13.06.2012 7906

Взаимодействие общеобразовательной школы с общественными организациями по предупреждению девиаций в поведении старшеклассников

 

Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, они нуждаются в заботе, понимании и внимании общества. В нынешних условиях формирование личности, которая сама может программировать и организовывать свою жизнь, быть полноценной частью российского общества, возможно только в самостоятельной, социально значимой деятельности. Такая деятельность может быть реализована в рамках как общеобразовательных так и различных детско-юношеских общественных объединений, которые могут в достаточной мере помочь современным старшеклассникам найти приложение своих сил и возможностей, реализовать свои интересы.

В нашем исследовании для полноценного развития старшеклассников была разработана и реализована концепция воспитания и развития личности старшего школьника, которая построена с учетом следующих психолого - педагогических оснований:

- повышенная восприимчивость к социальным явлениям;

- потребность в признании, характерная для всех этапов развития человека;

- наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе;

- готовность к изменениям;

- потребность в телесных и духовных достижениях;

- потребность человека в самоопределении и развитии.

Воспитание и развитие личности предполагает решить в числе других следующие задачи:

- повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи;

- формирование гражданской позиции;

- формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству;

- развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Решение этих психолого-педагогических проблем возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям:

1. Обеспечение получения нормативных знаний (совместные действия школы и общественных организаций, а также других образовательных учреждений).

2. Создание нового типа развивающей среды, содействующей росту нормативного поведения, творческого потенциала, формированию готовности к социальным действиям, специально организованных условий в рамках совместной деятельности общеобразовательных и детских, подростковых, молодежных объединений.

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть общественные организации детей, подростков, молодежи.

Основная задача деятельности детских организаций - гармонизация общественных потребностей и интересов старших подростков и представителей других возрастных групп детей, а также воспитание нормативной личности. Суть общественных объединений - создание условий для социального творчества подрастающего поколения через многообразие форм деятельности. В целях создания широких возможностей для максимального самовыражения, самореализации, реализации социальной активности растущих людей требуется совершенствовать формы и содержание разнообразной деятельности в официально созданных детских и подростково-юношеских объединениях и современных общеобразовательных учреждениях.

Эффективность процесса социализации старших подростков в юношеском общественном объединении может быть обеспечена лишь при педагогически и психологически правильной организации деятельности объединения. В ходе исследования мы пользовались: - литературными источниками педагогов в области воспитания:

- В.А. Караковского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, и др.;

- специалистов в области психологии и развития личности: А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, И.С. Кона, Т.Е. Конниковой, А.А. Леонтьева, А.Л. Носаль и др.;

- А.Н. Лутошкина и Л.И. Уманского, изучавших проблемы эмоциональной жизни детей, психологию и педагогику организаторской деятельности;

- крупных исследователей в области детского и юношеского общественного движения и ученического самоуправления: Л.Д. Алиевой, В.П. Бедерхановой, С.В. Волохова, Д.Н. Лебедева, К.Д. Радиной, М.И. Рожкова, Е.В. Титовой, Т.В. Трухачевой, и др.

Исследователь детского движения Л.В. Кузнецова отмечает, что стремление к объединению - естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды подростки тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой и другой деятельности. Старший школьник видит в объединении со сверстниками средство самозащиты, самоопределения как личности, единственной в своем роде, ж как члена сообщества себе подобных людей. Действуя в своих объединениях и организациях, старшие подростки приобщаются к общественной жизни.

Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний. Согласно принятым международным нормам ребенком признается житель планеты до 18 лет. Поэтому детскими являются объединения, насчитывающие в своем составе не менее 70 процентов граждан такого возраста.

Говоря о различных формах активности подростков, используют следующие понятия: «детское и юношеское движение», «детское общественное движение», «юношеская и детская организация», «общественная юношеская организация», «детско - юношеское объединение», «юношеское общественное объединение». В нашем исследовании мы делаем акцент на работе юношеской общественной организации.

Достаточно полное определение общественной организации дает Л.B. Алиева: «это особая форма общественного юношеского движения, а также особая структура в социально-политическом устройстве государства, выражающая интересы подрастающего поколения, способствующая участию в общем деле, помогающая провести в юношескую среду политику государства, принципы экономики, культурные ценности. Это многоступенчатая, иерархическая, относительно закрытая, упорядоченная структура, четко обозначающая свои цели, задачи, права, обязанности своих членов, позицию взрослых, роль, место детских объединений, действующая на основе самодеятельности, самоуправления в сочетании с руководством взрослых».

Термин «детско - юношеская общественная организация» Д.Н. Лебедев считает более однозначным: «такое общественное объединение детей и юношей, которое имеет четкую структуру, общие нормы жизни, свои нормативные документы (устав, кодекс, положение), единую для всех своих «подразделений» систему членства, самоуправления и т.п.».

Конечно, организаций общественной направленности, особенно федерального уровня, значительно меньше, нежели детско-юношеских общественных объединений разных типов и видов, форм и т.п. И это вполне естественно. В детско-юношеском общественном движении (в широком смысле этого понятия) сегодня участвуют и взрослые. Они оказывают организационную, финансовую поддержку, выступают в качестве шефов и спонсоров, наконец, могут быть членами детских сообществ, их вожатыми, инструкторами, мастерами и т.п. Так что нередко сегодня действуют общественные объединения, которые следует назвать «объединения детей и взрослых».

Известно, что помимо детско - юношеской организации в общеобразовательной школе и вокруг неё существуют и другие детские и юношеские сообщества, которые зачастую совместными усилиями борются за выработку у старшеклассников и детей подросткового возраста нормативного поведения и профилактику девиантных его форм, это: дружеские компании и учебные объединения, созданные как формы внеклассной воспитательной работы, а кроме того, различные группировки. Причем некоторые из них похожи на общественные объединения. Но нельзя их приравнивать к таковым, так как юношеские общественные объединения отличаются рядом конкретных характеристик:

- безусловная добровольность членства;

- общественная (направленная на удовлетворение общественных интересов, радость и пользу людям) и личностная (направленная на удовлетворение потребностей личности) ориентация объединения;

- весомый уровень развития реальных самодеятельных начал (члены организации сами определяют, как им жить и чем заниматься; сами организуют свою жизнь от постановки задач до подведения итогов и определения перспектив деятельности);

- возможность самостоятельно (без постоянного и нарочитого вмешательства извне и тем более жесткого навязывания кем бы то ни было) определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности, содержание и формы своей деятельности;

- гуманистический (уважительный, внимательный по отношению к человеку) стиль отношений в объединении;

- развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни, что создает неповторимый облик объединения.

При этом юношеские и подростковые общественные объединения непременно должны быть подвержены умному, корректному, заинтересованному педагогическому воздействию.

Таким образом, к общественным юношеским и подростковым общественным объединениям могут быть причислены различные сообщества, в том числе и клубы, и школьные Советы, и многое другое. Но лишь в том случае, когда все названные выше характеристики присутствуют и достаточно выражены. Юношеская и подростковая общественная организация, действующая совместными педагогическими усилиями с общеобразовательной школой, поможет:

- включить ребят старшего школьного возраста в общественную жизнь, разнообразную социальную деятельность, а значит, может служить средством становления личности школьника;

- добиться удовлетворения прав, потребностей и интересов детей (например, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей);

- организовать передачу некоторых специфических знаний, которые «трудно формируются и передаются в школе, например, организаторских; поможет целенаправленно вводить старших подростков в общественную жизнь и адаптировать их к сегодняшней жизни.

Таким образом, участие в работе общественных организаций - это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения правильно жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность It продемонстрировать свою уникальность.

Необходимо отметить, что социальный потенциал общественных объединений не вполне востребован современным обществом. В последнее время все чаще родители, учителя, депутаты в спорах о будущем подростков и старшеклассников начинают рассматривать совместную педагогическую деятельность общественных объединений и общеобразовательных учреждений как школу лучших человеческих качеств, способствующую не только успешной социализации старшеклассников, но и выработки у них нормативного, общественно одобряемого и положительно ценного поведения.

Известно, что для развития личности старшего школьника необходимо способствовать не только росту интеллектуальных сил, но и создавать условия для их приложения и дальнейшего совершенствования. Для того чтобы выявить интересы школьников, чтобы развить их, помочь найти им свое призвание, необходимо, чтобы они попробовали свои силы в самых разнообразных делах, т.к. активная познавательная и созидательная деятельность старшеклассника по собственному выбору является важнейшим средством его индивидуального развития.

Опыт возникновения и развития различных общественных организаций и совместной деятельности с общеобразовательными школами показывает, что для их создания и успешной педагогической деятельности необходимо волеизъявление не столько подростков и старшеклассников, сколько определенной части взрослого населения страны (конкретного класса, государственного института, политической партии и т.д.).

На основе проведения теоретического анализа представлений о совместной деятельности общественных организаций (в рамках общеобразовательной школы и вне её), мы выяснили, что степень удовлетворенности учащихся старших классов своим пребыванием в организации зависит от того, реализует ли она психолого-педагогические функции, присущие ей как особому институту - функции, которые обеспечивают:

- реализацию естественных потребностей старших подростков в деятельности, общении, познании, самоутверждении;

- ориентацию старшеклассников в системе нравственных, социальных и политических ценностей;

- формирование чувства защищенности, эмоционального комфорта, т.е. психологическую защиту членов организации;

- реализацию интересов в различных видах деятельности, развитие способности взаимодействия в коллективе.

Реализация данных функций предполагает предупреждение отчуждения подростков и старшеклассников от организации и общеобразовательной школы, (эта проблема имела место в практике пионерских коллективов).

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что проблема формирования нормативного поведения старших школьников и предупреждение отклонений в поведении в педагогике рассматривалась давно и в настоящее время является актуальной.

В своих трудах многие исследователи и учёные подчёркивали необходимость создания специальных условий для развития нормативной личности.

Период изменений и переориентации ценностей жизни, сложных экономических и демократических преобразований в России существенно повлиял на процесс формирования социального опыта у подростков и старшеклассников, снизил их социальную активность.

Для формирования нормативной личности учащихся старших классов необходимы, в первую очередь, знания о норме и отклонении, создание оптимальных внесредовых условий в школе и дома, правильная организация труда и отдыха, формирование полезных привычек, воспитание сознательного и бережного отношения к своему здоровью.

Проведенные нами исследования доказывают, что проблемы отклонений в поведении эффективно устраняются по средствам совместной деятельности общественных объединении и общеобразовательных учреждений, организаций, сообществ и т.д.

Анализ факторов, определяющих готовность образовательных учреждений к формированию нормативного поведения учащихся старших классов и профилактике отклоняющегося, позволил выявить сложности, возникшие в процессе предупредительной работы, которые носят в основном субъектный характер.

К числу непосредственно связанных с образовательным учреждением ситуаций, предполагающих к возникновению отклонений в поведении, можно отнести такие, как: нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий); побеги из дома; грубость, сквернословие; употребление алкоголя, пьянство; курение; раннее начало половой жизни; хулиганство; унижение других; воровство; неподчинение, критика взрослых; ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений; отрицательное отношение к учебе; драки, нанесение телесных повреждений; употребление наркотиков.

Анализ факторов, определяющих готовность образовательных и общественных учреждений к созданию условий предупредительной работы, позволил выявить следующие основные сложности. Условно их можно разделить на пять групп.

Первая группа. Отсутствие необходимой материально- пространственной среды.

Вторая группа. Недостаточность научно-методической литературы.

Третья группа. Слабая информационная обеспеченность в системе «учитель - ученик - родитель» по вопросам формирования нормативного поведения и профилактики отклоняющегося.

Четвёртая группа. Плохое обеспечение образовательного учреждения специалистами, занимающимися проблемами профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

Пятая группа. Недостаточная подготовленность педагогических работников, социальной службы и родителей по вопросам формирования и укрепления нормативного поведения и предупреждение развития отклоняющегося.          Все эти трудности можно разделить на объективные, которые практически невозможно решить в современной социально-экономической обстановке, и субъектные, поддающиеся исполнению в психолого-педагогическом аспекте, как об этом свидетельствуют наше исследование и исследования других учёных.

Таким образом, в образовательном учреждении и общественном объединении или организации необходимо создать педагогическую технологию и вести профилактическую работу с учащимися старших классов в пределах возможного.

 

АВТОР: Кураева Д.А.