14.06.2012 4852

Особенности начальной профессиональной подготовки учащихся в Центре образования

 

Одной из основных и стабильных тенденций процесса осуществления начальной профессиональной подготовки учащихся в учреждениях различных типов становится пересмотр позиции и роли профессионального образования в целом. Образование рассматривается уже не как инструмент государства, используемый им для формирования определенного типа социальной личности, а как равноправный и неотъемлемый партнер в сложных связях типа «образование - культура» и «образование - будущее страны».

Современная ситуация на рынке труда России требует нового прочтения концепции непрерывного профессионального образования, признания не только важности вертикального и горизонтального потоков, но и приоритета последнего. Он вытекает из простого сравнения массовости потоков: движение рабочей силы по «вертикали» в 7 раз слабее, чем по горизонтали.

В связи с этим проявляются такие особенности начальной профессиональной подготовки в нашей стране, как:

- создание биржи труда, в том числе и для выпускников учебных заведений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку;

- закрепление за ними и органами управления прав на возмещение затрат при подготовке кадров;

- создание законодательного механизма социальной защиты молодежи, оканчивающей все учебные заведения, введение их гарантированного материального обеспечения в случае отсутствия рабочих мест;

- обеспечение взаимосвязи федеральной и региональной составляющих стандарта профобразования;

- разработка мер по защите кадрового потенциала системы;

- поиск вариантов сближения профучилищ, техникумов, колледжей и ВУЗов в единой непрерывной многоуровневой профессиональной системе;

- создание вариативных образовательных программ, предусматривающих право «входа и выхода» обучающихся из системы на любой ее ступени.

Эти особенности характерны для всех учреждений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку учащихся в России. Однако, наряду с общими особенностями, каждое учреждение (в силу совокупности условий функционирования) обладает набором своих, не менее важных специфических характеристик обозначенного процесса. Поэтому мы считаем целесообразным и значимым рассмотреть особенности деятельности Центра образования г. Ставрополя в области начальной профессиональной подготовки своих учащихся.

Как нам кажется, особенности функционирования того или иного учреждения определяет прежде всего его история, сложившиеся за много лет традиции обучения и воспитания, на которые лишь наслаиваются влияния современности. В этом смысле Центр образования г. Ставрополя - одно из богатейших учреждений области образования Ставропольского края. Как образовательное учреждение, изначально призванное осуществлять профессиональную подготовку учащихся, Центр образования имеет богатейший опыт в этой области. Этот опыт, проверенный временем, и сейчас лежит в основе подготовки специалистов. Однако, он не остался неизменным. Открытия в области профессиональной (технической) теории и практики, инновации педагогической науки обусловили необходимость преломления упомянутого опыта через призму современности. Поэтому на сегодняшний день положение дел таково.

При разработке стратегии и принципов функционирования Центра образования как учреждения, осуществляющего начальную профессиональную подготовку учащихся, мы исходим из необходимости решения:

- проблем цели обучения и воспитания профессиональных качеств;

- проблем содержания обучения и воспитания;

- вопроса о принципах, средствах, методах и способах обучения и воспитания;

Проблемы учета особенностей субъекта обучения и воспитания. Решать обозначенные проблемы нам пришлось в несколько этапов. Первый этап- этап общей ориентации.

На данном этапе происходит поиск свободной ниши на рынке образовательных услуг и частичное внедрение в относительно занятые ниши; изучается актуальный и потенциальный спрос населения на предполагаемые виды услуг и формы образовательной деятельности. На этом же этапе проводятся учет и активизация наличных и потенциальных ресурсов учреждения - социальных, финансово-экономических, кадровых, психологических, организационных.

Второй этап - этап выбора и ранжирования целей:

- социально-ролевых, связанных с потенциальными изменениями в социальном положении, профессиональной деятельности, с расширением возможностей выбора и перспектив личности, группы и т.д.;

- дидактических, определяющих специфику учебного процесса;

- коммерческих;

- компромиссного варианта целеполагания, т.е. выработки коммерчески приемлемого, организационно-реального пакета социальных, дидактических и коммерческих целей.

Результатом данного этапа явилась разработка модели выпускника Центра образования, которая проводилась по следующему алгоритму.

Сформулирован девиз образовательной системы Центра - «Мы учимся не для школы, а для жизни. Мы готовим высококвалифицированных рабочих разных специальностей, способных найти себя в современном обществе, умеющих проявлять творческие инициативы в процессе будущей профессиональной деятельности».

Определены соответствующие цели и пути их достижения посредством реализации стратегии развития образовательной системы Центра, включающей в себя:

- стратегию развития и обеспечения непрерывных технологий образования и привлечения ресурсов;

- стратегию развития организации учебного процесса;

- стратегию внедрения и развития компьютерных и информационных технологий;

- стратегию развития организационно-методического и научного обеспечения;

- стратегию психолого-педагогического сопровождения и личностного развития учащихся;

- стратегию развития административно-хозяйственного сопровождения;

- стратегию развития финансовой службы;

- стратегию развития управленческого учета и автоматизированной системы мониторинга организации образовательной деятельности;

- стратегию развития юридического сопровождения образовательной деятельности.

Что касается последней стратегии, то она оказалась наиболее сложной для реализации в силу недостаточного разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти и управления различных уровней, а также в силу недостаточно четкого определения прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц, правового регулирования их отношений в этой сфере. Тем не менее, деятельность Центра направлена на обеспечение права граждан на реализацию их потребности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах в рамках правовых гарантий для свободного функционирования и эффективного развития системы профобразования.

Таким образом, модель выпускника Центра образования включает четыре составляющие: профессиональную, социальную, культурную, психологическую. Содержание этих составляющих можно условно разделить на две группы:

а) личностные качества:

- здравый смысл,

- аналитические способности,

- творческий подход к делу,

- способность к импровизации;

- способность к овладению иностранными языками,

- сильный твердый характер,

- общительность,

- доброжелательность,

- сочувствие людям,

- качества лидера,

- бережливость,

- психологическая устойчивость;

б) общепрофессиональные качества:

- качества исследователя,

- конструктивные идеалы,

- социальная ответственность,

- наличие профессионального чутья,

- самомотивация,

- готовность к работе,

- умение работать в команде,

- базовые знания по экономике,

- опыт продуктивной работы,

- отличное знание профессии.

На фоне всего перечисленного основной характеристикой «качества» выпускников Центра мы считаем их конкурентоспособность. В это понятие, по нашему мнению, входят:

а) универсализованные профессиональные знания и умения, позволяющие компетентно решать производственные проблемы;

б) профессионально важные качества, от которых зависит успешность, надежность, скорость приобретения умений и навыков, адаптация учащихся на производстве;

в) социально-коммуникативная компетентность как умение ориентироваться в различных ситуациях, эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, адекватно оценивать себя и психическое состояние партнеров по общению.

Говоря о модели выпускника Центра и ее параметрах, нельзя не остановиться на следующем моменте. Значительная часть учащихся, приходящих в Центр образования, - это дети с девиантным поведением, с психологическими проблемами, дети из малоимущих и необеспеченных, асоциальных и «проблемных» семей. Подобная ситуация обусловила необходимость создания на базе Центра отделения педагогической реабилитации. Статистические данные последних пяти лет говорят, что более 95% учащихся классов педагогической реабилитации получают полное среднее общее образование. Многие поступили в высшие учебные заведения и успешно обучаются в них.

Этому способствует и участие коллектива Центра в городской программе «Дети группы риска», в рамках которой выявляются учащиеся, нуждающиеся в индивидуальной и групповой коррекции поведения, в оказании им медико-психолого-педагогической помощи, в том числе и на городском уровне. Заключен также договор со Ставропольским государственным университетом, его кафедрой клинической психологии с целью оказания помощи учащимся классов компенсирующего обучения.

Регулярно проводятся консультации и обучение классных руководителей и классных воспитателей на базе университета. Подобная работа дает свои положительные результаты; с 1999 по 2002 год наблюдается снижение количества учащихся Центра, состоящих на профилактическом учете (ОППН, КДН, внутри школьный учет).

Особенности контингента учащихся и выстроенная модель выпускника Центра обусловили проведение первичной диагностики учебных и воспитательных возможностей учащихся после зачисления в учреждение.

Целью этой диагностики является определение учебных и воспитательных возможностей учащихся, их интересов, склонностей и образовательных потребностей.

Ее направления:

- уровень школьной подготовки (данные документа об образовании);

- уровень интеллекта (определение коэффициента умственного развития - тест IQ);

- общая эрудиция (комплексный тест);

- уровень воспитанности (комплексный тест);

- уровень компьютерной и информационной культуры;

- уровень знания иностранного языка;

- уровень здоровья (данные контрольного медицинского осмотра, наличие вредных привычек, занятие каким-либо видом спорта, умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, ведение здорового образа жизни);

- степень понятия об основах рыночной экономики и современной экономической формации (комплексный тест);

- степень способностей, отражающих личные образовательные потребности, интересы и склонности.

Полученные данные вводятся в компьютерную автоматизированную систему мониторинга организации образовательной деятельности.

С учетом результатов первой диагностики образовательных потребностей, интересов и склонностей учащегося определяется его образовательная траектория, программа достижения целей в рамках профессионально-личностной модели выпускника Центра. Контрольным тестом модели является умение учащегося составить программу своего самообразования и план личностного развития на определенный период (3-5 лет) после окончания Центра образования.

Достижению целей учащихся в рамках модели выпускника Центра во многом способствуют органы самоуправления учащихся, созданные на базе Центра. Президент Центра образования выбирается ежегодным голосованием учащихся. Из кандидатов в президенты и самых активных учащихся формируется Президентский Совет, который контролирует работу коллегий. В обязанности Президентского Совета входит организация и руководство стратостатами, где обсуждаются проблемы посещаемости, успеваемости, объявляется о различных мероприятиях, решаются классные проблемы. Одной из задач деятельности Президентского Совета является активная работа в рамках общей деятельности по формированию личности в поликультурном пространстве (в частности, по формированию толерантности). Президентский Совет представляет также интересы учащихся в администрации и учительском коллективе. Все вопросы и пожелания, возникающие у учеников, обсуждаются на Президентском Совете и представляются руководству Центра образования.

Третьим этапом разработки стратегии и принципов функционирования Центра образования мы поставили определение содержания образования.

Реализация этого этапа состоит в выполнении следующих операций:

- Выявление ожиданий и потребностей групп учащихся, дифференциация по уровням подготовленности, моделирование структуры потребностей.

- Учет и реализация всех доступных источников потенциально необходимой информации, сбор максимально возможного количества информации.

- Дидактическая обработка информации, структурирование по блокам, учебным единицам (предметам), ранжирование учебных единиц по степени важности, распределение учебного времени и видов образовательной деятельности (разработка учебного плана), разработка образовательных программ и системы дидактического обеспечения. Определение по всему «вееру» целеполагания необходимого набора форм, средств и методов текущего и итогового контроля хода и результатов образовательного процесса.

- Официальная экспертиза образовательных программ и учебного плана, лицензирование образовательной услуги.

- Корректировка содержания, форм, способов, средств обучения в ходе и по итогам реального образовательного процесса.

Более подробно процесс моделирования содержания начальной профессиональной подготовки учащихся в Центре образования г. Ставрополя.

Последний, четвертый этап связан с принципами построения содержания организации начальной профессиональной подготовки учащихся. Иногда эту проблему считают второстепенной, однако нам кажется, что от выборов принципов обучения зависит в большой степени развитие личности, они определяют некий коэффициент профессиональных способностей и возможностей человека в будущем. Принципы обучения определяют такую важную сферу, как профессиональная мотивация. Профессиональный брак («брошенные» в процессе учебы или по ее окончании профессии) часто является результатом недооценки этого дидактического вопроса.

Поэтому мы позволим себе остановиться на обозначении принципов построения системы начальной профессиональной подготовки учащихся Центра образования.

По нашему мнению, принципы построения содержания и организации начальной профессиональной подготовки учащихся должны преследовать цель непрерывности образования параллельно с его гибкостью, мобильностью. Поэтому нашу систему принципов можно представить в следующем виде. Вопрос принципов начальной профессиональной подготовки учащихся тесно связан с вопросом определения основных направлений деятельности образовательного учреждения в области обеспечения указанной подготовки.

Направление деятельности Центра образования мы выделяли с учетом основных направлений, обозначенных Министерством образования РФ:

- социально-экономического (определение стратегических целей профессионального образования, его влияние на социальную структуру и социальное развитие общества);

- технологического (разработка новой технологии профессиональной подготовки, создание соответствующей материальной базы, разработка методик);

- педагогического (решение конкретных, частных нравственно - психологических и образовательных задач).

Одно из основных направлений - создание интегративных курсов для каждой разновидности учебного плана. При этом они должны учитывать уровни подготовки обучающихся, их возрастные характеристики. Чтобы содержание начальной профессиональной подготовки стало основой для мотивированного и эффективного его использования, мы поставили задачей найти оптимальное соотношение предметных знаний с деятельностной системой обучения. Такой путь построения педагогического процесса приводит, по нашему мнению, к значительному сокращению содержания программ за счет изменения объема и качества изложения материала, снятию перегрузок, в конечном счете, к сохранению здоровья подрастающего человека.

Другое направление нашей деятельности - создание условий для индивидуальных социально - и личностно-ориентированных «траекторий» или путей обучения и развития. Решение данной задачи будет способствовать не только комфортности обучения, но и обязательной востребованности будущего специалиста, причем не только на рабочем месте, но и в личностном плане.

Еще одно важное направление - сопряженность учебных связей и состыковка различных уровней образования в рамках Центра: классов педагогической реабилитации, общеобразовательных и экспериментальных, профильных и профессиональных классов, классов экстерната.

Четвертое направление нашей деятельности - организация процесса воспитания, особенно подростков. То, что сегодня мы говорим о беспризорности как массовом явлении, лишь подчеркивает всю глубину проблемы. В связи с этим начальная профессиональная подготовка учащихся в общеобразовательном учреждении может сыграть важнейшую роль для выявления задатков подростков, их самоопреления и самореализации.

Что касается деятельностной стороны системы начальной профессиональной подготовки учащихся в Центре образования (первое направление), то она выражается, прежде всего, в использовании в качестве обязательной формы обучения производственной практики.

Практика является важной частью начальной профессиональной подготовки учащихся Центра образования. Именно на практике учащийся может определить, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенных личностных качеств с получаемой профессией. В ходе практики деятельность учащихся совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

Поэтому в задачи профессиональной практики учащихся мы включаем:

- закрепление теоретических знаний;

- формирование и закрепление основных профессиональных умений и навыков;

- формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- развитие профессионального сознания и профессионально значимых качеств личности;

- развитие профессиональной культуры;

- развитие потребностей в профессиональном самообразовании и постоянном творческом самосовершенствовании.

Основными функциями практики мы считаем:

а) адаптационную: учащиеся знакомятся с разными видами учреждений и организацией работы в них;

б) обучающую: полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, происходит процесс выработки профессионального самосознания;

в) воспитывающую: учащиеся проходят практику у специалистов высокого класса (как по качеству и результатам работы, так и по личностным характеристикам), как бы «впитывая» в себя стиль их деятельности;

г) развивающую: в ходе практики учащиеся развиваются в личностном профессиональном плане.

Организуя практику, мы стараемся, чтобы она носила характер взаимодействия и сотрудничества. Каждый учащийся имеет возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснения в той или иной ситуации. В соответствии со своими желаниями и потребностями, обучаясь на практике на конкретном рабочем месте под руководством взрослого наставника-профессионала, ребята развивают свою индивидуальность и формируют собственное отношение к жизни и труду. Они осваивают правила жизни в обществе, вовлекаются в коллективную деятельность, устанавливают новые контакты вне школьного мира.

Таким образом, учащиеся формируют свои убеждения, накапливают личный опыт решения проблем, осваивают пути и способы организации общественной жизни. Это способствует формированию лидерских качеств, ответственности, самостоятельности, независимости суждений.

В целом, вся практика проводится в двух видах: учебная и производственная.

По окончании первого года обучения после сдачи летней сессии на базе Центра образования учащиеся проходят производственную практику. Главной целью учебной практики является закрепление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение навыков практической работы.

По окончании второго года обучения проводится производственная практика в учреждениях города Ставрополя и Ставропольского края. Основной задачей производственной практики является ознакомление учащихся с системой, организацией и структурой учреждений, с их основными функциями, порядком и методами.

На третьем курсе обучения учащиеся проходят сплошную производственную практику, во время которой учатся работать самостоятельно.

За организацию практики отвечает мастер производственного обучения, на местах прохождения практики - наиболее квалифицированные работники учреждений. Перед началом практики учащиеся получают индивидуальное задание и дневник, в котором будет отражаться ход практики.

Мы столь подробно остановились на особенностях практики учащихся Центра образования, поскольку считаем ее очень важным звеном начальной профессиональной подготовки учащихся. И прежде всего в свете проводимых федеральным центром мероприятий по внедрению в практику профессионального образования идей социального партнерства. Учреждения, на базе которых проходят практику наши учащиеся, действуют как своего рода представители интересов работодателей. Это обеспечивает определенные гарантии того, что система начального профессионального образования находится в курсе развития рынка труда.

В центре образования в процессе начальной профессиональной подготовки мы формируем, прежде всего, чувство достоинства у учащихся. Мы считаем, что утвердиться в жизни, обрести нравственное достоинство в современных условиях возможно через получение профессии. Подростки стремятся овладеть теми профессиями, которые обеспечивают их самостоятельность и независимость, отличаются новизной и совершенностью, позволят быть конкурентоспособным на рынке труда. Выбор профессии и места работы у основной массы подростков общеобразовательных школ начинается после ее окончания. В Центре образования за 3 года обучения (10-12 класс) вместе с аттестатом о среднем (полном) общем образовании наши выпускники получают дипломы о начальном профессиональном образовании.

Говоря о целях, содержании, принципах и направлениях начальной профессиональной подготовки учащихся, нельзя оставить в стороне вопрос программного обеспечения подготовки. Причем, данный вопрос, по нашему мнению, многомерен и содержит несколько аспектов.

Первый аспект включает в себя программы развития соответствующих функциональных подсистем Центра, организация выполнения которых способствует созданию необходимых организационно-педагогических условий успешности профессиональной подготовки учащихся с учетом личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Второй аспект связан непосредственно с программой начального профессионального образования.

Образовательная программа начального профессионального образования России предусматривает несколько вариантов. Один из них мы и взяли за основу своей деятельности. Сама практика подсказала нам необходимость использования такой формы профессионального образования, как курсовая подготовка. За период с 1995 по 2004 годы методом курсовой подготовки в Центре образования желающие получили различные специальности: секретарь-референт, оператор ПЭВМ, владелец торговых и пищевых предприятий, водитель.

Центра образования г. Ставрополя является также и то, что подготовка проводится параллельно с участием Центра в экспериментальном проекте федерального уровня «Создание системы социальной и психологической поддержки учащихся». Участие в данном проекте способствует более эффективной педагогической интеграции образовательного учреждения с семьей, допустимому и целесообразному вмешательству в процесс социализации детей, подростков и молодежи. При этом Центр выполняет роль посредника, связующего звена между личностью и обществом. Социально-педагогическая работа, улучшающая климат в семье, взаимоотношения учащихся со сверстниками, педагогами, окружающим миром, не может не способствовать более высокому уровню и качеству начальной профессиональной подготовки учащихся Центра.

Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что особенности начальной профессиональной подготовки учащихся в Центре образования сформулированы в виде «Секретов нашего успеха» и изложены в рекламных буклетах «Центр образования г. Ставрополя приглашает на учебу»:

- использование передового опыта в области профессионального образования,

- создание комфортных условий обучения,

- применение командных форм взаимодействия педагогов и учащихся;

- освоение и использование современных информационных технологий;

- рейтинговая оценка и поощрение развития деятельности каждого ученика, педагога, классного коллектива;

- целенаправленное развитие ценностей, норм, традиций Центра образования.

 

АВТОР: Логвиненко Л.М.