14.06.2012 8411

Воспитательная среда как объект педагогического проектирования

 

Проектирование - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. В последние годы, наряду с традиционными видами, начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологических, социальных систем и др.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогические системы проектируются в формах квалификационных характеристик, профессиограмм, учебных планов и программ и т.д. Проектирование осуществляется на основе принципов личностных приоритетов, саморазвития проектируемых систем и процессов.

Педагогическое проектирование, наряду с прогнодической, организаторской, коммуникативной, относится к одной из ведущих функций педагога, управленческих структур.

Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, процессы, а также условия (среда), в которых они функционируют. Одно из важнейших требований к проектированию - подчинение проектируемых систем, процессов реальным потребностям, интересам, возможностям воспитанников, создание гибких, динамичных систем, способных по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Н. В. Кузьмина связывает проектирование с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала.

Другие исследователи, в проектировании (конструировании) выделяют такие компоненты, как конструктивно-содержательный (планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативный (планирование действий субъектов педагогического процесса); конструктивно-материальный (проектирование материально-технической базы). Соглашаясь с позицией указанных авторов, следует добавить, что объектом проектирования являются не только педагогические системы и процессы, но и педагогические условия, факторы, т.е. социально-педагогическая среда. Поэтому можно выделить и такой компонент, как конструктивно средовый (организация социально - педагогической среды, установление взаимодействия с образовательными, культурно-досуговыми учреждениями, другими социальными институтами).

В.С. Безрукова в процессе педагогического проектирования выделяет ряд этапов: педагогическое моделирование (мысленное создание моделей: разработка целей педагогических систем, основных путей их достижения); педагогическое проектирование (предварительная общая разработка первоначальной модели); педагогическое конструирование (еще более детальная разработка проекта, доведение его до окончательного воплощения).

Проектирование может осуществляться в разных формах: 1) профессиональное проектирование модели личности, образовательного процесса исходя из целей и задач подготовки специалиста; 2) проектирование собственной жизни, что детерминируется жизненными целями, ценностями; 3) концептуальное (создание социального проекта, замысла, идеи, имеющих личностный смысл для растущего человека.

Все виды проектирования предполагают наличие информационной среды, полученная информация служит образованию потребителей информации, удовлетворению его насущных образовательных потребностей.

Потребность в таких образовательно-информационных средах, необходимость их концентрации являются основанием для реализации идеи превращения образовательных учреждений в культурно-образовательные центры (с учетом профессиональной направленности, особенностей региона, возможностей образовательного учреждения).

Однако, любое образовательное учреждение, независимо от профиля, типа, должно быть центром здорового образа жизни.

Учеными и практиками понято, что в учебных заведениях, особенно немедицинского профиля, следует организовать курсы научных основ укрепления личного и общественного здоровья и гигиенического воспитания. В качестве под системных можно выделить следующие объекты проектирования:

- Деятельность и организация соответствующих структурных подразделений (переориентация уже существующих кафедр: психологии, анатомии и физиологии, медицинской подготовки, школьной гигиены и других, координация их работы);

- Отбор, структурирование, адаптация содержания современных научных знаний по экологии, диетологии и гигиене питания, физиологии, физическому совершенствованию организма, гигиене умственного и физического труда, семейной жизни, личной и коммунальной гигиене, санитарии, основ охраны и укрепления психического здоровья, овладения навыками по первичной профилактике инфекционных, паразитарных, венерических заболеваний, СПИДа, важнейших патологических состояний: сахарного диабета, ожирения, атеросклероза, ишемической и гипертонической болезней, распространения желудочно-кишечных и других заболеваний;

- Отбор, структурирование информации, способов ее интерпретации, о влиянии вредных факторов на организм: алкоголя, табака, наркотиков, шума, вибрации, пестицидов, многочисленных промышленных и бытовых химических соединений, а также знаний о способах предотвращения возможных неблагоприятных влияний на организм, знаний о воспроизведении полноценного потомства, по профилактической педиатрии, детской валеологии;

- Проектирование технологий валеологического воспитания;

- Разработка информационного и учебно-методического обеспечения;

- Проектирование материально-технического обеспечения;

- Конструирование меж кафедральных и меж факультетных связей, способов интеграции деятельности различных структурных подразделений, других здравоохранительных учреждений.

Продуктом такой конструктивно-проективной деятельности должен стать Центр (Клуб) здоровья, действующий в учебном заведении и тесно сотрудничающий с муниципальными культурно-оздоровительными и медицинскими учреждениями.

Проектирование жизни, судьбы, профессиональной карьеры осуществляется не по гороскопам (как наивно представляют некоторые молодые люди), а на основе глубоких научных, прежде всего гуманитарных знаний (философии, социологии, культурологии, политологии, этики, педагогики и психологии), применения методов психологической диагностики, развития профессиональных интересов, мотивов, ценностных ориентаций, а также изучения тенденций развития рынка труда, познания себя, адекватных самооценок природных задатков, осознания жизненных идеалов, своего призвания, возможностей.

Проектирование профессиональной судьбы, карьеры, имеет два направления - проектирование должностного роста и профессионального роста (развития).

В учебном заведении имеются возможности преимущественно для проектирования будущего профессионального развития. Объектами проектирования служат: профессиональные интересы, мотивы, ценности (профессиональная направленность); профессиональная компетентность; социально-значимые и профессионально важные качества; умения и навыки саморегуляции, управления биопсихическими процессами. Проектирование профессиональной карьеры предполагает моделирование будущей деятельности в соответствии с ее стадиями. Эти стадии включают обучение, обретение компетентности, достижение мастерства, спад активной деятельности.

Профессиональное развитие выражается, прежде всего, в уровне компетентности, опыте, уровне овладения профессиональным мастерством, прочности профессиональной позиции - профессиональной зрелости.

В проектировании профессионального развития (а главное совпадение ожидаемого результата с реальным) важное значение имеет профессиональное самовоспитание.

Надо сказать, что профессиональное самовоспитание означает не только развитие специальных знаний, умений и качеств. Оно предполагает совершенствование многих других, неспецифических для данной профессии, но профессионально значимых качеств личности (нравственно-эстетических, особенностей психических процессов - эмоциональность, живость воображения) и протекает более экономно, если студент уже находил определенный опыт самовоспитания в школьные годы. К сожалению, таких студентов немного. Поэтому так важно, чтобы педагоги ВУЗа поставили во главу угла проблему организации и руководства студенческим самообразованием с первого до выпускного курса.

Проектирование воспитательной среды осуществляется на уровне образовательного учреждения и на местном, муниципальном (или региональном) уровнях.

Проектирование воспитательной среды на уровне образовательного учреждения предполагает проектирование воспитательной системы и воспитательного процесса.

Под воспитательной системой исследователи понимают наличие достаточно полной совокупности компонентов, связей между ними, ведущего компонента (системообразующего фактора), в результате функционирования которых возникают целостные качества и результаты (последнее нередко имеет отсроченный характер). Педагогические системы всегда строятся на основе педагогических отношений и направлены на достижение цели развития участников педагогического процесса, является открытой, имеет связи с культурой, бытовой, производственной средами, поэтому решающее влияние на нее оказывают внешние факторы.

Проектирование системы вне учебной деятельности предполагает решение следующих задач:

- Создание зон «социальной адаптации» и проявления социальной мобильности учащихся, гуманизация среды их жизнедеятельности;

- Создание условий для профессиональной адаптации будущих специалистов;

- Ориентация их на продолжение образования, самообразование, самовоспитание, саморазвитие;

- Ориентация на социально значимые виды деятельности, на полезное творческое использование свободного времени.

Таким образом, назначение воспитательной системы - помогать молодежи в рациональном использовании свободного времени в целях собственного развития путем самообразования, самовоспитания и социально полезной деятельности.

Проектирование педагогического процесса - это проектирование его целей, принципов, содержания, методов и форм. Решение этой задачи дает четкое представление о фоне, среде и возможностях осуществления воспитания.

Осуществляя проектирование, организаторы воспитательного процесса продумывают будущую деятельность с точки зрения охраны здоровья учащихся, учитывая возможную физическую нагрузку, степень напряженности.

Проектирование воспитательной системы образовательного учреждения предполагает, наряду с анализом, оценкой материальных, кадровых возможностей, местных условий, факторов (учета региональных особенностей), разработку основных направлений воспитания, системы планирования воспитательных дел.

В качестве основных направлений в деятельности профессионального образовательного учреждения можно назвать следующие: гражданско-правовое, политическое, экологическое, валеологическое, нравственное, трудовое, физическое, патриотическое, эстетическое воспитание. На указанные направления «накладывается» система профессионального воспитания. Последнее означает проектирование личности будущего специалиста, его профессиональной направленности. Конкретизируя данное положение, следует назвать следующие компоненты: профессионально значимые знания, умения и навыки (профессиональную компетентность); интеллектуальные познавательные способности; творческие способности; коммуникативные способности; формирование ценностно-мотивационной сферы.

Рассмотрим более подробно сущностные основы каждого из указанных выше направлений.

Гражданско-правовое воспитание. Формирование гражданина демократического государства, члена гражданского общества - важнейшая цель всей системы образования в целом. Гражданско-правовое воспитание, как важнейшая часть общего, - это целенаправленный процесс организации и управления деятельностью личности по овладению социально-политическим, правовым, экономическим опытом демократических отношений, формирования готовности к овладению культурой гражданского достоинства и культурой социальной полезности, т.е. к деятельности, направленной на достижение частных и социально значимых целей, интересов в условиях демократического общества и правового государства.

Гражданско-правовое воспитание направлено на формирование социальной мобильности, способности к автономной и коллективной деятельности, социальной активности, патриотизма, готовности к защите собственных прав и прав других граждан, ответственности, законопослушности уважения к правоохранительным органам, толерантности.

Содержательная стратегия проектирования требует тщательной проработки связей между задачами и содержанием воспитания. В соответствии с задачами гражданско-правового воспитания отбор содержания проводится по трем структурным блокам: предметные научные знания; система знаний о нормах отношений к миру, государству, обществу, людям, самому себе; система знаний, умений деятельности, направленной на социально значимые цели. Результаты гражданско-правового воспитания выражаются посредством имеющих интегративный характер понятий «гражданственность», «гражданская зрелость», «правовая компетентность», «правовая культура».

Политическое воспитание. Направлено на формирование отношений к политической жизни государства, к мировой политики, созидательного стремления к выражению политических интересов, к управлению государством, выбора социальной роли в политических процессах, формирование критического отношения к деятельности, программам политических партий, их лидеров.

Нравственное воспитание. Направлено на усвоение личных, национальных и общечеловеческих ценностей, на овладение моральными нормами и приведение в соответствие знаний моральных норм и нравственного поведения преодоления противоречия между нравственной свободой и долгом, формирование готовности совершать моральные поступки, руководствуясь при этом совестью чувствами долга, достоинства и чести. Особенности этого направления заключаются в том, что морально-этическое сознание личности (а следовательно, и воспитания) тесно связаны со всеми другими направлениями воспитания - с правовым, экономическим, политическим, экологическим и т.д.

Экологическое воспитание. Направлено на формирование мира природы, среды обитания человека, от которой зависит его выживание, формирование убеждений, что человек не царь природы, а её часть, убеждение в необходимости разумного ограничения материальных потребностей, экономии природных ресурсов. Значение связи кризисных явлений, процессов экологии с экономическими, этическими, социально - политическими проблемами. Формирование личной потребности в восстановлении сохранении и улучшении условий существования окружающей среды.

Патриотическое воспитание. Направлено на формирование знаний, положительных отношений к национальным культурно - историческим традициям, чувства гордости за свою страну (переживание неудач, трудных периодов в её истории), любви к «малой Родине», готовности к её защите, ответственности за настоящее и будущее Родины, готовности к активной деятельности по сохранению и восстановлению её культурно - исторических памятников, традиций, активной непримиримой позиции к проявлениям шовинизма, национальной ограниченности.

Трудовое воспитание. Признано формировать у учащихся глубокое уважение и готовность к добросовестному труду. Труд может оказывать положительное воздействие только в том случае, если он сопровождается определенной воспитательной работой. А. С. Макаренко писал по этому поводу, что можно заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно не воспитывать его нравственно, если он не будет участвовать в общественной жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата.

Осознание студентом личной необходимости качественного учебного труда - важнейшее условие наиболее полного развития его способностей в сфере избранной специальности. Это требует от него собранности, воли, работоспособности, целеустремленности, т. е. всего того, без чего немыслимы самовоспитание, самообразование, самостоятельность.

Физическое воспитание. Способствует укреплению здоровья, повышению продуктивности учебного труда студентов, формирует элементы физической культуры. Здоровье, будучи результатом комплексного воздействия биологических, экологических, медицинских и психоэмоциональных факторов, служит показателем физического, психического и социального благополучия. Регулярные занятия молодёжи спортом повышают естественную сопротивляемость организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды, инфекциям.

Эстетическое воспитание. В широком смысле означает превращение эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности. Эстетическая культура - один из компонентов духовности.

Процесс образования полноценен тогда, когда в нём активно используется искусство. Эстетическое чувство человека должно развиться до степени эстетического вкуса. Условием развития эстетического вкуса служит отказ от взгляда на искусство как на развлечение. Эстетический вкус развивается в тех, «кто видит в искусстве серьёзное дело, требующее размышления, вызывающее на мысль, ум и сердце. Для истинного постижения им нужно много и много, всегда и всегда учиться, притом учиться многому такому, что по- видимому, находится совершенно вне. сферы искусства». Искусство воспитывает человека, его ум и сердце, способствует усвоению наук, развитию мышления.

Экономическое воспитание. Направлено на формирование у студентов экономического мышления как высшей формы активного отражения объективного познания явлений экономической жизни и законов, выражающих сущность экономических отношений и деятельности людей; формирования экономической культуры.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат: глубина экономических знаний, умение проникать в суть вещей и событий, видеть за формой содержание, за частными фактами их внутренний смысл и взаимосвязь, способность видеть, как возникают проблемы, в чём их особенности на том или ином этапе, широта подхода, охватить наиболее существенные связи и взаимозависимости.

Результатами экономического воспитания служат сформированность экономического строения личности, осознанность экономического поведения, способность давать правильную оценку экономическим процессам.

Валеологическое воспитание. Направлено на формирование осознанного отношения учащихся к здоровью как ценности, на активную заботу о своём здоровье, что предполагает овладение валеологическими знаниями, активным противостоянием вредным привычкам, участие в пропаганде здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание тесно связано с валеопсихологией, занимающейся разработкой методов психологией поведения, уровня здоровья и его диагностики, разработкой критериев здоровья.

Проектирование педагогического процесса предполагает, наряду с постановкой целей и задач, определением принципов, развертывание и конкретизацию содержания воспитательной деятельности, отбор методов, разработку форм.

Объектами проектирования являются простые, составные и комплексные формы воспитательных дел, технологии их реализации. Приоритетную роль следует придавать комплексным формам, позволяющим интегрировать содержание нескольких направлений воспитательной деятельности. Наиболее востребованными, активно используемыми в современной педагогической практике являются имеющие разнообразную тематическую направленность клубы, КВНы, встречи с известными людьми, агитбригады, студенческие отряды, милосердное и благотворительное движение, экологические организации и объединения, конкурсы, олимпиады, музейная и краеведческая работа, поисковая деятельность, проведение праздников, вечеров вопросов и ответов, «круглых столов», спортивно-массовая работа, разработка проектов, социодрамы.

Результаты проектирования, качество проводимой воспитательной работы зависят не только от внешних условий и факторов, но и от эффективности управления педагогическим процессом.

На общенаучном уровне, управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение системы, ее структуры, поддержание режима деятельности. Это деятельность, направленная на упорядочение, сохранение и совершенствование объекта. Функции управления: планирование, организация, контроль.

В соответствии с системным подходом управление имеет следующую циклическую последовательность: цель - ресурсы - план - решение - реализация - контроль - коррекция - совершенствование.

Эффективность управления образовательным учреждением зависит от:

- Наличия концептуальной идеи развития образовательного учреждения, образовательной стратегии;

- Планирования работы, разработанности системы целей, их ранжирования;

- Организации информационного обеспечения, эффективности обратной связи;

- Глубины и всесторонности педагогического контроля;

- Создания материально-технической базы;

- Морально-психологического климата в коллективе;

Использования современных образовательных и воспитательных технологий, отвечающим целям и задачам, соответствующим гуманистическим принципам.

Управление воспитательной работой в образовательном учреждении связано преимущественно с организацией, диагностикой результатов вне учебной работой, контроль её качества.

В соответствии с рекомендациями, разработанными Министерством образования РФ для использования в практической деятельности (от 22 июля 2002 г.), управление вне учебной деятельностью осуществляют специальные структурные подразделения: культурно-просветительные и спортивные комплексы, информационные службы.

В содержательно-функциональном аспекте управление воспитательной работой предполагает:

- Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно - просветительских мероприятий, организация досуга студентов;

- Создание и организация работы творческих, физкультурных и спортивных, научных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по и интересам;

- Организация гражданского и патриотического воспитания студентов;

- Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;

- Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи;

- Работа по обеспечению вторичной занятости студентов (трудовой, социально значимой);

- Организация научно исследовательской работы студентов во вне учебное время;

- Проведение мероприятий по укреплению и поддержке молодой семьи;

- Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;

- Содействие работе студенческим общественным организациям, клубам и объединениям;

- Информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации;

- Научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов вне учебной деятельности;

- Создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации вне учебной работы;

- Развитие материальной базы, объектов, предназначенных для организации вне учебных мероприятий.

Организация управления осуществляется на трех уровнях: на уровне образовательного учреждения (ВУЗа); на уровне факультета кафедры; на уровне новых структурных подразделений.

Вновь востребованной явилась роль кураторов студенческих групп. Основными направлениями его деятельности являются:

- Знакомство студентов с организацией учебного процесса, Уставом ВУЗа, Правилами проживания в общежитии, Правилами внутреннего распорядка, Правами и обязанностями студентов;

- Создание организационного сплоченного коллектива, работа по формированию актива группы;

- Работа по адаптации студентов в новой системе обучения;

- Создание атмосферы доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;

- Оказание помощи активу группы в организационной работе, в развитии студенческого самоуправления.

В обобщенном виде результаты управления можно выразить через номенклатуру новых по качеству «продуктов»:

- Итоги анализа окружающей среды;

- Прогнозы изменения среды, социального заказа;

- Обоснованные выводы о достигнутом уровне работы образовательного учреждения, его достижениях;

- Итоги проблемного анализа состояния педагогического процесса в образовательном учреждении;

- Постановка операционных целей для различных участников работы;

- Уточнение миссии конкретного образовательного учреждения и предназначения его систем, звеньев;

- Совершенствование модели выпускника;

- Усиление согласованности, системности планов работы;

- Уточнение цели и планов развития образовательного учреждения;

- Уточнение концепции и программы развития образовательного учреждения в целом, ее отдельных звеньев.

Система административного управления (линейно-функциональная модель) тесно взаимодействует с системой студенческого самоуправления. Для обеспечения такого взаимодействия, как показывает опыт, целесообразны организация соответствующих структур: Кординационный Совет по воспитательной работе, в который в качестве под системных входят: совет по гуманитарному этикодеонологическому воспитанию, совет студенческого актива, совет по оздоровлению студентов, совет социальной защиты студентов (попечительский), совет по культурно-массовой работе, совет по работе в общежитиях, школа кураторов академических групп, школа молодого лектора, факультет общественных профессий, клуб национальных культур, совет по связям с выпускниками, комитеты по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании среди студентов.

Наряду с Координационным Советом, действует и Студенческий Совет, в который входят представители всех факультетов. Этот орган представляет собой промежуточное звено между администрацией и студенческими коллективами.

На муниципальном и региональном уровнях педагогическая среда проектируется и координируется посредством меж ВУЗовских центров, а также Координационных советов, созданных региональной администрацией. Например, в Ставропольском крае действует Совет ректоров, Краевой Координационный Совет по разработке и внедрению здоровье сберегающих технологий, Координационный Совет по героико-патриотическому воспитанию.

Перспективным направлением реализации потребности в интеграции социально - педагогической среды является концепция создания университетских комплексов (округов) - объединение учебных заведений всех типов вокруг ведущего в регионе университета.

Что касается медицинских учреждений, сохраняющих свою специфику, традиции и особенности российской медицинской школы, ее неразрывную связь со здравоохранением, то в этом случае предлагается территориальная интеграция медицинских учебных заведений в форме образования медицинских университетских округов. С точки зрения академика РАМН П. Сидорова, «помимо консолидации медицинских учебных заведений, организация таких округов позволит значительно усовершенствовать систему непрерывного медицинского образования: лицейские классы - колледж - ВУЗ - ФПК и ППС; усилит взаимодействие образовательных учреждений с органами практического здравоохранения, даст возможность объединить и оптимально развивать научный и материально-технический потенциал медицинского образования».

Таким образом, педагогическое проектирование организации, содержания, управления воспитательной деятельностью, укрепление связей взаимодействия с окружающей средой позволяет придать образовательному учреждению Статус социально-педагогического и социокультурного центра, способного играть системообразующую роль в региональной системе социализации, воспитания и развития личности учащейся молодежи.

 

АВТОР: Лифинцева М.В.