14.06.2012 4112

Современное состояние проблемы интеграции воспитательной среды

 

Преодоление последствий кризиса воспитания как ценности находит свое выражение в осознании его приоритетной роли, в признании его важнейшей составляющей в образовательной деятельности, в понимании, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное» (И. А. Ильин).

Нормативно - правовым закреплением значимости статуса социального института воспитания являются основополагающие документы, принятые на федеральном уровне в конце 90-х - начале 2000-х годов: Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, Программа развития воспитания в системе образования России в 1999 - 2002 г., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 годы», Федеральная программа развития образования.

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года говорится, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности».

При этом обращается внимание на важность оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки, создания в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, рационализации досуговой деятельности.

Развитие воспитания в системе образования определяется его важнейшей целью - формирование личности гражданина, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры, на современную систему ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образованию, к самообразованию, самосовершенствованию.

При определении стратегии развития воспитания в новых условиях правомерно ставить вопрос о формировании образовательно-воспитательной среды - моделировании воспитательного пространства личности, семьи, педагогических коллективов образовательных учреждений.

В системе профессионального образования осуществляется не только подготовка кадров, но и создаются условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Однако, указывается в Программе развития воспитания в системе образования России в 1999 - 2002 годах, отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях всех уровней профессионального образования оказывают преобладание стихийной социализации молодежи, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений, а также плохая организация учебного процесса, недостаточность условий для развития личности, слабость организации и управления вне учебной деятельностью.

В качестве наиболее продуктивных средств оптимизации развития воспитания определяются следующее:

- развитие студенческого самоуправления;

- использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий;

- развитие досуговой клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;

- изучение и распространение передового опыта, использование педагогического потенциала региона.

В документах в качестве специального комплекса мер рекомендуются следующие:

- оптимизация нормативной, организационно-методической базы воспитания в учреждениях профессионального образования;

- приведение в соответствие компонентов воспитательного процесса (разработка содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям профиля образовательного учреждения);

- разработка модели специалиста;

- создание воспитывающей среды, организация и управление вне учебной деятельностью;

- разработка соответствующего научно - методического обеспечения;

- обобщение и распространение опыта воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.

Одно из важнейших условий достижения успеха в воспитательной работе - обеспечение целостности педагогического процесса, что требует отказа от фрагментарности воспитательной деятельности, преодоления негативных последствий так называемой работы по «отдельным направлениям».

В отличие от функционального подхода, принцип целостности требует обеспечения единства воспитания в учебной, научно - информационной и вне учебной социокультурной деятельности.

Целостно - функциональный подход основан на единстве всех видов деятельности, воспитательных мер. Однако это не исключает, а напротив, предполагает выделение ведущего направления деятельности, определяемого профилем образовательного учреждения, другими региональными особенностями.

В соответствии с деятельностно - личностной концепцией воспитания, сущность воспитания заключается в целенаправленном и сознательно осуществляемом педагогическом процессе организации и стимулировании активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Воспитание в узком смысле, с точки зрения И. Ф. Харламова, - это специфический процесс формирования социальных и духовных отношений.

Целостная и гармоническая личность может формироваться в целостном педагогическом процессе. Однако, предупреждают ученые, целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания (не может рассматриваться как единство процессов умственного, эстетического, трудового и других видов воспитания).

Целостность - это внутреннее качество, и достигается оно реализацией единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, целей педагогического процесса, а также единством относительного самостоятельных процессов - компонентов: деятельность педагога, педагогическое взаимодействие, самовоспитание.

В этой связи целесообразно уточнить различие понятий «социализация» и «воспитание». Социализация - это процесс усвоения человеком существующих социальных норм, ценностей, моделей поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и «рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация». Т.е. воспитание - это катализатор социализации, позволяющий преодолевать или ослаблять отрицательные последствия социализации в соответствии с гуманистической идеологией.

С точки зрения Л.Д. Столяренко, «процесс социализации включает освоение культурно человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения». В студенческом возрасте имеют место все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной роли «профессионального специалиста», и механизмы подражания, механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

В условиях студенческой жизни возрастает роль студента как субъекта педагогического процесса: он активен, самостоятельно выбирает жизненный путь, ценностные ориентации. В образовательном учреждении особенностью социализации и воспитания является сочетание двух стратегий: стратегии воздействия на личность с целью формирования нужных воспитателю, учебному заведению, обществу качеств и стратегии создания условий для саморазвития личности в ходе ВУЗовского обучения. Чем старше обучающейся, тем большую актуальность приобретает вторая стратегия - создание условий, создание воспитывающей среды.

В учебных заведениях выбор стратегии воспитания детерминируется задачами профиля образования: формированием профессиональных интересов, мотивов, склонностей, составляющих ядро профессиональной направленности личности специалиста. В этой связи задача педагогического коллектива состоит, прежде всего, в оказании помощи молодым людям в развитии таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, академическая мобильность, толерантность, патриотизм и гражданственность.

Другая задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы при обмене личностными смыслами в процессе педагогического взаимодействия раскрыть перед молодым человеком широкое поле выбора, помочь ему в формировании индивидуального стиля деятельности, опыта по достижению жизненного успеха.

Таким образом, сущность воспитания заключается в создании благоприятных возможностей для саморазвития и самовоспитания человека путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий, при том, что окончательное решение и ответственность за него должен принимать сам воспитуемый. Мощным фактором, влияющим на педагогический процесс, является окружающая среда.

В социально - педагогическом аспекте сущность, содержание понятий «воспитывающая среда», «образовательная среда», «социально - психологическая среда» рассматриваются в работах В. Г. Бочаровой, Л. П. Буевой, В. Н. Гурова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, А. В. Петровского, Л. Я. Рубиной. С точки зрения социологии, под средой понимают «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественную систему в целом. В узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, учебный коллектив, микро группа.

Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. Социально - образовательная среда - это совокупность пространств, в которых протекает жизнедеятельность человека: образовательное, социальное, социально - образовательное, предметное, личностное, экологическое, экономическое, досуговое. В соответствии с данными пространствами можно говорить о средах как системном единстве. Основные функциональные признаки социально - образовательной среды - ее гуманитарный, развивающий характер. Однако, чтобы эти признаки смогли проявиться, социально - образовательная среда должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена.

Обобщая ряд исследований, можно выделить следующие признаки среды:

- реальность, объективность, наличие разнообразных факторов, воздействующих на личность;

- наличие устойчивой совокупности вещественных и личностных элементов, окружающих социальный субъект и непосредственно влияющих на процесс его социализации и индувидуализации;

- активность, открытость среды, комплексный характер;

- управляемость, динамизм, единство тенденции к стабильному функционированию и инновационному развитию.

В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров обращают внимание на специфические особенности микросреды. Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени, по их мнению, есть результат воздействия микросреды. Социальная микросреда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс самореализации личности, необходимым условием развития этого процесса. Типы микросоциума могут быть выделены по различным основаниям: (социум города, села, рабочего поселка и т. д.); по сфере жизни деятельности (производственно - трудовой, семейно - бытовой, учебной, общественно - политической и др.); возрастному, половому признакам (В. Н. Гуров).

В этой связи считаем важным указание на то, что формирование личности как целостный процесс во всей совокупности объективных социальных условий предполагает взаимозависимость и взаимодействие всех социальных служб (систем), составляющих среду ее существования. Системы образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. учреждения - это те социальные явления, с которыми личность, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них свое влияние. Изменяется при этом и сама среда. Одновременно изменяются условия осуществления социальными институтами своих функций, и среда становится полноправным участником этого процесса (В. Н. Гуров).

Л.Я. Рубина применительно к образовательному учреждению в число вещественных элементов среды включает: само образовательное учреждение, его подразделения, общественные организации, любительские объединения. Образовательная среда включает также и личностные элементы: состояние культуры межличностных отношений, ценностные ориентации социальных субъектов, являющихся субъектами педагогического процесса, их социокультурная деятельность (направленность, объем, результативность). Следует учитывать и спектр отношений с позиции преподавателя: преподаватель:

- студент; преподаватель - коллега; преподаватель - администрация; преподаватель - обслуживающий персонал, а также с позиции учащегося: студент преподаватель; студент - студент; студент - администратор; студент - работник вспомогательной службы.

Воспитывающая среда образовательного учреждения может рассматриваться одновременно в двух измерениях: деятельностно-коммуникативном и социально - психологическом. Первое включает в себя вещественные элементы среды и их функционирование, второе (например, взаимодействие «преподаватель - студент») рассматривается по параметрам: направленность (обучение, воспитание), объем (количество учебного и вне учебного времени общения), результативность (уровень знаний).

Психология среды предполагает в первую очередь определить «пространственную структуру»: территориальность (определение мест для работы и отдыха, обозначение своего места для каждой группы); персонализация среды (возможность оставить индивидуальный отпечаток на своем окружении и самоутвердиться в данной среде). При социально-психологическом анализе степени гуманизации среды важно видеть уровень и характер конфликтности в трудовом коллективе, его социальное самочувствие. Образовательную среду должно наполнять взаимоуважение и соблюдение этических норм общения. Сотрудничество понимается как взаимозависимая духовная совместная деятельность в комфортных для всех участников условиях.

Комфортность, гуманистический характер этой среды во многом зависит от уровня общей и педагогической культуры. Педагогическая культура в качестве структурных элементов включает: компетентность, профессионализм, исполнительскую дисциплину, инициативность, вежливость, а также коммуникативность, психологический такт.

С позиции системного подхода, пока еще преждевременно оценивать отечественную систему образования, деятельность входящих в нее образовательных учреждений как гуманную систему.

Целесообразно, по мнению Н. В. Савиновой, те образовательные учреждения, где проявляют реальные усилия в достижении цели развития у воспитуемых и воспитателей способностей, свойств, качеств, необходимых для самовоспитания, где царят доверие, культура, уважение, достоинство, обеспечены права личности, можно в современных условиях называть гуманизированными системами, подчеркивая тем самым их промежуточный характер между функциональными (негуманными) и гуманными педагогическими системами.

Усиление педагогического потенциала гуманизированной среды связано с реализацией требований личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Н.Д. Никандров, И.С. Якиманская и др.).

Смысл образования, воспитания не может ограничиваться только подготовкой воспитанников к жизни. Смысл образования необходимо понимать в более высоком значении - формирование человека, обретение им себя, своего образа, потенциала, достоинства.

«Личностно - ориентированное образование, - отмечает Е.В. Бондаревская, - это такое образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создание «произведений» индивидуального и коллективного творчества». Такое образование обеспечивает личностно-смысловое развитие, поддерживает индивидуальность, помогает учащемуся самостоятельно решать свои жизненные проблемы, состояться как личности. Однако только при наличии гуманизированной среды возможно не допустить массовые явления дезадаптации, повышение уровня тревожности, агрессии. Образовательное учреждение должно развиваться как центр культуры, гуманитарной помощи, защиты и поддержки каждой личности. Для этого необходимы специальные меры по созданию культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого учащегося в его адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

В работах Е.В. Бондаревской одним из ключевых понятий (в аспекте данного исследования) является понятие «культурообразная среда» (или «социокультурная среда»). Одной из трудностей в создании такой среды является, с точки зрения

Е.В. Бондаревской, преодоление противоречий между средой образовательного учреждения и социальной средой.

При этом устанавливается еще и такое несоответствие: традиционно макро и микросреда оцениваются педагогами только с позиций возможностей этой среды, т. е. как среда воспитания, а не пространство, где проходит жизнь учащихся. Правильнее следует говорить о среде как о жизненном пространстве, в котором осуществляется жизнедеятельность всех участников педагогического процесса.

«Культуросообразная среда - это среда, эпицентром которой является человек как суверенный, свободный субъект, способный к свободному выбору образцов культурной жизни и жизнетворчества. Это предполагает достаточно широкий набор видов и форм жизнедеятельности, где растущий человек имел бы возможность реализовать себя во всей полноте своих устремлений.

Наиболее характерными признаками такой среды являются:

- культивирование семьи как ведущего условия и фактора воспитания;

- нравственный характер взаимоотношений как основы жизни людей, смыслом которой становятся такие ценности, как любовь, милосердие, терпимость, уважение, достоинство, оптимизм;

- культуросозидающий характер жизни людей, основанной на сохранении и продолжении культурно-исторических традиций, заботе об экологическом благополучии;

- отношении к образовательному учреждению как части среды, ищущей гармонию со средой, сотрудничеству с ней.

Таким образом, необходимо преодолеть укоренившийся в сознании работников образования недостаток, суть которого в представлении, будто школа должна «руководить средой», что школа призвана играть «ведущую роль» в становлении человека.

Одним из негативных последствий диверсификации образования явилась разобщенность образовательных учреждений, их обособление, ослабление их воспитательного потенциала (ориентация на знания, абсолютизация специальной подготовки).

Одним из способов преодоления последнего предлагается интеграция образовательной среды, социокультурного пространства: создание учебного - научно - педагогических комплексов. «В интегрированном образовательном пространстве, - отмечает Е. В. Бондаревская, - решаются совместными (кооперативными) усилиями взаимодействующих образовательных учреждений, сохраняющих при этом свою специфику и автономию».

Усилению интеграционных процессов должно служить создание регионального целостного культурно-образовательного пространства. Единство, целостность обеспечивается общим пониманием всеми участниками педагогического процесса ценностей и целей образования, задач образовательно-воспитательной деятельности, общих принципов обновления содержания и технологий образования, требований образовательного стандарта.

В таком случае актуализируются такие понятия, как «интеллектуальный фонд города», «взаимодействие» (взаимодействия образовательного учреждения с другими компонентами: например, с культурой, медициной, экологией), «комплексность» (результат образовательной политики), «городские социокультурные среды», «семейно-бытовая среда».

Понятия «среда», «пространство» не исключают, а напротив, предполагают возможность превращения образовательных учреждений в социокультурные центры (в зависимости от профиля, территориального положения, наличия кадров, инфраструктуры). Например, экологического центра, центра творчества, центра гражданского воспитания, этиокультурного центра и т. д.

Таким образом, на муниципальном уровне единое образовательное пространство - это территориально обозначенная социокультурная среда, в рамках которой происходит формирование целостной личности как результат деятельности целостной, личностно-ориентированной образовательной системы.

На уровне отдельного образовательного учреждения (внутреннее образовательное пространство) культуросообразный подход требует создания новых структур и дисциплин - полидисциплин, формирующих междисциплинарное сознание, при котором история науки и культуры должна освещаться в едином познавательном контексте, смоделированном на широкой познавательной основе.

Система образования прежде всего формирует человека культуры, что является базой его профессиональной культуры. Это означает, что специальное образование строится в контексте культуры, на понимании зависимости профессионального успеха в карьере, успеха в деятельности от уровня культуры. Образовательные системы с учетом профиля подготовки должны разрабатывать модель выпускника. В качестве подсистемных такая модель должна включать следующие компоненты: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; комплекс социально значимых и профессионально важных качеств, психодинамические свойства, качества. Общими, свойственными для модели любого специалиста являются следующие умения, способности:

- осуществлять системный анализ проблемной ситуации;

- выявлять из неопределенной проблемной ситуации задачу и корректно ее формулировать;

- видеть, точно оценивать противоречия и целенаправленно решать их, принимая нестандартные решения;

- генерировать оригинальные идеи и решения;

- выдвигать гипотезы;

- адекватно формулировать «идеальный конечный результат»;

- искать и взвешивать многовариантные решения творческой задачи или проблемы;

- сознательно преодолевать собственную инерцию мышления (т.е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему);

- вести целенаправленный поиск необходимой научно-технической информации по проблеме и многое другое (Зиновкина М.).

Наиболее сложной и труднопрогнозируемой характеристикой, отмечают исследователи, является личностная характеристика модели специалиста: ее мировоззренческие установки, ориентирующие на выполнение определенной социальной функции (степень социальной зрелости, личная система ценностей и приоритетов, наличие деловых качеств, морально-нравственные устои). Необходимо также учитывать социально значимые качества, которыми должен обладать выпускник любого профессионального учреждения: ответственность, добросовестность, толерантность, способность преодолевать конфликты, коммуникативность и др.

Специфика многих профессий накладывает свой отпечаток на модель специалиста, добавляя некоторые штрихи к характеру личности, связанные с особенностями профессии: например, наблюдательность, усидчивость, аккуратность, объем памяти и др. В некоторых случаях особо оговариваются степень здоровья, контактность, устойчивость к стрессам и т.п.

Личностная составляющая модели специалиста обеспечивается самим учебным процессом, а также зависит от наследственности, семейного воспитания, состоянием общества, наличия примеров для подражания.

Однако чтобы процесс формирования был целенаправленным, нужна воспитательная работа.

При этом следует учитывать сегодняшние социально-экономические условия, которые влияют на жизнь молодежи: кризисные явления в обществе, неустойчивость и нестабильность переломного времени. Происходит стихийная социализация молодежи при неустроенности рынка труда, когда у работодателей отсутствует заинтересованность в подготовке для предприятий квалифицированных специалистов.

Молодые люди оказываются под воздействием криминальной среды, низкопробной печатной продукции и телевидения, различного рода религиозных сект.

В новой ситуации ВУЗы оказались неготовыми к работе со студенческой молодежью, не смогли вовремя сориентироваться и отойти от традиционных стереотипов. Изменившиеся условия требуют переосмысления стратегии воспитания, использования новых технологий и методов в этой области.

В таком случае становится целесообразным употребление термина «проектное воспитание». Проектное воспитание ориентированно прежде всего на педагогический само заказ, формируемый с учетом государственного и общественного, и на проектирование вероятностной модели социального и индивидуального поведения человека в ситуации неопределенности, что предполагает новую идеологию-идеологию самоопределения личности. (Мельничук О., Яковлева)

Таким образом, стратегия организации воспитания в образовательном учреждении базируется на единстве, прежде всего двух подходов: личностно - ориентированного и средового.

Технологические аспекты организации воспитания предполагают учет в качестве детерминантов социальных и психовозрастных особенностей студентов.

В социальном отношении студенчество представляет собой особую социальную группу, имеющую значительную социальную свободу, еще только готовящуюся к выполнению социальной и профессиональной роли, обладающую относительной личной самостоятельностью.

В психовозрастном отношении студенты достигают «пиковых» результатов в биологическом, психофизиологическом развитии, имеют достаточно сформированные такие свойства и качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность. Однако этому возрасту присущи и противоречия, склонность к неоправданному риску, внутренняя неуверенность, чрезмерная агрессивность, развязанность, чувство не понятности.

При этом отношение к учебе, к образовательному учреждению в целом в немалой степени зависит от уровня осведомленности студента о будущей профессии.

Воспитание реализуется в процессе учебной, учебно-исследовательской и социокультурной деятельности, что требует акцентирования внимания на понятии «Проективное образование».

В учебной деятельности воспитание и развитие личности достигается посредством содержания изучаемых дисциплин.

С позиции «проектного воспитания» по существу идентичным служит понятие «проективное образование». «Проективное образование» предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами обучающегося, задачами, которые он ставит перед собой по логике своих интересов, в соответствии с личными образовательными потребностями». Т. е. образование и воспитание - это проекция личности на среду, формирование среды в соответствии с социально-психологическими, личностными особенностями учащихся.

В соответствии с данным подходом в содержании изучаемых дисциплин (прежде всего общекультурного блока) акцент делается на изучении жизненных проблем. «В отличие от традиционного, проективное образование является, - отмечает Г. Ильин, - не просто личностно-ориентированным, т.е. направленным на личность как объект обучения и воспитания, но выступает как личностно-центрированное. При этом организация учебной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося».

Такое обучение и воспитание характеризуется следующими признаками:

- усвоение предметного содержания обучения понимается как освоение прошлого социального опыта для определения учащимся собственного проекта жизненного пути;

- учащийся усваивает не только фундаментальные научные знания, готовые представления и понятия, но и сам добывает знания, строит свое представление о мире;

- роль преподавателя заключается не в передаче «готовых знаний», а в приобщении студентов к ценностям и технологиям добывания личностно - значимых знаний, необходимых для реализации жизненного проекта;

- образование осуществляется не только в учебных заведениях (в специально организованных условиях), а становится процессом жизнедеятельности в течение всей жизни человека, становится персонифицированным.

Одна из задач современного образования состоит в том, чтобы готовить не узкого специалиста, а обладающего профессиональными компетенциями человека культуры, специалиста - исследователя, творческого человека.

Это означает возможность включения учащихся в исследовательскую деятельность.

Учебная и исследовательская деятельность способствуют преодолению таких негативных явлений, как «лень, тоска, отчаяние, подверженность дурным соблазнам, расточительство по отношению к своей молодости, своим силам. К приоритетным ценностям, составляющим основу воспитания студента в ВУЗе, его самоактуализации, относятся любовь и свобода, добро и красота, нравопослушность и социальная справедливость». При этом рационализму, технократизму и сциентизму важно противопоставить необходимость развития духовного и правового самосознания, эмоциальной сферы жизнедеятельности, свободы воли, веры в свой талант и в свои интеллектуально-эстетические и профессионально значимые достоинства.

Одним из условий реализации этой задачи является достижение связи учебного процесса, исследовательской деятельности с вне учебной социокультурной деятельностью.

Социокультурная деятельность основывается на свободном выборе видов и форм деятельности, позволяющих удовлетворить потребность молодых людей в развитии своих задатков, потребности найти наиболее благоприятную среду для развития своих дарований.

С точки зрения Ю. Азарова, развитие влечений, «основанных на задатках личности, формирование увлечений, профессионально ориентируемых занятий и опробований себя в сфере будущей специализации, - важнейший этап подвижничества и развития профессионального творчества».

Будущим специалистам предстоит жить и работать в демократическом государстве, поэтому уже в системе профессионального образования должно быть организовано гражданское образование молодежи, которое призвано приобщить студентов к гражданским ценностям, развивать социальную активность, помочь адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. «Гражданское образование, - отмечает В. Сартания, - это система образовательной деятельности, направленная на политическую социализацию, формирование демократической культуры и общественной активности в интересах, как самой личности, ее самореализации, так и становления и развития гражданского общества, правового государства».

Системообразующую роль в гражданском образовании играет формирование у учащихся правовой культуры, законопослушности; уважения к праву, к правоохранительным органам, к правовым и морально-этическим нормам, развитие правовых чувств. С правовой и нравственной культурой тесно связана валеологическая культура, что определяет готовность личности к реализации своего права на достаточный уровень жизни, психического и физического здоровья.

В международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится, что человек имеет основное право на свободу от голода, что государство обязано принимать меры для улучшения методов производства и распределения продуктов и распределения продуктов питания, более эффективно использовать природные ресурсы, постоянно улучшать условия жизни людей. В документах Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) среднюю норму питания исчисляют 2400 ккал. в сутки, однако многие специалисты определяют эту норму в 2700 - 3000 ккал. Ежегодно в мире умирает от голода примерно 13 - 18 млн. чел., три четверти которых - дети. Сегодня за чертой бедности живут 29,9 % Россиян (44 млн. чел.). На заседании Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при президенте РФ, на котором в 1997 году рассматривался вопрос «О мерах по снижению смертности населения РФ», отмечалось, что с начала 90-х годов наблюдался резкий скачок ранней смертности. По сравнению с Германией, мужчины в возрасте 30 - 34 лет умирают в России чаще в 5,3 раза, 40 - 44 лет в 5 раз.

В современном мире для оценки качества жизни используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). По данным ООН в 1992 г. Россия занимала по этому показателю 52-ю позицию, в 1995г. - 119-ю.

В международном Пакте говорится и о праве на достижимый наивысший уровень психического и физического здоровья. Оно предусматривает, что государства в этом направлении будут стремиться к достижению следующих важных целей: сокращение мертворождаемости и детской смертности; улучшение всех аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения в 1997 г. российская система охраны здоровья занимает 130-е место в мире.

В 1993 г. приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, где главное внимание обращается на следующие моменты: приоритет профилактических мер; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Стратегия воспитания зависит и от смены трактовки сущности, функций социального государства. Например, в зарубежной науке на смену идее и практике государства благосостояния (благоденствия) приходит иная идея: согласно этой идее современное социальное государство обязано обеспечивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение, инфраструктуру). Гражданин должен опираться на свой собственный труд, вкладывать его в развитие общества и тогда будет получать соответствующую профессиональную долю общественного продукта.

 

АВТОР: Лифинцева М.В.