Учебная модель обучения студентов американскому произношению на основе просодических характеристик
Необходимость последовательного овладения фонологическими особенностями, произносительной нормой, фонетическими особенностями обусловливает выделение определенных этапов обучения студентов произношению американского варианта английского языка в рамках спецкурса:
- первый этап (5-й семестр): основное внимание уделяется формированию фонологических навыков и умений и произносительной нормы американского варианта английского языка;
- второй этап (6-й семестр): дальнейшее формирование фонологических и произносительных навыков и умений, а также формирование фонетических навыков и умений.
Следует заметить, что оба этапа направлены на овладение социокультурными знаниями произношения GA, что предполагает владение социокультурными особенностями употребления тех или иных мелодических конструкций в речи в GA.
Мы уже отмечали, что последовательное формирование фонологических навыков и умений, ознакомление с особенностями произносительной нормы американского варианта английского языка, формирование фонетических навыков и умений во взаимосвязи с обучением основным видам речевой деятельности предполагают обучение произношению от абстрактных явлений к конкретным и способствуют развитию у студентов иноязычной коммуникативной способности согласно обозначенным нами закономерностям познания. Однако недостаточно говорить только о развитии иноязычной коммуникативной способности, поскольку для студентов педагогических вузов необходимо, помимо практического владения языком, еще и наличие знаний методики обучения школьников общеамериканскому произношению. Данный факт позволяет нам говорить о том, что у студентов должна быть развита иноязычная коммуникативная профессиональная способность. Такой подход, на наш взгляд, может обеспечить нужный уровень владения иностранным языком, изучаемым в рамках спецкурса, будущим учителем согласно уровню повседневного и профессионального общения, предполагающего использование языка как средства общения, так и орудия обучения школьников произношению GA.
Представляется, что модель иноязычной коммуникативной профессиональной способности может быть получена в результате синтеза сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей (Сафонова В.В., 1996; Астафурова Т.Н., 1996).
Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
Мы считаем, что сопоставительная способность предполагает умение сопоставлять особенности произношения, характерные для GA и RP, для определения их сходства и различия. Заметим, что в большей степени это относится к норме реализации мелодического контура в GA и RP. Сопоставление произносительных особенностей американского и британского вариантов английского языка предполагает обращение к социокультурному компоненту содержания обучения общеамериканскому произношению.
Дальнейшее овладение GA на основе просодических характеристик предусматривает развитие фонологической способности, которая может быть представлена фонологическими или системно-структурными знаниями, навыками и умениями на родном и иностранном языках (Сафонова В.В., 1996). Согласно нашей точке зрения, фонологическая способность предполагает владение фонологическими особенностями GA на фонетико-фонологическом уровне языковой системы.
Все полученные знания, сформированные навыки и умения должны реализоваться в высказываниях на АЕ, что предполагает умение порождать и воспроизводить аудитивные тексты в соответствии с особенностями GA и характеризует фонетическую способность.
Следующим компонентом иноязычной коммуникативной профессиональной способности является педагогическая способность. Как мы уже отмечали, иноязычная коммуникативная профессиональная способность предусматривает не только наличие навыков и умений фонетической или речевой деятельности на GA, но и подразумевает наличие теоретических знаний об особенностях фонетико-фонологического уровня АЕ, а также знание психологических особенностей школьника при обучении его иностранному языку и знаний методики обучения школьников, способность учителя АЕ должна представлять собой синтез способностей (сопоставительной, фонологической, фонетической, педагогической), которые взаимодействуют и отражают коммуникативно-ориентированную и профессиональную направленность обучения.
Теперь более подробно опишем последовательность развития компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности у студентов.
Овладение фонологическими особенностями GA на основе просодических характеристик предполагает развитие сопоставительной и фонологической способностей.
Сопоставительная способность включает получение студентами первоначальных знаний о фонетико-фонологическом уровне АЕ, а также формирование произносительных навыков и умений GA. Напомним, что произносительные знания, навыки и умения в первую очередь включают знания, навыки и умения интонационного оформления высказывания. Фонологическая способность предполагает овладение фонологическими особенностями GA, которые находят свое выражение во всех уровнях языковой системы. Фонологические особенности, безусловно, связаны с произносительной нормой GA.
Итак, на первом этапе обучения студентов произношению GA на основе просодических характеристик в первую очередь развиваются сопоставительная и фонологическая способности, которые направлены на формирование фонологических навыков и умений, а также на ознакомление с произносительной нормой GA. Очевидно, что выделенные способности находятся во взаимодействии.
Заметим, что произносительные навыки и умения формируются от абстрактных явлений фонетико-фонологического уровня языковой системы к конкретным, от общего к частному, что предполагает применение на первом этапе обучения упражнений на сравнение фонологических систем американского и британского вариантов английского языка, начиная с интонационных особенностей GA и RP.
На втором этапе формируются фонетические навыки и умения, т.е. речь. В отличие от первого этапа обучения, второй этап предполагает формирование фонетических навыков и умений как от общего к частному, так и наоборот и предусматривает взаимодействие прямого и обратного алгоритмов обучения GA. Кроме того, происходит дальнейшее развитие сопоставительной и фонологической способностей, а также развиваются фонетическая и педагогическая способности, необходимые учителю иностранного языка как для повседневного общения, так и в сфере профессиональной коммуникации.
Так как на втором этапе происходит формирование фонетических навыков и умений, то фонетическая способность является важным компонентом иноязычной коммуникативной профессиональной способности, поскольку позволяет производить высказывания в соответствии с произносительными особенностями GA.
Напомним, что под иноязычной коммуникативной профессиональной способностью учителя мы понимаем не только владение языком как средством общения и орудием обучения, но и знание школьника как субъекта обучения, а также наличие лингвистических знаний и знаний методики обучения школьников.
Таким образом, развитие сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей предполагают развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности учителя иностранного языка.
Учитывая вышесказанное, попытаемся изобразить учебную модель коммуникативно-ориентированного обучения студентов обще американскому произношению на основе просодических характеристик (рисунок Коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогических вузов педагогически значимым особенностям произношения американского варианта английского языка на основе просодических характеристик включает два этапа.
На первом этапе основное внимание уделяется овладению знаниями о фонетико-фонологическом уровне языка, формированию фонологических навыков и умений, что предусматривает овладение произношением согласно прямому алгоритму, т.е. от интонации к артикуляции звуков, а также ознакомлению и обучению с произносительной нормой GA.
На втором этапе обучения, предполагающем взаимодействие прямого и обратного алгоритмов обучения, происходит дальнейшее формирование фонологических и нормативных навыков и умений, а также происходит формирование фонетических навыков и умений. Овладение социокультурными особенностями произношения происходит на всех этапах обучения. Фонологические, нормативные и фонетические навыки и умения формируются во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности.
Развитие иноязычной коммуникативной профессиональной способности происходит путем развития сопоставительной, фонологической, фонетической и педагогической способностей. Формирование компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности обеспечивает владение студентами релевантными особенностями произношения GA, чтобы АЕ являлся не только средством общения, но и орудием обучения школьников произношению GA.
Таким образом, в соответствии с предложенной учебной моделью, коммуникативно-ориентированное обучение студентов педагогически значимым особенностям произношения GA на основе просодических характеристик предусматривает последовательное овладение знаниями, формирование фонологических, нормативных и фонетических навыков и умений согласно закономерностям познания, где переход от изучения абстрактных явлений фонетико-фонологического уровня языка к изучению конкретных предопределяет переход от изучения конкретных явлений к изучению абстрактных. Овладение социокультурными особенностями произношения GA происходит на всех этапах. Фонологические, нормативные и фонетические навыки и умения формируются во взаимосвязи с основными видами речевой деятельности. Параллельно с овладением общеамериканским произношением происходит поэтапное развитие компонентов иноязычной коммуникативной профессиональной способности.
АВТОР: Кретинина Н.А.