15.06.2012 4570

Электоральное поведение как социально-психологический феномен

 

В современной социологической, психологической и политической науках пока не сложилось общепринятого определения электорального поведения граждан. Тем не менее, это понятие очень широко используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня при прогнозировании и анализе результатов соответствующих выборов. Такой подход следует признать оправданным, поскольку проблема прогнозирования результатов выборов в силу объективной сложности анализа определяющих их факторов еще далека от удовлетворительного научного решения, а потребности практики сравнительно полно описываются тем спектром представлений и концепций, иногда противоречивых, которые в этой области уже выработаны.

Анализ хода и исходов современных избирательных кампаний показывает, что специалисты-практики в этой области при принятии решений значительно чаще опираются на собственный опыт и  интуицию, чем на данные объективных научных исследований об устойчивых закономерностях электорального поведения граждан и соответствующие научные представления и концепции. Необходимо учитывать, кроме того, что по законам сложившегося уже в России рынка политических услуг действующие на нем субъекты не склонны раскрывать реальные механизмы и факторы, определяющие результаты их деятельности. Бизнес в области политических услуг предполагает весьма высокий уровень, конфиденциальности, позволяющий, в частности формировать и поддерживать мифы о высокой эффективности применяемых на выборах политических технологий.

В результате такое сложное социальное явление как электоральное поведение граждан становится крайне сложным для научного анализа: на объективные трудности его изучения накладывается необходимость его демистификации и демифологизации. В противном случае исследователи рискуют описать и объяснить не устойчиво повторяющиеся образцы поведения граждан в области выборов, а, например, те образы этого поведения, которые были сформированы политическими технологами и, командами кандидатов для, целей пропаганды и агитации. Эти образы, как правило, обслуживают интересы тех или иных политических: сил или отдельных кандидатов, а потому не соответствуют реальности. Поэтому представляются достаточно полезными любые новые результаты в области анализа электорального поведения граждан и прогнозирования результатов выборов, а также принципы и методики соответствующего анализа.

Итак, под электоральным поведением мы будем понимать действия (или бездействия) электората, связанные с делегированием властных полномочий политическому субъекту (лидеру или партии) в процессе их взаимодействия.

Электорат - это граждане Российской Федерации (или стран СНГ), достигшие 18-ти летнего возраста и имеющие, согласно законодательству, право избирать и быть избранными.

Безусловно, электоратом считаются не только так называемые простые граждане, но и должностные лица, в том числе, и высокопоставленные, кандидаты всех уровней, их помощники, политические технологи, исследователи и другие. Электоральное поведение в этом смысле имеет отношение не только к избирателям, но и к тем, кто организует процесс выборов, принимает то или иное участие в: них, а также является заказчиком применения тех или иных технологий.

Мы разделяем точку зрения С.С. Котова и Е.В. Гришина, которые считают, что электоральное поведение теоретически и праксеологически продуктивно рассматривать с точки зрения теории конкретного действия, разработанной американским ученым Т. Парсонсом (1937 г. - «Социальная структура действия, 1951 г. - «Социальная система»).

Система действия - (по Парсонсу) включает в себя подсистемы с функциями адаптации, целедостижения, интеграции воспроизводства структуры, создания и поддержания символических образцов (ценностей, нормативов).

В ситуациях выбора-индивид придерживается следующих ценностных дихотомических стандартов:

- следовать общепринятому правилу или действовать ситуативно;

- ориентироваться на достигнутый статус «другого» или на предопределенный («приписанный» - пол, возраст и т.д.);

- стремиться к удовлетворению сиюминутного минимума потребностей или отказаться от них ради далеких, но более важных;

- ориентироваться на общие (диффузные) или специфические характеристики ситуации;

- действовать в расчете на собственные интересы или на групповые.

При выборе цели и средств каждый объект ориентируется на условия, нормы, отношения, ценностные стандарты (значимые нормы), степень мотивированности действия. Установки и мобилизационная готовность субъекта использовать свой энергетический, эмоционально-волевой и интеллектуальный потенциал для достижения цели создают динамическое соотношение деятеля и ситуации (проблемной, экстремальной, конфликтной, кризисной, тупиковой, стандартной и т.д.). Только личностная и собственно социальная подсистемы обладают способностью к мотивированному действию.

Таким образом, в системе Т. Парсонс выделяет следующие структурные элементы: ситуации, деятеля, цели, мотивы, средства достижения-цели, само действие: (совершение), регуляторы (нормы-стандарты, образцы-ценности), результаты действия.

Социальное действие составляет начало взаимодействия. В то же время оно может осуществляться в форме одностороннего давления, влияния на объект без ответной реакции, т.е. оставаться либо незамеченным, либо безадресным. Взаимодействие может не быть синхронным во времени и пространстве, а может быть встречно направленным не по цепочке «акция - реакция», а одновременно. Суть взаимодействия в обмене акциями и реакциями, стимулами-дарами и стимулами-карами, ценностями и идеалами, информационными возможностями, поведенческими образцами, т.е. символами атрибутами жизни, технологиями и определенными формами поведения (совокупностями мотивационных деяний или аффективных поступков реакций).

Взаимодействие может быть выражено как противодействие, содействие, бездействие в разнообразных модификациях.

П. Сорокин разделил взаимодействие на виды, в зависимости от характеров и свойств индивидов (их количества и качества - степени однородности и разнородности), актов и проводников (звуковое, светоцветовое, символическое, механическое и т.д.).

Взаимодействие по критерию актов делания-неделания (воздержания и терпения) может быть двусторонним обменом одинаковыми актами, а может быть односторонним (одна из сторон зависима, подвластна, ее поведение определяется чужой волей). По срокам взаимодействие может быть временным или, длительным (при соответствующих непосредственных или опосредованных контактах с непрерывным влиянием), по направленности отношений антагонистическим и солидаристическим, по степени осознания - сознательным или бессознательным. Солидарность П. Сорокин трактует как производную от сходства индивидов (механическая в первобытных общностях) и от несходства их функций (органическая на разделении труда в более современных обществах, где непохожесть делает индивидов взаимозависимыми и нужными друг другу).

Солидаристическое взаимодействие вызывается витальными, идеологическими и коммуникативными-потребностями не в меньшей мере, чем антагонизмы. Идеологические убеждения могут разъединять людей а самооборона от общего врага может делать людей солидарными. Нормативными отношения  становятся на основе многократного повторения, шаблонизации акций-реакций и закреплении привычек в обычаях, а затем и в правилах, институтах и организациях. Шаблоны (стереотипы) упорядочивают жизнь, но этого совсем недостаточно для солидаризации отношений, несмотря на подчинение людей «должному» или «дозволенному» и следование за организацией.

П. Сорокин отдельно рассматривает такие виды психического взаимодействия, как интеллектуальное, (обмен представлениями, понятиями и идеями в группах, во время обучения и т.п.), чувственно-эмоциональное (обмен эмоциями, настроениями, чувственными переживаниями) и волевое (обмен решениями регулирование воли и поведения других побуждением или принуждением, разжигание решимости).

Взаимодействующие индивиды при систематической тесной связанности друг с другом образуют (по Сорокину) «коллективное единство» наiоснове причинности. Он делит эти единства по характеру актов и проводников, а само взаимодействие рассматривает как социальное образование, особую реальную совокупность отношений между простыми группами. Таково общество, свойства которого не сводятся к сумме свойств изолированных индивидов. Не все социальные связи и отношения являются взаимодействием. Одностороннее воздействие одного объекта на другой может быть случайным, разовым действием, не приводящим к систематическому воздействию, или слишком слабым, чтобы вызвать отклик, изменения в другом объекте. Воздействие может быть настолько примитивным, что объект более сложной организации может даже не прилагать усилий для дифференцирования характера этого действия, т.е. не напрягает адаптивных усилий для различения «шумов», «помех», которые не приводят его в дисфункциональное состояние.

Воздействие людей друг на друга или на природу осуществляется на индивидуально-личностном, групповом, общественном уровнях - по критерию «степень интегративности». Процесс взаимовлияния всегда связан с характером и темпами изменений в социальных объектах - эволюционными, революционными, конфликтными, циклическими и т.д. Соответственно, и само взаимодействие может быть постепенным, плавным, естественным течением жизни, когда объекты упрочивают связи - и неспешно апробируют те или иные варианты и технологии саморазвития. При радикальной ломке традиционных форм устройства жизни взаимодействие становится: более экспрессивным, нетерпеливым, нажимным, а в организационном аспекте резко, экспансивным. Порой вопрос «кто кого» становится практическим, особенно при политическом ультрарадикализме.

С позиций масштабности, «охватности» общественной жизни взаимодействие может рассматриваться на микроуровне - локальном (местном, четко очерченном), региональном и общесоциальном уровнях. Социальность также отражает макроуровень, который может характеризоваться и как общечеловеческий, глобальный, затрагивающий объективные интересы всего человечества сохранение жизненных ресурсов, создание экологически совершенной техносферы, права человека, устранение ненависти и нетерпимости из отношений внутри вида «человек разумный», оздоровление генетического фонда человечества. Универсальность взаимодействия, способность людей охватить, этой формой действий все сферы жизни и все поколения обеспечиваются социальной преемственностью и целостностью, системным единством глобального общества, антропологическими связями.

Взаимодействие отличается от других форм действий и связей, отношений людей сильными адаптивными началами, непреложным требованием адекватности в реакциях на внешние стимулы.

Как известно, адаптивность - универсальное свойство, позволяющее органическому миру существовать и эволюционизировать. Биологическая адаптация роднит человека с животным миром, но не следует устанавливать непреодолимые барьеры между социальным и биологическим в познании адаптивных процессов. Для сложных биосистем характерна своеобразная предсоциальность. Внутривидовое приспособление человека, дифференциация межпопуляционного взаимодействия и развитие сложных отражательных способностей человека обусловили перевод приспособительных реакций человека на самопознающий уровень. Этот генетико-исторический факт обеспечивает произвольные поступки человека, и, тем не менее, для природы человека характерна сопряженность биологического и социального в удовлетворении адаптивных потребностей. Под сопряженностью понимается наличие «пограничных» звеньев адаптивного механизма общих моментов в относительно самостоятельном развитии адаптивных процессов.

В современной научной литературе можно условно выделить несколько подходов к изучению взаимосвязей социальной и биологической адаптации. Во-первых, исследуется диалектическое единство генетического и социально приобретенного как условие перехода от биологического к социальному уровню адаптации (Н.П. Дубинин, Т.Г. Дичев, Т.В. Карсаевская, Е.Н. Панов, Ю.Н. Плюснин и др.).

Во-вторых, рассматривается переход от индивидуального уровня приспособления к. над индивидуальному через формирование индивидуализированной' социальности человека и • постепенную (в: ходе эволюции): включенность его в социальные системы. В механизме такого перехода не только' биологические средства (аккомодация, селекция, упражнения органов и т.д.), но биосоциальные отражательные реакции, связанные с сознанием (И.И. Шмальгаузен, В.П. Казначеев, В.В. Козлов, Ф.З. Меерсон, А.В. Сахно и др.).

В-третьих, исследуются процессы адаптивного взаимодействия социальных систем с внешней средой (природной и, общественной), факторы адаптации. Эти вопросы нашли отражение в работах Л.П. Буевой, А.Б. Георгиевского, И. Калайкова Ю.А. Клейберга, Б.Ф. Ломова, Э.С. Маркаряна, А.Т. Москаленко, В.В. Новикова, В.П. Фофанова и других ученых.

Исследователи устанавливают три материально-сущностных уровня: организменный, популяционный социальный. Социальность трактуется как обусловленные устойчивые общественные связи высокой сложности в животном мире, обеспечивающие выживание в условиях взаимодействия.

Мы акцентируем внимание в своем исследовании на том, что сущностные основы социальности адаптивных процессов в обществе заключаются в способности человека к труду, взаимопреобразованию себя и среды в, процессе труда, в сознательном обмене информацией и деятельностью, для чего требуется ценностное, избирательное отношение к внешней среде и самопознание,. в особенности в таких экстремальных ситуациях как электоральное поведение.

По мере становления вида «человек разумный» адаптивная деятельность, специализируется, выделяется в разновидность предметно-практической деятельности, тесно связанной с различными проявлениями многогранной жизнедеятельности человека, свидетельством его социализации в обществе вообще и в конкретном социуме, в частности.

Сопряженность объясняется биосоциальной сущностью человека, его принадлежностью к органическому миру и зависимостью от этого мира. Адаптивные процессы обеспечивают выживаемость, человека в ситуациях, требующих мобилизации жизненных ресурсов, концентрации дополнительных усилий. Социальное в адаптации движет ее дальше проблемы выживаемости, однако без этого стабилизирующего условия конкретный адаптивный процесс не будет осуществлен, т.к. лишится субстрактного воплощения. На любых политических выборах индивид выбирает и возможность удовлетворения своих витальных потребностей.

Адаптация - закономерная связь общественного человека и сущностная функция всякой социальной системы и организации. Многие процессы в жизни, так или иначе,- требуют взаимодействия в адаптивной форме: труд, внутриструктурные изменения, миграция, нововведение, социализация. Без адаптивного взаимодействия трудно представить ненасильственное освоение культурных образцов, вхождение в новые социальные связи при смене жизненных вех, изменении социального статуса. С помощью адаптации в общественных отношениях реализуются сущностно-человеческие силы и возможности: в воспроизводстве рода, в труде, в общении, в творчестве, в самопознании. Содержание адаптивных процессов составляют целенаправленные практические усилия и операции, отражающие желание, готовность, способность и необходимость освоиться в конкретной ситуации или исполняемой субъектом основной деятельности, т.ч. и электорального поведения.

Адаптация характеризует состояние человека в момент овладения непривычной деятельностью или деятельностью в непривычных, незнакомых или же в забытых условиях. Например, участие в выборных кампаниях: кто- то идет впервые, кто-то после длительного перерыва и т.п.

В самом общем виде можно дать следующее определение адаптации. Социальная адаптация - это исторически обусловленная практическая деятельность, основное содержание которой составляет приспособление к условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с потребностями взаимодействующих сторон.

Интересные исследования по адаптации были проведены в зарубежных странах (И. Калайков, 3. Иванова, М. Аргайл, К. Аткинсон, Р. Раппопорт, Р. Ричардсон, А. Розенберг, Е. Собер, Р. Уильяме и др.). В работах зарубежных авторов можно выделить следующие ключевые моменты:

- адаптация трактуется как активное приспособление, обеспечивающее человеку пригодность к жизни особое значение придается в этом генетическим факторам развития наследственным способностям индивидов к приспособлению;

- признается адаптивная функция любых социальных систем взаимодействующих с внешней средой (это одно, как мы знаем, из важных положений в теории Т. Парсонса). Любые выборы - это сфера и форма адаптации индивида;

- социальная адаптация понимается как связи индивида с малыми группами для достижения внутригруппового комфорта и взаимопонимания. Особенно ярко это проявляется на региональных выборах;

- существенная роль отводится межкультурному взаимодействию (в этносоциальном и маргинальном контексте, с позиций различных субъектов культуры и т.д.). И это тоже проявляется в предвыборной борьбе;

- признается социокультурный отбор как форма приспособления;

- утверждается, что стабилизация биологических и социальных инноваций, обеспечивающих приспособление, зависит от целенаправленной поддержки того сообщества, в котором живет конкретный индивид как избиратель.

Основным качеством (отношением) социальной адаптации является адекватность реагирования на воздействие социальной среды. В каких бы сферах ни осуществлялась жизнедеятельность человека, в каких бы формах она ни протекала, в ней всегда присутствует момент раскрытия (использования), преобразования и накопления (восполнения) адаптивного потенциала субъекта. Яркое подтверждение этого - его электоральное поведение.

Адекватность отражения - это не застывшее основное качество адаптивной деятельности человека. Оно само изменяется, становится динамичным в определенных условиях. Благодаря его динамичности устанавливаются разносторонние связи между адаптирующей средой и адаптантами, осуществляется внутренняя реорганизация, как самого субъекта, так и адаптирующей среды.

Можно выделить такие закономерности, отражающие родовую сущность социальной адаптации и принадлежащие любым ее разновидностям, как сопряженность биологического и социального адекватность, отражения существенных изменений и целесообразность структурного реагирования на них соблюдение адаптивной нормы и меры, обеспечивающих относительное равновесие и баланс сил в социальной системе дифференцирующая корректирующая и интегрирующая роль механизма адаптации усиление субъекта по мере усложнения социальных связей субсидиарный (вспомогательный) характер адаптивной деятельности в рамках существенных связей субъекта с социальной и природной средой.

Вслед за В.В. Козловым, Д. Котовым, В.В. Новиковым и другими отечественными психологами среди разновидностей адаптации мы отмечаем социально-профессиональную, социально-бытовую, социально-политическую, социально-психологическую и социокультурную, не отрицая правомерности исследования и других разновидностей (организационной, экономической, экологической и т.д.). Это выражается и в электоральном поведение личности.

Специфика адаптивных процессов определяется по направленности доминирующей деятельности в сферах жизни. В социально-бытовой адаптации, например, различен-уровень удовлетворения витальных потребностей, существенно влияет многоукладность на организационное оформление семейных отношений. Социально-психологическая адаптация основана на дифференциации общественного сознания, ценностно-ориентационных, мотивационных различиях в поведении человека. В основании специфики социокультурной адаптации лежат различия в культуре общества на разных уровнях его социальной организации, разделение производства на материальное и духовное. Социально-культурные различия являются вторичными, производными от таких важных факторов, как неоднородность труда, в том числе умственного, неравенство в распределении благ и услуг, устойчивый дефицит. В обеспечении потребностей отрасли культуры. Социально-политическая адаптация базируется на взаимосвязи экономических и политических интересов, на объективных взаимозависимостях внутри социальной структуры общества, что особенно ярко проявляется в тех же предвыборных кампаниях.

В сфере политики главная линия адаптивных процессов - овладение спецификой деятельности тех или иных политических институтов для компетентного выражения своего отношения к ним и сознательного политического участия, освоение норм права, необходимых для политического взаимодействия, свободы выборам определения гражданской ответственности. Социально-политическая адаптация: позволяет войти в сложившиеся отношения данной политической системы через политических посредников и непосредственно, оценить возможности властных структур, их кандидатов в период ротации (и выборов в том числе), когда индивид, личность из электората опосредованно реализует собственные социальные интересы.

Адаптивные процессы отличаются друг от друга не только спецификой проявления обще родовых качеств социальной адаптации, но и соотношением предметно-практических и духовно-практических усилий. Так, в социально-профессиональной и социально-бытовой адаптации преобладают предметно-практические усилия и действия, в социально-психологической, социокультурной и социально-политической духовно-практические. Не следует примитизировать адаптивную деятельность как электоральное поведение из-за, ее инструментально-вспомогательного характера. В ней практическое сознание и практическое действие для того и создают некую модель основной» и сопряженной деятельности и необходимый упорядоченный набор из запаса знаний чтобы на предварительной стадии или по ходу адаптивного процесса отработать наиболее трудные для освоения моменты, довести до автоматизма то, что имеет признаки повторяемости и минимизирует время и энергию для решения  возможных непредвиденных задач в нестандартных ситуациях.

Адаптивная деятельность гибка и маневренна, оперативна в реализации. Ее воспроизводство во многом определяется собственным адаптивным потенциалом человека биологическими задатками и конституцией, степенью его психологической реактивности, наличием коммуникативных и других необходимых способностей (на субстратном уровне) наличием достаточного коммуникативно-информационного опыта, знания знаковых систем и специфики обслуживаемой деятельности, потенциала среды (на социально - субстанциональном уровне).

Социальное назначение адаптации проявляется в ее функциях. К числу основных функций можно отнести праксиологическую (творческое преобразование субъекта и среды), идеологическую, нормативно-регулятивную, аксиологическую (отбор, усвоение, трансляция ценностей). Эти функции соответствуют функциям культуры в обществе, но преобразуются они в адаптивные формы с помощью специального механизма.

Итак, адаптация сопровождает человека и его деятельность в непривычных и нестандартных ситуациях. Собственно адаптивные усилия и действия нередко носят упреждающий подстраховывающий характер, выполняют репетиционные упражняющие, мобилизационные задачи. Это форма взаимоприспособления субъектов и социальной среды на основе обмена духовно – практическими возможностями и результатами деятельности в конкретных адаптивных ситуациях. Зная это, можно привлечь для участия в региональной предвыборной борьбе всех заинтересованных лиц.

Адаптация способствует модернизации общественной жизни и культуры общества, если люди ориентируются на возвышение духовных потребностей, обогащение социокультурного и политического опыта, норм и образцов. В то же время адаптированность к устаревшим, архаичным традициям и нормам к изжившим: стереотипам деятельности мешает нововведениям, тормозит необходимые начинания, истощает жизненную энергию и культурный потенциал тех инициативных людей, кто без достаточной поддержки прилагает напряженные усилия для преобразования среды в соответствии с новыми общественными требованиями.

С помощью нормативно-регулятивных средств (образцов, стандартов и других норм культуры, традиций, обычаев, официальных предписаний) дается направление адаптивной деятельности, устанавливается необходимый контроль за ходом взаимодействия сторон. Данное звено адаптационного механизма тесно связано с институциональными средствами.

В отечественной научной литературе несколько различаются близкие понятия нормы и норматива (Ю.А. Клейберг, P.M. Шамионов, В.Ф. Шевчук). Адаптивная норма, регулирующая взаимодействие, включает в себя: повышенную напряженность интеллектуальных, нравственных, волевых усилий человека в освоении среды и основной деятельности в период адаптации (по объему, темпам, качеству) критически-избирательное отношение взаимодействующих сторон к ценностям и образу жизни друг друга непрочность социального статуса в новой социальной среде выявление наиболее удобных и приемлемых форм и способов воздействия друг на друга и ответных реакций на внешнее воздействие для достижения общих целей (практическая оптимизация адаптирования и самоадаптирования). Норматив предстает как ориентир, некий эталон, образец состояния или развития в данных условиях (Н.А. Аитов, Ж.Т. Тощенко, В.Ф. Шевчук).

Адаптант стремится к идентификации со средой с наименьшим ущербом своим индивидуально-личностным качествам, он дозирует усилия, пытается сбалансировать привычные действия с новациями. Если самоадаптирование осуществляется вне взаимосвязи с адаптивными усилиями среды, то изменения в личности адаптанта не находят адекватных ответных реакций со стороны адаптирующей среды. Эти изменения либо остаются: неизменными, либо не принимаются в расчет. В таких случаях механизм самоадаптирования, отражающий внутри личностные адаптивные процессы, приводится в действие самим адаптантом, он пытается сбалансировать объемы, формы, темпы, способы собственной деятельности с индивидуальным адаптивным потенциалом и условиями социально-политической среды.

Социальное развитие общества на всех его уровнях предполагает действие адаптивных принципов общественной жизни. Если эти принципы нарушаются или не берутся во внимание, то происходит отторжение новаций, появляется затяжное конфликтное противостояние различных социальных сил, ведущее к социальному взрыву, нарушается преемственность поколений и т.д. К таким: принципам мы относим следующие: эволюционный переход от одной адаптивной меры к другой, сохранение инвариантной основы социально-политического устройства (общечеловеческих начал и ценностей жизни, прав и свобод личности, самоценного отношения к человеческой жизни и ее природным источникам, к индивидуальности личности и т.д.), оптимальное соотношение нового и традиционного в реформаторских процессах, ориентированных на цели данной социально-политической системы паритет индивидуально-личностных и общественных интересов и ценностей активно преобразующий, конструктивный, сбалансированный характер взаимодействия в оптимальных для общества условиях при стабильности и открытости гражданского общества, адаптированной технологии гражданского диалога в упреждающем снятии социально-политической напряженности,, при соблюдении меры обновления, постепенном усложнении и обогащении социально-психологического обмена между личностями и объединениями людей данного общества).

Итак, содержание адаптивных процессов составляет деятельность, мобилизирующая адаптивный потенциал субъекта и более или менее адекватно отражающая его взаимодействие с. социальной средой. Эта деятельность может быть прогрессивно-преобразующей или консервативно-тормозящей в зависимости от содержания и, направленности основной деятельности, уровня культуры взаимодействующих сторон, а» также от состояния и силы воздействия на субъекта конкретной социальной среды. Субсидиарный (вспомогательно-инструментальный) характер адаптивной деятельности не выводит ее за пределы взаимодействия, более того, он служит каркасом устойчивости существования и взаимоперехода сторон и существенным моментом стабилизации новых состояний.

Адаптацию можно определить как субсидиарную форму взаимодействия с социальной средой, обеспечивающую взаимоприспособление, совместимость и обмен духовно-практическими возможностями и результатами. И одной из ярких сторон этой формы представляется нам электоральное поведение в региональном или федеральном социуме.

Не менее важное значение для адаптации индивида и его социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей состояния и свойства профессиональная направленность личности и т.д., все, что образуется в процессе социализации, составляя внутренние ее условия. Все изменения в личности, в ее поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной: направленности того же электорального поведения и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе.

Рассмотрение внешних и внутренних детерминант личности не может ограничиваться их абсолютизацией или по крайней мере, соотнесением. Необходимо введение категории, характеризующей их «отношения». Таковым на наш взгляд, является феномен удовлетворенности личности в области, соответствующей предмету социализации (удовлетворенность собой трудом, жизнью, отношениями).

Значимость, этой проблемы определяется той ролью, которую играет процесс социализации в становлении личности. Изучение механизмов, сфер и институтов, условий и результатов социализации человека имеет, исключительно важное значение для создания благоприятных условий становления личности и прогнозирования» ее поведения. Вполне естественно, что сегодня имеется попытка определить наиболее эффективные и продуктивные условия для успешной социализации юношества, критерием которой становится функционирование личности в качестве полноправного, социально зрелого субъекта различных отношений в том числе и электоральных. Это требует концептуального объяснения тех критериев, которые позволили бы судить о степени социализированное субъекта в процессе его электорального поведения.

Современное представление о социализации, ее источниках и механизмах, видах и формах, содержании и: критериях складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем личности, ее содержания и становления, поведения, деятельности, общения, познания. Общий анализ проблем личности разрабатывается, как мы убедились, в философских учениях, однако именно психологические науки в большей степени раскрывают в личности то, что представляет практический интерес с точки зрения ее становления и поведениям социуме.

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов, философов, социологов, педагогов. Настоящее исследование выполнено на основе теоретических и методологических положений отечественной психологии, изложенных в трудах Б.Г. Ананьева, Ф.M. Андреевой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.И: Донцова, А.Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина, В.Н. Куницыной, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, В.В. Новикова, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина,. А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.С. Рубинштейна, В.Е. Семенова, Е.В: Шороховой, В.А. Ядова и др:

Проблема электоральной социализации должна занять одно из центральных мест в социальной психологии, изучающей социальное поведение человека. Уже сегодня эта проблема рассматривается в трудах отечественных классиков (К. А. Абульханова-Славская, А.В: Брушлинский, Л.А. Головей, О.В. Дашкевич Л.А.  Дикая, А.И: Донцов, Ю.М. Забродин, А.В. Карпов, А.А. Крылов, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Г.С. Никифоров, В.В. Новиков, К.К. Платонов, Ю.П. Поваренков, А.Л. Свенцицкий, В.И. Страхов,. Е.Б. Шестопал, В.Д. Шадриков, Э.С. Чугунова и др.).

В последние годы многие психологи обратились к проблеме поведения индивида в системе: образования (М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, А.А. Реан, Н.И. Шевандрин, В.Ф. Шевчук, В.А. Якунин и др.). Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований поведения личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (У. Бронфенбреннер, Дробижева, H.Л. Иванова, Н.М. Лебедева, М. Мид, Л.М. Попов, В.Ю. Хотинец и др.).

Исключительное внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению «частных» социализации социализации отдельных свойств, состояний и процессов (С.И. Ерина, В.Н. Куницына, Ю.П. Поваренков, А.А. Реан, В.И. Страхов, P.M. Шамионов и др.).

В зарубежной психологии: в рамках индивидуально-психического или психоаналитического подходов изучаются и процессы, политической социализации: формирование в детском возрасте конкретного содержания т.е. когнитивного и ценностного аспектов политических взглядов человека. Исследователи-психоаналитики, изучавшие политическую социализацию, Д. Истон и Дж. Деннис на основании эмпирического обследования 12 тыс. американских детей пришли к выводу, что в раннем возрасте формируется механизм «диффузной поддержки» существующей, политической системы. Эти и другие американские авторы полагали, что дети переносят положительное аффективное восприятие отца и известного им представителя власти полицейского на президента США, в результате чего фигура главы государства идеализируется, а затем эта идеализация может быть экстраполирована и на более безличные институты власти, например конгресс, на символы государства: флаг, гимн.

Критики концепции «диффузной поддержки» справедливо отмечали ограниченность того эмпрического материала, который лег в ее основание. Выводы авторов, относящиеся к маленьким белым американцам 60-х годов из благополучного среднего класса, не подтвердились данными о социализации детей из более бедных семей, особенно принадлежащих к этническим меньшинствам, а также детей более поздних поколений, росших в ином, более «конфликтном», чем в середине 60-х годов внутриполитическом климате. И уж совсем сомнительной выглядит эта концепция, если пытаться применять ее к условиям ряда других стран с менее конформным, чем в США, массовым политическим сознанием. И, наконец, самый убедительный аргумент критиков состоял в том, что «диффузная поддержка» может быть сугубо временным феноменом и исчезать с повзрослением человека в связи с переживаемыми им личными или политическими событиями.

При всей справедливости этой критики нельзя отрицать значимость концепции «диффузной поддержки». Во-первых, она вполне адекватна тем ситуациям, в которых институты первичной социализации (семья, школа, другие детские учреждения) вносят в сознание детей единую, непротиворечивую систему политических представлений. Во-вторых, многое в политической: психологии подтверждает предположение Истона и Денниса, что первичные детские представления, даже будучи вытеснены последующим опытом, обладают значительной устойчивостью и что в моменты кризисов вероятно возвращение личности к своим базовым представлениям.

Помимо психоанализа в зарубежной психологии концепции социального поведения личности развиваются на основе идей! бихевиоризма, когнитивизма и других школ (А. Бандура, Ч.Х. Кули, А. Маслоу, Д.Г. Мид, С. Московичи, Ж. Пиаже, Б.Ф. Скиннер, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, несмотря на то, что проблема человеческого поведения выступала предметом многих социально-психологических и психолого - педагогических исследований и является ключевой, для целых отраслей психологической и смежных с ней наук, вопросы о механизмах, средствах, условиях, результатах электорального поведения: индивида остаются недостаточно проработанными. Это требует построения специальной концепции социализации электората, изучающей взаимоотношения кандидатов выборных кампаний (условно назовем их лидерами) и конкретного электората, выбирающего или отвергающего их.

 

АВТОР: Маренков А.В.