11.06.2012 1666

Учебная модель обучения студентов американскому произношению на основе просодических характеристик

 

Необходимость последовательного овладения фонологическими особенностями, произносительной нормой, фонетическими особенностями обусловливает выделение определенных этапов обучения студентов произношению американского варианта английского языка в рамках спецкурса:

- первый этап (5-й семестр): основное внимание уделяется формированию фонологических навыков и умений и произносительной нормы американского варианта английского языка;

- второй этап (6-й семестр): дальнейшее формирование фонологических и произносительных навыков и умений, а также формирование фонетических навыков и умений.

Следует заметить, что оба этапа направлены на овладение социокультурными знаниями произношения GA, что предполагает владение социокультурными особенностями употребления тех или иных мелодических конструкций в речи в GA.

Мы уже отмечали, что последовательное формирование фонологических навыков и умений, ознакомление с особенностями произносительной нормы американского варианта английского языка, формирование фонетических навыков и умений во взаимосвязи с обучением основным видам речевой деятельности предполагают обучение произношению от абстрактных явлений к конкретным и способствуют развитию у студентов иноязычной коммуникативной способности согласно обозначенным нами закономерностям познания. Однако недостаточно говорить только о развитии иноязычной коммуникативной способности, поскольку для студентов педагогических вузов необходимо, помимо практического владения языком, еще и наличие знаний методики обучения школьников общеамериканскому произношению. Данный факт позволяет нам говорить о том, что у студентов должна быть развита иноязычная коммуникативная профессиональная способность. Такой подход, на наш взгляд, может обеспечить нужный уровень владения иностранным языком, изучаемым в рамках спецкурса, будущим учителем согласно уровню повседневного и профессионального общения, предполагающего использование языка как средства общения, так и орудия обучения школьников произношению GA.

Представляется, что модель иноязычной коммуникативной профессиональной способности может быть получена в результате синтеза сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей (Сафонова В.В., 1996; Астафурова Т.Н., 1996).

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

Мы считаем, что сопоставительная способность предполагает умение сопоставлять особенности произношения, характерные для GA и RP, для определения их сходства и различия. Заметим, что в большей степени это относится к норме реализации мелодического контура в GA и RP. Сопоставление произносительных особенностей американского и британского вариантов английского языка предполагает обращение к социокультурному компоненту содержания обучения общеамериканскому произношению.

Дальнейшее овладение GA на основе просодических характеристик предусматривает развитие фонологической способности, которая может быть представлена фонологическими или системно-структурными знаниями, навыками и умениями на родном и иностранном языках (Сафонова В.В., 1996). Согласно нашей точке зрения, фонологическая способность предполагает владение фонологическими особенностями GA на фонетико-фонологическом уровне языковой системы.

Все полученные знания, сформированные навыки и умения должны реализоваться в высказываниях на АЕ, что предполагает умение порождать и воспроизводить аудитивные тексты в соответствии с особенностями GA и характеризует фонетическую способность.

Следующим компонентом иноязычной коммуникативной профессиональной способности является педагогическая способность. Как мы уже отмечали, иноязычная коммуникативная профессиональная способность предусматривает не только наличие навыков и умений фонетической или речевой деятельности на GA, но и подразумевает наличие теоретических знаний об особенностях фонетико-фонологического уровня АЕ, а также знание психологических особенностей школьника при обучении его иностранному языку и знаний методики обучения школьников, способность учителя АЕ должна представлять собой синтез способностей (сопоставительной, фонологической, фонетической, педагогической), которые взаимодействуют и отражают коммуникативно-ориентированную и профессиональную направленность обучения.

Теперь более подробно опишем последовательность развития компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности у студентов.

Овладение фонологическими особенностями GA на основе просодических характеристик предполагает развитие сопоставительной и фонологической способностей.

Сопоставительная способность включает получение студентами первоначальных знаний о фонетико-фонологическом уровне АЕ, а также формирование произносительных навыков и умений GA. Напомним, что произносительные знания, навыки и умения в первую очередь включают знания, навыки и умения интонационного оформления высказывания. Фонологическая способность предполагает овладение фонологическими особенностями GA, которые находят свое выражение во всех уровнях языковой системы. Фонологические особенности, безусловно, связаны с произносительной нормой GA.

Итак, на первом этапе обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик в первую очередь развиваются сопоставительная и фонологическая способности, которые направлены на формирование фонологических навыков и умений, а также на ознакомление с произносительной нормой GA. Очевидно, что выделенные способности находятся во взаимодействии.

Заметим, что произносительные навыки и умения формируются от абстрактных явлений фонетико-фонологического уровня языковой системы к конкретным, от общего к частному, что предполагает применение на первом этапе обучения упражнений на сравнение фонологических систем американского и британского вариантов английского языка, начиная с интонационных особенностей GA и RP.

На втором этапе формируются фонетические навыки и умения, т.е. речь. В отличие от первого этапа обучения, второй этап предполагает формирование фонетических навыков и умений как от общего к частному, так и наоборот и предусматривает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов обучения GA. Кроме того, происходит дальнейшее развитие сопоставительной и фонологической способностей, а также развиваются фонетическая и педагогическая способности, необходимые учителю иностранного языка как для повседневного общения, так и в сфере профессиональной коммуникации.

Так как на втором этапе происходит формирование фонетических навыков и умений, то фонетическая способность является важным компонентом иноязычной коммуникативной профессиональной способности, поскольку позволяет производить высказывания в соответствии с произносительными особенностями GA.

Напомним, что под иноязычной коммуникативной профессиональной способностью учителя мы понимаем не только владение языком как средством общения и орудием обучения, но и знание школьника как субъекта обучения, а также наличие лингвистических знаний и знаний методики обучения школьников.

Таким образом, развитие сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей предполагают развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности учителя иностранного языка.

Учитывая вышесказанное, попытаемся изобразить учебную модель коммуникативно-ориентированного обучения студентов обще американскому произношению на основе просодических характеристик (рисунок Коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов педагогически значимым особенностям произношения американского варианта английского языка на основе просодических характеристик включает два этапа.

На первом этапе основное внимание уделяется овладению знаниями о фонетико-фонологическом уровне языка, формированию фонологических навыков и умений, что предусматривает овладение произношением согласно прямому алгоритму, т.е. от интонации к артикуляции звуков, а также ознакомлению и обучению с произносительной нормой GA.

На втором этапе обучения, предполагающем взаимодействие прямого и обратного алгоритмов обучения, происходит дальнейшее формирование фонологических и нормативных навыков и умений, а также происходит формирование фонетических навыков и умений. Овладение социокультурными особенностями произношения происходит на всех этапах обучения. Фонологические, нормативные и фонетические навыки и умения формируются во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности.

Развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности происходит путем развития сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей. Формирование компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности обеспечивает владение студентами релевантными особенностями произношения GA, чтобы АЕ являлся не только средством общения, но и орудием обучения школьников произношению GA.

Таким образом, в соответствии с предложенной учебной моделью, коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогически значимым особенностям произношения GA на основе просодических характеристик предусматривает последовательное овладение знаниями, формирование фонологических, нормативных и фонетических навыков и умений согласно закономерностям познания, где переход от изучения абстрактных явлений фонетико-фонологического уровня языка к изучению конкретных предопределяет переход от изучения конкретных явлений к изучению абстрактных. Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на всех этапах. Фонологические, нормативные и фонетические навыки и умения формируются во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности. Параллельно с овладением общеамериканским произношением происходит поэтапное развитие компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности.

 

АВТОР: Кретинина Н.А.