Анализ основных принципов известных концепций обучения
Принципы обучения по системе Л.В.Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности;
- быстрый темп в изучении программного материала;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание обучаемыми процесса учения;
- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.
Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л.В.Занкова, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.
- оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;
- быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
- восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение;
- беглость мысли - количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени, в соответствии с некоторым требованием;
- способность найти новые непривычные функции объекта или его части.
Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер.
Общим показателем умственного развития служит усвоенность приема учебной работы, который распадается на два показателя:
- способность учащегося рассказать, из каких действий состоит учебная работа;
- способность перенести прием в новую ситуацию, т.е. умение использовать прием в решении новых задач.
Явление переноса как качество ума, как показатель творческого мышления изучался Е.Н Кабановой-Меллер специально. В результате экспериментальных исследований она выделила в качестве показателей умственного развития ряд явлений, связанных с переносом. Причем эти показатели выявили умственное развитие лишь в условиях развивающего обучения, которое способно обеспечить формирование обобщенных приемов.
Концепция Г.А. Цукерман. Одна из важнейших задач - обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. Учащихся, не умеющих общаться и не способных к сотрудничеству, сложнее обучать, т.к. предполагается, что в начальной школе собственная неумелость компенсируется не с помощью книг, а с помощью других людей: учителей, родителей, одноклассников. Для ребенка 6-7 лет умение учиться - это, прежде всего умение включаться в учебное сотрудничество.
Концепция В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина.
Основные различия эмпирического и теоретического мышления:
- эмпирические знания есть результат сравнения предметов и представлений о них, о теоретические знания возникают в процессе анализа их функций;
- в процессе эмпирического сравнения происходит выделение формального свойства, общего для всех предметов, а теоретический анализ позволяет открыть реальные отношения в системе предметов и явлений;
- эмпирические знание, опирающиеся на наблюдение, отражают в представлениях внешние свойства предметов, а теоретические знания отражают их внутренние отношения и связи;
- процесс конкретизации эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов, а конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания;
- необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова - термины, а теоретические знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже с помощью различных символознаковых средств.
В основу любой теоретической модели обучения должна быть положена определенная базисная психологическая концепция. Разработанная русскими психологами теория рассматривает всякое обучение как обучение некоторой деятельности, в конечном итоге - мыслительной деятельности.
Исходя из этой общей психологической теории обучения, конкретизируя ее, можно получить концепцию обучения конкретному предмету на основе использования информационных технологий. Внедрение средств новых информационных технологий в учебный процесс способствует изменению и совершенствованию методической системы обучения.
Из дополнительных принципов применительно к дистанционному образованию (ДО) наиболее значимым являются следующие.
Гуманистический приниип ПО: направленность обучения и образовательного процесса к личности: создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися навыками владения разговорной английской речью, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких интеллектуальных качеств.
Принцип целесообразности применения новых информационных технологий. Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: повышение доступности образования искусствоведческим дисциплинам на основе использования современных телекоммуникационных технологий.
Принцип опережающего образования. Этот принцип образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
АВТОР: Марков А.И.