15.05.2012 11561

Понятие о чувствах. Виды чувств+Самовоспитание как высшая форма самосовершенствования. Программа и методы самовоспитания

 

ПЛАН

 

1. Понятие о чувствах. Виды чувств

2. Самовоспитании я как высшая форма самосовершенствования. Программа и методы самовоспитания

Список литературы

 

1. ПОНЯТИЕ О ЧУВСТВАХ. ВИДЫ ЧУВСТВ

 

Житейское понимание слова “чувство” настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это и обозначение ощущений (“чувство боли”), и возвращение сознания после обморока (“прийти в чувство”), и самооценка (чувство собственного достоинства, чувство собственной неполноценности) ит.п. Многофункциональное использование слова “чувство” выражается и в словах “чувствовать”,“предчувствовать”, “чувствительность”. Так, говорят “я почувствовал”, вместо того чтобы сказать “я ощутил”, или “я чувствую” вместо того чтобы сказать “ядумаю (полагаю, предвижу)”. Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об “острых ощущениях”, хотя ясно, что речь идет об эмоции страха.

Однако понятие “чувство” смешивается не только с ощущениями, но и с интеллектуальными процессами и состояниями человека. Например, у К.Д.Ушинского (1974) в его труде “Человек как предмет воспитания” подробно рассматриваются такие “умственные чувства”, как чувство сходства и различия, чувство умственного напряжения, чувство ожидания, чувство неожиданности, чувство обмана, чувство сомнения (нерешительности), чувство уверенности, чувство непримиримого контраста, чувство успеха. К сожалению, это имеет место не только в прошлом, но и сейчас.

Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам, которые вызывают me или иные чувства по отношению к ним. Такое внутреннее личное отношение имеет своим источником деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, укрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Тем же понятием обозначают и мимолетное удовольствие, возникшее из-за того, что после долгого дождя блеснуло солнце.

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Переживание чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценивать жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это и значит эмоционально пережить что-то. Переживание, таким образом, выступает как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко большой продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности и обретению необходимого равновесия.

Чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение. Переживание радости при научном открытии активизирует поисковую деятельность ученого, поддерживает интенсивность процесса удовлетворения познавательной потребности. Интерес как форма проявления потребности всегда имеет яркую эмоциональную окраску.

Чувства субъективно (для человека) выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.).

При удовлетворении сложных социальных потребностей, возникающих в процессе формирования личности, проявляются высшие чувства; при удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства. В зависимости от направленности высшие чувства делятся на:

моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

эстетические (чувство красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни).

Низшие чувства - чувства голода, жажды, усталости,, холода, страха и т.п. Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут рассматриваться как:

положительные (если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение);

отрицательные (если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения);

неопределенные (ориентировочные) - возникающие в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающими миром или при знакомстве с предметами деятельности.

Протекание чувств характеризуется динамикой, разовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.  К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда.

 К эмоциональным качествам относятся впечатлительность, отзывчивость, черствость (качество, противоположное отзывчивости), бесчеловечность (высшая степень проявления черствости) и другие.

 Необходимо выделить и такое специфическое качество чувств как их полярность, т.е. двойственное (амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость - грусть, любовь - ненависть, обаяние - отвращение). Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Степень выраженности чувств у разных людей различна. Иногда это обусловлено профессиональной деятельностью, имеют место также возрастные, половые и индивидуальные различия.

 Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Это собственно слово, интонация, тембр голоса, выражение лица, глаз (мимика), различные жесты и позы (пантомимика) и т.д. Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство, и тем самым раскрывая внутреннее содержание человека в его внешнем действии. Д.С. Макаренко писал: «Нужно уметь читать на человеческом лице... по лицу узнавать о некоторых признаках душевного движения». И далее он отмечает: «Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом... Мимика, умение встать, умение сесть - все это особенно важно для педагога». (Макаренко А.С. Соч.-М.:1958.-т.5,-С.268.)

Общественной мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый, хитрый, красивый и т.д.; определяет отношение общества к его личности: уважаемый, не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т.п., дает оценку его материальному положению.

Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен к суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение в глазах общества, ставит себя в одних отношениях выше, а в других ниже окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции, как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и т.д.

Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.

Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны правящим и богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.

Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это выражение так: «Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от гордости... Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется мускулом гордости».

Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовсто, самолюбие, чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия: забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности, самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.

Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во всякого рода творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы, музыки, науки, получают основания для гордости. Удачники могут «зазнаваться». Но гордость может не иметь тон грубого «зазнайства», а внешние проявления и характер внутренних переживаний при этом могут меняться.

У Ромена Роллана есть такая фраза: «тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется». Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере «двуликость»: одно лицо для посторонних, другое - для своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на «официальное» лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называется лицемерием. Похвала и порицание - сильнейшие орудия воздействия социальной среды на своих членов. «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»(Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или иной мере «рабами общественного мнения». Мысль «что скажут?» получает иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку. Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.

Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек «козыряет всеми своими козырями» и испытывает радость при удачи. Он гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим знакомством с людьми, высоко стоящими в мнении общества, своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями. При этом тщеславный не только испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное внешнее выражение.

Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем-нибудь большом и серьезном, то он найдут предлог, чтобы чем-нибудь да гордиться.

Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны, предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим социальным чувством.

Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.

Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще относится критически к людям, к «толпе», и судит о них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.

Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида. Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи с рядом факторов и представляет реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.

Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную личность обеспечивает успех лести. «Льстят, - по выражению Н.Г. Чернышевского, - затем чтобы господствовать под видом покорности».

Каждый человек в какой-то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная «правда глаз колет».

Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью.

Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.

Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает, что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к ответному «оскорблению действием» или к более тяжким последствиям. Не следует думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период наблюдать и направлять на что-либо свое внимание. Он ничего не видит и не слышит. Он весь во власти вихря внутренних вопросов: «Да как он смеет?! Да что же это такое неужели я это перенесу?!».

Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал: «Оскорбление причиняет боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие люди».

Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода гиперестезия в этом отношении, они видят и подозревают обиду там, где и не предполагалось причинить ее.

Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций, формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою теорию их возникновения, которая вкратце сводится к следующему.

Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолированно, как самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя линию через факты из отдельных пунктов жизни человека.

По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству, вытекающее из чувства самосохранения.

 

2. САМОВОСПИТАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ

 

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Как хорошо известно, каждому человеку, в том числе, естественно, и менеджеру какие-то факторы мешают нам быть самим собой и жить в гармонии с миром. В разные времена отрицательные качества людей называли по-разному: семью смертными грехами, семью пороками, дьявольскими соблазнами и так далее.

Ниже будут рассмотрены семь качеств, которые заставляют людей жить отгородившись от всего мира стеной комплексов и страхов, принуждают к бездеятельности, лишают довольно часто радости жизни, а то и толкают на преступления. Назовем эти недостатки драконами и приведем по семь видов оружия для уничтожения каждого из драконов и семь упражнений, направленных на обуздание соответствующего дракона. К числу таких драконов можно отнести жадность, высокомерие, нетерпимость, упрямство, самоуничижение, склонность к мученичеству и саморазрушение. Эти драконы таятся в основе каждой нашей пагубной привычки и являются главным препятствием на пути к реализации заложенных в нас возможностей. Именно драконы часто маскируются под честолюбие, таланты, силу, скромность, самопожертвование и мужественность. Нашей основной задачей является борьба с этими драконами, мешающими нам стать свободными, властителями собственных судеб, которыми мы и должны быть. Для менеджеров, так же как и для подавляющего большинства людей, очень важным является обуздание имеющихся у нас драконов и страхов, пытающихся ужиться в нас, подчинить нас своей власти.

Драконы очень редко позволяют нам себя увидеть и при внимательном рассмотрении исчезают и превращаются в нечто выглядящее более привлекательно. Вот почему многие из нас совершенно искренне пребывают в полном или частичном неведении относительно существования отдельных своих недостатков. Между семерыми драконами не существует никакой иерархии. Один из них ничем не лучше и не хуже другого. Жадность ничуть не лучше высокомерия, а склонность к мученичеству ни в чем не уступает упрямству. Причина отсутствия иерархии драконов очень проста: в основе каждого из них лежит страх. Вот почему подавляющее большинство страданий людей происходит от безграничного, подавляющего страха во всех его видах и проявлениях. Хотя между перечисленными драконами отсутствует иерархическое разделение, они, тем не менее, имеют определенные взаимоотношения: высокомерие и самоуничижение; нетерпеливость и склонность к мученичеству; жадность и склонность к саморазрушению; упрямство.

Члены каждой из перечисленных выше пар имеют между собой много общего и в их основе лежат схожие движущие силы. На первый взгляд они выглядят полной противоположностью один другому. Тем не менее, в каждом из драконов имеется зародыш его партнера. В основе высокомерия всегда лежит самоуничижение. В разные периоды жизни человека драконы - двойники могут превратиться друг в друга. Упрямство - это дракон, стоящий в стороне от остальных, он не имеет своего двойника. Однако упрямство может стать в пару с любым из шести драконов. Человек, например, может быть не просто упрямым, а упрямо-высокомерным. В упрямстве таится и отголосок каждого из шести остальных драконов.

Когда вы сумеете распознать своих драконов, это будет очень важным шагом на пути к их уничтожению. Но ни одному человеку никогда не удавалось избавиться от своих драконов попыткой спрятаться от них.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование. М., 1968.

2. Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В6т. т4. М., 1985-1988.

4. Гребенников И. В., Ковинько Л. В. Семейное воспитание: краткий словарь. М.: Политиздат, 1990.

5. Дидактика средней школы./Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.

6. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

7. Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1974.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

9. Лолмакова М. Н., Суров В. С. Краткий педагогический словарь пропагандиста. М.: Политиздат, 1984.

10. Оконь В. Педагогика. М., 1994.