08.06.2012 3906

Культурные потенциалы

 

Концепция культурных потенциалов

Петров (Петров, Яблонский, 1980; Суна, Петров, 1985; Golitsyn & Petrov, 1997) разработал концепцию культурного потенциала личности. Эта концепция имеет дело со знаниями людей в области культуры. В зависимости от глубины этих знаний (когнитивной компетентности), специальным образом вычисляются индексы культурного потенциала и по ним судят об уровне культурного развития личности.

Культурный потенциал базируется на субъективных данных (знаниях людей), но содержит параметры, инвариантные к этим данным. Такой концептуальный эффект достигается благодаря тому, во-первых, что отправным пунктом этого подхода является не собственно эмпирическая действительность (конкретные знания людей в тех или иных областях культуры), а ее концептуальная модель. Во-вторых, в этом подходе используются процедуры измерения взаимосвязей индикаторов знаний людей (индикаторов культурного потенциала), а не измерения каждого индикатора по отдельности. В связи с этим Петров обозначил свой подход как «концептуально-базовый» или «структурный». Структурный подход позволяет иметь дело не только с наблюдаемыми знаниями респондентов, но также выйти за пределы фиксации этих знаний - в область «скрытых переменных», обусловливающих эти знания. В структурном подходе Петрова латентные переменные (в виде определенных структур) не только постулируются, но и подвергаются измерению, характеризуя культурный потенциал личности.

Культурный потенциал предсказывает культурное развитие личности. Для этого индикаторы знания (например, знание писателей, в произведениях которых встречаются персонажи «Ассоль», «Павел Власов», «Макар Девушкин», «Ольга Ильинская», и т.д.) в тех или иных областях культуры ранжируются по степени трудности ассимиляции их личностью. Определяется порог трудности (т.н. точка перегиба), после которого в знаниях респондента обнаруживаются ошибки, и соответственно область потенциальных знаний данного респондента.

По ряду точек в координатах «логарифм вероятности освоения знаний - логарифм среднего ранга их трудности» строится линейная аппроксимация профиля знания в виде наклона кривой. Определяется крутизна снижения вероятности освоения знаний по мере возрастания степени их трудности. Коэффициент а, который определяет наклон кривой, был назван «индексом культурной активности» и лег в основу дефиниции культурного потенциала личности. В операциональном плане, наклон кривой (линейная модель) есть инвариант по отношению к конкретным знаниям респондентов, которые фиксирует исследователь. Тем самым субъективность вопросов, по которым судят о конкретных знаниях респондентов, элиминируется.

Сердцевиной концепции Петрова является система культуры, которую ассимилирует личность. Личность ассимилирует систему культуры по нескольким направлениям. Соответственно выделяются следующие культурные потенциалы: в социально-нравственной области (убеждения и поведение), в познавательной области (политика и наука), в нравственно-познавательной области (совокупность социально-нравственного и познавательного потенциалов), в области литературы, в области академической музыки, в области легкой музыки, в области музыки в целом (совокупность потенциалов в области академической и легкой музыки), в области живописи, художественный потенциал в целом (совокупность потенциалов в области музыки, живописи, театра и кино), духовный потенциал в целом, а также потенциалы в области русского искусства и в области западного искусства, - всего 12 культурных потенциалов личности.

Таким образом, концепция Петрова позволяет определить культурный потенциал личности двояким образом. Во-первых, культурный потенциал выявляет когнитивный дефицит личности - ее некомпетентность в тех или иных областях культуры и возможности ее восполнения. Во-вторых, культурный потенциал определяет когнитивный ресурс личности - зону возможностей ее культурного роста и развития за счет расширения диапазона когнитивной компетентности.

Культурные потенциалы как знание в области культуры

При исследовании структуры культурных потенциалов (знаний в различных областях культуры) средствами эксплораторного факторного анализа было выделено множество относительно независимых факторов (см. подробнее: Дорфман, 1999). В структуре культурных потенциалов могут быть представлены и «генеральный», и «частные» факторы одновременно. Генеральный фактор образовали, судя по уровню обобщенности, художественный и духовный потенциалы. Остальные компоненты представляли собой 4 фактора, характеризующие частные особенности структуры культурных потенциалов. Обнаружилось, что знания в одних тематических областях могут сопрягаться со снижением знаний в других областях. Например, было обнаружено, что по мере роста потенциала по русскому искусству познавательный потенциал снижается. И наоборот, по мере роста познавательного потенциала потенциал в области русского искусства уменьшается (Дорфман, 1999). Следовательно, культурные потенциалы можно понимать как знания, не только относящиеся к отдельным областям, но связанные также определенным образом между собой.

Культурные потенциалы и интеллект

В настоящее время нет данных о связях культурных потенциалов и интеллекта. Однако имеются данные о связях интеллекта и знаний в определенных сферах. Ackerman and Rollfhus (1996) обнаружили, в частности, что знания в области гуманитарных наук и искусства (литературы, поэзии, философии, западных и восточных религий) положительно коррелируют с вербальными способностями и не коррелируют с пространственными способностями. В то же время знания в области математики и физических наук не коррелируют с вербальными способностями, но коррелируют с пространственными, математическими и механическими способностями. Ackerman and Rollfhus (1996) сделали вывод, что знание в каких-либо специфических областях близко связано, но не идентично, с кристаллизованным интеллектом и менее связанно -с флюидным. Развивая эту идею далее, Ackerman (1996, 1998, Ackerman & Rollfhus, 1999 a, b) различает в кристаллизованном интеллекте вербальный интеллект и интеллект как знание.

В других исследованиях положение о связи интеллекта и знаний поддерживается как данными в области учебных достижений (Лейтес, 1971; Щебланова, 1999; Hunter, 1986; Neisser et al., 1996), так и результатами исследований связи интеллекта и знаний в других сферах (Hunter, 1983; Ree, Carretta, & Teachout, 1995). Так как культурные потенциалы являются знаниями в области культуры, можно предположить их связь с интеллектом и рассматривать в качестве показателей интеллекта как знания.

 

АВТОР: Дудорова Е.В.