11.06.2012 3980

Учение о деятельностной сущности человека - как фактор формирования общетрудовых умений у сельских школьников

 

Деятельность и личность. Для определения деятельностной сущности человека необходимо дать понятие человеческой деятельности, выявить ее структурные элементы, определить виды человеческой деятельности и их влияние на развитие личности.

В отечественной научной философской литературе раскрываются разносторонние аспекты сущности человеческой деятельности, взятой в целом. По этой проблеме мы проанализировали работы таких отечественных ученых философов как В.Г. Афанасьева, Л.П.Буевой, В. А.Глуздова, М. С.Кагана, А. А.Касьяна, В.П.Кузьмина, Б.Г. Юдина и др.

В философском словаре деятельность трактуется как процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. Специфически - человеческий способ отношения к миру - «предметная деятельность» (К.Маркс). Именно материально преобразующей человеческой деятельности, труду обязан человек, как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. Человеческая деятельность является сложным многоаспектным явлением социальной действительности, поэтому отразить ее сущность в содержании одного понятия невозможно. В научной философской литературе человеческая деятельность определяется как активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек рассматривается как субъект деятельности (в определенных условиях человек может быть и объектом деятельности). Деятельность рассматривается учеными философами и как процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

В качестве наиболее общих элементов деятельности как целостной системы М. С. Каган выделяет следующие элементы: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена деятельность субъекта; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

Однако такую структуру деятельности можно назвать неполной, так как в системе деятельности не выделен еще один необходимый элемент - средства деятельности, с помощью которых субъект может овладеть объектом, от которых зависит способ овладения, характер активности. Орудия и средства деятельности представляют собой систему «искусственных органов» общественного человека, без которых субъект деятельности является пустой абстракцией. Исключая из системного анализа орудия и средства деятельности, невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта деятельности (Л.П. Буева). Таким образом, выделяются следующие подсистемы деятельности:

- подсистема «человек-техника», которая состоит из субъекта деятельности, орудий и средств деятельности, ее предмета и результатов;

- способ соединения общественного или индивидуального субъекта деятельности с другими субъектами, выраженный в системе общественных, прежде всего материально-производственных отношений;

- система управления и самоуправления деятельностью в виде определенных общественных надстроечных институтов и отдельных побудительных сил в сфере общественного и индивидуального сознания.

Виды деятельности. В научной литературе не существует общепризнанной точки зрения о видах человеческой деятельности. Разные авторы, исходя из различных признаков, положенных в основу классификации, выделяют производственную деятельность и деятельность потребления, материальную и духовную, организационно - управленческую, теоретическую и практическую, игровую и трудовую и др. В конце 70-х годов широкое распространение в философской литературе получил системно-структурный подход к анализу деятельности, развиваемый М.С.Каганом. В системе субъект - объектных отношений М.С. Каган выделяет четыре вида деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная.

Преобразовательная деятельность шире, чем труд и даже практика, так как она охватывает все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению реальному или идеальному, существующего и к сознанию того, чего прежде не существовало. В зависимости от характера объекта преобразовательная деятельность может быть: во-первых, преобразованием природы, т.е. трудом, если употреблять этот термин в конкретном смысле, в котором употреблял его К.Маркс, говоря, что «труд - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой»; во- вторых, преобразованием общества, которое выражается в изменении социальных объектов-отношений, институтов, учреждений; в- третьих, преобразованием человека, взятого и в его физическим и в духовном бытии.

Когда предметом преобразовательной деятельности становится человек, он перестает быть субъектом и оказывается объектом. Особым случаем является четвертый вид преобразовательной деятельности, в котором она направляется на него самого, на его «Я», с целью физического или духовного самоусовершенствования.

В зависимости от характера субъекта выделяется индивидуальная деятельность, социально-групповая и деятельность общения, взятого в целом. Также преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. Есть еще одно деление преобразовательной деятельности - на деятельность творческую и механическую.

Познавательная деятельность такова, что активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Объектами познавательной деятельности являются природа, общество, человек или сама познающая личность. Само познание выступает на двух уровнях - практического и научного познания. Когда познавательная деятельность обращается к своему «Я», она превращается в самопознание.

Третий тип отношений субъекта и объекта - оценивающая или ценностно-ориентационная деятельность, которая имеет духовный характер. Своеобразие этой деятельности состоит в том, что она дает объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях. Носитель ценности предстает перед субъектом именно как объект, который он соотносит со своими духовными потребностями, идеалами, устремлениями. С самим человеком и даже с собственным «Я», когда они рассматриваются как носители ценности, происходит превращение из субъектов в объекты.

Огромную роль в трех вышеизложенных видах деятельности играет еще один вид деятельности - это коммуникативная деятельность. Социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей.

В исследовании Л. П. Буевой критерием разграничения человеческой деятельности, осуществляемой в двух наиболее общих формах - практической и духовной, являются предмет деятельности и ее результат. Классификация видов практической деятельности предлагается по следующим основаниям: по сферам жизнедеятельности; по «уровням» социальной культуры; по отношению между практикой и теорией.

Духовная жизнь общества, в которой реализуется потребность практики, выполняет следующие функции: познание предмета и условий деятельности; информирование и ориентацию субъектов деятельности; формирование побуждений, мотивации, воли, выработку ценностей, целей, планов и программ, а также нормирование, регулирование и контроль за осуществлением деятельности, организации и управления ею.

Духовная деятельность представляет собой процесс целенаправленного систематизированного отражения действительности, ее результатами являются преобразования в сфере общественного сознания.

В исследовании А.А. Чунаевой выделяется три уровня классификации деятельности: 1) уровень идеализированных «абстрактных» видов деятельности; 2) уровень особенных ее видов; 3) конкретных форм деятельности.

В исследовании В.Г.Афанасьева выделяется три основных вида деятельности - производственная, социально-политическая, духовная (познавательная, эстетическая), исходя из наличия трех основных уровней отношений человека к природной и общественной реальности. Каждый из видов деятельности подразделяется на множество подвидов.

Трудовая деятельность как основной вид человеческой деятельности и фактор формирования личности. При соотнесении содержания понятий «труд» и «деятельность» можно отметить, что они не совпадают: сфера деятельности значительно шире (Л. П. Буева). Не всякая деятельность есть труд. Деятельность может быть условием и предпосылкой труда. Все психические функции и процессы, такие как внимание, воображение, наблюдение, мышление и т.п., являются внутренними аспектами предметной деятельности человека и в той или иной степени включены в процесс труда, его обслуживают, но взятые сами по себе трудом не являются.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, а также потребление и разрушение продуктов предшествующей деятельности, но только как условие создания новых ценностей.

Труд как философская категория раскрывается через анализ его многообразных функций в обществе. Среди них выделяются следующие: источник общественного богатства (вещественного и духовного); основа существования и развития общества; интегратор всех форм человеческой деятельности; средство и способ удовлетворения человеческих потребностей; средство преобразования, изменения и развития общественных отношений, законов и форм, основа познания и сознания в целом на всех уровнях и во всех формах; средство и способ развития человека, самоутверждения личности в обществе (Л.П. Буева).

Процесс труда включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе - первая сторона труда. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную. Труд включает в себя следующие простые элементы: 1) целесообразную деятельность, или сам труд; 2) предмет труда; 3) средства труда; 4) результат труда.

Принципу деятельности придается важнейшее методологическое значение в изучении человека и общества. Диалектика бытия индивида заключается в том, что образующая его система качеств, с одной стороны, проявляется в его деятельности, а с другой, - в этой деятельности формируется. Поэтому, например, о характере человека мы судим по тому, как он раскрывается в его поведении, но именно в практическом действии характер выковывается, закаляется.

Личность рассматривается как результат процесса социализации индивида, в котором последний становится субъектом деятельности и именно в этом качестве приобщается к социальному опыту, распредмечивает его, осваивает и усваивает (М. С. Каган).

С одной стороны, реальное место личности в жизни определяется не ее мыслями, а ее делами, ее практическим поведением; с другой стороны, само содержание ее духовной жизни есть своеобразная форма деятельности, находящаяся в двусторонней связи с практической деятельностью данной личности. Поэтому личность следует определять, прежде всего, через целостно рассмотренную ее деятельность.

Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется следующими потенциалами: гносеологический, аксеологический, творческий, коммуникативный.

Гносеологический потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном.

Аксиологический потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному и мерой их реализации в той или иной сфере труда.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается. Трудовая деятельность является основным видом человеческой деятельности, фактором формирования личности.

Сельскохозяйственный труд и его особенности. Сельскохозяйственный труд - один из главных видов деятельности человека: более половины жителей планеты занимаются этим видом труда. Трудовая деятельность в условиях сельскохозяйственного производства характеризуется всеми вышеназванными признаками. Вместе с тем, ей присущи специфические особенности, раскрытые в исследованиях отечественных ученых-философов (В.Г. Афанасьева, В.П. Кузьмина, А.Д. Урсула, Э.Г. Юдина и др.), ученых-специалистов сельского хозяйства (А.А. Жученко, В.П. Васильева, Е.П. Галямина, А.М. Емельянова, А.П. Засухина, И.З. Лившица и др.), отечественных педагогов и психологов (П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, С.Я. Батышева, Л.Н.Дроздова, Л.В. Загрековой, А.Н.Леонтьева, Е.А. Милеряна, К.К.Платонова и др.).

Специфические черты трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственного процесса обусловлены взаимодействием человека с природой, особым объектом управления, которым, в частности, в земледелии, являются агробиогеоценозы, представляющие собой сложные системы, в которых объединена совокупность процессов биотического и абиотического характера. Предметами труда являются земля, растения, животные со своими видовыми особенностями. В качестве средств производства используются в сельском хозяйстве: а) биологические средства производства - организмы культурных растений и животных, микроорганизмы; б) биогеохимические средства производства (почва, удобрения и др.); в) природно-климатические факторы; г) технические и энергетические факторы; д) технологические факторы. Доминирующую роль во взаимосвязанной системе средств сельскохозяйственного труда принадлежит в силу специфики аграрного производства агробиологическим факторам (виды, сорта, агроэкосистемы с заданными свойствами) по сравнению с социальными и техногенными (А. А.Жученко, А. Д. Урсул).

Отдельные компоненты трудовой деятельности в условиях сельскохозяйственного процесса, а также трудовая деятельность в целом являются методологической основой и источником интеграции в системе трудовой подготовки сельских школьников вообще и при формировании у них обще трудовых сельскохозяйственных умений, в частности. Это обусловлено такой характерной особенностью предметного труда как единство процессов опредмечивания и распредмечивания. Процесс «распредмечивания» означает необходимость сообразования деятельности человека как субъекта сельскохозяйственного труда с имманентными законами объекта его деятельности. Это предполагает опору на знания о закономерностях сельскохозяйственного процесса, отраженных в фундаментальных и сельскохозяйственных науках, их комплексное применение в процессе выполнения основных функций участников аграрного производства (Л.В. Загрекова).

Вместе с тем, основы сельскохозяйственных знаний, изучаемые в сельской школе, обнаруживают специфическое единство, взаимосвязь общественных, естественных и технических наук, выраженных, в частности, в экологии как интегрированной науке. Интеграционные процессы, происходящие в экологии и сельскохозяйственной науке, объективно обусловлены тем, что законы аграрного производства возникли в результате системного взаимодействия социальных, экономических, антропогенных и космических факторов. Поэтому процесс успешного овладения человеком как субъектом труда основными компонентами трудовой сельскохозяйственной деятельности объективно требует от тружеников аграрного производства кроме знаний химии, физики, техники, биологии расширенных интегрированных знаний о научных основах сельскохозяйственного производства, являющихся научной основой формирования у них обще трудовых сельскохозяйственных умений. Подготовке таких работников должна содействовать сельская общеобразовательная школа.

Эти социальные запросы настойчиво требуют повышения эффективности формирования у сельских школьников обще трудовых сельскохозяйственных умений и создают необходимые предпосылки для осуществления с этой целью интеграции естественнонаучных и агротехнических знаний. Аналогичные требования для интеграции наук и их основ, изучаемых в школе, выдвигает и создает научно технический прогресс, развитие фундаментальных и прикладных наук. Интеграция науки является определяющим фактором, влияющим на темпы, масштабы и эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства. Формируется качественно новая сфера деятельности - научно-производственная. Ее отличие от традиционной деятельности труженика села состоит в том, что при выборе технически, технологически и экологически обоснованных решений производственных задач здесь используются не только узко профессиональные знания и опыт, но и применяются знания фундаментальных естественных и сельскохозяйственных наук и исследовательские методы (Л.А.Жученко, В.И.Зорин, Л.В.Загрекова, А.Д.Урсул). Социально-экономический аспект интеграции науки и практики обусловлен созданием наукоемких технологий сельскохозяйственного производства, подготовки специалистов с новым системно-интегрированным мышлением, готовым к успешному выполнению социально - трудовых функций – производственно - исполнительных, производственно - коммуникативных, социально-производственных в условиях рыночной экономики. Поэтому способность к интеграции, синтезу, системному анализу и прогнозу - это социально - значимые качества личности современного конкурентоспособного человека - работника сельскохозяйственного производства (А.М.Новиков и др.). Все это повышает значимость общеобразовательного аспекта трудовой подготовки и формирования у учащихся общетрудовых сельскохозяйственных умений и обусловливает актуальность интеграции знаний о научных основах сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной трудовой деятельности, усваиваемых учащимися при изучении разных основ наук и в разное время и являющихся теоретической основой формирования у них общетрудовых сельскохозяйственных умений, а также интеграции знаний о человеке как субъекте сельскохозяйственного труда.

Таким образом, содержание и структура обще трудовых сельскохозяйственных умений, выступающих в качестве необходимого компонента профессионального мастерства всех специалистов агротехнического и животноводческого профилей, характеризуются специфическими особенностями. Они обусловлены тем, что объектом труда здесь выступают живые системы - растения и животные, которые одновременно являются средствами сельскохозяйственного производства. Это обусловливает такую качественную характеристику обще трудовых сельскохозяйственных умений как их экологическую направленность. При этом объекты трудовой сельскохозяйственной деятельности выступают не только как объекты воздействия, но и как субъекты своей жизнедеятельности, что актуализирует проблему формирования у будущих тружеников села ценностного отношения к природе как нравственного качества личности.

 

АВТОР: Кривдина И.Ю.