16.06.2012 12363

Методические основы известных педагогических технологий с использованием информационных технологий и технических средств активизации обучаемых

 

Основные понятия и анализ существующих методов обучения

По определению Б.Т.Лихачева: педагогическая технология - это совокупность приемов, психолого-педагогических установок, определяющих определенный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

По определению ЮНЕСКО педагогическая технология-это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающем в себя смыслы всех определений.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:

- Научным: педагогическая технология - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания и методы обобщения и проектирующая педагогические процессы.

- Процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

- Процессуально-действенным: осуществление педагогического процесса функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется в трех соподчиненных уровнях:

- Общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризуется как целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном случае в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения.

- Частнометодический уровень: частнометодическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета.

- Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач.

Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней полностью перекрывается понятиями методик обучения; разница между ними лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компонента; в методиках - целевая, количественная и расчетная компонента.

Рассмотрим основные качества педтехнологий.

Любая педагогическая технология имеет структуру. Из данных определений следует, что технология максимально связана с учебным процессом - деятельностью преподавателя и обучаемого, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

в) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемого, методы и формы деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения материла, диагностика учебного процесса).

Любая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям:

- концептуальность - каждая технология должная опираться на определенную научную концепцию включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

- системность - педтехнология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

- управляемость предполагает, возможность планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики;

- эффективность - современные педтехнологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам;

- воспроизводимость - подразумевает возможность применения педтехнологии в других однотипных образовательных учреждениях.

Рассмотрим научные основы педтехнологий.

Любая педтехнология основывается на определенном философском фундаменте. Наиболее ясно обнаруживается философский фундамент в технологиях, в которых его формирование входит в систему целей (например, гуманистическая технология).

Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, развитие личностных качеств.

Рассмотрим классификацию педтехнологий.

В теории обучения существует множество вариантов учебно - воспитательного процесса. Многие педтехнологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют много общего и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

По сущностным и инструментально значимым свойствам выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и модульные системы.

По философской основе: материалистические и идеалистические, научные, гуманистические.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, развивающие и др.

По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально - ориентированные, гуманитарные, технократические, частнопредметные, монотехнологии, комплексные и проникающие технологии.

По типу организации и управления познавательной деятельности: классическое лекционное обучение; обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», обучение с помощью учебника, групповые способы обучения.

Компьютерное обучение, система «репетитор», программное обучение.

По уровню применения - общепедагогическая.

По философской основе - приспосабливающая + технократическая.

По основному фактору развития - социогенная + психогенная.

По концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + оперативная.

По характеру содержания - проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью - компьютерная.

По организационным формам - индивидуальная + система малых групп.

По подходу обучаемому - сотрудничество.

По преобладающему методу, информационная + оперативная, диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации - эффективность организации и управления.

По категории обучаемых - все категории.

В практике обучения чаще всего распространены комбинации этих систем.

Важной стороной в любой педагогической технологии является позиция обучаемого в образовательном процессе.

В соответствии с вышеуказанным выделяют следующие типы технологий:

а) авторитарные - педагог является единоличным субъектом учебного процесса;

б) дидактоцентрические технологии, здесь также чаще всего педагог является субъектом учебного процесса;

в) личностно-ориентированные технологии - в центр образовательного процесса ставится личность обучаемого;

г) гуманно-личностные технологии отличаются, прежде всего, своей яркой психотерапевтической направленностью, они проповедуют веру в творческие силы обучаемого;

д) технологии сотрудничества - реализуют партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и обучаемого;

е) технологии свободного воспитания делает акцент на предоставление самостоятельности, при которых обучаемый идет к цели от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Способ, метод, средство обучения определяет название многих существующих технологий: репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, проблемного обучения, развивающего, саморазвивающего обучения, программированного обучения, с использованием информационных технологий и технических средств обучения.

Описание технологии предполагает раскрытие всех ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.

Описание педтехнологий можно представить в следующем виде:

- идентификация педтехнологий в соответствии с принятой систематизацией;

- название технологии, отражающее ее сущность;

- концептуальная часть;

- особенность содержания образования;

- процессуальные характеристики (особенности методики, применение методов и средств обучения, организационные формы учебного процесса)

- программно-методическое обобщение (учебные планы и программы, методические пособия, наглядные и технические средства обучения).

В зависимости от целей обучения, возраста, уровня подготовки обучаемых используется те или иные педтехнологии.

В ряде государственных документов последних лет: «Национальная доктрина образования в российской Федерации», законе «Федеральная программа развития образования на 2003-2004 гг.» и других подчеркивается необходимость модернизации образования в России, что в свою очередь неотрывно связано с использованием в образовании новых педагогических технологий информационных технологий.

Важнейшей проблемой для преподавателя в учебном процессе являлось активизация мышления обучаемых. Это краеугольный камень для любой педагогической технологии. В процессе обучения часто возникает ситуация, когда активность обучаемых падает и усвоение учебного материла, остается не недостаточном уровне.

В основе научно-технического и социального прогресса лежит активность субъекта, что предъявляет специфические требования к обучению.

В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести знания.

Творческая активность обучаемого на занятиях предполагает также теоретическое осмысление, самостоятельный поиск решения проблем, проявление познавательных способностей.

Стимулирование, активизация мышления обучаемых требует от преподавателя создание совершенно новых условий обучения, использование таких методик, технических средств, которые давали возможность успешно вести учебный процесс.

В зависимости от условий обучения и задач, поставленных перед обучаемыми, хорошего результата давали широко известные технологии, используемые известными педагогами:Я.А. Коменского, В.П. Беспалько, В.П. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, но наибольший результат дают технологии с использованием информационных систем и новых технических средств обучения.

 

АВТОР: Марков А.И.