13.06.2012 2637

Теоретическая подготовка в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа как основа формирования готовности к физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника

 

Исследователи полагают, что формирование готовности педагога происходит через приобщение не столько к способам физкультурно-педагогической деятельности, сколько к теоретическому освоению, осмыслению этой практики. Важно, по мнению исследователей, не столько что делать, сколько понимание того, почему, как именно нужно действовать и что из этого следует.

Овладение знаниями, по мнению исследователей, создает предпосылки к самоопределению, саморазвитию, самореализации специалиста и являются активизирующим фактором компетентного осуществления физкультурно-педагогической деятельности. Утверждается, что положительного эффекта в базовом (не специальном) физкультурном образовании можно достичь только при условии информационно-образовательного обеспечения системы физического воспитания студентов педагогических ВУЗов (М.Я. Виленский, Р.С. Сафин). Посредством усвоения физкультурных знаний, как показано в целом ряде исследований (B.C. Астафьев, В.А. Бауэр, Н.И. Берякова и др.), приобретается ценностное отношение к физической культуре, потребности ее личного формирования, мотивация вовлечения в сферу физической культуры других.

Обобщая утверждения исследователей, можно сказать, что знания в сфере физической культуры это - социальная ценность, фактор профессионального становления и достижения эффективности профессиональной деятельности, средство коммуникации и педагогического воздействия, компонент готовности к физкультурно-педагогической деятельности. Значимость знаний в обеспечении готовности учителя-предметника к физкультурно-педагогической деятельности предполагает организацию специального направления базового физического воспитания студентов педагогических ВУЗов - теоретической подготовки. Овладение знаниями и готовностью к их реализации являются условиями эффективности физического воспитания студентов педагогического ВУЗа (В.Н. Болгов, К.Г. Габриелян, А.С. Капустин, В.П. Лукьяненко, И.В. Манжелей, Б.Н. Пенцик, Т.Е. Труфанова).

Теоретическая подготовка осуществляется на основе содержания теоретического раздела образовательной программы. Если последнюю обозначить как систему, то теоретический раздел является ее компонентом. Системный подход для усиления исследовательских возможностей позволяет обозначить теоретический раздел содержания программы также как систему.

Исходя из положений общей теории систем, в процессе изучения обсуждаемой системы необходимо ориентироваться на следующие исследовательские действия:

- выделение системы как объекта изучения;

- определение компонентов системы и их описание;

- определение внутренних (между компонентами) и внешних (с другими системами) отношений системы;

- моделирование системы и условий ее реализации.

Содержание теоретического раздела физического воспитания студентов педагогических ВУЗов не физкультурных специальностей следует рассматривать в качестве объекта педагогического исследования. Оно (содержание), как система, обладает рядом особенностей, выявление которых является условием его функционирования и регулирования. Констатация данного факта не является откровением. Благодаря первым публикациям по этому поводу (М.Я. Виленский) и последующим исследованиям (А.Г. Алферов, В.Н. Болгов, И.В. Борисова, С.Р. Гилазиева, В.И. Григорьев), удалось обозначить этот объект и обратить на него внимание.

Причем, сформировался своеобразный приоритет на изучение процесса формирования теоретических знаний, а не исследование их содержания. Однако, Не установив содержание, нельзя полноценно решить вопрос о формировании физкультурных знаний. Тем не менее, обозначенный приоритет, судя по данным, представляемым в исследованиях, сохранился до настоящего момента.

Подтверждением этому являются факты ориентации на эмпиризм (опора на представления без оснований), рационализм (опора на понимание здравого смысла), прагматизм (опора на субъективные представления о потребностях практики) в определении содержания теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей.

Обоснованное решение вопросов можно получить, на наш взгляд, исходя из трех позиций. Первая. Необходимо научное обоснование содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания. Вторая. Определение и экспериментальная проверка вариантов предлагаемых объемов часов на теоретическую подготовку в системе физического воспитания студентов. Третья. Выявление меры успешности физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника в связи с уровнем информационного обеспечения этой деятельности.

В определении указанных подходов для решения проблемы исследования мы исходим из того, что:

- Определена социальная потребность, отражающая стратегические ориентации на участие учителя-предметника в физкультурно-педагогической деятельности.

- Накоплен определенный опыт содержательного обеспечения теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов ВУЗов.

- Имеется возможность научной редукции общенаучных теорий - систем, деятельности, социализации, управления.

- Созданы представления о системе информационного обеспечения и репертуара функций учителя-предметника в связи с его физкультурно- педагогической деятельностью.

Проблему содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов следует отнести к разряду малоизученных. Подтверждением этому являются проведенные нами исследование проблемы по фактологическим основаниям. Были выделены взаимосвязанные (от общего к частному) явления: физкультурно-педагогическая деятельность (как механизм социального запроса), система физического воспитания (как механизм реализации этого запроса) и теоретический раздел системы физического воспитания (как средство механизма реализации).

Выделенные явления условно обозначили углы треугольника, где угол 1- физкультурно-педагогическая деятельность, угол 2 - система физического воспитания, угол 3 - теоретический раздел. Последовательное представление прямых и обратных отношений между ними позволило получить их количество - 6. В таблице 1 дан перечень и характеристика отношений, а также обозначена (на основе анализа имеющихся публикаций и опроса экспертов) мера их изученности. Эта мера оценивалась по трем уровням: оптимальный, приемлемый и недостаточный. Отличия между ними определялись по критериям методологической и теоретической основательности, конструктивности и адекватности требованиям физкультурно-педагогической деятельности (ФКПД).

Представленный анализ достаточно определенно показывает меру изученности, а следовательно, и меру актуальности обсуждаемой проблемы. Нет ни одного отношения, изученного на оптимальном (социально потребном) уровне. Два отношения изучены на приемлемом уровне, а четыре (большая часть) - недостаточном.

Исходя из сущности заявленной темы данного исследования, базовыми отношениями являются: первое (статус теоретического раздела в физкультурном образовании студентов ВУЗов), второе (содержательное обеспечение теоретического раздела физического воспитания), пятое (социальный запрос на информационное обеспечение физкультурно-педагогической деятельности) и шестое (физкультурная компетентность педагога не физкультурных специальностей). Можно констатировать, что выделенные отношения определили направления данного исследования.

В системе физкультурного образования (целое) студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей, теоретический раздел (часть) следует определить в качестве подсистемы. Обозначая теоретический раздел подсистемой, мы подчеркиваем не только ее системную структуру, но и ее относительную обособленность от целого, что позволяет обратить внимание на то, что эта подсистема может быть рассмотрена отдельно. Теоретический раздел, а следовательно, и теоретическая подготовка в системе физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей является обязательным разделом государственной программы и выступает как информационная модель физкультурно-педагогической деятельности.

Обеспечение любой профессиональной подготовки предполагает, образно говоря, ответы на три базовых вопроса: «Для чего учить?» (цели, задачи), «Чему учить?» (содержание, программы) и «Как учить?» (технологии). В контексте данного раздела, необходимо обсуждение предложений в ответе на второй (из представленных выше) вопрос - чему учить? Образовательное учреждение не может дать обучаемым запас знаний в максимальном объеме и на всю жизнь. Но оно в состоянии дать опорные знания, позволяющие в образовательной области «Физическая культура» осуществить выбор, принять решение, оценить новые факты и явления, системно использовать вновь получаемые знания.

Анализ учебных программ физкультурного образования студентов ВУЗов не физкультурных специальностей, содержание теоретического раздела определялось по аналогии с содержанием раздела теории школьной программы с добавлением тем профессионально-прикладной подготовки педагога. Содержание теоретической подготовки отличается направленностью на физкультурные знания в личностном контексте (для себя). Совершенно недостаточно, на наш взгляд, учитывается требование профилизации содержания теоретического раздела физического воспитания студентов, т.е. информационного обеспечения функций профессионально-педагогической деятельности учителя-предметника.

По-существу, содержание теоретического раздела физкультурного образования студентов ВУЗов определялось на основе субъективных представлений здравого смысла и опыта реализации такого содержания или на основе содержания школьного физкультурного образования. Подобная ориентировка в определении содержания теоретического раздела вряд ли обеспечит в должной мере необходимую и достаточную профилизацию знаний и их реализацию в условиях физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника.

Таким же образом можно охарактеризовать содержание ведущих публикаций, в которых представлено описание теоретического раздела физического воспитания студентов (М.Я. Виленский, Д.Н. Давиденко, Ю.И. Евсеев). Несовершенство содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей достаточно очевидно. На это обстоятельство обращают внимание целый ряд исследователей (К.Г. Габриелян, Д.Н. Давиденко, Ю.И. Евсеев, Э. Майнберг, В.А. Сутула). В частности, утверждается (Э. Майнберг), что теоретический раздел программы физического воспитания студентов не физкультурных специальностей остается научно-методически не отработанным.

Мы разделяем точку зрения В.К. Бальсевича о том, что в определении содержания физкультурных знаний существует методологическая разобщенность и субъективные представления здравого смысла. Можно предположить, что в пределах границ сегодняшнего уровня разработки проблемы, трудно преодолеть стереотип суждений о физкультурных знаниях, как о достаточно простой и легкой для структурирования и формирования сферой. Видимо поэтому изучение проблемы содержания теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов идет в направлении количественного, а не качественного аспектов.

Одну из первых попыток обозначить принципы содержательного обеспечения теоретического раздела физкультурного образования студентов педагогического ВУЗа предпринял Б.Н. Пенцик. На основе личных предположений им был сформулирован ряд требований к определению состава необходимых для освоения студентами знаний. В числе требований были выделены такие, как объективность информации, комплексное представительство знаний наук сопряженных с практикой физкультурной деятельности, согласование содержания теоретической подготовки с предстоящей профессиональной деятельностью.

Выделенные принципы излишне абстрактны. Практическая их реализация затруднительна и требует не заявления, а характеризации и структуризации с использованием критериев необходимости и достаточности, т.е. теоретического исследования. Предлагаемая структура информационного обеспечения учебного занятия для студентов не физкультурных специальностей мало чем отличается от таковой для студентов физкультурных специальностей и лишь отчасти согласуется с содержанием физкультурно-педагогической деятельности учителя-предметника. Данные предложения мы расцениваем как важные и необходимые, но они могут быть лишь исходными основаниями для дальнейшего развертывания исследований, одним из шагов в решении проблемы.

В рамках изучения проблемы формирования физической культуры студентов ВУЗов, в одном из исследований (Л.И. Лубышева) утверждается, что теоретическая подготовка является частью интеллектуального воспитания студентов. Автор дает классификацию физкультурных знаний. В частности, были выделены знания-умения, знания-навыки, прикладные знания. Указывается на необходимость формирования знаний, связанных с обеспечением личной физической культуры. В условиях неоднозначности классификации умений и навыков, ориентировка на них в определении содержания теоретического раздела не бесспорна, а практическая реализация затруднена.

В другом исследовании (P.M. Брызгалова) апробирована экспериментальная программа формирования профессионально значимых знаний и умений на материале раздела гимнастики. Эффективность программы подтверждена. Однако полученные данные ни теоретически, ни практически не позволяют решить проблему содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов педагогического ВУЗа не физкультурных специальностей.

В последние годы, с учетом ситуации нездоровья студенчества и актуализации социальной потребности в решении этой проблемы, развернулся целый «фронт» исследований, посвященных вопросам здоровья и здорового образа жизни (А.Г. Горшков, Л.А. Койсман, С.В. Лемаев и др.). В связи с этим, в рамках своих исследований, авторы, признавая значимость теоретической подготовки, предлагают свои подходы в обеспечении ее содержания. Отмечается разнообразие состава и структуры содержания теоретических знаний. Это обстоятельство позволяет констатировать не достаточную теоретическую отработанность используемых подходов.

В одном из исследований (К.Г. Габриелян, Б.В. Ермолаев, И.О. Кутателадзе), утверждается, что единственной методологической основой теоретической составляющей программы физического воспитания студентов ВУЗов, являются дисциплины «Основы здорового образа жизни» и «Физическая культура в обеспечении здоровья». Частичность и односторонность в таком подходе очевидны. Следует учитывать тот факт, что здоровье и здоровый образ жизни являются комплексными явлениями и своим содержанием (а также возможностями управления) выходят за рамки образовательной области «физическая культура». Кроме того, учитель-предметник должен освоить ценности физической культуры не только для личного пользования и не только для управления здоровьем.

Таким образом, при рассмотрении попыток разработки содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов не физкультурных специальностей следует выделить три базовых доминанты таких разработок: витальная, спортивная и культурологическая. Систематизация знаний в содержательном обеспечении теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов на основе витальной и спортивной доминант вряд ли целесообразна по причине частичности и односторонности. Целесообразна, видимо, систематизация знаний (в рамках компетенции образовательной области «Физическая культура») на основе культурологической доминанты с использованием критерия профилизации.

Рассмотренные позиции различных ученых позволяют сделать вывод, что содержательному обеспечению процесса формирования знаний у студентов ВУЗа уделялось определенное внимание. Были выдвинуты некоторые положения, касающиеся требований к содержанию теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗов не физкультурных специальностей. Отмечается, что наиболее существенными из них являются требования научности, системности и адекватности.

Однако в научном обеспечении решения этой проблемы до сих пор не наблюдается необходимой ясности. В частности, не решены (или решены частично) такие вопросы, как объективизация (на основе теоретического исследования) содержательного обеспечения теоретического раздела, возможности и пути профилизации этого содержания, структуризация программы теоретической подготовки. Среди причин такого положения дел следует, видимо, выделить три, имеющие первостепенное значение.

Во-первых, недостаточность внимания к факту неполного соответствия имеющегося содержания физкультурной компетентности педагога-предметника требованиям современного социального запроса.

Во-вторых, попытка решать вопросы без теоретической обоснованности, что противоречит принципам научного подхода. Так, несмотря на отсутствие состава и структуры теоретического раздела физического воспитания, предпринимаются попытки его разработки для отдельных педагогических ВУЗов. При этом появляются значительные расхождения в трактовках, основаниях, построениях. Видимо следует признать, что разработка теоретического раздела физического воспитания студентов ВУЗа выходит за рамки практических возможностей кафедры физического воспитания отдельного ВУЗа и требует исследовательского подхода.

В-третьих, отмечается ориентировка в определении содержания теоретического раздела на личностный и прикладной контекст знаний. В силу привычки такие предложения закрепились как научно обоснованные и теоретически корректные. В этом случае очевидна настоятельная потребность перехода от стадии субъективизма (на основе эмпиризма, канонизации опыта и личных представлений здравого смысла, без необходимого теоретического обоснования) до стадии объективизации (на основе научного подхода в обосновании содержания).

Отмеченные причины, препятствующие решению проблемы, не следует воспринимать как непреодолимые. Мы расцениваем имеющиеся попытки решить проблему как своеобразный механизм продвижения вперед в ее решении. При условии, конечно, объективного учета конструктивного опыта деятельности в этом отношении.

 

АВТОР: Кузнецов В.А.