14.06.2012 2823

Анализ состояния проблемы начальной подготовки учащихся

 

Становление и широкое развитие системы профессионального образования было вызвано бурным развитием экономики России в конце XIX - начале XX вв. Все большее значение придавалось профессиональной компетентности, профессиональному образованию и достижению с помощью образования необходимой квалификации. В это время была оговорена целевая обстановка низших профессиональных школ (начальной профессиональной подготовки) - подготовка квалифицированных рабочих и ремесленников. Фундаментом профессионального образования должно было стать общее образование.

В 70-е годы XX века в нашей стране сложилась единая государственная система профессионального образования, включающая три уровня: начальный, средний и высший. Начальный уровень профессионального образования можно было получить в профессионально-технических училищах и технических училищах. Сложившаяся система образования весьма успешно справлялась со своей задачей, обеспечивая страну достаточным числом квалифицированных специалистов, которые обеспечивали стабильность общества и его достижений: высокие технологии военно-промышленного и энергетического комплексов, успехи космонавтики, победы в международных конкурсах, особенно в области естественно-математических наук и прочие.

Однако с изменением общественно-политической ситуации в России изменилась и обстановка в образовании. В настоящее время, по данным швейцарского института, специализирующегося на международных оценках, по качеству рабочей силы Россия отстала от большинства стран. В российской промышленности осталось 5% рабочих высшей квалификации (в США - 43%, в ФРГ - 56%, Франции - 38%). «Наверное, потому самые красивые здания в Москве строят турки, а золотые палаты Кремля - нашу национальную гордость - обустраивает швейцарский «Мабетекс», - с горечью отмечает И. П. Смирнов, президент АПО, - нас не вдохновил пример Америки, ответившей на первый советский спутник глубокой реформой в образовании. Сегодня же, подобно Америке 60-х годов, мы можем утверждать: «Нация в опасности!» из-за низкого качества рабочей силы».

Уже сегодня структура подготовки кадров в России относительно рынка труда напоминает перевернутую пирамиду. Экономика настоятельно требует рабочих кадров (до 90% вакансий), а удельный вес выпускников системы НПО из всего потока выпускников профессионального образования составляет менее трети.

В первую очередь, такое положение дел обусловлено незавершенностью процесса формирования законодательной базы в области начального профессионального образования. В Законе РФ «Об образовании», вступившем в силу с января 1996 года, был восполнен утраченный в Конституции статус начального профессионального образования. В документах по введению этого закона в жизнь он был назван базовым, т.к. предполагалось по его концептуальным нормам принять законы для каждого из уровней образования (высшего, среднего, начального профессионального, общего и дополнительного).

Согласно Закону «Об образовании», «профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ»; «начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования».

На коллегии Минобразования России (30.05.2000 г. протокол №12/2) был рассмотрен вопрос «Об опыте работы Дальневосточного учебно - методического объединения по разработке программно-методического обеспечения государственного образовательного стандарта начального профессионального образования». Во исполнение решения коллегии подготовлен приказ Минобразования России от 09.06.2000 г. №1735, в соответствии с которым:

- сформирован банк данных комплексного методического обеспечения государственных образовательных стандартов;

- разработаны рекомендации по обеспечению процедуры экспертизы учебно-программной документации, создаваемой УМО по закрепленным профессиям начального профессионального образования;

- подготовлены рекомендации по разработке нормативов оснащения образовательных учреждений начального профессионального образования по наиболее массовым профессиям.

В органы управления образованием (профобразованием) субъектов РФ направлено письмо Минобразования России от 27.12.2000 г. №596/17-12 «О введении в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального образования».

Разработан и утвержден постановлением Правительства РФ от 08.12.99г. №1362 «Перечень профессий начального профессионального образования». Направлено также в органы управления образованием субъектов РФ письмо Минобразования России от 13.06.2000 г. № 273/17-12 «Об упорядочении реализации программ среднего профессионального образования в учреждениях начального профессионального образования.

В 2000 г. Правительством РФ был одобрен проект «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №751). Таким образом, на сегодняшний день «Национальная доктрина...» является основополагающим документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политике в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

«Национальная доктрина...» сформулировала цели и задачи государственной образовательной политики, в т. ч. и в области профессионального образования:

- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- подготовка высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- привлечение работодателей и других социальных партнеров, организаций профессионального образования с целью удовлетворения потребностей риска труда;

- интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями.

Что касается последнего пункта - интеграции образования, науки и производства, то во многом его реализации способствовало создание в 1996 г. Академии профессионального образования. Она объединила ученых, занятых в начальном и среднем профессиональном, и, что очень важно, представителей смежных научных учреждений службы занятости.

Академия стала организатором проведения международных, федеральных, межрегиональных научных конференций, например: «Концепция начального профессионального образования и модели его финансирования», «Региональная политика и «Национальная доктрина образования» и другие. С 1997 г. Академия профессионального образования ежегодно проводит конкурсы научных разработок.

Кроме того, на помощь начальному профессиональному образованию приходят общероссийские структуры. Некоторые из них уже показали свою эффективность. В 1991 г. в городе Обнинске учредительная конференция с участием 65 субъектов РФ приняла решение о создании Российской ассоциации профтехобразования «Роспрофтех». На сегодняшний день эта ассоциация и её лидер доктор педагогических наук Ф. Е. Довжко (г. Хабаровск) признаны Министерством образования в качестве коллективного представителя российской системы НПО.

В целом, начальное профессиональное образование выполняет три важнейшие функции: социокультурно-образовательную, экономическую и функцию социальной защиты. Государство через систему НПО решает задачу систематического воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов.

В своем исследовании за основу мы принимаем точку зрения П. С. Хейфеца, который рассматривал систему НПО не только как компонент социальной сферы, но и как фундаментальную, основополагающую отрасль экономики, от функционирования которой зависит эффективное развитие абсолютно всех отраслей экономики. Ошибки в формировании потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов пагубно сказываются на социально-экономическом развитии страны.

На всем протяжении своего существования система НПО рассматривалась с точки зрения единственной цели - обеспечения потребности отраслей народного хозяйства в кадрах. В настоящее время главная задача учреждений НПО претерпела коренные изменения. Теперь она трактуется как максимальное удовлетворение личности в профессиональных образовательных услугах, а уже опосредованно - как удовлетворение потребностей экономики в кадрах.

В условиях рыночной экономики человека нельзя научить на все времена, дать профессию на всю жизнь. Начальная профессиональная школа решает задачи, связанные с возможностями самореализации и самоутверждения личности, включения ее в систему непрерывного образования (учить учиться всю жизнь, «образование через всю жизнь»). Она обеспечивает социальную защиту, самозащиту, социальную адаптацию будущего специалиста, способствует нравственному, патриотическому, гражданственному воспитанию молодежи. Начальная профессиональная школа призвана удовлетворять текущие и перспективные потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим и профессиональным кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро реагировать на технологические изменения, быстро адаптироваться к новым условиям производства.

В настоящее время в РФ действуют 3893 учреждения начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 1679,3 тыс. человек, в том числе дневных - 3526 с контингентом 1591,7 тыс. человек.

Эффективной работе системы начального профессионального образования способствует совместная работа Минобразования России с регионами, поскольку управление профессиональными училищами и лицеями осуществляется по схеме: Минобразование РФ - органы управления образованием субъектов РФ. Существенную помощь оказывают также Совет по начальному профессиональному образованию при Минобразовании России, Клуб директоров учреждений начального профессионального образования, Всероссийский совет ветеранов профтехобразования.

Тем не менее, как показывает анализ, модели управления системой НПО во многих субъектах РФ за последние годы складываются неэффективно, без учета специфики функционирования данного уровня образования. В органах управления образованием отсутствуют подразделения, обеспечивающие функции образовательного маркетинга, анализа и прогноза рынков труда и образовательных услуг, развития учебно-материальной базы, формирования регионального перечня профессий НПО. Упразднены учебно-методические кабинеты, что резко ухудшило методическое обеспечение подготовки рабочих с учетом введенных в последние годы 290 государственных стандартов НПО. В институтах повышения квалификации не созданы функциональные подразделения по работе с педагогическими кадрами учреждений НПО.

Не учитывается также, что учащиеся учреждений НПО, в отличие от общеобразовательных школ, в процессе обучения производят продукцию в товарных количествах, подлежащую реализации и создающую до 70% доходов от внебюджетной деятельности.

Система НПО как объект управления отличается от других подсистем образования своей многопрофильностью, что вызывает необходимость создания (даже в рамках интегрированного органа управления образованием субъекта РФ) функционального подразделения по управлению НПО.

На Координационном совете УМО НПО (март 2001 года) были сформулированы рекомендации по совершенствованию управления системой НПО в субъектах РФ. Однако этот процесс идет неоправданно медленно. Во многом по этой причине реальная практика регионализации носит административный характер, а децентрализация управления упрощенно трактуется как передача властных полномочий от федерального центра к региону. Между тем регионализация принципиально меняет содержание объектно-субъектных отношений, создает многообразие связей и отношений федерального центра и региона, вовлекает в организацию образования главный субъект - учреждения в системе НПО.

Исходя из положений Национальной доктрины образования РФ, Федеральной программы развития образования, «Основных направлений социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу», в соответствии с которыми одной из основных задач в области начального профессионального образования является оптимизация сети образовательных учреждений, Минобразования РФ разработаны и направлены в органы управления образованием субъектов РФ принципы оптимизации сети учреждений начального профессионального образования (письмо от 18.12.2000 №576/17-12).

В настоящее время в РФ в системе начального профессионального образования существуют четыре экономические схемы:

- объекты системы начального профессионального образования находятся в федеральной собственности, и финансирование их осуществляется из федерального бюджета (69 субъектов Федерации);

- объекты системы начального профессионального образования находятся в федеральной собственности, а финансирование осуществляется из бюджета субъекта Федерации (12 субъектов Федерации);

- объекты системы начального профессионального образования находятся в собственности субъекта Федерации и финансируются из бюджета субъекта Федерации (6 субъектов Федерации);

- объекты системы начального профессионального образования находятся в собственности субъекта Федерации, а финансирование осуществляется из федерального бюджета (2 субъекта Федерации).

В настоящее время прием учащихся во все типы учреждений, предоставляющих возможность получения начального профессионального образования за счет средств федерального и местного бюджетов, осуществляется с учетом «Схемы согласования объемов и профилей подготовки (переобучения) рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования», рекомендованной Правительством России (от 05.04.96 г. №1118-П8).

Применение позволяет координировать деятельность учреждений начального профессионального образования, органов исполнительной власти всех уровней - от муниципального до федерального - в планировании и организации подготовки с учётом требований формирующегося рынка труда и осуществлять формирование объемов и профилей подготовки на межведомственной основе.

Для системы профессионального образования в целом, а для начального профессионального образования в особенности, крайне важно социальное партнёрство, организация социального диалога между профессиональными училищами и лицеями, работодателями, профсоюзами и службами занятости.

По этому пути уже идет ряд субъектов Российской Федерации (Липецкая, Новгородская, Челябинская области и др.), в которых при главах администрации созданы Советы по начальному профессиональному образованию, объединяющие всех социальных партнёров.

Необходимость социального партнёрства обусловлена невозможностью актуализировать содержание начального профессионального образования и обеспечить повышение выпускных стандартов, ориентацию их на международный уровень качества, не предусмотрев участие работодателей в формировании стандартов. Важно также создать условия для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации производственного обучения учащихся системы начального профессионального образования.

В связи с этим встала необходимость разработать систему мер по повышению привлекательности системы начального профессионального образования для потенциальных инвесторов. Первым шагом в решении этой многотрудной проблемы является разрабатываемый сегодня в Управлении начального профессионального образования Минобразования России проект Закона РФ «О мотивации работодателей к участию в профессиональном образовании».

Необходимость развития системы социального партнёрства вытекает из того факта, что главной основой существования широких слоёв населения является только возможность использования своей рабочей силы, а также условия, при которых они находят применение своему рабочему потенциалу. Таким образом, главной социальной защитой гражданина становится уровень его профессионального образования, требующий эффективного функционирования системы начального профессионального образования. Поскольку создание условий экономического существования является задачей социальной политики в области занятости и в области профессионального образования, система социального партнёрства также призвана обеспечивать возможности занятости и условия её реализации, возможности системы начального профессионального образования и условия его эффективного развития.

В свете вышесказанного работа по формированию полноценного социального заказа учреждениям начального профессионального образования требует изменения подходов к профориентационной работе: перехода от разовых мероприятий по знакомству с профессиями к системе занятий по перспективам развития района, потребностям его рынка труда и выбора профессии, то есть ориентировать учащихся и их родителей на обучение тем профессиям, по которым с большей вероятностью можно трудоустроиться в районе или которые смогут обеспечить само занятость. Неоценимую помощь в этом работникам образования, родителям и учащимся могут оказать публикации в муниципальных средствах массовой информации о перспективах развития территории и возможной потребности в кадрах в связи с этим.

Подобная работа способствует более осознанному выбору профессии, а следовательно, более осознанному её освоению.

Вместе с тем, если в районе одно училище или лицей с небольшим набором профессий (2-3), то все выпускники общеобразовательных школ этого района получают начальное профессиональное образование только по этим 2-3 профессиям, в результате чего территория начинает испытывать переизбыток кадров по этим профессиям и недостаток по целому ряду других, а для развития и функционирования экономической системы города и района необходимо готовить специалистов, как минимум, по 40-50 специальностям.

Но в описанных случаях ситуация ухудшается ещё и тем, что учащиеся поступают на обучение не тем профессиям, которыми хотят овладеть и к которым у них есть склонность, а тем, которым обучают в учреждении, ближе всего расположенном к их дому. Следовательно, качество и уровень подготовки выпускников будут заметно снижены.

Проведённый анализ выявил общие требования работодателей к уровню подготовки выпускников заведений НПО. Работодатели заинтересованы в работниках, обладающих многосторонней квалификацией, достаточным уровнем общей культуры и сформированными профессиональными навыками. Однако следует считаться и с тем, что конкретные требования к подготовке специалистов определённого профиля могут быстро меняться, как и сами потребности в подготовке кадров для тех или иных секторов экономики. Вполне возможны существенные отличия в ситуации на рынке труда в различных регионах.

Изменение требований к уровню выпускников учебных заведений системы НПО, потребность в оперативной корректировке профилей профессионального образования с учетом меняющийся ситуации на рынке труда обусловили необходимость модернизации не только содержания профессионального образования, но и самих учебных заведений, их функций, внутренней структуры, системы внешних связей.

Учитывая многочисленные обращения руководителей органов управления образованием (профобразованием) субъектов РФ, директоров образовательных учреждений, Минобразование РФ разработало проект Положения о многоуровневом образовательном учреждении профессионального образования (образовательном учреждении до ВУЗовского профессионального образования). Это учреждение представляет собой новый тип образовательных учреждений, основной задачей которого является повышение интегративности образования различных уровней. Это достигается путем формирования и реализации многоуровневых интегрированных образовательных программ. Интеграция образовательных программ обеспечивает формирование многовариативных образовательных маршрутов, сокращение сроков и стоимости обучения, повышение качества образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Концепция многоуровневого образовательного учреждения профессионального образования обеспечивает создание модели образовательного учреждения, являющегося центром до ВУЗовской подготовки.

Вместе с тем дифференцированное вариативное профильное обучение обусловливает создание сложных программ, которые в массе своей все более негативно отражаются на здоровье учащихся. В результате более 90% школьников, завершивших общее среднее и начальное профессиональное образование, имеют отклонения в состоянии здоровья в целом. Поэтому возникает необходимость скорректировать целеполагание и сосредоточить усилия не на образовании подрастающего человека согласно умозрительно сконструированным программам, а на том, чтобы такие программы соответствовали развитию и состоянию здоровья реального обучающегося.

Создание технологий «под человека» - это другая парадигма развития, очередная проблема. Прежде всего, она касается специального и начального профессионального образования, которые как наиболее запущенные сферы требуют особого внимания. При этом определение целей, содержания и технологий обучения должно быть наполнено новым смыслом и соответственно отображено: учет факторов здоровья - в целеполагании; отражение умений использовать знания, их практикоориентированность - в образовательных стандартах; разработка механизмов использования знаний - в его содержании; поиск интегративных форм, модельных, инвариантных, типологических подходов - в технологиях обучения.

В целом, реализация вариативного профильного обучения требует особого внимания к гуманитарному блоку учебных предметов. При этом очевидно, что их использование в рамках дифференцированных образовательных программ системы НПО возможно только в условиях жестокого лимита времени.

Сложным сегодня является вопрос о реализации полного общего среднего образования в учреждениях начального профессионального образования. Сложность его состоит в том, что существует 2 полярных мнения: отказ от реализации полного общего среднего образования в начальном профессиональном образовании и полная реализация какого-либо из 4-х профилей, предусматривающийся к реализации в старшей школе при переходе к 12-летнему образованию.

Реально в настоящее время в системе НПО сохраняется жесткая видовая структура образовательных программ. Учащийся ограничен в выборе образовательной траектории. Например, поступив на отделение профессионального училища, не предусматривающего получение общего среднего образования, учащийся заведомо обречен на низкий уровень общеобразовательной составляющей учебного процесса, даже если у него через год изменятся личные образовательные цели. Соответственно имеет место и противоположная проблема: поступив на отделение, предусматривающее получение общего среднего образования, учащийся также обречен, идти по этой образовательной траектории, не имея возможности повысить свой профессиональный уровень за счет отказа от полного усвоения стандарта общеобразовательной школы.

Но даже при таких условиях качество подготовки выпускников в системе НПО недостаточно. Уровень квалификации, соответствующий 3-4 разрядам, как свидетельствуют данные служб занятости, уже не устраивает работодателей.

Решение предполагается выработать через Концепцию реализации среднего (полного) общего образования в учреждениях начального профессионального образования в условиях 12-летного школьного образования, которая в настоящее время разрабатывается учеными Института развития профессионального образования совместно с практическими работниками начального профессионального образования.

Однако мы все время говорим только об одной стороне образовательного процесса - обучении. Вместе с тем, не менее остро стоит вопрос другой составляющей процесса формирования любого специалиста - вопрос воспитания. То, что на сегодняшний день мы рассматриваем беспризорность как массовое явление, лишь подчеркивает всю глубину возникшей в ходе социальных перемен проблемы. Не менее, а пожалуй, даже более острой, чем в школах, она стала в системе НПО, которая обучает и воспитывает специфический контингент учащихся, многие из которых представляют социально неблагополучные, маргинальные слои населения.

В 2001 г. Институт развития профессионального образования Минобразования РФ провел социологическое исследование (тема - «Социальный портрет учащегося системы НПО»). Были получены следующие результаты.

Крайне низкий уровень материальной обеспеченности этой категории молодежи подтверждает важность обеспечения общедоступности и бесплатности НПО. Наряду с этим налицо деградация образовательного учреждения системы НПО как организатора свободного времени молодежи. Исследования также показали тенденцию прогрессирующего массового увлечения учащихся системы НПО курением, пьянством, наркоманией и сквернословием, что, в конечном счете, формирует через обострение асоциальной направленности личности общественную пассивность. В дополнение к общественной пассивности формируется и политическая пассивность. Параллельно с этим неожиданно высоким оказался рейтинг Российского союза молодежи (РСМ), на что возможно опираться учебным заведениям в своей работе.

Таким образом, идеологическая и воспитательная работа с педагогами и учащимися в системе начального профессионального образования в настоящие время отсутствует.

Вместе с тем, именно выполняя свою воспитательную и идеологическую функции, начальное профессиональное образование может сыграть важнейшую роль в выявлении задатков обучающихся, их самоопределении, мотивированной реализации с последующим развитием их интересов.

Поскольку в настоящие время регионам предоставляется право строить свою политику начального профессионального образования в рамках федеральной, рассмотрим положение дел, сложившееся в Ставропольском крае.

Сегодня в крае находит продолжение и дальнейшее развитие взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования, которое осуществляется в 2-х вариантах.

Сущность первого заключается в том, что при школе учреждением НПО открывается отделение и учащиеся 10-11 классов одновременно осваивают образовательную программу уровня среднего (полного) общего образования и реализуемую профессиональным училищем (лицеем, колледжем) программу уровня начального профессионального образования.

Сущность второго варианта заключается в том, что в структуре колледжа (лицея) функционирует учебно-производственный комбинат, где для учащихся общеобразовательных школ реализуется программа предметной области «Технология» (7-9 класс), а затем - программа профессиональной подготовки (10 - 11 класс). По окончании 11 класса выпускники имеют возможность продолжить обучение по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования в группах лицея, колледжа, что также позволяет избежать повторов и, в общей сложности, способствует сокращению срока обучения.

Но все же наиболее интенсивно идея непрерывного образования реализуется непосредственно в учебных заведениях системы начального профессионального образования, так как развитие многоуровневого профессионального образования в ней взято Правительством края в качестве основного направления ее реформирования.

Система начального профессионального образования Ставропольского края на сегодняшний день включает в себя:

- 49 государственных учебных заведений, подведомственных Минобразования края, в том числе: 1 региональный институт непрерывного профессионального образования, 9 региональных колледжей, 15 профессиональных лицеев, 24 профессиональных училища;

- 114 учебных заведений (курсовые комбинаты, центры, школы) других отраслей, в том числе государственные и негосударственные.

Общий контингент обучающихся в учебных заведениях системы НПО края по всем формам обучения составляет более 35 тыс. человек, ежегодный выпуск - более 16 тыс. человек.

В 25 инновационных учебных заведениях (лицеях, колледжах, институте) системы НПО края реализуются многоуровневые интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, более чем по 10 направлениям отраслей экономики. Общее число обучающихся по интегрированным учебным программам составляет более 10 тыс. человек.

Учебными заведениями системы НПО края установлены тесные отношения сотрудничества с учебными заведениями системы НПО Краснодарского края, Ростовской области, городов Москва, Санкт - Петербург, Екатеринбург.

В результате тесного сотрудничества в Ставропольском крае разработана и на базе инновационных учебных заведений апробирована учебно-планирующая и программная документация по реализуемым профессиям, специальностям и направлениям. Разработаны научно - методические рекомендации и пособия, отработана многоступенчатая структура подготовки специалистов.

Идея реализации непрерывного профессионального образования требует от инженерно-педагогических коллективов совершенно новых подходов в организации образовательного процесса, а следовательно, и повышения квалификации педагогов. В настоящее время в учебных заведениях системы НПО работают 59 кандидатов и докторов наук, 36 аспирантов и соискателей ученых степеней.

В число наиболее известных учебных заведений системы НПО Ставропольского края входит Центр образования г. Ставрополя. Несколько лет Центр образования является Федеральной экспериментальной площадкой по теме «Создание системы социальной и психологической поддержки учащихся в условиях Центра образования». В Центре осуществляется начальное профессиональное образование различных слоев граждан: обучающихся, работающих или незанятого населения, в том числе и беженцев.

На основе изучения запросов населения и рынка труда были открыты профессиональные классы по обучению специальностям: бухгалтер предприятий различных форм собственности, оператор ЭВМ, домашний воспитатель (гувернер), секретарь-референт юридической и военной службы. Для руководства этим процессом была изменена структура управления учебным заведением, введены новые должности заместителей директора Центра, открыта кафедра профессиональных дисциплин, создана соответствующая материальная база. В образовавшемся новом типе учебного заведения решаются вопросы защиты молодежи средствами образования, осуществляется поликультурный подход ко всему учебно-воспитательному процессу.

Однако в работе Центра образования существует ряд проблем и пока нерешенных задач, которые в той или иной степени присущи многим учебным заведениям системы НПО России, поэтому мы считаем целесообразным остановиться на них подробнее.

Нет должного взаимодействия между органами управления общим и начально-профессиональным образованием. Мастера производственного обучения и преподаватели спец дисциплин не охвачены обучением, в то время как педагоги системы НПО участвуют в работе семинаров, научных конференций, курсов профессиональной переподготовки.

Сужается база финансирования в силу разных причин: городские финансовые органы не осуществляют финансирование образовательных учреждений в должной мере по всем статьям их бюджета; не оплачивается работа Центра как экспериментальной площадки. Служба Центра занятости г. Ставрополя практически не направляет курсантов для обучения по причине отсутствия денег на переподготовку незанятого населения. С большим трудом идет строительство и реконструкция существующих помещений, своевременное обновление оборудования.

Не отлажена работа по координации усилий учебного заведения, органов образования, служб занятости и работодателей по устройству на практику, а в дальнейшем и на постоянную работу выпускников Центра образования.

С каждым годом в силу демографических и иных причин, уменьшается количество абитуриентов, падает уровень их знаний, потому нет серьезного отбора, а значит, и должного старания в учебе, появляется отсев уже на 1-х курсах. Перед работниками Центра встает необходимость усилить профориентационную работу, искать нетрадиционные формы комплектации, проводить совместные мероприятия профклассов с учащимися 8-9 классов дневных школ.

Местные рамки САНПИНа и учебные планы не позволяют из-за возникновения перегрузок углублять и расширять знания, умения и навыки учащихся профессиональных классов путем введения необходимых спецкурсов и факультативов, расширяющих мировоззренческий характер образования.

Из-за сочетания в стенах общеобразовательного учебного заведения общего и профессионального образования изначально существует проблема качественного обучения. При подготовке специалистов необходимо обратить внимание на следующие направления:

- воспитание обучающихся в духе высокой нравственности, уважения к закону;

- соблюдение мероприятий по ведению здорового образа жизни, морально-нравственных и этических норм поведения по преодолению пассивности учащихся, воспитанию бережного отношения к имуществу;

- усиление мотивации в интеллектуальном и культурном развитии, обеспечение единства профессионального образования и нравственного воспитания.

Таким образом, государственный заказ на подготовку специалистов базового профобразования в условиях современного российского общества должен учитывать потребности не только рынка труда, но, в первую очередь, необходимость охвата этим уровнем образования учащихся 10-11 классов. Учебные заведения системы НПО нуждаются в прогнозировании потребности в рабочих и специалистах на уровне регионов. Разрешение же обозначенных проблем позволит эффективно провести модернизацию всей системы начального профессионального образования России.

 

АВТОР: Логвиненко Л.М.