08.06.2012 1936

Структура процесса формирования ИК в профессиональной подготовке будущих инженеров

 

Проникновение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности привело к необходимости формирования ИК при профессиональной подготовке специалистов различного профиля.

В статье доктора филологических наук А. А. Гречихина «Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования)» определены предпосылки и основная причина внедрения понятия ИК. По мнению автора, ИК - это « все усиливающаяся роль информации, информационных технологий, информационной деятельности в жизни современного общества, необходимость в обобщающем, предельно идеализированном (мета) изучении самого информационного феномена во всем его многообразии, отказ от грубой технологизации (технократии) как тенденции общественного развития в пользу гуманизации». Далее в этой же статье А.А. Гречихин дает более уточненное определение ИК: «В самом общем смысле «информационную культуру» можно определить как информационную деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленную ценностями культуры». Здесь мы видим философский подход к изучению ИК. На наш взгляд, интересным в этом подходе является сделанное автором определение содержания и состава многомерного критерия - аксиологической информативности для систематизации ИК:

- цель (целевое, социальное назначение или функция) - научная категория, отражающая сущность той конкретной задачи, которая реализуется в информационной культуре;

- предмет (содержание, тема), - научная категория, отражающая особенности социальной информации как содержания информационной культуры;

- метод - научная категория, отражающая способы логического (мыслительного) достижения данной цели информационной культуры;

- жанр (знаковая, литературная форма) - научная категория, отражающая способы семиотического воспроизведения информационной культуры;

- социальная значимость - научная категория, отражающая аксиологические особенности (новизну, ценность и полезность) информационной культуры;

- полнота - научная категория, отражающая количественную избирательность информационной культуры;

- социальный уровень - научная категория, отражающая место (координаты) информационной культуры в системе общественной деятельности, культуры в целом;

- структура - научная категория, отражающая способы членения и взаимосвязи выделяемых компонентов информационной культуры как системы;

- время - научная категория, отражающая границы историко-хронологического распространения (охвата) информационной культуры;

- пространство - научная категория, отражающая границы территориально-географического распространения (охвата) информационной культуры;

- материальная конструкция (материально-конструктивный носитель, полиграфическая, электронная и т.д. форма) - научная категория, отражающая способы технического овеществления, опредмечивания информационной культуры;

- потребность (читательское назначение, адрес) - научная категория, отражающая социопсихофизиологические возможности освоения и использования информационной культуры.

В статье М.Г. Вохрышевой «Информационная культура в системе культурологического образования специалистов» представлен культурологический подход к изучению проблемы формирования ИКО и ИКЛ. Автор пишет: «Если рассматривать информационную культуру как фрагмент единой и целостной сферы (а иной подход был бы неправомерен), то мы ее должны понимать и как способ человеческой деятельности, и как набор определенных духовных источников информации ценностей, и практической реализации выявленных возможностей. Односторонность, с сильно выраженным техническим акцентом не дает истинного представления о том явлении, которое может быть обозначено как информационная культура. В рассуждениях об информационной культуре логично различать два уровня ее бытования: общественный и личностный. В первом случае она предстает как совокупность ненаследственной поведенческой информации, как социокод, (термин М.К. Перова), в котором накапливается, хранится и передается все то, без чего общество не может существовать. На личностном уровне информационная культура включается в общую структуру личности наряду с культурной интеллектуальной, политической или мировоззренческой, эстетической, нравственной коммуникативной.

Ее формированию должна способствовать специально ориентированная система культурологического образования. Особенно важной эта задача представляется по отношению к специалистам, для которых компоненты информационной культуры определяют профессиональную компетентность...».

ИКС посвящена статья Н.А. Слядневой «Библиографический метод как элемент информационной культуры специалиста». В статье дается понятие ИКЛ, отмечается новизна данного понятия, важность и перспективность исследований в данном направлении. Об ИК автор пишет: «Это, несомненно, перспективное и важное научное направление, объединяющее весь цикл информационных наук и наук, связанных с информационными объектами (культурологию, литературоведение, эстетику, искусствознание, историю, философию, педагогику, психологию и т.п.)». В статье отмечены негативные моменты, затрудняющие исследование ИКС, такие как «широта смыслового контекста, неопределенность базовых понятий» и характеристики субъекта обладающего ИК, такие как «культура информационного поведения, информационных отношений в социуме, в обыденной и профессиональной жизни, информационные приоритеты, т.е. культура информационного сознания человека как уникального источника порождения, преобразования, хранения и восприятия информации (знания)». Достаточно четко в данной статье выделены базовые составляющие информации, которыми должен владеть специалист, обладающий ИК: «...специалист должен знать определенные оригинальные идеи (формулы, важнейшие специальные понятия и термины, значения величин, факты, законы, относящиеся к профессиональной области), часть этого материала требует точного полнотекстового запоминания. Специалист должен знать авторов наиболее значимых для отрасли идей, владеть определенным перечнем их произведений (знать названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т.п.) и даже конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.), умение ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т.п.) является важным показателем информационной культуры личности».

На наш взгляд, эти изречения могут быть приняты как постулат при формировании ИКС любой области деятельности. Важной является и основная идея статьи об овладении специалистом библиографическим методом и лежащим в его основе библиографическим знанием, позволяющими оценить «достоверность и авторитетность полученной информации, проверить и подвергнуть экспертизе источники этой информации, оценить степень новизны, корректность интерпретации чужих мнений и фактов в любом тексте (документе)».

В своей статье «Информационная культура студентов» Т.В. Еременко рассматривает это понятие как часть общечеловеческой культуры, влияющую на общий культурный уровень личности: «Термин «информационная культура» не так давно вошел в научный обиход. Раскрытию различных аспектов этого понятия посвящен уже достаточно обширный круг, как научных исследований, так и работ учебного и популярного характера». В статье ИК рассматривается «как неотъемлемая часть человеческой культуры в целом, качественная характеристика личности». В силу многогранности данного понятия ее «изучение объединяет ученых различной отраслевой принадлежности - от философов и психологов до специалистов в области информации».

Актуальность обращения к понятию ИК предопределяется требованиями времени, в котором мы живем. XX век чаще всего называют «веком информации» или «информационным веком». Понимание того, что уровень ИК для современного человека является необходимым условием его успешной социальной адаптации и результативной профессиональной деятельности в любой сфере, становится постепенно прописной истиной.

Как справедливо отмечает С. Г. Антонова в статье «Информационная культура личности»: «интерес к этой проблеме сейчас огромен у представителей самых разных областей, ее актуальность и значимость осознается теоретиками и практиками, работающими в сфере образования и культуры. Вместе с тем, само понятие информационной культуры не прояснено окончательно и трактуется по-разному».

В другой работе этого же автора «Информационная культура специалиста: гуманитарные основания» мы видим продолжение той же идеи: «Понятие информационной культуры специалиста не приобрело еще окончательного статуса. Однако его часто используют при обозначении качества знаний специалистов, при обосновании требований к ним». Далее С.Г. Антонова подчеркивает важность исследования содержания понятия «информационная культура», выявления возможностей формирования информационной культуры в процессе обучения. Автор пишет: «Ученые рассматривают понятие информационной культуры с позиций общего, изучая специфику взаимодействия составляющих его понятий - определения состава знаний специалиста, показывающих уровень его подготовки». С.Г. Антонова отмечает некоторую неточность расстановки акцентов при обсуждении данного вопроса: «главное внимание уделяется специальным знаниям выпускника, его узко профессиональным интересам и не рассматриваются гуманитарные основания информационной культуры, хотя именно они могут служить критерием ее качества. Более того, гуманитарные основания знаний специалиста можно использовать и как критерий оценки личности, так как эти основания влияют на позицию субъекта по отношению к собственной деятельности». Базу гуманитарных оснований системы знаний выпускника составляют общие дисциплины, формирующие знания выпускника. Но этого недостаточно. «Содержание информационной культуры выпускника вуза фиксируется в изучаемых курсах и отражает, в обобщенном виде деятельность той сферы, в которой ему предстоит работать», - пишет С.Г. Антонова. - «Кроме того в учебные планы включается ряд дисциплин, призванных воздействовать на общую культуру специалиста». Очень интересным, на наш взгляд, представляется суждение автора о приоритетности получаемых знаний у студентов при формировании у них ИК. Автор пишет: «Признавая приоритетность профессиональной информации, выпускник вуза уделяет внимание изучению преимущественно отраслевой литературы, осуществляет отбор информации из массива публикаций конкретной сферы. Поняв, какое направление науки и практики является главенствующим в данной области, выяснив, кто из специалистов пользуется наибольшим авторитетом, он проявляет интерес к соответствующим изданиям, старается овладеть иностранным языком, чтобы «быть в курсе» всего нового, вновь созданного именно в данном направлении». Это позволяет, и экономить время на получение информации, и легко ориентироваться при отборе нужных выпускнику материалов. Все выше перечисленное становится неотъемлемой частью ИКС.

Более определенные требования к ИК изложены в ГОС ВПО, где в качестве обязательных перечислены умения: научно анализировать социально значимые проблемы; собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных технологий, переоценивая накопленный опыт и собственные возможности.

В статье «Информационная культура и способность к рефлексии» профессор В.Минкина предлагает «вывести содержание понятия «информационная культура специалиста», исходя из существа информационных процессов», являющихся неотъемлемой составляющей научно-технического творчества и неотделимых от него.

В статье И.И. Горловой «Информационная культура и проблемы культурной политики» проводится мысль о важности непрерывного образования при формировании ИКС. Автор пишет: «Следует иметь в виду, что задача формирования информационной культуры личности может быть успешно решена при условии ее применения к решению всех звеньев непрерывного образования. Проблема обучения информационной грамотности имеет у нас в стране определенные традиции: в области пропаганды библиотечно-библиографических знаний, обучения компьютерной грамотности. Опираясь на имеющийся опыт, сейчас необходимо подойти к данной проблеме по-новому, более широко, с учетом требования информационного общества». Далее автор предлагает, на наш взгляд, правильную концепцию непрерывного образования в сфере «воспитания» ИК на общих принципах преемственности звеньев системы «школа - училище - вуз». Опуская два первых звена, мы сделаем ударение на интересующую нас часть работы - формирование ИК в рамках вуза. Об этом И.И. Горлова пишет: «В вузах студентам следует давать весь комплекс знаний в области информационной культуры личности в объеме новой вузовской учебной дисциплины, предлагаемой преподавателями факультета информатики и коммуникаций Московского государственного университета культуры. Здесь студенты должны систематизировать полученный на предыдущих этапах обучения информационный потенциал, освоить все аспекты проблемы информационной культуры личности в современном обществе: социальные, психологические, этические, правовые и др. Формирование информационной культуры на всех этапах непрерывного образования должно быть связано с изучением других дисциплин, общенаучных и специальных, со стороны их информационного потенциала».

Интересной представляется мысль автора о том, что работа по воспитанию ИК должна «носить системный характер». И.И. Горлова пишет, что курсы решающие эту задачу (формирования информационной культуры личности - А.О.) необходимо включать в круг обязательных учебных дисциплин. Важную роль автор отводит подготовке педагогических кадров: «Нужно обеспечить подготовку педагогических кадров, способных преподавать эти дисциплины; создать систему учебно-методической и справочной литературы, наглядных пособий для различных этапов непрерывного образования, применительно к различным областям».

Важную роль формирования ИК всех граждан страны и, в частности, педагогов, как потенциальных носителей этой культуры, отмечает в своей работе «Социокультурные аспекты информатизации образования» В.А. Шаповалов. В работе приводится подробное определение ИК как одной из важнейших составляющих культуры вообще, как культуру работы со все возрастающим потоком информации: «Информационную культуру следует рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений».

Развернутый анализ понятия ИК дан в работе Ю.С.Брановского «Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования». Здесь мы можем найти как наиболее полное определение ИК, так и анализ ее составляющих. Ю.С. Брановский видит ИК, как «умение решать задачи на ПЭВМ, общаться друг с другом и представлять людям информацию в различных формах..., не только умение работать с готовым прикладным программным обеспечением... и даже не умение программировать». «Информационная культура»,- пишет Брановский Ю.С. - «это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на ПК, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать». В качестве одной из основных компонентов содержания ИК автор выделяет «умение пользоваться автоматизированными информационными системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующейся на электронной технике и системах телекоммуникации». Другой составляющей ИК автор считает «владение основами алгоритмизации: принципы построения алгоритмов (метод пошаговой детализации «сверху вниз»), базовые структуры алгоритмов при необязательном изучении какого-либо процедурно-ориентированного языка программирования».

К этой задаче нельзя подходить только узко специализировано, как, например, делают авторы статьи «Информационная культура учителя». В общем, выделив правильные проблемы формирования ИК учителя, они делают акцент на сиюминутные трудности, с которыми сталкивается современный учитель в школе. Второй важной частью всех исследований ИК является определение круга проблем возникающих при ее формировании.

В работе «Социокультурные аспекты информатизации образования» Шаповалов В.А. пишет, что к наиболее важным проблемам исследования ИК можно отнести «формирование тезауруса - системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей инфосреде». Причем «качественные и количественные характеристики человеческого знания» приобретают основное значение и «обеспечивают комфортность существования личности в человеческих условиях». Другой очень важной проблемой автор полагает «умение осуществлять информационную деятельность: формулировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты». Третьей проблемой автор видит квалификацию, то есть подготовленность самой личности использовать любые источники информации, базы и банки данных. На четвертое место автор выводит правовую проблему информационного поведения личности, т. е. разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных в обществе правовых и нравственных норм. Пятой проблемой исследования ИК Шаповалов В.А. считает проблему «реализации личности в ее информационной деятельности».

Возвращаясь к ранее упомянутой работе Ю.С. Зубова «Информатизация и информационная культура», мы можем найти вариант решения данных проблем: «Решению данных актуальных гуманитарных проблем информатизации способствовало бы также издание популярных энциклопедий и массовых информационных журналов, введение просветительских учебных дисциплин в средней и высшей школе, пропаганда информационной культуры средствами массовой информации». Здесь же мы можем прочесть об учебной вузовской дисциплине «Информационная культура личности». Автором курса является факультет информатики и коммуникаций Московского государственного университета культуры. Новый учебный курс апробирован еще в 1994 году и берется на вооружение вузами России и странами ближнего зарубежья. Учебная дисциплина «Информационная культура личности» имеет гуманитарную направленность и синтетический характер и «призвана на пропедевтическом уровне сформулировать модель оптимального информационного поведения человека...».

Возвращаясь к работе М. Сарафа, мы также можем получить характеристику проблем, стоящих перед нами при формировании ИК, но, на наш взгляд, наиболее важным и интересным в статье является предлагаемый автором путь решения этих проблем: «Организация в ряде российских вузов кафедр информационной культуры поставила целый ряд проблем общетеоретического и методического планов. Это стало главной темой обсуждения на круглом столе «Информационная культура как проблема образования». Новизна курсов заставляет искать оптимальные соотношения в изучении истории и теории информатизационного развития общества и необходимого уровня подготовки специалистов в области личностного информационного поведения.

Предлагается блочно модульный принцип построения учебных программ, позволяющий сделать курс вариативным в зависимости от категории обучаемых при обеспечении фундаментальности образования».

В статье М.Г. Вохрышевой «Информационная культура в системе культурологического образования» мы можем ознакомиться с еще одной проблемой стоящей на пути формирования ИКЛ - недостаточным обеспечением «соответствующей учебной и методической литературой.

В этом же сборнике в статье Т.В. Разенковой «Правовые аспекты информатизации России и профессиональная подготовка информационных кадров» отражены правовые проблемы информатизации и, как следствие, проблемы формирования ИК, требующие «четкой ориентации специалиста в области информационного сервиса не только в едином информационном, но и правовом пространстве, обеспечивающих эффективную защиту информации».

В ПГТУ в настоящее время сложилась программа, которая, как показывает наш опыт преподавания, достаточно хороша именно для студентов инженерно-информационных специальностей. Цели нашей программы: постепенно привить и развить интерес к программированию; развить навыки структурного алгоритмического мышления; привить культуру программирования; помочь понять красоту и многообразие дисциплин этого блока и их тесную связь с разделами математики: алгеброй, геометрией и математическим анализом.

Целью курсов информационных технологий должно быть: ознакомление с принципами построения современных программных средств; развитие навыков, позволяющих самостоятельно осваивать новые программные средства; уметь в частном увидеть общее; ориентироваться в отличиях версий одного и того же программного продукта. Такой подход, на наш взгляд, обеспечит наиболее полное, многогранное формирование информационной культуры специалиста.

Таким образом, информационная культура - очень актуальная тема, ставящая глобальные задачи формирования человека, специалиста, который мог бы жить и работать в современном обществе и в будущем информационном веке. При формировании информационной культуры педагогам приходится сталкиваться с рядом проблем. Не отрицая этих трудностей, мы считаем, что при формировании информационной культуры специалиста, а в данном конкретном случае инженера, нужно думать не только о тактических, но и стратегических задачах и смотреть на проблему формирования информационной культуры специалиста более широко.

 

АВТОР: Гайворонская Н.А.