12.06.2012 1854

Место профессионально ориентированной иноязычной подготовки в структуре общей профессиональной подготовки выпускников агроинженерных вузов

 

Для определения степени значимости той роли, которую играют иноязычные знания, умения и навыки в комплексе общих профессиональных требований к компетентности специалистов-инженеров со стороны современного российского рынка труда необходимо провести тщательный целевой анализ последнего.

Прежде всего, необходимо раскрыть термин «рынок труда». Рынок труда мы определяем как рынок, на котором происходит формирование спроса и предложения на трудовые ресурсы, а также совокупность взаимоотношений и систему взаимодействия его субъектов и объектов. К субъектам рынка труда относят потребителей рабочей силы, кандидатов на открытые должности и дополнительных промежуточных агентов (организации разных форм собственности, специализирующиеся на подборе персонала, сборе, статистической обработке и анализе данных о параметрах существования и динамики рынка, и пр.). Среди объектов можно выделить временно незаполненные вакансии, систему отношений между субъектами и последних с объектами, специфические социальные, политические, экономические и прочие условия существования рынка труда и ряд других.

Структура потребностей общества в кадрах (по профессиям), т.е. структура рынка труда - это номенклатура профильных рабочих мест, которые общество может предоставить молодежи через рынок или через ту или иную систему трудоустройства, обусловленная взаимодействием ряда факторов, в том числе особенностями социально-экономического строя, общественным разделением труда, историческими и культурными традициями, системой занятости и т.п.. Очевидно, что она в исторической перспективе представляет собой структуру, подверженную флуктуации, но в каждую эпоху выступающую в качестве относительно стабильного сооружения.

Молодой специалист, стоящий перед проблемой трудоустройства после окончания вуза, будет востребован на рынке труда, если его образование подкреплено имеющимся у него профессиональным опытом. В сложившейся ситуации интересы работодателя направлены не только на оценку формальных характеристик опыта, как стаж работы по специальности, но и на оценку, прежде всего, содержания профессионального опыта специалиста. Такое содержание предполагает, что в опыте специалиста должны быть представлены профессиональные задачи определенного плана и уровня, алгоритм решения которых неоднократно проверен им на практике. В связи с этим профессиональный опыт должен формироваться до начала самостоятельной профессиональной деятельности.

Опыт, дающий конкурентные преимущества, предполагает, что все его составляющие взаимосогласованы, непротиворечивы, динамично развиваются и адаптируются к изменениям (конъюнктуре) рынка труда и внутренним изменениям человека как личности и как специалиста. В обычных условиях требуется определенное время и практика для того, чтобы знания, умения и навыки, полученные в вузе, создали определенное гармоничное единство, которое наряду со свойством аддитивности имеет свойства интегративности и целостности. Таким образом, профессиональный опыт, обеспечивающий основу профессионализма, обладает системными качествами, и сам является системой - подсистемой жизненного опыта.

Планирование и управление формированием базового опыта строится на принципах оперативного реагирования или на основе стратегического подхода. По нашему мнению, стратегическое планирование должно выступать в качестве приоритетного направления, в то время как оперативному реагированию отводится роль инструмента текущей коррекции процесса подготовки специалиста.

Профессиональный опыт молодого специалиста должен, с одной стороны, опираться на полученные им в учебном заведении умения и знания, а с другой - соответствовать требованиям, предъявляемым рынком труда к профессиональной квалификации.

Профессиональный опыт, соответствующий определенной профессиональной квалификации, предполагает, что в нем имеется набор таких событий профессиональной жизни, которые вобрали в себя все значимые аспекты конкретной профессиональной деятельности. Эти аспекты представлены в опыте не рядоположенно, а с учетом определенных приоритетов. Конкурентоспособность специалиста, с точки зрения работодателя, предполагает, что приоритеты в опыте специалиста расставлены в соответствии с интересами организации, которую работодатель представляет.

Для успешного выхода на рынок труда будущие специалисты должны получить возможность целенаправленно формировать свой профессиональный опыт прежде, чем встанут перед реальной проблемой трудоустройства. В связи с этим, мы можем говорить о получении пропрофессионального опыта на занятиях по иностранному языку в вузе посредством внедрения в лингводидактическую практику методически сконструированного комплекса элементов квазипрофессиональной деятельности.

Потребность в реализации профессионально-деятельностного потенциала личности студентов, психологическая готовность учиться, наличие необходимых знаний, умений и навыков сформулированы в работах С. А. Смирновой в качестве основных факторов профессиональной направленности личности. Составленная ею профессиограмма инженера-механика содержит качества, свойства личности, знания, умения и навыки, в которых преломляются профессиональный и социальный аспекты. Однако здесь нечетко выражены основные структурные компоненты личности будущего специалиста.

Готовность студентов к профессиональной деятельности по профилю предметов технического и гуманитарного циклов есть система компонентов, качеств личности будущего специалиста-профессионала, которая обеспечивает выполнение им функций, адекватных потребностям определенной производственной деятельности, по требованиям социума.

К таким компонентам мы относим: профессиональный, обусловленный потребностью общества в специалистах, испытывающих стремление к активному участию в решении задач научно-технического прогресса; мотивационно-целевой компонент, обусловленный потребностью общества в специалистах, побуждаемых к деятельности потребностями общества, самостоятельно ставящими цели дальнейшего совершенствования собственной производственной деятельности, обладающих стремлением к самосовершенствованию, увлеченных, испытывающих потребность в непрерывном обновлении, расширении профессиональных знаний; процессуальный, включающий высокий уровень развития инженерного мышления, умений и навыков производственных задач; психофизиологический, обусловленный потребностями к длительному волевому напряжению в разнообразных условиях деятельности, вплоть до экстремальных.

Социолог рынка труда К. Фаррен предлагает подход к анализу конкурентоспособности специалиста, в рамках которого критерии не замыкаются на свойствах личности или на профессиональных способностях, а строятся на общих основаниях, имеющих акмеологический характер. Это критерии, в которых представлены понятия психологии (потребности), физиологии (возраст), технологии (использование и изменение технических подходов), социальных аспектов (коммуникации), организационных (лидерство), культурных (культура организации труда) и т.д. Такой универсальный подход, выходящий за рамки одной конкретной научной сферы, позволяет комплексно подходить к профессиональной реальности, которая по своему генезису также не может быть замкнута в границы одной научной дисциплины.

Для сбора данных о потребности современного рынка труда в специалистах-инженерах мы прибегли к использованию трех видов источников: 1) государственных органов, призванных работать с феноменом рынка труда; 2) коммерческих организаций, специализирующихся на сборе и анализе интересующей нас информации; 3) средств массовой информации и периодических изданий.

Анализу подверглись базы данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстата), Министерства труда и занятости Российской Федерации (Минтруда), общества с ограниченной ответственностью «Анкор Консалтинг» (г. Москва) и компании «Hay Management Consultants/Hay Group Inc.» (г. Филадельфия, США). Кроме того, с целью учета малых флуктуаций динамики рынка труда, нами регулярно изучались материалы периодических тематических изданий: 1) газет: «Работа для Вас», «The Moscow Times», «The Moscow News», «The Moscow Tribune», «Loot.ru / Russian weekly», «Exclusive Personnel»; 2) журналов: «Профиль-Карьера», «Где учиться?», «Работа @ Зарплата», «Eurobusiness».

Международная компания «Hay Management Consultants / Hay GroupInc.» в течение многих лет работает в Советском Союзе и Российской Федерации, проводя сбор данных и анализ потребностей предприятий в профессиональных ресурсах. Их партнер ООО «Анкор Консалтинг» является одним из признанных лидеров среди российских кадровых агентств с базой данных в 80.000 персоналий специалистов всех профессий и квалификаций.

Среди клиентов указанных компаний для анализа профессиональных требований, предъявляемых к работникам, мы выбрали 56 предприятий, работающих на российском рынке в секторах экономики, в которых возможно приложение квалификации наших выпускников - инженеров-электриков и инженеров-механиков сельскохозяйственного производства.

Кроме ведущих предприятий российского агропромышленного комплекса, исследованием были охвачены известные западноевропейские и американские компании, такие как машиностроительные фирмы AGCO (Massey Ferguson) (США), Caterpillar Overseas (Швейцария), Boeing Operations (США); производители электрического оборудования и энергетические компании Ericsson Electronics (Швеция), Hewlett Packard (США), Xerox (США), Lucent Technologies (США), General Electrics (США); предприятий вспомогательных инженерных отраслей: Castrol Burma (Германия), Mobil (США), Shell (Нидерланды), BP Amaco - Russia (Великобритания), Union Carbide (США) и др.

Одним из основных вопросов, на который необходимо было ответить в первую очередь, являлся вопрос о динамике развития современного российского рынка труда. С этой целью мы провели анализ статистических данных, предоставленных Госкомстатом, Минтруда и охарактеризованными выше коммерческими организациями.

В Государственном комитете РФ по статистике нами были получены данные о занятости представителей интересующей нас социальной группы - специалистов с высшим профессиональным образованием - во всем объеме экономики России за отчетный период с 1992 по 1998 годы. Представлены величины основных показателей занятости: численность занятых и безработных (временно свободных) в процентном отношении к общему объему по каждой категории.

Последний феномен может быть объяснен, в числе других факторов (макроэкономических, тендерных, возрастных и пр.), и тем, что многие из них не имеют достаточной компетентности в области квалификационных качеств, к которым потенциальные работодатели в современных условиях предъявляют высокие требования. Среди таких требований особую роль играет профессионально и ситуативно-достаточный уровень владения современными информационными технологиями и иностранными языками.

После выявления общей картины современного рынка труда, нами исследовалась динамика двух базовых показателей его анализа - масштабов расширения и сокращения штатов сотрудников за последние четыре года (с апреля 1996 по апрель 2000 гг.) по данным компаний «Анкор Консалтинг» и «Hay Management Consultants».

Видно, что в связи с экономическим кризисом, вызванным внешним дефолтом Российской Федерации в августе 1998 года, предприятия вынуждены были резко сократить штаты сотрудников и свести к минимуму набор новых специалистов на вакантные должности. Но уже в следующий (посткризисный) статистический период 1999-2000 гг. исследуемые базовые показатели возвращаются к значениям лет сравнительно стабильного развития рынка труда и экономики в целом.

В этой связи интересны данные о том, что все большее количество организаций, если исходить из их утверждений, не могут найти специалистов с достаточной для выполнения служебных обязанностей профессиональной компетентностью. Отмечается положительная динамика условной (формальной) неудовлетворенности требований потребителей трудовых ресурсов: в период 1996-1997 гг. 72,5 % предприятий - респондентов заявляли о дефиците квалифицированных специалистов; в 1997-1998 гг. таких организаций было уже 75 %, а в 1998-1999 гг. - 95 % общего числа опрошенных, причем 14 % остро нуждались в специалистах для продолжения эффективной работы.

Такие пиковые значения указанных показателей могут, на наш взгляд, объясняться намеренно завышенными требованиями к профессиональной готовности кадров со стороны агентов рынков труда, заинтересованных в объективизации своих ситуационных решений о сокращении или минимальном расширении штатов сотрудников.

Однако современный российский рынок труда характеризуется и рядом положительных тенденций, которые имеют принципиальное значение для нашего исследования.

Во-первых, сохраняется устойчиво высокий спрос на специалистов с квалификацией «инженер-механик» и «инженер-электрик». В период 1997-1998 гг. 38 % организаций заявляли о наличии вакансий инженеров - эксплуатационщиков, 64 % - специалистов-консультантов отделов продаж, сбыта и реализации, 5 % - специалистов по работе с компьютерными базами данных. В 1998-1999 гг. показатели по указанным должностям были 24 %, 52 % и 19 % соответственно. Выявленные флуктуации рынка труда носят объективный характер и могут рассматриваться как тенденция его развития.

Во-вторых, велика доля предприятий, готовых принимать на работу выпускников вузов без опыта (или с минимальным опытом) работы по специальности. В 1997-1998 гг. подобную готовность выразили 27 % респондентов, а в интервале 1998-1999 гг. - 22 %. Из двадцати двух процентов предприятий, опрошенных в последний период, в штат половины организаций требовались выпускники вузов с инженерной квалификацией, в 37,5 % случаев - магистры техники и технологии, в 37 % - аспиранты специальных инженерных кафедр.

Как следует из выданного ООО «Анкор Консалтинг» экспертного заключения, подготовка студентов инженерных специальностей с повышенной иноязычной компетентностью в технических вузах, в частности в МГАУ, представляется им более чем актуальной.

Проведенный нами анализ поступающих к ним от российских и зарубежных компаний заказов на подбор персонала позволил установить, что потребность в специалистах с инженерной квалификацией составляет в процентном отношении от общего числа заказов примерно 52 %. Около 68 % от этого числа составляют заказы организаций разных форм собственности на специалистов с иноязычной компетентностью, достаточной для профессиональной деятельности в условиях современного российского рынка труда. В частности, 32,7 % должностей предусматривают свободное (на уровне носителя языка) владение иностранным языком, а 20,4 % - «рабочую» иноязычную компетентность (адекватную предъявляемым работодателями требованиям к профессиональной коммуникации).

Согласно данным компании Hay Management Consulting, если за период с 1997 по 1998 гг. 27 % компаний вынуждены были направлять инженеров на повышение уровня владения иностранными языками в российские учебные заведения и 32,6 % компаний - в страны Западной Европы и США, то в 19981999 гг. эти показатели достигли значений 62 % и 54,4 % соответственно; тенденция их роста сохраняется в течение ряда лет. Таким образом, потребители рабочей силы сталкиваются с необходимостью нести дополнительные расходы на повышение квалификации своих сотрудников, которые можно значительно сократить за счет повышения качества иноязычной подготовки в инженерных вузах.

На основании вышеприведенных статистических данных руководство ООО «Анкор Консалтинг» согласилось, в частности, с тем, что студенты технического вуза должны проходить соответствующую подготовку в области иностранных языков. По их мнению, молодые специалисты, получившие адекватную требованиям работодателей языковую подготовку, будут иметь значительно больше возможностей реализовать свою квалификацию и занять достойное место в секторе рынка труда, соответствующем их специальности.

В результате проведенных исследований нами были выявлены специальные требования, предъявляемые современным рынком труда к готовности специалистов к выполнению профессиональной деятельности. Среди них чаще всего упоминаются следующие первичные требования работодателей к претендентам на занятие вакантных должностей:

- владение комплексом специальных знаний и умений, адекватным выполнению конкретных производственных, управленческих и коммерческих обязанностей;

- владение современными информационными технологиями на уровне, достаточном для осуществления профессиональной инженерно-технической и административно-управленческой деятельности;

- общая коммуникативная компетентность, в том числе компетентность в области иностранных языков.

В рамках проводимого нами исследования нас интересует только одна составляющая общей профессиональной компетентности специалиста- инженера, необходимой для занятия им профессиональной ниши на конкурентном рынке труда - знания, умения и навыки в области иностранных языков.

Мы определяем коммуникативную компетентность как способность и готовность личности к продуктивному вербальному взаимодействию с окружающей ее социальной средой и рядом неотъемлемых фасилитаторов функционирования общества (компьютерами, электронными информационными сетями, средствами массовой информации и пр.). Таким образом, в состав коммуникативной компетентности входят два неразрывно связанных компонента: собственно коммуникативная компетентность (способность, подготовленность) и коммуникативная активность (готовность в узком смысле этого понятия).

На основании анализа данных предоставленных в наше распоряжение информационных источников было выявлено соотношение между спросом на профессиональную компетентность в области ряда иностранные языки на рынке труда Российской Федерации. Для примера, на рисунке 2 мы представили требования рынка труда к иноязычной компетентности по языкам, характерные для периода 1998-1999 гг.

Очевидно, что наибольшим спросом (72 % общей потребности) на рынке трудовых ресурсов пользуются специалисты, владеющие английским языком. Этот факт еще раз подтверждает актуальность и значимость нашего исследования - проблематику совершенствования преподавания английского языка в инженерном университете.

Различие в «популярности» пяти наиболее распространенных европейских языков среди работодателей, которые активно действуют на российском рынке, является закономерным. Оно может быть объяснено тем, что в силу экономических, политических, лингвистических, социальных и других предпосылок именно английский язык выступает сегодня в роли языка международной коммуникации в Мире, зачастую служит целям облегчения взаимодействия в структурах транснациональных компаний и предприятий, представляющих страны с редкими языками. В дополнение к сказанному, большая часть технической документации и профессиональной корреспонденции представлена в англоязычных версиях.

Следующим аспектом проводимого нами исследования явилось изучение смежных секторов актуального рынка труда для расширения перспектив востребованности наших выпускников и введения в структуру содержания профессиональной подготовки студентов средствами преподавания иностранного языка системы специальных элементов, которые способствовали бы повышению готовности к предстоящей деятельности по специальности.

Для выявления латентных перспектив трудоустройства инженеров с профессионально достаточной иноязычной компетентностью нами было проведено дополнительное исследование. Мы предположили, что подобные специалисты, подготовку которых мы ведем, могут пользоваться спросом на рынке образовательных услуг. Данный сектор рынка был выбран неслучайно: на Инженерно-педагогическом факультете МГАУ им. В.П. Горячкина, студенты которого были объектами проводимых нами констатирующего и обучающего экспериментов, ведется подготовка преподавателей для системы профессионального образования; на ряде других факультетов университета открыты факультативы по дисциплинам психолого-педагогического цикла.

В качестве методов исследования нами были задействованы анкетирование и интервьюирование. Им подверглись 92 руководителя средних и высших учебных заведений города Москвы, Московской и Орловской областей.

Специально составленная анкета, была распространена среди участников семинара для директоров школ, организованного в рамках Комиссии по взаимодействию средней и высшей школы Северного административного округа г. Москвы в марте 2000 года. В семинаре принимали участие 108 директоров, заместителей директоров, заведующих учебной частью и ведущих специалистов образовательных учреждений одного из крупнейших округов Москвы, в котором располагаются 23 вуза и около 130 средних учебных заведений.

Было роздано 90 анкет, 84 (93,3 %) из которых были возвращены и признаны валидными. Таким образом, исследованием было охвачено 83,3 % присутствовавших на семинаре руководителей учебных заведений, а реальный его масштаб (с учетом количества валидных анкет) составил 77,8 %, что отвечает требованиям репрезентативности.

В предложенной анкете у респондентов, в частности, спрашивалось, сочли бы они возможным принять на должность учителя (преподавателя) иностранного языка специалиста-инженера с достаточной иноязычной компетентностью. Положительно ответили 85,45 % анкетируемых, в том числе 84,2 % руководителей школ с углубленным преподаванием ряда предметов на иностранном языке и 86,7 % представителей неязыковых общеобразовательных учебных заведений.

В дополнение к анкетированию, мы в апреле-июне 2000 г. провели интервьюирование руководителей шести высших и средних специальных учебных заведений г. Москвы, Московской и Орловской областей. Все респонденты выразили готовность принять на работу инженеров, получивших подготовку, адекватную минимальным требованиям к профессиональной готовности преподавателя иностранного языка учреждений системы инженерного образования.

Результаты анкетирования и интервьюирования подтвердили наше предположение о существовании дополнительного, неявного рынка труда, открытого для наших выпускников, позволяющего им реализовать приобретаемую в вузе экстрафункциональную квалификацию.

К проведению анкетирования привлекались студенты 4-го курса Инженерно-педагогического факультета МГАУ им. В.П. Горячкина. Образец анкеты был взят специалистами Министерства образования России, заинтересовавшимися проблематикой нашего исследования.

В результате проведения комплексного поликритериального исследования современного рынка труда Российской Федерации нами было установлено и категорично доказано, что иноязычная компетентность представляется неотъемлемым компонентом комплекса общих профессиональных требований, предъявляемых к выпускникам инженерных вузов.

Нами дано определение термина «рынок труда», исходя из которого, мы намерены рассматривать основную проблему исследования. Проанализированы и прокомментированы статистические данные о динамике и номенклатуре потребностей современного рынка труда, полученные из государственных и коммерческих организаций, а также средств массовой информации; на примере МГАУ им. В.П. Горячкина выявлены латентные перспективы трудоустройства выпускников инженерных вузов. Выявлена повышенная потребность рынка труда в специалистах, владеющих английским языком.

Для дальнейших исследований по теме чрезвычайно важным представляется обоснование того установления, что для успешной самореализации на рынке труда студенты должны получать пропрофессиональный опыт посредством внедрения в лингводидактическую практику элементов квазипрофессиональной деятельности.

 

АВТОР: Кузнецов А.Н.