08.06.2012 5021

Теоретические основы формирования информационной культуры у студентов инженерных специальностей

 

Впервые понятие «информационная культура» появилось в печати в 70 - 80-е годы в различных областях науки. В1990 г. в г. Новосибирске вышел сборник научных трудов «Информатика и культура», в котором понятие ИК осознается и исследуется как особое и актуальное научное направление. Авторы этого сборника ставили цель рассмотреть закономерности информатизации современного общества и пути становления ИК, «а также проблемы интеллектуальных систем в различных областях деятельности». Важность этого направления и актуальность исследований в этой области привели к тому, что в 1993 г. «в рамках Международной Академии информатизации было создано Отделение информационной культуры, объединившее ученых разного отраслевого профиля из разных городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья». В сентябре 1993 г. в Краснодаре - Новороссийске была проведена Международная научная конференция «Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы», положившая начало ежегодным научным конференциям по данной тематике. В настоящее время в Москве под эгидой Международной академии информатизации создано отделение информационной культуры, которое организует ежегодные конференции и публикует работы по проблемам, связанным с ее изучением.

Сделаем краткий обзор публикаций и проанализируем научные исследования в области ИК.

До настоящего времени нет четкого определения понятия. В статье «Курс информатики: состояние, методика, перспективы» В. Каймин дает следующее определение: «Под информационной культурой, прежде всего, понимаются умения получать, накапливать, искать, собирать и передавать информацию с помощью ЭВМ, используя базы данных и различные информационные системы. Эти технические умения будут все более важны для людей по мере развития информатизации общества. В информационную культуру в широком ее понимании кроме чисто технических навыков должны входить и умения выражать свои мысли и идеи в литературной, графической и художественной форме с использованием ЭВМ. Более того, в эту культуру должны входить и умения общаться и сотрудничать с другими людьми».

Далее автор, видимо исходя из того, что основная масса пользователей будет непрограммирующей, пишет: «Однако сомнительно, что для развития у людей такой культуры необходимо формирование у них алгоритмического мышления, которое в первом и пока единственном методическом пособии для учителей информатики раскрывается, как умение читать, понимать и исполнять алгоритмы (предписания для исполнителей)».

Отметим, что публикация вышла в 1990 г. и за последующие годы ситуация с методическими пособиями изменилась в лучшую сторону.

Проблема формирования ИК при профессиональной подготовке специалистов в вузах становится общегосударственной задачей.

В основных положениях Указа Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» мы видим:

- «Создание и использование систем массового информационного обслуживания населения в различных сферах деятельности.

- Создание и развитие основных компонентов инфраструктуры информатизации.

- Обеспечение компьютерной грамотности, информационной культуры населения».

Существует несколько подходов к изучению ИК и проблем ее формирования. Из них можно выделить информологический, культурологический и философский. Сама же ИК делится на три категории: ИКС, ИКЛ и ИКО в целом.

Большой интерес, на наш взгляд, представляют материалы международных научных конференций, которые проводятся ежегодно Краснодарским государственным университетом культуры и искусств. В 1993 г состоялась конференция «Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы», в 1994 - «Человек в мире искусства: информационные аспекты», в 1995 г. - «Информатизация и проблемы гуманитарного образования», в 1996 г. «Информационная культура личности: прошлое, настоящее и будущее», в 1997 г. «Информационное общество: культурологические проблемы», в 2001 г. «Информационная культура специалиста гуманитарной сферы», в 2002 г. «Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура».

В статье доктора философских наук М. Сарафа «Информационная культура общества в контексте образования» говорится о том, какое значение уделяется задаче формирования ИКС. В 1997 году в Краснодаре прошла конференция, посвященная этой теме. Конференция проводилась Международной академией информатизации, Министерством общего и профессионального образования России, Московским государственным университетом культуры и Краснодарским университетом культуры. Ее проблематика - «Информационная культура личности» - была представлена 244 докладами 270 авторов. На конференции были рассмотрены три важные темы, соответственно по ним можно разделить представленные доклады на три группы:

- Общие вопросы теории практики ИК, ее основные понятия и типы, правовые и нравственные аспекты информатизации образования;

- Психолого-педагогические проблемы формирования ИКЛ, психологические механизмы ее продвижения в педагогическом процессе;

- Роль информационных технологий, роль и влияние глобальных информационных сетей на развитие культуры, состояние информационных ресурсов в России в сфере культуры, искусства, образования.

В работе «Формирование информационной культуры личности и общества - актуальная социокультурная технология эпохи информатизации» Т.А. Полякова рассматривает «технологии обращения с информацией» как «социокультурные технологии формирования информационной культуры», которые обеспечивают человеку «комфортное существование» и элементарную адаптацию, в современном информационном обществе. Автор характеризует ИК, как новую социальную «технологию, направленную на формирование человека, способного жить и успешно осуществлять свою деятельность в современной информационной среде».

Автор подчеркивает, что современному человеку уже просто «необходимо не только знание информационных ресурсов, их динамики и умение оперировать информацией», но и обладать информационным мировоззрением, т.е. знать «законы функционирования информации в обществе», понимать сущность «происходящих информационных преобразований и осознания своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе.» Все это и «многие другие аспекты», по мнению автора, являются составляющими ИК. Далее автор характеризует ИК, как «очень широкое явление, включающее в себя и теоретические знания, и практические навыки и умения», классифицируя ее как «социокультурную технологию, направленную и на организацию социального взаимодействия, и на создание и оперирование различными символами». Т.А. Полякова отмечает трудности и отсутствие результатов в формировании информационного мировоззрения, как неотъемлемой части ИК, и призывает объединить усилия всех «заинтересованных» в решении этой проблемы «социальных институтов и специалистов». Автор считает, что «необходима выработка единой, всеобъемлющей системы поэтапного формирования ИК на протяжении всей жизни человека.

Работа И.М. Андреевой и Ю.С. Зубова «Информационное общество и личность» как культурологическая проблема» посвящена новому направлению научной и практической деятельности, связанному «с информационной культурой общества и личности, с возможностью их совмещения и гармонизации». В статье отражено не только превосходство возможностей общества над личностью, но и возможность баланса, особенно при формировании ИКС. Что касается определения «информационная культура», анализируя ее составляющие «тезаурус» и «информационную деятельность», авторы пишут относительно самого понятия, что «рамки четко не определены и остаются весьма размытыми».

Л.И. Алешин в статье «Взаимосвязь культуры и информации: некоторые аспекты и проблемы» подчеркивает, что «нет точного, однозначного» определения информационной культуры. Словосочетание «информационная культура» можно лишь применять «подразумевая под ним информационную культуру личности, общества и т.д.». В культурологическом аспекте, называя ИК одним «из важнейших факторов современного и будущего состояния социальной общности землян», автор отмечает, что на нее (информационную культуру - А.О.) «возлагаются большие надежды по спасению духовных ценностей общества». Далее автор меняет местами слова и оперирует уже словосочетанием «культура информации», полагая, что оно означает: «способы представления информации, которые включают в себя виды, формы информации и ее содержания», «полиграфический уровень исполнения документов, или делопроизводство или метод хранения, обработки и передачи данных, а также соответствующие методы, способы и средства защиты информации и др.». Здесь мы видим ярко выраженный информологический подход к данной проблеме. На наш взгляд все это только конечный продукт деятельности специалиста обладающего должным уровнем ИК.

Интересный подход к изучению ИК представлен в работе М.Г. Вохрышевой «Информационная культурология». Автор пишет, что в связи с тем, что в исследовании понятия «информационная культура» преобладает «аспекто-логический подход», то есть изучение ее с «позиций различных научных дисциплин», получается «обширная, но «мозаичная» картина, которая... «размывает» сам объект..., лишая его целостности и качественной определенности». Для достижения «большей научной строгости, терминологической определенности, системности представлений и в конечном счете - созданию общих теоретических схем исследуемой реальности» М.Г. Вохрышева предлагает ввести новую специальную научную дисциплину «информационную культурологию», изучающую общую, базовую составляющую ИК. Далее автор предлагает определения ИК как «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» и определяет «информационную культурологию» или «инфокультурологию» (термин - М.В.) как «научную дисциплину, изучающую информационную культуру в совокупности практической и познавательной сфер», рассматривающую «круг теоретических проблем» и изучающую информационную культуру «во всей ее глубине и сложности». Ввод новой дисциплины, по мнению автора, «обеспечит необходимую интеграцию, взаимосвязь и взаимозависимость различных уровней исследования ИК, объединяя тем самым вокруг себя значительное число конкретных дисциплин».

Культурологический подход к формированию ИК отражен в работе В.Е. Леончикова «Информационная культура личности: поиски методологии». Отмечая, что ИКЛ, как научная дисциплина находится в стадии становления, автор предлагает выяснить «на методологию и материалы каких научных дисциплин непосредственно опирается этот курс». Автор считает, что методологической основой ИК является культурология, «особенно такой ее раздел как «Теория культуры»«. В подтверждение автор ссылается на Э.П.Семенюка и его определение, что ИК - «информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляющихся информационных отношений»; на А.А. Витухновскую и ее определение ИК, как одну «из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей»; на автора первого учебного пособия по курсу «Информационная культура личности» Н.Б. Зиновьеву, определяющую ИК через категорию «вид культуры», наряду с такими видами, как правовая культура, нравственная культура и т. д. и на И.Г. Хагельдиеву - определяющую ИК через такую широкую категорию, как «особый тип культуры». Далее В.Е. Леончиков критикует информологический подход, а именно, определение ИК М.Я. Дворкиной и др. авторов, как совокупности «знаний, норм, правил, ценностей, созданных в информационной деятельности и отражающих определенный уровень ее развития».

Автор называет это определение «номинальной дефиницией», построенной только на информации и, потому, методологически неправомерной. В.Е. Леончиков дает свое видение ИК. Он считает, что ИК «является как бы «сквозным» аспектом, характерным для всех видов этно-территориальных, социальных и глобальных видов культуры, а также таких интегративных видов культуры, как экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и др.». В.Е. Леончиков отмечает, что ИК выступает «в трех ипостасях: информационная культура личности, отдельных групп сообщества и общества в целом». В заключение автор отмечает, что из-за разнообразности подходов к изучению ИКЛ широк спектр дисциплин, дающих методологическую основу ИК.

Два подхода к изучению ИК отмечает Н.А. Калиновская в статье «Информационная культура личности и общества: наполнение понятия». Автор отмечает, что базовым определением понятия ИК для многих исследований стало определение, данное Ю.С. Зубовым. Н.А. Калиновская пишет, что сейчас можно выделить два подхода в трактовке понятия ИК. В первом подходе - «информологическом» - понятие ИК можно обобщить как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Во втором - «культурологическом» - ИК «рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества». В заключение автор выводит обобщенное определение понятия ИК, все же замечая, что «на данном этапе нет единого, полного определения информационная культура:

- во-первых, совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире информации;

- во-вторых, способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;

- в-третьих, методика оперирования всеми видами информации;

- в-четвертых, методология и мировоззрение информационного общества».

В статье «Теоретические аспекты диагностики информационной культуры общества» З.А. Сафиуллина выделяет приоритетные группы населения для диагностики ИКО в целом и отмечает влияние одних групп на другие и на развитие ИКО.

О неправильности одностороннего подхода к формированию ИКЛ пишет Н.И. Гендина в работе «Информационная культура и информационное образование». Автор считает, что с наступлением нового информационного века «цикл обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращается и в будущем будет составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений». В связи с этим особое значение приобретает повышение ИКЛ. Далее Н.И. Гендина замечает, что «к сожалению, в нашей стране отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирование информационной культуры». Автор пишет, что ИК ассоциируется «преимущественно с технико-технологическими аспектами информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером» и, что в вопросах формирования ИК преобладает «моно дисциплинарный подход», т.е. либо ликвидация компьютерной безграмотности, либо обучение основам библиотечно-библиографических знаний, овладение рациональным приемам работы с книгой и т.п.

По мнению Н.И. Гендиной, результаты экспериментального исследования проведенного на базе Кемеровской областной юношеской библиотеки показывают, свидетельствуют о «крайне низкой массовой информационной культуре» всех категорий учащихся школ, техникумов и вузов, что «косвенным образом свидетельствует о низкой информационной культуре учителей школ и преподавателей средних и высших учебных заведений». Для решения этой проблемы автор предлагает внедрить в образовательных учреждениях всех уровней учебный курс «Основы информационной культуры».

О взаимосвязи ИКЛ с ИКО пишет С.Г. Антонова в работе «Учебное издание как средство взаимодействия информационной культуры общества и личности». В своей статье автор подчеркивает значение высшего профессионального образования в формировании ИКС, в достижении соответствия его уровню ИКО ИКО, по определению С.Г. Антоновой - это «совокупность знаний и представлений, накопленных в процессе развития человечества, которыми овладевает субъект на определенных этапах формирования собственной информационной культуры». Автор полагает, что учебные издания являются одним из средств «обеспечения взаимодействия информационной культуры общества и индивида». С.Г. Антонова предлагает «моделировать содержание» учебных изданий по профилирующим дисциплинам «опираясь на качественные характеристики и количественные показатели информационной культуры общества, важные для данной сферы деятельности», рассматривая структуру деятельности в различных аспектах этой деятельности «с учетом современного ее состояния». Автор подчеркивает необходимость разработки методологии создания «подобных моделей применительно к различным отраслям знания и сферам деятельности». Электронные учебники, содержащие гипертекстовые технологии, по мнению автора, где за основу взята модель ИКО, позволят «обеспечить адекватность отражения... необходимого и достаточного количества знаний для формирования индивидуальной информационной культуры». «Система подобных учебников,- пишет С.Г. Антонова, - позволит выровнять условия и возможности формирования информационной культуры специалистов».

Библиографический подход к формированию ИКС отражен в статье Н.А. Коряковцевой «Междисциплинарные связи курса «Основы информационной культуры». В своей статье автор представляет курс «Основы информационной культуры» разработанный библиотекой Международной академии бизнеса и банковского дела (г. Тольятти) цель которого - «освоение новых информационных технологий, формирование общекультурной и профессиональной компетентности студентов, а также гуманистических основ мышления».

В статье О.Б. Сладковой «Роль мониторинга в формировании информационной культуры личности» рассмотрена роль мониторинга в формировании ИКЛ, а именно с точки зрения оценки и прогнозирования деятельности человека в информационной среде.

О необходимости учета ИКЛ при маркетинговых исследованиях рынка пишет Н.В. Лопатина в своей работе «Культурологические проблемы инормационного маркетинга». Автор считает, что «информационная культура личности играет роль методологической платформы для маркетинговых исследований информационного рынка, привнося концепции и методологические подходы к культурологии, информологии, психологии».

В статье «Информационная культура российского предпринимателя и проблемы ее развития» О.В. Петяскина пишет о необходимости обладания ИК для использования современных информационных технологий в бизнесе. ИКЛ - это, по мнению автора, «ориентация в мировом информационном пространстве», обладание «конкретными навыками по использованию компьютерной или иной техники» и «культурой обращения с информацией». «Специалист должен, используя различные источники, уметь найти информацию, отобрать нужное, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели», - пишет О.В. Петяскина. Далее автор отмечает низкий уровень информационно культуры российского предпринимателя, недостаточный для того, чтобы успешно пользоваться такими ресурсами как международные информационные сети, мировой банк данных, осуществлять выбор нужной БД из всех существующих, проводить автоматизированный анализ данных.

Интересное освещение проблем возникающих при создании «информационной метрики» региона мы можем найти в работе Н.В. Лопатиной, Н.А. Слядневой «Региональная информатизация - условие и фактор устойчивого развития федерации». Оценка региона по его информационной насыщенности, ИК, т.е. готовности участия в едином информационном пространстве. Авторы предлагают провести работу по диагностике уровня информационного развития регионов России «подобно существующим рейтинговым исследованиям экономического уровня, сырьевой базы, инвестиционной привлекательности регионов». ИК региона, по мнению авторов, «может быть рассмотрена как интегральный показатель уровня информационной зрелости региона: готовности к инновациям в информационной сфере и со стороны государственных и общественных институтов, и со стороны отдельной личности; способности к рациональному использованию региональных информационных ресурсов, их сохранению и развитию; уровню доступности данных ресурсов населению региона: содержания межрегиональных информационных связей».

Делая обзор публикаций по теме «информационная культура», мы сталкиваемся с различными определениями ИК, которые дают авторы применительно к различным сферам деятельности и областям формирования этой культуры.

В статье «Информатизация и информационная культура» Ю.С. Зубов пишет: «Круг понятий, которые вбирает в себя или органически сопрягается с ними информационная культура, очень широк и выстраивается в универсальный тезаурус, актуальный для общества в целом, для специалиста любого профиля и просто для каждого отдельного человека». Автор приводит круг таких понятий: информационная картина мира, информационное мировоззрение, информационный потенциал, информационный объект, информационная ситуация, информационные ресурсы, информационные технологии, информационное образование, информационное поведение, информационное пространство, информационное право, информационный шум, информационный поток, информационная среда, информационный лидер, информационные языки, информационные потребности и т.д. Далее Ю.С. Зубов замечает: «Список этот можно расширять до бесконечности, что и говорит об инфраструктурной сущности информационной культуры и о важности ее исследования как специфической интеллектуально-функциональной системы жизнеобеспечения общества в целом и каждого человека в отдельности».

Таким образом, за всеми различиями и многообразием областей формирования информационной культуры в исследованиях проглядывается одна конечная общая цель - подготовка специалиста для работы в новом информационном обществе, владеющего новыми информационными технологиями, современными методами для работы с информацией и умеющего принимать правильные решения, способного предвидеть конечный результат своих действий.

 

АВТОР: Гайворонская Н.А.