08.06.2012 3974

Информационная культура специалиста инженерного профиля - как составляющая профессионализма

 

Осуществление социальных и экономических реформ сделало необходимым и возможным построение в Российской Федерации информационного общества, что ставит перед системой образования задачу формирования ИК у всех граждан страны и делает информатизацию отрасли одним из важнейших направлений реформы образования. Исходя из этого, целью изучения информатики и предметов информационного цикла студентами инженерных специальностей вузов является формирование их ИК, знаний, навыков и умений по использованию информационных технологий в инженерии, повседневной работе и их готовности жить и работать в информационном обществе.

Анализ научных работ о формировании ИКС позволил нам сформулировать понятие «информационная культура специалиста инженерного профиля».

Информационная культура специалиста инженерного профиля - это знание потенциальных возможностей современных информационных технологий, умение использовать эти возможности в повседневной работе, в процессе принятия инженерных решений в будущей профессиональной деятельности. Это умение анализировать, предвидеть и прогнозировать различные ситуации с использованием всего арсенала средств вычислительной техники, программного обеспечения, с помощью построения информационных моделей изучаемых процессов и явлений и анализа этих моделей с помощью автоматизированных информационных систем. И, наконец, - это составляющая формирования профессионализма.

Исходя из принципа непрерывности формирования ИКЛ, первоначальное знакомство с компьютером ребенок должен получить еще до прихода в школу. Азы грамотности ребенок постигает еще в детском саду. Бесспорно, что изучение начал информатики и вычислительной техники следует начинать как можно раньше. Существует множество разработок по обучению основам компьютерной грамотности в детском саду. Большой вклад в это внесла московская ассоциация «Компьютер и детство». По методике разработанной ассоциацией в игровой форме, с учетом психологических и физических особенностей ребенка, проводилось обучение в старших группах детского сада. В этой методике компьютерное обучение ребенка органично вливалось в общий процесс обучения, учитывались медицинские показатели, поэтому работа на компьютере чередовалась с физической нагрузкой - общеукрепляющей гимнастикой для всего организма и отдельно специальной гимнастикой для глаз. К сожалению, в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране программа компьютерного обучения в детском саду оказалась нежизнеспособной.

Большим и особенно важным этапом в компьютерной подготовке человека является школа. Как показал опыт преподавания в вузе, студенты, пришедшие в вуз из школы, где преподавался курс информатики на IBM совместимых компьютерах, обладают гораздо большим потенциалом в изучении информационных технологий, чем выпускники средних школ периферии, как сел, так и городов России, где до сих пор обучение информатике сводится к изучению основ программирования на языке Бэйсик на компьютерах Корвет, УКНЦ, БК 0010, Агат и им подобным. Но наметились явные положительные сдвиги, 2002-й год стал годом внедрения президентской программы «Дети России», годом реализации нового проекта Минобразования России - «Компьютеризация городских и поселковых школ».

В нашей работе мы будем ориентироваться на то, что процесс компьютеризации школ не стоит на месте, а происходит активно, несмотря на экономические трудности. И, чтобы работа не потеряла своей актуальности в дальнейшем, преподавание в вузах будем рассматривать как продолжение единого органичного процесса формирования ИК человека, ориентируясь на выпускников школ с высоким уровнем подготовки в области информатики и информационных технологий. Ярким примером может послужить экспериментальный курс представленный в учебнике Ю.А. Шафрина.

Возможно, учитывая вышесказанное, мы придем к тому, что одним из вступительных экзаменов на инженерные факультеты вузов станет экзамен по информатике.

Развитие информационного общества требует новых подходов в подготовке специалистов всех направлений в вузах и, конечно, это актуально для специалистов инженерного профиля. Изучение ГОС ВПО по инженерным специальностям, таким как 210100 «Управление и информатика в технических системах», 190600 «Инженерное дело в медико-биологической практике», 071900 «Информационные системы и технологии» и др., показало, что по ним невозможно подготовить инженера - профессионала, который смог бы работать в начале информационного века. На пороге информационного века инженеру уже не достаточно умения выполнять отдельные операции с помощью персонального компьютера. Избыточный рынок труда в России предъявляет требования к уровню профессионализма во всех сферах деятельности специалистов технического профиля. В настоящее время для инженера необходим такой уровень владения компьютером, который дает возможность использовать глобальные и локальные информационные потоки для анализа информации и принятия инженерных решений. Для этого необходима определенная ИК.

Определение и развернутый анализ этого важного понятия дан в работе Ю.С.Брановского.

В работе отмечено, что можно выделить три уровня приобщенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с ЭВМ), компьютерную грамотность и информационную культуру.

В настоящее время высшая школа при подготовке инженеров часто обеспечивает лишь компьютерную осведомленность инженеров, в лучшем случае - их компьютерную грамотность. Что же касается формирования ИК у будущих инженеров, то эта задача должна решаться более целенаправленно и комплексно.

На данном этапе нет единого, полного определения, заказ на инженера диктует требования к его знаниям и умениям в области информационных технологий, а значит и к его ИК.

Выпускнику технического вуза приходится:

- Работать как конечному пользователю на персональном компьютере (ПК) (автоматизированном рабочем месте - АРМ, рабочей станции и т.п.) в условиях «электронного офиса», интегрированной информационной системы, электронной почты, в глобальных и локальных телекоммуникационных сетях;

- Совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте (автоматизацию управленческих задач) с использованием новейших технологических и программных средств.

Комплекс этих условий диктует требования к его информационной культуре, определяет его уровень владения компьютером, который дает возможность использовать глобальные и локальные информационные потоки для анализа информации и принятия инженерных решений.

Обобщенный анализ научных работ в области ИК позволит нам вывести уровни информационной культуры будущих инженеров на основе их комплекса знаний и умений.

Обладающий информационной культурой инженер должен:

- уметь выбирать и формулировать цели;

- уметь осуществлять постановку задач;

- уметь строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, понимать сущность информационного моделирования;

- уметь анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем;

- уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;

- уметь интерпретировать полученные результаты;

- уметь принимать решения о применении того или иного программного обеспечения, тех или иных информационных технологий для повышения эффективности своей профессиональной деятельности;

- уметь предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы;

- уметь использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии;

- уметь пользоваться автоматизированными информационными системами - системами сбора, хранения, переработки, передачи и представления информации, базирующимися на электронной технике и системах телекоммуникации; успешно пользоваться такими ресурсами как международные информационные сети, мировой банк данных, осуществлять выбор нужной базы данных из всех существующих, проводить автоматизированный анализ данных;

- владеть основами алгоритмизации: принципами построения алгоритмов (метод пошаговой детализации «сверху вниз»), базовыми структурами алгоритмов при необязательном изучении какого-либо процедурно-ориентированного языка программирования;

- уметь пользоваться первоисточниками, знать авторов наиболее значимых для отрасли идей, владеть определенным перечнем их произведений (знать названия, содержание и значение основных научных и прикладных трудов по отрасли, авторские концепции и т.п.) и даже конкретных документов (справочников, нормативной документации, авторитетных публикаций по отрасли, ведущих профессиональных периодических изданий и т.п.); уметь ими оперировать (помнить, уметь ссылаться на них, апеллировать к их авторитету и т.п.), уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;

- уметь рационально использовать, сохранять и развить региональные информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов населению региона и содержание межрегиональных информационных связей

- владеть правовыми основами информационной деятельности, знать законы и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность, владеть справочно-правовыми системами и системами принятия решений; знать основы информационной безопасности.

- знать законы функционирования информации в обществе; понимать сущность происходящих информационных преобразований; понимать свое место и свои задачи в формирующемся информационном обществе. Приобретение этих знаний и умений при профессиональной подготовке инженеров позволит сформировать у них фундамент современной ИК.

Учитывая вышесказанное, отметим, что даже при интенсивном изучении предметов из области информатики и информационных технологий студентами технических факультетов вузов, их основной специальностью является инженерия. Поэтому, разделяя техническую подготовку и ИК будущих инженеров и изучив все знания и умения, даваемые предметами из области информатики и информационных технологий по специальностям 071900 и 190600, 210100,проанализируем знания и умения, участвующие в формировании информационной культуры будущих инженеров.

Разделяя взгляд исследователя Атаян A.M. на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью и опираясь на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения, можно выделить три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем, ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя, как составляющую, показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым).

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Они отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культуры. Такой подход к информационной культуре личности имеет важное значение в системе высшего профессионального образования.

Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, и основу ее методологии составляет оперирование информацией, то необходимо научить студентов четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений различных задач. Обобщая изученный материал, исследователь Шипулина Л.А. представила формирование информационной культуры.

Таким образом, следование этой методике предполагает приобретение современным специалистом своего рода мета квалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию.

 

АВТОР: Гайворонская Н.А.