12.05.2012 3379

Система ценностей в культуре Китая+Художественная практика+Особенности художественной культуры древнего Китая

 

ПЛАН

 

1. Предмет и задачи эстетики. Взаимосвязь культурологи и эстетики

2. Структура эстетического сознания

3. Основные категории эстетики

Список литературы

 

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРОЛОГИ И ЭСТЕТИКИ

 

Слово «искусство» - первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусствоведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря ему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.

Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.

Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.

Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека.

Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.

Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита - это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

- Искусство – это форма общественного сознания, выраженная в отражении общественного производства жизни. Оно является способом познания окружающего мира, то есть формой отражения людьми общественного производства жизни с помощью творческого процесса в соответствии с формой общественного сознания.

- Общественное производство жизни составляет реальную основу, над которой возвышается надстройка, которой соответствует творческий процесс.

- Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, бытие определяет их сознание.

На известном этапе развития формы общественного сознания приходят в противоречие с отражением общественного производства жизни. С изменением общественного производства жизни изменяется искусство.

Искусство, как форма отражения, объединяет в себе идеальное и материальное, субъективное и объективное. Формы искусства являют собой формы вещей, каковы они в сознании или каковы они сами по себе. Таким образом, рассматривается соответствие материального и идеального.

Единичные вещи – есть суть, всеобщая материя всех искусств. Воспроизводящая форма искусства изображает особенное частное во всеобщем.

Так как исходным процессом познания является живое созерцание, абстрактное мышление, оперирование вещами в соответствии с понятиями, то это суть диалектического познания. И она же суть искусства. Именно поэтому искусство – это способ познания окружающего мира.

 

2. СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

 

В процессе жизни у каждого индивида складывается свое, индивидуально неповторимое устойчивое чувственное отношение к миру - эстетический вкус. Вкус становится свойством личности. Характеризует ее. C этим своим качеством человек взаимодействует с миром.

Активность субъекта здесь проявляется в том, что на основе вкуса индивид выносит чувственную оценку всему тому, с чем он взаимодействует. Кант пишет о суждении на основе чувства. Иными словами, срабатывает наша субъективная непосредственность. Мы так устроены, что так реагируем. И на основе характера нашей непосредственной реакции мы и относимся к чему-то вовне. Или к самим себе. И это моя личность выносит суд.

Психологическая школа Узнадзе в ХХ столетии разработала теорию установок, которые складываются в психике человека в толще той или иной национальной, социальной действительности. Психологические установки - это своеобразные ориентировочные реакции на особенности действительности. Они помогают нам жить в непосредственности, т.е. не размышлять каждый раз и не искать мучительно решения той или ной проблемы. Конечно, установки могут быть не адекватными действительности. И тогда они играют отрицательную роль. Но то, что они облегчают нашу жизнь, делают ее свободной, богатой - это несомненно. Да и вообще мы посредством установок приобретаем тот или иной уклад души. Мы не нечто размытое, а конкретное. Мы или русский с его установками, или грузин, или татарин. Иными словами, в законах формирования психики мы и формируемся как люди. И нам необходимо достигать истинности также и в самих наших установках, которые формируются в нас бессознательно, интуитивно, чувственно.

Мы здесь говорили об эстетическом восприятии формул учеными. Но в принципе различия между ученым и простой торговкой зеленью на базаре нет никакой. Кант пишет о сверхчувственной природе человека. Наша объективность не только в том, что у нас есть материальное, вещественное, прекрасное живое тело. Наша объективность в том, что это тело живет, движется, работает в сущностных связях мира. Мы воспроизводим в нашей жизнедеятельности сущностное движение действительности. Для наглядности: явления мира, с которыми мы в каждую долю секунды имеем дело, нам в эту долю секунды даны в картине закономерных связей. Причем, даны чувственно. Поэтому между физиком-теоретиком и торговкой зеленью на базаре если и есть разница, то, может быть, чисто количественная. Может быть. А то может быть, и нет. Отсюда понятно, что представить себе нашу чувственность, т.е. то, что мы воспринимаем, очень непросто. И чувственное восприятие до сих пор является предметом исследования не только философов, но и психологов. Существует и там, и там обширная литература. А без понимания того, что мы воспринимаем, каков наш чувственный образ, говорить об эстетическом бессмысленно.

Постижение природы эстетического вкуса связано с именем Канта. У Канта же трактовка вкуса связана с его концепцией природы человека, с Кантовской философской антропологией. Эстетический вкус по Канту необходимейшая субъективная способность в деятельности сознания.

Кант один из основателей современного диалектического видения мира. И здесь, прежде всего, необходимо вести речь о Кантовских антиномиях. Кант пишет, что в процессе познания, в силу того, что мир бесконечен, а опыт ограничен, в процессе познания возникают прямо противоположные мысли, с равным правом на истинность. В “Критике чистого разума” он пишет о четырех антиномиях. В “Критике способности суждения” он пишет об антиномии вкуса: можно высказать два суждения об эстетическом вкусе и оба они будут претендовать на истинность. Кант пишет:

“Итак, в отношении принципа вкуса обнаруживается следующая антиномия:

- Тезис. Суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нем диспутировать (решать с помощью доказательств).

- Антитезис. Суждение вкуса основывается на понятиях, иначе, несмотря на их различие, нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением)”.

Скажем так, Кант делает еще один шаг в постижении природы человека. В понимании того, какую роль в этой природе играют те или иные способности. Здесь он не пишет о роли. Он пишет о характере этой способности. Эту характерность он определяет через взаимодействие людей. О вкусах не спорят, потому что вкус не основан на понятиях и посредством дискуссии нельзя установить, чей вкус лучше, и нельзя прийти к единому вкусу. Потому что, как было сказано в лекции, вкус есть установка, свойство личности. И все же суждение вкуса основывается на понятиях, иначе о них вообще нельзя было бы спорить.

Мы начинаем представлять своеобразие этой нашей способности. И знать, что выносим суждение не на основе логических доводов, а на основе своего непосредственного чувства. Оно не познавательное суждение. Мы ничего не открываем. Мы только свое непосредственное чувственное отношение выносим и сообщаем. И в то же время вне понятийности для нас ничего внешнего нет. Понятийность есть непосредственное наше качество. Потому Кант отмечает, что все же некоторое общее понятие присутствует в нашем суждении. Пусть неопределимое, неясное, но есть. Здесь вспомним, что он вводит термин сверхчувственная природа человека. Для наглядности мы представим себе эту природу как ориентированность человека не просто в явлениях, а то, что мы воспринимаем явления в сущностных связях мира. Сущностных, т.е. закономерных. Иными словами, я, как человек, в каждом моем соприкосновении с миром иду к единичному, к этому предмету, обращаюсь с ним, беру в руки сквозь всю систему и его, и моих личностных связей с объективным миром. Потому и мое восприятие, пользуясь которым я свободно обращаюсь с любым предметом, восприятие конкретного идет сквозь все мое понятийное содержание, которое и есть по существу, сущностная картина мира в моей голове. Но как таковое мое отношение к предмету, мое его эстетическое восприятие, не обусловлено какой-то конкретной закономерностью предмета, явления.

И здесь Кант выдвигает еще одно положение, в котором делает еще один шаг по раскрытию природы эстетического вкуса. Он пишет, что “вкус с большим правом может быть назван sensus communis, чем здравый рассудок, и эстетическая способность суждения скорее может именоваться общим для всех чувством, чем интеллектуальная...” В чем здесь суть? Не будем пересказывать всю гамму очень тонких и подробных рассуждений Канта. Постараемся для лекции сделать такой вывод, который не противоречил бы рассуждениям Канта. Здравый рассудок отнесен к нашим объективным условиям жизни и касается конкретных событий и нашего поведения в них. Но вот о чем не может судить здравый рассудок: “Только там, где воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а рассудок без [посредства] понятий придает игре воображения правильность, представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство целесообразного состояния души”.

Читатель сам может осудить глубину и мощь Кантовского мышления. Точность и четкость его мышления. Это сообщаемое посредством чувственного восприятия состояние души, правильность игры воображения - это и есть совместное осуществление нами нашей субъективности, наше чувственное общение, в котором мы обмениваемся чувственными представлениями на основе чувства, или наоборот, обмениваемся чувствами на основе чувственных представлений. Причем, осуществляется этот обмен, как подчеркивает Кант, без посредства понятия. Именно процесс совместного достижения субъективной целесообразности во взаимодействии наших способностей является предметом эстетического вкуса. И потому он с гораздо большим правом может быть назван чувством общности, чем здравый рассудок. Впрочем, разночтений в суждениях здравого рассудка ничуть не меньше, чем разнообразия в эстетических вкусах. Но там цель совершенно другая.

Исходя из этого понимания Кант пишет о следующих особенностях суждения вкуса:

- Суждение вкуса на основе восприятия бескорыстно, незаинтересованно, отличается от практического, морального.

- Оно внешне нецелесообразно. В нем нет какой-то определенной цели.

- В эстетическом вкусе мы получаем удовольствие без понятия о предмете.

Но в то же самое время предмет рассматривается как предмет необходимого удовольствия.

Вполне понятно, что в восприятии на основе вкуса нет корысти. Мы получаем удовольствие просто от согласованной работы рассудка и воображения, от достижения этой согласованности, правильности в этой согласованности. Или, если делать вывод из кантовской антропологии, от достижения субъективной целесообразности, от достижения осуществления своей природы. Немецкая скрупулезность Канта состоит в том, что он описывая способность суждения в структуре деятельности нашей субъективности делает это скрупулезно, четко, без каких-либо отклонений, непоследовательности. Как истинный немец. И в этом-то и суть. Он очищает представление об эстетической способности от приносного. Он абстрагирует ее. Выявляет ее в собственном соку. В ее собственных качествах. В каких она участвует в деятельности субъективности и оказывает этими качествами свое воздействие. И, что очень и очень важно, он рассматривает деятельность наших субъективных способностей в той закономерности, в тех объективных условиях, в которых они действительно работают. В причинности цели. Именно целевая причинность рассматривается Кантом как объективные условия деятельности нашей субъективности. Кант достигает тем самым теоретической конкретности в анализе деятельности нашего сознания и в определении в этой деятельности места эстетического вкуса. До него, а многие и после него, не могли выстроить эту теоретическую конкретность, не смогли смоделировать те условия, в которых работает эстетическое сознание и в которых оно необходимо.

Наслаждаясь чувственно в созерцании чего-либо субъект фактически наслаждается через представленное ему в этом созерцании чувство достижение в себе той же самой субъективной целесообразности, которая воплотилась в этом предмете. То есть тот чувственный образ, который создан кем-то, сообщает мне также и ощущение субъективной целесообразности при созидании этого предмета. Это ощущение вплетено в образный строй. Неотделимо от него. Перечитайте еще раз те выдержки из Канта, которые здесь приведены. Просто потрясающе. Но Канта надо понять. А для понимания Канта надо разобраться в тех усилиях нескольких поколений философов, которые они потратили на то, чтобы создать такое мировоззрение, которое было строго научным и которое могло бы служить пониманию природы человека, постижению этой природы.

Примерно то же самое мы можем сказать и об остальных особенностях эстетического вкуса. Ясно, что конкретной цели в эстетическом вкусе не может быть, так как он отнесен к всеобщности, к идеальной тотальности нашей субъективной природы, которая осуществляет себя посредством взаимодействия с внешним беспредельным миром в целом. Ясно и то, что не понятие о предмете здесь причина удовольствия. Хотя, конечно, все это присутствует в моем удовольствии. Ибо при согласованной работе рассудка и воображения включается в процесс восприятия все то, что есть в моем сознании, все его понятийное и чувственно-образное содержание. Понятно и то, что предмет должен вызывать во мне или удовольствие, или неудовольствие. Ибо я в деятельном созерцании внешнего мира осуществляю себя. Мне необходимо достигать своей субъективной целесообразности всегда, но каждый раз это происходит неповторимо, ибо бесконечно своеобразны сами предметы моего созерцания, бесконечно своеобразны жизненные ситуации. А все они требуют, чтобы я сохранял правильность относительно мира в целом. Чтобы я во взаимодействии с конкретикой мира оставался в субъективной целесообразности относительно практики, относительно этого совместного объективного человеческого процесса.

 

3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ

 

У человека эстетическое чувство одно. И оно обращено к действительности в целом. Во всем его многообразии. Человек любуется и дикой природой, и своим духовным миром, и математическими формулами, и тем, что сделано его руками, и красотой отношений людей. Да и сам эстетический мир многообразен. В нем есть и прекрасное, и возвышенное, и трагическое, и комическое. Эти категории схватывают разные стороны, разные моменты движения эстетического. В теоретической литературе возникла проблема монистического подхода в понимании природы эстетических категорий. Скажем, распространен такой подход, когда категорию прекрасное объясняют из той категории «природа», которая обозначает то, что было до человека, к чему не прикасалась рука человека. А вот три другие категории объяснить из такой природы невозможно. Они явно имеют человеческое происхождение.

Естественно, что мы в данном курсе лекций стремимся сохранить четко выраженный материалистический подход к анализу природы эстетического. И строго следовать принципу детерминизма, принципу причинности. Монистический подход, т.е. объяснение чего-либо из единого начала, есть единственно научный подход. Другие подходы будут называться эклектикой, смешением разных, исключающих друг друга начал.

Всем этим требованиям, как мы полагаем, отвечает категория «деятельность», исходя из которой мы объясняли в предыдущих лекциях объективные основы эстетического сознания. Но здесь эту категорию необходимо брать в философском, мировоззренческом плане. Понимая под целеполагающей деятельностью человека особую форму материального движения. Наряду с другими. Такими как физическая, химическая, биологическая формы материального движения.

Тогда категория практики означает мир в целом. Тот объективный мир, который дан нам в наших ощущениях. Практика - это материальное, т.е. объективное движение, в котором в единой логике движения находятся и внешний предметный мир, и сам субъект, человек. Они - единое целое. Весь внешний мир в практике, в этом беспрерывном чувственном труде человечества, предстает по отношению к нашей субъективности как предметная форма ее бытия. А сознание не может быть ничем иным, как распредмеченной логикой практики в целом. Субъективность в целостной логике своей деятельности воспроизводит целостную логику этого объективного процесса целеполагающей деятельности человечества.

Распредмечивание и опредмечивание есть неотъемлемые и взаимообусловленные моменты этого объективного движения, этой практики, которая совершается в субъективной форме. Потому логика деятельности нашего сознания объективно обусловлена. И это логика деятельности целостного сознания, в котором разнородные способности только в обусловленном необходимостью осуществления объективного процесса взаимодействии обеспечивают полноту осуществления практики.

Сознание формируется в деятельности, осуществляется в деятельности, развивается в деятельности. Вне деятельностного сознания быть не может. А деятельность - только общественная, только сообща люди могут осуществить и свою деятельность, и сами себя. Суть еще в том, что носителем субъективности, носителем условий формирования и развития субъективности является общество как совместная деятельность людей. Вне общественного движения сознания быть не может.

Потому в этом объективном процессе практики возникает взаимозависимость между объективным и субъективным. Существование одного из них обусловлено существованием и развитием другого. И с ходом истории человечества место развитой субъективности становится все более заметным. Человечество все больше и больше сил отдает тому, чтобы развить индивида, воспитать его, выучить его, сформировать его субъективность для объективного процесса. В узком смысле для непосредственного производства материальных условий жизни. А в широком, подлинно человеческом смысле - для осуществления самого человечества и для осуществления природы человека как человека. В конечном итоге человечество может просто жить только в том случае, если оно осуществит себя как человека. Что сегодня далеко не бесспорно. В том смысле не бесспорно, что сегодня большинство человечества обеспокоено прежде всего материальным производством. А оно тем самым готовит себя к гибели. Ибо в его руках оказываются такие силы природы, пользуясь которыми оно может уничтожить самое себя уже сегодня в считанные минуты.

Таким образом, свою человеческую природу, свою человеческую сущность люди присваивают посредством собственной деятельности в совокупной деятельности с человечеством. В практике. Естественно, что процесс присвоения этот не может быть вне внутреннего стремления и вне ощущения процесса присвоения, характера самоформирования относительно объективной логики практики. То есть объективной логики деятельности субъекта в практике. Процесс присвоения - это процесс целостного самоформирования. Не отдельной какой-то способности, хотя и ее человек ощущает, а именно самоформирования как целостного субъекта.

В «Философии духа» Гегель, великий философ, наивно и беспомощно, как бы между строк, вскользь пишет, что было бы интересно узнать, как человек ощущает свою мысль. Сегодня мы можем ответить на этот вопрос. Пользуясь тем, что сделано самим Гегелем. В.И.Ленин при конспектировании «Науки логики» Гегеля записывает: практика человечества, миллиарды раз повторяясь, откладывает в сознании фигурами логики. Потому мы и ощущаем логичность или нелогичность мысли, что мы ощущаем объективный процесс той самой деятельности, которую мы сами совершаем. А деятельность и протекает в форме опредмечивающейся мысли. И если бы мы не ощущали логичность нашей деятельности, то можете сами представить на что мы были бы способны. Часть общества сегодня перестала ощущать логичность своих действий. Руководящая часть. И во что превратилось общество.

Эстетические категории схватывают моменты самоосуществления, само достижения человека. Относительно объективного процесса практики. В объективном процессе практики. Само достижения, самоосуществления себя субъективно. Но так субъективно, что я в этом ощущении осуществляю общество объективно. И правильно или нет - это я тоже ощущаю.

Эта действительность, эта реальность есть субъект. Субъект, находящийся в процессе самодвижения, саморазвития. И потому вне ощущения параметров своего и объективного мира (посредством субъективного развития), и субъективного мира (в осуществлении объективного) субъект как субъект, как процесс саморазвития быть не может.

Каждый единичный предмет в этом процессе есть результат деятельности субъекта, который осуществляет практику в целом. Субъект создает единичное как один из бесконечного множества моментов целого, практики. Будь то синхрофазотрон, будь то Собор Парижской Богоматери, будь то «Сага о Форсайтах», будь то шариковая авторучка. Если я ощущаю мысль, то я точно также ощущаю и свое воображение, и свое отношение к предмету, свое его переживание. Ибо нет в мире для человека чего-либо, что бы не двигалось в его переживаниях и посредством его переживаний. Эта реальность есть субъект во всех его проявлениях.

Категории прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое и схватывают всесторонне это движения саморазвития субъективности в этом объективном процессе. Мы их абстрагируем из наших ощущений. Из наших переживаний мира. А переживания наши сопряжены также и с процессом самоосуществления. Более того, все наши переживания как истинные или как ложные нам даны только в том случае и только тогда, когда я ощущаю логику собственного самоосуществления, своего саморазвития. Мне нужно чувственно воспринимать мир в этих категориях, чтобы я чувствовал истинность своей радости или печали. Прекрасна ли моя радость? То есть, не безобразна ли она? Пушкин как-то заметил, что человек тогда красив, когда он красив, когда смеется. Что есть смешное? Чувственно воспринимаемое несоответствие меня подлинно человеческому.

Таким образом, своеобразие эстетических категорий в том, что они извлекаются из само формирующейся стихийно естественно человеческой субъективности. Они есть чувственные моменты своего достоверного, правильного самобытия в этом объективном мире субъекта. Логические моменты саморазвития, самоосуществления человека как человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева В. В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник», 1991 г.

2. Виппер Р. Ю. «История древнего мира», М., «Республика», 1994 г.

3. Васильев А. А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.

4. История зарубежного искусства; ред. Кузьмина М.Т., Мальцева Н. Л., М., «Изобразительное искусство», 1984 г.

5. Куманецкий К. «История культуры Древней Греции и Рима», М., «Высшая школа», 1990 г.

6. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А. А., Минск, «Валев», 1995 г.

7. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство»

8. «Античное искусство», Ривкин Б. И., 1972 г.

9. «Первобытное и традиционное искусство», Мириамов В. Б., 1973 г.

10. «Западноевропейское искусство XVII века», Прусс И. Е., 1974 г.

11. «Искусство средних веков». Тяжелев Е. В., Сапоцинский О., 1975 г.