13.06.2012 13554

Специфика и педагогическая характеристика возрастных особенностей девиантного поведения

 

Традиционный объект изучения девиантного поведения - психическая деятельность и структура поведения детей, подростков и старшеклассников.

Одним из значимых вопросов для изучения специфических возрастных особенностей девиаций является вопрос о критериях возрастной поведенческой нормы. Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту. В процессе оценки возрастной нормы следует анализировать различные особенности (стаж) деятельности, которым должен соответствовать человек определенного возраста:

- коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении);

- особенности саморегуляции поведения (волевые характеристики);

- интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать, прогнозировать собственную деятельность);

- эмоциональные особенности;

- психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили);

- стиль устной и письменной речи.

Возрастные особенности коммуникативного стиля указывают на факт большей потребности в общении у школьника по сравнению со взрослым и пожилым человеком. Именно вследствие этого можно прогнозировать более выраженные эмоциональные реакции страшеклассника на давление со стороны окружающих в виде «бойкота». Коммуникативный стиль подразумевает компетентность в общении, то есть способность точно и правильно распознавать (диагностировать) состояние партнера по общению, понимать его замыслы и намерения. В коммуникативную компетентность включают (Л.A. Петровская):

- стремление и умение понять позицию партнера встать на его точку зрения, уделять большее внимание его проблемам;

- большая обостренность к миру его чувств и его невербальным проявлениям;

- установка на всесторонность восприятия, оценки партнера;

- умение слушать партнера.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (В.В. Бойко). В нее включают:

- интеллектуальную толерантность, передающую принятие или непринятие парадигм (образца, типа, стиля) мыслительной деятельности конкретного человека, то есть принципов его понимания действительности, привычных для него стереотипов осмысления проблем, идей, принятия решений;

- ценностно-ориентационную толерантность, вбирающую в себя устойчивость к мировоззренческим идеалам конкретного человека, его ближайшим и отдаленным жизненным целям, интересам, оценкам происходящего;

- этическую толерантность, выражающую степень принятия нравственных норм, которых придерживается партнер по общению;

- эстетическую толерантность, охватывающую согласие или несогласие с областью предпочтений, вкусов и чувств, особенностей восприятия человеком красивого и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического;

- эмоциональную толерантность, передающую преобладание эмоционального спектра реагирования в условиях коммуникации;

- сенсорную (чувственную) толерантность, предусматривающую переносимость чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений, и некоторые другие.

Можно утверждать, что коммуникативные особенности человека имеют возрастную специфику и нормативы. Коммуникативная компетентность с возрастом увеличивается, а коммуникативная толерантность нередко носит волнообразный характер. В наивысшей степени толерантность представлена у взрослого (зрелого) человека.

К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля) относят способы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций. Они отражают границы допустимого, с точки зрения индивида, характера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом - устоявшийся.

Саморегуляция базируется на самооценке и самосознании личности, уровне притязаний и специфике целеполагания. В молодом возрасте, в отличие от других периодов, чаще обнаруживаются крайние варианты самооценки (завышенная или заниженная), отмечается тенденция к выраженным ее изменениям и колебаниям, тогда как у зрелых и пожилых людей в норме наблюдается достаточно устойчивый характер самооценки. Механизмы целеполагания также имеют возрастную нормативную специфику. По мнению Б.С. Братуся, в норме в ходе жизни обычно вырабатывается умение различать, разводить в текущей деятельности разноуровневые цели, менять в зависимости от обстоятельств межцелевые расстояния, при этом появляется способность стать в некоторую как бы отстраненную позицию наблюдателя по отношению к возникшей ситуации. При девиациях поведения (в частности, при патологии характера) расстояния между реальными и идеальными целями, как правило, минимальны, целевые структуры «жесткие», негибкие, без выраженной динамики изменений.

Особенности интеллектуальной деятельности в данном контексте включают в себя способности точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозировать собственную деятельность. В психологии данные особенности обозначаются термином антици- пационная состоятельность (В.Д. Менделевич). Помимо иных, она имеет возрастные закономерности формирования. Известно, что антиципационные способности в норме формируются у ребенка к четырнадцатилетнему возрасту. До этого он не способен точно и правильно предвосхищать ход событий, планировать свои действия. В наибольшей степени антиципационная состоятельность в норме представлена у лиц пожилого возраста, что связано как с процессом социализации, так и с повышением с возрастом уровня тревожности, приводящим к стремлению выдвигать избыточное количество версий развития возможных событий (поливариантный тип вероятностного прогнозирования) и готовиться к ним.

К возрастным особенностям эмоционального реагирования относят преобладание и доминирование определенных эмоций, чувств у лиц разного возраста. Учитывая тот факт, что эмоции являются производными удовлетворения или неудовлетворения потребностей, а также совпадения или несовпадения прогнозов человека с реальностью, имеющими возрастную окраску, можно выделить некоторые специфичные эмоциональные переживания. Так, в детском и старшем подростковом возрасте, в отличие от других периодов, чаще встречаются такие переживания, как удивление, радость, обида, разочарование, недоумение, страх. У пожилых чаще наблюдается депрессия, сентиментальность.

Специфические возрастные закономерности отмечаются в сфере психомоторных характеристик, то есть мимическом и жестикуляционном стилях, манере походки. Ребенок и подросток чаще взрослого и тем более пожилого человека проявляют повышенную двигательную и речевую активность. Моторика молодого человека отличается порывистостью, быстротой, ловкостью и проворностью. В норме его мимика характеризуется живостью, богатством и яркостью, а жестикуляция - обильностью и эмоциональной насыщенностью. Именно поэтому некоторые психопатологические расстройства встречаются исключительно у детей школьного возраста. К ним относится гиперкинетический синдром, сопровождающийся излишней двигательной активностью и даже психомоторным возбуждением.

Стиль устной и письменной речи в норме, так же как и психомоторные характеристики, обладает возрастной специфичностью. Чаще более выраженная и активная речевая активность наблюдается в молодом возрасте. Речь отличается по темпу и скорости. У пожилого человека скорость речи замедляется, отмечается темповое однообразие. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

По мнению Дж. Кулка, к критериям нормальности и аномальности ребенка, взрослого и пожилого человека следует относить:

- субъективную удовлетворенность, характерную больше для зрелого человека, чем для ребенка и подростка;

- идентичность, которая становится устойчивой лишь к 5-6 годам;

- интегральность, целостность, приобретаемую в период длительной социализации;

- автономность (независимость), типичную для гармоничного взрослого;

- адекватность восприятия реальности;

- адекватное самопознание, самопереживание и самооценку;

- толерантность к фрустрации;

- резистентность по отношению к стрессу;

- социальную адаптацию;

- оптимальное самоутверждение.

Существование возрастных вариантов девиантного поведения отражает наличие устойчивых различий у людей разного возраста, а значит, ценностно- мотивационную специфичность. Девиантные формы поведения могут захватывать наиболее существенные и ценные стороны жизнедеятельности, и могут наблюдаться возрастные их варианты.

Наиболее ярким проявлением детско-подростковой специфики отклоняющегося поведения считаются акселерация и ретардация психического и поведенческого развития. Девиация в виде акселерации может выражаться в ускорении психосексуального развития, когда у подростка или старшеклассника появляются формы сексуального поведения, характерные для более поздних этапов. Например, потребность в коитальных контактах в дошкольном или младшем школьном возрасте, мастурбационное поведение у младенца. Отклоняющаяся акселерация в психосексуальной сфере может проявляться и в десинхронизации развития. Ускорение психосексуального развития характеризуется усилением сексуального интереса (гиперсексуальности), учащением сексуальных эксцессов. Помимо психосексуальной акселерации возможно и отклоняющееся поведение в форме интеллектуального опережения. В подобных случаях школьник начинает интересоваться деятельностью, не характерной для его возраста (дошкольник заниматься философией). Возможно появление нетипичной рассудительности, обстоятельности, сентенциозности. В случаях существенного опережения в интеллектуальной деятельности сверстников, особенно в общежитейских (практически ориентированных) вопросах, говорят о психологическом типе «маленького старичка».

Отклоняющееся поведение в виде ретардации психического и поведенческого развития характеризуется отставанием в формировании возрастных стереотипов поведения. Это проявляется в психическом инфантилизме, включающем сохранение в психике и поведении взрослого или старшеклассника особенностей, присущих детскому возрасту. К инфантильным чертам относится психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соответствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Также отмечается повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям.

К типично подростковым девиациям, например, относят дисморфоманическое и гебоидное поведения, дромоманию и пироманию, анорексию, поведение на базе застенчивости.

Дисморфоманическое (дисморфобическое) поведение базируется на ложной убежденности старшего подростка (чаще девушки) в наличии у нее физических недостатков. Такие старшеклассники уверены, что выглядят некрасиво, неэстетично, непривлекательно и даже отталкивающе и уродливо. Их психическое состояние характеризуется комплексом неполноценности, сопровождается идеями ущербности. В поведении это выражается в резком ограничении круга общения, замкнутости, аутизации, склонности рассматривать и анализировать свою внешность («симптом зеркала»), стремлении кардинально исправить мнимый физический недостаток. Если девушка убеждена,, что часть ее лица (нос, щеки, уши, зубы, веки, губы, подбородок и др.) или вся фигура являются «уродливыми», «обезображивающими», отталкивающими от нее сверстников, то возможен выбор хирургического исправления «дефекта», настойчивое обращение к врачам за помощью. Другой вариант борьбы с «физическим недостатком» (чаше связанным с убеждением в полноте) - комплекс физических упражнений или изменение пищевого поведения (отказ от пищи, использование особых диет). Убежденность в физических недостатках собственного тела у подростка может носить как сверхценный, так и бредовый характер.

Гебоидное поведение характеризуется дезорганизацией деятельности старшеклассника, выраженным инфантильным эгоцентризмом, гротескным стремлением к самоутверждению с грубой оппозицией к окружающим, полным игнорированием нравственных правил и ценностей, жестокостью, выраженностью садистических наклонностей, отсутствием жалости, сострадания - «моральным дальтонизмом» (С.А. Суханов), склонностью к импульсивной агрессии, отсутствием чувства долга, ответственности, интереса к продуктивной положительной деятельности при усиленном патологическом интересе ко всему, что связано с насилием, убийствами, издевательствами, кровавыми расправами, террористическими актами (В.А. Гурьева, В.Я. Семке, В.Я. Гиндикин). Кроме того, типичными для гебоидного поведения считаются расторможенность влечений, примитивная гедонистическая мотивация своих поступков, стремление к немедленной реализации своих побуждений. Подобная форма девиантного поведения встречается только при психопатологическом типе, чаще в структуре шизофренического спектра расстройств.

Дромомания характеризуется повторяющимися уходами школьника из дома или из школы, поездками в другие районы города или иные населенные пункты, стремлением бродяжничать и путешествовать.

Пиромания выражается в стремлении школьника к совершению поджогов.

Одно из типичных для старшего подросткового возраста - отклоняющееся поведение на базе застенчивости. Оно проявляется смущением и робостью, неумением общаться с незнакомыми людьми и страхом перед общением, неспособностью эффективно и результативно действовать в присутствии посторонних, страхом быть неправильно или предвзято понятым, излишне назойливым или утомительным. Поведение застенчивого старшеклассника характеризуется замкнутостью, нелюдимостью, аутизацией, игнорированием собственных интересов в виде отказа от любых действий, направленных на получение удовлетворения.

Специфичных исключительно для периода взрослости девиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц пожилого возраста достаточное количество. К. ним, в частности, относят; отклоняющееся поведение на базе идей ущерба, эгоцентрическое и ипохондрическое поведение.

По мнению Ленден и Ли, процесс аномалий (психопатологии) старения включает шесть этапов:

- все более значимыми становятся не реальная жизнь, а повторяющиеся

- воспоминания прошлого;

- прогрессивно нарастает снижение памяти;

- действительность становится нереальной и все больше отдаляется;

- появляются растерянность, беспомощность, затем апатия к окружающему, которую сменяет дезориентировка в происходящем;

- сознание становится дезинтегрированным, возникают такие клинические симптомы, как спутанность, старческая аменция;

- беспомощность становится полной, напоминая беспомощность новорожденного.

Эгоцентрическое отклоняющееся поведение считается типичным для лиц зрелого возраста, когда человек перестает интересоваться жизнью близких людей и центрирует все внимание на собственных проблемах. Эгоцентризм выражается в поведении, игнорирующем любые события, которые происходят не с девиантом. Круг его жизненных интересов сужается до анализа физиологических процессов (еды, дефекации, уринации, сна). Появляется повышенная требовательность к ним, склонность предписывать поведение, направленное на создание комфорта человеку. Иногда отклонения в поведении заключаются в шантаже и торге с родственниками. Разновидностью эгоцентрического поведения считается ипохондрическое отклоняющееся поведение, суть которого заключена в привлечении внимания окружающих к состоянию собственного здоровья. Такие девианты создают близким и родственникам невыносимые условия существования, ссылаясь на собственные недуги, требуют соблюдения особого режима в домашних или больничных условиях, склонны преувеличивать тяжесть своего состояния. Нередко такой человек настаивает на том, чтобы родственник бросил семью и проживал с ним с целью предупреждения возможного ухудшения состояния здоровья и смерти.

Перечисленные формы девиантного поведения у лиц разных возрастных групп являются специфичными для какой-нибудь одной из них. Однако возрастные различия наблюдаются и в клинических проявлениях иных форм отклоняющегося поведения.

Возрастные различия в проявлении известных форм отклоняющегося поведения представлены довольно ярко. Некоторые формы преимущественно или исключительно встречаются у лиц определенного возраста, сказываясь на процессе диагностики.

Перечисленные кардинальные возрастные различия нельзя не отметить в рамках отклоняющегося агрессивного поведения. Известно, что физическая агрессия чаще наблюдается у молодых людей и лиц зрелого возраста. Это обусловлено снижением общей агрессивности в связи с возрастным снижением активности и физической силы. Психологическая агрессия не имеет столь явной динамики. Особенно ярко различия проявляются в сексуальном агрессивном поведении.

По мнению Н.В. Вострокнутова и В.Г. Василевского, юношеская агрессивность - биопсихосоциальный феномен, который проявляется в зависимости от уровня возрастного психического развития определенным стереотипом реакций или устойчивым поведением с совершением подростками Или старшеклассниками осознанных и произвольных насильственных действий, причиняющих вред или ущерб окружающим, живым существам или предметам, включенным в конфликтные взаимоотношения школьника с окружающим его миром. Авторы выделяют значимые черты агрессивности несовершеннолетних:

- агрессивность подростков и старшеклассников является не качественным индивидуально-типологическим или характерологическим свойством, а феноменом, который имеет определенный личностный смысл и через внешние действия выражает конфликт школьника с его окружением;

- агрессивность подростков и старшеклассников как следствие дистресса, фрустрации значимых потребностей, межличностного или внутриличностного конфликта, кроме внешних форм - аффективно окрашенных, направленных на окружающих реакций с агрессивно-насильственными действиями, включает и внутренние переживания, агрессивные фантазии, мысли и намерения, а также сопутствующие нарушения психических процессов;

- выражение агрессивных действий в поведенческом стиле, а также их мотивация, внутренняя связь с личностными установками и смыслом «Я» - отношений, особенности сочетания с нарушениями развития и психического здоровья определяются этапами возрастного онтогенетического (дизонтогенетического) развития старшеклассника, проявляющего агрессивное поведение;

- связь агрессивных действий школьников с этапностью возрастного психического развития и личностным отношением определяет нижнюю возрастную границу юношеской агрессивности, то есть минимальный возраст, с которого действия можно оценивать как агрессивные, связан с периодом становления нормативной или аномальной структуры «Я» школьника;

- признак осознанности и произвольности агрессивных действий и поступков подростков и старшеклассников исключает из круга агрессивных действий такие насильственные, причиняющие вред или ущерб действия, когда подростки и старшеклассники не понимают и не осознают их значение и последствия или не могут руководить ими, например при некоторых тяжелых психических расстройствах (стереотипных двигательных, гиперкинетических, кататонических синдромах, расстройствах сознания), при нарушениях поведения, связанных с умственной отсталостью в глубокой форме.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведение у лиц разных возрастных групп имеет свои особенности и закономерности, различаясь частотой, выбором способа самоубийства и мотивами. Известно, что механизмы суицидального поведения детей, старшеклассников, лиц зрелого возраста и пожилых людей отнюдь не тождественны. По данным большинства исследователей, возраст оказывает существенное воздействие на частоту различного рода суицидальных действий. Покушение на самоубийство совершают преимущественно молодые люди до 29 лет, в более старших возрастных группах частота суицидальных попыток значительно уменьшается. Вероятность лишения себя жизни с возрастом имеет тенденцию к увеличению. Суицидальные попытки пожилых людей чаще оказываются спланированными, неманипулятивными, в то время как суицидальные попытки у молодых людей чаще носят демонстративный или манипулятивный характер.

Можно отметить несколько возрастных пиков суицидальной активности. Первый наблюдается в юношеском и молодом возрасте от 18 до 25 лет. По мнению X. Ремшмидт, к факторам, обусловливающим и провоцирующим суицидальные попытки у молодежи, относятся, наряду с тяжелыми психическими заболеваниями, конфликты самооценки, одиночество и изоляция, нарушение межличностных отношений, неудовлетворенность своей внешностью, разочарование в отношениях с представителями противоположного пола, депрессивные состояния. Часто эти попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утрачивают всяческую значимость.

В среднем возрасте количество манипулятивных суицидальных попыток сокращается и увеличивается количество завершенных суицидов. Наиболее часто они обусловлены переживаниями интимно-личностного характера (измена, ревность, предательство). У пожилых людей и стариков основной причиной суицидального поведения становится страх одиночества, беспомощности, тяжелой неизлечимой болезни и связанных с ней страданий.

Нарушения пищевого поведения можно считать характерными преимущественно для девушек-старшеклассниц, что обусловлено своеобразием иерархии ценностей человека в этом возрастном периоде. Часто анорексия (отказ от пищи, исчезновение аппетита) базируется на дисморфоманическом поведении. В молодом возрасте нарушения пищевого поведения могут сохраняться, но они становятся значительно реже. Возможно появление гиперфагической реакции на стресс.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, преимущественно начинает формироваться в подростковом возрасте, а некоторые формы зависимостей преобладают у лиц молодого возраста. По данным П.Д. Шабанова и О.Ю. Штакельберг, возраст первого употребления наркотиков распределяется следующим образом: около 1% впервые пробуют наркотик в возрасте до 10 лет, более 40% - от 11 до 14 лет, около 50% - от 15 до 17 лет и меньше 1% - после 20 лет.

Проявления наркозависимости в старшем школьном возрасте отличаются нечеткостью симптоматики, преобладанием психопатологических расстройств, быстротой развития психического дефекта и снижением волевого регулирования собственной деятельности (Р. Дурст, П. Ребауденго-Роска). Девиантное поведение в форме наркозависимости у лиц пожилого возраста отличается мотивами употребления наркотиков. Если у старшеклассников и лиц среднего возраста доминирующими являются такие мотивы употребления, как стремление стать свободным, испытать необычные ощущения, отрешиться от обыденной, скучной жизни, не отличаться от других, то основным мотивом употребления наркотического вещества пожилым человеком считается стремление улучшить свое психическое самочувствие, избежать неприятных ощущений и дискомфорта.

Учитывая тот факт, что сексуальность человека претерпевает закономерные возрастные изменения, можно обнаружить существенные возрастные различия и в проявлениях сексуальных девиаций и перверсий. К типичным для детского возраста особенностям сексуального поведения относят: игры со взаимным обнажением, вуайеризм, увлечение порнографией, некоторые разновидности мастурбационного поведения.

Диагностика отклоняющегося поведения в виде игр со взаимным обнажением, наблюдаемая у детей дошкольного возраста, строится на основании стереотипизации отклоняющегося поведения, невозможности полностью контролировать свой сексуальный интерес и недоучете ситуационных моментов, а также на опережении этапов психосексуального развития. Данные критерии относятся ко всем сексуальным девиациям детского возраста. При играх со взаимным обнажением, наблюдаемом и вне отклоняющегося поведения, ребенок начинает обращаться с просьбой (иногда требованием, сопровождаемым угрозами и шантажом) к лицам разного возраста. Иногда эти действия носят инцестный характер - в игры начинают вовлекаться кровные родственники (братья, сестры). Возможно появление эротических снов.

Детский вариант вуайеризма характеризуется стремлением ребенка подглядывать за интимной жизнью, уринацией или дефекацией родителей, воспитателей детского сада, учителей. В рамках девиации поведение становится стереотипным. Ребенок, застигнутый за подглядыванием, не испытывает чувства раскаяния и продолжает, несмотря на наказания, вести себя так, как вел. Сверхценное увлечение порнографией в дошкольном или младшем школьном возрасте может рассматриваться как сексуальная девиация, поскольку ребенок к этому возрасту еще не прошел всех закономерных этапов психосексуального развития. Мастурбационное поведение может считаться отклоняющимся у ребенка в случае раннего начала мастурбационных актов (до десятилетнего возраста), неспособности контролировать их количество и адекватность ситуации. При девиантном мастурбационном поведении ребенок может не обращать внимания на наличие присутствующих, частота актов учащается, ребенок фиксируется лишь на данном виде деятельности, игнорируя иные (в частности, коммуникацию).

К сексуальным девиациям, характерным для лиц подросткового, старшего школьного и зрелого возраста, причисляют подавляющее большинство парафилий (как по способам реализации, объекту сексуального интереса, так и по аномалиям половой идентичности, и по сексуальной ориентации).

Сверхценные психологические и психопатологические увлечения имеют тенденцию формироваться в старшем подростковом возрасте в силу особенностей структуры психической деятельности. К ним относится гемблинг, фанатизм (спортивный, музыкальный, религиозный) и многие другие. В старшем подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется групповой структурой и неустойчивостью. Для взрослых и пожилых сверхценные увлечения не являются типичными, хотя в пожилом возрасте может формироваться сутяжничество и кверулянство.

Как уже было показано, коммуникативные особенности лиц разных возрастных групп отличаются друг от друга, поэтому можно утверждать, что диагностика коммуникативых девиаций должна иметь специфику. Аутистическое поведение у подростка и пожилого отличаются существенно. Поведение на базе ревности преобладает у лиц среднего возраста.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного и аморального практически не имеет возрастных особенностей. Особо следует отметить неэстетичное поведение, считающееся типичным для подростков и старших школьников. Часто оно проявляется в выборе какой-либо разновидности эпатажного поведения. Подросток в группе, сформированной по принципу сверхценных увлечений, начинает разделять не только идеологию, но и стиль группы. Это находит отражение в одежде, обуви, внешности, походке, речевых стереотипах (сленге), стиле взаимоотношений с окружающими.

 

АВТОР: Кураева Д.А.