Магдебургское право дополнялось тут местной традицией, поэтому организация и функции органов самоуправления в разных городах Беларуси могли либо совпадать, либо иметь значительные отличия между собой.

Однако в общем организация административной и судовой власти по нормам Магдебургское право в Белорусских городах ставила их в этом плане на один уровень с европейскими. Как отмечает А.П.Грицкевич, получение магдебургского права городами Беларуси и Литвы означало, что они достигли достаточно высокого экономического и социального уровня и сравнялись в этом соотношении со многими немецкими и польскими городами.

Одновременно с магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономичном и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти. Впервые изображение герба Гродно зафиксировано на печатях городского самоуправления 2-ой половины 16 века.

В соответствии с привилеем, пожалованным королевой Боной в 1540 году, войту и лавникам разрешалось иметь печать. На печати 1565 (наиболее ранней из известных) изображен стремительно бегущий благородный олень с крестом между рогами (так называемый олень святого Губерта). В средневековой Европе святой Губерт считался покровителем охотников, и эта эмблема не случайно стала Гродненским гербом. Охота была одним из основных занятий жителей Гродно, расположенного в непосредственной близости к огромным лесным массивам - Гродненской и Беловежской пущам.

В средние века белорусские города были центрами ремесел, торговли, культуры и оборонительными форпостами. В XIV - XVI веках многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское или майдеборское право (от названия немецкого города Магдебург, который издавна имел свое самоуправление).

Первыми на Беларуси магдебургское право получили Вильня (1387 год) и Берестье (1390 год). Позже, в XV - XVI веках - Городня, Слуцк, Полоцк, Менск, Новогородок, Слоним, Могилев.

Пинск получил свой герб 12 января 1581 года вместе с магдебургским правом от короля Речи Посполитой Стефана Батория.

Горожане имели право вольно иметь броварни и котлы к ним для производства медов, пива и горелки.

Культура Беларуси (в данном случае культура рассматривается как совокупность созданных людьми в процессе экономической, общественно-политической и духовно-творческой деятельности материальных и духовных ценностей, которые отражают исторически достигнутый уровень развития человека и общества) имеет богатую историю, отмечена многобразием форм и глубиной содержания. Она относится к типу «открытых», на всех исторических этапах её развитие просходило во взаимодействии с соседними славянскими и иными европейскими культурами. При этом в основе белорусской культуры всегда было богатое наследие народного творчества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В V-X вв. на современной территории Беларуси сформировалась срубная техника деревянного жилья, типы основных средств труда, утвари, традиции народного быта и натурального хозяйства. Высокого конструктивного и эстетического уровней достигли домашние ремесла и прикладное искусство. На культурный облик белорусов, их национальный характер повлияли особенности процесса христианизации их предков, проходившего преимущественно мирным, эволюционным путем. В более поздние эпохи гармонический синтез христианской духовности и языческой мифологии стал одной из существенных причин расцвета белорусского фольклора.

Ярко выраженные специфические черты характерны для культуры Беларуси XI-XII вв. Это период расцвета Полоцкого, Туровского, Пинского княжеств с высоким уровнем зодчества, письменности, прикладного и изобразительного искусств, просветительской деятельности Ефросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского и др. В XII-XIII вв. сформировались оригинальные архитектурные школы в Полоцке (Софийский собор) и Гродно (Коложская церковь), созданы культурные шедевры (крест Ефросиньи Полоцкой мастера Лазаря Богши и др.).

В XIII-XV вв. шло становление белорусской народности, государственности, старобелорусского языка. Формировались характерные черты белорусской оборонной архитектуры (Новогрудский, Лидский, Кревский замки), церковной живописи и музыки, создавались произведения оригинальной и переводной литературы. В различных областях происходил синтез местных традиций и достижений западноевропейской культуры, возникли местные разновидности романского и готического стилей. На протяжении своей истории белорусский народ создал высокоразвитую и оригинальную архитектуру. Сохранившиеся сведения о памятниках монументального, в частности, культового зодчества Беларуси (материалы о многих из них имеются в белорусских архивах) свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм).

В дохристианской архитектуре были распространены капища - специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, ставшего наряду с развитием городов первопричиной формирования новых направлений в зодчестве, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича - плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. Построен он из плинфы в технике с так называемым скрытым рядом. Уже в этом памятнике были заложены основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве.

На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря, Благовещенская церковь в Витебске.

Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Коложская), Пречистенская церкви в Гродно и т.д.

Со второй половины ХIII - начала ХIV в. начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Его особенности определялись социально-экономическими, политическими и культурно-религиозными условиями, в которых находилась Беларусь в составе Великого княжества Литовского. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV - XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры - готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сыны і пасынкі беларусі, составитель С.В.Барыс. Минск: “Полымя”, 1996;

2. Энциклопедический справочник “Живописная Россия”. С.-Петербург, 1882;

3. Тарасаў К. “Памяць пра легенды”. Минск: ”Полымя”, 1994.

4. Гісторыя Беларусі. Ч. 1. Са старажытных часоў да канца XVIII ст. Мн.: РІВШ БДУ, 2000 г.

5. Гісторыя Беларусі. Вучэбны дапаможнік. Пад рэд. Ю.Л. Казакова і інш. Мн.: НКФ Экаперспектыва, 1996 г.

6. Грыцкевіч В. Нашы славутыя землякі. Мн.,1984 г.

7. Гісторыя Беларусі. У2 ч. Пад рэд. Я.К. Новіка і Г.С. Марцуля. Мн:. Універсітэцкае, 1998 г.

8. Из истории школы Белоруси и Литвы». М., 1964. «Общеобразовательная школа БССР на современном этапе». Мн., 1978.

9. Андрэева Е., Лыч Л. «Асвета i мова». Мн., 1990.