10.06.2012 8400

Технологический подход к обучению как средство формирования в ВУЗе профессиональной компетентности у будущих военных специалистов

 

Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования олее того, эти проблемы приобрели важное значение и в социально-экономическом аспекте. Они порождены самой жизнью, процессом развития социально-экономических отношений, образовательной сферы и наук об образовании.

В настоящее время все большее внимание ученых и практиков образования привлекает технология обучения. Почему же именно она становится важнейшим инструментом современного образования? В чем ее особенности, преимущества и каковы ограничения? Как это направление - технология обучения, возникло и развивается? Каковы ее суть и основные параметры? Попробуем ответить на эти вопросы.

На наш взгляд, не представляется возможным начать разработку проблемы исследования без уточнения понятийно-категориального аппарат, который будет использоваться далее при ее рассмотрении. Дело в том, что анализ различных научных, научно-популярных, учебных и учебно-методических источников, опубликованных за последнее десятилетие, позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день этот аппарат еще полностью не устоялся, не всегда воспринимается однозначно и находится в стадии своего становления. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в результате анализа было выявлено более 30 определений такого ключевого для настоящего исследования понятия как информационная технология обучения. При этом ее сущностной смысл практически в каждом источнике раскрывается по-разному.

Чтобы избежать смыслового неприятия того, о чем ниже будет идти речь, целесообразно определиться с тем, как нами в концептуальном плане трактуются ряд важных категорий и понятий, используемых или вводимых: в оборот в рамках предметной области исследования. На основе анализа предполагается обоснование сущности и содержания ключевой категории исследования - информационной профессионально-ориентированной технологии обучения.

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, В.Ф. Долженко, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Маслова, П.И. Образцов, О.П. Околелов, А.Я. Савельев, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур В.Ф. Шолохович и другие. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Н. Гронлунда, Р. Мейджера. Далеко не всегда взгляды названных ученых совпадают.

Необходимо отметить, что ни среди ученых, ни среди практиков образования пока не существует общепринятой трактовки этого понятия. Причем это относится как к отечественному научному обиходу, так и к зарубежному, где термин educational technology (англ.) бытует уже сравнительно давно. Некоторые ученые понимают технологию обучения слишком широко. Так, например, американский исследователь Ф. Кумбс включает в это понятие «самые различные методы, материалы, оборудование и систему снабжения - словом, все, что участвует в учебном процессе и способствует работе системы образования». Английские авторы в работе, посвященной проблемам становления и развития технологии обучения, представляют ее как «сложный интегративный процесс, вовлекающий в себя людей, процедуры, идеи, средства и организацию, предназначенный для анализа проблем, выработки рекомендаций, внедрения, оценивания и управления решением проблем, касающихся всех аспектов обучения». Ф. Персивал и Г. Эллингтон определяют технологию обучения как «более тщательное представление всех аспектов построения ситуаций обучения (teaching-learning education)», предусматривающее «применение любых методов и техник обучения, расцененных наиболее адекватными для достижения поставленных перед обучающимся целей». Ее роль они видят в «оказании помощи во всемерном повышении эффективности процесса обучения».

В отечественных науках об образовании первопроходцем на пути нового осмысления организации процесса обучения и введения в научный и практический обиход понятия «технология обучения» («педагогическая технология») стал В.П. Беспалько. Еще в 1989 г. в он сформировал представление о педагогической технологии как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса», определил педагогическую технологию как «проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике», выделил три параметра технологии обучения: целостность представления процесса обучения (включая деятельность обучающегося), целеположенность и обеспечение достижения поставленных целей обучения.

Стремясь к системному представлению процесса обучения, ряд авторов рассматривают организацию процесса обучения прежде всего как деятельность преподавателя. В их схемах обучающийся по-прежнему занимает подчиненное положение, а представленная в таком виде технология обучения («педагогическая технология») оказывается довольно уязвимой. В связи с этим считаем необходимым согласиться с мнением П.И. Образцова, с точки зрения которого одни специалисты рассматривают ТО в качестве педагогической науки, другие считают, что она занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи отводят ТО промежуточное положение между наукой и искусством. Четвертые связывают ТО с его проектированием. При этом, как правило, представители всех названных подходов подчеркивают, что каждая из указанных трактовок ТО не охватывает ее полностью, а отражает лишь определенную сферу применения.

Следует согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что ТО связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Это положение, с нашей точки зрения, является основополагающим так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей, отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).

Каковы же технологические действия активных участников процесса обучения по отношению к себе и другим, пассивным, элементам процесса обучения?

При организации процесса обучения с точки зрения его технологии активные участники (обучающийся и педагог) осуществляют определенные операции. Операция представляет собой «ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи». Цель операции - выполнение участниками процесса обучения определенных действий, в результате которых будет решена та или иная задача обучения на данном этапе. Операция, как правило, выполняется обоими активными участниками процесса обучения и, таким образом, представляет собой сумму их действий.

Из вышесказанного следует, что операции осуществляются путем выполнения активными участниками процесса обучения определенных технических действий. В данном случае действия есть первичная единица деятельности обучающегося или педагога. Они выполняются каждым активным участником процесса обучения самостоятельно и поэтому разнонаправлены.

При выполнении технических действий в процессе осуществления той или иной операции, обучающиеся и педагог реализуют определенные функции, которые характеризуют основные цели и особенности действий активных участников процесса обучения.

Таким образом, структура технологии обучения, или технологическая структура процесса обучения, представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и педагога, сгруппированных по основным этапам процесса обучения.

Данный вывод позволяет нам выделить следующую совокупность этапов проектирования ТО: постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием; формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов; выбор оптимальных методов, форм и средств обучения; организация хода учебного процесса; оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса, направленные на гарантированное достижение поставленных целей.

Видно, что наряду с целеполаганием ключевым элементом любой ТО является обратная связь, существующая между конечным результатом учебной деятельности и каждым промежуточным этапом проектирования технологии. Она выступает в качестве связующей артерии, которая пронизывает весь учебный процесс и позволяет его оперативно и своевременно корректировать. Данный элемент технологии является настолько важным и существенным, что в ряде научных трудов по проблемам управления педагогическими системами обратные связи непосредственно выступают в качестве объекта исследования.

Обобщая изложенное, считаем, что сущность ТО заключается в следующем. Во-первых, в предварительном проектировании и конструировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике, во-вторых, в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей; в-третьих, в структурной и содержательной целостности ТО, то есть в недопустимости внесение изменений в один из ее компонентов не затрагивая другие, в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов ТО; в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения. Исходя из сказанного делается вывод о том, что ТО представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно с гарантированным качеством решать педагогические задачи.

В контексте целей настоящего исследования, опираясь на результаты анализа, сформулируем следующие определения ТО. Технология обучения (как процесс) - есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося.

Процедуры, операции и приемы, из которых она складывается, вообще говоря, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного педагогического результата. Скорее их следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям. Таким образом, под ТО далее следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение дидактических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Особо следует подчеркнуть, что в рамках настоящего исследования ТО будет рассматриваться не только как дидактический процесс, но и как результат деятельности педагога по его проектированию и конструированию. В этом случае, технология обучения (как результат) - научный проект (описание, модель) дидактического процесса, точное воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий.

Технологии обучения реализует три основные функции: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная функция раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации. Что касается проектировочной функции, то она осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. Таким образом, можно утверждать, что реализм педагогической системы в ее технологичности, то есть воспроизводимости на практике.

Обоснуем показатели «технологичности» педагогического процесса подготовки специалистов в военном ВУЗе. К ним относятся:

- гарантированная результативность педагогического процесса, выраженная в заранее заданных уровнях знаний, навыков, умении обучающихся по учебным дисциплинам и военно-профессиональной подготовленности офицера-выпускника ВУЗа. Это предполагает государственную стандартизацию военного образования, определенную этапность и логику организации педагогического процесса, нацеленного на выполнение норм государственного образовательного стандарта по специальности и квалификационных требовании к выпускнику;

- целевая направленность на формирование у офицера требуемого уровня профессиональной компетентности и заданной теоретической основы для его самообразования и последующего профессионального роста в войсках;

- системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной, воспитательной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения; новизна и перспективность содержания образования специалиста, характеризующие педагогический процесс как непрерывно развивающийся, которому свойственны оперативное использование новых выводов военной и педагогической науки, новых технических достижений, опыта военных действий, боевой подготовки войск, обучения и воспитания в других ВУЗах;

- динамизм, рассматриваемый с позиции поиска и реализации новых рациональных форм, методов, средств и процедур учебной деятельности, используемых в решении текущих и перспективных задач учебной, воспитательной и методической работы, что обеспечивает высокий уровень обученности выпускников;

- стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса, позволяющие проектировать определенную структурно - логическую последовательность процесса обучения будущего специалиста конкретного профиля на основе конкретных военных профессиональных образовательных программ; предъявлять к каждому обучающемуся типовые квалификационные требования, определяемые государственным образовательным стандартом; воспроизводить процесс подготовки специалистов по одним и тем же учебным планам и программам.

Все это, по нашему мнению, достаточно полно характеризует педагогический процесс подготовки военного специалиста в ВУЗе как реализацию определенной технологии, которая, с одной стороны, гарантирует достижение заданного уровня профессиональной подготовленности офицера-выпускника, а с другой - в определенной степени формализует деятельность руководящего и научно-педагогического состава ВУЗа и учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Обобщая сказанное уточним и конкретизируем понятие технология обучения военного специалиста в ВУЗе - это научно обоснованная и нормированная по цели подготовки, содержанию образования, месту и времени система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучающихся для достижения заданного уровня обученности и подготовленности выпускника ВУЗа за определенный срок обучения.

Следующим важным понятием является «информационная технология обучения» (далее по тексту ИТО). Несмотря на тот факт, что данная дефиниция является производной от ТО, одним из ее частных случаев, в современных условиях информатизации высшего образования она все более выделяется в число самостоятельной, несущей специфическую смысловую нагрузку и требующую специального обоснования.

Информационный поиск в научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, A.Л. Денисовой, С.Р. Домановой, Г.А. Козловой, И.В. Марусевой, П.И Образцова, О.П. Околелова, И.В. Роберт, А.Н. Тихонова, Ю.М. Цевенкова, В.Ф. Шолоховича, и др.) показал, что однозначного толкования понятия ИТО (computerized teaching technology) до сих пор также не выработано. Содержательный анализ определений ИТО, наиболее часто встречающихся сегодня в педагогической литературе, позволил выделить два явно выраженных подхода к их трактовке. В рамках первого из них предлагается рассматривать ИТО как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучающихся. В рамках второго речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые ИТ. Таким образом, в первом случае говорится о ИТО (как процессе обучения), а во втором случае о применении ИТ в обучении (как использование в учебном процессе специфических программно-технических средств).

Являясь сторонниками первого из указанных выше подходов, в то же время, не отрицаем право на существование второго. Придерживаясь взгляда, изложенного в считаем, что рассмотрение ИТО только с точки зрения внедрения ИТ в учебный процесс значительно сужает рамки понимания самой сущности информатизации обучения. В этом случае можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютерный вариант, о расширяющихся возможностях визуализации представляемой учебной информации и т.д. С нашей точки зрения, можно вести речь об ИТО только в том случае, если:

- она удовлетворяет основным принципам ТО (предварительное проектирование, целеобразования, системная целостность, и т. д.);

- она решает задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;

- в качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации обучающемуся выступает целостный комплекс современных ИТ, выбор или разработка которых обусловлены целями и дидактическими задачами, решаемыми педагогом.

Под информационной технологией обучения предлагается понимать дидактический процесс с применением целостного комплекса современных ИТ, позволяющий на системной основе организовать оптимальмое взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогического результата.

Так как в современной педагогике еще не выработаны общие подходы к единой трактовке понятия «технология обучения», не существует и однозначно признанной их классификации. Несмотря на это, отдельные авторы предлагают свои подходы к решению задачи, что позволяет надеяться на ее скорое решение. В частности интерес представляет классификация технологий обучения в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания образования, предложенная С.А. Смирновым. Г.К. Селевко предлагает свой взгляд на классификацию технологий обучения по сущностным и инструментально значимым свойствам.

Наряду с названными, наиболее широкое применение в высшей школе получили классификации технологий обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются. Так, например, по этому критерию Д.В. Чернилевский выделяет технологии проблемного, концентрированного, модульного, развивающего, дифференцированного, контекстного и игрового обучения; Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова соответственно - технологии трансформирования знаний, навыков и умений, проблемного, программированного, разноуровневого, адаптивного и модульного обучения; В.И. Боголюбов - ассоциативно-рефлекторного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного, развивающего, программированного, контекстного и модульного обучения.

По нашему мнению заслуживает внимания классификация, предложенная А.Я. Савельевым. В соответствии с ней предлагается классифицировать существующие технологии по следующим критериям:

- по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т. д.);

- целям обучения (формирование знаний, выработка навыков и умений, ПЗК личности и т. д.);

- предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины);

- применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т. д.).

В рамках настоящего исследования будут рассматриваться профессионально-ориентированные технологии обучения (далее по тексту ПОТО), под которыми будем понимать образовательные технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности.

Профессионально-ориентированные технологии обучения (ПОТО) в системе высшего военного образования целесообразно определять как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и курсантов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и возможности формирования ПЗК военных специалистов.

В основе разработки ПОТО лежит проектирование высокоэффективной деятельности курсантов и управленческой деятельности преподавателей, а исходными данными для их проектирования выступают образовательные и профессиональные стандарты с учетом целей и содержания обучения. Позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые могут получить свое развитие только в условиях комфортности обучения, также должны быть учтены педагогом.

Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов высшей военной школы предполагает: учет меж предметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося.

Одним из условий высококачественной профессиональной подготовки специалистов по защите информации в системе высшего военного образования является, по нашему мнению, вовлечение в активную познавательную деятельность каждого курсанта, применение ими на практике полученных знаний и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Пути совершенствования учебной и творческой деятельности курсантов видятся через вовлечение их в активную деятельность, требующую знаний, инициативы, опыта при проведении всех видов учебных занятий.

ПОТО должны быть направлены, на качественные изменения в системе образования и иметь своим итогом формирование профессиональной компетентности обучающихся, способностью активно и творчески участвовать в общении по тематике изучаемого предмета.

На наш взгляд, наибольшую «рациональность» обнаруживают коммуникативные ПОТО с учетом идей контекстного подхода к обучению, а также модульные и информационные с использованием телекоммуникационных сетей.

Исходя из задач подготовки военных специалистов при обучении курсантов военного ВУЗа особое внимание следует уделять: активным формам овладения предметом с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы; коммуникативной направленности всего процесса обучения, мотивированности речевой деятельности обучающихся, необходимой эмоционально-окрашенной атмосфере; внедрению в практику обучения интенсивных технологий, позволяющих не только интенсифицировать, но и индивидуализировать процесс обучения; широкому использованию аудиовизуальных технических средств обучения, в том числе и компьютеров.

Считаем, что в преподавании любой учебной дисциплины, особенно специальной, курсантам необходимо давать ясное понимание структуры курса, его теоретического и практического значения, составных частей. Чтобы результат обучения был плодотворным, его следует построить так, чтобы результат, достигнутый на одной ступени, помогал на следующих ступенях, был полезен в будущей профессиональной деятельности. Преемственность обучения зависит как раз от овладения студентами структурой учебного предмета.

С учетом вышеизложенного, на основании анализа работ, целесообразно выделить следующие тенденции реализации технологического подхода в современном высшем военном образовании:

- дальнейшее совершенствование прогрессивных и проектирование новых технологий обучения;

- массовое внедрение в практику личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного образования;

- реализация акмеологического подхода к разработке современных технологий формирования профессиональной компетентности с ориентацией на раскрытие психологических резервов и личностного потенциала специалиста, его ПЗК, стимулирование процессов целеполагания, целеосуществления и целеустремления;

- создание технологий обучения творческого стиля, позволяющих будущему специалисту самому решать профессиональные проблемы и тем самым создавать потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации, обеспечить творческую учебную среду, способствующую формированию направленности на творческую профессиональную деятельность;

- использование достижении различных наук в методике профессионального образования, которое значительно расширит ассортимент средств учебно-методического сопровождения при использовании технологий;

- широкое внедрение дистанционного обучения с использованием прогрессивных информационных ПОТО. Профессионально-ориентиреванная технология обучения предполагает широкое использование следующих принципов и научных подходов: равноправное учебно-партнерское сотрудничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей учебной деятельности курсанта, формирование его личности; максимальное развитие каждого курсанта как личности с предоставлением ему права определять уровень сложности обучения и его темп; использование активных форм ведения занятий, разнообразие средств и приемов работы на занятии.

Среди наиболее перспективных подходов к проектированию и реализации ПОТО целесообразно выделить контекстный подход к обучению А.А. Вербицкого, предполагающий личностное включение курсанта в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры и тем самым не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его расширенное воспроизводство, обогащение за счет творческого развития личности военного специалиста.

Формирование ПЗК военного специалиста в контекстном обучении осуществляется как процесс движения деятельности курсанта от собственно учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельности. Сущностной характеристикой такого обучения является последовательное моделирование на языке науки с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) предметного и социального содержания усваиваемой профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-функциональной моделью деятельности специалиста. Последняя представляет собой динамическую модель перехода от учебной к профессиональной деятельности.

Следовательно, в ходе проектирования и реализации ПОТО в учебном процессе военного ВУЗа с позиции контекстного обучения: 1) курсант с самого начала ставится в деятельностную позицию; 2) включается весь потенциал его активности - от уровня восприятия до уровня социальной активности; 3) приобретается опыт использования учебной информации в функции средства регуляции деятельности курсанта, все более приобретающей черты профессиональной; 4) усвоение знаний курсантами осуществляется в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса учения; 5) логическим центром педагогического процесса становится сама развивающаяся личность будущего специалиста, становление творческой индивидуальности будущего специалиста.

С учетом этого проектирование ПОТО целесообразно осуществлять в соответствии со следующими принципами: определение курсанта как активного субъекта познания; ориентация его на самообразование, саморазвитие; опора на субъективный опыт курсанта (слушателя); учет индивидуальных психических и психофизиологических особенностей, коммуникативных способностей личности; обучение в контексте будущей профессиональной деятельности.

Стратегической целью реализации указанных принципов является развитие у обучающихся способности к творческому применению полученных знаний в профессиональной деятельности на основе активизации и развития познавательных потребностей в условиях широкомасштабной информатизации учебного процесса в военном ВУЗе. Основная задача - повышение эффективности обучения за счет внедрения информационных ПОТО в процесс преподавания специальных дисциплин.

Посредством ПОТО реализуются основные функции должностных лиц - организаторов и участников педагогического процесса, нормированные уставными и другими нормативными требованиями к организации и качеству обучения, к уровню подготовленности военных специалистов. Это находит выражение в функциях ПОТО:

- методологической, заключающейся в научной конкретизации цели подготовки и содержания образования специалиста, обосновании логики процесса обучения на основе современных форм, методов, средств и процедур преподавания и обучения;

- организационно-правовой, реализующейся в целенаправленной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава по планированию и организации учебной, воспитательной и методической работы факультетов, кафедр, преподавателей; по оптимизации структурно-логических схем подготовки специалистов каждого профиля, специальности (специализации) и квалификации; по формированию и обеспечению функционирования конкретных педагогических систем;

- психолого-педагогической, которая осуществляется преподавательским составом непосредственно на учебных занятиях. При этом заранее спроектированный процесс обучения, превращается в процесс глубоких межличностных отношений обучающего и обучающихся, основанный на тесном взаимодействии и сотрудничестве субъектов педагогической системы. Наступают так называемые «субъект-объектные» отношения, что вызывает «педагогический резонанс», который и дает в созданных оптимальных условиях учебной среды наивысший результат в обучении;

- программно-технологической, предоставляющей возможность управлять учебно-познавательным процессом, оптимизировать междисциплинарные связи учебных дисциплин, занятий в рамках учебной дисциплины, связи ПОТО с другими технологиями (информационными, производственными), что в итоге позволяет комплексно использовать в обучении достижения смежных наук, опыт боевых действий и боевой подготовки, эксплуатации вооружения и военной техники, а также контролировать и объективно оценивать результаты подготовки обучающихся.

Рассмотренные функции ПОТО взаимосвязаны, взаимообуславливают друг друга и могут быть реализованы в организаторской и учебной деятельности, только если для подготовки специалистов созданы необходимые условия.

Опираясь на теорию дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения, выступающую в качестве методологической основы целостного педагогического процесса был предложен новый вид обеспечения учебного процесса - информационно-технологическое обеспечение (ИТОУП) под которым предлагается понимать дидактическую систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационного и технологического компонентов, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса. Первый из компонентов реализуется в учебном процессе в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а второй через спроектированную и осуществляемую преподавателем ТО, которая в материализованной форме может быть представлена в виде соответствующей технологической карты. Реализация этого вида обеспечения учебного процесса в военном ВУЗе в наибольшей степени отвечает целевым установкам настоящего исследования, а проектирование, конструирование и реализация ПОТО будет осуществляться с опорой на основные концептуальные положения раскрытые в. Ниже обоснуем сущность каждой из составляющих названного вида обеспечения.

Информационный компонент (содержательный аспект обучения), на наш взгляд, целесообразно рассматривать в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей гарантированный педагогический результат. С учетом того, что сегодня в ведущих ВУЗах России характерной особенностью процесса обучения является переход от этапа частичной, фрагментарной, мелкосерийной информатизации к индустриальной и широкомасштабной, от информационных технологий, основанных на слабо интегрированном программном обеспечении, к технологиям, ориентированным на графические рабочие станции, локальные, распределенные и глобальные информационно- вычислительные сети и системы, предлагается в рамках реализации информационного компонента ИТОУП рассматривать применение дидактических комплексов информационного обеспечения (далее по тексту ДКИО) учебной дисциплины.

ДКИО представляет собой систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися, интегрируются прикладные ПИП, базы данных и знаний в соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения.

Технологический компонент ИТОУП (процессуальный аспект» обучения) объективно связан с идущим в ВУЗах страны процессом технологизации учебного процесса. Обоснуем и раскроем особенности проектирования и разработки ТО в условиях информационно-технологического обеспечения учебного процесса. Во-первых, ТО в рамках названного вида обеспечения выполняет связующую функцию, то есть является как бы стержнем вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся. Во-вторых, при проектировании ТО педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание ДКИО. В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента ТО и служит по существу ее основой. Результатом проектирования и конструирования педагогом ТО является технологическая карта, представляющая собой своего рода паспорт проекта будущего учебного процесса, в котором целостно и емко представлены главные его параметры, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, логическая структура проекта, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов ДКИО, система контроля, оценки и коррекции.

Таким образом, приходим к выводу о том, что при реализации в ВУЗе информационно-технологического обеспечения учебного процесса, будет правомерно рассматривать ТО не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий ему организовать технологическое (процессуальное) обеспечение учебного процесса.

Анализ понятийно-категориального аппарата информатизации обучения в ВУЗе позволил сделать еще один важный вывод. Он заключается в том, что в качестве результата проектирования, разработки и реализации педагогом описанного вида обеспечения учебного процесса объективно можно рассматривать информационную ПОТО, под которой предлагается понимать дидактическую систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационного и технологического компонентов, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса. Первый из компонентов может быть реализован в учебном процессе военного ВУЗа в рамках ДКИО учебной дисциплины, а второй через спроектированную и осуществляемую преподавателем информационную профессионально-ориентированную технологию обучения, которая в материализованной форме может быть представлена в виде соответствующей технологической карты. Системное использование этих компонентов в их взаимосвязи и взаимодействии, с учетом технических и человеческих ресурсов, позволит педагогу организовывать активное информационное взаимодействие с обучающимися с целью гарантированного достижения целей обучения.

 

АВТОР: Коленко Ю.В.