11.06.2012 18236

Анализ основных характеристик профессиональной деятельности как объекта адаптации

 

Одной из задач нашего исследования является разработка практической формы организации обучения, способствующей адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Для ее решения нам необходимо проанализировать степень научной проработки целого ряда важных для исследования понятий: «деятельность», «профессиональная деятельность», «особенности профессиональной деятельности менеджеров», «готовность к профессиональной деятельности», «адаптация».

Понятие деятельности является объектом изучения в философии, психологии, социологии и педагогике. Особый вклад в формирование деятельностного подхода и научное обоснование структуры и содержания деятельности внесли Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн.

Разнообразные подходы к анализу деятельности в психологии отражены также в работах В.А.Иванникова, В.Э.Мильмана, в философии - в исследовании В.С.Швырева, в социологии - в монографии М.Коула и И.Энгестрема.

Результаты исследования профессиональной деятельности с точки зрения психологии и педагогики изложены в работах Г.А. Бокаревой Е.Гаврилова, Е.М.Ивановой, Е.А.Климова, Б.Ф.Ломова, А.К.Марковой, Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжникова, В.Д.Шадрикова, Ю.Е.Якуниной и др.

Методическое обоснование деятельностного подхода в профессиональном образовании представлено в работах Н.Н.Нечаева, И.Г.Никифоровой, П.Н.Новикова, П.И.Пидкасистого и др.

Особенностям управленческой деятельности посвящена работа Т.Л.Гергелева, М.Н.Кутасовой, К.Д.Скрипник.

Самое широкое философское определение деятельности - это способность существования человека и общества в целом. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой деятельность определяется как занятие, труд.

В психологии понятие деятельности является одним из основополагающих. «Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности».

Б.Г.Ананьев в работе «Человек как предмет познания» определил основные социальные виды деятельности - труд, общение и познание.

«Деятельность - форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей» - так определяет деятельность С.М. Вишнякова.

Большой интерес, в контексте нашего исследования и разработанной на его основании практической формы обучения в виде междисциплинарного практикума, представляет схема деятельности по М.Коулу и И.Энгестрему:

Предлагаемая схема состоит из двух взаимосвязанных частей. Верхняя часть рисунка представляет собой треугольник опосредования, где субъект воздействует на объект при помощи каких-либо средств (по терминологии М.Коула, «артефактов») и, таким образом, изменяет его. Однако, «действие существует «как таковое» только в отношении к компонентам в основании треугольника». С объектом взаимодействует не только непосредственный субъект деятельности, но и другие люди, обозначаемые как «сообщество». Учитывая, что профессиональной деятельности присущи все характеристики деятельности, то, зафиксированный в схеме, момент воздействия на объект труда как субъекта, так и «сообщества» помог нам впоследствии подойти к обоснованию важного для нашего исследования понятия «межфункциональные связи».

Манипулирование объектом, по М.Коулу, ограничивается социальными нормами («правилами») относительно допустимости действий, совершаемых в рамках системы деятельности. Данные нормы формируются и транслируются обществом и усваиваются субъектом. На наш взгляд, это происходит как с помощью образования (в т.ч. профессионального), так и с помощью программ профессиональной адаптации, реализуемых на конкретных предприятиях, и выявленных нами в ходе исследования.

Согласно схеме М.Коула и И.Энгестрема, действие с объектом осуществляется на основе разделения труда, под которым понимается распределение «объектно-ориентированных действий между членами сообщества». Различные составляющие деятельности выступают как система, т.е. не существуют независимо друг от друга.

Профессиональная деятельность немыслима вне профессиональной группы, «команды», трудового коллектива. Другие профессионалы составляют, по мнению Е.А.Климова, референтную группу субъекта труда, являются для него значимыми другими. Термин «значимые другие» также важен в контексте нашего исследования, поскольку предполагает в проектируемой нами практической форме организации обучения наличие не только функций субъектов труда, но и меж функциональных связей между ними.

Основной вид человеческой деятельности - трудовая деятельность, результаты которой представляют ценность для общества. По направленности ученый выделяет следующие виды деятельности: познавательную, общественную, спортивную, художественную, творческую, техническую, профессиональную и др.

Трудовая деятельность, требующая специальных приемов выполнения и специального предварительного обучения, в педагогической литературе определяется как профессиональная трудовая деятельность.

И.Ю.Кузнецов, описывая отличия трудовой и профессиональной деятельности, отмечает, что профессиональная деятельность имеет статусно ролевой характер, предполагает некоторое социальное обозначение, что ведет к повышенным социальным (нравственным и этическим) требованиям к личности в целом. В профессиональной деятельности человек выступает, прежде всего, как представитель своей профессиональной группы. В трудовой же деятельности человек предстает субъектом труда, ответственным за продукт деятельности. Мы не согласны с последней частью утверждения. На наш взгляд в современном обществе ответственность за продукт деятельности так же относится к важным социальным требованиям. А отличие профессиональной деятельности от трудовой мы видим в разнообразии содержания профессиональных видов деятельности (целей, задач, предметов, средств, результатов).

Согласно теории системогенеза профессиональной деятельности, разработанной В.Д.Шадриковым, в полной системе деятельности следует различать шесть подсистем (и подструктур): личностно-мотивационную, компонентно-целевую, программную, информационную, подсистему принятия решения и подсистему профессионально важных качеств.

А.В. Назарова определяет профессиональную деятельность, как деятельность человека по своей специальности в определенной сфере и отрасли производства: самостоятельно ставящего цели и профессиональные задачи; умеющего анализировать и регулировать предмет, задачи, средства труда; достигшего результата, соответствующего стандартам.

Н.С.Пряжников и Е.Ю. Пряжникова называют следующие характеристики профессии (профессиональной деятельности):

- ограниченный вид трудовой деятельности;

- общественно-полезный характер деятельности;

- необходимость специальной подготовки субъекта деятельности;

- вознаграждение субъекту труда за деятельность (материальное и моральное);

- это деятельность, дающая человеку определенный социальный статус;

- отношение субъекта к данной работе как к своей профессии.

Мы согласны с мнением Е.М.Ивановой, которая считает, что профессиональная деятельность представляет собой сложную, многопризнаковую систему, интегрирующим компонентом которой является субъект труда. Именно субъект обеспечивает взаимодействие всех компонентов системы с учетом многообразия ее специфических признаков.

На наш взгляд, выяснение природы вышеуказанных компонентов необходимо именно в условиях реального производства, где тестируются наши выпускники на конкурентоспособность и возможность адаптации к профессиональной деятельности. Именно поэтому, одним из направлений нашего исследования стало изучение структуры адаптации к профессиональной деятельности и профессиональной адаптации в частности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, носит продуктивный характер и представляет собой систему мотивированных действий.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева, основной характеристикой деятельности является предметность, При этом «предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта...».

Структуру деятельности по А.Н.Леонтьеву можно схематично представить следующим образом: деятельность - мотив; действие - цель; операция - условие.

Анализ деятельности «пользуется не расчленением живой деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения».

В контексте нашего исследования нам интересно мнение В.А.Иванникова, который предложил в теории деятельности А.Н.Леонтьева выделить две стороны: целевую и содержательную. Целевую сторону «определяют мотив и адекватные ему цели», а содержательную - «условия и технология достижения целей и мотива (действие и операции). Сообразно этому, подчеркивает В.А.Иванников, возможны два варианта анализа деятельности: технологический и смысловой. Если первый из них затрагивает предметно-содержательную сторону деятельности, то второй - личностную сферу человека. Нам интересен технологический анализ профессиональной деятельности, поскольку знание предметно-содержательной стороны профессиональной деятельности помогает разрабатывать конкретные методики и формы обучения, облегчающие адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности на производстве. Технологический анализ профессиональной деятельности менеджеров и его результаты были использованы нами при проектировании междисциплинарного практикума «Учебная фирма».

Другая не менее известная концепция деятельности принадлежит С.Л.Рубинштейну. В ней важная роль отводится субъекту деятельности. В строении деятельности С.Л.Рубенштейн выделяет мотив, цель, средство, социальную ситуацию, результат, оценку, задачу. Таким образом, оценка деятельности включена в саму ее структуру. Единицей деятельности является действие, из ряда совокупностей действия строится деятельность в целом. Действия, в свою очередь состоят из операций, направленных на некоторые промежуточные цели.

Структурная схема трудовой деятельности по П.Н.Новикову включает в себя следующие основные элементы: 1) цель, 2) мотивацию, 3) профессиональное (предметное) содержание, 4) средства, 5) компетентность, 6) результат.

Рассмотрение в качестве предмета деятельности именно профессионального содержания, впоследствии позволило нам выделить профессиональную адаптацию как важный элемент адаптации к профессиональной деятельности на всех ее этапах (учебном, учебно-производственном, производственном).

П.И. Пидкасистый рассматривает структуру деятельности человека следующим образом:

- Цель (идеальная модель результата).

- Мотив (побуждает и направляет).

- Потребность (побуждает деятельность).

- Действия и операции.

- Средства (идеальные и материальные).

- Предмет.

- Результат, удовлетворяющий потребность.

Анализ научной литературы по вопросам среднего профессионального образования показал, что структура труда в этих работах представлена в основном следующими компонентами:

- Цель труда (конечный результат, объект труда).

- Предмет, на который направлен труд специалиста (материал, механизм, природный объект, человек).

- Средства труда (машины, механизмы).

- Способы деятельности (технология, процесс воздействия, организация).

Значимым элементом структуры профессиональной деятельности является ее оценка. Оценка представляет собой «отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам...». В профессиональной деятельности оценка выступает как многоаспектный феномен: оценке подвергается продукт (результат) деятельности, субъект труда, сам процесс труда. Все эти аспекты не существуют изолированно, а взаимо дополняют друг друга.

Как отмечает М.Галик, оценка в профессиональной деятельности осуществляется исходя из различных целей и задач. Задачи оценки обусловливаются запросом: изучение работника с точки зрения потребностей предприятия или с целью самопознания субъекта труда.

Знание критериев оценки молодых специалистов в рамках производственной адаптации дает педагогам-практикам важный материал для развития методического и технологического обеспечения процесса обучения, формирующего условия для учебно-производственной адаптации.

Обобщая основные подходы к выделению структур профессиональной деятельности, можно основными из них признать предмет, средства, условия, объект, продукт и оценку деятельности.

Характеризуя особенности профессиональной деятельности, Ю.Е.Якунина отмечает, что ее специфика связана с максимальной включенностью профессиональной деятельности в социальный контекст, а это в свою очередь влечет за собой высокую нормативность деятельности, социальные требования к субъекту деятельности, к продукту (результату) и процессу труда. Профессиональная деятельность всегда инициируется обществом, делегирующим выполнение какой-либо функции. Спецификой обладают и основные структуры деятельности, получающие в профессиональной деятельности наполнение и конкретизацию. Особого внимания, по мнению исследователя, заслуживает вопрос процессуальное деятельности. Данный вид деятельности не строго локализован во времени и пространстве. Профессиональная деятельность может рассматриваться в нескольких планах одновременно: как протекающая «здесь и сейчас», и как охватывающая значительный пласт всей жизни субъекта деятельности. В ходе профессиональной деятельности субъект решает различные временные задачи, обеспечивая длительность, движение деятельности.

Профессиональная деятельность, в свою очередь, реализуется в различных профессиях, в рамках которых происходит ее дальнейшая специализация. Именно знание особенностей конкретной профессиональной деятельности позволяет разрабатывать соответствующие методики и технологии обучения, способствующие адаптации к этой деятельности. Исходя из этого, следующим этапом нашего исследования стал анализ особенностей профессии менеджера, поскольку экспериментальная часть исследования проводилась в рамках конкретной специальности «Менеджмент (по отраслям)».

Сразу следует отметить, что в «Энциклопедии профессионального образования» понятие «специальность» рассматривается как:

- постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии;

- совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач;

- направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

И там же: «Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия».

Термин «профессия» происходит от латинского «profetior» - объявляю своим делом. В словаре профессионального образования С.М. Вишняковой под профессией понимается род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы; является обычно источником существования. Под специальностью в этом же словаре понимается функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

Как отмечает Е.М.Иванова, профессия - это сложное многопризнаковое явление, включающее социальную, экономическую, правовую, психологическую и физиологическую стороны.

Е.А.Климов выделяет несколько вариантов значения понятия «профессия» в современном словоупотреблении: 1) область приложения сил человека; 2) общность людей, занятых трудом определенного рода и ведущих примерно одинаковый образ жизни; 3) квалификацию человека (субъекта труда), степень его подготовленности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую субъектом труда; 6) прогресс реализации человеком определенных функций, деятельность (курсив наш. - Н.К.).

Для нашего исследования чрезвычайно важным является последнее определение, поскольку оно позволяет выделить профессиональную деятельность как функцию, а это в свою очередь позиционирует профессиональную адаптацию как отдельную категорию (а не производную социально-психологической и социально-профессиональной адаптации, что следует из целого ряда исследований в профессиональной педагогике).

Именно в профессиональной деятельности реализуются остальные понятия «профессии», указанные Е.А.Климовым. Так, профессиональная деятельность предполагает некоторые преобразования существующей реальности субъектом труда, что требует приложения его сил (физических, духовных, личностных). В результате данного преобразования действительности субъект формирует новую реальность. Для выполнения профессиональной деятельности субъект должен пройти определенный курс обучения, приобрести опыт практической деятельности, получить квалификацию.

А. К.Маркова указывает, что профессию можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения общества и с точки зрения субъекта деятельности. С позиции социума профессия рассматривается как система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта». С точки зрения субъекта, профессия - «это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию».

В современной психологии, социологии и педагогике существуют различные подходы к классификации профессий.

Согласно А.К. Марковой классификации профессий строятся исходя либо из характеристик объекта труда (содержания труда), либо из характеристик субъекта труда (требований к психике человека).

А.Е. Гавриловым в качестве способа классификации профессий предложен так называемый «таксономический анализ» Особенностью данного метода является учет совокупности признаков при выделении таксонов. В качестве критериев сравнения профессий и выделения таксонов В.Е.Гавриловым предложены пять групп признаков: 1) предмет труда; 2) орудия труда; 3) цели труда; 4) условия труда; 5) модальность основных сигналов, принимаемой информации.

Наибольшее признание в отечественной педагогике получила четырехъярусная классификация профессий Е.А.Климова. Каждый из ярусов данной классификации, представляет собой систематизацию профессий по различным основаниям. Любая конкретная профессия находится на пересечении всех четырех ярусов, т.е. может быть классифицирована по четырем основаниям.

На первом ярусе классификации Е.А.Климова по предмету труда выделяются пять основных типов профессий: «человек - живая природа», «человек - техника (и неживая природа)», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ» и «человек - человек».

Второй ярус содержит основные классы профессий, выделяемые по признаку целей труда: гностические, преобразующие и изыскательные. Третий ярус отражает отделы профессий, определяемых по признаку основных орудий и средств труда: профессии ручного труда, профессии машинно-ручного труда, профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем, и профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. Четвертый ярус классификации разделяет профессии на четыре группы в зависимости от преобладающих условий труда: работа в условиях, близких к бытовым; работа на открытом воздухе; работа в необычных условиях; работа в условиях повышенной моральной ответственности.

Классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым, является наиболее четкой и систематизированной. Она позволяет рассматривать любую профессию как сложное явление, строго относящееся по тому или иному признаку к определенному роду сходных профессий. Достоинством классификации профессий Е.А.Климова является и легкость ее использования, что объясняется непротиворечивостью ее оснований и четкостью описания. Поэтому в нашей работе мы опираемся именно на данную классификацию.

Целью нашего исследования является повышение адаптации выпускников ОУ СПО к профессиональной деятельности с помощью практической формы организации обучения - междисциплинарного практикума «Учебная фирма». Разрабатывая содержание и технологию практикума для конкретной специальности, мы не могли не учесть ее основных характеристик и особенностей. Поэтому для нас в рамках данного исследования наибольший интерес представляют особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек - человек».

В наибольшей степени специфика профессий типа «человек-человек» связана с особенностями объекта труда. Объектом труда в социономических профессиях является «социальный объект», в качестве которого могут выступать как отдельные люди, так и организованные и неорганизованные группы людей. Ю.Е.Якунина считает, что человек или социальная общность выступает для специалистов этого типа именно как объект, а не как социальная среда или условия труда, что характерно для профессий других типов. Мы не согласны с таким подходом, и еще раз хотим сослаться на схему М.Коула и И.Энегестрема, из которой следует, что с объектом взаимодействует не только непосредственный субъект деятельности, но и другие люди, обозначаемые как «сообщество». В ситуации с профессиональной деятельностью менеджеров, успешность их работы во многом зависит от эффективности работы службы маркетинга, финансовой службы, складского, транспортного хозяйства и т.д. Перечисленные службы в совокупности и формируют как социальную среду, так и условия труда менеджера.

Согласно Е.А.Климову, профессии типа «человек - человек» обладают не только особым объектом труда (на основании которого они выделяются). Специфика профессий данного типа проявляется на более высоких ярусах классификации, отражаясь в особенностях средств и условий труда. Специфические же свойства предмета, средств, условий труда влекут за собой требования к субъекту профессиональной деятельности.

Объект труда в профессиях типа «человек - человек» обладает такими характеристиками как нестандартность, изменчивость, нечеткость границ, что накладывает свой отпечаток на протекание познавательной деятельности личности. Основными требованиями к познавательной деятельности представителей этого типа профессий является «своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать его внутренний мир». Высокие требования предъявляются к кругозору, эрудиции профессионала, его эмпатийным свойствам, рефлексии, личностным качествам.

Основными средствами труда в социономических профессиях являются функциональные средства: «выразительные средства построения речи, поведения, правила решения практических задач». В связи с этим исполнительно-двигательная сторона труда приобретает свою специфику: наблюдается преобладание речевых действий, мимики и пантомимики.

Деятельность менеджера происходит в условиях нестандартных ситуаций (взаимоотношения с контрагентами, клиентами, подчиненными), что требует от него творческого мышления, постоянного моделирования возможных ситуаций и последствий собственных действий.

В работе П.Н.Новикова и В.М.Зуева «Опережающее профессиональное образование» предлагается следующее определение понятия «менеджер» - это человек, организующий конкретную работу, пользующийся современными методами.

При этом менеджеру необходимы следующие качества: мышление, которому присущи гибкость, восприимчивость нового, индивидуальность, творческий подход, аналитичность, способность оценивать явление не только с количественной, но и с качественной стороны;

- коммуникативность - способность свободного общения, адаптация к определенной социально-психологической обстановке, умение понять человека, мотивы его поведения, интересы;

- организаторские способности, которые проявляются в умении рационально распределять обязанности с учетом всех факторов (производственных и человеческих) совместной работы, устанавливать реальные сроки выполнения работы, согласовывать работу людей, объединив их общей целью, обеспечивать необходимые условия работы;

- структура знаний, позволяющих достаточно глубоко и объективно оценить обстановку, понять содержание проблем, их истоки, особенности, делать многогранную и всестороннюю оценку ситуации; особое значение для менеджера имеют экономические знания; менеджер - это человек с экономической инициативой.

При разработке междисциплинарного практикума нами были учтены эти особенности. Моделирование различных профессиональных ситуаций, необходимость их разрешения - стало основным способом вовлечения студента в процесс обучения в рамках междисциплинарного практикума.

На наш взгляд, в профессиях типа «человек - человек» совместная деятельность является еще одной специфической чертой деятельности в профессиях этого типа.

Развернутый анализ совместной деятельности представлен в работе Б.Ф.Ломова. По мнению ученого, практически любая индивидуальная деятельность является частью совместной деятельности. Поэтому анализ индивидуальной деятельности должен начинаться с определения ее места в деятельности совместной. Это утверждение позволило нам впоследствии рассматривать функции менеджера в контексте межфункциональных связей, существующих на предприятии.

Объединяющим фактором в совместной деятельности является общая цель, сохраняемая в течение всего времени выполнения данной деятельности. Сформированная общая цель обусловливает специфику задач и действий, выполняемых каждым из участников совместной деятельности. Исходя из этого, в рамках междисциплинарного практикума моделировались задачи, решение которых было возможным только при подключении специалистов из подразделений «собственной» фирмы, созданной студентом или соответствующих служб других «учебных фирм».

Как индивидуальная, так и совместная деятельность предполагает планирование. Спецификой планирования в совместной деятельности является распределение операций между участниками и их координация. На основе плана совместной деятельности строятся индивидуальные планы участников, в которых находит отражение учет предполагаемых действий других участников. Исходя из этой особенности профессиональной деятельности менеджеров, в качестве системообразующего документа междисциплинарного практикума нами был выбран бизнес-план. Разработка отдельных разделов бизнес-плана в рамках практически вех общепрофессиональных и спецдисциплин, позволяет студентам получить навыки планирования, а как результат - на уроках по «Бизнес-планированию» сформировать детально проработанный бизнес-план своей виртуальной фирмы.

Еще одной специфической чертой совместной деятельности является необходимость согласования индивидуальных действий во времени. Согласно Б.Ф.Ломову, есть три варианта совместной деятельности и соответствующих им типов согласования индивидуальных действий во времени:

- Выполнение отдельных действий или рядов последовательных действий параллельно во времени. Согласование действий здесь происходит в основном в начале и в конце деятельности в целом, либо ее отдельных этапов.

- Последовательное выполнение действий (по типу эстафеты). Согласование действий происходит при каждом переходе действий от одного участника к другому.

- Выполнение одной операции одновременно несколькими людьми. Согласование действий требуется здесь в течение всего времени выполнения деятельности.

Разработанная нами форма обучения в виде междисциплинарного практикума «Учебная фирма» позволяет студентам приобрести опыт совместной деятельности в режиме трех вышеуказанных вариантов.

В русском языке для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечивается целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы, используется глагол «управлять» и существительное «управление». Приоритетной характеристикой менеджера в настоящее время является его способность эффективно управлять в соответствии с изменяющимися условиями в профессиональной деятельности.

В Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Менеджмент (по отраслям)» к основным видам деятельности менеджера отнесена организационно - управленческая деятельность. Следовательно, одним из условий успешной профессиональной адаптации будущих менеджеров должен быть навык управленческой деятельности, который должен формироваться уже на этапе учебно-производственной адаптации.

В контексте нашего исследования нам необходимо знание функций управленческой деятельности, составляющих основу профессиональной деятельности менеджеров.

По мнению П.Н.Новикова, в начальном и среднем профессиональном образовании разделение трудовых функций базируется на технологических процессах. При этом отслеживается ориентация на следующее разделение труда: предметное (НПО), функциональное (СПО), проблемное (ВПО).

В рамках разработанного междисциплинарного практикума «Учебная фирма» студенты решают сложную комплексную задачу: управляя экономическими ресурсами (трудовыми, финансовыми, материальными), обеспечить прибыльность виртуального предприятия. Впоследствии анализ понятий «управление», «функции управления» позволил нам разработать структуру и содержание междисциплинарного практикума.

В настоящее время термин «управление» трактуется с трех позиций.

Во-первых, управление определяется как деятельность (В.С.Лазарев, Г.Х.Попов, М.М.Поташник и др.). Так, В.С.Лазарев отмечает, что при управлении процессом развития формируется и изменяется образ управляемого объекта.

Во-вторых, управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г.Афанасьев, А.А.Орлов, Н.С.Сунцов, Н.Д.Хмель и др.). Здесь управление рассматривается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Данная трактовка слабо учитывает субъектно-субъектную природу управления, поскольку активность признается только за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель, строго следующий навязанной норме.

В-третьих, управление есть взаимодействие субъектов (С.И.Зверева, П.И.Третьякова, Т.И.Шамова и др.). Такое понимание управления предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, убеждает в необходимости изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия как смены его состояний.

В-четвертых, управление - воздействие субъекта на объект с целью приведения его в нужное состояние.

Актуальным и интересным, по нашему мнению, является подход к управлению, как к предмету труда руководителя, представленный В.В.Сериковым, который предлагает рассматривать управление как функцию сложных систем, проявляющуюся в ориентированной деятельности, поиске и переработке информации, принятии управленческих решений, в самоорганизации. Основное назначение управления с данной позиции заключается в достижении наибольшей эффективности этой системы, т.е. в обеспечении того, чтобы эта система сохранялась, адаптировалась и развивалась (курсив наш. - Н.К.).

Рассмотренный аспект профессиональной деятельности менеджеров позволил ввести в учебный план для специальности «Менеджмент (по отраслям)» предмет «Разработка управленческих решений». Ряд практических работ из этого курса были введены в междисциплинарный практикум.

Для эффективного функционирования любого предприятия или учреждения, нужна четкая взаимосвязь внутренних элементов: персонала, структуры, технологии, целей и задач, решаемых в процессе управления.

Управленческая деятельность является системообразующим фактором, обеспечивающим целостное функционирование, сохранение и развитие организации, что свидетельствует о необходимости специального управления организацией, ибо без него ни одна организация не существует.

В управлении, как «всеобщем человеческом процессе», отмечают пять отдельных, но взаимосвязанных элементов: решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению, распределение времени и действий, необходимых для решения задачи, мотивацию или побуждение к действиям, координацию отдельных, но взаимосвязанных действий, и осуществление контроля, над тем, что сделано, чтобы убедиться, что результат соответствует намеченным планам.

Вопрос о составе и структуре управленческой деятельности не раз рассматривался в работах как западных (М.Альберт, М.Х.Мескон, Ф.Хедоури и др.), так и отечественных (В.Г.Афанасьев, Ю.А.Конаржевский, Б.Ф.Ломов и др.) специалистов.

В работах В.Г Афанасьева, Б.Ф.Ломова, М.Мескона рассматривался процесс управления как выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Основной акцент в этих работах делался на взаимозависимости функций управления и направленность их последовательной реализации на достижение целей управления.

Функция - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разнородностью, определенностью, сложностью и стабильностью. Главным условием успешной управленческой деятельности является не только эффективность управленческих функций сама по себе, но и правильная их соорганизация в рамках единого процесса.

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в начале XX века (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся, уточнялся, и сегодня существует множество различных их классификаций. Одной из наиболее распространенных является классификация, предложенная М.Альбертом, М.Х.Месконом, Ф.Хедоури. Она включает следующие функции:

- Планирование - это вид управленческой деятельности, конечным результатом которой являются цель, задачи и план предстоящей деятельности.

- Организация - это вид управленческой деятельности, который обеспечивает функционирование управляемых процессов в рамках тех параметров, которые заданы целями и планом организации.

- Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или организационных целей. Политика мотивации и стимулирования персонала занимает особое положение в рамках стратегии персонала организации.

- Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Важным аспектом управленческого контроля является установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования.

Обнаруженные особенности изучаемой профессии помогли нам выделить не только конкретные функции, характерные для профессиональной деятельности менеджера, но и уяснить впоследствии их роль в системе меж функциональных связей, существующих на предприятии между отдельными специалистами и подразделениями. Эти связи были выявлены и спроецированы на систему междисциплинарных связей внутри специальности «Менеджмент (по отраслям)».

Проанализировав важные для нашего исследования понятия «деятельность», «профессиональная деятельность» мы выяснили значимые характеристики профессиональной деятельности менеджера. Далее нам необходимо осуществить анализ понятия готовности к профессиональной деятельности. Это важно в контексте нашего определения конкурентоспособности молодого специалиста, из которого следует, что готовность к профессиональной деятельности формируется на этапе учебно- производственной адаптации, а реализуется в условиях производственной адаптации.

Исследования готовности к профессиональной деятельности и проблем ее формирования проводились в отечественной педагогике и психологии в разные периоды и с различных позиций:

- Вопросы готовности с позиций теории, рефлексов и установки (90-е годы XIX в. - 10-е годы XX в.).

- Вопросы саморегуляции поведения (20-е - 40-е гг.).

- Вопросы готовности с позиции теории деятельности на уровне физиологических и психологических механизмов (40-е - 60-е гг.).

- Вопросы психологической готовности и педагогические условия ее формирования на различных этапах профессиональной подготовки (60-е - 80-е гг.).

Вопросы готовности к деятельности с учетом физиологической, психологической и психологической составляющей (80-е годы).

В многочисленных исследованиях Ю.К.Бабанского, К.М.Дурай- Новаковой, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Н.А.Киселевой, А.В.Назаровой, П.А.Рудика, В.А.Сластенина показаны различные аспекты готовности к деятельности: от сущности и структуры до конкретных методик формирования.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля «готовность» определяется как состояние или свойство готового, а понятие «готовый» - изготовившийся, собравшийся совсем, приспособившийся к чему, могущий и желающий что-то исполнить. В энциклопедических словарях нет трактовки данного понятия.

В.А.Крутецкий определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею при наличии определенного запаса знаний, умений и навыков, переходящую в страстную увлеченность.

В психолого-педагогической и методической литературе рассматриваются различные подходы к анализу формирования готовности к деятельности, которые можно сгруппировать по следующим уровням: психологически, функциональный, личностный, интегративный.

В целом готовность к действию трактуется как состояние мобилизации всех психологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Психологический аспект готовности анализируется в исследованиях М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Ф. Ломова, П.А.Рудик и других ученых. В их работах большое внимание уделяется направленности личности и таким ее характеристикам как система целей, которые ставит пред собой человек. Мотив и цель, по мнению Б.Ф.Ломова, образуют вектор деятельности, определяющий ее направление и величину усилий для ее выполнения. Особую роль в формировании готовности к профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования ученых показывают тесную связь между уровнем мотивации и успехами в деятельности человека.

«Состояние готовности к профессиональной деятельности - сложное образование, имеющее динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости. Стремясь удовлетворить свои потребности, человек в практической деятельности на основе внутренней активности (биологической, физической, психической) реализует определенную цель».

При психофизическом подходе к анализу готовности к деятельности особое внимание исследователи обращают на механизмы функционирования нервной системы человека в процессе выполнения определенной деятельности.

Под психическим состоянием готовности личности понимается ее внутренняя настроенность, приспособление ее возможностей для успешной деятельности, мобилизация психики на достижение результата. Таким образом, психологический подход к анализу понятия «готовность к деятельности» указывает на профессиональную мотивацию, поведенческую мотивацию и мотивацию достижения успеха.

По мнению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, «готовность» - это установка на активные действия, настрой личности на определенное поведение, приспособление личности для успешных действий в данный момент.

А.В.Назарова, Ю.А.Якуба и другие рассматривают готовность к деятельности как функциональное состояние.

В ряде исследований П.Р.Атутова, Г.И.Ибрагимова, М.Н.Скаткина изучались типичные проявления исполнительских управленческих функций, которыми должен быть вооружен студент для эффективного овладения профессиональной деятельностью. Готовность к выполнению управленческой функции включает: опыт использования научных знаний в условиях реального производства или приближенных к ним, решение экономико-организационных задач, опыт участия в управлении производством.

К функциональным показателям готовности к профессиональной деятельности учеными отнесены: последовательная и систематическая подготовка к будущей профессии, знание квалификационных характеристик, представление о разнообразных требованиях, предъявляемых профессией к человеку, умение проявлять творческий подход к решению управленческих задач, четко представлять функции деятельности, умение организовать свою деятельность, способность адаптироваться к различным производственным и экономическим условиям.

Выделенные показатели готовности представляет для нас особенный интерес, поскольку форма и содержание разработанного нами междисциплинарного практикума позволяет на этапе учебно-производственной адаптации к профессиональной деятельности формировать эти характеристики, а на этапе производственной адаптации - обнаруживать их.

Таким образом, функциональный подход к анализу «готовности к деятельности» указывает на практический опыт, включающий профессионально важные для конкретного вида деятельности знания, умения и навыки, мастерство.

В основу выделения уровней готовности к управленческой деятельности было положено методологическое обоснование понятия «уровень», которое отражает качественную дискретность, структурность процесса развития управленческих умений. Вопрос выделения уровней развития личностных свойств и качеств рассматривался такими педагогами и психологами как П.Я.Гальперин, В.С.Ильин, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубенштейн, В.Д.Шадриков и др.. Для выделения уровней необходимо обозначить критерии сформированное личностного образования, в нашем случае - готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности.

Н.А.Киселева, исследуя процесс формирования готовности менеджеров к управленческой деятельности, отмечает, что понятие «уровень» отражает степень развития «готовности» к управленческой деятельности. При этом, под понятием «степень развития», понимается устойчивая последовательность изменений качественных состояний каждого уровня от низкого, к среднему и высокому уровню.

При разработке показателей готовности необходимо соблюдение следующих принципов: 1) они должны оценивать не только результат, но и процесс; 2) создаваемые показатели должны определить готовность будущего специалиста к принятию постоянных изменений в профессиональной деятельности; 3) оценка готовности должна осуществляться по основным функциям, характерным для конкретной профессиональной деятельности.

Традиционно, при реализации первого принципа, для оценки готовности на этапе учебно-производственной адаптации используются следующие показатели: успешность освоения теоретического и практического материала (текущие оценки и оценки по итогам промежуточной аттестации); успешное прохождение всех видов практики и итоговой государственной аттестации (в виде междисциплинарного экзамена и дипломной работы).

Показатели готовности, соответствующие двум другим принципам, должны формироваться в условиях новых форм обучения, к которым мы относим, в том числе, и междисциплинарные практикумы.

Предложенное нами определение понятия «конкурентоспособность», предполагает учет мнения потенциальных работодателей. К важным показателям готовности молодого специалиста, по данным анкетирования, работодатели относят: систематическое выполнение запланированных показателей; достижение среднего процента; качественное исполнение служебных обязанностей; отсутствие нарушений в ритме работы подразделения; профессиональная устойчивость; рост квалификации; уровень трудовой дисциплины и т.д. (М.С.Савина, А.И.Ляшенко).

 

АВТОР: Крель Н.А.