11.06.2012 9529

Выявление признаков конкурентоспособности выпускника с точки зрения профессиональной педагогики и современного рынка труда

 

Весь XX век можно охарактеризовать как век постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Все больше ощущается потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только «о своей системе», но и о надсистемах, и в смежных областях знания, умеющих эти знания обобщать. По мере усложнения типов производств усложняются и отношения во всех сферах человеческой деятельности. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия «системный подход».

До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако в тех областях знания, где аналитически добытого материала скопилось достаточно, возникает насущная потребность в его интеграции и систематизации, что может быть успешно сделано лишь на основе системного подхода, который органически сочетает в себе и анализ и синтез.

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов.

Большой вклад в развитие системного подхода в отечественной науке внесли ученые И.В.Блауберг, Б.С.Гершунский, М.С.Каган, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др. В их работах системный подход рассматривался в контексте философских воззрений, была выполнена характеристика различных уровней методологического анализа. Системный подход как один из элементов диалектики в разные годы рассматривался философами А.Н. Аверьяновым, Б.Г.Ананьевым, В.Г.Афанасьевым, В.Н.Сагатовским, Ю.А. Урманцевым и др.

Методологии системного подхода в педагогической науке посвящены работы А.И.Гурьева, Э.Н.Гусинского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, А.Г.Кузнецовой, Н.Н.Нечаева А.М.Новикова, П.Н.Новикова, А.В.Петрова, В.В.Серикова, Г.Н.Серикова, В.Д.Шадрикова, Е.В Черкасовой и др.

В основе данного подхода лежит исследование объектов как систем. Методология и специфика данного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Российский философ и системолог В.Н.Сагатовский, полагает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система. Определить объект как систему - значит выделить то отношение, в котором он выступает как система.

А.Г. Кузнецова в монографии «Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике» отмечает: «Если понятие «подход» с момента своего появления в науке означало особый угол зрения на объект исследования, то системный подход соотносился еще и с выстраиванием особой исследовательской программы на основе этого угла зрения и дальнейшей конкретизации этой программы в особых методах».

В научной литературе можно встретить двоякое понимание системного подхода и разнообразие соответствующих ему методов: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой - создание, конструирование, синтез систем для достижения целей. При организации нашего исследования нам пришлось использовать оба подхода.

На первом (теоретико-методологическом) этапе мы выполнили анализ изучаемой системы. При этом был изучен соответствующий понятийный аппарат, выявлены состав, структура системы, характеристики и свойства ее важнейших элементов. Была сделана попытка выяснить природу системообразующих факторов и механизм формирования связей между важнейшими элементами системы.

На втором (экспериментальном) этапе нами была разработана интегрированная форма организации обучения в виде междисциплинарного практикума. Он создавался с конкретной целью - повысить уровень профессиональной адаптации студентов ОУ СПО как на этапе учебно-производственной, так и производственной адаптации.

Важной целью современного образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО) является подготовка конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Следовательно, результатом деятельности образовательного учреждения СПО является конкурентоспособный выпускник, будущий специалист.

В «Современном словаре иностранных слов» понятие «конкуренция» (позднелатинское concurrentia <concurrere сталкиваться) - соперничество, борьба за достижение наилучших результатов на каком-либо поприще [.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой содержится следующее определение: «Конкурентоспособный - способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам».

Традиционно под конкурентоспособностью выпускника принято понимать «показатель качества подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника учебного учреждения в интересах современного производства (организации)».

В Словаре профессионального образования С.М.Вишняквой конкурентоспособность рассматривается только в контексте конкурентоспособности учебного заведения, а именно:

«Конкурентоспособность - способность профессионального образовательного учреждения обеспечить высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, отвечающего требованиям и запросам конкурентного рынка, в сравнении с другими аналогичными учреждениями».

Похожей точки зрения придерживается К.К.Мукминшин. Конкурентоспособность выпускника, на его взгляд, - это следствие обеспечения конкурентоспособности учебного заведения.

Понятие «конкурентоспособность» вошло в психолого-педагогическую науку в связи с исследованием зарубежных авторов, таких как, Р.Мартенс, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Эриксон и другие. Так, Э.Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более конкурентоспособным. В его концепции психосоциального развития личности появление чувства конкурентоспособности является главным содержанием четвертого этапа развития - развития школьного возраста, которое является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. Чувство компетентности, трудолюбие и конкурентоспособность сильно зависят от успеваемости. Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности, уверенности в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказать положительное влияние на общество.

Проблема конкурентоспособности будущих специалистов активно исследуется в отечественной профессионально педагогике в течение двух последних десятилетий. В работах В.И.Андреева, А.А.Ангеловского, Р.Я.Ахметшина, Г.А.Боровик, В.В.Вертиль, Г.Е.Германидзе, О.В.Душкиной, В.М.Зуева, Ф.С.Исмагиловой, Н.Н.Колобковой, И.М. Леготиной, К.К.Мукминшина, МЛ.Полдолиной, В.Сапиженко, Е.А.Тенилова, Р.Фатхрудинова, В.Чегринцовой анализируются различные ее аспекты: от педагогических условий, формирующих конкурентоспособного выпускника, до конкретных факторов, характеризующих конкурентоспособность специалиста в рамках определенной профессии.

В монографии «Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования» авторы (В.М.Зуев, В.В.Вертиль, Г.Е.Германидзе) под «конкурентоспособностью молодого специалиста на рынке труда» понимают «приоритет востребованности его труда работодателем в силу имеющихся (или предполагаемых) у данного работника преимуществ перед другими кандидатами... Первичным критерием, по которому судят о подготовленности работника к труду, служит его квалификация». При этом квалификация - это подготовленность работника к качественному выполнению конкретных видов работ, операций, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.

В.И.Андреев «конкурентоспособность» определяет как форму исполнения деятельности, обусловленную глубокими знаниями свойств, преобразуемых предметов (человек, группа, коллектив и т.д.), свободным владением содержания своего труда, а также соответствием этого труда профессионально важным качествам, его самооценка, отношение к труду. Развивать конкурентоспособность можно только при наличии соответствующих знаний, умений и навыков, сформированности внутреннего мира личности, потребностей, установок, профессиональных ориентаций и мотивов деятельности, представлений о самом себе, своих профессиональных качествах, результатах собственной деятельности.

По мнению исследователя Н.Н.Колобковой, «конкурентоспособность специалистов экономического профиля представляет собой интегративную способность достижения цели, основанную на осознанной соорганизации: мыслительных алгоритмов решения типичных профессиональных задач и их творческого варьирования в зависимости от особенностей конкретной ситуации; эмоциональных сигналов имеющегося опыта об исходе действий до их реального завершения; ситуационно- приемлемых моделей поведения; противодействия профессиональным трудностям без утраты психологического равновесия». Сформированность конкурентоспособности при этом определяется следующими показателями:

- положительной профессиональной мотивацией;

- стремлением к достижениям;

- неподверженностью фатализму;

- информационной компетенцией;

- коммуникативной компетенцией;

- технологической компетенцией;

- регуляцией личной тревожности;

- переключаемостью поведения;

- вариабельностью действий.

По мнению Е.Н.Тенилова, «конкурентоспособный специалист отличается способностью достигать целей в динамичных условиях, опираясь на профессиональную и личностную компетентность. Профессиональные и личностные качества такого работника должны способствовать выпуску конкурентоспособной продукции, процветанию предприятия или организации, материальному и психологическому комфорту самого работника».

Ф.С.Исмагилова рассматривает конкурентоспособность специалиста как степень востребованности его как профессионала на рынке труда, на предприятии, фирме в силу имеющихся у него преимуществ перед другими кандидатами.

В своем диссертационном исследовании Г.А.Боровик предлагает следующее определение конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования: «это амбициозный, организованный молодой специалист, исполняющий свои функции на высоком уровне профессиональных требований и ответственности, способный самостоятельно разрешить возникшую проблему, нестандартную ситуацию в пределах своей компетентности».

Приведенный обзор научной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует четкое определение понятия «конкурентоспособный выпускник ОУ СПО», учитывающее точку зрения обеих сторон (ОУ и потенциальных работодателей), не выделены его существенные признаки. Это не позволяет как педагогам-практикам, так и исследователям проблем профессионального образования эффективно работать над совершенствованием процесса обучения с целью повышения конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений СПО.

В нашем исследовании явление конкурентоспособности рассмотрено в контексте процесса овладения молодым человеком будущей профессией (в широком смысле этого слова).

Овладевать, в данном случае, значит: «изучать, чтобы приобрести, знания, умения», «прочно усвоить, что-нибудь, изучить», «сделать что-нибудь своим умственным достоянием». При этом процесс овладения профессией включает три основных этапа: 1) общее образование; 2) профессиональное образование; 3) профессиональную деятельность. На первых двух этапах происходит формирование, развитие, а на последнем - реализация и развитие конкурентоспособности.

Очевидно, что конкурентоспособность специалиста является результатом длительного процесса овладения профессией. Подтверждение этому находим у В.И. Андреева. Методологически обосновывая профессиональную деятельность человека, определяя основные фазы развития профессионала, В.И.Андреев отмечает важность профессиональной конкурентоспособности в становлении специалиста.

Система среднего профессионального образования готовит специалистов для конкретных сегментов экономики. Выпускник ОУ СПО может оказаться востребованным на рынке труда и зарекомендовать себя как конкурентоспособный специалист, может быть востребованным, но не подтвердить свою конкурентоспособность, может (из-за изменения конъюнктуры) остаться невостребованным. Анализ этих ситуаций заставляет ОУ СПО тщательно изучать требования стратегических социальных партнеров к современным специалистам. К стратегическим социальным партнерам мы относим предприятия, участвующие в организации всех видов практики студентов и (или) принимающие их на работу.

В Рекомендациях Министерства образования РФ по обеспечению механизма социального партнерства в системе среднего профессионального образования (2003г.) к основным направлениям развития социального партнерства (СП) относятся совершенствование содержания образования и организация образовательного процесса. При этом подчеркивается, что СП призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов.

Проблема социального партнерства в сфере профессионального образования рассмотрена в работах Н.М. Гайворонского, А.Т.Глазунова, А.Н.Лейбовича, М.В.Никитина, Рыковой Е.А., Е.Г.Сафоновой, И.П.Смирнова, Е.В.Ткаченко, В.М.Сохабеева, Н.А.Тюкаловой и др.

Учитывая, что в большинстве случаев работодатели заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, важно знать их точку зрения по ключевым вопросам подготовки специалистов. В контексте нашего исследования к таким вопросам мы отнесли: цели сторон, характеристику понятия «конкурентоспособный специалист», его основные признаки, показатели, критерии и др.

Под критерием мы понимаем признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса. При этом показатель рассматривается нами как величина, уровень, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного аспекта функционирования системы.

В рамках исследования, на семинарах, проводимых УМЦ профессионального образования г. Москвы, нами было проведено анкетирование, в котором участвовали 54 образовательных учреждения СПО г. Москвы и 26 крупных московских предприятий оптово-розничной торговли. Обработка результатов анкет показала, что важнейшей целью современных образовательных учреждений является подготовка конкурентоспособных выпускников. Потенциальные работодатели к важнейшим подцелям своего предприятия отнесли пополнение кадрового состава специалистами, максимально подготовленными к профессиональной деятельности, способными в кратчайшие сроки адаптироваться к профессиональным требованиям.

К наиболее значимым признакам конкурентоспособности выпускников представители ОУ СПО отнесли:

- готовность к профессиональной деятельности, приобретенная в процессе учебно-производственной адаптации;

- востребованность на рынке труда.

Для потенциальных работодателей определяющими стали следующие признаки:

- преодоление молодым специалистом процедуры отбора на этапе трудоустройства;

- успешное прохождение производственной адаптации (профессиональной, социальной, психологической, физиологической).

Анализ современной научной литературы по проблемам управления персоналом организации, социализации, профориентации и трудовой адаптации (И.Б. Дуракова, Ф.С. Исмагилова, А.Я. Кибанов, Г.А.Мамед-Заде, С.В.Петухова, А.Г.Поршнева, Т.А.Родинина, З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина, П.В.Шеметов), исследований по вопросам взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда (А.Н.Лейбович, Е.А.Рыкова, М.В.Никитин), Ю.А.Якуба, программ профессиональной адаптации конкретных предприятий подтвердили наши выводы. Успешное прохождение процедуры отбора и последующая адаптация будущих специалистов к профессиональной деятельности рассматривается в указанных источниках как важный критерий их конкурентоспособности.

Современные работодатели уделяют большое внимание способам научно обоснованного отбора персонала. Проблеме формирования критериев оценки специалистов посвящены работы А.К.Железнова, Г.И.Ибрагимовой, Ф.С.Исмагиловой, А.Я.Кибанова, М.В.Никитина.

Преодолев процедуру отбора, молодой специалист заключает с предприятием трудовой договор и приступает к выполнению должностных обязанностей. На этом этапе, по мнению профессора А.Я. Кибанова начинается процесс производственной адаптации работника, который может закончиться как переходом на следующий этап - этап профессионального роста, так и привести в дальнейшем к уходу из организации, как по собственному желанию, так и по инициативе работодателя. В процессе оценки кандидата важной составляющей, наряду с оценкой профессиональной подготовленности работника, является условие соответствия личных качеств кандидата требованиям работодателя (особенно для управленческого персонала, специалистов и служащих). В Информационном бюллетене «Спрос на рабочую силу - мнение работодателей», выполненном специалистами Высшей школы экономики по заказу Министерства образования и науки РФ, рассмотрены проблемы взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда.

Согласно проведенным исследованиям, на более чем половине предприятий при приеме на работу существуют определенные требования к личным качествам кандидата. К ним были отнесены: творческие качества (готовность учиться, инициативность, творческий подход к делу, умение представить себя, результаты своего труда); исполнительские качества (дисциплинированность, чувство ответственности за порученную работу, умение работать в коллективе).

Повысились требования работодателя к профессиональной культуре работника, которая «проявляется именно в профессиональной деятельности», к коммуникативной культуре. Этим объясняется введение в учебные планы ряда специальностей дисциплины «Основы профессиональной культуры».

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующий подход к понятию «конкурентоспособный выпускник», отразивший, на наш взгляд, его существенные признаки и учитывающий позицию, как образовательного учреждения, так и социальных партнеров.

Конкурентоспособным считается выпускник:

- Успешно прошедший адаптацию к профессиональной деятельности (в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации) в ОУ СПО.

- Востребованный на рынке труда.

- Преодолевший процедуру оценки и отбора на этапе трудоустройства.

- Успешно прошедший адаптацию к профессиональной деятельности (в части физиологической, психологической, социальной и профессиональной адаптации) на предприятии.

Критерий успешной адаптации к профессиональной деятельности в предлагаемом перечне является, на наш взгляд, ключевым, поскольку он фиксирует конечный результат профессионального обучения. Это позволяет нам предположить: если будет выявлена природа и механизм адаптации к профессиональной деятельности, то это даст нам возможность целенаправленно работать над педагогическими условиями, повышающими ее уровень, в т.ч. в части ее профессиональной составляющей.

В нашем понимании, адаптация к профессиональной деятельности молодого человека - это интегрированный процесс и результат освоения профессиональной деятельности, имеющий место в общеобразовательной школе, образовательном учреждении СПО и на производстве. Логично предположить, что процесс адаптации начинается задолго до начала профессиональной деятельности личности и охватывает весь период овладения профессией.

Такой подход позволяет нам на первом этапе исследования обрисовать контуры системы адаптации субъекта (учащегося, студента, выпускника) к профессиональной деятельности: Этап адаптации студентов к профессиональной деятельности в образовательном учреждении СПО мы рассматриваем именно как учебно-производственный. Анализ научной литературы в области профессиональной педагогики показал, что при исследовании проблем адаптации студентов не всегда в структуре образовательного процесса, наряду с учебно-воспитательной, учитывается наличие его учебно-производственной составляющей. При этом она имеет ту же глобальную цель, что и весь учебно-воспитательный процесс (передачу социального опыта подрастающему поколению) и те же функции (обучающую, воспитательную и развивающую). Однако задачи этого направления, его содержание, формы и методы реализации во многом определяются особенностями производства, для которого ОУ СПО готовит специалистов.

Вычленение в образовательном процессе его учебно-производственной составляющей позволяет нам зафиксировать учебно-производственный этап процесса адаптации к профессиональной деятельности.

Учебно-производственный и производственный этапы адаптации имеют одинаковую структуру, что дает возможность рассматривать профессиональную адаптацию в развитии и взаимосвязи с физиологической, психологической и социальной. Появляется возможность выявить и исследовать причинно-следственные связи между организационно- педагогическими условиями, существующими в ОУ СПО и реально демонстрируемым уровнем профессиональной адаптации как студентов, так и выпускников.

Учебно-производственная компонента учебно-воспитательного процесса в ОУ СПО представлена тремя видами практики:

а) практика для получения первичных профессиональных навыков;

б) практика по профилю специальности;

в) практика преддипломная (квалификационная), стажировка

При этом общий объем практики на предприятии составляет примерно 20% от общего объема времени за весь курс обучения (на базе среднего (полного) общего образования.

Результаты всех видов практики регулярно анализируются как специалистами ОУ СПО, так и представителями стратегических социальных партнеров. Далее они транслируются всем элементам педагогической системы ОУ СПО в виде требований, рекомендаций, пожеланий работодателей. Что приводит к корректировке целей, задач, содержания, форм и методов обучения.

Подобный эмпирический материал явился основой для разработки междисциплинарного практикума, который мы рассматриваем как элемент системы адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности.

Конкурентоспособный специалист - результат конкурентоспособных образовательных услуг. В данной сфере проблема конкурентоспособности имеет сложную природу. Она заключается в особенностях самого вида деятельности, а также в существующей социально-экономической ситуации в стране, которая отличается от той, в которой многие десятилетия развивалось профессиональное образование.

При этом, под услугой как видом деятельности понимается «работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара», а также «трудовая, целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности людей». Рассматриваемый полезный эффект потребляется как обучающимся, так и, опосредованно, работодателями. Потребление полезного эффекта образовательных услуг осуществляется в условиях, которые характеризуются рядом особенностей:

- Профессиональное образование своей важнейшей целью ставит воспитание гармонично развитой личности (в том числе в области профессиональной подготовки). Финансирование образования осуществляется из федерального и регионального бюджетов.

- Система профессионального образования готовит специалистов как для производственной, так и непроизводственной (бюджетной) сфер экономики. В современных условиях отношения между такими работодателями и образовательными учреждениями выстраиваются по- разному. Между бюджетными организациями (медицина, образование, государственные, муниципальные службы) и образовательными учреждениями СПО существует взаимодействие, помогающее эффективно организовать практику, беспрепятственно получить информацию о новых требованиях к молодым специалистам, о возможности их трудоустройства, то есть сохранились прямые связи между работодателями и образовательными учреждениями.

Более сложными являются отношения между профессиональным образованием и производственной сферой. Производственные предприятия, в большинстве своем, имеют частную, акционерную, смешанную формы собственности. Работодатели, стремясь удовлетворить потребность в квалифицированных работниках, выходят на рынок труда и формируют спрос на конкретную специальность. При этом заявляются определенные требования к специалистам, определяющие их конкурентоспособность. К ним относятся: наличие опыта работы, интегрированное видение профессиональной среды и себя в ней, широкий профиль специалиста, умение учиться, переучиваться и т.д. Обнаружив эти требования, образовательные учреждения должны совершенствовать существующие организационно-педагогические условия, в рамках которых осуществляется учебно-производственная адаптация будущих специалистов.

- Необходимостъ поддержания конкурентоспособности самого учебного заведения в глазах непосредственных потребителей образовательных услуг.

Абитуриенты стремятся выбрать учебное заведение, которое подготовит их к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями рынка труда, что в будущем может гарантировать их конкурентоспособность. «Ни экономика, ни политика, ни чья либо воля, утверждает в своем исследовании В.И.Блинов, не способны кардинально и по существу изменить развитие образования, игнорируя потребности его субъектов».

Выявленные основные признаки конкурентоспособности (с точки зрения работодателей, учебных заведений и потребителей их услуг) определили дальнейшее направление нашего исследования. На следующем этапе нам необходимо проанализировать сущность таких понятий как «профессиональная деятельность» и «адаптация к профессиональной деятельности». Это позволит нам подойти к разработке содержания и технологии реализации междисциплинарного практикума как элемента системы адаптации студентов к профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Крель Н.А.