15.06.2012 6498

Модель специалиста по социальной работе с военнослужащими и членами их семей

 

Изучение состояния и перспектив подготовки, будущих специалистов по социальной работе с военнослужащими и членами их семей требует предварительного рассмотрения такого понятия, как «готовность к профессиональной деятельности».

Как показал проведенный нами анализ термины «подготовка» и «готовность» очень тесно связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что подготовка к профессии есть не что иное, как формирование готовности к ней, а система установок на труд, устойчивая ориентация на выполнение трудовых заданий, общая готовность к труду является психическим результатом профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка это сложное структурное и динамическое образование, центральным ядром которого являются положительные установки, мотивы, ценности профессии. Сюда входят также и профессионально важные качества личности, способности, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, определенный опыт применения их на практике. Профессиональная подготовка находиться в единстве с направленностью на будущую профессиональную деятельность.

Профессиональная готовность - не только результат, но и цель профессиональной подготовки, начальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектический характер готовности к профессиональной деятельности как качества и как состояния, а также как динамического процесса.

Установив важную причинно-следственную зависимость понятий «профессиональная подготовка» и «профессиональная готовность», мы посчитали необходимым осветить ряд аспектов, связанных с сущностной и содержательной характеристикой готовности к рассматриваемой профессиональной деятельности.

Изучение философской, психологической и педагогической литературы по данной проблематике показало, что понятие «готовности к деятельности» не имеет однозначной трактовки.

В самом общем виде готовность к какой-либо деятельности определяется как возможность, предрасположенность субъекта осуществлять деятельность на достаточно высоком уровне.

В современной литературе в основном встречаются толкования готовности как состояния и как качества личности.

В первом случае готовность рассматривается как особое психическое состояние, промежуточное между психическими процессами и свойствами личности, т. е. речь, идет о временной готовности и работоспособности, предстартовой активизации психических функций, умении мобилизировать физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Как психическое состояние, готовность определяется внутренним настроем на определенное поведение, установкой на активные и целесообразные действия в работе. В структуре состояния готовности можно выделить следующие компоненты:

- Познавательный компонент (степень осмысленности предстоящей работы, сосредоточенности на ней, понимание задач, оценка их значимости, знание способов решения поставленных задач, прогнозирование результатов деятельности и т. д.);

- Эмоциональный компонент    (эмоциональный настрой, чувство ответственности и т. д.);

- Мотивационный компонент (система мотивов и установок);

- Волевой компонент (мобилизация сил, преодоление неуверенности и др.).

- Во втором случае готовность рассматривается как профессионально значимое качество личности. Профессионально значимое качество личности объединяет в себе:

- Положительное отношение к деятельности, определяющееся достаточно устойчивыми мотивами деятельности;

- Адекватные требования профессиональной деятельности чертам характера, способностям, проявлениям темперамента;

- Необходимые знания, умения и навыки;

Устойчивые профессионально важные особенности процессов отражения и мышления.

Рассматривая готовность как профессионально важное качество и как устойчивую характеристику личности, М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович включили в ее структуру следующие компоненты:

- мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы);

- ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

- операционный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями и навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей);

- оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности и соответствие процесса решения профессиональных задач оптимальным трудовым образцам).

На наш взгляд, наиболее удачным представляется комплексный подход, где готовность к профессиональной деятельности рассматривается одновременно на личностном, функционально-психологическом и психофизиологическом уровнях анализа. В рамках данного подхода явление готовности раскрывается как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно осуществлять ведущую деятельность и выполнять свои профессиональные функции, т. е. готовность к профессиональной деятельности представляет собой развитую систему убеждений, взглядов, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, навыков, умений, установок, настроенности на определенное поведение. Такая готовность достигается в ходе моральной, психологической, профессиональной и физической подготовки и является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями профессиональной деятельности.

Примером такого подхода является структурная организация профессиональной готовности, предложенная В. А. Сластелиным. Он выделил в профессиональной готовности:

- Психологическую готовность, т. е. сформированную (с разной степенью) направленность на деятельность, установку на работу;

- Научно-теоретическую готовность, т. е. наличие необходимого объема педагогических, психологических, социальных знаний, требующихся для компетентной профессиональной деятельности;

- Практическую готовность, т. е. наличие сформированных на требуемом уровне профессиональных умений и навыков;

- Психофизиологическую готовность, т. е. наличие соответствующих предпосылок для овладения профессиональной деятельностью, сформированность профессионально значимых личностных качеств;

- Физическую готовность, т. е. соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям профессиональной деятельности и профессиональной работоспособности.

Сложнейшей задачей изучения готовности к деятельности является выделение ее основных компонентов, иначе говоря, ее структуры.

К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией о подструктурах личности, в структуре готовности выделяет три взаимосвязанных стороны: моральную готовность, психологическую и профессиональную. Качества, определяющие моральную готовность, автор относит к социально-обусловленной стороне личности, психологическую - к стороне, объединяющей индивидуальные особенности психических процессов, профессиональную - к опыту личности.

Р. Д. Санжаева, считает, что готовность к профессиональной деятельности имеет сложную динамическую структуру и включает в себя следующие компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиям к личности); операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей); оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).

К. М. Дурай-Новакова определяя структуру профессиональной готовности, выделяет в ней пять компонентов:

- Мотивационный (профессионально значимые потребности, интересы и мотивы деятельности);

- Ориентационно-познавательный (знание и представление о содержание профессии, требованиях профессиональных ролей, способах решения профессиональных задач);

- Эмоционально-волевой (чувство ответственности за результат деятельности, самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение профессиональных обязанностей);

- Операционно-действенный (мобилизация и актуализация профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально значимых свойств личности, адаптация к требованиям, предписаниям профессиональных ролей и к условиям профессиональной деятельности);

Установочно-поведенческий («настрой» на добросовестную работу).

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что структура профессиональной готовности специалистов по социальной работе включает в себя четыре компонента:

- Мотивационная готовность: мировоззрение и направленность личности, выражающие потребности, интересы, идеалы, стремления, нравственные качества личности, соответствующие избранной профессиональной деятельности.

- Теоретическая готовность: определенный уровень профессиональных знаний.

- Практическая готовность: наличие когнитивных, коммуникативных, конструктивных и организационных умений.

- Креативная готовность: стремление к самоопределению и творческой активности в профессиональной деятельности и наличие опыта творческой деятельности.

Теоретические посылки, изложенные в рассмотренных нами подходах к определению сущности и структуры готовности к профессиональной деятельности, позволяют заключить, что в целом готовность рассматривается как:

- активное состояние личности, вызывающее деятельность;

- качество личности, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи.

- предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что система профессиональной подготовки в вузе должна учитывать следующие особенности:

- профессиональная готовность является фундаментальным условием успешного выполнения деятельности;

- профессиональная готовность позволяет модифицировать действия в случае возникновения трудностей, что чрезвычайно важно для успешного разрешения сложных ситуаций;

- профессиональная готовность детерминирует упорядочивание и гармонию в процессе труда всех компонентов профессиональной деятельности;

- профессиональная готовность персонифицирует процесс профессиональной подготовки;

- профессиональная готовность обеспечивает положительный эффект подготовленности студентов;

- профессиональная готовность - это конкретизация процесса самовыражения, самореализации студента;

- профессиональная готовность способствует профессиональной идентификации и самоопределению в профессии;

- профессиональная готовность выступает интегральным показателем эффективности работы высшего учебного заведения.

Все эти особенности делают весьма актуальной проблему формирования готовности к будущей профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Для выявления путей совершенствования профессиональной подготовки необходимо выделить показатели готовности, применимые к конкретной профессиональной деятельности. Разрабатывая показатели профессиональной готовности как один их компонентов системы, можно придать более четкую направленность всему процессу подготовки специалиста. При этом показатели готовности специалиста должны, во-первых, определять готовность обучающихся к постоянно изменяющейся профессиональной деятельности (обеспечение двойного опережения текущего социального заказа); во-вторых, критерии оценки готовности будущего специалиста должны отражать специфику профессиональной деятельности; в- третьих, показатели готовности должны оценивать не только результат профессиональной подготовки, но и весь процесс становления специалиста на различных этапах и ступенях непрерывного образования.

Чтобы специалист соответствовал требованиям, предъявляемым современным этапом развития общества, необходимо иметь ясное представление о том, какими качествами, знаниями, умениями и навыками он должен обладать. И здесь важно отметить, что развитие требований к специалисту идет в четырех взаимосвязанных направлениях. Во-первых, это повышение профессиональной компетентности специалиста, которая отражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Во-вторых, подготовка специалиста должна вестись таким образом, чтобы на базе полученного образования он имел возможность овладеть новой специализацией, при необходимости - новой специальностью. В-третьих, в современных условиях все большее значение приобретает совершенствование профессионально важных личностных качеств специалиста. В-четвертых, требования к специалисту изменяются в связи с тем, что постоянно идет процесс интеграции и дифференциации различных видов человеческой деятельности, т.е. с одной стороны, все большее значение приобретает овладение в процессе подготовки тем общим, инвариантным, что характерно для различных видов деятельности, а с другой профессиональные требования все больше дифференцируются в зависимости от специфики конкретной деятельности.

Поэтому система подготовки должна функционировать в соответствии с реальными требованиями профессиональной деятельности специалиста определенной квалификации. Квалификационная характеристика должна опираться на тщательный анализ тех функций, который задаются обществом, и отражать внутреннюю структуру профессиональной деятельности. Так возникает проблема моделирования специалиста.

Моделирование - это материальное или мысленное, изоморфное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования системы. С помощью моделирования возможно отвлечение от таких свойств системы, которые выступают как несущественные в данном конкретном отношении. Используя моделирование, возможно, перейти от аналитического изучения отдельных свойств, форм и процессов к синтетическому познанию целостных систем в контролируемых условиях. Модель, являясь упрощенным прототипом объекта, не может быть тождественной, аналогичной ему во всех отношениях. Но именно благодаря упрощению и схематизации модель допускает точный анализ и математическое описание, перенос полученных выводов на реальные условия.

Модель специалиста выступает системообразующим фактором высшего образования и одновременно является основой совершенствования профессиональной подготовки.

Заслуживают внимания модели личности профессионала, предложенные К. К. Платоновым. Эти модели являются эталоном, лежащим в основе отбора, подготовки, расстановки и воспитания профессиональных кадров. По мнению К. К. Платонова следует выделять три вида моделей профессионалов, различных по содержанию и методу получения. К ним относятся:

- нормативная модель профессионала, которая составляется чисто теоретически на основе существующих (или проектируемых) нормативных уставов, положений, инструкций, программ подготовки и т. д.;

- экспективная модель личности изучаемого или проектируемого профессионала обобщает мнение ряда экспертов, хорошо знающих данную профессию. Эта модель уже не может быть названа чисто теоретической, так как она обобщает практический опыт экспертов;

- эмпирическая модель личности профессионала - это модель реально существующего в определенных конкретных условиях типического среднего профессионала. Получается она путем эмпирического изучения и обобщения сведений о структурах личностей достаточно большой и возможно более репрезентативной группы лиц, работающих по изучаемой профессии.

Л. В. Топчий в основе модели специалиста по социальной работе выделяет два базовых компонента - паспорт специалиста и модель его подготовки. Разработка паспорта специалиста, по его мнению, предполагает рассмотрение двух параметров: во-первых, четкое уяснение личностных качеств специалиста, определение знаний и умений, и, во-вторых, определение сфер деятельности специалиста в различных областях социальной работы. При этом исследователь отмечает, что необходимо не допустить подмены видов и задач профессиональной деятельности должностными обязанностями, так как существует очевидный приоритет первых над вторыми.

Модель подготовки Л. В. Топчий трактует через разработку учебного плана, учебных программ. Наибольший интерес для нашего исследования представляет современная модель специалиста с высшим образованием, которая складывается из следующих составляющих:

- Описание всех видов функциональных обязанностей специалиста. Эта составляющая разрабатывается на основе всестороннего и глубокого анализа конкретной профессиональной деятельности.

- Информация опережающего характера, которая может потребоваться специалисту в обозримой перспективе.

- Гуманитарно-личностная и мировоззренческая составляющая. Совокупность вышеперечисленных составляющих обеспечивает способность специалиста решать реальные проблемы, выполнять профессиональные функции. Известно, что к числу таких функций принято относить диагностическую, информационную, конструктивно - проектировочную, организаторскую, коммуникативную, прогностическую, исследовательскую и оценочную.

В социальной работе к числу таких функций относят:

- аналитико-гностическую (выявление и учет на территории обслуживание семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществления их патронажа);

- диагностическую (изучение особенности семьи, группы людей, личности, установление причин возникающих у них трудностей;

- организаторскую (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граждан, участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории);

- прогностическую (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретной личности, микросоциума, деятельности различных институтов, участвовавших в социальном формировании личности);

- предупредительно - профилактическую (предусматривает и приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений в обществе, группе, поведении отдельного индивида);

- социально - психологическую и активационную (социально - психологическая реабилитация, психокоррекция, социотерапевтическая помощь, направленная на содействие в активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, лиц социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

- коммуникативную (способствуют включению добровольных помощников, самих клиентов в социальную работу, совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом, участвуют в выработке единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, выявляют интересы и потребности в различных видах деятельности);

- охранно - защитную и действенно - практическую (использует арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия на клиента, способствуют в оказании необходимой помощи и поддержки инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и другим группам населения, в том числе, в улучшении их быта, жилищных условий, содействие в помещении нуждающихся в стационары, учреждения органов здравоохранения);

- социоинтегративную (объединяет различные области знаний для решения проблем социальной сферы);

- эвристическую (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Характеристики вышеперечисленных структурных компонентов профессиограммы в целом составляют каркас готовности к деятельности в рамках рассматриваемого направления социальной работы и позволяют нам выявить критерии сформированности готовности к данному виду деятельности и разработать систему ее формирования.

 

АВТОР: Луговая О.М.