10.06.2012 11996

Основы портальной технологии. Образовательные порталы

 

В условиях формирующегося единого информационного пространства, в котором уровень развития любой организации определяется ее возможностями по доступу, хранению и качественной обработке информации, особое значение приобретает информационное обеспечение, эффективное использование информационных технологий во всех видах ВУЗовской деятельности. Как указывается в Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России, эффективное управление отраслью возможно только при условии создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам.

В настоящее время работы в данном направлении ведутся в рамках программ «Научное, научно-методическое, материально- техническое и информационное обеспечение системы образования» и «Развитие единой образовательной среды на 2002-2006 годы», которые координируются Минобразованием России. Одним из приоритетных направлений развития данных программ является широкое внедрение информационных технологий для создания единой информационно-образовательной среды ВУЗа, которая объединяла бы средства телекоммуникаций, сетевую среду, информационное и программное обеспечение, образовательные базы данных, электронные библиотеки, электронные учебные издания, мультимедийные продукты и т.д.

ВУЗ в современном понимании представляет собой учебно-научный производственный комплекс, предоставляющий образовательные услуги, проводящий научных исследований и обеспечивающий повышение квалификации специалистов. Одним из основных ресурсов развития ВУЗа является информация, поскольку именно она позволяет устанавливать стратегические цели и задачи, использовать открывающиеся возможности, принимать обоснованные и своевременные управленческие решения, координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих стратегических задач. Применение информационных технологий для организации учебного процесса и управления ВУЗом позволяет оперативно предоставлять информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ВУЗа и находящиеся в глобальных компьютерных сетях, собирать информацию о проходящем учебном процессе, отслеживать успеваемость каждого студента на всех этапах учебного процесса, постоянно контролировать качество преподавания, следить за рынком образовательных услуг и т.д.

Существующий уровень информатизации высшего образования характеризуется следующими чертами:

- Большинство ВУЗов обладают достаточной материально- технической базой, при ВУЗах развернуты опорные телекоммуникационные узлы, проложены отдельные участки волоконно-оптических линий связи, обеспечивающих подключение к Internet целого ряда абонентов, используются информационно - образовательные и методические ресурсы.

- ВУЗы обладают специалистами, имеющими достаточную квалификацию и опыт работ не только в предметной области, но и в области информационных технологий, методики преподавания, педагогики инфокоммуникаций.

- У ВУЗов уже имеется большое количество электронных информационных ресурсов, а также некоторые наработки в области организации доступа к ним, хотя в большинстве случаев они имеют серьезные недостатки, связанные с разобщенностью, несовместимостью платформ, техническим несовершенством и не документированностью решений и т.д., поэтому разработанные системы не могут быть интегрированы в единую структуру как на региональном, так и на государственном уровне.

- Разбросанность и трудность выделения качественных образовательных ресурсов, связанные с недостаточным развитием системы регистрации и сертификации.

Организация учебной деятельности в ВУЗе имеет свои особенности, которые предъявляют специфические требования к системам управления образованием. При организации управления образованием в ВУЗе следует учитывать:

- сложность структуры ВУЗа, наличие значительного по численности персонала и контингента студентов;

- интеграцию учебного процесса и научных исследований в ВУЗе;

- территориальная разрозненность ВУЗовских структур: наличие удаленных корпусов, филиалов и т.д.;

- разветвленность структуры ВУЗа - возможность участия структурной единицы во многих функциональных структурах (например, учебная структура, с одной стороны, имеет такие же, как и в административной структурные единицы - факультеты и кафедры, а с другой, содержит специальности, направления, курсы, формы обучения, специализации и группы).

Эти и другие особенности организации ВУЗа определяют требования к информационным системам, используемым для организации учебного процесса, управления образованием и проведения научных исследований:

- открытость, то есть совместимость со всеми современными стандартами, а также возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программным обеспечением независимых поставщиков, а при необходимости и с собственными наработками пользователей;

- интегрируемость, то есть система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде задачи организации учебного процесса и управления различными аспектами деятельности ВУЗа;

- масштабируемость, возможность расширения системы по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей;

- переносимость, то есть способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;

- адаптируемость, то есть возможность легкой настройки, учитывающей особенности конкретного ВУЗа;

- расширяемость - возможность наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими потребностями пользователей;

- локализация, то есть поддержка национальных требований и стандартов в области организации процесса обучения, особенностей Российской системы образования, бухучета, финансового контроля, документооборота.

Дальнейшее развитие информатизации высшей школы требует комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно-транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ. Среди основных проблем можно выделить следующие:

- Создание единого информационного пространства ВУЗа с полной компьютеризацией всех административно-хозяйственных служб, библиотек, учебных подразделений (кафедр, деканатов, учебной части, ректората), подключение к региональным, федеральным и международным сетям.

- Разработка интегрированных автоматизированных систем управления структурными подразделениями ВУЗа с возможностью планирования, документирования и контроля учебного процесса, предоставлением справочной информации по всем аспектам преподавательской и административной деятельности.

- Разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов на базе новых информационных технологий, предоставляющих возможности самообучения и самоконтроля студентов.

- Создание эффективной методики квалиметрии образования на федеральном и региональном уровнях и различных систем оценки знаний обучаемых, качества учебного процесса, качества преподавания, методов проведения тестирования и т.д.

На настоящий момент наиболее рациональным средством решения перечисленных задач является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками ВУЗа.

Портал - это сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок, это интеллектуальный инструмент выбора источников содержания, объединение ресурсов для представления конечному пользователю посредством простого для навигации и настройки интерфейса.

Появление первых информационных порталов, функционировавших как самостоятельные информационные единицы, относится к 1994-1995 гг., когда в сети Интернет появился новый класс коммерческих сайтов-проектов, связанных с накоплением информации (например, Yahoo, AltaVista, Lycos и т.д.).

С развитием инфокоммуникационных технологий и расширением Интернета роль таких проектов значительно возросла, они начали брать на себя роль путеводителя по Сети. Однако первое упоминание термина «портал» обычно связывают с компанией Merrill Lynch, выпустившей в ноябре 1998 года отчет, в котором фигурировало понятие корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal - EIP), под которым понимался пакет программного обеспечения, дающий компании возможность обеспечивать при помощи Web-браузера доступ к информации, находящейся во внутренних и внешних сетях.

Дальнейшее развитие корпоративных информационных порталов стимулировалось переходом к сетевым базам данным, необходимостью накопления, систематизации и распространения больших объемов информации, совершенствованием технологий хранения и защиты ресурсов. Сеть порталов позволяла создать единое информационное пространство, предоставляющее возможности совместной работы в режиме реального времени. Эффективность использования технологии корпоративных порталов стала очевидной. По оценкам экспертов Merrill Lynch, в 1998 году доходы фирм-разработчиков порталов составили 4,4 млрд. долларов, и ожидается, что к 2002 году они вырастут до 14,8 млрд. долларов, свыше 80% американских фирм построили собственные порталы уже к 2001 году.

Современные Интернет-порталы представляют собой достаточно крупные и сложные сетевые информационно-технологические комплексы, ориентированные на оказание справочных, аналитических, коммуникационных, образовательных и иных информационных услуг. Их разработка требует глубокого и разностороннего концептуального исследования путей и возможностей построения корпоративных информационных сетей, научно-методического и технологического обоснования способов формирования отраслевых и региональных информационных сетевых ресурсов различного назначения.

Существуют различные пути эволюции порталов. Многие современные мегапорталы, например, Yahoo!, Lycos и America Online, первоначально создавались как механизмы поиска, однако с течением времени они начали аккумулировать большие запасы информации, предоставлять их широкой аудитории пользователей в структурированном виде, в скором времени сюда добавилось также оказание дополнительных услуг, таких, как электронная почта и т.д. В настоящее время происходит все большее сближение мега порталов с электронными медиа-компаниями, а именно, медиа- компании покупают мега порталы, или мега порталы приобретают медиа-фирмы. В результате мега порталы становятся еще одним каналом доставки традиционной медиа-информации.

Еще один путь эволюции портала - из многочисленных сайтов, разворачиваемых какой-либо компанией (учреждением) под различные приложения. С течением времени по мере развития компании появляется все больше проблем, связанных с чрезмерным объемом администрирования, управления пользователями и отдельными разработками. Возникает острая необходимость оптимизации проблемы перехода количества размещаемых информационно-образовательных ресурсов в новое качество - информационного портала как центра управления имеющимися ресурсами (например, эволюционное развитие Web- сайт ГНИИ ИТТ «Информика»).

Превращение «сайта» в «портал» связано с трансформацией идеологии использования сети Интернет, которая заключается в переходе от «скольжения» по различным адресам сети с целью поиска нужной информации или необходимых услуг (часто со многими «разочарованиями», «ловушками» и «тупиками») к «углублению» в информационные, сервисные и, даже возможно, развлекательные «недра» одного тематического сайта - т.е. предполагается, что пользователь, целенаправленно придя на портал, должен найти здесь цель своих поисков, получить всю интересующую его информацию и услуги.

Важными характеристиками портала являются следующие:

- персонализация для конечных пользователей - независимо от того, предназначено клиентское место портала для индивидуального пользователя или для сообщества, портал должен позволять настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого индивидуально. Такая настройка может быть основана на отслеживании и анализе индивидуальных привычек пользователя, области его интереса или просто на той роли, которую пользователь выполняет в сообществе;

- организация клиентского места - пользовательской рабочей среды, которая позволила бы устранить информационные перегрузки - доступ пользователя к информационным ресурсам должен быть организован в наиболее удобном, консолидированном виде;

- распределение ресурсов - обеспечение разделения некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей. Например, к некоторым уровням могут иметь доступ только администраторы. Порталы должны обеспечивать идентификацию пользователя, т.е. поддерживать аутентификацию, единую регистрацию на сервере, создание карты прав доступа и т.д.;

- отслеживание выполнения работ - эта характеристика особенно важна для персонификации портала, которая устанавливается в начале его использования конкретным человеком и нарастает по мере накопления информации о его интересах и склонностях. Важно отметить, что пользователю предоставляется максимальный контроль над тем, что будет отслеживаться, поскольку в этом случае не возникает опасений по поводу контроля над личной информацией;

- активный доступ и отображение информации из хранилища данных - способность портала обеспечить доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т.д.) также является основополагающим фактором;

- локализация и обнаружение нужных людей и информации - используемые поисковые механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой.

Таким образом, исходя из определения понятия «портал» как входной точки для получения искомой информации и основных характеристик этой структуры, можно выделить следующие требования, предъявляемые к порталам:

- обслуживание большого числа пользователей;

- широкий спектр информации;

- поддержка основных сетевых форматов;

- широкие возможности персонализации;

- реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, использующих в качестве источников различные информационные ресурсы (структурированные, неструктурированные, метаданные), оценка достоверности и полноты полученных данных;

- обеспечение защиты хранящейся информации с использованием программных и физических способов обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т.д.);

- интеграция - обеспечение возможности взаимодействия пользователей со всеми приложениями и информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый интерфейс;

- разбивка хранимой информации на категории - категоризация, автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска;

- приложения интеллектуального анализа - системы управления знаниями.

Основная ценность портала определяется его информационным наполнением, называемым «контентом». В это понятие входит все, что так или иначе касается информации, которая размещена на портале, - его информационных ресурсов.

Цель любого портала - это прежде всего предоставление конкретному пользователю необходимой ему информации в течение минимального времени и без дополнительных затрат на просмотр несущественных материалов, переключение между разными интерфейсами и т.д.

Контент, являясь одним из ключевых понятий порталостроения, представляет собой основное средство мотивации, «привязывания» посетителя к порталу, поэтому он должен обладать определенными свойствами, которые бы выгодно выделяли его среди уже имеющихся структур, а именно: быть упорядоченным, структурированным, оперативно обновляемым, интерактивным, легальным и т.д.. Таким образом, правильный подбор и администрирование контента определяет успешное функционирование портала в целом.

Одной из основных форм, определяющих представление и распространение контента на портале, является персонализация - система регистрации пользователя. Персонализация в той или иной мере используется теперь на большинстве Web-серверов. Для этого используются механизмы фильтрации информации и анализа работы пользователя, с их помощью удается определить ту область, которая может заинтересовать его. Посетителям портала направляются личные приветствия, рекламные объявления, предоставляется возможность настройки интерфейса портала, регулярной доставки определенной информации и т.д.

Существует несколько различных классификаций порталов:

1) в зависимости от контента и предоставляемого сервиса выделяют:

- информационный портал - основная цель такого портала - предоставление людям информации;

- портал для совместной работы - такой портал ориентирован в основном на организацию взаимодействия людей и компьютерных технологий;

- портал экспертизы - занимается организацией совместной работы людей на основе их опыта и интересов (проводится экспертиза уровня знаний пользователя, полученных от взаимодействия);

- портал знаний является своеобразной комбинацией перечисленных выше типов, помимо этого в сферу услуг такого портала входит обеспечение возможностью доставки персонифицированной информации с учетом конкретной работы, которую выполняет каждый пользователь в определенный момент времени;

2) в зависимости от разноплановости контента различают:

- горизонтальные порталы - порталы общего характера, предлагающие набор сервисов по различным темам (Rambler, Yahoo и т.д.);

- вертикальные порталы («ворталы») - порталы, посвященные конкретной тематике и предоставляющие в рамках ее определенные сервисы, они обслуживают узкоспециализированные сообщества и рынки.

В общем случае структура порталов в информационном пространстве может быть представлена в виде некоторого «кубика Рубика» с неопределенным числом разноцветных слоев, горизонтальных и вертикальных, представляющих различные типы информации:

а) горизонтальные слои мини-кубиков - горизонтальные порталы, представляющие одноуровневую (или одномасштабную) информацию об одном и том же объекте или системе;

б) вертикальные слои мини-кубиков - вертикальные порталы, представляющие несколько слоев информации об одном объекте или системе с различными степенями детализации этой информации.

Однако в зависимости от цели любой вертикальный портал «стремится» стать горизонтальным (кубик поворачивается), а горизонтальный - но в другой системе координат - является вертикальным.

3) в зависимости от глобальности и масштабности предлагаемых ресурсов выделяют:

- центральные порталы - порталы, интегрирующие основополагающие (глобальные) информационные ресурсы;

- региональные порталы - порталы, специализирующиеся на предоставлении информационных ресурсов в основном регионального значения и представляющих собой своеобразное ядро региональной информационной системы;

4) в зависимости от назначения и ориентации на конечного пользователя различают:

- корпоративные информационные порталы - порталы, ориентированные в основном на внутренних пользователей (сотрудников). Они объединяют внутреннюю и внешнюю информацию и приложения для повышения производительности труда служащих. Обычно назначение таких порталов - обеспечить сотрудников организации инструментальной панелью со всем необходимым для выполнения их служебных обязанностей, таким образом, с точки зрения доступности ресурсов, сотрудники могут использовать имеющуюся информацию и услуги только в соответствии с выполняемыми ими функциями, что предъявляет особые требования к системе персонализации и общей системе организации защиты и целостности информации.

В архитектуре корпоративного портала можно выделить две части: внутренний портал (Интранет), на котором расположена информация, предназначенная для внутреннего использования посредством локальной сети ограниченным числом пользователей, имеющих соответствующие права доступа, и внешний портал, на котором расположена информация для широкого использования через Интернет.

- порталов данного типа заключается в основном в обеспечении обратной связи с пользователями в режиме реального времени, такая стратегия позволяет бизнес-компаниям увеличить степень самообслуживания предприятий-поставщиков (в широком смысле), обеспечить эффективность предоставления услуг и товаров и, таким образом, снизить собственные затраты;

- порталы, ориентированные на партнеров (Бизнес-для - Бизнеса - В2В), представляют собой своеобразный электронный рынок, на котором предприятия взаимодействуют друг с другом - через такой портал предприятие предоставляет своим партнерам доступ к планированию процессов и услуг, требованиям клиентов и обучению посредством сетевого доступа;

- портал, ориентированный на клиента - безусловно, это коммерческий тип порталов, через который потребителям предлагаются различные товары и услуги. Анализируя схему приобретения продукции и потоки на web-сайте, бизнес-менеджеры способны определить, какие именно ресурсы пользуются наибольшей популярностью у основных клиентов, и в соответствии с этим скорректировать свои коммерческие предложения. Такие порталы могут также содержать обширные коллекции ссылок на различные сайты, ленты новостей, биржевые сводки, прогнозы погоды, а также предоставляют поисковые возможности, т.е. все, что необходимо для ежедневного информационного обеспечения и делает пребывание пользователя в сети более комфортным. Кроме того, некоторые порталы предоставляют пользователям услуги электронной почты, сервисы для планирования времени, ведения баз данных адресов и дат, а также другие бесплатные приложения. Тем самым они увеличивают количество посетителей, что является жизненно важным для таких порталов, существующих за счет рекламной деятельности;

5) в зависимости от целевой пользовательской аудитории:

- портал публикации информации, ориентированный на большие разнородные группы пользователей с разнородными интересами («широковещательный канал»). Эти порталы содержат немного элементов персонификации и кастомизации контента и предлагают только базовые средства поиска и интерактивного взаимодействия, ориентированные на неискушенного пользователя Web;

- коммерческие порталы, обеспечивающие предоставление узконаправленной информации определенной целевой аудитории пользователей;

- корпоративные порталы, интегрирующие контент в рамках относительно узкого сообщества пользователей, объединенных общими целями и задачами;

- персональные порталы, обеспечивающие доставку информации, отфильтрованной для специфических потребностей конкретных пользователей «узконаправленное вещание».

Сервисы, которые поддерживаются всеми порталами и представляют собой общую платформу, являются основой для более эффективного управления приложениями и информацией, поступающей из самых разных источников, уменьшают загрузку персонала и административные издержки. Среди основных сервисов портальной технологии можно выделить:

- сервисы сообществ, которые организуют портальные сообщества и обеспечивают доступ к сервисам через регистрацию пользователей и политики безопасности. Таким образом, компания получает возможность управлять группами, настройками предпочтения и доменами через атрибуты сообществ;

- сервисы презентации и сбора информации, определяющие внешний вид Web-страницы и систему разработки настраиваемого GUI-интерфейса. Этот сервис отвечает за накопление ресурсов из разнообразных источников внутри компании или извне для вертикальных или специализированных порталов;

- сервисы персонализации обеспечивают распределенный персонализированный контент, приложения и другие сервисы (такие, как прогноз погоды, новости, котировки акций и т.д.). Сервисы персонализации определяются самим пользователей портала или администратором. Тем не менее, мощная портальная платформа может также предоставлять возможности персонализации через динамическое взаимодействие с самим порталом на основе анализа поведения пользователя;

- сервисы безопасности, имеющие особую значимость для связей с поставщиками в рамках Extranet, партнеров через Internet, а также для удаленных пользователей. Портальная платформа должна обладать достаточной гибкостью для поддержки существующих механизмов аутентификации (например, таких, как LDAP, Windows NT, UNIX, RADIUS, x.509v3 сертификаты). Безопасный доступ к порталу позволяет организации интегрировать технологии и деловые процессы путем широкого использования современных инфокоммуникационных средств;

- сервисы интеграции приложений, обеспечивающие представление ресурсов на портале в html/xml-приложениях (почтовый клиент, доступ к файловой системе) и т.д. (включая NT, UNIX и другие базовые приложения). Информационное наполнение должно быть представлено в консолидированной форме web-контента. Возможность интеграции сервисов и архитектуры является одним из основных преимуществ открытой портальной технологии, так как позволяет организациям использовать уже имеющиеся web- совместимые приложения.

Информационно-образовательный портал ВУЗа представляет собой инновационное средство организации учебного процесса, позволяющее максимально приблизить ресурсы к пользователям, обеспечивающее интеграцию информационной сущности ВУЗа в единое информационно-образовательное пространство, организующее отношения внутри рабочих и информационных групп, создающее условия для эффективного управления образованием и организации учебного процесса. В техническом плане портальная технология предлагает принципиально новую концепцию представления, организации и обмена информацией между сетевыми клиентами и Web-серверами, которая реализует набор минимально необходимых сервисов для обслуживания пользователей, принадлежащих к различным социальным слоям и профессиональным группам.

Распределенная система порталов представляет собой средство представления, распространения, а также систематизации, структуризации и унификации информационных ресурсов, накопленных в Интернете. Обладая огромным потенциалом в области образования, управления учебным процессом и проведения научных исследований, портальная технология может составить основу единой информационной среды системы образования. Образовательный портал учебного заведения или научно-исследовательского центра в данном случае будет представлять собой составную часть системы микропорталов единого образовательного пространства, интегрированную в единую информационно-образовательную среду федерального уровня. Это обеспечит эффективный доступ самых различных групп пользователей при помощи Web-браузера как к собственным (внутренним), так и к внешним информационным ресурсам.

Преимущества использования данной технологии для организации управления ВУЗом заключаются в том, что:

- портал предоставляет общий информационный ресурс университета. Помимо того, что он обеспечивает представительство университета в Интернет, это средство управления ВУЗом и информационное обеспечение контингента;

- в основе портальной технологии лежит идея о создании единой точки доступа к консолидированной информации. Таким образом, портал объединяет разнообразные электронные ресурсы ВУЗа;

- использование портальной технологии предполагает интеграцию информационных ресурсов с системой сервисов и служб (например, с общеуниверситетской почтовой системой);

- портал использует механизм рубрикации информации, основанный на организационной структуре ВУЗа;

- в портале заложена возможность децентрализованного ввода расширенной информации (для людей и подразделений, самими людьми и представителями подразделений) в портальную базу данных через Web-интерфейс.

Система образовательных порталов характеризуется рядом особенностей, таких, как:

- большое разнообразие содержания и форм представления информации;

- большие объемы образовательной информации;

- высокая скорость обновления и пополнения информации;

- большая территориально-отраслевая распределенность информационных ресурсов;

- большое количество и разнообразие групп пользователей.

Характеристиками образовательного портала являются:

- подобранный и структурированный контент для целей обучения;

- доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников данных (реляционные и многомерные базы данных, системы управления документами, системы электронной почты, Web-серверы, новостные каналы и различные файловые системы или серверы, на которых хранятся гипертекст, аудио-, видеоинформация или образы);

- персонификация для конкретного пользователя;

- способность организации клиентского места;

- распределение ресурсов - разделение некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей;

отслеживание выполнения работ конкретным человеком или сообществом людей;

- обнаружение (локализация) людей и информации (экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой).

В плане организации информационного наполнения можно выделить горизонтальные и вертикальные образовательные порталы.

Вертикальные образовательные порталы создаются по областям знания (гуманитарный, естественнонаучный, педагогический) или содержат специализированную информацию (например, по книгоизданию, единому экзамену и т.д.). Как правило, из-за огромного объема специализированной информации материалы таких порталов располагаются не на одном сервере, а распределены между дочерними порталами и серверами.

Горизонтальные образовательные порталы ориентированы на максимально широкий охват интересов пользовательской аудитории. Они обеспечивают общий доступ к интегрированному каталогу информационных ресурсов, размещенных на специализированных серверах. Таким образом, горизонтальный образовательный портал осуществляет интеграцию вертикальных порталов в образовании.

В настоящее время в России идет активная работа по созданию распределенной системы образовательных порталов, включающей горизонтальный портал «Российское образование» и подсистемы вертикальных порталов и локальных горизонтальных и вертикальных порталов ВУЗов.

Информационно-образовательный портал ВУЗа предназначен для интеграции информационных и информационно - образовательных ресурсов ВУЗа, хранящихся в электронном виде (например, в базах данных, файловой системе, существующих приложениях и т.д.), с неструктурированными данными из и вне ВУЗа, для предоставления единого персонифицированного интерфейса ко всем информационным ресурсам, определяемого существующими политиками защиты информации.

В функциональное назначение информационно - образовательного портала входит:

- экспертный отбор, систематизация, классификация, описание информационно-образовательных ресурсов университета;

- предоставление разно уровневого доступа к структурированной информации, предусматривающего своевременное обновление ресурсов;

- предоставление возможностей поиска информационно - образовательных ресурсов, которыми обладает университет;

- изучение потребностей пользователей портала в специфических информационно-образовательных ресурсах, создание условий для их дальнейшей разработки;

- оказание консультационных услуг по использованию информационно-образовательного портала, в области информатизации образования в целом, разработка методической базы по использованию инфокоммуникационных технологий в образовании.

Информационно-образовательный портал создается для решения следующих задач:

- создание единого информационно-образовательного пространства в ВУЗе на базе использования инфокоммуникационных технологий, его интеграция в единое информационное образовательное пространство России;

- обеспечение широкого и качественного доступа к имеющимся образовательным продуктам;

- систематизация информационных ресурсов ВУЗа, анализ уже имеющихся образовательных продуктов и изучение потребностей в области создания новых программно-методических средств;

- обеспечение учебно-методического сопровождения образовательного процесса с использованием средств инфокоммуникационных технологий;

- создание и внедрение инновационных методов и форм в организацию и управление образовательным процессом в ВУЗе на основе современных информационных технологий.

Обычно для реализации таких функций используют отдельные Web-приложения. В качестве компонентов таких приложений может выступать Web-сервер, сервер приложений и база данных. Код приложения разрабатывается либо в виде компилированного серверного модуля, либо в виде интерпретируемого сервером приложений сценария.

 

АВТОР: Комаревцев Е.М.