15.06.2012 2685

Общие проблемы применения тестовых технологий в системе профессионального образования

 

Совершенствование системы высшего профессионального образования (далее ВПО) в условиях интеграции в мировое образовательное пространство актуализирует проблему обеспечения качества образования. Гарантия качества образования лежит в основе параметров качества обучения, формирующих образовательный процесс. В условиях, когда качество обучения является движущей силой технологического и общественного прогресса, гарантия качества приобретает свои собственные аспекты, влияющие на изменения образовательных стандартов и учебных программ.

Оптимальным решением проблем обеспечения качества профессионального образования, в этой связи, видится в разработке и внедрении внутри ВУЗовских систем оценки качества образования на основе стандартов, разработанных ENQA (Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования) и др. Внедрение стандартов качества в систему профессионального образования призвано обеспечить гарантии качества за счет соответствия целому ряду требований, которые включают в себя: формализованную политику, официальные механизмы утверждения периодических проверок и мониторинга программ и степеней, системы оценивания достижений обучающихся, системы аттестации, повышения квалификации и пр. Разработке методологических основ новой концепции оценки качества посвящены работы ученых в области квалиметрии образования, таких как Н.Ф. Ефремова, О.Е. Пермяков, А. И. Субетто, С.А. Сафонцев, Н. А.Селезнева, Ю.Г. Татур, B.C. Черепанов и др. В рамках данной концепции происходит интеграция основных категорий образовательного пространства: образование рассматривается как совокупность «процесса» и «результата». В этих условиях категория результата образовательного процесса из итогового компонента, имеющего триединую сущность (единство результатов обучения, воспитания и развития) модифицируется в многоуровневую и многокомпонентную категорию. В работе под результатом профессионального образования понимаются ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей и компетенций.

Изменения содержания обучения в системе профессионального образования, основанные на внедрении государственных образовательных стандартов, ориентация на овладение базовыми профессиональными компетенциями влечет за собой и изменения в контрольно-оценочной системе как составляющей системы управления качеством образования: на основе анализа результатов контроля проверяется не только качество обучения, но и эффективность образовательных технологий в целом, вырабатываются корректирующие мероприятия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и пр. При этом необходимо отметить, что в общем виде под качеством обучения понимается уровень подготовки обучающихся, состав проверяемых знаний, умений и навыков (ЗУН), их структура и сформированность компетенций. Современное понимание качества профессионального образования включает в себя такие характеристики, как уровень и объем знаний, концептуальность и системность знаний, устойчивость, долговременность и перспективность знаний, фундаментальность и практичность, сложившийся тип профессионального мышления, способность синтезировать знания по изменяющимся условиям деятельности, т.е. стиль деятельности и уровень профессиональной подготовки.

Одним из основных объектов контрольно-оценочной деятельности, с позиций измерения результата образовательного процесса, являются учебные достижения как фундаментальная основа формирования профессиональных компетенций обучающихся.

Вопрос о количественном измерении уровня качества учебных достижений был сформулирован и поставлен как педагогическая задача еще в советской педагогике в 30-е годы XX века. С.Г. Шаповаленко, анализируя государственную программу по химии, писал: «Объем знаний является количественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса, что характеризует качество обучения».

Контроль качества учебных достижений - главная составляющая процесса обучения. Если рассматривать обучение как процесс, то он может быть представлен такими ключевыми компонентами как целеполагание, деятельность и контроль. В современной дидактике при описании уровней учебных достижений подходят через определение целей и задач изучения дисциплины. Согласно словарю по общественным наукам целеполагание - смыслообразующее содержание практики, состоящее в целеформировании и целереализации. Целеформирование - формирование цели как субъективно-идеального образа желаемого. Целереализация - воплощение цели в объективно-реальном результате деятельности.

Важнейшей концептуальной проблемой системы контроля и оценки качества профессионального образования является определение и описание результатов обучения с позиций квалиметрического подхода. Вопрос о результатах образования и качестве результатов образования до сих пор остается дискуссионным. Значительная часть исследовательских работ посвящена описанию критериальной базы оценивания результатов обучения через описание целей обучения и др.

Основные требования к уровню результатов профессионального образования представлены в государственных образовательных стандартах, которые помимо федеральных, региональных и внутри ВУЗовских требований, включают и международные ориентиры.

С позиций квалиметрического подхода результаты обучения должны обладать свойством диагностичности, что позволяет количественно измерить качество учебных достижений обучающихся. Согласно этому положению, цели обучения должны формулироваться на языке тех задач, для решения которых необходимы подлежащие усвоению знания, умения, убеждения, эстетические чувства и т.д.

В современной теории педагогических измерений цели обучения в профессиональном образовании описываются через таксономию учебных целей. Под таксономией педагогических целей понимается система, содержащая упорядоченную классификацию целей, используемая при планировании обучения и оценки его результатов, являющаяся надежным инструментом при проверке новых курсов.

Таксономия позволяет описать структуру целей, степень их сложности и взаимные отношения. Основу таксономии составляет операционализация учебных целей. Операционные цели содержат описание конечного поведения студента (действие и содержание описания), условия его проявления и стандарты (критерии) его достижения. Таким образом, таксономия учебных целей является инструментом, позволяющая выходить на качественный и количественный анализ результатов обучения.

Среди наиболее применяемых в практике профессионального образования можно отметить таксономии целей обучения В.П. Беспалько, Б.С. Блума, Д. Толлингеровой, Н.Ф. Талызиной, К. Денека и др. Основополагающей идеей данных таксономий является определение результатов обучения через уровни усвоения знаний, умений и навыков.

Особо в этой связи нужно отметить, что эффективность применяемой системы контроля качества учебных достижений обучающихся зависит не только от диагностично сформулированных целей и результатов обучения, но от качества и эффективности применяемых средств контроля.

В системе профессионального образования традиционно применяются следующие средства контроля качества образовательных достижений обучающихся: устный и письменный опрос, практические, лабораторные задания, коллоквиумы, рефераты, доклады, курсовые, проектные и выпускные квалификационные работы (дипломы) и т.д. Переход от усвоения знаний, умений и навыков к овладению ключевыми профессиональными компетенциями требует новых технологий и средств контрольно-оценочной деятельности. В процессе перехода на новую парадигму, изменения в понимании содержательных характеристик результата образовательного процесса возникла потребность не только в совершенствовании традиционных методов контроля качества учебных достижений, но и в разработке и применении новых технологий, реализующих собой принципы объективности, научной достоверности, оперативности сбора и обработки информации и т.д. В последнее время наряду с традиционными формами контроля качества учебных достижений стало применяться педагогическое тестирование как одно из наиболее стандартизованных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, которое лишено таких традиционных недостатков других методов контроля, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность и бессистемность оценок и т.п. Современное педагогическое тестирование представляет собой комплекс стандартизованных методов измерения тех параметров человека, которые определяют уровень его профессиональной подготовленности и соответствие образовательным стандартам в конкретной области знаний. С 90-х годов XX в. отмечается активное применение тестирования в сфере профессионального образования для различных целей: самоаттестации учебных заведений, отбора кандидатов для дальнейшего обучения, независимой оценки качества образования, кроме того педагогические и психологические тесты становятся главным средством в системах педагогического мониторинга. По мнению ряда исследователей в области педагогических измерений и др. вопрос о необходимости тестов в педагогике давно уже позитивно решила практика.

Так, А. Анастази отмечает, что применение педагогических тестов реализует объективность и единообразие при оценке знаний. Кроме того, они «выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направления последующего и обеспечивают мотивацию обучающего». В то же время «во всех тех случаях, когда индивиды прошли одну и ту же или весьма похожие учебные программы, основанные на этих программах тесты достижений могут стать эффективными указателями будущих успехов испытуемых, но в этом случае тесты достижений, разумеется, должны оцениваться в зависимости от их корреляции с критерием». В свою очередь, Д. Эденборо считает, что применение педагогического тестирования наиболее эффективно для контрольно-оценочных процедур на овладение базовыми навыками. По мнению Э. М. Короткова, тесты в образовательном процессе может выполнять роли: информационно-поисковой системы, методического приема систематизации знаний, корректировки знаний, консультационной программы, средства оценки качества образования и его мониторинга, эмоциональной зарядки учебной деятельности.

В то же время практика применения тестовых технологий контроля уровня учебных достижений выявила проблемы между применением узко предметных тестов и необходимостью применения качественно новых педагогических измерительных средств. Изолированное и фрагментарное использование тестовых технологий не позволяет в полной мере реализовать функции контроля и диагностики, обеспечить комплексное оценивание уровней учебных достижений обучающихся. Помимо прочего, необходимо отметить, что главной особенностью педагогических тестов является «высокая степень чувствительности к их качеству». Поэтому приоритетной задачей обеспечения системы контроля и диагностики учебных достижений обучающихся является разработка надежных, валидных и технологичных тестовых измерителей в соответствии с передовыми достижениями в области педагогических измерений и дидактической тестологии.

 

АВТОР: Максимова О.А.