10.06.2012 6261

Исследования развития творческого потенциала в детском возрасте

 

Когда говорят о творчестве в детском возрасте, чаще всего имеют в виду раскрытие творческого потенциала личности в процессе обучения и воспитания. Неоднократно исследовались природа творческого потенциала личности, его диагностика и развитие в школьном возрасте (Богоявленская Д.Б., Волков И.П., Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Мельникова Е.Л., Савенков А.И., Телегина Э.Д., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Яковлева Е.Л. и др.) и в дошкольном детстве (Белова Е.С., Дьяченко О.М.).

Показателями творческого потенциала у дошкольников являются: высокая познавательная активность, легкость усвоения нового, стремление к творчеству в различных видах деятельности, положительное отношение к себе и к др. людям, эмоциональная стабильность, саморегуляция, нацеленность на успех, получение удовольствия от процесса творчества (Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л.). В основу творческого потенциала одаренности А. М. Матюшкин помещает целостную конструкцию творческого процесса, состоящую из следующих этапов:

- формулирование проблемы;

- формулирование и реализация гипотез, то есть процесс исследования;

- инсайт, то есть появление принципа решения;

- выражение найденного решения;

- обоснование или реализация решения.

Согласно А.М. Матюшкину, эти этапы творческого процесса могут составлять возрастные этапы в развитии творческого потенциала одаренности. Исследование Е.С. Беловой показало, что к 5-6 годам основным структурным компонентом в развитии детской одаренности и творческого потенциала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка новому и выражающаяся в поиске несоответствий и противоречий, собственной постановке новых вопросов и проблем. И.М. Ярушина установила, что «целенаправленное преобразование когнитивного содержания проблемных ситуаций в эмоциональное выступает как психологический механизм развития творческого потенциала детей дошкольного возраста (принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное)». Она полагает, что развивать творческий потенциал - это значит «помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности, таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом».

Теоретические и практические разработки в области психологии, показывают возросший интерес к выявлению и развитию творческого потенциала ребенка уже на самых ранних стадиях его развития. Сведения о первых проявлениях творческих способностей достаточно разнородны и зависят от концептуального подхода. Так, Е.П. Торренс, определяя творческие способности как креативность, указывает на возможность их выявления только после 5 лет. Вторым сензитивным периодом развития креативности он считает возраст 12-13 лет. По Е.А. Корсунскому, основной характеристикой творчества является богатое воображение в детстве (3-5 лет). Данюшевская Т.И. и М.Е. Богоявленская определяют нижние границы возрастного развития творческих способностей, начиная с младшего школьного возраста (6 лет): интеллектуальная активность является новообразованием школьного возраста.

Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются «познавательные потребности» (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Д.Б, Богоявленская, Ю.З. Гильбух, Я.А. Пономарев, Е.Л. Яковлева и др.). Н.Н. Поддьяков выделил особые средства мыслительной деятельности, в которых в скрытом виде заложены неограниченные возможности их изменения и развития, что имеет чрезвычайно важное значение для формирования творческого мышления детей. Усваивая эти средства, ребенок получает возможность прогнозировать общее направление изменений и преобразований различных объектов. Н.Н. Поддьяков поставил задачу разработки особой детской деятельности, в которой бы достаточно отчетливо был представлен момент самодвижения, саморазвития детского мышления. В качестве такой деятельности им было предложено т.н. детское экспериментирование.

Детское творчество как процесс создания детьми духовных ценностей, как особое духовное измерение личности определяют Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков. Внешнее проявление творческого развития многообразно. Оно выражается в детстве, в первую очередь, в более быстром развитии речи, мышления и т.п., как любознательность ребенка, его исследовательская активность, ранняя увлеченность рисованием, чтением, музыкой и др.

Предметом исследования многих авторов стало проявление детского творчества в различных видах деятельности: в литературной (Кабачек О.Л., Сметанина Н.В.), художественной (Мелик-Пашаев А.А., Антонова Л.А.), познавательной (Рыжова Е.В., Селюч М.Г.), игровой (Смирнова Е.О., Гударева О.В., Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К.). Традиционно развитие детского творчество связывается с такой психической функцией, как воображение (Выготский Л.С., Веракса Н.Е., Давыдов В.В., Дьяченко О.М. и др.).

Исследуя литературно-творческую деятельность младших школьников, Н.В. Сметанина выделила следующие диагностические критерии степени развития творческого воображения: «оригинальность образов; качество сюжетосложения; эмоциональная насыщенность образов; степень психологизма образов; особенности использования механизмов воображения». Оригинальность образов - это критерий, отражающий степень индивидуализации выполнения литературно - творческих заданий. Качество сюжетосложения характеризует способность дошкольника создать в своем воображении совокупность взаимосвязанных и последовательно развивающихся событий, а также обеспечивать причинно - следственную обусловленность поступков действующих лиц вокруг процесса нарастания и разрешения конфликта. Особенности использования механизмов воображения предназначены для оценивания не продукта литературно-творческого воображения младших школьников, а качества самих способов создания образов. Эмоциональная насыщенность образов рассматривается, как способность младших школьников проникнуться эмоциональным состоянием описываемых героев и выразить при помощи доступных художественных средств свое отношение к героям и событиям сказки. Степень психологизма образов является критерием наличия в произведении единства внешнего облика и внутреннего персонажа, условием убедительности создаваемых образов.

В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребенку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих. Как отмечал А.В. Запорожец, пережив удовольствие от творческого процесса и его результатов, «пройдя через успех», ребенок потом стремится снова и снова пережить эти эмоциональные состояния. Л.Б. Ермолаева - Томина также связывает эмпатию и творческие способности: «С умения входить в состояния предметов, других людей, воображать себя на их месте строится тренировка эмпатического видения и творческие способности». Развитием эмпатических способностей дошкольников при проигрывании сюжетов художественной литературы занималась Л. П. Стрелкова.

Характеризуя особенности развития воображения дошкольников, О.М. Дьяченко выделяет три основных этапа:

- 2,5 - 3 года характеризуется использованием «опредмечивающего образа» в качестве основного средства порождения идеи воображаемого продукта и отсутствием какого-либо планирования самих продуктов воображения.

- 4-5 лет отмечен наполнением деталями и содержательной индивидуализацией «опредмечивающих образов», а также специфическим (ступенчатым) планированием когнитивной деятельности, когда ребенок планирует следующий шаг действий только после выполнения предыдущего.

- 6-7 лет связан с изменением основного средства порождения идеи воображаемого продукта на образы, построенные методом «включения», что обеспечивает большую оригинальность и продуктивность решений. Характерно предварительное целостное планирование деятельности воображения, а также возрастание степеней детализации и индивидуализации продуктов воображения.

В.Т. Кудрявцев ввел понятие «структура креативного потенциала» ребенка - дошкольника. Она представляет собой систему взаимосвязанных абстрактно-всеобщих, «клеточных» творческих способностей, которые образуют психическую детерминанту деятельной жизни ребенка. Они же определяют целостность креативного потенциала и проявляются с различной степенью выраженности в любом творческом акте.

Исследуя природу и структуру творческого потенциала дошкольника, Б.Г.Урмурзина установила, что «творческая над ситуативность и мысленно - практическое экспериментирование в качестве всеобщих характеристик креативности непосредственно обеспечивают проблематизацию и преобразование, в том числе инверсию культурных образцов и как таковые реализуют процесс самодетерминации любой детской деятельности. Инициативное творческое действие, над ситуативное по своей интенциальной природе и экспериментальное - по основному функциональному параметру, несет в себе механизм развития заданной деятельности как целого».

Игровое действие порождает процесс воображения. В воображаемой реальности сказки ребенок-герой может совершать любые подвиги. Ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями не только в игре, но и творческой деятельности (Кудрявцев В.Т., 1997). О.Л. Кабачек установила, что «приобретение особого способа мировидения, связанного с умением занять авторскую позицию, которая представляет собой своеобразный сплав когнитивных и эмоциональных способностей (как воображения и мышления, так и чувств и отношений), в принципе возможно уже в дошкольном возрасте».

 

АВТОР: Козырева Н.А.