15.06.2012 7010

Роль информации в формировании культуры человека и общества

 

Одной из форм существования материи является жизнь. Живые организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ - непременным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляцией своего состава и функций, различными формами движения, раздражительностью, приспособляемостью к среде и т.д.

В основе жизни лежит сочетание трех потоков: потока вещества, потока энергии и потока информации. Они качественно глубоко различны, но сливаются в некоторое единство высшего порядка, которое можно бы охарактеризовать как «биотическое триединство», составляющее динамическую основу жизни, - так характеризовал академик В.А. Энгельгардт фундаментальные категории жизни.

Потребность людей в информации относится к числу самых древних. Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом, например, с помощью условных сигналов, технических средств. Сейчас это общенаучное понятие, одно из основных в кибернетике, обозначающее «некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. и включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму...».

В границах системно-кибернетического подхода (О.И. Семенков, 2003) информация рассматривается в контексте трех фундаментальных аспектов любой кибернетической системы:

- информационном, связанном с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов;

- управленческом, учитывающем процессы функционирования системы, направления её движения под влиянием полученной информации и степень достижения своих целей;

- организационном, характеризующем устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах её надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе.

Само содержание понятия «информация» обычно предполагает наличие, по крайней мере, трех объектов - источника информации, передающей среды и потребителя информации. Только соединяясь с потребителями, информация из «вещи в себе» становится «вещью для нас» (В.З. Коган, 1981).

Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. У нее есть носитель - это сообщение, то есть кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательных условных физических символов, образующих некоторую упорядоченную совокупность.

Средствами передачи сообщений являются каналы связи, по которым сообщения передаются лишь в единственно приемлемой для этого канала форме сигнала. Сигнал - это знак, физический процесс или явление, распространяющееся в канале связи и несущее сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения или контроля, команды управления, указания и т.п. Несущий информацию сигнал, передаваемый каналом и получаемый потребителем, имеет для последнего определенный смысл, отличный от самого факта поступления этой информации. Это достигается за счет специальных соглашений, заключаемых между источником и потребителем, в соответствии с которыми сигнал интерпретируется, то есть из получаемого сигнала извлекается понятный потребителю смысл. Таким образом, простая физическая регистрация принятого сигнала еще не означает, что получена информация от источника, если с помощью известных потребителю правил из этого сигнала не будет извлечен смысл. При этом важно подчеркнуть, что сам сигнал может и не иметь непосредственной физической связи с событием или явлением, о котором он несет информацию (О.И. Семенков, 2003).

Информация всегда связана с материальным носителем (Д.А. Поспелов, 1994), а её передача - с затратами энергии. Одну и ту же информацию можно хранить в различном материальном виде: на бумаге, в виде фотонегатива, на магнитной ленте, на магнитном диске и т.п. и передавать с различными энергетическими затратами: по почте, по телефону, с курьером и т.п., но количество переданной информации и тем более эффект её воздействия на получателя не определяются количеством энергии, затраченной на передачу информации. Сущность её использования состоит в том, что приведение в действие больших масс вещества и процессов передачи и преобразования больших количеств энергии могут направляться, контролироваться при помощи небольших масс и количеств энергии, несущих информацию.

Кибернетика доказала, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания, обеспечивающим такие качества систем, как устойчивость и выживаемость. В кибернетической системе, например, в человеке, указанные два процесса оказываются тесно связанными. Для формирования оптимального поведения в среде своего обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, исследуя, изучая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и внутренней информации. В результате этого в системе формируется динамическая информационная модель внешнего мира.

Кибернетика рассматривает взаимодействие системы со средой и систем между собой исключительно как информационные, в то время как другие науки те же взаимодействия могут рассматривать в иных аспектах (С.В. Силков, 2003).

Говоря о двуединстве процессов управления и познания, в кибернетических системах различают два вида информации:

- структурная или связанная информация, присущая всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения. Она возникает как результат отбора, фиксации и закрепления в кибернетической системе в форме определенных структурных изменений её положительного опыта взаимодействия с внешней средой, то есть в результате целенаправленных управленческих процессов;

- оперативная или рабочая информация, циркулирующая между объектами материального мира. Она используется в процессах управления в живой природе, технических системах и человеческом обществе.

По мере накопления в обществе различных видов информации невиданными темпами возрастает интенсивность её потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Это приводит к дифференциации оперативной информации в обществе, к появлению таких её видов, как педагогическая, социальная, научно-техническая, статистическая и др. Они используются в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусства и т.п. В связи с этим, на первое место выдвигается ее содержательный аспект (В. Горб, 2003).

Именно содержательная, ценностная сторона первоначального формально-математического понятия «информация» позволяет объединить его с понятием «знание» в новое единое фундаментальное понятие - информационный ресурс. При этом важно подчеркнуть, что информация как превращенная форма знания не совпадает с самим знанием. А.А. Вербицкий (1991) писал, что «информация - это то, что существует вне студента, а её превращение в знание возможно, когда будущий учитель осмыслил эту информацию». «Информация существует как хранящиеся и передаваемые в обществе тексты (в обобщенном понимании этого слова), а знания существуют как личное достояние знающих» (В.Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Романова, 1993).

Информация как продукт производства имеет следующие качественные отличия от других видов производимой человеком продукции (Г.М. Коджаспирова, К.В. Перов, 2002): не уменьшается при потреблении; обладает возможностью одновременного использования многими потребителями; легко и быстро транспортируется на значительные расстояния; производство разнообразной информации возможно с помощью универсальных средств; отсутствуют пределы в росте потребностей в информации; производство и потребление информации сливаются в единый процесс.

Для измерения смыслового содержания информации наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические (смысловые) её свойства со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется тезаурус пользователя - совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Максимальное количество семантической информации потребитель приобретает при согласовании её смыслового значения со своим тезаурусом, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные, отсутствующие в его тезаурусе, сведения.

Н.В. Макарова (2006) считает, что возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными её потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность (полнота), доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

В современном мире информация стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития - так называемое «информационное общество». В этом обществе открывают принципиально новые перспективы решения глобальных проблем земной цивилизации. Информатизация создает небывалые по своей мощности познавательные и коммуникативные средства (без компьютерной техники, например, была бы невозможна расшифровка генома человека), она изменяет направленность технического развития, а главное, перемещает основные приоритеты с потребления вещества и энергии на потребление информации, придавая ей тем самым более высокий ценностный ранг (О.И. Семенков, 2003).

Современная жизнь сопряжена с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. В производстве, где человек освободил себя от тяжелого физического труда, технологические процессы в основном ориентированы на освоение и переработку информации и на принятие быстрых оперативных решений в ответ на изменившуюся ситуацию. Возросшие скорости передвижения человека в пределах определенной местности обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значительной степени с незнакомыми людьми. Мозг современного человека должен находиться в постоянной готовности принять, переработать информацию и выдать решение при минимальных мышечных напряжениях. Но при возросшем потоке количества информации он остался нетронутым, и не изменилось время, в течение которого необходимо освоить этот многократно возросший поток. Отсюда становится понятно, какую огромную нагрузку приходится выполнять мозгу современного человека. Появляются противоречия между существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации и ограниченными возможностями человека по её восприятию и переработке. Начиная с 1990 года, общая сумма знаний удваивается ежегодно. Существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее (Н.В. Макарова, 2005). Эксперты ВОЗ (Geneva, 1996) выделили проблему недостатка полезной информации как одну из наиболее общих, актуальных для отечественного образования.

В связи с этим, привычное представление об образованном человеке как о человеке, обладающем большим количеством знаний, в настоящее время утрачивает свою роль. Функции хранения, преобразования и распространения информации могут быть переданы соответствующим техническим устройствам. Сейчас умение добывать знания важнее самих знаний - способность к самообразованию важнее, чем собственно образование (О.А. Завьялова, 2002).

Как результат всех этих противоречий - наступает информационный кризис (А.Д. Урсул, 1990), в процессе которого на вершине иерархии ценностей подчас оказываются сенсационность и негативизм (О.А. Завьялова, 2002).

Представления о том, какими знаниями и умениями должен обладать человек, живущий в эпоху всеобщей компьютеризации и информатизации, нашли свое воплощение в появлении такой его характеристики как информационная культура. В нашей работе нас интересует информационная культура участников образовательного процесса, к числу которых в полной мере можно отнести как самих студентов, так и обучающих их преподавателей и администрацию ВУЗов.

Б.С. Гершунский (1990) отмечает: «Культура (отнюдь не обязательно гуманитарная, художественная, в равной мере это относится и к технической, технологической и т.п.) - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. На уровне культуры - высшем иерархическом уровне в цепочке «грамотность - образованность - профессионализм - культура» - может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность. Именно этот уровень должен стать объектом первоочередного внимания не только профессиональных культурологов, но и педагогов, которые затем путем дедуктивного распространения могут предложить соответствующие модели профессиональной компетентности, образованности и грамотности».

Распространение в педагогической теории и практике идей гуманизации и гуманитаризации образования привело к отказу большинства исследователей от технократической трактовки понятия информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, в пользу её культурологического толкования. Акцент со слова «информационная» сместился на слово «культура». В современных исследованиях информационная культура рассматривается как часть общей культуры личности и представляет собой совокупность норм, ценностей, знаний и умений, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.

Ориентируя будущее поколение на ценность не любой информации, а только имеющей определенные свойства, можно улучшить «экологию» информационного пространства, избавившись от значительного количества зачастую вредного «информационного мусора» (О.А. Завьялова, 2002).

Научный прогресс изменяет требования к содержанию и уровню знаний студентов, их творческому развитию, к надежности подготовки специалистов, к их умению совершенствовать те или иные области приложения научных знаний. Развитие высшей школы, в свою очередь, является одним из условий научно-технического прогресса, ибо подготовленные специалисты осуществляют дальнейшее развитие науки и техники. Поэтому, определяя содержание, необходимо «включать не только то, что входит в науку и практику сегодня, но и то, что будет в нее входить в предвиденном завтра, на основе главных идей и направлений её развития» (С.И. Архангельский, 1974).

Экс-министр общего и профессионального образования Российской Федерации В.Г. Кинелев в докладе на II Международном конгрессе «Образование и информатика» отмечал, что «обращаясь к важности фундаментальности профессионального образования, речь не должна идти об обеспечении овладения всеми знаниями, ибо в наш век их прирост и обновление приобрели такие быстрые темпы, которые при всем желании не могут позволить человеку их освоить, а об акцентировании внимания на освоении самых существенных, фундаментальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, представленного миром космоса, миром человека и общества. Специфика этой системы образования, очевидно, должна проявляться в том, что образовательная система должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном, самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека».

Подходы к формированию содержания учебной дисциплины базируются на рассмотрении содержания и организации учебного процесса в органическом единстве.

Современный уровень образования напрямую связан с включением в него новых информационных технологий (НИТ), а информатизация образования является одним из важнейших направлений информатизации России.

Под НИТ Д.Е. Прокудин (1998) понимает совокупность внедряемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных.

В.В. Губарев и Л.H. Иванов (1989) определяют НИТ как совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием, внедрением и применением методов, способов, действий, правил и навыков, используемых для получения новых сведений, знаний, для сбора, обработки, выделения и применения информации с целью удовлетворения информационных потребностей общества в требуемом объеме.

Применив НИТ в области образования, приходим к понятию «новые информационные технологии в образовании» (НИТО).

В.И.Гриценко и Б.Н. Паньшин (1988) определяют НИТО, как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.

НИТО подразумевают научные подходы к организации учебно- воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Г.М. Коджаспирова и К.В. Петров (2002) отмечают, что в настоящее время развиваются следующие направления НИТО:

- универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т.п.);

- компьютерные средства телекоммуникаций;

- компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

- мультимедийные программные продукты.

Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение - такая система обучения, в котором одним из средств информационно- вычислительной техники выступает компьютер. Однако современные разнообразные средства информационно-вычислительной техники все больше развиваются на основе последних достижений макро - и микроэлектроники, поэтому многие специалисты предлагают использовать общий термин - электронное обучение, то есть обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Различают два основных вида электронного обучения:

- рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, видеомагнитофонов, телевидения и других подобных средств информационно- вычислительной техники);

- интерактивное - обучение в процессе взаимодействия человека и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко - машинного антропоцентрического интеллекта, в экспертных обучающих системах и др. (В.А. Извозчиков, 1991).

Таким образом, мы можем кратко определить НИТО как синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно- вычислительной техники (математических, технических, программных, информационных, аппаратных и др.).

Современные средства информационно-вычислительной техники, применяемые в обучении, уже довольно давно вошли в наши образовательные учреждения и в течение второй половины XX века получили широкое распространение.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит - 25% видимой информации, когда видит и слушает - 65% получаемой информации. Необходимость применения информационно-вычислительной техники, которая в качестве аудиовизуальных средств может воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека - управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость применения информационно-вычислительной техники обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. Информационно- вычислительная техника помогает выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. При рациональном использовании она улучшает условия труда, как преподавателя, так и студентов, при этом её ценность тем выше, чем в больших пределах она позволяет целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение информационно-вычислительной техники интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность будущих педагогов, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у студентов, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Можно условно выделить три уровня использования информационно- вычислительной техники: эпизодический, систематический и синхронный (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, 2002).

На эпизодическом уровне информационно-вычислительная техника используется преподавателем от случая к случаю, на систематическом - позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие её представления для восприятия, когда преподаватель продуманно и последовательно включает её в процесс обучения. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением информационно-вычислительной техники на протяжении всего занятия или значительной его части.

В качестве средств информационно- вычислительной техники выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и другие средства.

А.Н. Шмелев (Тула, 2005) выделяет следующую классификацию аппаратных и программных средств:

- компьютеры и их периферийное оборудование (ПЭВМ, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и т.п.);

- средства преобразования и манипулирования аудиовизуальной информацией (устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства мультимедиа, «виртуальной реальности» и т.п.);

- средства передачи информации (локальные и глобальные компьютерные сети, современные средства связи - факс, телекс, модем, спутниковая, радио и телефонная связь и т.п.);

- программные комплексы (операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т.п.).

В.Г.Климов (Пермь, 2003) пишет, что НИТО «...выстраиваются на использование комплекса программно-аппаратных средств, которые исходя из масштабности охвата пользователей ЭВМ, аппаратных характеристик компьютеров и способов управления ими, а также возможности их применения в различных сферах учебно-познавательной деятельности, можно классифицировать следующим образом»: персональный компьютер; многотерминальная ЭВМ; локальная вычислительная сеть; интрасеть; глобальная информационная сеть; специализированные средства.

Учитывая положительные моменты использования компьютерной техники в учебном процессе, можно в целом заметить, что в современных информационных условиях общества НИТО играют основополагающую роль в реализации потребности современного человека к своему совершенствованию как в профессиональном, так и общекультурном отношении. Об этом российские ученые уже писали несколько лет тому назад. Так, например, В.С Леднев (1989) в своих работах обращал внимание научной общественности на компьютерные средства обучения и необходимость их доведения до современного уровня.

Рассматривая понятие «информационное сопровождение образовательного процесса» В.И. Богословский (2000) отмечает, что под этим следует понимать «...социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составную часть информационно - педагогической деятельности».

Современное состояние информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущих педагогов в ВУЗе характеризуется следующими проблемами: необходимостью определения структуры информационного сопровождения для обучения с максимальной степенью эффективности; потребностью в оптимизации представления учебного материала в электронном виде; низкой готовностью преподавателей и обучаемых к вхождению в современную информационно-образовательную среду; ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса; необходимостью сохранения и укрепления здоровья в процессе использования современных средств информационно-вычислительной техники; потребностью в повышении качества учебного материала, качества обучения в соответствии с образовательными стандартами.

По проблемам информационного сопровождения в ВУЗе были проведены диссертационные исследования следующих авторов: Л.H. Акуловой (2005), А.А. Белан (2001), А.А. Глушенко (1998), И.Л. Горбачева (2000), В.Г. Климова (2003), Т.А. Лавиной (1996), АЛО. Линденгольца (2004), О.И. Немирова (2004), А.А. Пасковой (2002), Д.Е. Прокудина (1998), М.Б. Челышковой (2001), К.А. Чернышева (2000), А.Н. Шмелева (2005), В.Ф. Шолоховича (1995).

В диссертационном исследовании Л.Н. Акуловой (2005) исследовано информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического ВУЗа и сформулированы основные направления его совершенствования.

В работе А.А. Белан (2005) проведен анализ информационной парадигмы современного образования и выявлены особенности информационного подхода к обучению; разработана информационная модель обучения, на основе современных достижений различных областей науки (педагогики, психологии, психолингвистики, языкознания и др.); выявлены основные принципы реализации информационного подхода в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе: развитие личности студентов, построение процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучаемого; направленность на развитие интеллекта, творческих способностей будущих учителей; системность, обеспечивающая единство подходов в решении образовательных задач при построении и реализации разработанной информационной модели обучения; обоснованы организационно-педагогические условия реализации разработанной модели обучения; определена методика оценки эффективности использования информационной модели обучения в ВУЗе.

В.Г. Климовым (2003) выявлено, «что система обучения, построенная на основе информационных и коммуникационных технологий, отличается от традиционной профессиональной подготовки (во всех ее формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной) целями, принципами, содержанием образования, методами и технологиями, характером деятельности педагогов и студентов, а также конечными результатами: владением информационной культурой в процессе практической деятельности, повышением квалификации в сфере обслуживания и эксплуатации сложных технических устройств на основе современных компьютерных программ».

Проблемы информационной культуры рассмотрены в диссертации A.IO. Линденгольца (2004). Автор пишет, что «информационная культура сегодня - это не только умения и навыки элементарного общения с персональной ЭВМ, предназначенные для массового пользователя... Информационная культура заключается в том, чтобы он мог получать значимую информацию о субъектах и объектах образовательного процесса, мог её компетентно проанализировать и использовать в своей профессиональной деятельности...». Автор теоретически обосновал и экспериментально проверил комплекс педагогических условий, способствующий активизации деятельности педагогов по использованию информации в образовательном процессе профессионального колледжа, обосновал единство методической работы, системы повышения квалификации и аттестации кадров с нормативно - правовыми, информационно-коммуникативными, перспективно-целевыми, деятельностно-стимулирующими предпосылками профессиональной деятельности педагогов в колледже.

А.А. Паскова (2002) в своем исследовании пишет, что «...только при массовом овладении учащимися компьютерной грамотностью, возможно решить стратегические задачи развития информатизации образования...» и теоретически обосновывает и экспериментально подтверждает организационно-педагогические условия этого процесса.

В работе К.А. Чернышева (2000) описана теоретическая модель информационного обеспечения образовательного процесса высшей школы, разработан способ построения этой модели и модели переработки информации, выявлены педагогические условия информационного обеспечения образовательного процесса высшей школы.

В диссертационном исследовании А.Н. Шмелева (2005) рассматриваются педагогические условия и принципы обеспечения эффективного использования информационных технологий в предметной подготовке будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Информационное сопровождение представляет собой мощный ресурс активизации человеческого фактора, научной организации деятельности общеобразовательных учреждений в современных условиях. Образование, основанное на представлении полной, глубокой, достоверной и своевременной информации становится более рациональным и дает возможность принимать оптимальные решения при минимальных затратах.

Очевидно, что успешная реализация информационного сопровождения обучения способствует адаптации субъекта образовательной деятельности к современной информационной среде и формированию у будущего педагога уровня информационной зрелости, достаточного для обеспечения самостоятельности личности в различных сферах жизнедеятельности информационного общества.

И.И. Брехман (1990) писал, что «…человека постоянно воздействуют три потока информации: сенсорная, воспринимаемая органами чувств через первую сигнальную систему, вербальная (устное и письменное слово) - через вторую сигнальную систему, и структурная (компоненты пищи и вдыхаемого воздуха), поступающая через желудочно-кишечный тракт и органы дыхания...».

Ученый показал связь информации и здоровья: он определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». Организм имеет определенную пропускную способность восприятия информации и ограниченные резервы для защиты от неблагоприятных последствий резких изменений её количества и качества.

В современном информационном мире человек может чувствовать себя вполне здоровым, только если он обладает, наряду с другими компонентами, знаниями в области информационной культуры, умеет правильно, не вредя своему здоровью, работать с компьютерной техникой. Кроме того, четко прослеживается и обратная связь: у человека формируется информационная культура и правила работы с компьютерной техникой, если он является здоровой личностью.

Рассматривая формирование здорового образа жизни, необходимо учитывать многомерность образовательного пространства, включающего межгосударственный, государственный, региональный и муниципальный уровни, а также непрямое информационное (СМИ, церковь, искусство) и прямое воспитательное (семья, сверстники, учитель) воздействия (И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова, 1998).

Мы полностью согласны с мнением B.C. Кукушкина (2006), что результативность образования может быть достигнута только при наличии информационного профессионализма и информационной культуры, основанных на образовательном фундаменте в виде компьютерной грамотности. Таким образом, говоря словами автора, можно сказать, что культура здоровья будущего педагога развивается путем последовательного достижения гигиенической грамотности, образованности и профессиональной компетентности в области здоровья при условии параллельного формирования информационной культуры студента.

К содержательным компонентам культуры здоровья относятся: физическая культура, гигиеническая культура, культура питания, культура потребления медицинских услуг, культура поведения, речи, общения, культура труда, быта и семейных отношений, экологическая культура, культура безопасности (Т.В. Карасева, Т.В, Гиголаева 2003). В число этих компонентов нами включена информационная культура.

Включая в содержание культуры здоровья информационную культуру, мы учитываем, что наиболее высокий уровень развития ее проявляется в характеристиках компетентности в области информационных технологий: способность к деятельности в современной инфосреде; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования и передачи информации; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, рефлексии, творческих качеств (B.C. Кукушкин, 2006).

Учитывая все вышесказанное, мы можем утверждать, что информационная культура - одно из слагаемых культуры здоровья будущего педагога. Она проявляется в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации; в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии; в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; во владении основами аналитической переработки информации; в овладении практическими способами работы с различной информацией; в знании морально-этических норм работы с информацией и сохранении при этом своего здоровья и здоровья обучаемых.

Уровень информационной культуры должен соответствовать требованиям современного общественного развития и напрямую зависит от полноты знаний о производстве, закономерностях развития и совершенствования информационных процессов и технических средств их осуществляющих. Вместе с тем, информационная культура участника образовательного процесса требует такой деятельности, которая была бы направлена на создание наиболее благоприятных условий для освоения и применения профессионально-педагогической и образовательной информации. Студентам высших учебных заведений необходимо в процессе своей учебы и будущей профессиональной деятельности не просто хорошо ориентироваться в большом потоке научной информации, но уметь перерабатывать и адаптировать её к работе со школьниками.

Поэтому образовательный процесс в ВУЗе должен ориентироваться не на передачу как можно большего объема знаний будущим педагогам, а на формирование у них мобильности, умения приспосабливаться к новым образовательным и информационным технологиям (Е.С. Палат и др., 2001). Для этого необходимо вызвать у человека потребность в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, необходимо показать, где и как могут быть применены получаемые им знания и, кроме того, созданы условия для их практического использования, то есть, сформирован устойчивый профессиональный интерес.

Активное самосовершенствование, инициативное выполнение предписаний и рекомендаций, поиск адаптационных возможностей, вариативность проявления активности и действий в изменяющихся условиях - это результат воспитания, обретения на основе обучения и самообучения способности качественно перерабатывать информацию и принимать самостоятельные решения. Поэтому для формирования культуры здоровья необходима информационная система, плодотворно использующая и применяющая информационные системы физической культуры и медицины, кибернетики и физиологии, биохимии и психологии и учитывающая основные особенности целей, условий и факторов, влияющих на формирование культуры здоровья, организуемая и обеспечиваемая социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами.

 

АВТОР: Лощаков А.М.